Сослан в стране мертвых кратко

Обновлено: 05.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Кердикоева Лейла Гивиевна

учитель осетинского языка и литературы,

Научно- методическая разработка урока

Тема урока:

Цель урока: 1. Знакомить учащихся с Нартовским эпосом.

Сравнить цикл Сослана с другими легендами

мировой литературы;
2 .Обучать учащихся давать характеристику

героям образам;
3 . Прививать любовь к нашим славным предкам

Нартам, почувствовать гордость от тех обычаев,

традиции и культуры , которые к нам пришли от них.

Х О Д У Р О К А :

Организационный момент.

II . Новый материал.

Учитель. Добрый день.

Сегодня у нас на уроке гости давайте поприветствуем их!

Ученик: Гость в Осетии в почете,

Для вас мы двери раскрываем,

И скрипкой звуками вас хвалим!

Ученик играет на скрипке. (2-3минуты).

Учитель: Скажите, пожалуйста, мальчики как вас зовут и почему вас так назвали?

Ученики: Ответы учеников .

Ученик 1 . Меня зовут Алан – так звали моих предков.

Ученик 2 . Меня зовут Марат - это человек, обладающий большой силой воли и изобретательностью. Толкование имени с арабского языка — желанный.

Ученик 3 . Меня зовут Ацамаз — это герой осетинского нартского эпоса , сын нарта Ацы , певец и музыкант , обладатель чудесной золотой свирели .

Учитель: Ребята, а какие имена давали раньше? И сейчас?

Ученик 1: Древние имена героев нартского эпоса – Урызмаг, Сослан, Батрадз, Дзерасса и такие топонимические имена, как Эльбрус или Казбек.

Учитель: Каждое имя имеет свое значение и несет на себе определенную смысловую нагрузку. В Осетии быть достойным своего имени – это еще одна традиция. Имя призывает к ответственности. Отражается на внутренней культуре и ощущениях человека. Одним словом, каждый должен быть достоин своего имени .

Вы рассказали о значении своих имен, но нам конечно интересно, что означает имя Сослан .

Научно-историческая справка.

У Тамерлана Гуриева - Сослан Царазон Цезарь.

У Осетин имя Сослан появилось в XII веке (Давид-Сослан). История знает двух Сосланов - Ос-Багатаров. Один из них жил в V веке, а другой в XIV веке.

Ученик: Ос – Багатар (осетинский герой ), так грузины называли в XIII-XIV веках предводителя алан , который мужественно сражался против татаро-монгольского ига. В войне с Грузией он завоевал город Гори и украл дочь грузинского царя, затем грузинский царь обманным путем убил Ос – Багатара.

Учитель: Кто может напомнить рождение Сослана?

Ученик: Сослан родился из камня. Это связанно с солнцем. Ещё он женился на дочери солнца . Во многих сказаниях Сослан побеждает до обеда потому, что тогда солнце бывает в зените и дает ему силы (покровительтствует Сослану).

Учитель: Где и как закалился Сослан?

Ученик: Сослан закалился в молоке волка. У Куырдалагона.

Расскажи эту легенду.

Учитель: Почему Сослан закалился в молоке волка? Какое отношение волк имеет к нартам?

Ученик: Нарты произошли от Уархага. Уархаг –это древнее-осетинское слово (varka) обозначающее - волк.

Ученик : Нартов также называют детьми волка.

Учитель: Рассмотрим зарубежную историю, связан ли там волк с человеком?

Ученик: В истории Рима, мы читаем: Рим произошел от Рома и Ромула, они являются детьми вскормленными волком.

Учитель : Однако у такого героя как Сослан всегда бывает уязвимое место. В каком месте было уязвимое место у Сослана?

Ученик: Колени.

Учитель: Кто может рассказать эту легенду? Почему Сырдон поспорил с Сосланом?

Учитель: В цикле Сослана Сырдон и Сослан идут рядом. Из-за Сырдона Сослан попадает в разные ситуации. Кто такой Сырдон?

Маленькая справка о Сырдоне.

Учитель: У многих эпических героев мы встречаем уязвимые места. Скажем нарт Батраз тоже закалился у Куырдалагона, но у него мы знаем уязвимое место. Где?

Ученик : Кишка.

Учитель: У Ос – Багатара уязвимое место под мышкой. А в греческой мифологии, где было уязвимое место у героя Ахиллеса.

Ученик : Ахиллес –это знаменитый древнегреческий герой, сын Пелея и Фетиды. Чтобы сын был неуязвимым Фетида искупала его в реке Стикс. Фетида держала Ахиллеса за пятку и поэтому пятка осталась не закаленной.

Учитель: У Сослана есть шуба, сшитая из снятых в бою скальпов.

Это шуба помогает Сослану в трудную минуту.

Одиссей попал в Трою со своими друзьями только одев шкуру коня.

Ученик : Геракл, победив Немейского льва, больше не расставался с его шкурой.

Учитель: Мы знаем, что когда Сослан был в стране мертвых и видел там много интересного. Это присуще героям эпоса. Так, в стране мертвых побывали: Одиссей, Геракл и Орфей.

Учитель : Напомните какие вы знаете легенды о Сослане?

3.Сослан ищет того, кто сильнее его.

4. Как Сослан спас Сатану.

5. Сослан и сыновья Тара.

6. Сослан в стране мертвых.

7. Смерть Сослана

Учитель: Какие качества вы выделили в этих эпосах у Сослана?

Сослан

Словарная работа:

Мысан æхсын – стрелять в мишень.

Ривæд кæнын – дневной отдых скота летом.

Фурд – большая река.

Учитель: Прочитайте начало эпоса?

Ученик читает первую часть.

Учитель: Что вы поняли? Что из себя представляет танец симд? Какое значение имел этот танец раньше и сегодня?

Ученик : Симд - это самый древний танец у осетин. Симд - это наивысшая ступень осетинской хореографии.

Симд - это излюбленный танец нартов.Симд - это мидитационный танец, его танцевали перед боем, также чтобы показать свое мастерство, ловкость, быстроту.

Учитель: Лучше всего искусством танцевать симд владел Сослан. «Как вскочил Сослан на стол и пошел перескакивать со стола на стол! Волчком кружился он по самому краю столов и ни одного куска хлеба не задел, ни одной чаши не пролил. Потом подняли все пирующие свои мечи и кинжалы остриями вверх, и начал Сослан плясать невиданный танец на остриях мечей и кинжалов. С такой быстротой вертелся он, с какой колеса мельницы кружатся в бурном потоке.

Учитель: Читаем эпос дальше и разбираем.

Ученик читает вторую часть.

Разбираем эту часть.

Ученик читает третью часть.

Разбираем и эту часть.

Учитель: Какие игры вы знаете у Сослана? В каком эпосе они описаны? Там где Сослан не мог победить силой, там действовал хитростью.

Учитель: Почему мать великанов не съела Сослана?

Ученик : Потому что Сослан назвал ее матерю.

(– Пусть будет добрым твой день, мать моя,– сказал ей Сослан.)Это этикет.

Учитель: В Осетии большое значение прдают эткету приветствия . Доброе воспитанное слово понимают и великаны. Мать великанов не разрешает съесть Сослана так, как он у них в гостях. Как обратился Сослан к великану?

Ученик зачитывает из книги.

Учитель: Что рассказал великан Сослану?

Ученик рассказывает своими словами.

Учитель : Чему научил великан Сослана?.

Ученик : Никогда не ищите силы сильнее своей. Никогда не говори больше, что нет на свете человека сильнее тебя.

Учитель: Вернемся к теме и эпиграфу нашего урока. « Есть много более сильных, чем сильный. (осет) И силу надо использовать с умом .

Ученики высказывают свои мысли.

Учитель: Есть еще такая басня .

Величественный Лесной орех.

Над озером одиноко стоял Лесной орех.

Под ним в низине росли другие деревья.

Эти деревья мало кто замечал.

- Что вы представляете собой? – надменно говорил Лесной орех.

Однажды весной обратился к Лесному ореху Хмель:

- Разреши мне, пожалуйста, встать возле тебя.

Летом хмель обвернулся вокруг Лесного ореха. Хмель так окутала Лесной орех, что его уже не было видно.

Все дивились красоте Хмеля.

О Лесном орехе никто уже и не вспомнил.

III . Выводы. Сегодня мы рассмотрели цикл Сослана. Мы должны сделать такой вывод: Нартский эпос – это часть мирововой литературы. Быть может даже начало и основа мировой литературы.


Сослан, или Созрыко, является персонажем осетинского нартского эпоса. Легенда, рассказывающая о появлении Сослана на свет, во многом напоминает рассказ о том, как появился младший сын Сатаней-Гуаши, Сасрыква. Пастух однажды увидел на другом берегу реки обнаженную Сатаней-Гуашу и влюбился в нее, но не смог до нее добраться, и его семя оплодотворило камень, лежащий на берегу.

Через некоторое время кузнец Курдалагон разрубил камень, в котором оказался маленький мальчик. Узнав об этом, Сатаней-Гуаша дала ему имя и воспитала как собственного сына.

Мальчик вырос и стал сильным и смелым богатырем, но ему не хватало одного — неуязвимости. Он отправился к кузнецу и попросил, чтобы тот закалил его в огне. Курдалагон выполнил его просьбу: он раскалил юношу на дубовых углях, а затем опустил в колоду, наполненную волчьим молоком. Но по вине Сырдона, одного из нартов, колода оказалась слишком короткой, и в ней не поместились колени Сослана. Так его тело стало неуязвимым, как булат, но вот только колени остались уязвимыми.

Через некоторое время Сослану было поручено перегнать стада нартов во владения великана Алдара Мукары. Увидев великана, он, не раздумывая, вступил с ним в битву и убил.

В осетинской легенде подробно рассказывается о женитьбе Сослана на Бедоху (в других вариантах упоминаются имена Агунда и Азаухан). Сослан увидел красавицу Бедоху и влюбился в нее. Он пришел свататься, но получил отказ. То же случилось и во второй, и в третий раз. Бедоху отказывала Сослану семь раз, но он, не желая отступать, убил отца девушки и забрал ее силой.

Осетинская легенда о Сослане соответствует абхазской версии о Сасрыкве. Между ними много общего, особенно в той части, где рассказывается о появлении богатырей на свет.

Бедоху недолго оставалась женой Сослана — через некоторое время она умерла. Богатырь решил жениться во второй раз и в качестве невесты выбрал Ацирухс, дочь Хура (Солнца). Хуро дал согласие, но потребовал за дочь дорогой выкуп и сверх того велел Сослану добыть волшебные листья дерева Аза, которое растет только в стране мертвых.


В стране мертвых Сослан встретил Бедоху, которая помогла ему достать листья. Прощаясь с ним, она предупредила богатыря, чтобы по дороге домой он не брал богатств, которые будут встречаться ему на пути. Но Сослан не послушал свою первую жену: по дороге домой он увидел на дороге шапку и поднял ее. На самом деле это был его враг Сырдон, который обратился в шапку. Сослан заговорил со своим конем о том, как его можно убить, и Сырдон узнал, что уязвимым местом Сослана являются колени. В коня Сослана Сырдон пустил стрелу и убил его. Самого же Сослана его враг погубил с помощью огненного колеса, которое поразило колени богатыря.

(Перевод с осетинского Панченко)

Высоко ценя нартский эпос, Коста Хетагуров в одном из стихотворений пишет:

(Перевод с осетинского Олендера)

Коста в лучших своих произведениях отразил всю прелесть народного творчества, украсил блеском своего таланта замечательные народные сказания и песни.

Многовековая история, быт и психология осетинского народа получили яркое и глубокое отражение в нартском эпосе. Сказания о нартах - это своего рода энциклопедия жизни осетинского народа.

"Подлинную историю трудового народа, - говорит М. Горький, - нельзя знать, не зная устного народного творчества, которое непрерывно и определенно влияло на создание таких крупнейших произведений книжной литературы, как, например, "Фауст", "Приключения барона Мюнхгаузена", "Пантагрюэль и Гаргантюа", "Тиль Уленшпигель" де-Костера, "Освобожденный Прометей" Шелли и многие другие. От глубокой древности фольклор неотступно и своеобразно сопутствует истории". (М. Горький. Доклад на Первом всесоюзном съезде советских писателей.)

Нартские сказания, несомненно, зародились в условиях родового строя. Нартское общество состоит из нескольких родов. Среди них особо выделяются три главных рода: Ахсартаггата, Бората и Алагата.

Основные сказания о нартах рисуют черты весьма древних общественных отношений, свойственных раннему патриархату с яркими пережитками матриархата. Эти пережитки наиболее ярко сохранились в первых двух циклах: "Уархаг и его сыновья" и "Шатана и Урызмаг". В сказаниях о Шатане наиболее заметное отражение получили древние формы брачных отношений, свойственных материнско-родовой организации. Шатана жила в своем роде, была замужем за своим братом Урызмагом, в общественной жизни нартов она играла выдающуюся роль.

Все эти черты, несомненно, являясь пережитками матриархата, свидетельствуют о том, что формирование нартского эпоса началось еще в глубокой древности - в эпоху материнско-родовой организации.

Однако, эпос, создававшийся в течение тысячелетий, не мог не отразить черт последующих общественно-экономических формаций. Сказания, не теряя своей жизненности, на протяжении многих веков развивались, обогащались новым содержанием. Поэтому вполне понятно, что ряд сказаний отражает черты зарождавшегося у осетин феодализма, борьбу нартов с алдарами, князьями.

В соответствии с этим, если в первых наиболее древних сказаниях речь идет преимущественно об охоте, как основном занятии нартов, то в последующих сказаниях все чаще упоминается о довольно развитом скотоводстве, земледелии, садоводстве, кузнечном ремесле и о появлении водяной мельницы.

В сказаниях о Сослане и Батрадзе нарты выступают не только как охотники, но и как скотоводы и земледельцы.

В сказании "Чем небожители одарили Сослана" рассказывается о том, как нартский народ в лице Сослана получил от покровителя мужчин Уастырджи булатный меч; от покровителя зверей Афсати - обещание удачи в охоте; от покровителя домашнего скота Фалвара - обещание оберегать стада нартов от хищных зверей; от небесного кузнеца Курдалагона - железную соху; от покровителя урожаев Уацилла нарты получили хлебные зерна и обещание богатых урожаев; от повелителя ветров Галагона - обещание ветра в осеннюю пору, когда нарты веют хлеб, и от повелителя вод Донбеттыра - разрешение строить мельницы на быстротекущих реках. Но описание материальных условий жизни нартов было бы неполным, если бы мы не упомянули о том, какое высокое развитие у них получило садоводство, домашнее хозяйство - рукоделие, приготовление пива и других напитков, изготовление металлического оружия и его закалка, строительство чудных оригинальных башен-домов, изготовление музыкального инструмента.

Сослан родился из камня, оплодотворённого пастухом (по другому варианту — Уастырджи, или Бесом, или Сосаг-Алдаром) при виде обнажённой Сатаны на берегу реки. Кузнец Курдалагон разбил камень и оттуда вынули младенца. Сатана дала ему имя и вырастила его. Решив стать непобедимым, Сослан потребовал, чтобы его закалили. Раскалённого на дубовых углях Сослана Курдалагон бросил в колоду (по вине Сырдона она оказалась короткой), наполненную волчьим молоком. Тело Сослана до колен превратилось в чистый булат, а колени остались уязвимы. Сослан выходит победителем всех нартских состязаний. Однажды, спасая нартские стада от гибели, он перегоняет их во владения великана Алдара Мукары. Встретившись с этим великаном, Сослан убил его. Семь раз Сослан сватался к красавице Бедоху (по другому варианту — Агунде, Азаухан) и каждый раз получал отказ. Тогда он взял её силой, убив отца Бедоху. После её смерти он решил жениться на дочери Хура (солнца) — Ацирухс. Однако за неё потребовали большой выкуп, а главное — достать листья растущего в стране мёртвых дерева Аза. После долгого путешествия Сослан встретил в стране мёртвых Бедоху. Она выпросила у Барастыра листья и предупредила Сослана, чтобы на обратном пути он не брал никаких сокровищ. Но Сослан поднял на дороге шапку и сунул её за пазуху. Это был обратившийся в шапку Сырдон, который узнал из разговора Сослана со своим конём о тайне их смерти. Конь Сослана гибнет от стрел, пущенных из-под земли чертями, которых подговорил Сырдон, а сам Сослан — от колеса Балсага.

Читайте также: