Состав правительства фрг кратко

Обновлено: 08.07.2024

Федеральное правительство ( Bundesregierung ) является правительством в Федеративной Республике Германии в соответствии с Основным законом от 1949 года , в частности , статьи 62 к 69. Это является конституционным коллегиальным органом типа во главе с федеральным канцлером ( Bundeskanzler ) и объединением федерального министры ( Bundesminister ). Также называемый кабинетом ( Кабинетт ), он осуществляет под контролем Бундестага исполнительную власть в отношении конкретных компетенций Федерации и, в сотрудничестве с землями , в отношении общих с ними компетенций.

Резюме

Состав

Все члены кабинета, кроме Федерального канцлера, имеют титул федерального министра ( Bundesminister ).

Правительства Германии относительно малы по сравнению с правительствами других демократических стран: самое большое из них состояло примерно из двадцати человек, а в среднем сегодня - примерно пятнадцать человек. Кабинет Меркель состоит из шестнадцати людей, в том числе четырнадцати министров с портфелем, один министром без, и сама канцлер.

Как и во многих странах, ряд низших должностей связан с работой правительства и поддерживает министров в выполнении ими своих обязанностей в министерстве или парламенте, но не является частью правительства. Таким образом, федеральное правительство представляет собой правительство в узком смысле, сопоставимое с кабинетом в Вестминстерской системе или с Советом министров во Франции или Италии . Правительство в целом, эквивалентное Правительству Ее Величества в Соединенном Королевстве или Правительству Франции или Италии, не является официальным органом.

Федеральный канцлер

Федеральные министры

Федеральные министры назначаются Федеральным президентом по предложению Федерального канцлера (статья 64 п. 1 GG). Канцлер принимает решение об их количестве, званиях и распределении их полномочий; его свобода принятия решения юридически ограничена только в отношении полномочий министров обороны, финансов и юстиции, которые частично вытекают из положений Основного закона . Предложение канцлера вытекает из его собственной компетенции и не подлежит одобрению парламентом.

Федеральный министр не обязательно должен быть членом Бундестага , но не может заниматься какой-либо другой профессиональной деятельностью во время своего пребывания в должности.

Его мандат заканчивается либо с его увольнением Федеральным президентом по предложению канцлера (статья 64 пункт 1 GG), либо по истечении срока полномочий самого канцлера (статья 69 пункт 2 GG), в частности, в конец каждого законодательного органа. Он может уйти в отставку, но его отставка вступает в силу только после того, как Федеральный президент завершит свои полномочия. Бундестаг не может порицать министра индивидуально.

Федеральный канцлер назначает одного из федеральных министров своим заместителем (ст. 69 п. 1 GG). Заместитель федерального канцлера ( Stellvertreter де Bundeskanzlers или бундесканцлерин ), более известный как вице-канцлер ( Vizekanzler ), выполняет функции канцлера , когда он не в состоянии сделать так (статья 8. GOBReg ); он также заменяет канцлера по просьбе последнего, например, когда поездка не позволяет ему председательствовать на заседании кабинета министров.

Федеральный министр с особыми полномочиями , является членом кабинета, однако, не ведущие министерства; он тип министра без портфеля .

Нижние позиции

Государственные министры ( Staatsminister ) и государственные секретари ( Staatsekretär ) не входят в состав Федерального правительства.

государственный секретарь

Государственный секретарь ( Staatssekretär , StS) или неофициальный государственный секретарь по административным вопросам ( beamteter Staatssekretär , BStS) является постоянным представителем министра для руководства своим министерством. В некоторых отделах их два; в этом случае соответствующий министр указывает, какие подразделения министерства входят в их компетенцию.

Государственный секретарь парламента ( parlamentarischer Staatssekretär , PStS) отвечает за политическую поддержку федерального министра в выполнении его парламентских обязанностей и представляет его в Бундестаге . Этот пост был создан в 1967 году, а обязанность принадлежать к Бундестагу была введена в 1974 году, за исключением тех, которые были делегированы канцлеру. Он может заменить федерального министра в Бундестаге , Бундесрате или на заседании кабинета министров. У некоторых министров, например, иностранных дел или финансов , их два.

Делегат федерального правительства

Делегат федерального правительства ( Beauftragter der Bundesregierung ) поддерживает и консультирует канцлера или министра по определенным вопросам и независимо. Эти лица могут иметь статус парламентского государственного секретаря и звание государственного министра. В общих правилах федеральных министерств требуют министров , чтобы сообщить им достаточно рано любой проект , подпадающий своей области (ст. 21 ИХ).

В 2006 году в офисе работает около тридцати человек.

Государственный министр

Федеральный президент , по предложению канцлера, может наделить парламентский государственный секретарь, в течение всего срока его полномочий или в течение определенного периода, название государственного министра ( Staatsminister , StM). Это звание использовалось, в частности, для государственных министров при федеральном министре иностранных дел ( Staatsminister beim Bundesminister des Auswärtigen ), поскольку оно считается более престижным в контексте их деятельности за рубежом.

В канцелярии некоторые секретари также получили звание государственных министров при федеральном канцлере ( Staatsminister beim Bundeskanzler ), например, делегат федерального правительства по культуре и средствам массовой информации, назначенный в 1998 году Герхардом Шредером.

Организация

Статья 65 Основного закона устанавливает три принципа принятия решений в федеральном правительстве:

В этой статье также говорится, что государственная работа организована постановлениями федерального правительства ( Geschäftsordnung der Bundesregierung , GOBReg), которые принимаются канцлером после утверждения федеральным президентом . Это положение было опубликовано 11 мая 1951 г. от Конрада Аденауэра и последнего изменения в 2002 году.

Отношения с бундестагом

Бундестаг может в любое время потребовать наличие Федерального канцлера или федерального министра. В свою очередь, члены кабинета министров имеют право присутствовать на любом заседании Бундестага или одного из его комитетов и выступать в качестве таковых, при этом их вмешательство не засчитывается во время выступления группы, к которой они, возможно, принадлежат в качестве депутатов.

Администрации

Федеральные ведомства

Поскольку правительства, как правило, относительно небольшие, самыми большими с точки зрения министерских департаментов были кабинеты Эрхарда I (1963-1965) и Эрхарда II (1965-1966) с девятнадцатью министерствами, а самым узким был Шредер II (2002-2005) с тринадцатью.

В кабинете Меркель четырнадцать министерств :

  • Управление по делам иностранных дел ;
  • Федеральное министерство внутренних дел ;
  • Федеральное министерство юстиции ;
  • Федеральное министерство финансов ;
  • Федеральное министерство экономики и технологий ;
  • Федеральное министерство труда и социальных дел ;
  • Федеральное министерство продовольствия, сельского хозяйства и защиты прав потребителей ;
  • Федеральное министерство обороны ;
  • Федеральное министерство по делам семьи, престарелых, женщин и молодежи ;
  • Федеральное министерство здравоохранения ;
  • Федеральное министерство транспорта, общественных работ и городского развития ;
  • Федеральное министерство окружающей среды, охраны природы и безопасности ядерных реакторов ;
  • Федеральное министерство образования и научных исследований ;
  • Федеральное министерство экономического сотрудничества и развития .

Исчезло несколько министерств:

  • Федеральное министерство плана Маршалла дел (1949-1953);
  • Федеральное министерство по делам Федерального совета (1949-1969);
  • Федеральное министерство по делам изгнанных, беженцев и войны Раненых (1949-1969);
  • Федеральное министерство по пангерманизму вопросов, то для Intra-германских отношений (1949-1991);
  • Федеральное министерство почт и телекоммуникаций (1949-1998);
  • Федеральное министерство финансов (1957-1969);
  • Федеральное министерство по делам Федерального совета обороны (1964-1966).

Хотя резиденция федерального правительства как конституционного органа находится в Берлине с 1999 года, шесть министерств имеют свое основное место в бывшей столице, Бонне , и второстепенное место в Берлине. Остальные министерства имеют свое основное место в Берлине и второстепенное место в Бонне. Большинство государственных служащих находится в Бонне.

Федеральная канцелярия

Федеральная канцелярия ( Bundeskanzleramt ) - это администрация, отвечающая за поддержку Федерального канцлера в выполнении его обязанностей. Он играет центральную роль в программировании государственной политики, координации работы федеральных министров и выполнении директив канцлера.

Управление печати и информации Федерального правительства

Управление прессы и информации федерального правительства ( Presse- und Informationsamt der Bundesregierung ), администрация коммуникаций всего федерального правительства, находится в ведении канцлера, но не является частью федерального канцлера.

На данной странице содержится информация об органах политической власти на уровне федерации и земель Германии. Здесь вы найдете описание задач бундестага, бундесрата, федерального правительства, канцлера и президента Германии, а также информация о роли и заданиях конституционного суда, федерального собрания и объединенного комитета страны.

§ Органы власти на федеральном и земельном уровне в Германии

В Германии существует двухуровневая система государственной власти и соответственно отдельные органы власти на каждом уровне: федеральном и земельном (уровень штата или земли). Структура органов власти в Германии определена конституцией или основным законом страны; в частности, на федеральном уровне к постоянно-действующим органам государственной власти относятся 5 органов власти и 2 временно создаваемых для определенной цели комитетов. Все данные органы власти представлены далее на странице.

§ Бундестаг, федеральный парламент Германии

Зал пленарного заседания Бундестага в Рейхстаге, Берлин

Бундестаг (нем. Bundestag) или федеральный парламент - это законодательный орган Германии, он состоит из примерно 600-700 депутатов, избираемых гражданами страны сроком на 4 года. Депутаты являются представителями народа и свободно принимают решение при рассмотрении и принятии законов. Депутаты в Бундестаге, имеющие схожие политические цели и интересы образуют фракции или объединения депутатов. Также в Бундестаге действуют постоянные комитеты, выполняющие определенные задания, а также комитеты федеральных министерств; во главе каждого комитета находится председатель комитета. В Бундестаге проходят заседания для обсуждения и принятия новых законов, которые принимаются большинством голосов. Депутаты Бундестага выбирают председателя Бундестага (нем. Präsident) и его заместителей. Обсуждения в Бундестаге являются общедоступными, каждый может наблюдать за ними по телевизору, Интернету или с трибуны в здании, где проходят заседания. После принятия нового закона или изменений к закону, данный законопроект должен одобрить Бундесрат, а также подписать Федеральный канцлер, один из министров и Президент Германии.

§ Федеральное правительство и канцлер Германии

Резиденция федерального правительства Германии в Берлине

Федеральное правительство Германии (нем. Bundesregierung) - состоит из Федерального канцлера, главы правительства и министров. Каждый федеральный министр является главой какого-либо министерства страны. Федеральные министры назначаются президентом страны по предложению Федерального канцлера; министры ведут свои дела самостоятельно в рамках основных направлений политики Федерального канцлера. Всего в стране 14 федеральных министерств.

Федеральный канцлер Германии (нем. Bundeskanzler) - это важнейшая политическая должность страны; федеральный канцлер определяет основные направления политики страны и несет за них ответственность. Федерального канцлера выбирает Бундестаг по предложению президента Германии.

§ Бундесрат или Федеральный совет Германии, представительство Федеральных земель

Здание Бундесрата Германии, Берлин

Бундесрат (нем. Bundesrat) или Федеральный совет - это представительство федеральных земель Германии на федеральном уровне власти, он состоит из членов правительства каждой федеральной земли. Благодаря этому органу, все земли страны участвуют в осуществлении законодательной и исполнительной власти страны. Примерно 1 раз в месяц проходят пленарные заседания (или заседания всех членов совета) Бундесрата, на эти заседания приезжают представители Правительств всех земель Германии. Бундесрат избирает своего председателя (нем. Präsident) сроком на 1 год. Федеральное правительство обязано держать Бундесрат в курсе текущих дел. Бундесрат проверяет и одобряет законы, принятые Бундестагом; законы, касающиеся вопросов, относящиеся к компетенции земель, не могут вступить в силу без одобрения Бундесрата. В Бундесрате существуют 16 комитетов, состоящих из профессионалов в определенной области, например, комитеты по финансам, здравоохранению, обороне и т.д. Данные комитеты дают членам Бундесрата свои рекомендации по поводу обсуждаемых законов.

  • Обсуждения новых законов и поправок к существующим законам,
  • проверка и одобрение законов, принятых Бундестагом,
  • согласование нормативных актов Федерального правительства,
  • участие в делах, касающихся Европейского Союза,
  • выбор половины судей Федерального конституционного суда,
  • определенные законом действия в чрезвычайных положениях в государстве.

§ Федеральный президент, глава государства Германии; канцелярия Федерального президента

Дворец Бельвю, Берлин - официальная резиденция федерального президента Германии

Федеральный президент ФРГ (нем. Bundespräsident) - глава государства Германии. В противоположность многим другим странам, федеральный президент не является главным политиком страны, его деятельность остается в рамках повседневной политики, а также исполнения представительных функций, как например, прием иностранных политиков или представительство страны за рубежом. Президент Германии утверждает законы, принятые Бундестагом. Федеральный президент выбирается Федеральным собранием сроком на 5 лет. Его заместителем в случае необходимости является Председатель Бундесрата. В выполнении заданий, президент пользуется поддержкой своей канцелярии, которая называется Канцелярия федерального президента (нем. Bundespräsidialamt). Канцелярия предоставляет Президенту консультации, информирует о политических событиях, занимается подготовкой его поездок и визитов и выполняет разные поручения Президента.

Президентом Германии может быть выбран гражданин страны, старше 40 лет. Он не должен заниматься другой работой или иметь другую политическую должность и активно участвовать в деятельности какой-либо политической партии.

  • Представляет государство в разных ситуациях внутри страны, например: посещение мероприятий, поздравления, награждения, произнесение речей, поддержка различных организаций.
  • Представляет свое государство за рубежом, а также принимает у себя представителей других стран.
  • Предлагает Бундестагу кандидата для назначения Федеральным канцлером.
  • Назначает министров по предложению Федерального канцлера.
  • Назначает федеральных судей и других должностных лиц.
  • Подписывает все принятые Бундестагом и Бундесратом законы.
  • Дает разрешение послам из других государств находиться и работать в Германии.

§ Федеральное собрание Германии

Федеральное собрание - конституционный орган по проведению выборов президента Германии

Федеральное собрание (нем. Bundesversammlung) - это определяемый Конституцией орган, единственным заданием которого является выборы Федерального президента. Данное собрание состоит из всех членов Бундестага и такого же числа представителей всех Федеральных земель Германии, выбранных Парламентами каждой Земли. Федеральное собрание встречается для выборов президента каждые 5 лет, для этого каждый раз выбираются новые члены Собрания.

§ Объединенный комитет - парламент, создаваемый в условиях чрезвычайного положения

Объединенный комитет - парламент, создаваемый в условиях чрезвычайного положения

Объединенный комитет (нем. Gemeinsamer Ausschuss) - это комитет, создаваемый в экстренных случаях, когда наступает необходимость в оборонительной войне. Этот комитет наделяется полномочиями Бундестага и Бундесрата и определяет факт нападения и необходимости ведения оборонительной войны. Объединенный комитет состоит на 2/3 из членов Бундестага и 1/3 из членов Бундесрата.

  • Установление факта необходимости ведения оборонительной войны

§ Конституционный суд Германии

Конституционный суд Германии

Конституционный суд Германии (нем. Bundesverfassungsgericht) - самая высокая судебная инстанция в стране. Данный суд занимается случаями, когда под сомнение ставится согласованность какого-либо закона Германии с Конституцией страны. В конституционный суд обращаются другие суды страны, чтобы удостовериться, что тот или иной закон страны согласуются с Конституцией. Также Федеральное правительство и правительства земель могут сделать запрос на проверку закона. Также конституционный суд занимается случаями спора между органами власти по вопросу их прав и обязанностей. Любой гражданин Германии может обратиться к Конституционный суд, если он считает, что были нарушены его Конституционные права; нарушение может исходить от суда, закона или какого-либо государственного учреждения. 16 судей Конституционного суда избираются Бундесратом и Бундестагом сроком на 12 лет. Суд поделен на 2 части, 2 сената (сенат по конституционным правам и сенат по спорам между органами власти), во главе первого находится Председатель суда, во главе второго - его заместитель.

  • Защита основных прав людей в Германии.
  • Принятие окончательных решений по судебным делам.
  • Проверка законов страны на соответствие конституции Германии.

§ Парламенты федеральных земель Германии

Парламент земли или Ландтаг (нем. Landesparlament, Landtag), также может иметь разные названия, в зависимости от федеральной земли. Депутаты парламента земли выбираются людьми, живущими на территории данной федеральной земли. Парламент представляет собой законодательную власть, основные задачи парламента - законодательство, контроль за Правительством земли, а также утверждение бюджета земли.

§ Правительства федеральных земель Германии

Правительство земли (нем. Landesregierung) - орган исполнительной власти Федеральной земли, в зависимости от земли, оно имеет другое название: Landesregierung, Landeskabinett, Staatsregierung, Ministerrat, Senat. Правительство федеральной земли состоит из главы правительства (нем. Regierungschefs), который также может называться по-разному, в зависимости от земли, например: Ministerpräsident, Regierender Bürgermeister, Präsident des Senats и министров (нем. Landesministern, Staatsministern, Senatoren). Глава правительства земли выбирается парламентом земли, он назначает министров своего правительства, определяет направление политики земли и отвечает за это перед Парламентом земли.

  • глава правительства определяет направление политики, цели и задачи правительства,
  • сотрудничество с коалицией (союзом) политических партий,
  • обсуждение и принятие решений по различным политическим темам,
  • предложение законопроектов для рассмотрения парламентом Земли,
  • министры отвечают за определенный круг задач в согласии с директивами главы правительства.

§ Конституционные суды федеральных земель Германии

Конституционные суды земель Германии (нем. Landesverfassungsgericht) имеют разные названия, в зависимости от федеральной земли: Verfassungsgericht, Landesverfassungsgericht, Verfassungsgerichtshof. Круг заданий Конституционных судов может отличаться в разных землях. Данные суды решают в основном только конституционные споры и не занимаются делами частных лиц; они занимаются спорами между органами власти земли в связи с их обязанностями и правами, проверкой соответствия законодательства земли Конституции земли и т.д.

Ходят слухи, что при построении концепции управления ФРГ создатели думали о предотвращении сценария начала прошлого века, когда к власти вполне демократическим путём пришли нацисты. Поэтому в политической системе Германии разобраться непросто. Ничего общего с “вертикалью власти”.

Годом основания ФРГ считается 24 мая 1949. Но реально теперешняя Германия возникла 3 октября 1990, когда ГДР вошла в состав ФРГ. Дата является государственным праздником Днём Германского Единства.

Концепция государственной власти в ФРГ

Кратко: Германия - демократическое федеративное государство. Демократичность основывается на партийных выборах. Немцы голосуют за партии, которые отправляют депутатов в немецкий парламент - Бундестаг. А федеративность определяется концепцией федеральных земель - 13 “областей” и 3 “свободных городов”, которые имеют собственные органы управления и механизмы общения с центральным правительством.

Народ выбирает партии, представители которых попадают в Бундестаг. Депутаты выбирают канцлера - главное лицо государства, определяющего внешнюю и внутреннюю политику. Канцлер назначает министров в правительство.

Распределение власти между федеральным центром и землями осуществляется согласно Основному Закону - Grundgesetz - аналог Конституции. За соблюдением Закона следит Конституционный суд - Bundesverfassungsgericht.

Земли отправляют собственных представителей в центральный орган защиты своих интересов на уровне государства - Совет Федераций - Bundesrat. Бундесрат участвует в принятии законов, как совещательный орган.

Депутаты Бундестага и заседатели Бундесрата выбирают Федерального Президента - лицо не обладающее реальной властью и исполняющие представительские функции.

Демократия в Германии

ФРГ - демократическое государство. По определению из Википедии:

политический режим, в основе которого лежит метод коллективного принятия решений с равным воздействием участников на исход процесса.

Немецкая демократия реализуется через выборы представителей в органы власти - начиная с местного начальства в каждом городке и заканчивая Парламентом.

Немецкие муниципалитеты

Все немецкие населённые пункты обладают избираемыми органами самоуправления. Название зависит от местных традиций и территориального деления.

  • Gemeinde или Kommune - община, небольшие города, деревни.
  • Stadt - город целиком.
  • Landkreis - район, регион - несколько городков под единым управлением.
  • Verwaltungsbezirk, Stadtbezirk, Stadtteil, Ortsteil - районы внутри больших городов.

Муниципалитет проводит выборы в региональный парламент и главного начальника - бургомистра - Bürgermeister. Конкретная структура определяется законами внутри федеральных земель, поэтому названиях должностей и частей самоуправления различаются.

Но принцип общий - через определённые промежутки времени проводятся выборы, избирается бургомистр и местные заседатели в районный совещательный и законодательный орган. Путём голосования по предложенным начальником кандидатурам местные депутаты назначают исполнителей на ключевые посты.

Немецкие федеральные земли

Следующий уровень - земельные структуры власти. На уровне каждой из 16 земель бюргеры голосуют за депутатов в федеральный парламент - Landesparlament.

  • Landtag - в 13 землях.
  • Bürgerschaft - в городах-государствах Бремене и Гамбурге
  • Abgeordnetenhaus - в Берлине

Выборы проходят раз в 4-5 лет. Депутаты избирают земельного начальника - Ministerpräsident. В свободных городах название должности другое, смысл такой же.

Каждая федеральная земля имеет собственные органы управления, министров по сферам деятельности, назначаемые министр-президентом и ландтагом. Формируется отдельный независимый от центра бюджет.

Федерация обладает Конституций. Законы земель часто “перебивают” федеральные.

Поэтому сложно отвечать на вопросы типа “а как в Германии…” или “есть ли у немцев такой закон…”. Везде всё по-разному.

Например, на федеральном уровне в Германии смертной казни нет, а вот в земле Гессен казнят и сейчас. Референдумы в ФРГ не проводятся, а в отдельно взятой Баварии - пожалуйста.

Но всё же компетенции земель ограничены определёнными областями:

  • образование
  • культура
  • задачи полиции
  • наказания, штрафы

В остальном федерация подчиняется центру.

Контроль за деятельностью земельной власти осуществляет Landesverfassungsgericht - Конституционный суд земли.

Немецкий Совет Федераций - Бундесрат

Земли отправляют в центр представителей - заседателей в федеральный совет. Задача Бундесрата - участвовать в принятии законов Германии и защищать интересы отдельных регионов. Выбираются делегаты по-разному, часто просто назначаются.

Общее количество представителей распределяется неравномерно. Минимум отправляется 3 делегата, дальше зависит от числа жителей.

По факту это нижняя палата парламента, без которой нельзя менять законы. Получается интересная ситуация - партийное большинство в главном Парламенте не означает абсолютную власть. В землях выборы проходят отдельно и там избирается собственная конфигурация партийных представителей.

Так достигается автономия федераций. Если столица примет закон, ущемляющий права или суверенитет земель, Бундесрат не одобрит инициативу и изменения не вступят в силу.

Совет Федераций контролирует законодательные нововведения, относящиеся к:

  • изменению Конституции - требуется одобрение минимум ⅔ представителей
  • налоговым и финансовым вопросам
  • реформам организационной или правительственной структуры земель

Парламент Германии - Бундестаг

Выборы в государственный немецкий парламент - самая важная ступень демократии в Германии. Дальше народ к определению властных структур уже не допускается.

Избираются депутаты раз в 4 года. Следующие выборы пройдут не позднее 24 октября 2021.

Немцы голосуют на выборах за партии. По итогам всенародного голосования места распределяются пропорционально числу набранных голосов. Плюс часть политиков идёт отдельным списком на региональном уровне. Если человека избрали по прямому голосованию, партийное место не пропадает, а занимается следующим в рейтинге партии кандидатом.

Поэтому невозможно сказать до выборов, сколько депутатов войдёт в парламент. На сегодня в Бундестаге заседает 709 человек - мировой рекорд!

  • принятие законов, изменение Основного Закона - Конституции
  • подтверждение договоров с другими странами и международными организациями
  • формирование федерального бюджета
  • выбор Бундесканцлера и участие в назначении Бундеспрезидента
  • парламентский контроль за исполнительной властью и действиями правительства

Главнейшая задача - выражение воли немецкого народа и информирование бюргеров о реформах и других изменениях в политике.

Контролируется германский парламент Федеральным Конституционным Судом.

Здание Рейхстага в Берлине

Здание Рейхстага на площади Республика в Берлине - надпись 'Немецкому народу'

По итогам выборов в немецком парламенте идут длительные переговоры по формированию большинства - коалиции, которая будет одинаково голосовать по основным политическим вопросам.

Если ни одна партия не набрала свыше 50%, большинство составляется из двух и более. Начинается долгий торг, занимающий несколько месяцев. Во время переговоров о формировании коалиции никаких существенных вопросов правительство Германии решать не может.

Бундесканцлер

Итогом переговоров является прежде всего утверждение кандидатуры Бундесканцлера - главного человека в стране. Как вы знаете, начиная с ноября 2005 бессменный канцлер ФРГ - Ангела Доротея Меркель.

Рекорд пребывания в должности принадлежит Гельмуту Колю - более 16 лет или 5870 дней или 5 легислатурных периодов.

Канцлер назначает, с формального одобрения президента, министров в правительство. Места в правительстве и являются основной разменной монетой при формировании большинства.

Количество министров, кандидатов и направление деятельности канцлер определяет самостоятельно. Но указывать какие решения принимать правительству глава государства права не имеет. Всё решается в ходе совещаний - вносится предложение, министерство обсуждает вопрос и предлагает решение. Дальше Бундестаг работает над изменением законов и далее по цепочке.

Канцлеры Германии
Имя Срок
Конрад Аденауэр 15.09.1949 - 16.10.1963
Людвиг Эрхард 16.10.1963 - 01.12.1966
Курт Георг Кизингер 01.12.1966 - 21.10.1969
Вилли Брандт 21.10.1969 - 07.05.1974
Гельмут Шмидт 16.05.1974 - 01.10.1982
Гельмут Коль 01.10.1982 - 27.10.1998
Герхард Шрёдер 27.10.1998 - 22.11.2005
Ангела Меркель 22.11.2005 - и сейчас

Бундеспрезидент

На должность президента Германии избирается путём совместного голосования делегатов Бундесрата и депутатов Бундестага - Федеральное Собрание - Bundesversammlung.

Обычно должность занимает заслуженный политик с выдающейся репутацией, который в основном занимается представительством страны в международной сфере.

Важнейшая функция президента - предложить свежеизбранному парламенту кандидатуры канцлеров. Как правило, круг лиц известен до выборов и ограничивается главами партий.

Если предложение президента не принимается в течение двух недель с момента формирования коалиции, Бундестаг вправе самостоятельно избрать канцлера и без помощи президента.

Также президент одобряет кандидатуры федеральных министров, предложенных канцлером. Например, производит проверку наличия немецкого гражданства.

Как правило, канцлер и президент в Германии живут дружно и не допускают особых разногласий. По традиции, при малейшем намёке на несогласие с действиями правительства Бундеспрезидент сам подаёт в отставку.

Федеральное правительство осуществляет исполнительную власть в ФРГ. Конституционный законодатель стремился создать сильную, но контролируемую парламентом исполнительную власть. Поэтому он вручил эту власть Канцлеру, а не Президенту. Германию вследствие этого нередко именуют "канцлерской республикой".

Основный закон предусматривает следующий порядок формирования: Бундестаг по предложению Президента ФРГ избирает федерального Канцлера - главу правительства (в ФРГ избирается только Канцлер, на этом роль парламента в формировании правительства заканчивается). Для избрания кандидату необходимо поучить абсолютное большинство голосов Бундестага. После этого следует официальное назначение его на пост Канцлера актом Федерального президента. Остальные вопросы относительно Правительства решаются помимо парламента. Остальные министры назначаются и увольняются Президентом ФРГ по представлению Канцлера.

Если у предложенного Президентом кандидата нет поддержки в парламенте, то Бундестаг в течение 2 недель должен избрать на пост Канцлера абсолютным большинством другое лицо, и Президент обязан назначить его на пост Канцлера. При относительном большинстве - есть выбор у Президента: либо назначить его Канцлером, либо распустить Бундестаг.

Канцлер назначается с созывом нового Бундестага. В ФРГ установлены юридические правила для обеспечения устойчивого положения федерального канцлера: он может быть смещен только в результате вынесения ему конструктивного вотума недоверия. Ответственность за деятельность правительства целиком несет канцлер; оно уходит в отставку со сменой федерального канцлера (ст. 69 Основного закона). Его полномочия могут быть прекращены досрочно также при добровольной отставке.

Федеральные министры возглавляют федеральные министерства, но могут быть и министры без портфеля (по особым поручениям). Министерств относительно немного (в 1949 г. - 13, в 1987 г. - 17). В большинстве случаев создается коалиционное Правительство, вице-канцлер - представитель партии, находящейся в блоке с партией большинства. Число членов Правительства определяется Канцлером.

Основной закон ФРГ устанавливает в стране канцлерскую демократию. Канцлер - центр политической власти в ФРГ. Роль федерального канцлера в руководстве страной очень велика. Он в соответствии с конституцией определяет основные направления политики и несет за них ответственность; в рамках этих основных направлений каждый федеральный министр ведет дела своей отрасли самостоятельно под свою ответственность; при расхождении мнений между федеральными министрами вопрос решается правительством. В основном законе подчеркивается особая роль федерального министра обороны, который наделен правом издавать приказы и командовать вооруженными силами в мирное время; при объявлении состояния обороны командование вооруженными силами переходит к федеральному канцлеру.

Основу вспомогательного аппарата Канцлера составляют 3 ведомства:

n Служба Федерального Канцлера,

n Служба прессы и информации Федерального правительства,

n Федеральная разведывательная служба.

Федеральное правительство принимает свой регламент, который нуждается в одобрении федерального президента. В настоящее время действует регламент 1951 г. в редакции 1987 г. В этом акте урегулированы вопросы о полномочиях федерального канцлера и порядке его замещения, о правах и обязанностях федеральных министров, о порядке работы правительства.

В компетенцию Правительства входят важные вопросы внутренней и внешней политики, вопросы экономического, финансового и социального характера. Федеральное правительство активно использует имеющееся у него право законодательной инициативы.

Делегированное законодательство - парламент может уполномочить правительство или какого-либо министра издавать постановления общего характера (ст.80). Федеральное правительство и отдельные министры могут издавать постановления во исполнение законов. По отдельным вопросам Правительство может издавать постановления, имеющие силу закона (ст.119), в сфере управления Федеральное правительство и министры могут издавать общие административные предписания.

Контроль за деятельностью органов управления в землях - правительство контролирует исполнение землями федеральных законов. При помощи конференций министров земель под председательством компетентного федерального министра правительство осуществляет общий надзор и координацию деятельности органов управления в землях.

Заседания Кабинета проходят по мере необходимости, обычно раз в неделю в резиденции Федерального канцлера. Заседания закрытые. Круг лиц, приглашенных на заседание определяет Служба Федерального канцлера по согласованию с главой Правительства.

Читайте также: