Сопоставьте признаки исполнительного органа государственной власти и юридического лица кратко

Обновлено: 02.07.2024

Органом государственной исполнительной власти называют субъекты публичного права, которые сформированы в определенном законодательном порядке, обладающие организационно-правовой формой государственного бюджетного учреждения, которые финансируются из бюджета либо РФ, либо ее субъекта, наделены компетенцией, правами и имуществом юрлица учредителями, включены в организационную систему государственной исполнительной власти, принимают участие в осуществлении возложенных на данную систему задач, целей, а также функций, административного управления и административно-правового регулирования с помощью издания правовых актов либо осуществления прочих организационных действий.

Исполнительные органы государственной власти

Исполнительные органы государственной власти – это организованные структурные элементы государства, которые имеют статус субъекта публичного права, а также юридического лица. Они образовываются и ликвидируются исключительно самим государством – органами законодательной или исполнительной власти в строго организационно-правовой форме государственного бюджетного учреждения. Государство также осуществляет их финансирование.

Согласно федеративному устройству РФ, собственные органы исполнительной власти есть и у РФ, и у ее субъектов. Их, соответственно, называют федеральными и региональными.

Во время исторического развития исполнительные органы РФ получили некоторую организационную, а также правовую и функциональную специфику. Они заметно изменились в соответствии с Конституцией, выпущенной в 1993 году. По до этого действовавшему законодательству их именовали органами государственного управления либо же исполнительно-распорядительными органами. Из-за значительных политических и социально-экономических перемен в стране, сильным снижением государственного сектора экономики данные органы функционально все значительней отходят от прямого государственного управления хозяйственной, а также прочей деятельностью учреждений, предприятий, организаций. Они формируются уже в качестве субъектов, которые принимают участие в осуществлении государственного, а также правового регулирования в области собственной деятельности, а также на подведомственной территории. За ними закрепляются управленческие функции только касательно тех организационных звеньев, которые непосредственно входят в систему исполнительных органов государственной власти, а также строго подчиненных им организаций, учреждений, предприятий.

Конституция Российской Федерации, а также актуальное законодательство сформировали правовые условия для трансформации характера взаимодействия органов исполнительной власти и органов законодательной власти. Они значительно повлияли на возрастание самостоятельности, а также снижение прямого влияния законодательной (или представительной) власти на органы исполнительной власти.

Федеральные органы исполнительной власти создаются чаще всего при определяющем решении Президента РФ и Правительства РФ, а региональные – уже по решению высших должностных лиц, стоящих у власти субъектов РФ, а также их правительств.

За большинством органов законодательной власти все еще стоит такой значимый канал власти, как законы, которые они вправе принимать. В это же время Президент РФ, а также органы исполнительной власти (то есть Правительство страны, высшие должностные лица, а также правительства субъектов (администрации)) имеют возможность воздействовать на правотворческую деятельность органов законодательной власти с помощью предоставленного им официального права законодательной инициативы. Президент России, а также высшие должностные лица субъектов страны имеют право подписи, а также право возвращения законов на повторное рассмотрение. Для обеспечения максимально тесного и при этом конструктивного взаимодействия с органами законодательной власти органы власти исполнительной вправе назначить в них своих собственных представителей.

Исполнительные органы государственной власти формируют организационную систему, входящую в систему органов государственной власти РФ. В Конституции РФ есть несколько очень значимых предписаний, которые закрепляют существование данной системы, а также уточняют ее параметры. В ведении РФ находится непосредственное установление определенной системы федеральных органов исполнительной власти, а также конкретного порядка их организации и деятельности, формирование данных органов. Федерация, а также ее субъекты вместе занимаются определением базовых принципов организации системы исполнительных органов власти государства. Субъекты РФ самостоятельно занимаются установлением системы органов исполнительной власти, руководствуясь базой конституционного строя страны, а также общими принципами организации органов власти государства.

Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ формируют единую систему исполнительной власти.

Исполнительная власть непосредственно в субъектах страны осуществляется собственными высшими органами субъектов, то есть правительствами (или администрациями), стоящими во главе по ФЗ высшими должностными лицами данных субъектов (губернаторами либо президентами). В субъектах РФ образовываются в соответствии с конституциями (или уставами), а также региональными законами органы государственной исполнительной власти в виде комитетов, министерств, департаментов, управлений, отделов и т.д.

Основы организации, а также деятельности исполнительных органов государственной власти устанавливаются в обширной системе нормативных правовых актов, то есть Конституции РФ, ФЗ, указах Президента страны, постановлениях Правительства, конституциях, уставах непосредственно субъектов РФ, прочих законах субъектов страны либо прочих нормативных правовых актов. Почти каждый из имеющихся органов исполнительной власти обладает базовым нормативным правовым актом, который определяет его статус, фиксированный порядок образования, функционирования, организации. В некоторых случаях подобным актом считается федеральный либо региональный закон.

Федеральные и региональные органы исполнительной власти РФ, а также ее субъектов образовываются и функционируют на основании существующих положений касательно данных органов. Положения о федеральных органах исполнительной власти, которые подведомственны Президенту по абсолютно всем вопросам, которые закреплены за ним Конституцией, а также федеральными конституционными законами и федеральными законами, утверждает непосредственно Президент. Положения о прочих федеральных органах исполнительной власти утверждаются Правительством страны. Положения касательно исполнительных органов государственной власти в субъектах страны утверждают, соответственно, высшие органы исполнительной власти данных субъектов.

Компетенционные права и обязанности

На основании законов и правовых актов стоящих выше органов исполнительной власти происходит наделение органов исполнительной власти соответствующей компетенцией. Компетенционные права органов исполнительной власти направлены только на те субъекты права, которые им непосредственно подчиняются либо являются подведомственными, и поэтом строго юридически должны следовать принимаемым ими официальным правовым актам.

Компетенционные обязанности обладают двоякой направленностью. Во-первых, определенные органы исполнительной власти имеют обязанности перед прочими органами государственной власти, акты которых законодательно они обязаны исполнять, перед которым держат отчет. И, во-вторых, они имеют некие обязанности перед теми, кто находится у них в подчинении, а также перед подведомственными субъектами. В обоих ситуациях содержание обязанностей состоит в обязательности принятия правовых решений при имеющихся предусмотренных по закону условиях, в исправном и результативном применении предоставленной власти (то есть компетенции).

Получается, что в правоотношениях с исполнительными органами именно находящиеся у них в ведомстве субъекты административного права не просто должны слепо следовать воле их власти, но также и имеют право ждать и предъявлять требования, чтобы они грамотно и результативно применяли имеющуюся у них власть для достижения предусматриваемых правом результатов.

Исполнительные органы госвласти занимаются подзаконной деятельностью. Государством на данные органы возложена деятельность касательно исполнения законов. Именно поэтому ее именуют и исполнительной, и также подзаконной. Данные государственные органы должны осуществлять указы Президента страны, а также правовые акты стоящих выше региональных и федеральных органов, направленные им правовые акты органов контрольной и судебной ветвей власти. Содержание возложенной на данные органы исполнительной власти деятельности определено в законе такими категориями, как задачи, цели, функции, предметы ведения, методы, формы, полномочия, компетенции, обязанности, права.

Изменчивость структуры исполнительных органов

Улучшение организационной структуры госвласти исполнительного характера – это довольно сложная, но при этом важная задача. Значительная часть неверных решений, принимаемых на сегодняшний день в сфере создания госорганов в целом, а также непосредственно органов исполнительной власти, очевидна. Зачастую систему органов госвласти, государственный аппарат в литературных произведениях сравнивают с машиной. Но при создании, а также формировании данной системы еще не научились применять верные расчеты, а также точные технологии, такие, как при создании машин, а также их систем.

Создатели государственных органов часто проигрывают в уровне профессионализма специалистам технических систем из-за того, что делают упор не на твердый расчет, а, в основном, на благие пожелания, ведомственные либо клановые, а также собственные интересы и представления, которые зачастую просто неверны. Если бы ситуация была противоположной, РФ не подвергалась бы постоянным организационным реформам.

Отличия между исполнительными органами и государственными организациями можно обозначить такими пунктами:

  • Исполнительные органы причисляются к организационной системе госвласти, а государственные организации не входят в эту систему.
  • У исполнительных органов есть некий объем исполнительной власти и компетенций, данный государством, а у госорганизаций нет.
  • Исполнительные органы принимают участие в осуществлении государственной исполнительной власти, а также административном управлении и административно-правовом регулировании, а государственные организации на себе испытывают влияние власти, регулирования и управления, они занимаются выполнением производственно-хозяйственной, социально-культурной, а также прочей невластной деятельностью.

Есть некая схожесть между исполнительными органами госвласти, а также трудящимися в них должностными лицами. Они располагаются в системе государственной исполнительной власти, и имеют некую компетенцию. Но должностные лица не считаются структурными подразделениями и не имеют внутренней структуры. Они занимают должности в исполнительных органах и причисляются к индивидуальным субъектам права (то есть физическим лицам), а органы исполнительной госвласти причисляются к коллективным (или организованным) субъектам.

Государственное управление – властное воздействие государства на общество.

Признаки государственного управления (в общем виде):

1) в процессе управления реализуются функции государства при соблюдении публичного и частного интереса;

2) функции управления осуществляются государственными органами от имени государства;

3) субъекты управления наделены компетенцией, установленной нормативно-правовыми актами. Субъект обязан действовать в пределах компетенции.

Государственное управление в практическом понимании – это административная деятельность, т.е. деятельность субъектов исполнительной власти по осуществлению функций исполнительной власти, а также отношения в сфере государственной службы.

Субъекты государственного управления – физические и юридические лица, наделенные полномочиями на осуществление функций государственного управления (исполнительной власти).

Система субъектов государственного управления.

- Федеральные органы исполнительной власти:

- Органы исполнительной власти субъектов Федерации;

- Органы местного самоуправления;

- другие органы и организации, наделенные полномочиями в сфере государственного управления.

Цели государственного управления:

1) эффективность государственного управления;

2) обеспечение должностной организации государственного управления;

3) создание условий для реализации гражданами их прав, свобод и обязанностей в сфере государственного управления;

4) защита граждан и общества от произвола со стороны субъектов государственного управления.

Особенности полномочий Президента РФ в сфере государственного управления.

- Президент РФ является главой государства и не входит ни в одну из ветвей власти;

- имеет полномочия во всех ветвях власти и большинство полномочий в сфере исполнительной власти, что и является функциями государственного управления.

Президент воздействует на исполнительную власть в двух формах:

1. прямо, когда президент принимает решения в сфере исполнительной власти;

2. косвенно, когда президент участвует в принятии решения в сфере государственного управления.

Основные полномочия Президента РФ в сфере исполнительной власти:

1. Президенту непосредственно подчиняется ряд федеральных органов исполнительной власти (МВД, МЧС, ФСБ, Министерство обороны, МИД);

2. Президент назначает председателя правительства с согласия Государственной Думы;

3. Имеет право председательствовать на заседаниях Правительства;

4. Принимает решения об отставке Правительства;

5. По предложению председателя Правительства назначает федеральных министров, заместителя председателя Правительства и может освобождать их от должности;

6. Представляет в Государственную Думу кандидатуру на должность председателя ЦБ РФ и ставит вопрос об освобождении должности;

7. Формирует и возглавляет совет безопасности;

8. Назначает высшее командование вооруженных сил и освобождает от должностей;

9. Назначает и отзывает дипломатических представителей после консультации с соответствующими комиссиями Федерального Собрания;

10. Осуществляет руководство внешней политикой;

11. Вводит военное и чрезвычайное положение;

12. Вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае их противоречия закону до решения вопроса судом;

13. Вправе использовать согласительные процедуры для решения разногласий между различными органами государственной власти. В случае не достижения соглашения спор может передаваться на рассмотрение суда;

14. Награждает государственными наградами, почетными званиями, присваивает высшие военные и специальные звания;

15. Предлагает законодательному органу субъекта Федерации кандидатуру на должность главы субъекта Федерации и ставит вопрос об освобождении;

16. Вправе отменить акт Правительства, если он противоречит закону;

17. От своего имени издает указы и распоряжения, которые обязательны для исполнения на территории РФ.

Орган исполнительной власти – государственный орган, действующий на основе закона с целью его исполнения, обладающий государственно-властными полномочиями и осуществляющий исполнительно-распорядительную деятельность.




Признаки органа исполнительной власти:

· исполняет закон, издавая подзаконные акты;

· действует от имени государства;

· полномочия установлены нормативным актом;

· имеет внутреннюю структуру и штат;

· штат состоит из государственных служащих;

· осуществляет административное распорядительство.

Виды органов исполнительной власти:

I. по порядку принятия решений:

1. коллегиальные (например, правительство);

2. единоначальные (губернатор).

II. в соответствии с принципом федерализма:

1. федеральные органы исполнительной власти;

2. органы исполнительной власти субъектов РФ.

III. по направлениям деятельности:

1. органы общего управления,

2. органы, действующие в социально-культурной сфере;

3. органы, действующие в сфере экономики;

4. органы, действующие в административно-политической сфере.

IV. по объему компетенции:

1. органы общей компетенции – управляют большинством сфере по различным вопросам (например, правительство);

2. органы отраслевой компетенции – управляют одной сферой по различным вопросам внутри этой сферы (например, министерство обороны, Министерство здравоохранения и соцразвития);

3. органы межотраслевой компетенции управляют своей сферой по различным вопросам, а также другими сферами по одному вопросу (Федеральная служба государственной статистики);

4. органы специальной компетенции управляют частью сферы (федеральное агентство лесного хозяйства).

Отличие органов исполнительной власти от других государственных структур.

1) Законодательные органы имеют исключительные полномочия на принятие законов, а органы исполнительной власти исполняют законы, издавая подзаконные акты (в т.ч. нормативные подзаконные акты);

2) Судебные органы осуществляет правосудие, судьи независимы и подчиняются только закону. В системе исполнительной власти характерна субординация и подчиненность вышестоящим руководителям и органам.

Судебные акты издаются по поводу нарушения норм права (охранительные), в то время как акты исполнительной власти могут быть как охранительные, так и регулятивные.

Судебные акты всегда индивидуальны, разрешают конкретное дело, а акты исполнительной власти могут быть и нормативными (например, правила дорожного движения), и индивидуальными (например, назначение наказания, выдача паспорта);

3) Прокуратура осуществляет надзор за законностью во всех ветвях власти, в отношении неподчиненных субъектов, по любым нарушениям (экологическим, трудовым, избирательным, жилищным и т.д.). Органы исполнительной власти осуществляют контроль за подчиненными по службе органами исполнительной власти, а также надзор за неподчиненными, но по строго установленным вопросам (например, пожарный надзор).

4) государственные организации созданы для материального производства, непосредственного оказания социальных, культурных и других услуг. При этом, они сами являются объектами управления со стороны органов исполнительной власти.

Лекция 2 – Структура государственного управления

Государственное управление – властное воздействие государства на общество.

Признаки государственного управления (в общем виде):

1) в процессе управления реализуются функции государства при соблюдении публичного и частного интереса;

2) функции управления осуществляются государственными органами от имени государства;

3) субъекты управления наделены компетенцией, установленной нормативно-правовыми актами. Субъект обязан действовать в пределах компетенции.

Государственное управление в практическом понимании – это административная деятельность, т.е. деятельность субъектов исполнительной власти по осуществлению функций исполнительной власти, а также отношения в сфере государственной службы.

Субъекты государственного управления – физические и юридические лица, наделенные полномочиями на осуществление функций государственного управления (исполнительной власти).

Система субъектов государственного управления.

- Федеральные органы исполнительной власти:

- Органы исполнительной власти субъектов Федерации;

- Органы местного самоуправления;

- другие органы и организации, наделенные полномочиями в сфере государственного управления.

Цели государственного управления:

1) эффективность государственного управления;

2) обеспечение должностной организации государственного управления;

3) создание условий для реализации гражданами их прав, свобод и обязанностей в сфере государственного управления;

4) защита граждан и общества от произвола со стороны субъектов государственного управления.

Особенности полномочий Президента РФ в сфере государственного управления.

- Президент РФ является главой государства и не входит ни в одну из ветвей власти;

- имеет полномочия во всех ветвях власти и большинство полномочий в сфере исполнительной власти, что и является функциями государственного управления.

Президент воздействует на исполнительную власть в двух формах:

1. прямо, когда президент принимает решения в сфере исполнительной власти;

2. косвенно, когда президент участвует в принятии решения в сфере государственного управления.

Основные полномочия Президента РФ в сфере исполнительной власти:

1. Президенту непосредственно подчиняется ряд федеральных органов исполнительной власти (МВД, МЧС, ФСБ, Министерство обороны, МИД);

2. Президент назначает председателя правительства с согласия Государственной Думы;

3. Имеет право председательствовать на заседаниях Правительства;

4. Принимает решения об отставке Правительства;

5. По предложению председателя Правительства назначает федеральных министров, заместителя председателя Правительства и может освобождать их от должности;

6. Представляет в Государственную Думу кандидатуру на должность председателя ЦБ РФ и ставит вопрос об освобождении должности;

7. Формирует и возглавляет совет безопасности;

8. Назначает высшее командование вооруженных сил и освобождает от должностей;

9. Назначает и отзывает дипломатических представителей после консультации с соответствующими комиссиями Федерального Собрания;

10. Осуществляет руководство внешней политикой;

11. Вводит военное и чрезвычайное положение;

12. Вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае их противоречия закону до решения вопроса судом;

13. Вправе использовать согласительные процедуры для решения разногласий между различными органами государственной власти. В случае не достижения соглашения спор может передаваться на рассмотрение суда;

14. Награждает государственными наградами, почетными званиями, присваивает высшие военные и специальные звания;

15. Предлагает законодательному органу субъекта Федерации кандидатуру на должность главы субъекта Федерации и ставит вопрос об освобождении;

16. Вправе отменить акт Правительства, если он противоречит закону;

17. От своего имени издает указы и распоряжения, которые обязательны для исполнения на территории РФ.

Орган исполнительной власти – государственный орган, действующий на основе закона с целью его исполнения, обладающий государственно-властными полномочиями и осуществляющий исполнительно-распорядительную деятельность.

Признаки органа исполнительной власти:

· исполняет закон, издавая подзаконные акты;

· действует от имени государства;

· полномочия установлены нормативным актом;

· имеет внутреннюю структуру и штат;

· штат состоит из государственных служащих;

· осуществляет административное распорядительство.

Виды органов исполнительной власти:

I. по порядку принятия решений:

1. коллегиальные (например, правительство);

2. единоначальные (губернатор).

II. в соответствии с принципом федерализма:

1. федеральные органы исполнительной власти;

2. органы исполнительной власти субъектов РФ.

III. по направлениям деятельности:

1. органы общего управления,

2. органы, действующие в социально-культурной сфере;

3. органы, действующие в сфере экономики;

4. органы, действующие в административно-политической сфере.

IV. по объему компетенции:

1. органы общей компетенции – управляют большинством сфере по различным вопросам (например, правительство);

2. органы отраслевой компетенции – управляют одной сферой по различным вопросам внутри этой сферы (например, министерство обороны, Министерство здравоохранения и соцразвития);

3. органы межотраслевой компетенции управляют своей сферой по различным вопросам, а также другими сферами по одному вопросу (Федеральная служба государственной статистики);

4. органы специальной компетенции управляют частью сферы (федеральное агентство лесного хозяйства).

Отличие органов исполнительной власти от других государственных структур.

1) Законодательные органы имеют исключительные полномочия на принятие законов, а органы исполнительной власти исполняют законы, издавая подзаконные акты (в т.ч. нормативные подзаконные акты);

2) Судебные органы осуществляет правосудие, судьи независимы и подчиняются только закону. В системе исполнительной власти характерна субординация и подчиненность вышестоящим руководителям и органам.

Судебные акты издаются по поводу нарушения норм права (охранительные), в то время как акты исполнительной власти могут быть как охранительные, так и регулятивные.

Судебные акты всегда индивидуальны, разрешают конкретное дело, а акты исполнительной власти могут быть и нормативными (например, правила дорожного движения), и индивидуальными (например, назначение наказания, выдача паспорта);

3) Прокуратура осуществляет надзор за законностью во всех ветвях власти, в отношении неподчиненных субъектов, по любым нарушениям (экологическим, трудовым, избирательным, жилищным и т.д.). Органы исполнительной власти осуществляют контроль за подчиненными по службе органами исполнительной власти, а также надзор за неподчиненными, но по строго установленным вопросам (например, пожарный надзор).

4) государственные организации созданы для материального производства, непосредственного оказания социальных, культурных и других услуг. При этом, они сами являются объектами управления со стороны органов исполнительной власти.

Административное право — отрасль права, регулирующая общественные отношения, возникающие в процессе организации и исполнительно-распорядительной деятельности органов государственного управления, а также в сфере негосударственного управления при осуществлении органами местного самоуправления делегированных им функций органов исполнительной власти (Большой юридический словарь). Предмет административного права — урегулированные нормами права общественные отношения, возникающие в сфере государственного управления , т.е. отношения, связанные с реализацией государственной и муниципальной властью в лице их исполнительной ветви непосредственного управляющего воздействия на общественные процессы.

Таким образом, исполнительная власть — это, прежде всего, государственная власть. Последняя, в свою очередь, является разновидностью власти вообще как социального феномена. Характерные черты исполнительной власти: 1) относительно самостоятельная ветвь государственной власти 2) является проводником в жизнь государственной политики 3) подзаконна 4) деятельность является исполнительно-распорядительной 5) является исключительным обладателем материальных ресурсов и властных полномочий принудительного характера 6) существует в виде хорошо организованных органов исполнительной власти . Органы государства (государственные органы) — это структуры, объединяющие людей для выполнения функций государства.

Важно отметить, что органы исполнительной власти — являются одним из субъектов административного права , т.е. участниками процесса государственного управления, наделенными в связи с этим комплексом прав и обязанностей, закрепленных нормами административного права. То есть орган исполнительной власти — это набор прав и обязанностей, административно-правовой статус конкретного юридического лица .

Исполнительный орган — орган, выполняющий непосредственно организующие функции в рамках управления системой, осуществляющий непосредственную оперативную деятельность по управлению. Исполнительный органы имеют практически все социальные системы (в коммерческих организациях — генеральный директор или президент; в системе местного самоуправление — управа или местная администрация и проч.).

ОРГАНЫ ПУБЛИЧНОЙ АДМИНИСТРАЦИИ: 1) органы исполнительной власти 2) органы государственного управления, выведенные за рамки 3-х ветвей власти, но осуществляющие исполнительно-распорядительную деятельность 3) органы местного самоуправления, осуществляющие отдельные государственные полномочия исполнительной власти.

Тем не менее, в соответствии с Конституцией России и нормами некоторых актов административного законодательства, органы исполнительной власти имеют четкий набор прав и обязанностей. Прежде всего, статус органа исполнительной власти и всей системы органов определяется следующими нормами Конституции: ст. 10 (разделение властей), ст. 11 (государственная власть в РФ), ст. 71 (установление системы федеральных органов), ст. 77 (система органов государственной власти субъектов РФ), ст. 78 ч. 1 и 2 (создание территориальных органов федеральными органами исполнительной власти), ст. 110 (исполнительная власть в РФ), ст. 112 (структура ФОИВ).

На этом основании можно выделить характерные черты органов исполнительной власти:

  1. Органы исполнительной власти — часть государственного аппарата, на которую возложены задачи и функции исполнительной власти (в соответствии с теорией разделения властей — ветвь власти, которая осуществляет функции управления на основе действующих законов и нормативных актов). Т.о. органы исполнительной власти специально созданы для целей исполнительной власти. Как было отмечено выше, существуют и другие органы и организации, выполняющие отдельные задачи и функции исполнительной власти и наделенные для этого властными полномочиями наряду со своими основными функциями. Это органы и организации не входят в систему органов исполнительной власти.
  2. Принцип разделения властей обусловливает самостоятельность системы органов исполнительной власти.
  3. Принцип федерализма — один из центральных принципов организации системы органов исполнительной власти в РФ (уровень Федерации и уровень субъектов РФ). Региональные органы функционально подчинены федеральным органам.

Рассмотрим признаки органа исполнительной власти (элементы статуса):

  • Орган исполнительной власти обладает собственной компетенцией (совокупность полномочий по предметам ведения). Функции:
    • Принятие нормативных правовых актов = акты управления (федеральные конституционные законы, федеральные законы для исполнения органами государственной власти, местного самоуправления, их должностными лицами и гражданами)
    • Контроль и надзор (контроль и надзор за исполнением общеобязательных правил поведения, выдача разрешений на осуществление определенного вида деятельности или действия и др.)
    • Правоприменительные (индивидуальные правовые акты, ведение реестров и т.п.)
    • Управление гос. имуществом
    • Оказание гос. услуг (услуги гражданам и организациям в области образования, здравоохранения, социальной защиты населений и др.)

    Законодательная ветвь задаёт общие правила поведения для всех граждан и организаций. Судебная – защищает права и обеспечивает справедливость. А исполнительная власть берёт на себя управленческие полномочия.

    Дом правительства

    В этой статье вы познакомитесь с системой исполнительно-распорядительных органов в РФ и узнаете, какие важные функции они выполняют.

    Исполнительная власть — это.

    Сейчас учёные-правоведы приводят следующие синонимы исполнительной власти:

    1. правительственная;
    2. министерская;
    3. административная;
    4. управленческая.

    Если первые два слова указывают на субъектный состав, то последние – на сущность понятия.

    Исполнительная власть – это система властных структур, которые управляют обществом и государственным имуществом, следят за претворением в жизнь положений Конституции, законов (что это?) и других нормативных правовых актов (что это такое?).

    В рамках компетенции (что это такое?) органы и должностные лица реализуют распорядительные полномочия. То есть, они вправе давать другим субъектам указания, обязательные к исполнению.


    Такие структуры в своей деятельности больше всего взаимодействуют с законодательной ветвью, особенно в части нормотворчества.

    Функции исполнительной власти в государстве

    Знание функций исполнительной власти позволяет глубже понять, чем занимаются правительственные органы в государстве. Учёный Бельский К.С. выделяет следующие 5 направлений:

    1. Регулятивно-управленческая функция.
      Органы исполнительной власти РФ реализуют политику государства в различных отраслях общественной жизни. Например, Правительство управляет федеральной собственностью, а Министерство культуры – обеспечивает использование и сохранность объектов культурного наследия.
    2. Охрана общественного порядка.
      Исполнительная власть в РФ следит за тем, чтобы граждане и организации соблюдали законодательство и не ущемляли права друг друга. Например, сотрудники ОВД должны быть готовы в любой момент прийти на помощь тем, кто оказался жертвой преступления.
    3. Обеспечение прав и свобод граждан.
      Исполнительно-распорядительные органы обязаны создавать условия, при которых люди смогут реализовать свои конституционные права. Например, человек хочет открыть бизнес. Он идёт в территориальный орган ФНС и регистрирует ИП.

    Нормотворческая функция.

    Бельский К.С. называют эту функцию вспомогательной, то есть направленной на обслуживание основных. Органы исполнительной власти РФ не только обладают правом законодательной инициативы, но и могут издавать нормативные правовые акты в пределах своей компетенции.

    Флаг

    Например, Правительство часто принимает обязательные к исполнению постановления. Правда, такие документы обладают меньшей юридической силой, чем Конституция, законы, акты Президента.

    Оперативно-исполнительная функция.

    Управленцы должны быть готовы к оперативному решению возникающих в государстве проблем. Угрозы бывают внешними (международные конфликты, терроризм) и внутренними (природные катаклизмы, неблагоприятная демографическая обстановка, экономический кризис).

    Кроме того, учёные выделяют следующие функции административной власти:

    1. организационная;
    2. координирующая;
    3. информационно-аналитическая;
    4. контрольно-надзорная;
    5. полицейская;
    6. оказания государственных услуг.

    Таким образом, если законодательную власть можно назвать двигателем государства, то административную – коробкой передач. От последней зависит, в каком темпе будет развиваться страна.

    Органы исполнительной власти

    Из всех трёх ветвей власти в государстве, исполнительная имеет самую разветвлённую систему. Это связано с необходимостью разграничения предметов ведения между властными структурами по отраслям и соблюдением строгой иерархии (что это такое?).

    Ворона

    На верхушке системы находится Правительство РФ. Этот орган подконтролен Государственной Думе и подотчётен Президенту.

    Включает следующих лиц:

    1. Председателя;
    2. замов Председателя;
    3. федеральных министров.

    Далее следуют федеральные органы. Их компетенция была строго разграничена в результате российской реформы 2004 года.

    НаименованиеПримерыОсобенности
    МинистерстваМВД, здравоохранения, обороны, культурыОсуществляют функции по выработке государственной политики в определённой отрасли, занимаются правовым регулированием
    Федеральные службыФНС, по аккредитации (что это?), по интеллектуальной собственностиВыполняют преимущественно контрольно-надзорные функции
    Федеральные агентстваАрхивное, дорожное, связи, водных ресурсовОказывают государственные услуги и управляют госимуществом

    Федеральные органы исполнительной власти для реализации своих полномочий на территории одного или нескольких субъектов РФ (что это такое?)создают следующие структуры:

    1. комитеты;
    2. департаменты;
    3. главные управления.

    Однако не стоит путать перечисленные подразделения с органами исполнительной власти субъектов РФ. Система последних формируется с учётом исторических и национальных традиций конкретного региона (это как?), местного законодательства.

    Как правило, органы самих субъектов носят следующие наименования: правительства, администрации.

    Выводы

    Таким образом, исполнительная власть – это система специально учреждаемых органов и должностных лиц, наделённых властными управленческо-распорядительными полномочиями по реализации законов государства.

    Она проводит государственную политику во всех без исключения сферах общественной жизни, строится на принципах вертикальной иерархии и опирается на аппарат принуждения. От управленцев зависит скорость развития экономики и благосостояние населения.

    Автор статьи: Белоусова Наталья

    Эта статья относится к рубрикам:

    Комментарии и отзывы (2)

    А президент к какой ветви власти относится, к исполнительной, законодательной или и к той и другой одновременно? Как известно, именно после подписания закона президентом, этот закон обретает силу, таким образом президент как бы является частью законодательной власти, плюс он издаёт указы и распоряжения.

    Эти исполнители, как видим, тоже издают всякие подзаконные акты, эти акты конкретизируют положения закона, по сути они даже круче закона, поскольку уточняют правоприменение, а его можно оспорить только при явном противоречии закону.

    Вот взяло правительство и выкинуло из своего постановления 354 автоматическое принятие в эксплуатацию прибора учёта воды в случае, если поставляющая воду организация не ввела прибор в эксплуатацию в установленный постановлением срок. Теперь мы будем от милости поставщика ресурса зависеть, пока он не соизволит, платить будем не по счётчику, а нормативу.

    Читайте также: