Сопоставьте портрет пьера и князя василия и их манеру поведения кратко

Обновлено: 02.07.2024

Свалившееся на Пьера наследство позволило многим людям воспользоваться его добротой и неопытностью. Одним из них был князь Василий, который решил женить

Находясь в доме Курагиных, Пьер испытывает целый спектр чувств: смущение, растерянность, неловкость, неуверенность. Ему трудно разобраться в происходящем, душу его терзают сомнения в правильности своего выбора. Пьер смутно осознаёт, что Элен глупа и что он её не любит. Однако в Петербурге герой попадает в атмосферу всеобщего обожания и поклонения. И в этой ситуации он теряется, поддавшись обаянию красоты, влиянию князя Василия. Автор подчёркивает в этих сценах наивность Пьера, его неопытность, мягкий, покладистый характер. Мысли и чувства героя Л. Н. Толстой раскрывает с помощью внутренних монологов:

Л. Н. Толстой обнажает такие черты его, как расчётливость, корыстность, постоянную жажду успеха, ловкость светского человека. Однако все эти качества в герое очень естественны, они составляют органичную часть его натуры.

В финале этой сцены мы понимаем, что скоропалительный брак Пьера не будет счастливым, потому что этот союз основан не на любви, а на расчёте. Жених и невеста очень далеки, они совершенно разные люди, не имеющие точек соприкосновения. И автор подчёркивает это описанием поцелуя:

Данный эпизод — это и развитие действия в бытовом сюжете романа. Здесь мы видим описание жизни семьи Курагиных, дана углублённая характеристика этих героев. Пьер Безухов противопоставлен всем остальным персонажам, звучит мотив героя и толпы.

1. Почему князь Василий появился в салоне А. П. Шерер первым? Что можно сказать (и что говорит автор) о манере речи князя Василия Курагина и самой хозяйки салона?


2. С кем А. П. Шерер сравнивает автор? Как вы понимаете смысл Л. Н.


Толстой сравнивает А. П. Шерер с хозяйкой прядильной мастерской. Она следит и контролирует темы разговоров своих гостей, словно человеческие чувства – это автоматизм.

Автор показывает, как лицемерно и неестественно светское общество: сплетни, интриги, собственная выгода и ничего более.

3. Что объединяет князя Василия и А. П. Шерер?

Оба этих героя думают только о собственном благополучии и, конечно же, деньгах. Когда Пьер получает огромное наследство, они полностью меняют свое отношение к нему: улыбаются и стараются угодить.

4. Зачем приехали в салон к А. П. Шерер княгиня Друбецкая и князь Василий Курагин? Расскажите, как они добиваются своих целей.

Цель князя Василия – это выгодно женить свои непутёвых сыновей и выдать замуж красавицу дочь (что в дальнейшем у него получается, и партия самая лучшая – Пьер Безухов)

5. Прочитайте портрет Элен. Какой вы её себе представляете? Какие ключевые слова в этом описании вы нашли? Что бросается в глаза? На что намекает этими деталями Л. Н. Толстой?

6. Прочтите портретную характеристику Ипполита. Каким вы его себе представляете? Какие ключевые слова вы нашли в его описании? Какие черты выражаются в его портрете и что в нём ненавидит Л. Н. Толстой?


7. Почему А. П. Шерер пугает Пьер? Чем он отличается от всех гостей салона?

8. Нарисуйте портрет, опишите манеру говорить и вести себя в обществе А. Болконского. Какие черты выражаются в его внешности?

9. Как князь Андрей относится к Пьеру? Докажите своё мнение примерами из текста на основе 3 главы 1 части 1 тома. Где и когда они успели так близко познакомиться? Что объединяет их?

Молодые дворяне Пьер Безухов и Андрей Болконский являются друзьями детства.

И Безухов, и Болконский не боятся и не стесняются открыто говорить о своем мнение, даже если оно отличается от обще принятого.

10. Какая атмосфера царит в доме Ростовых? В чём отличие взаимоотношений в семействе Ростовых от взаимоотношений людей в высшем свете?

В доме Ростовых царит атмосфера добра и уюта. Они всегда готовы помочь и всегда рады гостям. Их дом полная противоположность высшему свету, в котором присутствует только интриги, лесть, ложь и расчетливость.

11. Прочтите описание внешности Наташи Ростовой. Что главное в её портрете, на что обращает наше внимание автор? Какой вы её себе представляете? Расскажите о её поступках в 8, 10, 16 главах 1 части 1 тома. О каких чертах Наташи говорят эти поступки?

Наташа Ростова – тринадцатилетняя девочка, некрасивая, но очень живая и милая. Она заводная и веселая, заражает своим смехом даже самых чопорных гостей.

В 10 главе выясняется, что она влюблена в Бориса и готова ждать его предложение руки и сердца через четыре года. Наташа планирует выйти за него замуж и жить долгой и счастливой жизнью.

В 16 главе она позволила себе вольность прервать взрослых и поинтересоваться, что будет на десерт. Она не боялась гнева взрослых, показывая с свою смелость.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Чаще других действующих лиц Толстой выводит
в романе троих: князя Василия, князя Андрея и
Пьера. Они переходят из варианта в вариант,
и путь, который прошли эти образы, убеждает,
что Толстой не сразу нашел портреты их,
и, разумеется, не могли еще отразиться
в достаточной мере их характеры.
Однако автор сразу, без колебаний, определил
для каждого из них роль в произведении.

Пьер же предстает перед нами "толстым молодым
человеком" с дружелюбными глазами,
что вполне точно определяет его мягкую и
добродушную натуру.
Уже с самого начала произведения внешний облик
Безухова ПРОТИВОПОСТАВЛЕН светскому
обществу, указывая на внутреннее отличие
его от этих пустых людей.
Поэтому у него Пьер вовсе не всегда героичен,
чаще он смешон, нелеп, совершает ошибки и
кается в них.

Ещё в начале романа, в гостиной Анны Павловны
Шерер, Пьер все время врывался в разговор и
говорил не то, чего от него ждали.
Уходя, он надел вместо своей шляпы генеральскую,
с плюмажем, и в ту же ночь поехал в разгульную
компанию Долохова и Анатоля Курагина,
пил с ними, посадил полицейского на медведя
и пустил плавать по Фонтанке.
Он женился на низкой и бездушной женщине,
пленившись ее красотой;
он стрелялся с Долоховым; его попытки облегчить
положение своих крестьян не принесли никакого успеха;
он смирился и стал жить в Москве, "как в старом халате",
уютно и бездеятельно.
Но в течение всех этих лет в его душе шла громадная
умственная, духовная работа, которой суждено
было выявиться в начале войны 1812 года.
Отправившись на Бородинское поле, Пьер понял
и оценил простых людей солдат и ополченцев.
Всю ночь после этого он решал для себя вопрос:
как ему - графу Безухову - приобщиться к жизни
народа.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: Критическое изображение высшего света в романе.

Ничто так не нужно молодому человеку, как общество умных женщин.

Князь Василий Курагин

И это глупое общество, без которого не может жить моя жена, и эти женщины…

Князь Андрей Болконский

I. Вступительное слово учителя.

- Нравятся ли эти персонажи автору?

Прочитайте диалог А.П. Шерер и князя Василия без авторских ремарок.

Именно там, у Ростовых и Болконских, проистекает настоящая жизнь. И это будет темой на­шего следующего урока. Но сейчас мы продолжим анализ начальных сцен романа.

II. Анализ эпизода.

Автор сравнивает посетителей салона с веретенами. Все вместе должны дать нити для ткани. Но получится ли эта ткань? Ведь мы уже поняли, что они вращаются все порознь, т.к. каждый пришел в салон со своей целью.

Вы можете назвать цели прихода в салон разных посетителей?

Что мы узнаем о Пьере Безухове и Андрее Болконском, едва переступив порог са­лона фрейлины ее величества А.П.Шерер?

Свои ли они в великосветской гостиной, если судить только по портретам и манере поведения героев?

Умный и робкий, наблюдательный и естественный взгляд Пьера, гримаса скуки на кра­сивом лице князя Андрея. Уже по портретам видно, что они здесь чужие. С самого момента их появления в салоне чувствуется конфликт Пьера и князя Андрея с аристократической сре­дой.

Сопоставьте портрет Пьера и князя Василия и их манеру поведе­ния.

Назовите детали, раскрывающие духовную близость Пьера и А.Болконского.

III. Подведение итогов урока.

Обратите внимание на эпиграфы к этому уроку.

- По какому принципу они подобраны?

Итак, отрицая нормы жизни высшего света, Толстой путь своих положи­тельных героев начинает с отрицания ими пустоты и фальши светской жизни. Автор показывает неоднород­ность этого общества, наличие в нем людей, ко­торым претит такая жизнь.

Как в салоне оформлены политические споры?

Почему Пьер не совсем понимает, почему его трезвый взгляд на политические события времени не нравится ни А.П.Шерер, ни его гостям, а анекдот князя Ипполита звучит как раз, напротив, очень вовремя?

Завершая разговор о светском обществе, обратим внимание на то, что страницы 1-4 гл. пестрят французским языком. С какой целью вводит толстой в роман французский язык?

(Французский язык - как норма светского общества; Толстой подчерки­вает незнание героями родного языка, отрыв от народа, т.е. французский язык есть средство характери­стики знати с ее антинациональной ориентацией).

Как правило, там, где описывается ложь или зло, врывается французский или, позднее, немецкий язык.

Но что же сделало Пьера и Андрея непохожими на посетителей салона? И почему они тянутся друг к другу?

Как продолжается ситуация салона в разговоре Андрея и Пьера, Андрея и его жены?

Следующий урок мы посвятим анализу того, что представляет основу, сущность героев романа. И подобно тому, как Л.Толстой искал истоки событий 1825 года в 1805, так и в ха­рактерах людей он ищет отпечатки их воспитания, и именно об этом – наш дальнейший раз­говор.

Итак, эпизод в салоне не только вводит нас в роман, но и представляет нам некоторых героев. Наше знакомство автор продолжает, представляя по очереди не только героев, но и их семьи, в которых они выросли и были воспитаны.

Задание на дом: Стр.156-164

1) Том III, часть I, главы I – III, часть III, главы I – III ( Изображение войны 1812 года. Философия войны и мира, жизни и смерти.)

2) Подготовить ответы на вопросы:

1. Что есть война, по мнению Толстого?

Что же произвело это необычайное событие? Какие были причины его?

Что необходимо, чтобы свершилось историческое событие?

А почему совпадают малые величины отдельных человеческих жела­ний?

Каково отношение Толстого к фатализму?

Какую роль играет личность в истории?

1) Том III, часть I, главы I – III, часть III, главы I – III ( Изображение войны 1812 года. Философия войны и мира, жизни и смерти.)

2) Подготовить ответы на вопросы:

1. Что есть война, по мнению Толстого?

2. Что же произвело это необычайное событие? Какие были причины его?

3. Что необходимо, чтобы свершилось историческое событие?

4. А почему совпадают малые величины отдельных человеческих жела­ний?

5. Каково отношение Толстого к фатализму?

6. Какую роль играет личность в истории?

1) Том III, часть I, главы I – III, часть III, главы I – III ( Изображение войны 1812 года. Философия войны и мира, жизни и смерти.)

2) Подготовить ответы на вопросы:

1. Что есть война, по мнению Толстого?

2. Что же произвело это необычайное событие? Какие были причины его?

3. Что необходимо, чтобы свершилось историческое событие?

4. А почему совпадают малые величины отдельных человеческих жела­ний?

5. Каково отношение Толстого к фатализму?

6. Какую роль играет личность в истории?

1) Том III, часть I, главы I – III, часть III, главы I – III ( Изображение войны 1812 года. Философия войны и мира, жизни и смерти.)

2) Подготовить ответы на вопросы:

1. Что есть война, по мнению Толстого?

2. Что же произвело это необычайное событие? Какие были причины его?

3. Что необходимо, чтобы свершилось историческое событие?

4. А почему совпадают малые величины отдельных человеческих жела­ний?

5. Каково отношение Толстого к фатализму?

6. Какую роль играет личность в истории?

1) Том III, часть I, главы I – III, часть III, главы I – III ( Изображение войны 1812 года. Философия войны и мира, жизни и смерти.)

Читайте также: