Создание безопасной образовательной среды кратко
Обновлено: 03.05.2024
Проблема психологической безопасности образовательной среды в последние годы становится все более значимой и актуальной. Психологическая безопасность образовательной среды - одно из самых важных условий для успешного учебного процесса, для формирования личности.
Содержимое публикации
Цель: повышение уровня психологической компетенции у участников образовательного процесса, сохранение и укрепления здоровья ее участников, создание в образовательном учреждении условий, при которых образовательная среда будет психологически наиболее безопасной для формирования личности.
Проблема психологической безопасности образовательной среды в последние годы становится все более значимой и актуальной. Психологическая безопасность образовательной среды - одно из самых важных условий для успешного учебного процесса, для формирования личности.
В рамках концепции национальной безопасности страны, психологическая безопасность учителей (педагогов), учащихся и их родителей может рассматриваться как защищенность их жизни, здоровья, прав и свобод, чести и достоинства; психологическая безопасность образовательной среды - как прямое продолжение психологической безопасности личности учителей, учащихся и их родителей, а также как защита общественного порядка и спокойствия, духовных ценностей, прав и свобод учебных учреждений и их нормальной деятельности.
Характеристики психологической безопасности образовательной среды:
- отсутствие проявлений психологического насилия во взаимодействии участников образовательного процесса;
- удовлетворение основных потребностей в личностно-доверительном общении;
- укрепление психического здоровья;
- предотвращение угроз для продуктивного устойчивого развития личности;
- организация насыщенной образовательной среды, стимулирующей развитие участников процесса.
Психологическую безопасность образовательной среды мы рассматриваем как состояние образовательной среды, свободное от проявлений психологического насилия во взаимодействии, способствующее удовлетворению потребностей в личностно-доверительном общении, создающее референтную значимость среды и обеспечивающее психическое здоровье включенных в нее участников.
Референтность [от лат. referens — сообщающий] — один из видов отношений межличностной значимости, которые обусловливают специфический характер взаимодействия личности с другим человеком или группой лиц.
Образовательная среда - это система влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении.
Образовательные учреждения, представляют собой социальный институт общества, который обеспечивает создание системы психологической безопасности.
Образовательная среда является частью социальной, жизненной среды человека. Доброжелательная атмосфера; высокие ожидания от работы учащихся без предвзятости, одинаковые способы оценивания учащихся; высокий уровень вовлеченности в образовательную среду и процесс обучения, а также вовлеченность родителей; обучение социальным навыкам взаимодействия - повышают безопасность образовательной среды и ее защитную функцию.
Психологическая безопасность образовательной среды образовательного учреждения есть сложное структурное образование, системообразующим параметром которого выступает индекс психологической безопасности.
Психологическое сопровождение, способствующее созданию психологической безопасности через снижение психологического насилия в образовательной среде, является фактором, гармонизирующим психологическое здоровье участников образовательного процесса.
Основным риском во взаимодействии участников образовательной среды является получение психической травмы, в результате которой наносится ущерб позитивному развитию и психическому здоровью. Основной источник психотравмы – это психологическое насилие в процессе взаимодействия.
Существует несколько форм психологического насилия, это:
1. Психологические воздействия (угрозы, унижения, оскорбления, чрезмерные требования, запреты на поведение и переживание, негативное оценивание, фрустрация (искажение) основных нужд и потребностей ребёнка);
2. Психологические эффекты (утрата доверия к себе и к миру, беспокойство, тревожность, нарушения сна, аппетита, депрессия, агрессивность, низкая самооценка, соматические и психосоматические заболевания);
3. Психологические взаимодействия (доминантность, непредсказуемость, непоследовательность, неадекватность, безответственность, неуверенность, беспомощность).
Совокупность этих факторов представляет собой угрозу образовательной среде и развитию личности ее участников, а также ведет к формированию психологического неблагополучия у всех участников образовательного процесса.
Психологическое неблагополучие – это внутренний дискомфорт, ощущение себя несчастным, ущербным, беспомощным, одиноким, брошенным, изгоем; это состояние, при котором человек отвергает себя, окружающих, или весь мир. Имея такие негативные качества и способности, человек нередко направляет накопившиеся недовольство, агрессию на себя (аутоагрессия) или на виновника своих несчастий.
Взрослый, умудренный жизненным опытом, человек способен не вступать в борьбу со своей внутренней природой, осознать свои слабые стороны и принять их, сделать акцент на сильных сторонах.
А по отношению к ребенку психологическое насилие может выражаться в неприятии и критике ребенка, в публичных оскорблениях и унижении его достоинства, обвинениях, угрозах, проявляющихся в словесной форме без физического насилия, преднамеренной физической или социальной изоляции, предъявлении чрезмерных требований, не соответствующих его возрасту и возможностям.
Боязнь насилия — один из наиболее часто встречающихся страхов и опасений у детей, подростков и их родителей, что может служить причиной школь неврозов, дезадаптации, повышенной тревожности и негативного отношения к среде в образовательном учреждении. Психологическое насилие может быть весьма разрушительным.
Психологические последствия насилия сказываются на всех уровнях функционирования личности и снижают продуктивность психической деятельности в целом, проявляются в виде тревожных и депрессивных переживаний и проецируются в будущее, т.е. причину того или иного заболевания нужно искать в прошлом, провоцируют определенные штампы поведения (вплоть до суицидов).
Участники образовательной среды образовательных учреждений и сама среда могут подвергаться как внутренним, так и внешним угрозам. Можно выделить следующие угрозы психологической безопасности образовательной среды:
1. Непризнание референтной значимости образовательной среды образовательного учреждения
2. Отсутствие удовлетворенности в личностно-доверительном общении.
Следствие: эмоциональный дискомфорт; нежелание высказывать свою точку зрения и мнение; неуважительное отношение к себе; потеря личного достоинства; нежелание обращаться за помощью, игнорирование личных проблем и затруднений окружающих его детей и взрослых; невнимательность к просьбам и предложениям.
3. Психологическое насилие в процессе взаимодействия.
Психологическое насилие - физическое, психическое, духовное воздействие на человека (социально-организованное), которое понижает его нравственный, психический (т.е. моральный, коммуникативный) и жизненный статус (в том числе правовой, социальный), причиняя ему физические, душевные и духовные страдания.
Следствие: получение ребенком психологической травмы.
4. Эмоциональное выгорание педагогов образовательного учреждения
Следствие: профессиональная деформация; угроза психическому здоровью.
5. Неразвитость системы психологической помощи в образовательном учреждении.
Следствие: неэффективность психологического сопровождения участников образовательного пространства; угроза психическому и физическому здоровью.
Таким образом, психологически безопасной образовательной средой образовательного учреждения можно считать такую среду, в которой большинство участников имеют положительное отношение к ней, высокий уровень удовлетворенности.
Условия организации безопасной образовательной среды следующие:
- отсутствие проявлений психического насилия во взаимодействии участников образовательного процесса;
- предотвращение угроз для продуктивного устойчивого развития;
- эффективное применение адекватных методов и технологий работы в условиях стрессовой ситуации;
- удовлетворение основных потребностей в личностно – доверительном общении;
- повышение уровня психолого-педагогической компетентности педагогов, педагогов-психологов, управленцев, родителей;
- организация насыщенной образовательной среды, стимулирующей развитие участников процесса
Психологически безопасная образовательная среда - результат комплексного, системного, длительного специально организованного психолого-педагогического процесса.
Такая психологически безопасная образовательная среда способствует удовлетворению и развитию социально ориентированных потребностей ребенка, сохранению и повышению его самооценки, обеспечивает более полное раскрытие личностных потенциалов.
Таким образом, решение проблем психологической безопасности в образовательной среде, в частности психологического неблагополучия детей и подростков, должно осуществляться через программы и методики диагностики личности и выстраивания индивидуальной коррекционной и профилактической работы в соответствии с личностными особенностями.
Развитие личности обучающегося, успешность учебно-воспитательного процесса происходит в условиях психологического комфорта безопасности образовательной среды образовательного учреждения.
Образовательная среда является фундаментом любого общества, именно в ней в большей части происходит воспитание и формирование личности подрастающего поколения, поэтому важно, чтобы все ее участники чувствовали себя защищенными.
Создание и обеспечение психологической безопасности в образовательной среде должно способствовать гармоничному развитию личности ее участников.
Если бы Вы поняли, как сильны Ваши мысли, Вы бы никогда не думали негативно!
Необходимость формирования психологически безопасной и комфортной образовательной среды
Образовательная среда – это психолого-педагогическая реальность, которая основана на сочетании разнообразных педагогических условий и обстоятельств, направленных на всестороннее формирование и развитие личности учащегося.
Безопасность – это состояние защищенности наиболее важных жизненных интересов личности, общества и государства от разнообразных внешних и внутренних угроз.
Принято различать два основных вида безопасности: физическую и психологическую. Оптимальным является сочетание данных видов безопасности.
Психологическая безопасность включается в себя ряд обязательных компонентов, определяющих ее сущность:
- Сохранение здоровой психики человека.
- Сохранение целостности личности человека, функции по адаптации человека, социальной группы или всего общества в целом.
- Устойчивое и нормальное развитие и функционирование человека в рамках взаимодействия с окружающей средой, другими членами общества и т.д. Включает в себя умение защититься от внешних угроз, создать благоприятные и безопасные психологические взаимоотношения с окружающими.
- Возможности личности и среды предотвращать и устранять угрозы.
- Определенное состояние окружающей среды, которое способно дать человеку ощущение свободы и защищенности от разнообразных видов психологического насилия.
Таким образом, психологически безопасная образовательная среда – это среда взаимодействия, которая свободна от проявления различного вида насилия, имеющая определенную референтную значимость для входящих в нее субъектов, характеризующаяся преобладанием гуманистического настроя ее участников и отражающая полноту их коммуникативных и эмоционально-личностных характеристик.
Готовые работы на аналогичную тему
Основа формирования психологически безопасной и комфортной образовательной среды
Модернизации системы образования России, направлена в первую очередь на создание благоприятной среды, которая будет способствовать формированию личности учащихся, в условиях психологического комфорта и защищенности. Именно поэтому формирования психологически безопасной и комфортной образовательной среды является одним из основных требований ФГОС.
Основная цель формирования психологически безопасной и благоприятной образовательной среды – создание всех необходимых условий для формирования у участников образовательного процесса умений и навыков, способствующих успешному преодолению эмоциональных нагрузок и психологического дискомфорта возникающих разнообразных жизненных ситуация и тормозящих развитие личности, а также умение их минимизировать.
Достижение данной цели, осуществляется через решение ряда задач:
- Установление наиболее стрессогенных факторов, которые могут возникнуть в процессе обучения и их своевременное устранение.
- Согласованность действий педагогов, родителей, учащихся и администрации учебного заведения, выработка совместных взглядов на образовательную среду учреждения.
- Гармонизация процессов воспитания, обучения, развития и социализации участников образовательной среды.
- Проведение систематического мониторинга внутреннего микроклимата образовательного учреждения, отслеживание динамики психологического развития каждого участника учебного процесса.
- Систематическое повышение профессионального мастерства и компетенций педагогических кадров.
- Проведение работы с родителями, направленной на овладение ими необходимых педагогических знаний.
- Оказание необходимой и своевременной психологической поддержки всем участниками образовательного процесса (учащиеся, педагоги и родители).
- Разработка рекомендаций для педагогов образовательного учреждения, направленных на организацию психологически безопасной и комфортной образовательной среды.
Теоретической основой формирования психологически комфортной и безопасной образовательной среды является:
- всестороннее изучение характеристик реализуемого в учебном заведении образовательного процесса;
- изучение личностей учащихся, в том числе и социального статуса семьи;
- анализ кадрового потенциала учебного заведения;
- материально-техническое оснащение образовательного процесса.
Совокупность указанных основ, является базой для разработки концепции психологической безопасности образовательной среды конкретного учебного заведения.
Концепция психологической безопасности образовательной среды - это система мероприятий по обеспечению защищенности учащихся от угроз позитивному развитию и психическому здоровью в процессе педагогического взаимодействия.
Технологии создания психологической безопасности образовательной среды школы должны выполнять ряд функций: психологическая профилактика, психологическое консультирование, психологическая поддержка, психологическая реабилитация, социально-психологическое обучение.
Направления работы педагога-психолога по обеспечению психологической безопасности образовательной среды
Направления работы педагога-психолога по формированию и обеспечению психологической безопасности образовательной среды:
В данной презентации говорится о создании безопасной образовательной среды в школе.
Безопасность образовательной среды школы в соответствии с требованиями ФГОС
Стреж О.С., социальный педагог
« Именно хорошая среда является для
организма одним из первейших факторов
Актуальность темы:
Актуальность темы:
п.1 ФГОС включает в себя требования:
- к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования;
- к структуре основной образовательной программы основного общего образования, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объёму, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;
- к условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования, в том числе к кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям.
п. 20 Результатом реализации указанных требований должно быть создание образовательной среды :
- обеспечивающей достижение целей основного общего образования, его высокое качество, доступность и открытость для обучающихся, их родителей (законных представителей) и всего общества, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся;
- гарантирующей охрану и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся;
- преемственной по отношению к начальному общему образованию и учитывающей особенности организации основного общего образования, а также специфику возрастного психофизического развития обучающихся на данной ступени общего образования.
Безопасность - состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.
Угрозы - совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества, государства и исходящих от внутренних и внешних источников опасности.
Безопасность (как педагогическая категория) - защищенность жизненно важных образовательных потребностей и интересов субъектов образования, в нашем случае учащихся и учителей общеобразовательной школы, в различных сферах педагогической деятельности от внутренних и внешних угроз, обеспечивающую устойчивость и качество педагогического образования.
Определение понятия образовательная среда :
- Образовательная среда - это система влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно — предметном окружении.
- Образовательная среда -совокупность факторов, формируемых укладом жизнедеятельности школы: материальные ресурсы школы, организация учебного процесса, питания, медицинской помощи, психологический климат и др.
- Образовательная среда- есть подсистема социокультурной среды, совокупность исторически сложившихся фактов, обстоятельств, ситуаций. Она выражается в целостности специально организованных педагогических условий развития личности.
Безопасная среда общеобразовательного учреждения –
это условия сохранения жизни и здоровья обучающихся, воспитанников и работников, а также материальных ценностей образовательного учреждения от возможных несчастных случаев, пожаров, аварий и других чрезвычайных ситуаций; это система мер, принятых администрацией учреждения и государством, для защиты детей и имущества от внутренних и внешних угроз с учетом фактического состояния, технического состояния школы, условий организации учебно-воспитательного процесса, криминальной и техногенной обстановки, природной территории, предупреждения, пресечения и ликвидации последствий террористических акций.
Безопасность в образовательном учреждении охватывает широкий спектр направлений и позиций: безопасность противопожарную, антитеррористическую, экономическо-финансовую, информационную, техногенную, технологическую, охрану труда, радиационную, экологическую, взрывобезопасность, электротехническую и др
Безопасность образовательной среды общеобразовательного учреждения зависит от психологического климата школы (психологическая безопасность), безопасной педагогической среды школы и строится на уважении прав и свобод участников образовательного процесса.
Безопасная образовательная среда это система психологической и педагогической безопасности учебно-воспитательного процесса. Образовательная среда школы является частью жизненной среды человека.
Учебные заведения, как социальный институт общества, являются субъектами безопасности, и важность образовательной среды школы состоит в том, что школа, должна стать способна строить свою локальную (частную) систему безопасности как через обучение и воспитание, так и через решение задач развития.
Права участников образовательного процесса .
Участниками образовательного процесса являются - обучающиеся ; педагогические работники и служащие школы; родители (законные представители) обучающихся.
прописывает и раскрывает подходы к обеспечению безопасности в образовательных учреждениях основанных на принципах, установленных в соблюдении и защиты прав и свобод человека и гражданина; законности; системности и комплексности применения федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, другими государственными органами, органами местного самоуправления политических, организационных, социально-экономических, информационных, правовых и иных мер обеспечения безопасности; приоритета предупредительных мер в целях обеспечения безопасности; взаимодействия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, других государственных органов с общественными объединениями, международными организациями и гражданами в целях обеспечения безопасности.
Нормативно-правовая база:
Международные документы : Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 19.12.1966; Международный пакт о гражданских и политических правах от 19.12.66 и Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах от 19.12.66; Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования (принято Генеральной конференцией ООН по вопросам образования, наций и культуры от 14.12.66) , «Конвенция о правах ребенка.
Угрозы психологического характера :
Угрозы педагогического характера :
- формирование ложных целей развития отдельно взятых образовательных систем и системы образования государства;
- полное отвержение инновационных подходов в развитии образования (застой педагогической науки);
- внедрение подробно неизученных инноваций в процесс обучения и воспитания;
- непроанализированное прожектерство (увлечение неосуществимыми, необоснованными проектами) педагогических технологий с других образовательных систем как отечественных, так и зарубежных;
- частая смена нормативно-правовых требований к образовательному процессу;
- использование антипедагогических (способных разрушить фундамент педагогической науки) методов, форм и способов обучения (воспитания).
Угрозы педагогического характера:
Демократический уклад:
- Обучение в школе строится на демократических началах. Ученики и учителя соавторы процесса. На уроках создаются доверительные отношения.
- В школе развивают в учениках компетенции и навыки, необходимые для жизни. На уроках уделяется особое внимание развитию познавательной активности, самостоятельности и внутренней мотивации к самообучению учащихся.
- На уроках создаются возможности для самореализации.
Демократический уклад:
- Школа поддерживает и поощряет инициативу учащихся
- Учителя проявляют самостоятельность и инициативу в выборе средств и методов обучения
- Школа поддерживает инициативы членов сообщества
- В школе созданы условия для диалога
1. Деятельность ОУ строится на принципах уважения прав человека?
2. В деятельность по управлению ОУ вовлекаются учащиеся, родители, общественность?
3. Гарантировано ли в ваших ОУ безопасное пространство для обучения, свободное от насилия и жестокости, где обучение строится на демократических началах, где на уроках создаются доверительные отношения, а учащиеся и учителя соавторы процесса?
Мониторинг уровня организации безопасной образовательной среды школы: (здоровьесбережение, психолого-педагогический климат школы, правовое пространство школы и т.д.), другие аспекты деятельности общеобразо-вательного учреждения.
Цель мониторинга : постоянное отслеживание деятельности школы по обеспечению безопасной среды; разработка прогноза ее развития.
Задачи мониторинга : осуществление анализа состояния безопасности ОУ (сбор информации); выявление основных проблем в организации обеспечения безопасности ОУ; создание прогнозов, аналитических, справочных материалов, докладов; совершенствование технологии обеспечения безопасности в школе.
Про безопасную среду приходится слышать часто. Но что при этом имеется в виду? Охрана и рамки? Или речь идет и о психологической безопасности?
Физическая безопасность детей
Однако террористы и подростки с оружием — это экстремальные случаи и не единственная опасность, с которой сталкивается школьник. Гораздо чаще неприятности бывают связаны с мелким и не очень хулиганством, вымогательством, воровством, буллингом. Именно с этими вопросами может и должна работать администрация школы, а в ряде случаев — и каждый педагог.
Еще одна опасность — распространение среди школьников запрещенных веществ (наркотиков, курительных смесей и т.п.)
Как свести подобные ситуации к минимуму?
Чтобы ответить на этот вопрос, надо задуматься:
- при каких обстоятельствах подростки с девиантным поведением нападают на жертву, чтобы ее побить, унизить или отобрать деньги и ценности?
- где и когда дилеры могут передать запрещенное вещество?
В большинстве случаев нарушители стараются совершать все эти действия тайком, выбирают места, где их не увидят педагоги:
- различные закутки в школе;
- гардероб;
- место в школьном дворе, которое не видно на камерах, загорожено кустами или какими-то постройками.
Удивительно, но факт: для решения проблемы достаточно иногда просто ликвидировать такие "опасные" места.
- В небольших "аппендиксах" коридоров можно установить теннисный стол, стеллаж с книгами и пару пуфов, ящик с игрушками, сделать яркое освещение.
- Огородить гардероб низеньким штакетником или декоративной решеткой, приспособить под него стены холла — короче, сделать его максимально просматриваемым.
- Заново переосмыслить пространство школьного двора. Вместо густого кустарника, который не столько украшает, сколько загромождает пространство и создает укромные уголки, лучше оформить газоны, клумбы, посадить небольшое количество деревьев. Конечно, здесь могут быть также игровая и спортивная площадки, скамеечки и т.п.
Главное — все это должно создавать пространство, которое легко просматривается и не располагает к хулиганству.
Психологическая безопасность
В школьной жизни ребенка много сложностей. Какие-то из них мы всего лишь лет тридцать как перестали игнорировать, о каких-то не любим говорить и сейчас.
Но нельзя молчать о том, что может создать опасность для ребенка, пусть даже просто психологическую.
В первую очередь речь идет о травле, которую сейчас часто называют буллингом. Но от названия суть не меняется. Классов, где есть ребенок-изгой, немало. И это не проблема одного лишь классного руководителя, который "не справляется", "не может объяснить детям" и т.д. Так думают люди, которые не столкнулись с буллингом по-настоящему.
Хотя травле в школе посвящено множество психологических исследований, механизм этого явления как следует не изучен. Кто виноват, что ребенка травит класс? Класс? Ребенок?
- Бывает, что беднягу переводят в другую школу — и проблема исчезает, к ребенку нормальное отношение.
- А бывает, что и в новой школе того же ученика принимаются травить.
- Бывает, что травля в классе, оставшемся без жертвы, не возобновляется.
- А иной раз ребята находят себе другую жертву.
- При этом кто-то из педагогов может знать о проблеме и игнорировать ее, может не иметь о ней понятия, а может быть вольным или невольным инициатором буллинга.
Это происходит, когда у учителя есть любимчик или нелюбимчик, и вот этого явно выделенного из общей массы ребенка начинают травить.
Мы не будем сейчас останавливаться на разборе разных причин буллинга. Поговорим только о средствах, позволяющих учителю выявить изгоя и обеспечить ему психологическую безопасность.
Проводя уроки, мы часто используем метод работы в малых группах. Состав этих групп лучше почаще менять. Это поможет быстро заметить, с кем из ребят одноклассники не хотят попасть в одну группу.
Второй плюс — возможность волевым методом включать изгоя в группы. Возможно, делать это стоит не сразу. Сначала лучше дать ему особое поручение, с которым он наверняка справится. Это надо сделать несколько раз, не забывая хвалить ребенка. Потом ему стоит дать аналогичное поручение, но в составе группы, в которую включить наиболее лояльных и совестливых ребят. Затем уже добавлять в состав группы более активных "травителей", следя за тем, чтобы они не инициировали травлю.
Хорошо проводить специальные мероприятия:
-
,
- "круги сообщества",
- "пожелайки" и тому подобные мероприятия, которые способствуют установлению более душевных отношений между ребятами.
Ошибки педагога
Благоприятный психологический климат в классе — главное условие психологической безопасности ребенка в школе.
Но не единственное. Если предотвратить буллинг педагог обычно не в силах (как правило он действует, уже будучи поставлен перед фактом), то есть и такие составляющие благоприятной атмосферы, которые зависят именно от него.
О том, что именно педагог может стать невольным инициатором буллинга, мы уже упоминали выше (случаи, когда учитель умышленно организует травлю неугодного ребенка, мы рассматривать не будем: это недопустимое поведение для педагога).
Иногда мы не замечаем, что наши слова, обращенные к ученику, несут в себе травмирующий его психику элемент. Кто-то, оказываясь раз за разом объектом мягкой и необидной объективно иронии учителя, радуется, что "не влетело по-настоящему" и старается не дразнить судьбу в дальнейшем. А кто-то с больным самолюбием воображает, что его обидел учитель, а ребята смеялись: конечно, его все презирают, не любят.
Наши нейтральные, в общем-то фразы в разы чаще несут в себе критику, нежели положительную оценку. Результатом становятся серьезные проблемы:
- неврозы;
- нежелание учиться;
- "выученная беспомощность".
Ребенок уверен в том, что он ничего сам ее может. Конечно, это травмирует его психологически и не способствует повышению успеваемости.
Чтобы избежать такого психологического давления, педагог может провести простой эксперимент, подсчитав с помощью пометок на листочке, сколько раз он похвалил учеников, а сколько — поругал. Очевидно, что хвалить надо чаще.
Стоит освоить метод восстановительных фраз и постоянно говорить их ребятам. Их можно распечатать и положить на столе на видном месте, чтобы не забывать их использовать. Восстановительные фразы вселяют в ребенка оптимизм и надежду, мотивируют его на свершения.
Как улучшить психологический климат в коллективе
Существует множество технологий, позволяющих сделать психологическую атмосферу в классе более комфортной и безопасной для каждого участника образовательного процесса. Расскажем о нескольких из них.
Восстановительные приемы
К восстановительным приемам относятся ряд практик, направленных на восстановление хорошего отношения ребенка к себе и окружающим. Это
- восстановительные фразы;
- восстановительные вопросы;
- медиация;
- "круг сообщества" и др.
Например, медиация — это техника, помогающая разрешить конфликт. Причем она направлена на осознание участниками конфликта позиции другой стороны, развитие эмоционального интеллекта, признание виновной стороной своей неправоты и компенсацию потерь пострадавшей стороны на материальном и эмоциональном уровне. Виновник конфликта в результате встречи при посредничестве медиатора приходит к пониманию, что он причинил ущерб и страдания другой стороне, и самостоятельно решает, как он может загладить вину.
Тимбилдинг
Это объединяющая совместная деятельность. Причем такая, которая дает конкретный результат. Например, это может быть:
- стенгазета, интернет-газета, сайт класса;
- панно, картина, художественное оформление классной мебели;
- проектная или исследовательская работа;
- сценарий мероприятия или мероприятие в целом, спектакль;
- альбом, самодельная книга, фотоотчет и многое другое.
Небольшая группа (малокомплектный класс) может работать в полном составе; большой класс лучше разделить на группы и поручить каждой либо законченную часть работы, либо создание аналогичного продукта.
Создание правил класса
Прекрасный результат обычно дает работа над созданием правил поведения. Ребята с удовольствием формулируют такой кодекс, а потом его, вроде, уже неловко нарушать: сами же придумали.
Правила обязательно должны быть реалистичными и конкретными, их не должно быть много. В обсуждении должны участвовать все учащиеся. Готовые правила надо красиво оформить и вывесить в классе.
Безопасность ребенка в школе — это минимум того, чего ждут и вправе требовать от нас родители. Возможно, статья будет полезна педагогам, которые стремятся создать безопасную среду в классе для своих учеников.
Об авторе: Сафонова Елена, учитель русского языка и литературы, стаж работы 20+ лет, ГКОУ СКОШИ №31, г. Москва.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Читайте также: