Соляной городок в санкт петербурге история кратко

Обновлено: 08.07.2024

ХIV Всероссийская мануфактурная выставка, как оказалось, была последней Всероссийской мануфактурной выставкой, прошедшей в Петербурге.

Эти газеты не только освещают повседневную жизнь выставки, но и дают ее предысторию. Остановлюсь на ней и я.

Идея выставки была высказана в 1826 г. Началась подготовка. Министерство финансов разработало правила выставки, наметило сроки (с 9 мая по 1 июня 1829 г.). Именно потому, что все дело мануфактурных выставок в России началось благодаря графу Канкрину, только что упомянутая газета выражала свое удивление, что в здании ХIV выставки нигде нет его бюста.

Итак, выставка состоялась. Помещение ей было отведено в одном из таможенных зданий на Васильевском острове. Упомянутая уже книга Никитина раскрывает этот вопрос подробнее. Она говорит, что помещение было не отведено, а специально для выставки построено. То, что мы сейчас называем Южным пакгаузом, это три здания – сам пакгауз обращен к Биржевой площади (которой сейчас нет – ее занимает известное здание, построенное в 1897 – 1904 г. г.), к Неве обращен дом таможенных чиновников, а к Ростральной колонне – упомянутое выставочное помещение. Кстати, оба пакгауза (и Южный, и Северный) были построены в 1828 г., то есть как раз к выставке.

Вторая Всероссийская мануфактурная выставка была в 1831 г. в Москве. С тех пор Петербург и Москва чередовались, пока в 1841 г. к ним не прибавилась Варшава, где прошла VI Выставка.


Выставка, повторяю, была готова к осмотру. Газеты поместили перечень ее помещений, из которого мы видим, что значительная часть площади здания была занята помещениями, либо вовсе не имеющими отношения к выставке, либо относящимися к ней постольку поскольку. Во-первых, Императорские покои. Со стороны Фонтанки к ним вел отдельный подъезд (он располагался рядом с главным подъездом выставки). Они были устроены на случай посещения выставки Государем. И действительно, два раза он выставку посетил (о первом посещении я уже упоминал). Правда, в остальное время осматривать эти покои допускались посетители выставки. А там, конечно, было, что посмотреть. Газеты отмечают бронзовые украшения этих покоев, изготовленные на заводе Берда. При императорских покоях был садик.



Умиленное моленье
Огласило свод:
Да небес благословенье
Вышний низведет
На родное предприятье
Всех Российских стран…
И исполнит благодатью
Выставочный стан!

На входе в здание выставки публику встречали турникеты – за вход взималась плата. По этому поводу газеты отмечали, что первая выставка была бесплатной.


Но посещение Путиловского завода – это было нечто необыкновенное. Газеты уделили ему много внимания.


С современной точки зрения неясно, зачем это было сделано. Ведь к продаже эти изделия не предназначались. А выставка, как я понял, нужна была затем, чтобы рассказать возможным потребителям о возможностях производства.

Как курьез воспринимаются представленные на выставке спирт и водка из мхов и лишайников.



А действительно, если всмотреться внимательней в эту затею Чернышевского: во-первых, мастерская Веры Павловны у него начисто оторвана от остального мира – а в реальности у мастериц должны были быть старики родители, которым они должны были бы посылать деньги, у Чернышевского же этот вопрос не рассмотрен; во-вторых, мастерская Веры Павловны – как девичий монастырь. А что работница будет делать, когда она захочет выйти замуж, и жить не в коммуне, а в своей семье?

А Ю. Флоран, мастерским которого и посвящена данная статья, дает реальный заработок сотням женщин.


Что же касается остальных отделов, там действительно были представлены древности: церковная утварь из ризницы новгородского Софийского собора, фрески ХII в. из Георгиевской церкви Староладожской крепости, иконы московского и новгородского письма, кресты и другие предметы из собрания московского купца Прохорова (владельца знаменитой Трехгорной мануфактуры), экспонаты новгородского музея (первого земского музея России). Вместе с тем, были вещи из казенных музеев, в частности, из Артиллерийского и из Царскосельского Арсенала. Так, из Царскосельского Арсенала были сабля Бориса Годунова, гетманская булава Мазепы, другое старинное оружие. 6 июля “Листок” отметил, что Музей русских древностей обогатился коллекцией из Ревельского музея, которую прислал эстляндский губернатор.

1 июля (в день, когда должны были быть объявлены награды) газета напомнила читателям, что этот день – день св. бессребреников Космы и Дамиана. С их именами, напоминала газета, в далеком прошлом связывалась высокая идея пренебрежения к презренному металлу. Газета советовала участникам выставки вспомнить этих святых, и тогда – что медали и гербы? Выставки, дескать, нужны не для получения наград, а для того, чтобы поучиться друг у друга.



Выставка закрылась 1 августа. О ее закрытии, пожалуй, трудно сказать лучше, чем сказал 4 августа “Листок”. И я позволю себе привести длинную цитату:


Вот то, что я собирался рассказать о ХIV Всероссийской мануфактурной выставке. Конечно, эта выставка была серьезным событием в экономической жизни России, и потому достойна серьезного взгляда экономиста. А у меня этого ни в малой степени нет. Но ведь для большинства посетителей выставки она была событием скорее светской жизни. Вот и я взглянул на выставку с этой точки зрения, предложил читателю просто прогуляться по Соляному городку летом 1870 г. Конечно, большей части выставки нам с Вами, дорогой читатель, увидеть не удалось. И все же, я надеюсь, общее впечатление получилось.

Читайте также: