Сознание самопознание личность кратко

Обновлено: 07.07.2024

Самосознание – относительно устойчивая система представлений человека о самом себе, о своих телесных и психических состояниях. Самосознание вытекает из сознания и формируется в процессе взаимодействия человека с обществом. Но что интересно: построение взаимоотношений зависит от самосознания человека. Как это противоречие объяснить и как развивается самосознание – читайте в статье.

Что такое самосознание

Самосознание – это некая установка человека на отношение к самому себе, осознание себя, своего места, интересов, переживаний, поведения и другого. Это не данность, а результат развития.

Источник развития самосознания – обобщение знаний человека о других людях, сравнение их опыта со своим (жизненным, профессиональным, любовным). Чем больше развивается самосознание, тем больше человеку открывается его внутренний мир.

Я-концепция – результат самосознания личности, то есть теория человека о самом себе. Притом Я-концепция может принимать и более частные формы, например, быть профессиональной.

Структура самосознания

Самосознание включает в себя три элемента.

Когнитивный (самопонимание)

Характеризуется как представление человека о своих способностях, внешности, темпераменте и так далее. То есть речь идет о самопознании как элементе самосознания.

Эмоционально-оценочный (самоотношение)

Предполагает адекватную оценку своих особенностей, то есть себялюбие (самопринятие), самоуважение, самокритичность, самооценка, самоконтроль и другое.

Поведенческий, или волевой (саморегуляция)

Выражается в стремлении быть понятым и принятым обществом, получить уважение со стороны, приобрести определенный статус.

Самоактуализация

Самоактуализация не столько входит в структуру самосознания, сколько неразрывно с ним связана. Ее можно охарактеризовать как стремление человека к максимальному выявлению и развитию личностных особенностей и возможностей. Это потребность в постоянном самосовершенствовании и раскрытии своего потенциала.

Самооценка

Самооценка позволяет человеку оценивать собственные силы, особенности и регулировать в соответствии с результатами поведение. Самооценка бывает адекватной, заниженной или завышенной. Два последних типа оказывают разрушающее влияние на личность и ведут к внутренним конфликтам. На самооценку в любом возрасте влияет оценка извне, разница лишь в силе этого влияния.

Уровень притязаний

Это желаемый уровень самооценки, то есть тесно связано с предыдущим компонентом и Я-идеальным (подробнее об этом в следующем пункте). Уровень притязаний обуславливает возможный уровень достижений личности и развитие ее способностей. Выражается в трудности цели деятельности.

Структура Я-концепции

Я-образ

Вместе с этим если рассматривать продукт самосознания – образы Я, то можно выделить:

  • Я реальное (какой я есть сейчас);
  • Я идеальное (каким я могу стать в соответствии с возможностями);
  • Я фантастическое (каким бы я мог стать, если бы это было возможно).

Противоречие Я-идеального и Я-реального может послужить как толчком к саморазвитию, так и вызвать дисгармонию личности. Стоит отметить, что самосознание – динамическая структура. Она склонна к изменениям и трансформациям Я-образов.

В некоторых теориях встречается более широкая классификация Я-образов. Выделяется:

  • Я-реальное;
  • Я-идеальное;
  • Я-потенциальное;
  • Я-личностное;
  • Я-деятельностное (профессиональное, внепрофессиональное).

В других трудах, например, Ш. Самуэль можно встретить понятие:

  • Я-телесного;
  • Я-настоящего (наличного, актуального);
  • Я-динамического;
  • Я-фантастического;
  • Я-вероятного;
  • Я-идеализированного;
  • Я-представляемого;
  • Я-идеального;
  • Я-будущего (возможного).

Я-телесное

Каждый человек имеет ощущение собственного тела, которое может отличаться от отображения в зеркале. Под этим подразумеваются сигналы, посылаемые в мозг о расположении частей тела, их форме и длине. В рамках Я-телесного можно дополнительно выделить:

  • реальное восприятие с точки зрение субъективной функциональности;
  • внутренние факторы, вызванные переживаниями личности или трудными ситуациями;
  • социальные факторы, то есть реакции окружения и интерпретация этих реакций личностью;
  • идеальный образ тела как результат совокупности всех факторов, сравнения и ощущения личностью своего тела.

Настоящее Я

Совокупность представлений человека о себе в настоящий момент времени (каким он себе кажется). Однако это представление не обязательно соответствует объективной реальности. Я-настоящее обеспечивает гибкость реакций в ответ на изменяющиеся условия внешней среды. Оно позволяет выбирать личности цели, стратегии поведения, притязания и другое.

Я-динамическое

Отражает представления личности о ней, но в проекции, то есть о том, каким человек хочет стать (цель). Зависит от социального статуса человека, возможностей и успехов. Я-динамическое склонно к изменениям, на которые оказывают влияние успехи и неуспехи личности, идентификация со значимыми и идеальными (в представлении человека) людьми, представления о желаемых ролях и статусе.

Я-фантастичекое

По сути это мечты человека, представления о том, каким бы он был, если бы все было возможно. Как правило, этот компонент существует только до юношеского возраста, а по мере взросления человека начинает активно сворачиваться.

Я-идеальное

Представления человека о том, каким бы он должен был стать, исходя из усвоенных норм и ценностей общества. Зависит от морального развития личности, нравственной зрелости и социализированности. Формируется в процессе идентификации человеком себя с людьми (героями), которыми он восхищается.

Если Я-идеальное не переходит в динамическое, а затем в настоящее, то, вероятнее всего, распадется совсем. Это опасно разочарованием и фрустрацией.

Я-возможное (будущее)

Представления человека о том, каким он может стать. Чаще всего отличается от идеального Я. Формируется на основе реального положения человека, реального статуса, возможностей и роли.

Я-идеализированное

Представления человека о том, каким бы ему хотелось быть именно сейчас, каким бы ему было приятно себя видеть. Это приходящий компонент, зависящий от конкретной ситуации.

Я-представляемое

Образы, создаваемые и выставляемые личностью специально на показ, чтобы скрыть нежелательные (отрицательные на ее взгляд) черты, качества Я-настоящего. Я-представляемое выполняет роль защиты и адаптации.

Чаще всего Я-представляемое близко к Я-идеальному, но если эти компоненты разнятся и не приближаются, то возникают проблемы во взаимоотношениях человека, а позже личность подвергается разочарованию и фрустрации. Признак такого несоответствия и начинающейся фрустрации – смущение.

Я-фальшивое

Представляет собой искаженное Я-настоящее, то есть самообман личности. При частом воспроизведении фальшивых, но желательных черт личность:

  • боится негативной самооценки;
  • ожидает негативного отношения извне;
  • не способна к поступкам, питающим самоуважение.

От Я-фальшивого включается множество защитных механизмов личности, которые в итоге приобретают патологический характер. Искажается все самопознание, а затем познание и восприятие межличностных отношений.

Развитие самосознания

Я-образ

Суть развития самосознания можно описать через 3 компонента:

  • Динамика выделения человеком себя из среды. Притом и как организма, и как индивида, и как личности, и как индивидуальности.
  • Второй компонент развития самосознания – изменение самоконтроля, то есть способности влиять на свою деятельность. По мере взросления и развития человека происходит переход от контроля физиологических реакций до контроля сознания.
  • Третий компонент – самопринятие, способность адекватно и дифференцированно оценивать свои особенности, преимущества и недостатки.

Становление самосознания начинается с идентификации человеком себя с миром и другими людьми, а заканчивается автономией, то есть выделением своей индивидуальности, отличительных черт и принятием их.

  • Ребенок от 3 до 8 месяцев активно познает свое тело, в 7-8 месяцев внимание переключается на изучение ближайшего и дальнего окружения. Это первые элементы развития самосознания.
  • Постепенно нарастает стремление к автономии, что отражается в поведении. Но вместе с самостоятельностью растет и ответственность. На втором году жизни ребенок уже выступает как субъект деятельности. Он может действовать внеситуативно.
  • Еще чуть позже малыша можно назвать объектом и субъектом самопознания. К 3 годам ребенок уже знаком со своим организмом и его особенностями, обладает сознательными эмоциями, из которых формируются эталоны.
  • Для детей дошкольного возраста характерно соподчинение мотивов и осознание себя как субъекта взаимоотношений. К 6 годам формируется социальное Я, которое проявляется дифференцированной оценкой, стремлением следовать внешним эталонам и образцам или внутренним убеждениям.
  • В младшем школьном возрасте происходит активное развитие социального Я.
  • Для подросткового возраста характерно стремление к познанию своей индивидуальности, но вместе с этим личной и социальной идентичности, то есть определению схожести с другими людьми, группой. К концу подросткового возраста формируется направленность личности.
  • Юность характеризуется развитием воли, самоконтроля, построением жизненных планов. Наступает большая независимость и объективность в суждениях, вместе с этим – сильная потребность в самореализации.
  • Для взрослости и старости характерна реализация планов и оценка результатов, поиск целостности. Личностный рост также происходит через кризисы (возрастные, индивидуальные).

Таким образом, пик развития самосознания приходится на подростковый и юношеский возраст. Д. Марсиа выделил 4 возможных варианта становления самосознания:

  1. Предрешенность. Принятие индивидом обязанностей, соответствующих полу и возрасту, без прохождения кризиса выбора, то есть за него решили родители или другие люди. В результате этого человек страдает низким самоуважением, но не тревожен, внимателен к советам других людей.
  2. Диффузия. Для такого стиля идентичности, то есть самосознания, характерна разрозненность как стремление попробовать все подряд, не обладая жизненным планом, мотивами и целями. Как правило, это характерно для тех, кто боится стать изгоем и не хочет принимать на себя ответственность.
  3. Мораторий. К этой категории относятся активные люди, занятые поиском себя. Они всегда находятся в центре принятия решений, каждое их действие высоко эмоционально окрашено.
  4. Сама идентичность. Это высшая ступень развития. Достигшие ее личности сделали выбор, приняли на себя ответственность за собственную жизнь, стремятся жить и следовать своим убеждениям.

Самосознание в онтогенезе

В предыдущем пункте я уже затрагивала связь развития человека как личности и как индивида. В этой части статьи хочу структурировать и обобщить развитие самосознания в сочетании с взрослением.

Зачаточное самосознание

Формируется в возрасте до года. Характеризуется открытием ребенком своего Я.

Аллопсихическое самосознание

Формируется в 2-3 года. Проявляется осознанием ребенком себя как деятеля и отделением его действий от действий других людей.

Соматопсихическое самосознание

Формируется к 7 годам. Ребенок может самостоятельно оценивать себя, владеет телом и проходит телесную идентификацию.

Аутопсихическое самосознание

Подростковый и юношеский возраст. Предполагается, что к 17 годам завершается формирование социально-нравственных установок и самосознания. В дальнейшем оно не развивается, а видоизменяется.

Ошибки в развитии самосознания

Инфантилизм

Если кризис разрешается неправильно, то и идентификация будет неадекватной. Можно выделить следующие варианты аномального становления самосознания, которые отражаются на личности и ее отношениях с миром:

  1. Избегание близких межличностных отношений.
  2. Страх перемен и взросления, неадекватное понимание времени, размывка его границ.
  3. Растрачивание собственного потенциала, продуктивных и творческих способностей. Неумение активизировать внутренние ресурсы и сконцентрироваться на одной деятельности.
  4. Отказ от самоопределения и самопознания, выбор негативных образцов для подражания.

Отдельно хочу рассмотреть вариант развития неблагоприятной Я-концепции, для которой характерна неуверенность личности, страх получить отказ, низкая самооценка. Такой тип самосознания опасен следующим:

  • низкое самоуважение, которое отражается социальной деградацией, несостоятельностью, агрессивностью, преступностью и асоциальностью;
  • реакция приспособления в трудных ситуациях, что опасно риском быть втянутым в асоциальные группы, подвергнуться влиянию извне;
  • неадекватное восприятие, которое отражается как на анализе человеком его поступков или внешности, так и при анализе внешних ситуаций.

К другим нарушениям в развитии самосознания относится:

  • неразвитость самосознания, то есть зависимость от других людей;
  • искаженный образ Я; (искаженное представление своей роли в мире);
  • патологии (психические расстройства и заболевания).

Функции самосознания

Основная функция – сделать доступным для личности ее же мотивы и результаты поступков, позволить оценить себя. Самосознание обеспечивает сознательную адаптацию личности к среде.

Среди других функций можно выделить:

Самопознание — это изучение личностью собственных психических и физических особенностей, осмысление самого себя. Оно начинается в младенчестве и продолжается всю жизнь. Формируется постепенно по мере отражения как внешнего мира, так и познания самого себя.

Содержание

Сферы и области самопознания

К сферам самопознания относят выделяемые психологами три уровня организации человека: низший — организм (биологический индивид), далее — социальный индивид (характеризуется способностью овладевать знаниями, умениями, правилами поведения) и личность (характеризуется способностью совершать выбор, строить свой жизненный путь, координировать своё поведение в системе отношений с окружающими людьми). [1]

К областям самопознания относят сознание и бессознательное. [1]

Я-концепция

Я-концепция (или образ Я) представляет собой относительно устойчивое, в большей или меньшей степени осознанное и зафиксированное в словесной форме представление человека о самом себе. Эта концепция — результат познания и оценки самого себя через отдельные образы себя в условиях самых разнообразных реальных и фантастических ситуаций, а также через мнения других людей и соотнесения себя с другими.

Я-концепция характеризуется, помимо прочего, адекватностью или неадекватностью: человек может создать такой образ самого себя (и поверить в него), который не соответствует реальности и приводит к конфликтам с ней; напротив, адекватная Я-концепция способствует более успешному приспособлению к миру и другим людям. [2]

Способы и средства самопознания

К наиболее распространённым способам самопознания относятся:

Наиболее широким и доступным способом самопознания считается познание других людей. Давая им характеристики, разбираясь в мотивах их поведения, мы сравниваем себя с другими, а это даёт возможность понять своё отличие от других и то, в чём конкретно оно заключается. [5]

К средствам самопознания относятся:

  • Самоотчёт, в том числе в форме дневника.
  • Просмотр фильмов, спектаклей, чтение художественной литературы. Обращая внимание на психологические портреты героев, их поступки, отношения с другими людьми, человек вольно или невольно сравнивает себя с этими героями, а писатели (особенно классики) считаются непревзойдёнными психологами.
  • Изучение психологии, в частности таких её разделов, как психология личности, социальная психология.
  • Использование психологических тестирований; при этом лучше пользоваться серьёзными, апробированными тестами, внимательно читая инструкции и способы интерпретации. Если возможно, интерпретацию лучше осуществить совместно со специалистом-психологом. [5]

К специальным средствам познания себя относятся различные современные формы работы психолога:

  • индивидуальное консультирование, при котором психолог строит работу с пациентом таким образом, чтобы тот максимально раскрылся, понял свои проблемы, нашёл внутренние ресурсы для их разрешения;
  • работа в группе социально-психологического тренинга. Здесь контакт строится так, что группа способствует интенсификации процесов познания других и себя. [5]

Самопознание и самооценка

Самопознание связано с самооценкой личности. В психологии называются три мотива для обращения человека к самооценке:

  1. Понимание себя (поиск точных знаний о себе).
  2. Повышение собственной значимости (поиск благоприятных знаний о себе).
  3. Самопроверка (соотнесение собственных знаний о себе с оценками своей значимости окружающими).

Уровень самооценки связан с удовлетворённостью или неудовлетворённостью человека самим собой, своей деятельностью. При этом адекватная самооценка соответствует реальным возможностям человека; в завышенной или заниженной — они искажаются.

Самооценку можно выделить такой формулой:

самооценка = успех / притязание

То есть, повысить самооценку можно, либо добившись чего-то (увеличив успех), либо снизив требования к идеалу (притязание). При этом, однако, считается, что человек не может полностью отказаться от притязаний [6] .

Самосознание – относительно устойчивая система представлений человека о самом себе, о своих телесных и психических состояниях. Самосознание вытекает из сознания и формируется в процессе взаимодействия человека с обществом. Но что интересно: построение взаимоотношений зависит от самосознания человека. Как это противоречие объяснить и как развивается самосознание – читайте в статье.

Что такое самосознание

Самосознание – это некая установка человека на отношение к самому себе, осознание себя, своего места, интересов, переживаний, поведения и другого. Это не данность, а результат развития.

Источник развития самосознания – обобщение знаний человека о других людях, сравнение их опыта со своим (жизненным, профессиональным, любовным). Чем больше развивается самосознание, тем больше человеку открывается его внутренний мир.

Я-концепция – результат самосознания личности, то есть теория человека о самом себе. Притом Я-концепция может принимать и более частные формы, например, быть профессиональной.

Структура самосознания

Самосознание включает в себя три элемента.

Когнитивный (самопонимание)

Характеризуется как представление человека о своих способностях, внешности, темпераменте и так далее. То есть речь идет о самопознании как элементе самосознания.

Эмоционально-оценочный (самоотношение)

Предполагает адекватную оценку своих особенностей, то есть себялюбие (самопринятие), самоуважение, самокритичность, самооценка, самоконтроль и другое.

Поведенческий, или волевой (саморегуляция)

Выражается в стремлении быть понятым и принятым обществом, получить уважение со стороны, приобрести определенный статус.

Самоактуализация

Самоактуализация не столько входит в структуру самосознания, сколько неразрывно с ним связана. Ее можно охарактеризовать как стремление человека к максимальному выявлению и развитию личностных особенностей и возможностей. Это потребность в постоянном самосовершенствовании и раскрытии своего потенциала.

Самооценка

Самооценка позволяет человеку оценивать собственные силы, особенности и регулировать в соответствии с результатами поведение. Самооценка бывает адекватной, заниженной или завышенной. Два последних типа оказывают разрушающее влияние на личность и ведут к внутренним конфликтам. На самооценку в любом возрасте влияет оценка извне, разница лишь в силе этого влияния.

Уровень притязаний

Это желаемый уровень самооценки, то есть тесно связано с предыдущим компонентом и Я-идеальным (подробнее об этом в следующем пункте). Уровень притязаний обуславливает возможный уровень достижений личности и развитие ее способностей. Выражается в трудности цели деятельности.

Структура Я-концепции

Я-образ

Вместе с этим если рассматривать продукт самосознания – образы Я, то можно выделить:

  • Я реальное (какой я есть сейчас);
  • Я идеальное (каким я могу стать в соответствии с возможностями);
  • Я фантастическое (каким бы я мог стать, если бы это было возможно).

Противоречие Я-идеального и Я-реального может послужить как толчком к саморазвитию, так и вызвать дисгармонию личности. Стоит отметить, что самосознание – динамическая структура. Она склонна к изменениям и трансформациям Я-образов.

В некоторых теориях встречается более широкая классификация Я-образов. Выделяется:

  • Я-реальное;
  • Я-идеальное;
  • Я-потенциальное;
  • Я-личностное;
  • Я-деятельностное (профессиональное, внепрофессиональное).

В других трудах, например, Ш. Самуэль можно встретить понятие:

  • Я-телесного;
  • Я-настоящего (наличного, актуального);
  • Я-динамического;
  • Я-фантастического;
  • Я-вероятного;
  • Я-идеализированного;
  • Я-представляемого;
  • Я-идеального;
  • Я-будущего (возможного).

Я-телесное

Каждый человек имеет ощущение собственного тела, которое может отличаться от отображения в зеркале. Под этим подразумеваются сигналы, посылаемые в мозг о расположении частей тела, их форме и длине. В рамках Я-телесного можно дополнительно выделить:

  • реальное восприятие с точки зрение субъективной функциональности;
  • внутренние факторы, вызванные переживаниями личности или трудными ситуациями;
  • социальные факторы, то есть реакции окружения и интерпретация этих реакций личностью;
  • идеальный образ тела как результат совокупности всех факторов, сравнения и ощущения личностью своего тела.

Настоящее Я

Совокупность представлений человека о себе в настоящий момент времени (каким он себе кажется). Однако это представление не обязательно соответствует объективной реальности. Я-настоящее обеспечивает гибкость реакций в ответ на изменяющиеся условия внешней среды. Оно позволяет выбирать личности цели, стратегии поведения, притязания и другое.

Я-динамическое

Отражает представления личности о ней, но в проекции, то есть о том, каким человек хочет стать (цель). Зависит от социального статуса человека, возможностей и успехов. Я-динамическое склонно к изменениям, на которые оказывают влияние успехи и неуспехи личности, идентификация со значимыми и идеальными (в представлении человека) людьми, представления о желаемых ролях и статусе.

Я-фантастичекое

По сути это мечты человека, представления о том, каким бы он был, если бы все было возможно. Как правило, этот компонент существует только до юношеского возраста, а по мере взросления человека начинает активно сворачиваться.

Я-идеальное

Представления человека о том, каким бы он должен был стать, исходя из усвоенных норм и ценностей общества. Зависит от морального развития личности, нравственной зрелости и социализированности. Формируется в процессе идентификации человеком себя с людьми (героями), которыми он восхищается.

Если Я-идеальное не переходит в динамическое, а затем в настоящее, то, вероятнее всего, распадется совсем. Это опасно разочарованием и фрустрацией.

Я-возможное (будущее)

Представления человека о том, каким он может стать. Чаще всего отличается от идеального Я. Формируется на основе реального положения человека, реального статуса, возможностей и роли.

Я-идеализированное

Представления человека о том, каким бы ему хотелось быть именно сейчас, каким бы ему было приятно себя видеть. Это приходящий компонент, зависящий от конкретной ситуации.

Я-представляемое

Образы, создаваемые и выставляемые личностью специально на показ, чтобы скрыть нежелательные (отрицательные на ее взгляд) черты, качества Я-настоящего. Я-представляемое выполняет роль защиты и адаптации.

Чаще всего Я-представляемое близко к Я-идеальному, но если эти компоненты разнятся и не приближаются, то возникают проблемы во взаимоотношениях человека, а позже личность подвергается разочарованию и фрустрации. Признак такого несоответствия и начинающейся фрустрации – смущение.

Я-фальшивое

Представляет собой искаженное Я-настоящее, то есть самообман личности. При частом воспроизведении фальшивых, но желательных черт личность:

  • боится негативной самооценки;
  • ожидает негативного отношения извне;
  • не способна к поступкам, питающим самоуважение.

От Я-фальшивого включается множество защитных механизмов личности, которые в итоге приобретают патологический характер. Искажается все самопознание, а затем познание и восприятие межличностных отношений.

Развитие самосознания

Я-образ

Суть развития самосознания можно описать через 3 компонента:

  • Динамика выделения человеком себя из среды. Притом и как организма, и как индивида, и как личности, и как индивидуальности.
  • Второй компонент развития самосознания – изменение самоконтроля, то есть способности влиять на свою деятельность. По мере взросления и развития человека происходит переход от контроля физиологических реакций до контроля сознания.
  • Третий компонент – самопринятие, способность адекватно и дифференцированно оценивать свои особенности, преимущества и недостатки.

Становление самосознания начинается с идентификации человеком себя с миром и другими людьми, а заканчивается автономией, то есть выделением своей индивидуальности, отличительных черт и принятием их.

  • Ребенок от 3 до 8 месяцев активно познает свое тело, в 7-8 месяцев внимание переключается на изучение ближайшего и дальнего окружения. Это первые элементы развития самосознания.
  • Постепенно нарастает стремление к автономии, что отражается в поведении. Но вместе с самостоятельностью растет и ответственность. На втором году жизни ребенок уже выступает как субъект деятельности. Он может действовать внеситуативно.
  • Еще чуть позже малыша можно назвать объектом и субъектом самопознания. К 3 годам ребенок уже знаком со своим организмом и его особенностями, обладает сознательными эмоциями, из которых формируются эталоны.
  • Для детей дошкольного возраста характерно соподчинение мотивов и осознание себя как субъекта взаимоотношений. К 6 годам формируется социальное Я, которое проявляется дифференцированной оценкой, стремлением следовать внешним эталонам и образцам или внутренним убеждениям.
  • В младшем школьном возрасте происходит активное развитие социального Я.
  • Для подросткового возраста характерно стремление к познанию своей индивидуальности, но вместе с этим личной и социальной идентичности, то есть определению схожести с другими людьми, группой. К концу подросткового возраста формируется направленность личности.
  • Юность характеризуется развитием воли, самоконтроля, построением жизненных планов. Наступает большая независимость и объективность в суждениях, вместе с этим – сильная потребность в самореализации.
  • Для взрослости и старости характерна реализация планов и оценка результатов, поиск целостности. Личностный рост также происходит через кризисы (возрастные, индивидуальные).

Таким образом, пик развития самосознания приходится на подростковый и юношеский возраст. Д. Марсиа выделил 4 возможных варианта становления самосознания:

  1. Предрешенность. Принятие индивидом обязанностей, соответствующих полу и возрасту, без прохождения кризиса выбора, то есть за него решили родители или другие люди. В результате этого человек страдает низким самоуважением, но не тревожен, внимателен к советам других людей.
  2. Диффузия. Для такого стиля идентичности, то есть самосознания, характерна разрозненность как стремление попробовать все подряд, не обладая жизненным планом, мотивами и целями. Как правило, это характерно для тех, кто боится стать изгоем и не хочет принимать на себя ответственность.
  3. Мораторий. К этой категории относятся активные люди, занятые поиском себя. Они всегда находятся в центре принятия решений, каждое их действие высоко эмоционально окрашено.
  4. Сама идентичность. Это высшая ступень развития. Достигшие ее личности сделали выбор, приняли на себя ответственность за собственную жизнь, стремятся жить и следовать своим убеждениям.

Самосознание в онтогенезе

В предыдущем пункте я уже затрагивала связь развития человека как личности и как индивида. В этой части статьи хочу структурировать и обобщить развитие самосознания в сочетании с взрослением.

Зачаточное самосознание

Формируется в возрасте до года. Характеризуется открытием ребенком своего Я.

Аллопсихическое самосознание

Формируется в 2-3 года. Проявляется осознанием ребенком себя как деятеля и отделением его действий от действий других людей.

Соматопсихическое самосознание

Формируется к 7 годам. Ребенок может самостоятельно оценивать себя, владеет телом и проходит телесную идентификацию.

Аутопсихическое самосознание

Подростковый и юношеский возраст. Предполагается, что к 17 годам завершается формирование социально-нравственных установок и самосознания. В дальнейшем оно не развивается, а видоизменяется.

Ошибки в развитии самосознания

Инфантилизм

Если кризис разрешается неправильно, то и идентификация будет неадекватной. Можно выделить следующие варианты аномального становления самосознания, которые отражаются на личности и ее отношениях с миром:

  1. Избегание близких межличностных отношений.
  2. Страх перемен и взросления, неадекватное понимание времени, размывка его границ.
  3. Растрачивание собственного потенциала, продуктивных и творческих способностей. Неумение активизировать внутренние ресурсы и сконцентрироваться на одной деятельности.
  4. Отказ от самоопределения и самопознания, выбор негативных образцов для подражания.

Отдельно хочу рассмотреть вариант развития неблагоприятной Я-концепции, для которой характерна неуверенность личности, страх получить отказ, низкая самооценка. Такой тип самосознания опасен следующим:

  • низкое самоуважение, которое отражается социальной деградацией, несостоятельностью, агрессивностью, преступностью и асоциальностью;
  • реакция приспособления в трудных ситуациях, что опасно риском быть втянутым в асоциальные группы, подвергнуться влиянию извне;
  • неадекватное восприятие, которое отражается как на анализе человеком его поступков или внешности, так и при анализе внешних ситуаций.

К другим нарушениям в развитии самосознания относится:

  • неразвитость самосознания, то есть зависимость от других людей;
  • искаженный образ Я; (искаженное представление своей роли в мире);
  • патологии (психические расстройства и заболевания).

Функции самосознания

Основная функция – сделать доступным для личности ее же мотивы и результаты поступков, позволить оценить себя. Самосознание обеспечивает сознательную адаптацию личности к среде.

Среди других функций можно выделить:

Процесс самопознания в развитии личности

У каждого в сознании присутствует заложенная от природы потребность познавать и развивать себя. К примеру, любая религия предопределяет поиски человеком значительных внутренних сил для реализации самых разных возможностей. Тогда и говорят о том, что самопознание — путь к просветлению. Необходимо выбрать жизненную дорогу, профессию, создать семью. Когда смысл существования становится понятным, индивидуум превращается в интересную личность. Это является залогом высокой самооценки, появления мотиваций и влечет повышение качества бытия. Процессы, подобные тому, как реализуется самопознание и развитие личности, осознаются, а не приобретаются. Человек начинает понимать свой внутренний мир и оценивать возможности.


Что такое Самопознание

Целесообразно проследить, как оно формируется, чтобы разобраться в аспектах данного понятия. А именно: процесс проходит этапы по ходу отображения внешнего окружения при осознании человеком своей уникальности. Три уровня соответствуют стольким же сферам, в рамках которых организована личность (ступени самопознания).

1. Биологический: познание себя, как отдельного организма.

2. Социальный, отражающий способность изучать, приобретать умение соответствовать нормам поведения.

3. Личностный, связанный с возможностью делать выбор, организовывать бытие, поведение. А также это способность принимать решения.

Самопознание и саморазвитие личности описывается характеристиками, составляющими научную концепцию в психологии. Конкретно это:

  • психическое здоровье;
  • потенциал личности, способный на оптимальную реализацию;
  • психическая зрелость и внутренняя гармония.

Данные аспекты действуют, как одно целое при взаимосвязи между ними. Результатом можно считать эффективность, с которой реализуется процесс самопознания. Он начинается с детского возраста и продолжается всю жизнь. А расцвет приходится на юные годы, характеризующиеся ненасытным умом, жаждой впечатлений.

Значение самопознания в жизни человека

В молодости человек ставит перед собой высокие цели, осознавая, что самосознание — путь к просветлению. Приобретая общественный статус, обязанности и ответственность, личность может растерять благородство порывов, дающих ранее смысл жизни. А само бытие становится обыденностью. В такой момент важно умение находить положительные аспекты там, где ранее наблюдался лишь негатив. Это дает дополнительные силы, чтобы принять это свойств и играет весьма большую роль при совершенствовании себя. Человек, осознающий себя, как личность, знаком с собственными характеристиками, отличиями от других, может проводить сравнения. Все это улучшит понимание того, что самопознание — путь к просветлению.

Виды самопознания

Процесс познания себя происходит последовательно, при прохождении следующих этапов:

  • поиск и нахождение какого-либо качества личности;
  • фиксирование его в сознании;
  • анализ, оценка и принятие.

Различают следующие виды самопознания, соответствующие способам его реализации.

  • Наблюдение за собой, мыслями, поведением.
  • Анализ по отношению к предметам и характеристикам, обнаруженным при самонаблюдении. Устанавливаются связи между причинами и следствиями.
  • Сравнение себя с другими, сопоставление с эталонами.
  • Моделирование собственной личности путем отображения характерных черт и отношений.
  • Обнаружение противоположностей качеств и осознание их.

Путь самопознания приходит к последнему этапу в стадии проанализированных характеристик. Ведь качества могут включать в себя как хорошие, так и плохие стороны. Принято также разделять процесс на три основных вида:

  • аналитический, относящийся к функции ума и ментальности;
  • творческий, в котором выражаются чувства; , выражающий концепцию, что самопознание — путь к просветлению.

Применение той или иной разновидности зависит от позиции, взглядов и мировоззрения. Этапы самопознания в виде вышеперечисленных способов помогают понять свой внутренний мир. А также познавать людей.

Методы и техники самопознания

Процесс самопознания осуществляется с применением следующих средств.

  • Самоотчет. К примеру, ведение дневника, фиксирующего перемены.
  • Ознакомление с фильмами, литературой, где фигурируют образы, с которыми можно сопоставить себя, развивая собственную духовность.
  • Изучение основ психологии, как личностной, так и социальной, знакомство с проверочными тестами. Научный подход приведет к грамотности, правильной оценке личностного роста.
  • Психологическое консультирование со специалистами поможет выявить ошибки и решить проблемы.
  • Мероприятия, связанные с тренингами по психологии дают стимул и помогают организовать самопознание личности.

Что это дает? Приходит осознание цели — достижение состояния счастья в повседневности. А также понимание своего предназначения. Процесс самопознания, реализующийся специальными средствами, — это те формы, в которых осуществляет свою деятельность психолог.
1. Консультирование в частном порядке. При этом составляется индивидуальный план для клиента. А последний получает возможность раскрыться по максимуму, осознать проблематику, отыскать ресурсы для реализации возможных решений.
2. Работа с группами по типу психологического тренинга. Между членами выстраиваются отношения, при которых процесс самопознания и изучения психологии окружающих приобретает интенсивность.

Изучение человеком себя начинается с момента, когда он обнаруживает различия с другими людьми. Примеры индивидуальных особенностей — характер, поведенческие факторы, выбранные жизненные цели. В какой период нужно избирать отдельный от других путь самопознания, чтобы двигаться оп нему? Необходимо пройти этапы самонаблюдения, сравнения и моделирования личности. После чего следует объединить антиподы с негативным и положительным аспектами и познать других людей, обладая способностью сравнивать и оценивать.

Этапы помогут открыть в себе новое, укрепить самооценку. Выбрав методы самопознания, имеем возможность воспользоваться средствами, с помощью которых:

Путь самопознания предполагает использование различных техник, применяющихся в виде этапов или теорий. Перечислим некоторые из них.


Личностный рост

Данная концепция считается этапом либо необходимым процессом. Многие постигают внутренний мир, приобретают духовность посредством религии, единения с Божеством. Этот способ предполагает смирение, изучение правил жизни по священным писаниям: Библии, Корану, иным источникам. Самопознание и саморазвитие личности становится первостепенной задачей. В духовных книгах весьма простым языком излагаются пути нахождения своего предназначения. Написанные тысячелетия назад, они весьма актуальны и на сегодняшний день.

Суждения о самопознании здесь отражают:

  • стремление быть здоровым;
  • развитие возможностей;
  • объединение природы и духа.

Данные аспекты объединены в единое целое в ходе повествования. Дети с рождения наполняют свою психику всем, что видят, учатся и приобретают способность отличать себя среди других. Мировоззрение формируется с трехлетнего возраста, после чего этапы самопознания реализуются в виде возникновения характера с принципами. А затем вырабатывается культура поведения. Появляются чувства, аналитическое мышление, осознание окружения и событий. Этот перечень шагов называется личностным ростом.

Самоконцепция


Временные этапы

Особенности самопознания в методике применения временных этапов заключаются в отражении сущности индивидуума по отношению к различным периодам. Человек определяется в жизни и ощущает себя частью планеты. Самопознание и саморазвитие личности предполагает прохождение следующих этапов.

Самопознание как процесс развития личности

Общечеловеческие ценности в развитии и самопознании имеют тенденцию к приобретению на протяжении жизни. Разработан целый ряд теорий и подходов, предполагающих готовность личности к этому процессу, включающих поэтапное прохождение его стадий. Сначала ребенок учится отличать себя от других. Формируясь с возрастом, он вырабатывает убеждения относительно себя. А также находит мотивацию, побуждающую к развитию себя, улучшению жизни.

Самопознание определяет культуру поведения, специфику мышления и чувств. В результате каждый может создавать сценарий бытия и улучшать его, изменяя способы реализации сознания.

Read more about the article Начало саморазвития: старт к совершенствованию

Начало саморазвития: старт к совершенствованию

Как стать успешным в жизни

Read more about the article Коучинг – эффективный метод достижения целей

Коучинг – эффективный метод достижения целей

Добавить комментарий Отменить ответ

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Читайте также: