Сознательная дисциплина это кратко

Обновлено: 05.07.2024

Дисциплина (от лат. disciplina — умение, выправка) — это строгое соблюдение установленного порядка, правил поведения, выработанных и принятых в том или ином учреждении, учебном заведении, в организации и т.

В зависимости от сферы применения дисциплина может быть партийная, трудовая, воинская, дисциплина учебных заведений и т. д.

Ни одна общественная организация, коллектив не могут существовать, а тем более успешно действовать без дисциплины. Великий педагог прошлого Я. А. Коме некий справедливо сравнивал школу без дисциплины с мельницей без воды. Любое общество рассматривает дисциплину как необходимый элемент общежития.

Таким образом, дисциплина выступает как цель воспитания, так как невозможно решить задачи общественного развития, стоящие перед той ¦или иной организацией, коллективом учащихся без достаточной организованности и дисциплины, без сознательного объединения всех на борьбу за выполнение трудовых, учебных, общественно-политических и других задач.

«Надо научиться соединять. демократизм трудящихся масс,— писал В- И. Ленин,— с железной дисциплиной во время труда, с беспрекословным повиновением — воле одного лица, советского руководителя, во время труда* Одновременно с этим дисциплина представляется условием воспитания положительных черт и качеств личности, условием успешного формирования характера советских людей.

Дисциплина выступает и как средство воспитания прежде всего таких качеств личности, как организованность, точность, чувство долга, ответственность, инициативность и др.

Наконец, дисциплинирован* Ность — нравственное качество личности, характеризующее некоторые качественные стороны поведения человега, сознательное соблюдение им определенных норм, правил общежития, доведенных в отдельных случаях до уровня привычек.

Сознательная дисциплина — это не только умение подчинять свои интересы интересам коллектива, но, прежде всего, строго придержи-ваться обязанностей учащегося советского учебного заведения, со всей ответственностью относиться к задачам, выдвигаемым учебным заведением, его общественными организациями, коллективом учащихся,

1 Ленин В. И. Полное собрание сочинений, т. 25, с- 80, * Л с н и н В. И. Полное собрание сочинений, т. 30, с. 203.

направленным на обеспечение высокого качества подготовки специали-стов, воспитания учащейся молодежи в коммунистическом духе.

В советских учебных заведениях воспитание дисциплины строится на соединении точного беспрекословного выполнения установленных норм и правил поведения, требований педагогов, администрации и ученического коллектива с инициативой учащихся, направленной на созидательную борьбу за образцовый порядок и режим, организованность, точность, воспитание чувства долга, умения подчинять свои интересы интересам общества, коллектива и другие нравственные стороны личности.

Сознательная дисциплина — это не только внешний порядок, внешнее подчинение.

Как правильно заметил А. С. Макаренко, такое понимание дисциплины было бы гибельным для самого учебного заведения, так как «при таком взгляде на дисциплину, она всегда будет только формой подавления, всегда будет вызывать сопротивление. коллектива и ничего не будет воспитывать, кроме протеста и желания скорее выйти

Сознательная дисциплина может успешно вырабатываться при условии уважения к личности воспитанника, доверия к нему, веры в его силы и возможности. Но, с другой стороны, уважение ни в коем случае не должно рассматриваться как уступчивость, потакание, снижение уровня требовательности к учащимся и учащихся к самим себе.

Правильное сочетание уважения и требовательности к учащимся в каждом отдельном случае, в каждой жизненной ситуации будет укреплять взаимоотношения между воспитателямияи воспитанниками, создавать благоприятные условия для формирования будущих высокодисциплинированных специалистов.

Воспитание сознательной дисциплины в средних специальных учебных заведениях — это продолжение кропотливой работы, начатой еще родителями в дошкольные годы детей и школой, где закладываются основы сознательного поведения и дисциплины.

В средней профессиональной школе сама жизнь учебного заведения, задачи подготовки специалистов для народного хозяйства выдвигают более высокие требования и в области воспитания сознательной дисцип-

1 Макаренко А. Є, Сочинения в 7-ми томах, т. 5, с. 36. лины. Здесь наряду с задачей укрепления личной дисциплины каждого учащегося большое место занимает программа требований по воспитанию общественной дисциплины, то есть привитие учащимся таких норм поведения, дисциплины, которые соответствуют социалистической общественной морали и являются обязательными для всех советских граждан.

Наконец, новой задачей по сравнению с общеобразовательной школой является воспитание у учащихся средних специальных учебных заведений таких качеств, таких элементов дисциплинированности, которые присущи организаторам производства, специалистам, несущим ответственность за работу коллективов ЛЕОДЄЙ, то есть людям, не только исполнителям, управляющим агрегатами, машинами, станками, но и управляющих людьми.

Огромное значение в решении общей задачи воспитания сознательной дисциплины имеет осуществление постоянного перехода от дисциплины послушания, дисциплины внешнего повиновения старшим, принятым в учебном заведении правилам и нормам, к самодисциплине учащихся, к дисциплине, основаЕшой на глубоком сознании потребности соблюдать нормы и правила общежития, дисциплине, основным мотивом которой является высокоразвитое чувство общественного долга.

Показателем успеха в осуществлении такого перехода будет поведение, дисциплина учащихся вне стен учебного заведения, то есть в условиях, когда внешне отсутствует контроль тех старших, которым фа теги чес км подчинен воспитанник (учащийся), или лиц — членов коллектива, к которому принадлежит учащийся. А.

При каких условиях, при помощи каких средств и методов осуществляются эти задачи? Важнейшим условием успеха воспитания сознательной дисциплины будет разработка и осуществление коллективами учебных заведений на основе принципов коммунистической морали системы взглядов на дисциплину, требований к нормам и правилам дис-циплинированного поведения учащихся в учебном заведении, общежитии, на улице, в общественных местах; требований дисциплины труда во время уроков, выполнения различного рода лабораторных и практических заданий, дисциплины в процессе производственного обучения, выполнения общественных обязанностей и заданий.

Такие требования и взгляды фиксируются в виде правил поведения, правил внутреннего распорядка, инструкций и других документов, которые приобретают форму рекомендации или юридических документов, обязательЕіьіх для выполнения всеми учащимися.

Содержание подобных документов представляет собой конкретизацию морально-этических норм и требований, изложенных в Моральном кодексе строителя коммунизма, Уставе ВЛКСМ* в Основах законодательства о народном образовании в СССР и союзных республик, в Положении о среднем специальном учебном заведении и других документах, регулирующих отношения между советскими людьми, между учащимися и обучающим персоналом, а также устанавливающих правила и нормы социалистического общества, требования дисциплины.

Эти требования предполагают создание лучших условий для учебы, труда, общественной деительности, .развития способностей и даровании каждого учащегося, условий для здорового и разумного отдыха.

Параллельно с просветительной работой, направленной на формирование и развитие общественного сознания учащихся, коллективы учебных заведений организуют всю учебную (урочную) и внеурочную ра-боту с учащимися так, чтобы у них на основе полученных знаний, сформированных взглядов и убеждений вырабатывались навыки и привычки дисциплинированного поведения.

Большую роль в воспитании сознательной дисциплины играет хорошо поставленная учебная работа в техникуме.

Если жизнь и деятельность учащихся будут постоянно соприкасаться с определенным кодексом одинаковых требований дисциплины, то это приведет к накоплению у учащихся личного опыта нравственного поведения, закреплению этого опыта в сознании и привычках.

Если же одни преподаватели будут требовать от учащихся добросовестного отношения к своим учебным обязанностям и выполнению общественных поручений, а другие будут снисходительны к нарушениям учебной дисциплины, то при таких условиях у учащихся задерживается

выработка правильного стереотипа поведения, так как учебное заведение не обеспечивает условий для создания и закрепления системы временных нервных связей, обеспечивающих определенную интенсивность и последовательность реакций.

Если, например, все преподаватели будут предъявлять одинаковые требования к культуре поведения учащихся на уроке, то достаточно быстро можно будет добиться в масштабах всего учебного заведения высокой дисциплины, культуры труда и поведения; в противном случае учащиеся, у которых не вырабатано дисциплинированное поведение, находят моральную защиту у наставников, преподавателей, позволяющих им расслабиться, игнорировать установленные в учебном заведении правила и нормы поведения.

Благоприятное воздействие на дисциплину и дисциплинированность оказывает индивидуальный подход к учащимся в процессе обучения, создание оптимальных условий для работы каждого ученика с учетом его способностей, быстроты протекания нервных процессов и т. д. Умение преподавателя примениться к этим требованиям укрепляет доверие учащихся к нему, что благоприятствует взаимопониманию и добросовестному отношению к работе*

Преподаватели должны добиваться от учащихся на каждом уроке, а также во всех других видах учебной работы высокой дисциплины, внимательности, активного труда.

Отрицательное воздействие на воспитание дисциплинированности может оказать смешение преподавателем оценки за знание учебного материала с оценкой поведения.

Снижение учебной оценки на основе каких-либо нарушений поведения — недопустимо, нбо в таком случае учащийся перестает верить не только в объективность оценки, но и в справедливость педагога.

Поскольку в процессе воспитания дисциплины приходится также решать задачи борьбы с недисциплинированностью, иногда укоренившимися навыками и привычками неправильного поведения, то на этом пути следует прежде всего в каждом отдельном случае изучить причины нарушения дисциплины, мотивы неблаговидных поступков учащихся, только после этого можно принять правильное решение.

Такой вдумчивый, гуманный подход укрепит у учащихся н всех окружающих веру в справедливость преподавателя (воспитателя), а также в справедливость коммунистических принципов и методов воспитания.

Дисциплинированность (также самодисциплина, организованность) — черта характера личности, ставшая привычкой склонность человека к соблюдению правил работы и норм поведени.

Дисциплинированность — это готовность к выполнению и умение субъекта (носителя дисциплины) соблюдать дисциплинарные требования. Сознательная дисциплинированность (самодисциплина) означает не только подчинение индивида нормам общества и коллектива, но и его активную позицию в деле укрепления военной и трудовой дисциплины.

Всегда соблюдать дисциплину, выполнять то, что неприятно, но нужно делать, — это и есть высокая дисциплинированность.

Дисциплинированность – выражается в точном и неуклонном подчинении своих действий установленным правилам и требованиям долга. Сущность дисциплинированности составляет сознательное отношение к своему поведению и к своим обязанностям по отношению к обществу.

Дисциплинированность – это готовность и умение человека выполнять поставленные задачи качественно и точно в срок.
Дисциплинированность – это умение так взаимодействовать со временем, чтобы его хватало на все неотложные дела.
Дисциплинированность - это умение в точности исполнять взятые на себя обязательства и данные кому-либо (в том числе себе) обещания.
Дисциплинированность – это умение сосредоточиться на главном, отвлекаясь от второстепенного и не замечая его.
Дисциплинированность – это основа самовоспитания.
Дисциплинированность – неотъемлемая черта характера хорошего воина; умение в точности выполнять приказы и соблюдать все уставные положения.


Преимущества дисциплинированности

Дисциплинированность обеспечивает внутреннюю упорядоченность – мыслей и эмоций.
Дисциплинированность обеспечивает быстрое продвижение к намеченной цели - дисциплинированный человек умеет подчинить себя достижению цели, временно отодвинув все иные дела и заботы.
Дисциплинированность раздвигает границы возможностей – в работе над собой.
Дисциплинированность раздвигает границы времени – дисциплинированный человек способе выполнить больший объем работы (больше успеть) за меньший временной промежуток.
Дисциплинированность обеспечивает понимание – того, как ранжируются цели и задачи; что первостепенно, что вторично.


Проявления дисциплинированности в повседневной жизни

Воинская служба. Подчинение общему распорядку и обязательность исполнения уставных требований и приказов командира приучают человека к дисциплинированности.
Занятия спортом. Высоких позиций в спортивной иерархии способен лишь человек дисциплинированный, способный к постоянным и планомерным, а не спорадическим, тренировкам.
Самоограничение. Даже самые несложные, бытовые случаи самоограничений – например, соблюдение диеты – это проявление дисциплинированности человека.
Трудовая деятельность. Человек, вовремя исполняющий порученную ему работу, проявляет дисциплинированность – укладывает ли он рельсы или же пишет научный трактат.
Законопослушность. Человек, никогда не преступающий закон, даже если речь идёт всего лишь о переходе улицы на красный свет светофора – проявляет таким образом не только уважение к закону, но и дисциплинированность.

Как достичь дисциплинированности


Шесть способов развития самодисциплины

1. Совершайте небольшие последовательные шаги.

Рекомендуется делать небольшие, но последовательные шаги к становлению дисциплинированным человеком. Вы не можете стать дисциплинированным человеком в одночасье. Для развития самодисциплины требуется время, но вы должны быть полны решимости. Чем дольше вы будете стараться делать дисциплинированные шаги, тем сильнее вы становитесь. К примеру, начните с чего-то небольшого, что делает вас счастливее. Это может быть пятнадцатиминутная ежедневная тренировка, ежедневное пробуждение на десять минут раньше и так далее. Если вы курите 20 сигарет ежедневно и желаете дисциплинировать себя на избавления от никотиновой зависимости, начните с курения 19 сигарет ежедневно, потом 18 и так далее, уменьшая ежедневную дозу выкуриваемых сигарет.

2. Старайтесь не откладывать на потом.

Составьте список того, чего вы желаете достичь и решите принимать меры незамедлительно. Установите сроки и обещайте себе, что вы будете придерживаться своего плана до тех пор, пока не достигните цели. Старайтесь не откладывать на потом. Промедления ослабляют вашу решимость стать дисциплинированным. Когда вы достигните небольших целей, это усилит вашу внутреннюю решимость на постановку ещё нескольких целей и их достижение. Здесь создаётся эффект сложения, усиливающий силу вашего разума, позволяя вам устанавливать и достигать ещё большие цели.

3. Каждый день на счету.

Старайтесь дисциплинировать свой день, регулярно совершая одни и те же действия. Так, вы можете вставать утром в 6 часов, чтобы поучиться, по крайней мере, 15 минут, прежде чем делать утреннюю зарядку в течение 15 минут. Создайте для себя список дел, которые вы будете совершать ежедневно. Начните с малого, и каждую неделю добавляйте себе какое-нибудь полезное задание. Если вы пропустите хотя бы один день, ваш уровень дисциплины упадёт, что может ослабить вашу решимость к продолжению.

4. Визуализируйте конечный результат.

Определите для себя время на визуализацию конечного результата, представляйте себя уже достигнувшим своих целей и стремлений, в результате дисциплины ваших ежедневных шагов. Планируйте шаги, которые потребуются для достижения ваших целей и принимайте меры немедленно. Визуализация помогает сохранять импульс и разжигать вашу мотивацию к действиям. Главное – чтобы конечный результат был действительно желанным.

5. Попросите кого-нибудь стать вашим наставником.

Попросите кого-нибудь из близких друзей или родственников следить за вашими успехами. Это очень полезно для вашего успеха иметь личного тренера. Со стороны лучше всего бывает заметно, что вы делаете неправильно. Заметив ошибку, наставник может вернуть вас на трассу. Это поможет ускорить темпы вашего роста.

6. Научитесь отказываться от мгновенного удовольствия.

Практикуйте привычку отказывать некоторым вашим желаниям, которые приятны для вас. Если вы любите всё время проводить у телевизора, ограничьте количество времени, которое вы уделяете этому занятию. Этого будет проще добиться, если вы изначально определите время, когда вам можно смотреть телевизор. Избавляйтесь от привычек, которые угрожают вашей решимости быть дисциплинированным, к примеру, если вы любите выпить, сократите количество употребляемого алкоголя. Запретите себе попадать под искушение мгновенного удовольствия, в пользу более важных на данный момент дел. Прежде чем принять решение, подумайте. Поразмышляйте о долгосрочных последствиях ваших действий.

Самодисциплина требует усилий и времени. Это может быть нелегко в начале, но проявив упорство, вы освоите этот навык и получите полный контроль над своей жизнью.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

М.В. Рютина, магистр педагогики

МБОУ Шарагайская СОШ

Теоретический аспект воспитания

сознательной дисциплины учащихся

В статье рассматриваются различные подходы к раскрытию понятий «дис-

циплины. Обсуждается сущность сознательной дисциплины учащихся.

Ключевые слова: дисциплина, дисциплинированность сознательная дисциплина.

Одним из приоритетных направлений современного образования является развитие социально активной, дисциплинированной и ответственной личности, формирование у подрастающего поколения гражданского сознания и дисциплины.

Дисциплина для школы имеет большое значение. Дисциплина среди учителей и учащихся является необходимой предпосылкой обучения. Без создания внешних условий, порядка, без признания авторитета учителя процесс обучения неэффективен. Без дисциплины нельзя воспитать в детях патриотизм, честность, смелость, отвагу, настойчивость, умение планировать. Дисциплина формирует моральные качества.

Состояние дисциплины учащихся в школе и степень дисциплинированности определяется всей системой воспитания: правильной организацией классного коллектива, качественным и умелым преподаванием на уроках, общей культурой школы, единством воздействия школы, семьи и общественности. Высокий уровень дисциплины и дисциплинированности – это результат всего воспитательного процесса.

Дисциплина выполняет следующие функции: запретительную, предписывающую, охранительную, поддерживающую, ориентирующую, прогнозирующую,

регламентирующую, упорядочивающую. Они, в свою очередь, разделяются на две большие группы: обеспечения членов общества эталонами и моделями поведения; стабилизации, упорядочения отношений. Все эти функции являются непременными составляющими педагогической деятельности.

Существуют разные виды дисциплин, но мы остановимся на школьной дисциплине. Ее своеобразие состоит в том, что она всегда подчинена задачам воспитания и обучения. Вопросы дисциплины решаются в школе в соответствии с тем, какую именно цель преследует учебно-воспитательная деятельность. Некоторые особенности

школьной дисциплины обусловлены возрастом учащихся.

Изучив литературу мы выделили три стороны школьной дисциплины: дисциплина учебная, требующая соблюдения правил, касающихся отношения школьника к учению; дисциплина личного поведения; дисциплина общественных обязанностей, предполагающая выполнение учащимися общественных поручений. Эти три стороны школьной дисциплины, взятые в совокупности, формируют отношение ученика как личному и общественному долгу.

Правила дисциплины закрепляются в поведении учащихся и определяют его устойчивость. Изменяя сознание ученика и обеспечивая непрерывность его нравственного роста, дисциплина формирует черту личности, свойство характера, личностное качество – дисциплинированность. Дисциплинированность проявляется в поступках и действиях человека и отражает сознательное выполнение общественных норм и правил поведения. Она не требует постоянного напряжения мысли, так как это – следствие привычки поступать в соответствии с уже сложившимся образом мыслей и действий, который характеризует отношение к гражданским, политическим, нравственным, юридическим правам и обязанностям. Благодаря такому сложившемуся отношению учащийся находит верную линию поведения в различных ситуациях. Дисциплинированность подразумевает выдержку, твердость, настойчивость, умение себя сдерживать, а также и другие нравственные привычки, необходимые для общения: вежливость, предупредительность, внимание к окружающим, внутреннюю собранность и организованность.

Уровень сформированности сознательной дисциплины учащихся в школе опреде-

ляется следующими показателями: понимание учащимися необходимости соблюдения

дисциплины в общественных местах, в школе, в личном поведении; готовность, а на самом высоком уровне ее развития и потребность в выполнении общественных требований и правил дисциплины труда, учения, свободного времени; самоконтроль в поведении; борьба с недисциплинированными поступками других, с нарушением общей дисциплины классного коллектива.

Сущности сознательной дисциплины учащихся, состоит из знания правил поведения и установленного порядка в школе, понимания их необходимости и закрепившейся, устойчивой привычки их выполнения . Как утверждает Жидкоблинов М. А. сознательная дисциплина предполагает осознание ребенком значения дисциплинированности, порядка как одного из необходимых условий для обучения.

В перспективе для построения современной модели воспитания сознательной дисциплины необходимо провести в учреждении диагностирование воспитанности учащихся.

Использованная литература:

1. Жидкоблинов М. А. Основной принцип дисциплинирования. М., 1949.

2. Крутецкий В. А. Воспитание дисциплинированности у подростков. М., 1960.

3. Мальковская Т. Н. Воспитание сознательной активности старших школьников. М., 1974.

Дисциплина (от лат. disciplina — умение, выправка) — это строгое соблюдение установленного порядка, правил поведения, выработанных и принятых в том или ином учреждении, учебном заведении, в организации и т.

В зависимости от сферы применения дисциплина может быть партийная, трудовая, воинская, дисциплина учебных заведений и т. д.

Ни одна общественная организация, коллектив не могут существовать, а тем более успешно действовать без дисциплины. Великий педагог прошлого Я. А. Коме некий справедливо сравнивал школу без дисциплины с мельницей без воды. Любое общество рассматривает дисциплину как необходимый элемент общежития.

Таким образом, дисциплина выступает как цель воспитания, так как невозможно решить задачи общественного развития, стоящие перед той ¦или иной организацией, коллективом учащихся без достаточной организованности и дисциплины, без сознательного объединения всех на борьбу за выполнение трудовых, учебных, общественно-политических и других задач.

«Надо научиться соединять. демократизм трудящихся масс,— писал В- И. Ленин,— с железной дисциплиной во время труда, с беспрекословным повиновением — воле одного лица, советского руководителя, во время труда* Одновременно с этим дисциплина представляется условием воспитания положительных черт и качеств личности, условием успешного формирования характера советских людей.

Дисциплина выступает и как средство воспитания прежде всего таких качеств личности, как организованность, точность, чувство долга, ответственность, инициативность и др.

Наконец, дисциплинирован* Ность — нравственное качество личности, характеризующее некоторые качественные стороны поведения человега, сознательное соблюдение им определенных норм, правил общежития, доведенных в отдельных случаях до уровня привычек.

Сознательная дисциплина — это не только умение подчинять свои интересы интересам коллектива, но, прежде всего, строго придержи-ваться обязанностей учащегося советского учебного заведения, со всей ответственностью относиться к задачам, выдвигаемым учебным заведением, его общественными организациями, коллективом учащихся,

1 Ленин В. И. Полное собрание сочинений, т. 25, с- 80, * Л с н и н В. И. Полное собрание сочинений, т. 30, с. 203.

направленным на обеспечение высокого качества подготовки специали-стов, воспитания учащейся молодежи в коммунистическом духе.

В советских учебных заведениях воспитание дисциплины строится на соединении точного беспрекословного выполнения установленных норм и правил поведения, требований педагогов, администрации и ученического коллектива с инициативой учащихся, направленной на созидательную борьбу за образцовый порядок и режим, организованность, точность, воспитание чувства долга, умения подчинять свои интересы интересам общества, коллектива и другие нравственные стороны личности.

Сознательная дисциплина — это не только внешний порядок, внешнее подчинение.

Как правильно заметил А. С. Макаренко, такое понимание дисциплины было бы гибельным для самого учебного заведения, так как «при таком взгляде на дисциплину, она всегда будет только формой подавления, всегда будет вызывать сопротивление. коллектива и ничего не будет воспитывать, кроме протеста и желания скорее выйти

Сознательная дисциплина может успешно вырабатываться при условии уважения к личности воспитанника, доверия к нему, веры в его силы и возможности. Но, с другой стороны, уважение ни в коем случае не должно рассматриваться как уступчивость, потакание, снижение уровня требовательности к учащимся и учащихся к самим себе.

Правильное сочетание уважения и требовательности к учащимся в каждом отдельном случае, в каждой жизненной ситуации будет укреплять взаимоотношения между воспитателямияи воспитанниками, создавать благоприятные условия для формирования будущих высокодисциплинированных специалистов.

Воспитание сознательной дисциплины в средних специальных учебных заведениях — это продолжение кропотливой работы, начатой еще родителями в дошкольные годы детей и школой, где закладываются основы сознательного поведения и дисциплины.

В средней профессиональной школе сама жизнь учебного заведения, задачи подготовки специалистов для народного хозяйства выдвигают более высокие требования и в области воспитания сознательной дисцип-

1 Макаренко А. Є, Сочинения в 7-ми томах, т. 5, с. 36. лины. Здесь наряду с задачей укрепления личной дисциплины каждого учащегося большое место занимает программа требований по воспитанию общественной дисциплины, то есть привитие учащимся таких норм поведения, дисциплины, которые соответствуют социалистической общественной морали и являются обязательными для всех советских граждан.

Наконец, новой задачей по сравнению с общеобразовательной школой является воспитание у учащихся средних специальных учебных заведений таких качеств, таких элементов дисциплинированности, которые присущи организаторам производства, специалистам, несущим ответственность за работу коллективов ЛЕОДЄЙ, то есть людям, не только исполнителям, управляющим агрегатами, машинами, станками, но и управляющих людьми.

Огромное значение в решении общей задачи воспитания сознательной дисциплины имеет осуществление постоянного перехода от дисциплины послушания, дисциплины внешнего повиновения старшим, принятым в учебном заведении правилам и нормам, к самодисциплине учащихся, к дисциплине, основаЕшой на глубоком сознании потребности соблюдать нормы и правила общежития, дисциплине, основным мотивом которой является высокоразвитое чувство общественного долга.

Показателем успеха в осуществлении такого перехода будет поведение, дисциплина учащихся вне стен учебного заведения, то есть в условиях, когда внешне отсутствует контроль тех старших, которым фа теги чес км подчинен воспитанник (учащийся), или лиц — членов коллектива, к которому принадлежит учащийся. А.

При каких условиях, при помощи каких средств и методов осуществляются эти задачи? Важнейшим условием успеха воспитания сознательной дисциплины будет разработка и осуществление коллективами учебных заведений на основе принципов коммунистической морали системы взглядов на дисциплину, требований к нормам и правилам дис-циплинированного поведения учащихся в учебном заведении, общежитии, на улице, в общественных местах; требований дисциплины труда во время уроков, выполнения различного рода лабораторных и практических заданий, дисциплины в процессе производственного обучения, выполнения общественных обязанностей и заданий.

Такие требования и взгляды фиксируются в виде правил поведения, правил внутреннего распорядка, инструкций и других документов, которые приобретают форму рекомендации или юридических документов, обязательЕіьіх для выполнения всеми учащимися.

Содержание подобных документов представляет собой конкретизацию морально-этических норм и требований, изложенных в Моральном кодексе строителя коммунизма, Уставе ВЛКСМ* в Основах законодательства о народном образовании в СССР и союзных республик, в Положении о среднем специальном учебном заведении и других документах, регулирующих отношения между советскими людьми, между учащимися и обучающим персоналом, а также устанавливающих правила и нормы социалистического общества, требования дисциплины.

Эти требования предполагают создание лучших условий для учебы, труда, общественной деительности, .развития способностей и даровании каждого учащегося, условий для здорового и разумного отдыха.

Параллельно с просветительной работой, направленной на формирование и развитие общественного сознания учащихся, коллективы учебных заведений организуют всю учебную (урочную) и внеурочную ра-боту с учащимися так, чтобы у них на основе полученных знаний, сформированных взглядов и убеждений вырабатывались навыки и привычки дисциплинированного поведения.

Большую роль в воспитании сознательной дисциплины играет хорошо поставленная учебная работа в техникуме.

Если жизнь и деятельность учащихся будут постоянно соприкасаться с определенным кодексом одинаковых требований дисциплины, то это приведет к накоплению у учащихся личного опыта нравственного поведения, закреплению этого опыта в сознании и привычках.

Если же одни преподаватели будут требовать от учащихся добросовестного отношения к своим учебным обязанностям и выполнению общественных поручений, а другие будут снисходительны к нарушениям учебной дисциплины, то при таких условиях у учащихся задерживается

выработка правильного стереотипа поведения, так как учебное заведение не обеспечивает условий для создания и закрепления системы временных нервных связей, обеспечивающих определенную интенсивность и последовательность реакций.

Если, например, все преподаватели будут предъявлять одинаковые требования к культуре поведения учащихся на уроке, то достаточно быстро можно будет добиться в масштабах всего учебного заведения высокой дисциплины, культуры труда и поведения; в противном случае учащиеся, у которых не вырабатано дисциплинированное поведение, находят моральную защиту у наставников, преподавателей, позволяющих им расслабиться, игнорировать установленные в учебном заведении правила и нормы поведения.

Благоприятное воздействие на дисциплину и дисциплинированность оказывает индивидуальный подход к учащимся в процессе обучения, создание оптимальных условий для работы каждого ученика с учетом его способностей, быстроты протекания нервных процессов и т. д. Умение преподавателя примениться к этим требованиям укрепляет доверие учащихся к нему, что благоприятствует взаимопониманию и добросовестному отношению к работе*

Преподаватели должны добиваться от учащихся на каждом уроке, а также во всех других видах учебной работы высокой дисциплины, внимательности, активного труда.

Отрицательное воздействие на воспитание дисциплинированности может оказать смешение преподавателем оценки за знание учебного материала с оценкой поведения.

Снижение учебной оценки на основе каких-либо нарушений поведения — недопустимо, нбо в таком случае учащийся перестает верить не только в объективность оценки, но и в справедливость педагога.

Поскольку в процессе воспитания дисциплины приходится также решать задачи борьбы с недисциплинированностью, иногда укоренившимися навыками и привычками неправильного поведения, то на этом пути следует прежде всего в каждом отдельном случае изучить причины нарушения дисциплины, мотивы неблаговидных поступков учащихся, только после этого можно принять правильное решение.

Такой вдумчивый, гуманный подход укрепит у учащихся н всех окружающих веру в справедливость преподавателя (воспитателя), а также в справедливость коммунистических принципов и методов воспитания.

Читайте также: