Сооружения и устройства железнодорожного транспорта кратко

Обновлено: 05.07.2024

Железнодорожный транспорт представляет собой сложное многоотраслевое хозяйство, в состав которого входят:

  • железные дороги и многочисленные предприятия технического, коммерческого и социального назначения;
  • административно-хозяйственные, культурно-бытовые и медицинские учреждения;
  • научные и учебные институты, академии и университеты, техникумы, лицеи, школы и дошкольные учреждения.

Для осуществления перевозочного процесса железные дороги в своем распоряжении имеют технические средства, такие как:

  • подвижной состав;
  • железнодорожные сооружения и устройства.

К подвижному составу относятся:

  • вагоны, выполняющие основное назначение железнодорожного транспорта и занимающие одно из ключевых мест в работе железных дорог. Это нетяговый подвижной состав, состоящий из многочисленных типов и моделей грузовых и пассажирских вагонов различного назначения;
  • локомотивы, осуществляющие тягу поездов и маневровую работу. Локомотивы включают в себя такой тяговый подвижной состав, как электровозы, тепловозы, паровозы, газотурбовозы, мотовозы, автомотрисы, электропоезда и дизель-поезда.

К железнодорожным сооружениям и устройствам относятся:

  • железнодорожный путь с необходимым путевым развитием на раздельных пунктах для приема, скрещения, обгона, расформирования, формирования, отправления поездов и выполнения других операций;
  • сооружения для посадки, высадки и обслуживания пассажиров;
  • устройства для хранения, погрузки и выгрузки грузов;
  • устройства автоматики, телемеханики, связи и вычислительной техники для обеспечения безопасности движения поездов и ускорения производственных процессов;
  • сооружения для экипировки, ремонта вагонов и локомотивов и другой транспортной техники;
  • устройства электроснабжения, включая тяговые подстанции и контактную сеть на электрифицированных линиях;
  • устройства водоснабжения;
  • устройства материально-технического снабжения и др.

Специфика работы железных дорог заключается в размещении их по всей территории страны, а также в необходимости выполнения графика движения поездов при любых условиях и четком взаимодействии всех звеньев железнодорожного транспорта. Вышесказанное убеждает в необходимости создания особой структуры управления, которой придаются следующие принципы управления железнодорожным транспортом:

  • сочетание единого централизованного руководства с предоставлением больших прав и самостоятельности линейным подразделениям;
  • соблюдение единоначалия;
  • организация управления по производственно-территориальному принципу, обеспечивающему оперативность и конкретность руководства, возможность осуществления единой технологической политики на всей сети железных дорог страны.

В составе ОАО РЖД находятся Департаменты вагонного и локомотивного хозяйства, Департамент дальних пассажирских перевозок и др. (всего 30). В составе железных дорог — филиалы ОАО РЖД, где работают службы вагонного и локомотивного хозяйств, службы по обслуживанию пассажирских перевозок и др. В составе отделений дорог — вагонные и локомотивные отделы, отделы по обслуживанию пассажиров и др., а в их составе вагонные депо: грузовые, пассажирские и рефрижераторные.

Особенность эксплуатации вагонного парка заключается в его взаимодействии со всеми техническими средствами железных дорог, а также устройствами сельскохозяйственных и промышленных предприятий. Эффективность железных дорог во многом зависит от технического уровня и состояния эксплуатационного парка вагонов и взаимодействующих с ними технических средств. Поэтому при подготовке инженера-вагонника необходимо изучение особенностей конструкций и взаимодействующих с вагонами технических средств и устройств.

Железнодорожный транспорт представляет собой сложное многоотраслевое хозяйство, в состав которого входят железные дороги и предприятия, а также административно-хозяйственные, культурно-бытовые и медицинские учреждения, научные и учебные институты, техникумы, школы.

Для выполнения перевозочного процесса железные дороги имеют технические средства, состоящие из подвижного состава и железнодорожных сооружений и устройств, в которые входят:

- железнодорожный путь с необходимым путевым развитием на раздельных пунктах для приема скрещения, обгона, расформирования, формирования и отправления поездов и выполнения других операций;

- сооружения для посадки, высадки и обслуживания пассажиров;

- устройства для хранения, погрузки и выгрузки грузов;

- устройства автоматики, телемеханики связи и вычислительной техники для обеспечения безопасности движения поездов и ускорения производственных процессов;

- сооружения для экипировки и ремонта локомотивов и вагонов;

- устройства электроснабжения, включая тяговые подстанции и Контактную сеть на электрифицированных линиях.

Управление железнодорожным транспортом

В 20 веке железнодорожный транспорт, представляя собой многоотраслевую структуру в транспортной сети страны, был выделен в самостоятельный вид.

Специфика работы железных дорог, связанная с необходимостью обеспечения регулярного движения поездов на территории огромной страны в различных климатических условиях и с четким взаимодействием всех звеньев железнодорожного конвейера свойственна особая структура управления.

Эта структура построена на принципах сочетающих единое централизованное руководство с предоставлением определенных прав и самостоятельности линейным предприятиям и организациям, размещенным на территории страны.

Производственно - территориальный принцип управления основан на разделении всей железно - дорожной сети на дороги, являющиеся хозяйствующими субъектами. В настоящее время на сети железных дорог имеются 17 железных дорог, которые в свою очередь разделены на несколько отделений, которым подчинены линейные предприятия.

Структура управления железнодорожным транспортом

Спад уровня производства в стране в 90 х годах повлек за собой значительное сокращение перевозок на федеральном железнодорожном транспорте, произошло снижение доходности железных дорог, сокращение вложений денежных средств в технические отрасли.

Правительством Российской Федерации была в 1998г. принята Концепция структурной реформы Федерального железнодорожного транспорта №448 от 15 мая 1998г.

Обязательным условием осуществлением структурной реформы железнодорожного транспорта является соблюдение следующих принципов:

- сохранение единства Российских железных дорог в новых условиях хозяйствования;

- сохранение государственного контроля за деятельностью железнодорожного транспорта;

- выведение из компетентности МПС России функций хозяйственного управления железнодорожным транспортом и сохранения за МПС только функций государственного управления;

- выведение из системы железнодорожного транспорта тех вспомогательных и обслуживающих предприятий, которые не нарушат его устойчивой работы;

- проведение государственной политики в области транспорта, исходя из требований экономики, обороноспособности и безопасности страны, потребностей населения в перемещении;

- представление интересов государства в органах управления хозяйственного субъекта, осуществляющего функции хозяйственного управления;

- нормативно - техническое регулирование деятельности в области транспорта;

- разработку, утверждение и надзор за исполнением нормативных документов по технической эксплуатации железных дорог, безопасности перевозок и экологии, обеспечению охраны объектов, сохранности перемещенных грузов и имуществ, пожарной безопасности, а также охране труда;

- разработку, утверждение и надзор за исполнением нормативных документов, устанавливающих обязательные требования к техническим средствам, используемых на транспорте, а также услугами представляемых на транспорте при перевозках грузов и пассажиров;

- разработку программ развития транспорта;

- осуществление международного сотрудничества;

- руководство мобилизационной подготовкой;

- регулирование в области перевозок для государственных нужд и социально - значимых перевозок пассажиров;

- другие функции государственного регулирования.

Постановлением Правительства РФ от 18 мая 2001г. №384 была утверждена Программа структурной реформы на железнодорожном транспорте.

Рисунок 1 Организационная структура железнодорожного транспорта к концу первого (подготовительного) этапа.

Рисунок 2 Организационная структура железнодорожного транспорта к концу второго этапа.

На третьем этапе (2006-2010гг) будет завершен переход к огранизационной структуре железнодорожного транспорта (рисунок 3)

Рисунок 3 Организационная структура железнодорожного транспорта к концу третьего этапа.

Особенность структурной реформы железнодорожного транспорта состоит в том, что она проводится одновременно с административной реформой, в ходе которой создаются три уровня федеральных органов исполнительной власти:

- министерство с правоустанавливающими функциями;

- федеральными службами с функциями надзора и контроля за исполнением законов и нормативных правовых актов;

- федеральные агентства с правоприменительными функциями.

Министерство транспорта Российской федерации В состав МтРФ входят 11 департаментов, федеральная служба и 5 федеральных агентств (схема 1)

Схема 1 Структура Министерства транспорта Российской Федерации.

Его задачей является выработка государственной политики и нормативно правовое регулирование по видам транспорта: железнодорожному, воздушному, морскому, внутреннему водному, автомобильному, городскому, в том числе метро и промышленному.

Структура управления министерства представлена на схеме 2

Схема 2 Структура управления Министерства транспорта Российской Федерации

Эта служба включает в себя 10 управлений. Она осуществляет контроль и надзор за исполнением органами государственной власти действующего законодательства, выдает лицензии на определенные виды деятельности и участвует в расследовании происшествий на транспорте ( схема 3)

В состав МтРФ входят агентства и управления ( схема 4)

Схема 4 Федеральные агентства

В состав федерального агентства входят пять управлений.

Федеральное агентство наделено полномочиями собственника в отношении федерального имущества и государственного заказчика по организации и исполнению целевых программ в сфере железнодорожного транспорта, организации перевозок опасных грузов, сертификации продуктов, работ и услуг и др.

Федеральному агентству железнодорожного транспорта подчинены территориальные органы связанные с конкретными железными дорогами.

Используемая литература: Воронков А.И.
Общий курс железных дорог. Тексты лекций:
Учебное пособие - Оренбург: Сам ГУ ПС, 2009.

Железнодорожный путь

Железнодорожный транспорт - сложное многоотраслевое хозяйство, содержащее железные дороги, производственные предприятия и другие подразделения, образующие инфраструктуру его обслуживания.


Рис.1. Общий вид железнодорожного пути

Перевозочный процесс осуществляется посредством многообразных технических средств, важнейшими из которых являются:

1.Железнодорожный путь и путевое хозяйство станций.
2.Подвижной состав.
3.Устройства для посадки и высадки пассажиров, погрузки, выгрузки и хранения грузов.
4.Устройства автоматики и вычислительной техники для управления движением поездов.
5.Устройства связи для обеспечения оперативности производственных процессов, безопасных условий труда и движения поездов.
6.Сооружения для технического осмотра, ремонта и экипировки подвижного состава (электровозов, тепловозов, вагонов, дрезин и т.д.).
7.Устройства электроснабжения.
8.Устройства водоснабжения.
9.Инфраструктура материально-технического снабжения.
Железнодорожный путь-комплекс инженерных сооружений, предназначенных для пропуска по нему поездов с установленной скоростью (рис.1). Железнодорожный путь составляют нижнее и верхнее строения.


Нижнее строение пути состоит: из земляного полотна и искусственных сооружений. Земляное полотно представляет собой специально обработанную земляную поверхность.
Рис. 2. Пример верхнего строения
пути (насыпь)

Мостовой переход

Рис.3. Мостовой переход

Искусственные сооружения это мосты (рис. 4), трубы (рис. 5), путепроводы (рис. 6), галереи (рис. 7), тоннели (рис. 8), виадуки и др.
Назначение мостов и тоннелей общеизвестно. Трубы предназначены для пропуска вод на пути железнодорожной трассы.

Галереи – для защиты железных дорог от обвалов в горных местностях. Виадуки позволяют преодолевать глубокие овраги и ущелья.
Для пересечения железных дорог с автомобильными сооружают путепроводы. Верхнее строение пути состоит из балластного слоя, шпал, рельсов, стрелочных переводов (рис. 9) и других сооружений. Рельсы соединяются со шпалами и образуют рельсовую решетку. Балластный слой выполняет роль основания для рельсовой решетки, воспринимая давление от нагрузок подвижного состава.

Мост с ездой понизу

Рис. 4. Мост с ездой понизу

Балластный слой должен удовлетворять следующим основным требованиям:
1.Обладать хорошими дренажными свойствами, то есть пропускать воду, не удерживая ее в своей толще и предотвращать от переувлажнения основную площадку железнодорожного полотна.
2. Быть прочным.
3. Иметь невысокую стоимость.

Балластный слой может выполняться из различных материалов. Для сооружения балласта используются:

  • Щебенка.
  • Гравий.
  • Гравийно-песчаная смесь.
  • Асбест.
  • Ракушечник.
  • Песок.

Два последних материала используются для сооружения балласта только на малодеятельных участках. Щебеночный балласт применяется на всех главных и скоростных магистралях. Шпалы служат для крепления рельсов, выступая в качестве их основания.

Путепровод

Рис. 6. Путепровод

Шпалы могут быть деревянными или железобетонными. За рубежом применяются также и металлические шпалы. В нашей стране в основном используют деревянные шпалы. Рельсы, соединенные со шпалами, образуют рельсовую решетку.

Частота расположения шпал по длине рельсового пути называется эпюрой шпал. В нашей стране получили распространение четыре эпюры –1440, 1600, 1840 и 2000 шпал на километр. Чем выше категория дороги, то есть чем более она скоростная или грузонапряженная, тем большее число шпал приходится на 1 км пути. Рельсы предназначены для направления движения колес подвижного состава.

Рис. 7. Противообвальная галерея

Тоннель

Стрелочный перевод

Кроме того, рельсы выполняют функцию передачи электроэнергии к электроподвижному составу (ЭПС), выступая одним из элементов электрической цепи. Две нити рельсов железнодорожного пути также используются для передачи электрических сигналов автоблокировки – системы разграничения поездов в пространстве при помощи светофоров. В нашей стране применяются рельсы следующих типов: Р-50, Р-65 и Р-75. При этом буква Р обозначает – рельс, а цифра вес метрового отрезка. Длина рельсов на главных магистралях составляет 25 м. Путь, сооруженный из отдельных рельсов, называется звеньевым путь.

Рис. 9. Стрелочный перевод

Рельсы крепятся к шпалам при помощи специальных рельсовых скреплений. Бесстыковой путь образуют рельсы, сваренные в плети длиной 800 м.


Информация Устройство железной дороги

Железная дорога является одним из самых популярных видов транспорта. Чем более велико расстояние между начальной и конечной точкой следования грузов, тем больше причин выбрать железнодорожный транспорт для их перевозки.

  • регулярность и надежность;
  • большая провозная возможность;
  • отсутствие зависимости от погоды;
  • низкая цена;
  • простота погрузки-разгрузки.

Являясь многоотраслевым хозяйством, железная дорога имеет сложное устройство с большим количеством узлов. Сооружения и устройства железных дорог включают в себя путевое хозяйство, водоотводные сооружения, устройства электроснабжения, связи, ремонта и другие.

Железнодорожный путь и путевое хозяйство

Железнодорожный путь - это инженерное сооружение, способное пропускать поезда с определенной скоростью. Оно включает в себя рельсы, шпалы, их соединения, а также земляное полотно, трубы и тоннели. Исправное состояние пути не должно зависеть от погодных условий и нагрузок. Чтобы обеспечить безопасность движения, путь регулярно и тщательно проверяют, обеспечивая своевременное выявление неполадок при помощи дефектоскопных устройств.

Путевое хозяйство — это комплекс предприятий, механизмов и машин, который обеспечивает работу железнодорожного пути и его надлежащий ремонт. Требования к путям предъявляются все более высокие, а значит, и мероприятия по содержанию путевого хозяйства должны постоянно совершенствоваться и становиться эффективнее.

Устройства водоотвода на железной дороге


Переувлажнение грунта способно испортить жд-полотно, нарушив его целостность и уменьшив сопротивление сдвигу. Чтобы защитить его от размытия подземными и поверхностными водами, проектируют специальные водоотводные устройства и сооружения на железной дороге, которые помогают исключить возможность застоя влаги.

Водоотводы могут быть поперечными и продольными и представлять собой:

  • водоотводные канавы;
  • водоотводные лотки.

Трапецевидные по форме канавы проектируются укрепленными, их легко ремонтировать и содержать. Прямоугольные, полукруглые или треугольные лотки создают в случае повышенной неустойчивости грунта и в случае большой глубины канав.

Виды водоотводных лотков:

  • каменные;
  • бетонные;
  • железобетонные.

Канавы и лотки могут быть дополнительно оснащены устройствами перепада и быстротока. Первые представляют собой ряд последовательных уступов, позволяющих добиться значительно понижения уровня воды, а вторые справляются с той же задачей благодаря большому продольному уклону. Водобойные колодцы помогают укротить поток и проектируются на конце перепадов и быстротоков. Устройство железной дороги также включает в себя системы дренажа, штольни и дренажные галереи, позволяющие избежать скапливания воды под землей - их устанавливают в особенно водонасыщенных почвах.

Отвод воды на станциях представляет собой важный элемент водоотводных железнодорожных сооружений. Здесь речь идет об обеспечении надежности не только полотна, но и всех станционных механизмов.

Электроснабжение на железной дороге


Система устройства электроснабжения железных дорог состоит из двух частей:

Первая включает в себя электростанции, трансформаторные станции и линии электропередач. Вторая — тяговые подстанции и электротяговую сеть. В основном энергия идет на обеспечение следования поездов, а также на питание станций и депо. Но к системе могут быть подключены и расположенные вблизи предприятия и населенные пункты. Чтобы обеспечить бесперебойность, железную дорогу обычно подключают к двум и более независимым источникам.

Сигнализация и связь на железной дороге


Устройство жд включает в себя системы сигнализации и связи, которые служат для обеспечения безопасности на железной дороге, а также четкой организации движения поездного состава.

Сигналы бывают двух видов:

Первые выражаются цветом и числом сигнальных показаний и могут быть переданы на более дальнее расстояние, чем вторые.

Существует несколько видов железнодорожной связи.

    1. Поездная диспетчерская обеспечивает движение поездов в соответствии с графиком, связывая поездных диспетчеров со станционными дежурными, операторами и энергодиспетчерами.
    2. Вагонораспорядительная служит для определения погрузочных возможностей станции, по ней вагонный диспетчер ведет переговоры со станциями.
    3. Магистральная связывает управления железных дорог между собой и с министерством.

На железнодорожных станциях используются следующие виды связи:

  • диспетчерская;
  • информационная;
  • стрелочная;
  • местная станционная;
  • перегонная;
  • радиосвязь.

Все устройства и сооружения железной дороги призваны выполнять одну главную задачу. Она состоит в обеспечении максимальной скорости перевозки и высокого уровня безопасности всей системы.

Почтовый адрес: 344004, Россия, г. Ростов-на-Дону, а/я 6454

Все права на оригинальные тексты и документы принадлежат и охраняются в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными нормами об авторском праве.

Читайте также: