Создание безопасной образовательной среды кратко

Обновлено: 03.05.2024

Проблема психологической безопасности образовательной среды в последние годы становится все более значимой и актуальной. Психологическая безопасность образовательной среды - одно из самых важных условий для успешного учебного процесса, для формирования личности.

Содержимое публикации

Цель: повышение уровня психологической компетенции у участников образовательного процесса, сохранение и укрепления здоровья ее участников, создание в образовательном учреждении условий, при которых образовательная среда будет психологически наиболее безопасной для формирования личности.

Проблема психологической безопасности образовательной среды в последние годы становится все более значимой и актуальной. Психологическая безопасность образовательной среды - одно из самых важных условий для успешного учебного процесса, для формирования личности.

В рамках концепции национальной безопасности страны, психологическая безопасность учителей (педагогов), учащихся и их родителей может рассматриваться как защищенность их жизни, здоровья, прав и свобод, чести и достоинства; психологическая безопасность образовательной среды - как прямое продолжение психологической безопасности личности учителей, учащихся и их родителей, а также как защита общественного порядка и спокойствия, духовных ценностей, прав и свобод учебных учреждений и их нормальной деятельности.

Характеристики психологической безопасности образовательной среды:

- отсутствие проявлений психологического насилия во взаимодействии участников образовательного процесса;

- удовлетворение основных потребностей в личностно-доверительном общении;

- укрепление психического здоровья;

- предотвращение угроз для продуктивного устойчивого развития личности;

- организация насыщенной образовательной среды, стимулирующей развитие участников процесса.

Психологическую безопасность образовательной среды мы рассматриваем как состояние образовательной среды, свободное от проявлений психологического насилия во взаимодействии, способствующее удовлетворению потребностей в личностно-доверительном общении, создающее референтную значимость среды и обеспечивающее психическое здоровье включенных в нее участников.

Референтность [от лат. referens — сообщающий] — один из видов отношений межличностной значимости, которые обусловливают специфический характер взаимодействия личности с другим человеком или группой лиц.

Образовательная среда - это система влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении.

Образовательные учреждения, представляют собой социальный институт общества, который обеспечивает создание системы психологической безопасности.

Образовательная среда является частью социальной, жизненной среды человека. Доброжелательная атмосфера; высокие ожидания от работы учащихся без предвзятости, одинаковые способы оценивания учащихся; высокий уровень вовлеченности в образовательную среду и процесс обучения, а также вовлеченность родителей; обучение социальным навыкам взаимодействия - повышают безопасность образовательной среды и ее защитную функцию.

Психологическая безопасность образовательной среды образовательного учреждения есть сложное структурное образование, системообразующим параметром которого выступает индекс психологической безопасности.

Психологическое сопровождение, способствующее созданию психологической безопасности через снижение психологического насилия в образовательной среде, является фактором, гармонизирующим психологическое здоровье участников образовательного процесса.

Основным риском во взаимодействии участников образовательной среды является получение психической травмы, в результате которой наносится ущерб позитивному развитию и психическому здоровью. Основной источник психотравмы – это психологическое насилие в процессе взаимодействия.

Существует несколько форм психологического насилия, это:

1. Психологические воздействия (угрозы, унижения, оскорбления, чрезмерные требования, запреты на поведение и переживание, негативное оценивание, фрустрация (искажение) основных нужд и потребностей ребёнка);

2. Психологические эффекты (утрата доверия к себе и к миру, беспокойство, тревожность, нарушения сна, аппетита, депрессия, агрессивность, низкая самооценка, соматические и психосоматические заболевания);

3. Психологические взаимодействия (доминантность, непредсказуемость, непоследовательность, неадекватность, безответственность, неуверенность, беспомощность).

Совокупность этих факторов представляет собой угрозу образовательной среде и развитию личности ее участников, а также ведет к формированию психологического неблагополучия у всех участников образовательного процесса.

Психологическое неблагополучие – это внутренний дискомфорт, ощущение себя несчастным, ущербным, беспомощным, одиноким, брошенным, изгоем; это состояние, при котором человек отвергает себя, окружающих, или весь мир. Имея такие негативные качества и способности, человек нередко направляет накопившиеся недовольство, агрессию на себя (аутоагрессия) или на виновника своих несчастий.

Взрослый, умудренный жизненным опытом, человек способен не вступать в борьбу со своей внутренней природой, осознать свои слабые стороны и принять их, сделать акцент на сильных сторонах.

А по отношению к ребенку психологическое насилие может выражаться в неприятии и критике ребенка, в публичных оскорблениях и унижении его достоинства, обвинениях, угрозах, проявляющихся в словесной форме без физического насилия, преднамеренной физической или социальной изоляции, предъявлении чрезмерных требований, не соответствующих его возрасту и возможностям.

Боязнь насилия — один из наиболее часто встречающихся страхов и опасений у детей, подростков и их родителей, что может служить причиной школь неврозов, дезадаптации, повышенной тревожности и негативного отношения к среде в образовательном учреждении. Психологическое насилие может быть весьма разрушительным.

Психологические последствия насилия сказываются на всех уровнях функционирования личности и снижают продуктивность психической деятельности в целом, проявляются в виде тревожных и депрессивных переживаний и проецируются в будущее, т.е. причину того или иного заболевания нужно искать в прошлом, провоцируют определенные штампы поведения (вплоть до суицидов).

Участники образовательной среды образовательных учреждений и сама среда могут подвергаться как внутренним, так и внешним угрозам. Можно выделить следующие угрозы психологической безопасности образовательной среды:

1. Непризнание референтной значимости образовательной среды образовательного учреждения

2. Отсутствие удовлетворенности в личностно-доверительном общении.

Следствие: эмоциональный дискомфорт; нежелание высказывать свою точку зрения и мнение; неуважительное отношение к себе; потеря личного достоинства; нежелание обращаться за помощью, игнорирование личных проблем и затруднений окружающих его детей и взрослых; невнимательность к просьбам и предложениям.

3. Психологическое насилие в процессе взаимодействия.

Психологическое насилие - физическое, психическое, духовное воздействие на человека (социально-организованное), которое понижает его нравственный, психический (т.е. моральный, коммуникативный) и жизненный статус (в том числе правовой, социальный), причиняя ему физические, душевные и духовные страдания.

Следствие: получение ребенком психологической травмы.

4. Эмоциональное выгорание педагогов образовательного учреждения

Следствие: профессиональная деформация; угроза психическому здоровью.

5. Неразвитость системы психологической помощи в образовательном учреждении.

Следствие: неэффективность психологического сопровождения участников образовательного пространства; угроза психическому и физическому здоровью.

Таким образом, психологически безопасной образовательной средой образовательного учреждения можно считать такую среду, в которой большинство участников имеют положительное отношение к ней, высокий уровень удовлетворенности.

Условия организации безопасной образовательной среды следующие:

- отсутствие проявлений психического насилия во взаимодействии участников образовательного процесса;

- предотвращение угроз для продуктивного устойчивого развития;

- эффективное применение адекватных методов и технологий работы в условиях стрессовой ситуации;

- удовлетворение основных потребностей в личностно – доверительном общении;

- повышение уровня психолого-педагогической компетентности педагогов, педагогов-психологов, управленцев, родителей;

- организация насыщенной образовательной среды, стимулирующей развитие участников процесса

Психологически безопасная образовательная среда - результат комплексного, системного, длительного специально организованного психолого-педагогического процесса.

Такая психологически безопасная образовательная среда способствует удовлетворению и развитию социально ориентированных потребностей ребенка, сохранению и повышению его самооценки, обеспечивает более полное раскрытие личностных потенциалов.

Таким образом, решение проблем психологической безопасности в образовательной среде, в частности психологического неблагополучия детей и подростков, должно осуществляться через программы и методики диагностики личности и выстраивания индивидуальной коррекционной и профилактической работы в соответствии с личностными особенностями.

Развитие личности обучающегося, успешность учебно-воспитательного процесса происходит в условиях психологического комфорта безопасности образовательной среды образовательного учреждения.

Образовательная среда является фундаментом любого общества, именно в ней в большей части происходит воспитание и формирование личности подрастающего поколения, поэтому важно, чтобы все ее участники чувствовали себя защищенными.

Создание и обеспечение психологической безопасности в образовательной среде должно способствовать гармоничному развитию личности ее участников.

Если бы Вы поняли, как сильны Ваши мысли, Вы бы никогда не думали негативно!

Необходимость формирования психологически безопасной и комфортной образовательной среды

Образовательная среда – это психолого-педагогическая реальность, которая основана на сочетании разнообразных педагогических условий и обстоятельств, направленных на всестороннее формирование и развитие личности учащегося.

Безопасность – это состояние защищенности наиболее важных жизненных интересов личности, общества и государства от разнообразных внешних и внутренних угроз.

Принято различать два основных вида безопасности: физическую и психологическую. Оптимальным является сочетание данных видов безопасности.

Психологическая безопасность включается в себя ряд обязательных компонентов, определяющих ее сущность:

  1. Сохранение здоровой психики человека.
  2. Сохранение целостности личности человека, функции по адаптации человека, социальной группы или всего общества в целом.
  3. Устойчивое и нормальное развитие и функционирование человека в рамках взаимодействия с окружающей средой, другими членами общества и т.д. Включает в себя умение защититься от внешних угроз, создать благоприятные и безопасные психологические взаимоотношения с окружающими.
  4. Возможности личности и среды предотвращать и устранять угрозы.
  5. Определенное состояние окружающей среды, которое способно дать человеку ощущение свободы и защищенности от разнообразных видов психологического насилия.

Таким образом, психологически безопасная образовательная среда – это среда взаимодействия, которая свободна от проявления различного вида насилия, имеющая определенную референтную значимость для входящих в нее субъектов, характеризующаяся преобладанием гуманистического настроя ее участников и отражающая полноту их коммуникативных и эмоционально-личностных характеристик.

Готовые работы на аналогичную тему

Основа формирования психологически безопасной и комфортной образовательной среды

Модернизации системы образования России, направлена в первую очередь на создание благоприятной среды, которая будет способствовать формированию личности учащихся, в условиях психологического комфорта и защищенности. Именно поэтому формирования психологически безопасной и комфортной образовательной среды является одним из основных требований ФГОС.

Основная цель формирования психологически безопасной и благоприятной образовательной среды – создание всех необходимых условий для формирования у участников образовательного процесса умений и навыков, способствующих успешному преодолению эмоциональных нагрузок и психологического дискомфорта возникающих разнообразных жизненных ситуация и тормозящих развитие личности, а также умение их минимизировать.

Достижение данной цели, осуществляется через решение ряда задач:

  1. Установление наиболее стрессогенных факторов, которые могут возникнуть в процессе обучения и их своевременное устранение.
  2. Согласованность действий педагогов, родителей, учащихся и администрации учебного заведения, выработка совместных взглядов на образовательную среду учреждения.
  3. Гармонизация процессов воспитания, обучения, развития и социализации участников образовательной среды.
  4. Проведение систематического мониторинга внутреннего микроклимата образовательного учреждения, отслеживание динамики психологического развития каждого участника учебного процесса.
  5. Систематическое повышение профессионального мастерства и компетенций педагогических кадров.
  6. Проведение работы с родителями, направленной на овладение ими необходимых педагогических знаний.
  7. Оказание необходимой и своевременной психологической поддержки всем участниками образовательного процесса (учащиеся, педагоги и родители).
  8. Разработка рекомендаций для педагогов образовательного учреждения, направленных на организацию психологически безопасной и комфортной образовательной среды.

Теоретической основой формирования психологически комфортной и безопасной образовательной среды является:

  • всестороннее изучение характеристик реализуемого в учебном заведении образовательного процесса;
  • изучение личностей учащихся, в том числе и социального статуса семьи;
  • анализ кадрового потенциала учебного заведения;
  • материально-техническое оснащение образовательного процесса.

Совокупность указанных основ, является базой для разработки концепции психологической безопасности образовательной среды конкретного учебного заведения.

Концепция психологической безопасности образовательной среды - это система мероприятий по обеспечению защищенности учащихся от угроз позитивному развитию и психическому здоровью в процессе педагогического взаимодействия.

Технологии создания психологической безопасности образовательной среды школы должны выполнять ряд функций: психологическая профилактика, психологическое консультирование, психологическая поддержка, психологическая реабилитация, социально-психологическое обучение.

Направления работы педагога-психолога по обеспечению психологической безопасности образовательной среды

Направления работы педагога-психолога по формированию и обеспечению психологической безопасности образовательной среды:

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной презентации говорится о создании безопасной образовательной среды в школе.

Безопасность образовательной среды школы в соответствии с требованиями ФГОС

Стреж О.С., социальный педагог

« Именно хорошая среда является для

организма одним из первейших факторов

Актуальность темы:

Актуальность темы:

Актуальность темы:

п.1 ФГОС включает в себя требования:

- к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования;

- к структуре основной образовательной программы основного общего образования, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объёму, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;

- к условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования, в том числе к кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям.

п. 20 Результатом реализации указанных требований должно быть создание образовательной среды : - обеспечивающей достижение целей основного общего образования, его высокое качество, доступность и открытость для обучающихся, их родителей (законных представителей) и всего общества, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся; - гарантирующей охрану и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся; - преемственной по отношению к начальному общему образованию и учитывающей особенности организации основного общего образования, а также специфику возрастного психофизического развития обучающихся на данной ступени общего образования.

п. 20 Результатом реализации указанных требований должно быть создание образовательной среды :

- обеспечивающей достижение целей основного общего образования, его высокое качество, доступность и открытость для обучающихся, их родителей (законных представителей) и всего общества, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся;

- гарантирующей охрану и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся;

- преемственной по отношению к начальному общему образованию и учитывающей особенности организации основного общего образования, а также специфику возрастного психофизического развития обучающихся на данной ступени общего образования.

Безопасность - состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Угрозы - совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества, государства и исходящих от внутренних и внешних источников опасности. Безопасность (как педагогическая категория) - защищенность жизненно важных образовательных потребностей и интересов субъектов образования, в нашем случае учащихся и учителей общеобразовательной школы, в различных сферах педагогической деятельности от внутренних и внешних угроз, обеспечивающую устойчивость и качество педагогического образования.

Безопасность - состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.

Угрозы - совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества, государства и исходящих от внутренних и внешних источников опасности.

Безопасность (как педагогическая категория) - защищенность жизненно важных образовательных потребностей и интересов субъектов образования, в нашем случае учащихся и учителей общеобразовательной школы, в различных сферах педагогической деятельности от внутренних и внешних угроз, обеспечивающую устойчивость и качество педагогического образования.

Определение понятия образовательная среда : Образовательная среда - это система влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно — предметном окружении. Образовательная среда -совокупность факторов, формируемых укладом жизнедеятельности школы: материальные ресурсы школы, организация учебного процесса, питания, медицинской помощи, психологический климат и др. Образовательная среда - есть подсистема социокультурной среды, совокупность исторически сложившихся фактов, обстоятельств, ситуаций. Она выражается в целостности специально организованных педагогических условий развития личности.

Определение понятия образовательная среда :

  • Образовательная среда - это система влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно — предметном окружении.
  • Образовательная среда -совокупность факторов, формируемых укладом жизнедеятельности школы: материальные ресурсы школы, организация учебного процесса, питания, медицинской помощи, психологический климат и др.
  • Образовательная среда- есть подсистема социокультурной среды, совокупность исторически сложившихся фактов, обстоятельств, ситуаций. Она выражается в целостности специально организованных педагогических условий развития личности.

Безопасная среда общеобразовательного учреждения – это условия сохранения жизни и здоровья обучающихся, воспитанников и работников, а также материальных ценностей образовательного учреждения от возможных несчастных случаев, пожаров, аварий и других чрезвычайных ситуаций; это система мер, принятых администрацией учреждения и государством, для защиты детей и имущества от внутренних и внешних угроз с учетом фактического состояния, технического состояния школы, условий организации учебно-воспитательного процесса, криминальной и техногенной обстановки, природной территории, предупреждения, пресечения и ликвидации последствий террористических акций. Безопасность в образовательном учреждении охватывает широкий спектр направлений и позиций: безопасность противопожарную, антитеррористическую, экономическо-финансовую, информационную, техногенную, технологическую, охрану труда, радиационную, экологическую, взрывобезопасность, электротехническую и др

Безопасная среда общеобразовательного учреждения –

это условия сохранения жизни и здоровья обучающихся, воспитанников и работников, а также материальных ценностей образовательного учреждения от возможных несчастных случаев, пожаров, аварий и других чрезвычайных ситуаций; это система мер, принятых администрацией учреждения и государством, для защиты детей и имущества от внутренних и внешних угроз с учетом фактического состояния, технического состояния школы, условий организации учебно-воспитательного процесса, криминальной и техногенной обстановки, природной территории, предупреждения, пресечения и ликвидации последствий террористических акций.

Безопасность в образовательном учреждении охватывает широкий спектр направлений и позиций: безопасность противопожарную, антитеррористическую, экономическо-финансовую, информационную, техногенную, технологическую, охрану труда, радиационную, экологическую, взрывобезопасность, электротехническую и др

Безопасность образовательной среды общеобразовательного учреждения зависит от психологического климата школы (психологическая безопасность), безопасной педагогической среды школы и строится на уважении прав и свобод участников образовательного процесса. Безопасная образовательная среда это система психологической и педагогической безопасности учебно-воспитательного процесса. Образовательная среда школы является частью жизненной среды человека. Учебные заведения, как социальный институт общества, являются субъектами безопасности, и важность образовательной среды школы состоит в том, что школа, должна стать способна строить свою локальную (частную) систему безопасности как через обучение и воспитание, так и через решение задач развития.

Безопасность образовательной среды общеобразовательного учреждения зависит от психологического климата школы (психологическая безопасность), безопасной педагогической среды школы и строится на уважении прав и свобод участников образовательного процесса.

Безопасная образовательная среда это система психологической и педагогической безопасности учебно-воспитательного процесса. Образовательная среда школы является частью жизненной среды человека.

Учебные заведения, как социальный институт общества, являются субъектами безопасности, и важность образовательной среды школы состоит в том, что школа, должна стать способна строить свою локальную (частную) систему безопасности как через обучение и воспитание, так и через решение задач развития.

Права участников образовательного процесса .

Участниками образовательного процесса являются - обучающиеся ; педагогические работники и служащие школы; родители (законные представители) обучающихся.

прописывает и раскрывает подходы к обеспечению безопасности в образовательных учреждениях основанных на принципах, установленных в соблюдении и защиты прав и свобод человека и гражданина; законности; системности и комплексности применения федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, другими государственными органами, органами местного самоуправления политических, организационных, социально-экономических, информационных, правовых и иных мер обеспечения безопасности; приоритета предупредительных мер в целях обеспечения безопасности; взаимодействия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, других государственных органов с общественными объединениями, международными организациями и гражданами в целях обеспечения безопасности.

Нормативно-правовая база:

Международные документы : Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 19.12.1966; Международный пакт о гражданских и политических правах от 19.12.66 и Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах от 19.12.66; Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования (принято Генеральной конференцией ООН по вопросам образования, наций и культуры от 14.12.66) , «Конвенция о правах ребенка.

Угрозы психологического характера :

Угрозы психологического характера :

Угрозы педагогического характера :

  • формирование ложных целей развития отдельно взятых образовательных систем и системы образования государства;
  • полное отвержение инновационных подходов в развитии образования (застой педагогической науки);
  • внедрение подробно неизученных инноваций в процесс обучения и воспитания;
  • непроанализированное прожектерство (увлечение неосуществимыми, необоснованными проектами) педагогических технологий с других образовательных систем как отечественных, так и зарубежных;
  • частая смена нормативно-правовых требований к образовательному процессу;
  • использование антипедагогических (способных разрушить фундамент педагогической науки) методов, форм и способов обучения (воспитания).

Угрозы педагогического характера:

Демократический уклад: Обучение в школе строится на демократических началах. Ученики и учителя соавторы процесса. На уроках создаются доверительные отношения. В школе развивают в учениках компетенции и навыки, необходимые для жизни. На уроках уделяется особое внимание развитию познавательной активности, самостоятельности и внутренней мотивации к самообучению учащихся. На уроках создаются возможности для самореализации.

Демократический уклад:

  • Обучение в школе строится на демократических началах. Ученики и учителя соавторы процесса. На уроках создаются доверительные отношения.
  • В школе развивают в учениках компетенции и навыки, необходимые для жизни. На уроках уделяется особое внимание развитию познавательной активности, самостоятельности и внутренней мотивации к самообучению учащихся.
  • На уроках создаются возможности для самореализации.

Демократический уклад: Школа поддерживает и поощряет инициативу учащихся Учителя проявляют самостоятельность и инициативу в выборе средств и методов обучения Школа поддерживает инициативы членов сообщества В школе созданы условия для диалога

Демократический уклад:

  • Школа поддерживает и поощряет инициативу учащихся
  • Учителя проявляют самостоятельность и инициативу в выборе средств и методов обучения
  • Школа поддерживает инициативы членов сообщества
  • В школе созданы условия для диалога

Вопросы: 1. Деятельность ОУ строится на принципах уважения прав человека? 2. В деятельность по управлению ОУ вовлекаются учащиеся, родители, общественность? 3. Гарантировано ли в ваших ОУ безопасное пространство для обучения, свободное от насилия и жестокости, где обучение строится на демократических началах, где на уроках создаются доверительные отношения, а учащиеся и учителя соавторы процесса?

1. Деятельность ОУ строится на принципах уважения прав человека?

2. В деятельность по управлению ОУ вовлекаются учащиеся, родители, общественность?

3. Гарантировано ли в ваших ОУ безопасное пространство для обучения, свободное от насилия и жестокости, где обучение строится на демократических началах, где на уроках создаются доверительные отношения, а учащиеся и учителя соавторы процесса?

Мониторинг уровня организации безопасной образовательной среды школы: (здоровьесбережение, психолого-педагогический климат школы, правовое пространство школы и т.д.), другие аспекты деятельности общеобразо-вательного учреждения. Цель мониторинга : постоянное отслеживание деятельности школы по обеспечению безопасной среды; разработка прогноза ее развития. Задачи мониторинга : осуществление анализа состояния безопасности ОУ (сбор информации); выявление основных проблем в организации обеспечения безопасности ОУ; создание прогнозов, аналитических, справочных материалов, докладов; совершенствование технологии обеспечения безопасности в школе.

Мониторинг уровня организации безопасной образовательной среды школы: (здоровьесбережение, психолого-педагогический климат школы, правовое пространство школы и т.д.), другие аспекты деятельности общеобразо-вательного учреждения.

Цель мониторинга : постоянное отслеживание деятельности школы по обеспечению безопасной среды; разработка прогноза ее развития.

Задачи мониторинга : осуществление анализа состояния безопасности ОУ (сбор информации); выявление основных проблем в организации обеспечения безопасности ОУ; создание прогнозов, аналитических, справочных материалов, докладов; совершенствование технологии обеспечения безопасности в школе.



Про безопасную среду приходится слышать часто. Но что при этом имеется в виду? Охрана и рамки? Или речь идет и о психологической безопасности?

Физическая безопасность детей

Однако террористы и подростки с оружием — это экстремальные случаи и не единственная опасность, с которой сталкивается школьник. Гораздо чаще неприятности бывают связаны с мелким и не очень хулиганством, вымогательством, воровством, буллингом. Именно с этими вопросами может и должна работать администрация школы, а в ряде случаев — и каждый педагог.

Еще одна опасность — распространение среди школьников запрещенных веществ (наркотиков, курительных смесей и т.п.)

Как свести подобные ситуации к минимуму?

Чтобы ответить на этот вопрос, надо задуматься:

  • при каких обстоятельствах подростки с девиантным поведением нападают на жертву, чтобы ее побить, унизить или отобрать деньги и ценности?
  • где и когда дилеры могут передать запрещенное вещество?

В большинстве случаев нарушители стараются совершать все эти действия тайком, выбирают места, где их не увидят педагоги:

  • различные закутки в школе;
  • гардероб;
  • место в школьном дворе, которое не видно на камерах, загорожено кустами или какими-то постройками.

Удивительно, но факт: для решения проблемы достаточно иногда просто ликвидировать такие "опасные" места.

  • В небольших "аппендиксах" коридоров можно установить теннисный стол, стеллаж с книгами и пару пуфов, ящик с игрушками, сделать яркое освещение.
  • Огородить гардероб низеньким штакетником или декоративной решеткой, приспособить под него стены холла — короче, сделать его максимально просматриваемым.
  • Заново переосмыслить пространство школьного двора. Вместо густого кустарника, который не столько украшает, сколько загромождает пространство и создает укромные уголки, лучше оформить газоны, клумбы, посадить небольшое количество деревьев. Конечно, здесь могут быть также игровая и спортивная площадки, скамеечки и т.п.

Главное — все это должно создавать пространство, которое легко просматривается и не располагает к хулиганству.

Психологическая безопасность

В школьной жизни ребенка много сложностей. Какие-то из них мы всего лишь лет тридцать как перестали игнорировать, о каких-то не любим говорить и сейчас.

Но нельзя молчать о том, что может создать опасность для ребенка, пусть даже просто психологическую.

В первую очередь речь идет о травле, которую сейчас часто называют буллингом. Но от названия суть не меняется. Классов, где есть ребенок-изгой, немало. И это не проблема одного лишь классного руководителя, который "не справляется", "не может объяснить детям" и т.д. Так думают люди, которые не столкнулись с буллингом по-настоящему.

Хотя травле в школе посвящено множество психологических исследований, механизм этого явления как следует не изучен. Кто виноват, что ребенка травит класс? Класс? Ребенок?

  • Бывает, что беднягу переводят в другую школу — и проблема исчезает, к ребенку нормальное отношение.
  • А бывает, что и в новой школе того же ученика принимаются травить.
  • Бывает, что травля в классе, оставшемся без жертвы, не возобновляется.
  • А иной раз ребята находят себе другую жертву.
  • При этом кто-то из педагогов может знать о проблеме и игнорировать ее, может не иметь о ней понятия, а может быть вольным или невольным инициатором буллинга.

Это происходит, когда у учителя есть любимчик или нелюбимчик, и вот этого явно выделенного из общей массы ребенка начинают травить.

Мы не будем сейчас останавливаться на разборе разных причин буллинга. Поговорим только о средствах, позволяющих учителю выявить изгоя и обеспечить ему психологическую безопасность.

Проводя уроки, мы часто используем метод работы в малых группах. Состав этих групп лучше почаще менять. Это поможет быстро заметить, с кем из ребят одноклассники не хотят попасть в одну группу.

Второй плюс — возможность волевым методом включать изгоя в группы. Возможно, делать это стоит не сразу. Сначала лучше дать ему особое поручение, с которым он наверняка справится. Это надо сделать несколько раз, не забывая хвалить ребенка. Потом ему стоит дать аналогичное поручение, но в составе группы, в которую включить наиболее лояльных и совестливых ребят. Затем уже добавлять в состав группы более активных "травителей", следя за тем, чтобы они не инициировали травлю.

Хорошо проводить специальные мероприятия:

    ,
  • "круги сообщества",
  • "пожелайки" и тому подобные мероприятия, которые способствуют установлению более душевных отношений между ребятами.

Ошибки педагога

Благоприятный психологический климат в классе — главное условие психологической безопасности ребенка в школе.

Но не единственное. Если предотвратить буллинг педагог обычно не в силах (как правило он действует, уже будучи поставлен перед фактом), то есть и такие составляющие благоприятной атмосферы, которые зависят именно от него.

О том, что именно педагог может стать невольным инициатором буллинга, мы уже упоминали выше (случаи, когда учитель умышленно организует травлю неугодного ребенка, мы рассматривать не будем: это недопустимое поведение для педагога).

Иногда мы не замечаем, что наши слова, обращенные к ученику, несут в себе травмирующий его психику элемент. Кто-то, оказываясь раз за разом объектом мягкой и необидной объективно иронии учителя, радуется, что "не влетело по-настоящему" и старается не дразнить судьбу в дальнейшем. А кто-то с больным самолюбием воображает, что его обидел учитель, а ребята смеялись: конечно, его все презирают, не любят.

Наши нейтральные, в общем-то фразы в разы чаще несут в себе критику, нежели положительную оценку. Результатом становятся серьезные проблемы:

  • неврозы;
  • нежелание учиться;
  • "выученная беспомощность".

Ребенок уверен в том, что он ничего сам ее может. Конечно, это травмирует его психологически и не способствует повышению успеваемости.

Чтобы избежать такого психологического давления, педагог может провести простой эксперимент, подсчитав с помощью пометок на листочке, сколько раз он похвалил учеников, а сколько — поругал. Очевидно, что хвалить надо чаще.

Стоит освоить метод восстановительных фраз и постоянно говорить их ребятам. Их можно распечатать и положить на столе на видном месте, чтобы не забывать их использовать. Восстановительные фразы вселяют в ребенка оптимизм и надежду, мотивируют его на свершения.

Как улучшить психологический климат в коллективе

Существует множество технологий, позволяющих сделать психологическую атмосферу в классе более комфортной и безопасной для каждого участника образовательного процесса. Расскажем о нескольких из них.

Восстановительные приемы

К восстановительным приемам относятся ряд практик, направленных на восстановление хорошего отношения ребенка к себе и окружающим. Это

  • восстановительные фразы;
  • восстановительные вопросы;
  • медиация;
  • "круг сообщества" и др.

Например, медиация — это техника, помогающая разрешить конфликт. Причем она направлена на осознание участниками конфликта позиции другой стороны, развитие эмоционального интеллекта, признание виновной стороной своей неправоты и компенсацию потерь пострадавшей стороны на материальном и эмоциональном уровне. Виновник конфликта в результате встречи при посредничестве медиатора приходит к пониманию, что он причинил ущерб и страдания другой стороне, и самостоятельно решает, как он может загладить вину.

Тимбилдинг

Это объединяющая совместная деятельность. Причем такая, которая дает конкретный результат. Например, это может быть:

  • стенгазета, интернет-газета, сайт класса;
  • панно, картина, художественное оформление классной мебели;
  • проектная или исследовательская работа;
  • сценарий мероприятия или мероприятие в целом, спектакль;
  • альбом, самодельная книга, фотоотчет и многое другое.

Небольшая группа (малокомплектный класс) может работать в полном составе; большой класс лучше разделить на группы и поручить каждой либо законченную часть работы, либо создание аналогичного продукта.

Создание правил класса

Прекрасный результат обычно дает работа над созданием правил поведения. Ребята с удовольствием формулируют такой кодекс, а потом его, вроде, уже неловко нарушать: сами же придумали.

Правила обязательно должны быть реалистичными и конкретными, их не должно быть много. В обсуждении должны участвовать все учащиеся. Готовые правила надо красиво оформить и вывесить в классе.

Безопасность ребенка в школе — это минимум того, чего ждут и вправе требовать от нас родители. Возможно, статья будет полезна педагогам, которые стремятся создать безопасную среду в классе для своих учеников.

Об авторе: Сафонова Елена, учитель русского языка и литературы, стаж работы 20+ лет, ГКОУ СКОШИ №31, г. Москва.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Читайте также: