Солист хора это кратко

Обновлено: 04.07.2024

П.Г. Чесноков определил условия образования элементов хоровой звучности, по приобретению и усовершенствованию которых коллектив поющих будет по спра­ведливости называться хором:

1. Каждый поющий в хоре должен чутко вслушиваться в свою партию, чтобы силой своего голоса уравновешиваться в ней и тембром своего звука сливаться с ней. Точное исполнение этого пра­вила дает частный ансамбль.

2. Каждая партия, слившись и уравновесившись в себе, должна чутко вслушиваться во все остальные партии хора, чтобы силой своего звука уравновешиваться в общей хоровой звучности. Навык исполнения это­го правила даст общий ансамбль.

3. Каждый поющий в хоре, вырабатывая ансамбль партии, должен вслушиваться в нее, чтобы высотою своего звука сливаться с нею в точный унисон. Исполнение этого правила даст партии частный строй.

4. Каждая партия, объединившись в частном и общем ансамбле и усовершенствовав свой частный строй, должна вслушиваться во все остальные партии и, воспринимая хоровой аккорд в его целом, строить высоту своего звука совершенно правильно и точно по отношению к высоте звука других партий хора. Точность выполнения этого правила даст общехоровой строй,

5. Каждый поющий в хоре должен устанавливать непрерывное общение с дирижером, видеть и понимать его указания, точно исполнять их.

Таким образом, уравновешенность в силе и слитность в окраске есть основа частного ансамбля, а стремление уравновесить в силе звука целой партии с дру­гими партиями создает равномерное, уравновешенное звучание всех хоровых пар­тий. В результате этого достигается общий ансамбль хора, обуславливая цельность и слитность всех партий.

Техническую основу ансамбля составляет умение певцов исполнять одновременно и слитно. Хороший ансамбль в хоре может быть создан лишь в том случае, если хор правильно укомплектован. К факторам влияющим на ансамбль относятся:

- большая диспропорция в количественном составе певцов в партиях;

- неравноценность партий по качеству звучания, силе, тембру;

- наличие в хоре лиц, не обладающих достаточными музыкальными данными;

- наличие в хоре певцов, имеющих серьёзные певческие и речевые дефекты.

Желательно, чтобы в хоре были певцы с хорошими сольными голосами, ибо их тембр влияет на качество звучания партии в целом, на тембр партии. Однако совершенно необходимо, чтобы все голоса партии были сходны по тембру и могли образовать слитное унисонное звучание.

При размещении певцов внутри партии следует стремиться к тому, чтобы образовался постепенный переход от более лёгких голосов к более тяжёлым, чтобы рядом находились исполнители, обладающие родственными по силе и тембру голосами.




Главное качество, которым должны обладать все певцы хора - это музыкальность. От музыкальности певцов, более чем от их вокальных данных, зависит слаженность ансамбля. Как бы ни был хорош голос, но если певец не обладает необходимой музыкально­стью, его участие в хоре невозможно.

Детализируя разновидности хорового ансамбля А.А. Егоров выделял четыре основные формы его образования:

1. Частный ансамбль- ансамбль хоровой группы - имеет своей задачей выработку слитной, неколеблющейся звуковой линии (без вибрато);

2. Половинный ансамбль- ансамбль однородных хоровых групп;

3. Неполный ансамбль- ансамбль получаемый соединением разнородных хоро­вых групп (например, С+А+Т; А+Т+Б);

4. Полный или общий ансамбль- сложная и наиболее законченная форма кол­лективного хорового исполнения. В нем должно быть достигнуто полное звуковое и динамическое равновесие.

Выполнение перечисленных разновидностей ансамбля возлагается на дири­жера хора, от талантливости и умения которого зависит использование правильных педагогических приемов и форм работы. Необходимо уделять внимание количественному и качественному равновесию отдельных партий и групп, и их звуковому соотноше­нию. Если какая-либо из партий или групп будет в недостаточной степени уком­плектована нужным количеством голосов или качественное состояние этих голосов будет находиться не на должной высоте, то достигнуть нужного ансамбля весьма трудно.

К.К. Пигров считал отличительными признаками ансамбля высокого мастерства точную интонационность и слитность голосов по силе и тембру, в результате чего будет создан полноценный унисон партии. Из унисонных хоровых партий получится уравнове­шенное хоровое гармоническое созвучие. Первичным элементом хорового ансамб­ля является ансамблевый звук, который может быть двух родов: унисонный и гар­монический. (В характеристике К. Пигрова унисонного и гармонического ансамб­левого звука прослеживается уточнение более употребительных понятий частного и общего ансамблей).

Для унисонного ансамбля благоприятны приблизительно один тембр пев­цов, одинаковая сила голоса, удобная тесситура, правильно взятая гласная, единая нюансировка, единая вокальная культура певцов.

Гармонический ансамбль - пение аккорда несколькими певцами или же пар­тиями предполагает уравновешенность и слияние всех тонов аккорда в одно мягкое, органоподобное звучание, может до некоторой степени регулироваться соблюде­нием некоторых условий, а именно: количественное и качественное равновесием групп хора, удобным расположением аккорда. Влияние на гармонический ансамбль оказывают также мелодическое положение аккорда, его вид, тесситура, нюансиров­ка, темп, квалификация певцов хора, их природные музыкальные данные.

Ансамбль хора есть явление более крупное, нежели просто тембровое и дина­мическое равновесие в звучности отдельных голосов партии и партий в хоре. Ан­самбль не может быть без строя в партии и между партиями. Ритм, дикция - орфо­эпия и агогика являются элементами, составляющими ансамбль, и при плохом со­стоянии этих элементов в пении хора ансамбля также не будет. В технологическом значении ансамбль хора есть синтез следующих элементов:

Тембр - характер звука:

Ритм - соотношение в длительности звуков;

Агогика - единство движения;

Дикция – орфоэпия - единство произношения.

Из выше изложенного сделаем вывод, что ансамбль хора является совокупно­стью таких частных ансамблей, как ансамбль интонационный, строя, тембровый, динамический, метроритмический, агогический, дикционно - орфоэпический, тесситурный, фактур изложения.

С нарушением одного из частных ансамблей разрушается ансамбль хоровой звучно­сти в целом.

В практическом хоровом исполнительстве ансамблевые разновидности неот­делимы друг от друга. Скажем, работать с хором только над интонационными осо­бенностями произведения не учитывая, к примеру, темпо-ритмических свойств или динамики этого произведения или выверять динамический ансамбль и не обращать внимания на вокально-тембровую сторону звучания просто невозможно.

Виды ансамбля не только между собой взаимосвязаны, они подчинены главной идее, логике и драматургии музыкального произведения. Об этом надо помнить как в репетиционном процессе работы с хором, так и в концертно-исполнительском.

П.Г. Чесноков определил условия образования элементов хоровой звучности, по приобретению и усовершенствованию которых коллектив поющих будет по спра­ведливости называться хором:

1. Каждый поющий в хоре должен чутко вслушиваться в свою партию, чтобы силой своего голоса уравновешиваться в ней и тембром своего звука сливаться с ней. Точное исполнение этого пра­вила дает частный ансамбль.

2. Каждая партия, слившись и уравновесившись в себе, должна чутко вслушиваться во все остальные партии хора, чтобы силой своего звука уравновешиваться в общей хоровой звучности. Навык исполнения это­го правила даст общий ансамбль.

3. Каждый поющий в хоре, вырабатывая ансамбль партии, должен вслушиваться в нее, чтобы высотою своего звука сливаться с нею в точный унисон. Исполнение этого правила даст партии частный строй.

4. Каждая партия, объединившись в частном и общем ансамбле и усовершенствовав свой частный строй, должна вслушиваться во все остальные партии и, воспринимая хоровой аккорд в его целом, строить высоту своего звука совершенно правильно и точно по отношению к высоте звука других партий хора. Точность выполнения этого правила даст общехоровой строй,

5. Каждый поющий в хоре должен устанавливать непрерывное общение с дирижером, видеть и понимать его указания, точно исполнять их.

Таким образом, уравновешенность в силе и слитность в окраске есть основа частного ансамбля, а стремление уравновесить в силе звука целой партии с дру­гими партиями создает равномерное, уравновешенное звучание всех хоровых пар­тий. В результате этого достигается общий ансамбль хора, обуславливая цельность и слитность всех партий.

Техническую основу ансамбля составляет умение певцов исполнять одновременно и слитно. Хороший ансамбль в хоре может быть создан лишь в том случае, если хор правильно укомплектован. К факторам влияющим на ансамбль относятся:

- большая диспропорция в количественном составе певцов в партиях;

- неравноценность партий по качеству звучания, силе, тембру;

- наличие в хоре лиц, не обладающих достаточными музыкальными данными;

- наличие в хоре певцов, имеющих серьёзные певческие и речевые дефекты.

Желательно, чтобы в хоре были певцы с хорошими сольными голосами, ибо их тембр влияет на качество звучания партии в целом, на тембр партии. Однако совершенно необходимо, чтобы все голоса партии были сходны по тембру и могли образовать слитное унисонное звучание.

При размещении певцов внутри партии следует стремиться к тому, чтобы образовался постепенный переход от более лёгких голосов к более тяжёлым, чтобы рядом находились исполнители, обладающие родственными по силе и тембру голосами.

Главное качество, которым должны обладать все певцы хора - это музыкальность. От музыкальности певцов, более чем от их вокальных данных, зависит слаженность ансамбля. Как бы ни был хорош голос, но если певец не обладает необходимой музыкально­стью, его участие в хоре невозможно.

Детализируя разновидности хорового ансамбля А.А. Егоров выделял четыре основные формы его образования:

1. Частный ансамбль- ансамбль хоровой группы - имеет своей задачей выработку слитной, неколеблющейся звуковой линии (без вибрато);

2. Половинный ансамбль- ансамбль однородных хоровых групп;

3. Неполный ансамбль- ансамбль получаемый соединением разнородных хоро­вых групп (например, С+А+Т; А+Т+Б);

4. Полный или общий ансамбль- сложная и наиболее законченная форма кол­лективного хорового исполнения. В нем должно быть достигнуто полное звуковое и динамическое равновесие.

Выполнение перечисленных разновидностей ансамбля возлагается на дири­жера хора, от талантливости и умения которого зависит использование правильных педагогических приемов и форм работы. Необходимо уделять внимание количественному и качественному равновесию отдельных партий и групп, и их звуковому соотноше­нию. Если какая-либо из партий или групп будет в недостаточной степени уком­плектована нужным количеством голосов или качественное состояние этих голосов будет находиться не на должной высоте, то достигнуть нужного ансамбля весьма трудно.

К.К. Пигров считал отличительными признаками ансамбля высокого мастерства точную интонационность и слитность голосов по силе и тембру, в результате чего будет создан полноценный унисон партии. Из унисонных хоровых партий получится уравнове­шенное хоровое гармоническое созвучие. Первичным элементом хорового ансамб­ля является ансамблевый звук, который может быть двух родов: унисонный и гар­монический. (В характеристике К. Пигрова унисонного и гармонического ансамб­левого звука прослеживается уточнение более употребительных понятий частного и общего ансамблей).

Для унисонного ансамбля благоприятны приблизительно один тембр пев­цов, одинаковая сила голоса, удобная тесситура, правильно взятая гласная, единая нюансировка, единая вокальная культура певцов.

Гармонический ансамбль - пение аккорда несколькими певцами или же пар­тиями предполагает уравновешенность и слияние всех тонов аккорда в одно мягкое, органоподобное звучание, может до некоторой степени регулироваться соблюде­нием некоторых условий, а именно: количественное и качественное равновесием групп хора, удобным расположением аккорда. Влияние на гармонический ансамбль оказывают также мелодическое положение аккорда, его вид, тесситура, нюансиров­ка, темп, квалификация певцов хора, их природные музыкальные данные.

Ансамбль хора есть явление более крупное, нежели просто тембровое и дина­мическое равновесие в звучности отдельных голосов партии и партий в хоре. Ан­самбль не может быть без строя в партии и между партиями. Ритм, дикция - орфо­эпия и агогика являются элементами, составляющими ансамбль, и при плохом со­стоянии этих элементов в пении хора ансамбля также не будет. В технологическом значении ансамбль хора есть синтез следующих элементов:

Тембр - характер звука:

Ритм - соотношение в длительности звуков;

Агогика - единство движения;

Дикция – орфоэпия - единство произношения.

Из выше изложенного сделаем вывод, что ансамбль хора является совокупно­стью таких частных ансамблей, как ансамбль интонационный, строя, тембровый, динамический, метроритмический, агогический, дикционно - орфоэпический, тесситурный, фактур изложения.

С нарушением одного из частных ансамблей разрушается ансамбль хоровой звучно­сти в целом.

В практическом хоровом исполнительстве ансамблевые разновидности неот­делимы друг от друга. Скажем, работать с хором только над интонационными осо­бенностями произведения не учитывая, к примеру, темпо-ритмических свойств или динамики этого произведения или выверять динамический ансамбль и не обращать внимания на вокально-тембровую сторону звучания просто невозможно.

Виды ансамбля не только между собой взаимосвязаны, они подчинены главной идее, логике и драматургии музыкального произведения. Об этом надо помнить как в репетиционном процессе работы с хором, так и в концертно-исполнительском.

солист — СОЛИСТ, а, м Человек, танцующий, поющий или играющий на музыкальном инструменте один, исполняющий произведение, предназначенное для одного певца или инструмента. // ж солистка, и,мн род. ток, дат. ткам. Учась в четвертом классе, Дина уже была… … Толковый словарь русских существительных

Солисты Большого детского хора п/у Виктора Попова — В этой статье описываются наиболее известные солисты Большого детского хора Всесоюзного радио и Центрального телевидения. Солисты перечислены по алфавиту фамилий. Для каждого приведён список песен, по которым они узнаваемы. Содержание 1 Дима… … Википедия

Солисты Большого детского хора под управлением Виктора Попова — Эта страница информационный список. В этой статье описываются наиболее известные солисты Большого детского хора Всесоюзного радио и Центрального телевидения. Солисты перечислены по алфавиту фамилий. Для каждого приведён список песен, по которым… … Википедия

Список заслуженных артистов Российской Федерации 1995 — Список заслуженных артистов Российской Федерации за 1995 год Содержание 1 Указ № 78 от 27.01.1995 2 Указ № 215 от 27.02.1995 3 Указ № 284 от 17.03.1995 … Википедия

Список заслуженных артистов Российской Федерации 1996 — Список заслуженных артистов Российской Федерации за 1996 год Указ № 116 от 29 января 1996 года Олег Борисович Барсов, музыкальный педагог[1] Владимир Николаевич Белюсенко, музыкальный педагог[1] Любовь Борисовна Борщева доцент… … Википедия

Хор Турецкого — Арт группа Хор Турецкого … Википедия

Учитель пения — Жанр Комедия мелодрама Музыкальный фильм Режиссёр Наум Бирман Автор сценария Эмиль Брагинский … Википедия

Хор(с др. – толпа) – это певческий коллектив, состоящий из хоровых партий, в которых объединяются голоса, родственные по тембру и диапазону.
Каждая партия представляет собой унисон. Деление внутри партии на два или более голосов называется divisi.

Минимальный состав смешанного хора (по Чеснокову) – 12 человек, по 3 на партию: тогда можно пользоваться цепным дыханием. При таком количестве легче добиться унисонного строя партии, чем меньшем.

Хором руководит дирижер или хормейстер. Руководителя церковного хора называют регентом.

Хор может петь в сопровождении или без него (a capella). Как правило, на репетициях хора, в процессе разучивания произведения написанного для хора с оркестром, оркестр временно заменяется фортепиано. Также, фортепиано используется как вспомогательный инструмент при разучивании хоровых произведений a capella.

Пение в хоре – это самый массовый и доступный вид совместного музицирования.

Тип хора

Тип хора – это характеристика состава исполнительского коллектива по группам певческих голосов.

Певческие голоса делятся на 3 группы:
1) мужские
2) женские
3) детские

Хор, состоящий из голосов одной группы называется однородным
Хор, состоящий из мужских и женских голосов называется смешанным

В настоящее время в хоровой практике укрепилась классификация хоров, которая делится на 4 типа:
1) мужские
2) женские
3) детские
4) смешанные

Объединение женских и детских голосов в один тип неправомерно, т.к. каждая из этих типов имеет свой специфический репертуар.

Смешанный хор

Смешанный хор позволяет применять разнообразные
приёмы изложения. Чаще всего применяется тесное расположение голосов. Голоса смешанного хора могут охватывать почти весь диапазон, создавая объёмное звучание. Смешанному хору можно поручать многоголосные гармонические и полифонические произведения.

Такой хор может включать в себя певческие голоса всех групп:
1) мужские
2) женские
3) детские

Он обладает очень большой динамической силой звука, а также богаты технические возможности смешанного хора. Самые большие возможности даёт исполнение широких распевных произведений, т.к. в профессиональные хоры женщины долгое время не допускались, для дисконтовых партий в хор вводились мальчики

Мужской хор

При наличие в хоре хороших октавистов, им часто поручают дополнительные, не обозначенные в партитуре удвоения басового звука в контроктаве.

Наиболее характерно для мужского хора тесное расположение голосов, как и для смешанного.
Не редко применятся и широкое расположение аккордов, охватывающее значительную часть.

Мужские хора разнообразны по своему исполнительскому профилю. Существуют академические мужские капеллы (a capella), народные мужские хоры, ансамбли песни и пляски и т.д.

Из русских композиторов XIX века для мужских хоров писали Чайковский, Римский-Корсаков, Танеев, Рубенштейн, Аренский.
Особенно широко такие хоры используются в операх.

Женский хор

В женском хоре используется тесное и широкое расположение голосов. Широкое расположение голосов встречается довольно редко.
В полифонических произведениях нередко возникает перекрещивание голосов. Встречается шести, семи, восьми–голосные произведения для женского хора. Встречается много оригинальных сочинений и обработок народных песен.

Для женского хора создали русские и народные композиторы такие как Кюи, Лядов, Чесноков, Мендельсон, Абд, Раве и многие другие..

Детские хора

Все детские хоры по возрастному признаку можно разделить на:
1. Младшего школьного возраста 1-3 класс
2. Среднего школьного возраста 4-6 класс
3. Старшего школьного возраста 9-11 класс

Хор, состоящий из детей 7-10 лет, характеризуется лёгким и фальцетным. Голоса ещё не имеют ярко выраженного индивидуального тембра.
Нет существенного различия голосов мальчиков и девочек.

Хоры младших школьников (1-3 класс) совершенствуются в одноголосном и двухголосном пении.
Хор, состоящий из детей среднего школьного (4-6 класс) возраста характеризуются большой насыщенностью и динамичностью звука.
У мальчиков в этом возрасте появляется грудное звучание, а у девочек ближе к 6 классу появляется тембр женского голоса.

Состав хора по количеству в нём исполнителей

По количеству певцов, составляющих хор, различают большие, средние и малые хоры. Наименьшим составом хоровой партии принято считать 3-4 партии. Это объясняется цепным дыханием.

Минимальный состав смешанного хора 12-16 человек.
Меньший коллектив – ансамбль.

Максимальный состав смешанного хора 120-130 человек.

Вид хора

Вид хора – это характеристика исполнительского коллектива или произведения по количеству самостоятельных партий.

По количеству самостоятельных хоровых партий хоры бывают:
1. Одноголосные
2. Двухголосные
3. Трёхголосные

Образцы одноголосных хоров весьма многочисленны, унисонное пение является сложнейшей формой одноголосного хорового исполнительства.
В хоровой литературе образцы унисонного изложения партитуры довольно многочисленны.
Для смешанного хора встречаются значительно реже. Возможности всех голосов смешанного хора в унисон ограничены, т.к. в диапазоне сопрано и басов всего лишь несколько общих звуков. Чаще всего в хоровой партитуре встречается октавно-унисонное изложение партитуры смешного хора.
Унисон даёт возможность получить наибольшую силу звучности и принимать её в момент кульминации произведения. Также, к унисону нередко прибегают в окончаниях произведений, когда требуется постепенное замирание звучности ( - это одна из особенностей русской народной песни).

Двухголосное, трёхголосное изложение является классической формой фактуры в смешанном хоре. Пятиголосное, восьмиголосное изложение встречается в основном в хоровых сочинениях крупной формы, а также в полифонических произведениях.

Произведения, рассчитанные на исполнение двумя, тремя и более самостоятельными группами называется двуххорными, трёххорными и т.д.
Древнейшей формой двуххорной композиции является антифон.

Антифон (греч. – звучащий в ответ) – песнопение, исполняемое поочередно двумя хорами.
Широко применялось в античных театрах.

Двуххорные произведения имеются у Баха, Танеева, Рубенштейна, Прокофьева, Шостаковича, Шабалина.

Хоры могут иметь разный статус:
1. Профессиональные хоры
Могут быть как независимыми, так и поддерживаться государством. Ведут регулярную концертную деятельность. Состоят из профессиональных певцов.

2. Любительские хоры
Объединяют людей, для которых пение в хоре – это хобби. Могут существовать при дворцах культуры, при организациях и учреждениях, при немузыкальных заведениях. Например: хор студентов, хор сотрудников, хор ветеранов.

3. Церковные хоры
Участвуют в церковных службах.

4. Учебные хоры
Существуют в учебных заведениях (музыкальных, музыкально-педагогических, училищах, колледжах, консерваториях, музыкальных академиях, институтах искусства и культуры), готовящих профессиональные кадры в области хорового искусства и музыкального воспитания.
5. Оперные хоры

Группы красителей для волос: В индустрии красоты колористами все красители для волос принято разделять на четыре группы.

Основные этапы развития астрономии. Гипотеза Лапласа: С точки зрения гипотезы Лапласа, это совершенно непонятно.

Роль химии в жизни человека: Химия как компонент культуры наполняет содержанием ряд фундаментальных представлений о.

Основной целью хороведения является подготовка дирижеров к практической работе с хором. Содержание хороведения как учебного предмета составляют:

  1. Методические принципы организации хорового коллектива.
  2. Классификация певческих голосов.
  3. Методика работы дирижера над партитурой.
  4. Методика работы с хором.

Изначально хоровое исполнительство было любительским и лишь благодаря особым историческим условиям обрело формы профессионального искусства. Таким образом, существуют два вида хоровой деятельности – профессиональный и любительский.

Хоровая деятельность профессионального коллектива осуществляется на постоянной основе (ежедневно), с привлечением специально обученных певцов. В деятельности профессиональных хоровых коллективов на особом месте стоят задачи музыкального просвещения и исполнительства. В конце XX века в России успешно функционировали многие профессиональные хоровые коллективы: Государственный академический хор имени А.В.Свешникова (рук. И.И. Раевский), Государственная академическая капелла России имени А.А.Юрлова (рук. С.Д. Гусев), Государственная академическая певческая капелла С.-Петербурга (рук. В.А. Чернушенко), Государственная академическая симфоническая капелла России (рук. В.К. Полянский) и др.

Любительские хоры состоят из певцов-непрофессионалов. Вся история хоровой культуры основана на деятельности таких самодеятельных хоров. Обычно качественный уровень этих хоров несколько ниже, чем хоров профессиональных.

В хоровом исполнительстве принято различать два основных направления – академическое и народное. Существует несколько форм хорового исполнительства: камерный хор, ансамбль песни и пляски, хоровая студия, учебный хор, самодеятельный хор.

Тип хора определяется по составляющим группам певческих голосов. Певческие голоса делятся на три группы – женские, мужские и детские. Хор, состоящий из голосов одной группы, называется однородным. Хор, объединяющий голоса разных групп, называется смешанным. Таким образом, в исполнительской практике распространены четыре типа хоров: женские, мужские, детские, смешанные.

В нотной записи хоровые партии объединяются общей скобкой – прямой акколадой. Акколада и количество строк в нотной системе определяют вид хора. Таким образом, под термином вид хора подразумевается характеристика коллектива или произведения по количеству самостоятельных хоровых партий. Существуют произведения для хора самых разных составов – одноголосные, двухголосные, трехголосные и более.

Иногда хор может быть разделен на две или три части, каждая из которых исполняет относительно самостоятельную партию. Такие хоры называются соответственно двойные и тройные (И.С. Бах, Г.Ф. Гендель, Д.С. Бортнянский). Чаще всего такие хоры встречаются в операх.

По количеству певцов, составляющих хор, различают малые (камерные), средние и большие хоры. Количественный состав хора в значительной степени ориентирован репертуаром. При определенных условиях могут быть созданы массовые хоры в несколько сотен и даже тысяч человек. Как правило, такие огромные хоровые массивы образуются для разового выступления по случаю какого-либо праздника или события.

Певческие голоса различаются, прежде всего, по тембру звучания и высоте исполнения звуков. Условно они делятся на высокие, средние и низкие.

Каждый певческий голос делится на лирический, драматический, лирико-драматический (драматическое сопрано, лирический бас, лирико-драматический тенор и др.).

Основной и минимальной в количественном отношении структурной единицей хора является хоровая партия. Хоровая партия представляет собой согласованный ансамбль певцов, голоса которых в своих общих параметрах относительно одинаковы по диапазону и тембру. Минимальное количество певцов в хоровой партии – 3 человека. Это связано с применением цепного дыхания: когда один из певцов берет дыхание – поют двое (два певца об-разуют ансамбль, один выступает как солист).

Каждая хоровая партия имеет определенный диапазон или звуковой объем. Различают общий диапазон и рабочий диапазон. В рабочий диапазон, составляющий часть общего, входят звуки, наиболее удобные для голосов данной хоровой партии и поэтому наиболее употребительные.

Группа детских голосов (дисканты, альты)

Дискант нотируется в скрипичном ключе. Общий диапазон – до первой – соль(ля) второй октавы. Рабочий диапазон – фа первой – фа второй октавы. Альт нотируется в скрипичном ключе. Общий диапазон: соль(ля) малой – фа второй октавы. Рабочий диапазон: до первой – до второй октавы.

Группа женских голосов (сопрано, альты)

Сопрано нотируется в скрипичном ключе. Общий диапазон: ля малой (до) первой – до третьей октавы. Рабочий диапазон: фа (соль) первой – фа (соль) второй октавы. Альт нотируется в скрипичном ключе. Общий диапазон: фа(соль) малой – фа(соль) второй октавы. Рабочий диапазон: до первой – до второй октавы.

Группа мужских голосов (тенора, басы)

Тенор нотируется в скрипичном ключе октавой выше фактического звучания в четырёхстрочной хоровой партитуре. Тенор нотируется в басовом ключе в соответствии с реальным звучанием в двухстрочной хоровой партитуре.

Общий диапазон тенора ля (си-бемоль) большой октавы – си первой октавы (до второй октавы). Рабочий диапазон: фа малой октавы – фа (соль) первой октавы.

Бас нотируется в басовом ключе.

Общий диапазон: ля (ля-бемоль) контроктавы – ми (фа) первой октавы. Рабочий диапазон: соль (ля) большой октавы – до (ре) первой октавы.

Тесситурой называется часть звукоряда общего диапазона хоровой партии, наиболее использованная в данном произведении или на отдельном его отрезке. При пении в рабочем диапазоне достижение ансамбля не является сложным. Пение в регистрах, выходящих за пределы рабочего диапазона, даётся более трудно. Ансамбль достигается легче, если все хоровые партии поставлены примерно в одинаковые тесситурные условия. Со стороны использования тесситурных условий ансамбль хора может иметь два вида.

  1. Ансамбль, при котором все хоровые голоса находятся в равных тесситурных условиях, называется естественным.
  2. Ансамбль, при котором хоровые голоса находятся в разных тесситурных условиях, называется искусственным.

Ансамбль хора – это понятие более объемное, нежели просто тембровое и динамическое равновесие в звучности отдельных голосов в партии и партий в хоре. Ансамбль хора является совокупностью частных ансамблей:

  • ансамбль интонационный;
  • ансамбль строя;
  • ансамбль тембровый;
  • ансамбль динамический;
  • ансамбль метро-ритмический;
  • ансамбль агогический;
  • ансамбль дикционно-орфоэпический;
  • ансамбль тесситурный;
  • ансамбль фактур изложения.

С нарушением одного их частных ансамблей разрушается ансамбль хоровой звучности в целом.

В заключение необходимо отметить, что вся эта технологическая сторона ансамбля есть лишь его внешнее проявление, и без передачи художественной, внутренней стороны исполнение произведения будет просто формальным. В творческо-исполнительском процессе важно раскрыть внутреннюю сущность произведения, найти и передать заложенные в нём музыкально-звуковые образы. Исполнение произведения – это творческая интерпретация замысла композитора.

Строй хора – это чистота интонирования в пении. Строй хора делится на строй мелодический – горизонтальный, то есть строй хоровой партии, и строй гармонический – вертикальный, т.е. общехоровой.

При пении a cappella, которое является высшей формой хорового исполнительства, выработался ряд практических указаний на способы интонирования отдельных интервалов, а также звукорядов мажора и минора.

  1. Чистые интервалы интонируются устойчиво.
  2. Большие интервалы интонируются по способу одностороннего расширения.
  3. Малые интервалы интонируются по способу одностороннего сжатия.
  4. Увеличенные интервалы интонируются очень широко.
  5. Уменьшенные интервалы интонируются очень тесно.

Чистота интонирования в пении зависит еще от целого ряда причин, в ряду которых:

  1. Метроритмическая структура и степень ее сложности. Чем сложнее ритмическое движение, тем сложнее интонирование.
  2. Голосоведение. Чем плавнее голосоведение, тем легче интонировать.
  3. Темп. Спокойный темп удобнее, нежели быстрый.
  4. Гармоническая структура изложения. Чем проще гармонический язык, тем легче интонировать.
  5. Тесситурные условия.

На степень трудности хорового строя может влиять дикция, дыхание (короткое или длинное, быстрота перемены дыхания), вид хорового ансамбля (естественный или искусственный), даже выбор тональности.

Для пения в хоре нужен не только голос и слух. Певец должен владеть так называемой вокальной исполнительской техникой, то есть вокальной культурой. Под вокальной культурой следует понимать следующее: умение свободно распоряжаться своими голосовыми данными, умение прикрывать звук, иметь хорошую дикцию, а главное – быть музыкально грамотным, то есть уметь свободно и чисто петь интервалы, иметь развитое гармоническое чувство, неразрывно связанное с чувством ансамбля, обладать чувством ритма, уметь слышать музыку всего исполняемого произведения.

Диапазон профессионального голоса приблизительно равен двум октавам. Певец, хорошо владеющий своим голосом, поет ровно во всем диапазоне. Женский голос имеет три регистра: нижний (грудной), средний (медиум) и верхний (головной). Мужской голос имеет два регистра: грудной и головной (фальцет). При переходе из одного регистра в другой есть так называемые переходные ноты, особенно трудные для исполнения.

Важнейшее значение в пении имеет дыхание. Певческое дыхание регулируется сознанием поющего. Существуют различные типы дыхания: ключичное, грудное, брюшное и смешанное. Основными типами певческого дыхания является грудное и грудобрюшное. Основным требованием получения добротного певческого звука является равномерный выдох воздуха и экономное расходование его.

Существенным элементом исполнительской техники певца является чистота интонации, которую регулирует и контролирует слух. Развитие и воспитание слуха – одна из существенных предпосылок в достижении вокально-ансамблевой техники. Слух бывает внешний и внутренний. Внешний слух – это способность различать и воспроизводить голосом слышимые тоны. Внутренний слух заключается в способности слышать всю музыкальную ткань данного произведения. Хорошо развитый внутренний слух обеспечивает беглость чтения нот. А это – показатель грамотности певца.

Может вызвать определенную трудность достижение метроритмического ансамбля в хоре. Неверно взятый темп отрицательно отражается на всех элементах исполнения. Иногда певцы хора недостаточно внимательно относятся к необходимости выдерживания единого темпа от начала до конца произведения. Это проявляется в тенденции связывать crescеndo c accelerando, diminuendo c rallentando.

При произнесении гласных воздух свободно проходит через полость рта. При пении гласных на длительных звуках нужно следить, чтобы форма построения рта не менялась на протяжении звучания и один гласный не переходил в какой-нибудь другой. Единообразие в произношении гласных у певцов хора – первое и важнейшее условие достижения звукового ансамбля.

Нужно обратить внимание на соотношение музыкальных и поэтических фраз. В хоровых произведениях встречаются случаи, когда поэтическая фраза может состоять из нескольких музыкальных, то есть разделена паузами, или две поэтические фразы соединены в одну музыкальную.

Хор, как певческий коллектив, имеет свою специфику организации труда певцов. Правильная организация учебно-воспитательного процесса обеспечивается рядом условий: соответствующим помещением, определенным расписанием занятий (дни, часы), правильным размещением певцов во время репетиций и концертов. Необходимо с первых занятий наладить посещаемость, определить порядок пользования нотным материалом и установить способы его хранения, следует оказывать помощь в овладении репертуаром новым членам коллектива, решить вопрос о внешнем виде и форме одежды певцов хора при проведении концертов.

При зачислении в коллектив каждый кандидат должен пройти прослушивание для того, чтобы определить качество голоса и, соответственно, принадлежность к той или иной хоровой партии.

Для успешной работы хора немаловажное значение имеет определенная расстановка исполнителей определенных партий во время репетиций и концертов, привычная как для руководителя, так и для певцов. Существуют различные способы расстановки. Целесообразнее расположить хор в виде полукруга, так как при этом достигается наиболее концентрированное звучание:

Справа от дирижера размещаются альты и басы, слева – сопрано и тенора. (Справа – низкие голоса, слева – высокие). Каждый последующий ряд певцов должен стоять выше впереди стоящего или в шахматном порядке. В противном случае певцы второго ряда будут петь в затылки впереди стоящих, что ухудшает звучание. У каждого певца должна быть своя папка с партиями. На каждое занятие певец хора обязан приносить все партии. Перед концертом дирижер заранее объявляет какие произведения и в каком порядке будут исполняться.

Читайте также: