Сократ о человеке кратко

Обновлено: 05.07.2024

Это лишь краткий ответ на экзаменационный вопрос по философии.

Человек и сознание - вот тема, которая входит в греческую философию вместе с софистами. Эти философы углубляют критическое отношение ко всему, что для человека оказывается непосредственно данным, предметом подражания или веры. Отныне право на существование получало только такое содержание сознания, которое было допущено самим этим сознанием, то есть обосновано, доказано им. Тем самым индивид становился судьей над всем, что раньше индивидуального суда не допускало. Софистов справедливо называют представителями греческого Просвещения: они не столько углубляли философские учения прошлого, сколько популяризировали знание, распространяя в широких кругах своих многочисленных учеников то, что уже было приобретено к тому времени философией и наукой. Исходный принцип, сформулированный Протагором, таков: "Человек есть мера всех вещей: существующих, что они существуют, и несуществующих, что они не существуют". То, что доставляет человеку удовольствие, хорошо, а то, что причиняет страдания, плохо. Критерием оценки хорошего и дурного становятся здесь чувственные склонности индивида.

Аналогично и в теории познания софисты ориентируются на индивида, объявляя его - со всеми его особенностями - субъектом познания. Все, что мы знаем о предметах, рассуждают они, мы получаем через органы чувств; все же чувственные восприятия субъективны: то, что здоровому человеку кажется сладким, больному покажется горьким. Значит, всякое человеческое знание только относительно. Объективное, истинное познание, с точки зрения софистов, недостижимо.

Основной философский интерес Сократа сосредоточивается на вопросе о том, что такое человек, что такое человеческое сознание. "Познай самого себя" - любимое изречение Сократа. Задача Сократа - обнаружить не только субъективное, но и объективное содержание сознания и доказать, что именно последнее должно быть судьей над первым. Но это знание человек может обрести только собственными усилиями, а не получить извне в качестве готового. Отсюда стремление Сократа искать истину сообща, в ходе бесед (диалогов), когда собеседники, критически анализируя те мнения, что считаются общепринятыми, отбрасывают их одно за другим, пока не придут к такому знанию, которое все признают истинным. Сократ обладал особым искусством - знаменитой иронией, с помощью которой он исподволь порождал у своих собеседников сомнение в истинности традиционных представлений, стремясь привести их к такому знанию, в достоверности которого они убедились бы сами. Целью критической работы ума Сократ считал получение понятия, основанного на строгом определении предмета. Так, он пытался определить, что такое справедливость, что такое добро, в чем состоит лучшее государственное устройство и т.д. В центре внимания у него, как и у софистов, всегда стояли вопросы человеческой жизни, ее назначения и цели, справедливого общественного устройства. Поиск знания о добром и справедливом сообща, в диалоге с одним или несколькими собеседниками сам по себе создавал как бы особые этические отношения между людьми, собиравшимися вместе не ради развлечения и не ради практических дел, а ради обретения истины. Но философия - любовь к знанию - может рассматриваться как нравственная деятельность в том только случае, если знание само по себе уже и есть добро. Безнравственный поступок Сократ считает плодом незнания истины: если человек знает, что именно хорошо, то он никогда не поступит дурно - таково убеждение греческого философа. Дурной поступок отождествляется здесь с заблуждением, с ошибкой, а никто не делает ошибок добровольно, полагает Сократ. Знание доброго - это, по Сократу, уже и значит следование доброму, а последнее ведет человека к счастью.

Философия Сократа

В конце V в. до н.э. в Древней Греции наблюдался серьезный кризис политической системы, а также культурной жизни, что сопровождалось активным распространением идей софистов, не признававших существования единой истины и считавших, что для каждого она своя. Эти учения достаточно сильно подрывали общественные ценности. В подобных условиях, по мнению Сократа, важно было найти спасение, но не в укрывании традиций от критики, а в познании и постижении внутреннего мира человека.

Краткая биографическая справка

Будущий философ родился в семье скульптора и акушерки в, так называемый, нечистый день, поэтому теоретически мог быть принесен в жертву, если бы такое решение вынесло собрание людей. В молодости он обучался искусствам у софиста Дамона, слушал лекции и рассуждения Анаксагора и был человеком грамотным, умея читать и писать.

Сократ известен не только как мудрец, но и как храбрый полководец, отличившийся в важных битвах, в том числе знаменитой Пелопонесской войне, как ополченец. Вел небогатый и скромный образ жизни. Люди называли его неутомимым спорщиком, отказывавшимся принимать дорогие подарки и предпочитавший старые одеяния. Судя по сохранившимся до наших дней запискам и воспоминаниям о его беседах, можно отметить, что Сократ был настолько образован и мудр, что мог дискутировать на совершенно различные темы: от ремесел и искусств до военного дела и справедливости.

Многим известно, как закончилась жизнь знаменитого философа. Он самостоятельно принял яд, поскольку был приговорен к казни за высказывание неуважения к местным богам, введение новых идолов, а также развращение умов молодых людей.

Общая характеристика учения

Сократ считал, что укрепление общества происходит путем глубокого познания человеческой сущности в целом и людских поступков в частности. Для него теоретическое и практическое неразделимы. Из-за этого нельзя обозначить как философа того, кто имеет мудрость, но по поведенческим особенностям и образу жизни лишен добродетели.

Следует отметить, что Сократ отказывался изучать явления природы и космос, поскольку считал, что люди никаким образом не могут на них воздействовать, а, следовательно, не стоит и тратить время на такие вещи. При этом философ признавал важность математических открытий, достижений астрономии, медицины, геометрии и прочих наук, советуя лишь не слишком увлекаться указанными областями, уделяя внимание и гуманитарным сферам.

Если говорить о его представлениях о государстве и обществе, то Сократ высказывался за правление благородных людей без привлечения к подобным делам философов и мудрецов. Однако поскольку он активно защищал истину, то вынужден был принимать участие в общественной жизни Афин. После установления диктатуры и тирании , Сократ всеми силами осуждал их, а также игнорировал политические мероприятия.

Метод Сократа

Самым значительным вкладом Сократа в философскую мысль того времени был диалектический метод исследования. Он не учил других какой-либо стройной системе знаний, но помогал найти истину, наталкивая на нее наводящими вопросами. Изначально в дискуссии Сократ прикидывался незнающим. После чего философ начинал задавать умело сформулированные вопросы, заставляя людей думать и рассуждать. Когда же они приходили к абсурдным или нелепым выводам, Сократ демонстрировал, как именно можно разрешить сложившуюся ситуацию и ответить правильно.

Данный способ крайне важен и интересен, поскольку побуждает человека использовать свой ум, вызывает интерес к проблеме, а также помогает развиваться в интеллектуальном плане. Интересно заметить, что Сократ считал проводимую им деятельность похожей на работу своей матери (она была повитухой): ведь он способствовал рождению у людей не детей, но мыслей.

На каких еще основах строились диалоги Сократа?

Учение о добром и злом

Верный и истинный выбор происходит исключительно в процессе познания доброго и злого, а также нахождения своего места в мире. Основная ценность и важность хорошего и плохого состоит в непосредственном влиянии их на человеческую личность. Именно осознание добродетели способно управлять людьми: тот, кто осознал хорошее и дурное, в дальнейшем будет поступать так, как велит ему знание.

Этическое учение

Счастье, по мнению древнегреческого философа, состоит в благоразумном и добродетельном существовании. Таким образом, достичь его может лишь тот, кто отличается высоким уровнем нравственности. Этика, как говорит Сократ, должна помогать людям стать моральными, а значит, счастливыми.

Основными добродетелями, по мнению Сократа, были:

  • смелость, или знание, как выйти из опасной ситуации с умом и бесстрашием;
  • справедливость – понимание, как действуют законы, как они применяются и соблюдаются людьми. При этом они делятся на писаные (основа государственной власти) и неписаные (данные богом всему человечеству во всех странах);
  • воздержанность (или умеренность во всем) – это значит, что человек должен уметь справляться со своими страстями, а также подчинять все свои стремления разуму.

Источником же безнравственности он считал неведение. Так, понятия истины и добра в философии Сократа тождественны и неразделимы.

Итак, основным и наиболее важным вкладом Сократа в философию было введение специального диалектического метода исследования. Согласно такому подходу, человек мыслил и получал новые знания только тогда, когда пытался найти ответ на вопрос, поставленный как другими, так и самим собой. В ходе диалога рассматриваются различные точки зрения, аргументы, а в споре, как известно, появляется истина.

Смыслом своей деятельности Сократ считал воспитание молодежи и человека в целом, причем метод его воспитания был своеобразен и привлекателен для многих – знания приобретались в живых беседах, что было намного интереснее систематического изложения. Сократ говорил, что он философ, любящий мудрость, мудрым себя он не считал. По мнению Сократа, мудрецом мог быть только Бог.

Многие люди того времени, считающие себя мудрецами, были для него попугаями, заучившими несколько мудрых фраз и бросающими их в толпу. Человека, который полагает, что знает ответы на все вопросы, Сократ считал погибшим для философии – ему незачем двигаться вперед, незачем икать новые решения.

Главная задачи философии по Сократу заключается в рациональном обосновании религиозно-нравственного мировоззрения.

Для него мир – творение Бога, поэтому Сократ считал натурфилософию безбожным занятием, он говорил, что нужны гадания для того, чтобы узнать волю богов, а не научные исследования. Сократ доверял пророчествам Дельфийского оракула и своим ученикам советовал делать то же самое.

Природа для Сократа была гораздо менее достойна внимания, чем человек.

Сомнение является предпосылкой для обращения к нашему Я, субъективному духу, а дальнейший путь ведет к духу объективному – божественному разуму. Таким образом, этика Сократа, которая носит идеалистический характер, постепенно переходит в теологию.

Телеология Сократа предстает в довольно примитивной форме – боги заботятся о людях во всех отношениях, ночь посылают для отдыха, свет звезд и луны помогает определить время, земля дает человеку пищу, и для этого существуют времена года, даже солнце движется на таком расстоянии от земли, чтобы люди не мерзли зимой и не страдали от жары летом.

Для Сократа нравственность и истина – тождественные понятия. Хороший человек одновременно является и нравственным, и умным, в своих поступках он руководствуется нравственными принципами, и избегает безобразия, зная, что оно собой представляет.

Все поступки, основывающиеся на добродетели, хороши. Человек, знающий суть таких поступков, не захочет совершить дурной поступок, человек же, не имеющий представления об истине и нравственности, может совершить ошибку, даже пытаясь поступить хорошо. Всякая добродетель есть мудрость, прекрасные поступки способны совершать только мудрые люди.

Сократ видел истинную справедливость в жизни в том, что хорошо и прекрасно, и при этом полезно для человека, способствует его жизненному счастью, блаженству.

Только благородный человек может познать добродетель, которая сама по себе есть благо.

Сократ говорил, что земледельцы и другие люди, занимающиеся только физическим трудом, очень далеки от того, чтобы знать самого себя. Им знакомы лишь телесные нужды и потребности. От знания своего призвания эти люди не могут стать разумными. Таким образом, Сократ жестко отделил один класс от другого, хотя он сам был выходцем из народа, он предстает как враг народных масс. Согласно учению Сократа, знания и добродетель – это привилегия благородных.

Его проповедь добродетели носила политический характер, он говорил, что старается подготовить больше людей, которые будут способны заняться политической деятельностью. Политическое воспитание гражданина Афин он вел в таком русле, чтобы восстановить политическое господство аристократии, благородных, вернуться к вере отцов.

  • сдержанность (умение укрощать страсти)
  • справедливость (внутреннее знание того, как соблюдать человеческие и божественные законы)
  • мужество (умение преодолевать опасности)

Все эти добродетели человек может приобрести путем познания себя и мира.

Сократ хотел видеть граждан Афин справедливыми по отношению к друзьям, но не к врагам, храбрыми, не требовательными, скромными, поэтому он беседовал с ними о благоразумии, скромности, храбрости и справедливости.

В представлении Сократа, гражданину должно верить в богов, уповать на их милость, приносить жертвы, и не дерзать изучать космос и окружающий мир. Гражданин должен быть скромным и богобоязненным.

Сократ признан великим философом древнего времени. Он обучал известных мыслителей – Евклида, Алкивиада, Платона. Именно с его учения начинается новая философия античности. Ранее философский взгляд был направлен на природу, космос, мир. Сократ поднял вопросы духовных ценностей, человека и нравственности.

Философ родился в 469 году до нашей эры, прожил семьдесят лет. Его родина – Афины, Древняя Греция. Он известен тем, что стал первооткрывателем классической философии. Основные философские идеи Сократа касались важных вопросов, волновавших народ в то время, – государства, Бога, человека, добра.

Сократ

Сократ

Сократ философия – кратко

Философ создал учение о государстве, опираясь на собственные идеи. Его основные аспекты:

  • Государство – понятие, идентичное обществу. Это не отдельные социальные или индивидуальные эгоизмы;
  • Философия Сократа является по преимуществу источником нового взгляда. В центре внимания – целостность, освященная Богом. На ней строится государство, социум;
  • Бог имеет определенные, разумные планы, которые правитель должен знать, понимать и воплощать в жизнь;
  • Высокая оценка трудового начала, физической работы;
  • Формирование единого государственного строя на основании взаимного уважения между социальными слоями.

Философские воззрения Сократа отличались от распространенных в Древней Греции взглядов. Он был обходительным человеком, к нему прислушивались. Еще одно важное учение мыслителя посвящается тематике добра. Основные идеи:

  • Знание и добро – два ключевых понятия, которыми владеет добродетельный человек;
  • Душа любого человека добрая, злость формируется на основе незнания. Не существует злых людей, ставших такими по доброй воле;
  • Истина кроется в переходе от знаний к действиям;
  • Добрые поступки свойственны мудрым людям;
  • Принцип четырех традиционных добродетелей базировался на храбрости, мудрости, справедливости и умеренности. По Сократу ключевое значение играет мудрость.

Философия Сократа – кратко и понятно

В годы жизни мудреца старая вера, основанная на преклонении олимпийским Богам, похожим на людей, была разрушена. Греки рассматривали веру в единого Бога. Ему первому удалось понять суть Божества. В своем учении о Боге он говорил о нравственной силе, а не природной. Добродетель исходит от Бога. Человеку не нужно ничего избирать, к Всевышнему его приведут сердце, мудрость и душа. Природную физику философ не воспринимал, он видел смысл в нравственности. Методика Сократа завоевала популярность среди многих известных мыслителей. Ее принципы:

  • Искусство познания себя, окружающих людей является главной задачей философии;
  • Спор с софистами заключался в необходимости разумных мыслей, понимания бытия;
  • Значимость нравственных и общественных понятий;
  • Конкретные, частные случаи не рассматривались в методике;
  • Сократическая диалектика не носила систематический характер. Философ вел диалог с собеседником, стимулируя его к работе. Сам он не раз представлял себя человеком незнающим. После мыслитель задавал специфические вопросы, которые заставляли оппонента делать нелепые выводы. На основании этого он заинтересовывал человека, показывая ему философский способ решения вопроса.

Диалектика Сократа заставляла людей проникаться беседой, внимательно вслушиваться в ход мыслей философа.

Читайте также: