Соотношение конституции россии и конституций уставов субъектов федерации кратко

Обновлено: 07.07.2024

12. В системе нормативных правовых актов каждого субъекта Федерации есть акты, которые имеют высшую юридическую силу по отношению ко всем законам и иным актам данного субъекта.

В республиках такими актами являются их конституции, в других субъектах Федерации (краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах) – их уставы. Конституции и уставы представляют собой акты учредительного характера.

В ст. 66 Конституции Российской Федерации закрепляется, что статус республики определяется федеральной Конституцией и конституцией республики, а статус других субъектов Федерации – федеральной Конституцией и уставом соответствующего субъекта.

Наличие у республики конституции напрямую вытекает из ее статуса как государства в составе Федерации, обязательным атрибутом которого является наличие высшего на своем уровне основного закона – конституции.

Другие субъекты Федерации, являющиеся не государствами, а государственно-территориальными или национально-территориальными образованиями, принимают свои уставы.

Конституция и устав как учредительные акты, определяющие на основе федеральной конституции статус данного субъекта Федерации, равнозначны. Уставы некоторых областей и других субъектов, как и ряд конституций республик, именуются (в скобках) основными законами. Эти акты закрепляют статус данного субъекта в составе Российской Федерации: основы взаимоотношений с Федерацией, полномочия субъекта, систему его органов государственной власти, избирательную систему, организацию местного самоуправления и другие аспекты устройства данного субъекта.

Все иные нормативные акты субъекта Федерации не могут противоречить конституции или уставу.

В некоторых республиках и областях имеются соответственно конституционные и уставные суды. Они разрешают дела о соответствии всех нормативных правовых актов субъектов Федерации их конституциям и уставам.

Установлен и особый порядок принятия конституций и уставов субъектов, их пересмотра, изменения, внесения поправок.

1. Принятие конституции и устава отнесено к предметам ведения законодательного (представительного) органа субъекта, причем по решению, принятому не менее чем 2/3 от общего числа депутатов, т.е. квалифицированным большинством. Конституции многих республик приняты, как отмечается в их преамбулах, народом данной республики. В Конституции Республики Ингушетия прямо предусмотрено, что новая Конституция принимается на основе всенародного референдума.

В некоторых уставах записано, что они принимаются представительным органом, действующим от имени граждан России, проживающих на территории данного субъекта.

В ряде уставов закреплено, что принятию нового устава обязательно должно предшествовать вынесение его проекта на консультативный референдум (Приморский край) или что проект может быть внесен на народное обсуждение либо на консультативный референдум (Волгоградская область).

2. Как в конституциях, так и в уставах определен круг субъектов, которые могут вносить предложения об их пересмотре, поправках, изменениях. В республиках это, как правило, Президент, депутаты (1/3, 1/5 или определенное число) законодательного (представительного) органа, в некоторых – Правительство, Конституционный суд, Арбитражный суд и иные органы, обладающие правом законодательной инициативы. В Республике Ингушетия с данной инициативой могут выступить и граждане, собравшие 10 тыс. подписей избирателей.

Предложения о пересмотре, изменении уставов могут вносить: часть депутатов законодательного (представительного) органа (1/3, 1/5, определенное число); глава исполнительной власти, губернатор; в некоторых субъектах – граждане (2% – в Приморском крае, 40 тыс. – в Воронежской области, 25 тыс. – в Саратовской области); постоянные комиссии законодательного (представительного) органа (Курская область) судебные органы и прокурор области (Волгоградская, Воронежская области); выборные органы районного и городского самоуправления (Вологодская, Воронежская, Калининградская области).

3. Как для конституций, так и для уставов субъектов Федерации характерны нормы о недопустимости изменений, пересмотра определенных глав или статей представительным (законодательным) органом.

В конституциях это относится, как правило, к главам об основах конституционного строя республики, правах и свободах граждан и порядку пересмотра и изменения конституции.

Важными гарантиями соответствия конституций и уставов субъектов Российской Федерации федеральной Конституции являются:

верховенство Конституции Российской Федерации и федеральных законов на всей территории Российской Федерации (ч. 2 ст. 4);

высшая юридическая сила, прямое действие и применение на всей территории России федеральной Конституции (ч. 1 ст. 15);

формирование субъектами Федерации системы органов государственной власти в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом (ч. 1 ст. 77);

взаимное согласие Российской Федерации и ее субъекта для изменения статуса последнего в соответствии с федеральным конституционным законом (ч. 5 ст. 66);

возможность проверки соответствия конституций и уставов субъектов Федерации посредством конституционного судопроизводства, осуществляемого Конституционным Судом Российской Федерации. При этом положения конституций и уставов, признанные не соответствующими Конституции Российской Федерации, утрачивают силу (ч. 6 ст. 125). Конституционный Суд рассмотрел ряд дел о конституционности отдельных положений уставов некоторых областей.

Проблема соответствия Конституции (устава) субъекта Российской Федерации федеральному законодательству

Конституция субъекта Российской Федерации - это основной закон субъекта Российской Федерации, утвержденный им самостоятельно, закрепляющий основы его политической, социальной и экономической системы, а также порядок создания и функционирования, полномочия его органов государственной власти, системы местного самоуправления.

Наличие в федеративных государствах федеральной конституции и конституций (уставов) субъектов Федерации всегда расширяет круг вопросов их взаимоотношений. В самом общем виде устав формируется на основе верховенства Федеральной конституции и подчинения ей конституций субъектов Федерации. Целью конституционной совместимости является обеспечение единой правовой базы, без которой невозможно функционирование Российской Федерации как полноценного государства.

Соотношение Конституции субъектов Российской Федерации с федеральным законодательством имеет две стороны:

  • Во-первых, обсуждение положений Конституции возможно лишь в рамках официального судебного подхода.
  • Во-вторых, вопрос о том, как сочетаются различные уровни законодательства (федеральный и региональный), является практическим и политическим вопросом. Именно на основе соображений политического оппортунизма, баланса сил между различными элитными группами, как на федеральном, так и на региональном уровне, рассматривались и изучались вопросы приведения регионального законодательства (в том числе конституционности) в соответствие с федеральным законодательством.

Изменение баланса сил на политической карте России в 1999-2000 гг., естественно, привело к новой постановке вопроса. Стоит заметить, что динамика изменения регионального законодательства в свете соответствия федеральному законодательству может быть использована в политической борьбе, вновь превращаясь в вопрос не права, а политики.

Готовые работы на аналогичную тему

Итак, в настоящее время, учитывая сложившуюся в середине 90-х гг. ситуацию сближения политических сил и инерционность самого процесса развития конституционного права, сложилась нестандартная ситуация, при которой отсутствует правовое решение более или менее равноправных фундаментальных вопросов федеративного устройства России.

С одной стороны, практически все уставы и ряд Конституций субъектов Российской Федерации закрепляют преимущество Конституции Российской Федерации. С другой стороны, некоторые республики признают верховенство федерального законодательства, но только в пределах юрисдикции Российской Федерации. Часто в уставах и Конституциях субъектов Российской Федерации подчеркивается верховенство на их территории их уставов, Конституций и законов.

Законодательная динамика играет довольно значимую роль в сфере соответствия конституционного законодательства субъектов нашей страны федеральному законодательству. Недавнее принятие нескольких определенных федеральных законов, можно сказать, оставило огромное количество уставов субъектов нашей страны вне правового поля. Стоит отметить, что важность проблемы соотношения конституции нашей страны с уставами субъектов нашей страны связана с усложнением процедур их принятия и внесения изменений в них в целях реализации и достижения политико-правовой стабильности в нашем государстве.

Соотношение Конституции РФ и Конституций (уставов) субъектов в составе Российской Федерации

В системе обычных правовых актов любого субъекта нашей страны существуют акты, обладающие более высокими судебными полномочиями по сравнению со всеми законами и иными актами конкретного субъекта нашей страны. В республиках актами, обладающими наиболее высокими полномочиями, являются их Конституции. Стоит заметить, что Конституции и уставы субъектов нашей страны и их изменения утверждаются законодательными органами власти нашего государства (представительными органами).

Итак, Конституции республик и уставы иных субъектов нашей страны обычно характеризуются нормой о недопустимости внесения изменений, пересмотра отдельных глав или статей представительным органом (законодательным органом). Конституции связаны с основами конституционного строя Республики, прав и свобод граждан, порядка пересмотра и внесения изменений в Конституцию. В уставах отдельных субъектов существуют правила для конкретного порядка реализации тех или иных положений.

Гарантиями конституционности и соответствия субъекта нашей страны Конституции России являются:

  • наибольшая значимость и верховенство Конституции нашей страны и федеральных законов абсолютно на всей территории нашей страны;
  • высшая судебная сила, прямое влияние и использование на всей территории нашей страны Федеральной конституции (Часть 1 статьи 15);
  • формирование субъектами нашей страны системы государственных органов в соответствии с теми или иными основами конституционного строя нашей страны и сформированными принципами формирования государственных представительных и исполнительных органов, создаваемых Федеральным законом;
  • взаимное согласие нашей страны и ее субъектов на изменение последних согласно закону;
  • возможность проверки Конституционным Судом нашей страны соответствия конституций и уставов конституционных субъектов нашей страны положениям конституций и уставов, признанных несовместимыми с Конституцией нашей страны, утрачивает силу.

Норма, призванная обеспечить соответствие всех имеющихся конституций и уставов субъектов нашей страны Федеральной конституции, приоритет Конституции нашей страны, регламентируется в различных формулировках и в конституциях ряда республик, и во многих иных уставах.

Конституции и уставы субъектов нашей страны играют большую роль в формировании определенного образца поведения в обществе. Ведь если бы не было закона, конституционных норм, то люди бы поступали только так, как им вздумается, а не так, как нужно для сохранения и дальнейшего развития государства. Именно нормы Конституции влияют на поведение людей в обществе.

В системе нормативных правовых актов каждого субъекта Федерации есть акты, которые имеют высшую юридическую силу по отношению ко всем законам и иным актам данного субъекта.

В республиках такими актами являются их конституции, в других субъектах Федерации (краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах) – их уставы. Конституции и уставы представляют собой акты учредительного характера.

В ст. 66 Конституции Российской Федерации закрепляется, что статус республики определяется федеральной Конституцией и конституцией республики, а статус других субъектов Федерации – федеральной Конституцией и уставом соответствующего субъекта.

Наличие у республики конституции напрямую вытекает из ее статуса как государства в составе Федерации, обязательным атрибутом которого является наличие высшего на своем уровне основного закона – конституции.

Другие субъекты Федерации, являющиеся не государствами, а государственно-территориальными или национально-территориальными образованиями, принимают свои уставы.

Конституция и устав как учредительные акты, определяющие на основе федеральной конституции статус данного субъекта Федерации, равнозначны. Уставы некоторых областей и других субъектов, как и ряд конституций республик, именуются (в скобках) основными законами. Эти акты закрепляют статус данного субъекта в составе Российской Федерации: основы взаимоотношений с Федерацией, полномочиясубъекта, систему его органов государственной власти, избирательную систему, организацию местного самоуправления и другие аспекты устройства данного субъекта.

Все иные нормативные акты субъекта Федерации не могут противоречить конституции или уставу.

В некоторых республиках и областях имеются соответственно конституционные и уставные суды. Они разрешают дела о соответствии всех нормативных правовых актов субъектов Федерации их конституциям и уставам.

Конституции и уставы должны соответствовать Конституции Российской Федерации. Обеспечение такого соответствия отнесено к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов (ст. 72).

Норма об обеспечении соответствия конституций и уставов Конституции Российской Федерации, о верховенстве Конституции России закреплена в различных формулировках и в конституциях ряда республик и во многих уставах.

Так, в Конституции Республики Тыва указано, что в случае противоречия Конституции республики Конституции Российской Федерации действуют нормы последней по полномочиям, отнесенным к ведению Российской Федерации и к совместному ведению Федерации и Республики.

Уставы некоторых областей устанавливают, что при внесении изменений в Конституцию Российской Федерации, принятии новых федеральных законов по предметам ведения Российской Федерации и совместного ведения положения уставов применяются в части, не противоречащей Конституции Российской Федерации и федеральным законам, и указывается, что в течение определенного срока (три месяца, один месяц) необходимо внести поправки в уставы (Приморский край, Воронежская область, Самарская область).

Соответствие конституций и уставов федеральной Конституции и уровень этого соответствия обусловливаются объективными факторами. Соответствие устанавливается только в той мере, в какой это необходимо, чтобы создать условия для функционирования Российской Федерации как целостного единого государства, обеспечить единое экономическое пространство, единые основы статуса личности, прямое действие Конституции Российской Федерации и федеральных законов ва всей ее территории, претворение в жизнь основ конституционного строя России.

Вне этих рамок за субъектами Федерации обеспечивается широкая самостоятельность в определении содержания своих конституционных уставных норм.

Действующая Конституция Российской Федерации значительно расширила пределы учредительной власти субъектов Федерации в области правового регулирования. Они самостоятельно решают вопросы о системе своих органов государственной власти – представительных и исполнительных, их наименованиях, структуре, компетенции, о целесобразности института Президента, его правовом статусе, определяют систему органов местного самоуправления, конкретные взаимоотношения своих властных структур.




Все это свидетельствует о том, что Конституция Российской Федерации исходит из стержневого направления осуществляемого в стране реформирования Федерации на новых началах – расширения прав субъектов Федерации.

Важными гарантиями соответствия конституций и уставов субъектов Российской Федерации федеральной Конституции являются:

верховенство Конституции Российской Федерации и федеральных законов на всей территории Российской Федерации (ч. 2 ст. 4);

высшая юридическая сила, прямое действие и применение на всей территории России федеральной Конституции (ч. 1 ст. 15);

формирование субъектами Федерации системы органов государственной власти в соответствии с основами конституционного строя РоссийскойФедерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом (ч. 1 ст. 77);

взаимное согласие Российской Федерации и ее субъекта для изменения статуса последнего в соответствии с федеральным конституционным законом (ч. 5 ст. 66);

возможность проверки соответствия конституций и уставов субъектов Федерации посредством конституционного судопроизводства, осуществляемого Конституционным Судом Российской Федерации. При этом положения конституций и уставов, признанные не соответствующими Конституции Российской Федерации, утрачивают силу (ч. 6 ст. 125). Конституционный Суд рассмотрел ряд дел о конституционности отдельных положений уставов некоторых областей.

Однако на практике в обеспечении соответствия конституций и уставов субъектов Российской Федерации федеральной Конституции еще много проблем. Некоторые положения названных актов в настоящем их виде противоречат Конституции России. Причиной этого явилось то, что конституционное законодательство в республиках и других субъектах опережало конституционное строительство в самой Федерации. Имели значение и длительный перерыв в работе Конституционного Суда Российской Федерации, отсутствие механизма, обеспечивающего реализацию постановлений Конституционного Суда.

Играют свою роль и наблюдающиеся в некоторых республиках и других субъектах тенденции чрезмерной суверенизации, а подчас и сепаратистские устремления.

В системе нормативных правовых актов каждого субъекта Федерации есть акты, которые имеют высшую юридическую силу по отношению ко всем законам и иным актам данного субъекта.

В республиках такими актами являются их конституции, в других субъектах Федерации (краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах) – их уставы. Конституции и уставы представляют собой акты учредительного характера.

В ст. 66 Конституции Российской Федерации закрепляется, что статус республики определяется федеральной Конституцией и конституцией республики, а статус других субъектов Федерации – федеральной Конституцией и уставом соответствующего субъекта.

Наличие у республики конституции напрямую вытекает из ее статуса как государства в составе Федерации, обязательным атрибутом которого является наличие высшего на своем уровне основного закона – конституции.

Другие субъекты Федерации, являющиеся не государствами, а государственно-территориальными или национально-территориальными образованиями, принимают свои уставы.

Конституция и устав как учредительные акты, определяющие на основе федеральной конституции статус данного субъекта Федерации, равнозначны. Уставы некоторых областей и других субъектов, как и ряд конституций республик, именуются (в скобках) основными законами. Эти акты закрепляют статус данного субъекта в составе Российской Федерации: основы взаимоотношений с Федерацией, полномочиясубъекта, систему его органов государственной власти, избирательную систему, организацию местного самоуправления и другие аспекты устройства данного субъекта.

Все иные нормативные акты субъекта Федерации не могут противоречить конституции или уставу.

В некоторых республиках и областях имеются соответственно конституционные и уставные суды. Они разрешают дела о соответствии всех нормативных правовых актов субъектов Федерации их конституциям и уставам.

Конституции и уставы должны соответствовать Конституции Российской Федерации. Обеспечение такого соответствия отнесено к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов (ст. 72).

Норма об обеспечении соответствия конституций и уставов Конституции Российской Федерации, о верховенстве Конституции России закреплена в различных формулировках и в конституциях ряда республик и во многих уставах.

Так, в Конституции Республики Тыва указано, что в случае противоречия Конституции республики Конституции Российской Федерации действуют нормы последней по полномочиям, отнесенным к ведению Российской Федерации и к совместному ведению Федерации и Республики.

Уставы некоторых областей устанавливают, что при внесении изменений в Конституцию Российской Федерации, принятии новых федеральных законов по предметам ведения Российской Федерации и совместного ведения положения уставов применяются в части, не противоречащей Конституции Российской Федерации и федеральным законам, и указывается, что в течение определенного срока (три месяца, один месяц) необходимо внести поправки в уставы (Приморский край, Воронежская область, Самарская область).

Соответствие конституций и уставов федеральной Конституции и уровень этого соответствия обусловливаются объективными факторами. Соответствие устанавливается только в той мере, в какой это необходимо, чтобы создать условия для функционирования Российской Федерации как целостного единого государства, обеспечить единое экономическое пространство, единые основы статуса личности, прямое действие Конституции Российской Федерации и федеральных законов ва всей ее территории, претворение в жизнь основ конституционного строя России.

Вне этих рамок за субъектами Федерации обеспечивается широкая самостоятельность в определении содержания своих конституционных уставных норм.

Действующая Конституция Российской Федерации значительно расширила пределы учредительной власти субъектов Федерации в области правового регулирования. Они самостоятельно решают вопросы о системе своих органов государственной власти – представительных и исполнительных, их наименованиях, структуре, компетенции, о целесобразности института Президента, его правовом статусе, определяют систему органов местного самоуправления, конкретные взаимоотношения своих властных структур.

Все это свидетельствует о том, что Конституция Российской Федерации исходит из стержневого направления осуществляемого в стране реформирования Федерации на новых началах – расширения прав субъектов Федерации.

Важными гарантиями соответствия конституций и уставов субъектов Российской Федерации федеральной Конституции являются:

верховенство Конституции Российской Федерации и федеральных законов на всей территории Российской Федерации (ч. 2 ст. 4);

высшая юридическая сила, прямое действие и применение на всей территории России федеральной Конституции (ч. 1 ст. 15);

формирование субъектами Федерации системы органов государственной власти в соответствии с основами конституционного строя РоссийскойФедерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом (ч. 1 ст. 77);

взаимное согласие Российской Федерации и ее субъекта для изменения статуса последнего в соответствии с федеральным конституционным законом (ч. 5 ст. 66);

возможность проверки соответствия конституций и уставов субъектов Федерации посредством конституционного судопроизводства, осуществляемого Конституционным Судом Российской Федерации. При этом положения конституций и уставов, признанные не соответствующими Конституции Российской Федерации, утрачивают силу (ч. 6 ст. 125). Конституционный Суд рассмотрел ряд дел о конституционности отдельных положений уставов некоторых областей.

Однако на практике в обеспечении соответствия конституций и уставов субъектов Российской Федерации федеральной Конституции еще много проблем. Некоторые положения названных актов в настоящем их виде противоречат Конституции России. Причиной этого явилось то, что конституционное законодательство в республиках и других субъектах опережало конституционное строительство в самой Федерации. Имели значение и длительный перерыв в работе Конституционного Суда Российской Федерации, отсутствие механизма, обеспечивающего реализацию постановлений Конституционного Суда.

Играют свою роль и наблюдающиеся в некоторых республиках и других субъектах тенденции чрезмерной суверенизации, а подчас и сепаратистские устремления.

Стоит отметить, что устройство федеративного характера России в свое время обусловливает существование двух главных видов законов – Конституции федеральной направленности, а также конституций субъектов Российской Федерации. В 5 статье Конституции Российской Федерации закрепляется специальное право субъектов Российской Федерации издавать те или иные свои документы учредительного порядка – конституции или устав. А республики в свое время имеют специальные личные конституции, в то время как другие субъекты Российской Федерации (города федерального значения, области, а также края, области автономного характера и автономные округа) – уставы.

Согласно 66 статье Конституции Российской Федерации статус какого-либо субъекта Российской Федерации по большей части определяется именно федеральной Конституцией, а также его уставом. Отсюда получается, что конституция того или иного субъекта Российской Федерации – это основные законы, а также акты учредительного порядка, которые определяют статус субъекта учитывая его специфику и основываясь на правах, которые отмечены Конституцией Российской Федерации.

Закрепление за определенной республикой права принимать конституцию в свою очередь вытекает из традиций существования данного полномочия у них в прошлом, а также из конкретного признания их хотя и не суверенными, но государствами. Важно также заметить, что основные законы достаточно большого количества республик так и именуются определенными конституциями, и не имеют тех или иных специальных наименований. Исключением тут является Республика Калмыкия, которая в свое время именует свою конституцию Степным Уложением.

Достаточно значительная часть конституций республик, а также уставов иных субъектов Российской Федерации, которые по сей день оказывают свое действия была обновлена или же принята на протяжении трех лет после принятия Конституции Российской Федерации. Вместе с этим важно заметить, что особенностью периода, который охватывает 1990-е годы после принятия Конституции Российской Федерации, явилось достаточно интенсивное внесение определенных дополнений, а также изменений в действующие уставы и, конечно, конституции. Это в свою очередь было обусловлено специальным переходным характером реформирования, а также потребностью конкретизации принципов нового строя конституционного характера Российской Федерации, учета постоянно обновляемого законодательства федеральной направленности и, что не менее важно разъяснений Конституционного Суда Российской Федерации.

Федеральный закон

Большее количестве уставов и, конечно, конституций субъектов Российской Федерации, которые сейчас оказывают действия являются принятыми еще в далекие 1990-е годы. Важный факт, что уровень стабильности уставов, а также конституций в значительной мере отличается. В одних субъектах Российской Федерации уставы и конституции принятые в первой половине – середине 1990-х годов по сей день сохраняют свое действие все время обновляясь с целью их соответствия Конституции Российской Федерации и вновь принимаемым законам федеральной направленности. В то время как в других субъектах Российской Федерации уставы и конституции, которые являются принятыми в 1990-х годах заменяются на новые уставы в 2000-х годах. Что касается временного критерия конституций, а также уставов, то их вполне можно разделить на принятые:

  • до вступления в силу Конституции Российской Федерации, которая собственно действует;
  • в 1990-х годах;
  • в 2000-х годах.

В свое время к первой группе имеют отношения конституции республик Саха (Якутия) от 1992 года 4 апреля, Карелия от 1978 года 30 мая, Татарстан от 1992 года 6 ноября. Такие конституции достаточно часто обновляются, но важно заметить, что не заменяются новыми, не обращая внимания на тот факт, что произошли достаточно значительные изменения.

Наиболее многочисленна вторая группа уставов, а также конституций субъектов Российской Федерации (45 субъектов Российской Федерации на январь 2014 года), действующих ныне также с достаточно большим количеством поправок: конституции таких республик Ингушетии, Коми, Северной Осетии-Алании, Кабардино-Балкарии, Хакасии и иные.; уставы Алтайского, Ставропольского, Хабаровского краев и других; Амурской, Калужской, Кемеровской, Тюменской и иных областей, г. Питера, а также Москвы; автономного округа – Югры Ханты-Мансийска, Ненецкого, и других автономных округов.

Стоит отметить, что начиная с 2000 года и по данный момент времени 35 субъектов Российской Федерации приняли новые уставы, а также конституции, это в свое время свидетельствует о динамике интенсивного обновления уставов и конституций. Что касается группы уставов, то она является принятой в связи с образованием совершенно новых субъектов Российской Федерации в результате слияния с автономиями: Камчатского края в 2008 году, Пермского края в 2007 году, Забайкальского края, а также Иркутской области в 2009 г.

Единое конституционное пространство

Конституция Российской Федерации, а также конституции субъектов Российской Федерации образуют единое пространство конституционной направленности Российской Федерации, имея как общие, так и особенные черты. В качестве общего выступают функционально-правовое назначение служить основным законом и, что не менее важно актом учредительного порядка: в одной ситуации – в отношении государства в целом, в другой – для составных частей Российской Федерации. Особенности в свое время обусловлены существенной разницей в природе государственности. С данных позиций различия просматриваются в силе юридической направленности, объекте регулирования правового характера, территории действия, специальной процедуре принятия, пересмотра и, конечно, внесения поправок, а также в правовой защите.

По силе юридической направленности соотношение между федеральной Конституцией Российской Федерации, а также конституциями, уставами субъектов Российской Федерации выглядит таким образом. Конституция Российской Федерации обладает высшей силой юридического характера и верховенством на всей территории России (об этом свидетельствует 4, а также 15 статья Конституции Российской Федерации). Так получается, что конституции, уставы субъектов Российской Федерации обязаны соответствовать Конституции Российской Федерации. Что касается основных законов, то они в свое время обладают высшей юридической силой и, конечно, верховенством в системе регионального законодательства.

Различия существенного характера обычно наблюдаются с точки зрения объекта конституционно-правового регулирования. Учитывая разграничения предметов ведения между Российской Федерацией, а также ее субъектами, как Конституция федеральной направленности, так и конституции, уставы составных частей России имеют собственный объект регулирования. В соответствии с 71–73 статьей Конституции Российской Федерации на уровне федеральной Конституции определяют конкретные отношения по предметам ведения Российской Федерации, а также полномочия органов федерального характера по предметам совместного ведения. Уставами, а также конституциями субъектов Российской Федерации осуществляется процесс регулирования отношений в соответствии с их предметами ведения, а также полномочиями органов власти государственной направленности субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения.

По территории действия Конституция федеральной направленности имеет определенную юридическую силу на всей территории России, в то время как конституции, уставы субъектов осуществляют свои действия только на их территории. Экстерриториальное действие конституций, а также уставов субъектов Российской Федерации имеет место в достаточно малом количестве случаев. Например, в ситуации появления каких-либо споров между субъектами Российской Федерации, при подготовке и, что не менее важно подписании меж федеральных, и межрегиональных договоров иногда появляется потребность применения, использования и ссылки на определенные конституционные нормы, уставы субъектов Российской Федерации, которые являются вовлеченными в правотворческий, правоприменительный, а также договорные процессы выходящие за рамки их территории.

Обеспечение соответствия конституций

Также важно заметить, что наличие важных в том числе гарантий конституционной направленности обеспечения соблюдения Конституции Российской Федерации никаким образом не предотвратило, к сожалению, нарушения ее отдельных положений в конституционном, а также уставном законотворчестве целого ряда субъектов Российской Федерации. Так, по специальным данным Министерства юстиции Российской Федерации на 2000 год среди 21 конституции республик в 19 имелись определенные положения, которые не соответствовали Конституции Российской Федерации. Что касается противоречий, они обнаруживались и в уставах иных субъектов Российской Федерации. Всего несоответствия российской Конституции имелись в половине одних из главных законов субъектов Российской Федерации. Также по отдельным расхождениям выносились определенные решения Конституционного органа судебной власти Российской Федерации, которые признавали неконституционными положения конституций, а также уставов субъектов Российской Федерации, вносились протесты органов прокуратуры, принимались специальные заключения экспертного характера Министерства юстиции Российской Федерации, тем не менее не всегда следовала адекватная реакция со стороны субъектов Российской Федерации. Достаточно долгий промежуток времени в России наблюдалось нежелание определенного круга субъектов Российской Федерации, особенно республик принимать конкретные меры по исправлению выявленных несоответствий. Лидеры некоторых республик (Татарстан, Башкортостан и др.) заявляли о том, что они не обязаны вносить изменения в их конституции, а, напротив, Конституцию Российской Федерации необходимо привести в соответствие с их основными законами. В некоторых случаях при данных заявлениях делался конкретный акцент на приоритет двустороннего договора межфедерального характера, а также Федеративного договора над федеральной Конституцией.

Отсюда получается, что приведение конституций и уставов субъектов Российской Федерации в соответствие с Конституцией Российской Федерации не является проблемой, которая окончательно решена.

Читайте также: