Советская культура первой половины 20 века кратко

Обновлено: 08.07.2024

В развитии русской художественной культуры XX столетия чётко выделяются два периода — от начала века до 30-х гг. и 30—80-е гг. Первые два десятилетия XX в. — время расцвета русского искусства, особенно живописи и архитектуры. Стиль модерн, сложившийся в России в последней трети XIX в., глубоко изменил сознание мастеров, выдвинув на первый план проблему создания новых форм и выразительных средств. Художественная жизнь стала захватывающе интересной: одна за другой следовали выставки, вызывавшие, как правило, бурные дискуссии в прессе, издавались разнообразные журналы. Основные течения европейского искусства — фовизм, кубизм, футуризм и другие — получили в России блестящее развитие. Почти все они пришли на российскую почву с некоторым опозданием, поэтому художники сочетали черты разных стилей, создавая собственные, совершенно новые и уникальные варианты. В свою очередь и русское искусство нашло серьёзных ценителей на Западе. Европейские и отечественные мастера словно заново открыли друг друга, ощутив себя при этом единым творческим целым.

Революция в октябре 1917 г., приведшая к власти коммунистов, изменила направление развития русского искусства. В первой половине 20-х гг. художники ещё продолжали эксперименты и поиски, создавали новые группы и объединения(АХР - Ассоциация художников революции; ОСТ - Общество станковистов ). Однако во второй половине десятилетия художественная жизнь начала испытывать всё нарастающее идеологическое и административное давление государства. Многие мастера были вынуждены уехать за границу, а оставшиеся подверглись травле в печати, лишились возможности выставляться, некоторые были арестованы. Основной удар приняли на себя те, кто тяготел к абстрактным формам изобразительного искусства.

Государственная идеология выдвинула в качестве главного художественного метода так называемый социалистический реализм — очередной вариант академического искусства, призванный воспитывать людей в духе коммунистической морали.

Социалистический реализм - основной творческий метод советсткого времени, продолжение дореволюционного метода критического реализма.( Б. Иогансон, С. Герасимов, Ю. Пименов, А. Пластов; портретная живопись М. В. Нестерова, П. Д. Корина)

АРХИТЕКТУРА

СКУЛЬПТУРА

После 1917 г. искусство скульптуры в России приобрело особое общественно-политическое значение. Советская пропаганда стремилась создать образ современности как героической эпохи, сказки, которая на глазах становится былью. Памятники, монументы играли ключевую роль в советской скульптуре.

Так в 1935 году начинается строительство московского метрополитена. В проектировании принимают участие крупнейшие архитекторы и художники.

Станции московского метро должны были напоминать подземные дворцы социалистического города. У пассажиров впервые попавших в московскую подземку, создавалось впечатление, что они оказались в музее. Это сказывалось в торжественном оформлении каждой станции, богатстве отделки.

Дорогостоящих материалов для метростроя не жалели. Советские люди ютились в коммуналках, но, спускаясь в метро, они словно попадали в сказочный мир. Одного мрамора было использовано 20 видов. Из станций первой очереди ни одна не была похожа на другую. Живопись, майолика, мозаика, статуи и рельефы, панно и чеканка – все ошеломляло, поднимало настроение, наполняло гордостью за советскую столицу, за свою страну.

Павел Корин родился в семье потомственного иконописца из Палеха. Образование получил в Москве, где учился сначала в Иконописной мастерской Донского монастыря, а потом в училище живописи, ваяния и зодчества.

Главный творческий замысел – огромную, размером 8 метров на 12, картину – Корину воплотить в жизнь так и не удалось. Приготовленный холст так и остался чистым. Задумал ее художник в те дни, когда хоронили главу Русской православной церкви патриарха Никона. Погребение состоялось в Донском монастыре. В Москву съехалось огромное количество народа, и тут вдруг художник увидел старую Русь.

С.С.Прокофьев (1891 – 1953) – классик XX века. Сергей Сергеевич Прокофьев родился в Екатеринославской губернии. Первые уроки музыки он получил от матери, которая хорошо играла на рояле. С 1902 года Сергей стал заниматься в Москве у композитора С.И.Танеева. В 1904 году, в 13-летнем возрасте, Прокофьев поступает в Петербургскую консерваторию. Учился он на трех отделениях: фортепианном, композиторском и дирижерском. После завершения обучения Сергей Сергеевич объездил весь мир. Он был в Японии, Соединенных Штатах, на Кубе и во многих европейских странах. Все его выступления производили впечатление сенсации. После возвращения на Родину у Прокофьева начинается период расцвета.

Прокофьев писал сложнейшие произведения для взрослых и – детскую музыку, предназначенную для самых маленьких. Он создал оперы, балеты, симфонии, концерты, сонаты, сюиты, песни, кантаты, музыку для театра и кино.

Велико его влияние творчества на многих современных композиторов. Прокофьевские традиции живут и развиваются в советской музыке.

1. Расскажи о характерных чертах искусства середины XX века.

2. Расскажи о строительстве московского метрополитена и творчестве П. Д. Корина.

Русская культура 20 века обрела тенденции и формы, требовавшие осмысления проблем социальных и нравственных, что привело к необходимости поиска новых художественных методов и приемов. Непростая ситуация, сложившаяся к началу 20 века, обусловила разнообразие используемых форм.

Россия, к началу 20 века оставалась страной с крайне низким уровнем грамотности. По данным переписи 1913 года количество грамотных людей не превышало 39%. При этом степень грамотности не была одинакова среди жителей города и села, а так же, различных регионов страны. Российская образовательная система имела 3 ступени. К начальной относились народные и церковноприходские училища. К средней - реальные училища и гимназии. К высшей - институты и университеты.

Развитие начального образования в России связывают с инициативами активной демократически настроенной части общества. Создавались народные дома, просветительские общества, рабочие курсы. Потребность страны в квалифицированных специалистах привела к развитию технического высшего образования. Уже к 1912 году их насчитывалось 16. Большое внимание уделялось и образованию женщин. За 10 лет с 1908 года в стране открылось 30 высших учебных заведений для женщин. Россия занимала первое место в мире по количеству издаваемой литературы. Большое значение в культурной жизни страны имела и периодика. К 1913 году выпускалось 1263 журнала и 874 газеты. Была создана целая сеть научных, образовательных и коммерческих библиотек.

Активно развивались традиционные и новые для страны научные дисциплины. Циолковский разрабатывает теоретические основы воздухоплавания, Жуковский закладывает основы аэро- и гидро- динамики. Этот период подарил России и всему миру выдающихся ученых: Попова, Мичурина, Тимирязева, Мечникова. Огромный вклад в развитие философской мысли был внесен Бердяевым, Флоренским, Соловьевым, Ключевским.

В 1898 году Станиславским и Немировичем-Данченко был основан Художественный театр. Их работа подарила миру новый этап развития сценического искусства. Русская вокальная школа начала 20 века продолжила музыкальные традиции Мариинского и Большого театров. На их сценах выступали: Собинов, Нежданова, Шаляпин. Композиторы Стравинский и Римский-Корсаков создавали свои шедевры.

В архитектуре господствовал модерн. Особенно большое значение уделялось функциональному назначению зданий. Стоит отметить Казанский вокзал (Щусев) и Ярославский вокзал (Шехтель).

Нажмите, чтобы узнать подробности

ЛЕКЦИЯ № 32 § 78. Культура в первой половине XX в.

Новое в науке и технике. В начале XX в. была изучена структура атома (электрон, протон, позитрон, нейтрон и т.д.), открыты кванты, что повлекло за собой разработку квантовой механики. Тогда же появилась теория относительности Альберта Эйнштейна, предлагавшая оригинальную версию понимания пространства, времени и движения. В 30-е гг. XX в. начались исследования возможности осуществления ядерной реакции.

Химики, искавшие способы создания новых искусственных материалов, разработали способ получения синтетического каучука. В медицине огромное значение имело открытие англичанином Александером Флемингом в 1929 г. первого антибиотика — пенициллина.

Новые течения в художественной культуре. Еще в конце XIX в. в духовной жизни распространились ощущения кризиса, близких перемен, в том числе в сфере культуры. Отражением этих настроений стало зарождение модернизма (термин подчеркивал современность течения). Модернизм не имел общей идейно-художественной программы, но его сторонников объединяли неприятие в той или иной степени реализма, поиск новых художественных форм и средств.

Известными направлениями модернизма были импрессионизм, постимпрессионизм, символизм. Невероятно популярны были произведения французских художников-импрессионистов Э.Мане, Э.Дега, О. Ренуара, К. Моне и др. Представителями постимпрессионизма считаются В. Ван Гог, П. Сезан, П. Гоген. Оба эти течения отличает особое отношение к цвету, стремление передать все его оттенки, иногда невидимые глазу.

Смелые поиски новых художественных форм вели представители течений, объединенных понятием авангардизм. Формами авангардизма были кубизм, фовизм, экспрессионизм, футуризм, сюрреализм и др. Первые шаги абстракционизма связаны с именами русских художников В. Кандинского, К. Малевича, М. Ларионова и др. Выдающимися представителями авангардистских направлений стали художники П. Пикассо (кубизм), А. Матисс (фовизм), Э. Нольде (экспрессионизм), С. Дали (сюрреализм).

Новое качество приобретали и произведения, создававшиеся в рамках реалистических традиций. Так, всемирную известность получила монументальная живопись мексиканских художников-коммунистов Д. Риверы, X. К. Ороско, Д. Сикейроса. Их огромные фрески на стенах административных и общественных зданий рассказывали об истории народов Латинской Америки, борьбе за национальное и социальное освобождение.

В 20 — 30-е гг. XX в. распространились течения рациональной, функциональной архитектуры. В СССР они получили название конструктивизм. Появлению этих течений способствовали распространение новых строительных материалов (железобетон, прочное стекло) и необходимость быстрого массового строительства. Главное значение в архитектуре имели простота, рациональность. Дома отличались правильной геометрической формой, плоской крышей. Архитекторы проектировали типовые здания, жилые, административные, промышленные комплексы. Самым знаменитым мастером функционализма стал француз Шарль Jle Корбюзье.

Литература. В литературе начала XX в. продолжал во многом господствовать реализм. Писатели обращались к социальной тематике, критиковали пороки общества (французы Р. Ролан и А. Франс, американец Т. Драйзер и др.).

Популярность получает жанр антиутопии. Писатели Е. Замятин, О. Хаксли, позже Д. Оруэлл создают произведения, рисующие антигуманный мир возможного будущего, в котором человек полностью подчинен государству.

Новую эру в кинематографе открыло звуковое кино. В конце 30-х гг. в кино пришел цвет. Сначала на экран переносились театральные постановки. Позже появилась особая кинорежиссура. Как особые жанры развивается документальное кино, мультипликация.

В 20 — 30-е гг. XX в. крупнейшим центром кинопроизводства стал пригород Лос-Анджелеса Голливуд. Голливудское кино этого периода характеризуется многочисленными постановками мелодрам, мюзиклов, детективов, гангстерских фильмов, комедий, фильмов ужасов.

Нацизм и культура. С приходом к власти Гитлера ряд немецких деятелей культуры оказался в эмиграции, другие стали сотрудничать с режимом.

В Италии Муссолини провозгласил лозунг возрождения величия Римской империи. В стремлении подражать античной архитектуре создавались обширные проспекты и парадные площади для проведения шествий и манифестаций.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Охарактеризуйте главные направления развития науки и техники в первой половине XX в.

2. Какие новые течения появились в искусстве в первой половине XX в.?

3. Чем характеризовалось развитие литературы и театра между двумя мировыми войнами?

4. Как недемократические режимы повлияли на развитие культуры?

5. Составьте таблицу, указав в ней художественные направления, деятелей культуры и их основные произведения.

Каждый американский фильм должен утверждать, что образ жизни Соединенных Штатов — единственный и лучший для любого человека. Так или иначе, каждый фильм должен быть оптимистичным и показывать маленькому человеку, что где-нибудь и когда-нибудь он схватит за хвост свое счастье. Фильм не должен выворачивать наизнанку темные стороны нашей жизни, не должен разжигать решительных и динамичных страстей.

ЗАДАНИЕ К ДОКУМЕНТУ

Приведите примеры из известных вам американских фильмов, демонстрирующих выполнение их создателями указаний, содержащихся в данном документе.

Читайте также: