Сойоты традиции и обычаи кратко

Обновлено: 04.07.2024

В западной Бурятии находятся несколько сойотских поселений. Здесь находятся священные деревья с ленточками таруматанами и обитает легендарный Як. Попробуйте чай затуран и порыбачьте в прозрачных горных речках.

Бурятия расположена в южной Сибири. В 800 километрах от ее столицы – Улан-Удэ – находятся несколько поселений народа сойотов на берегах горной реки Ока. Это совсем другая Ока, с быстрыми холодными водами и обилием рыбы. Поселения находятся высоко в горах, где 30 августа выпал первый снег. Народность насчитывает 500 человек и относится к исчезающим. Сотрудники местного музея демонстрируют национальные костюмы, которые не отличаются яркостью, но гармонируют с окружающей природой. Здесь же расположены несколько юрт, в которых сохранен весь уклад народности от утвари до колыбели и сосок из рога яков.

Якам не страшен снег, они приспособлены к местным условиям, но вызывают большое удивление местная помесь яков и коров. Обычные Буренки не могут жить в таком климате, а гибриды дают очень жирное и вкусное молоко. Очень интересна местная рыбалка, где орудием лова выступает трезубец. Сойоты несколько часов выстаивают в холодных водах реки, пока мимо не проплывет достойная нерпа, которую тут же поражают трезубцем.

Национальное блюдо – рыбный суп, который включает нерпу, ржаную муку, сливочное масло и соль. Высоко в горах находятся священные места сойотов со священными деревьями, к ветвям которых привязывают ленточки, повязав которые можно быть уверенным в исполнении желания. Священных мест много, но чужим туда вход закрыт. Духов, обитающих здесь, необходимо кормить. Святое место обрызгивают молоком и чаем. Местный чай также включает муку, масло и соль.

Сойоты

Этноним сойот восходит к одному из родовых названий - соян (соет, сойонг).

К нему же восходит название горного хребта - Саяны (Саянская землица в русских документах 17-18 веков), место, где обитали люди, принадлежавшие к роду (или родам) саян. Сойоты ранее занимали достаточно большие территории в горах и в Тункинской долине.

Окинский район Бурятии, в котором проживает основная часть сойотов, граничит с Тоджинским районом Республики Тува, где живут тувинцы-тоджинцы, и с Хубсугульским аймаком Монголии, на севере которого живет родственный им народ цаатаны. Все три этнические общности - сойоты Бурятии, тоджинцы Тувы и цаатаны Монголии близки друг другу по языку (все три языка относятся к уйгурской подгруппе тюркских языков), типу хозяйства (охотники и таежные оленеводы, разводившие яков, хайнаков и оленей)), образу жизни.

Происхождение сойотов

Сойоты являются потомками древнейшего самодийского населения Восточных Саян, впоследствии подвергшихся тюркизации. Позднее в результате тесных этнокультурных контактов с бурятами произошла вторичная смена языка, сойоты переняли навыки скотоводства, заимствовали частично одежду, пищу.

Сойоты - где живут и численность

Известно, что по переписи населения 1926 года на территории Тункинского района, куда входила она, проживало всего 161 человек сойотов. Хотя в конце XIX века на данной территории насчитывалось более 2000 человек.

История сойотов

В 1926 году Иркутским местным комитетом Севера была организована экспедиция для полного статистико-экономического, бытового и медико-санитарного обследования окинских сойотов. Возглавлял ее профессор Б.3. Петри. Начался процесс консолидации этноса, в результате чего сойоты сосредоточились в районе нынешней сойотской администрации в Окинском районе Бурятии, образовав сойотский родовой туземный Совет. Одновременно была послана делегация с просьбой помочь создать национально-территориальное образование и признать сойотов малой народностью Севера. При содействии Б.Э. Петри, по представленным им результатам экспедиции, ЦИК СССР признал сойотов таковыми.

Образованный Сойотский туземный родовой Совет просуществовал недолго, так как национальные лидеры, руководившие его работой, были репрессированы советской властью. О дальнейшей судьбе народа Н. Л. Жуковская пишет: «Окончательный удар нанесла сойотам ликвидация в 1963 г. оленеводства как непродуктивной отрасли хозяйства. А когда в Окинском районе Республики Бурятия (тогда Бурятской АССР) был создан Госпромхоз, все лучшие охотничьи угодья отошли к нему, и сойотам стало негде охотиться. Исчезло традиционное хозяйство, а с ним и соответствующий ему образ жизни. Исчезло самоназвание народа, т.к. в переписях населения, проводившихся после 1926 г., сойоты как самостоятельная этническая единица уже не упоминались и записывались как буряты".

В 1992 г. по инициативе жителей с. Сорок Окинского района был создан Центр сойотской культуры, призванный содействовать культурному и духовному возрождению этноса.

В октябре 1993 года о сойотах - возрождающемся этносе Бурятии было заявлено на Международной научной конференции по проблемам малочисленных народов Севера. В июле 1993 года Указом Президиума Верховного Совета Республики Бурятия был создан Сойотский национальный сельский Совет (ныне Сойотская сельская администрация), создана ассоциация сойотов Окинского района. В середине 90-х годов, Совет Министров и Верховный Суд Республики Бурятии неоднократно обращались в Правительство Российской Федерации (т.т. Ю.Ф.Ярову, С.М.Шахраю и др.) с просьбой рассмотреть и решить сойотский вопрос. Однако, по разным причинам и, главным образом, ввиду того, что сойоты как народность не были учтены в переписях населения 1959, 1979, 1989 г.г., вопрос на федеральном уровне не рассматривался.

Основной мотив отказа федерального Центра сводился к тому, что "по мнению Госкомстата России необходимо четкое компетентное заключение специалистов-этнографов для решения вопроса о выделении сойотов как самостоятельного этноса, а также отнесение их к группе малочисленных народов Севера". Указывалось и то обстоятельство, что к моменту переписи 1989 года сведения о сойотах отсутствовали в словарях национальностей и языков - основных документах, по которым производилось кодирование данных о национальности.

Распоряжением Президента Республики Бурятия № 36-РП от 01.11.94 г. Госкомстатом республики в январе 1995 г. была проведена локальная перепись населения Окинского района. По итогам переписи в статистических материалах было зафиксировано 4615 человек, из них отнесено к сойотам 1973 человека, что составляет 42,8 % из общего числа населения района. На данный период имеются ряд научных исследований, подтверждающих наличие национального самосознания и процесса возрождения сойотов как самостоятельной малочисленной народности в Бурятии. К их числу относятся аналитические исследования известных ученых-этнографов Санкт-Петербургского института имени Миклухо-Маклая Л.Р. Павлинской, Н.Л.Жуковской, социолого-статистическое исследование научных сотрудников БНЦ СО РАН на тему "Социальные проблемы Оки" (1998 г.), "Круглый стол" с участием ученых г. Иркутска, Улан-Удэ и др.

Традиционные занятия сойотов

До 1951 года в районе стабильно развивалась такая отрасль животноводства как оленеводство, поголовье которых достигло 557 голов, это было практически основным, наравне с охотой, занятием сойотов.

Основным занятием сойотов на протяжении веков, как и сейчас, является кочевое оленеводство и яководство. В качестве подсобного промысла остаётся охота.

Социальная организация сойотов

В основе традиционной социальной организации — объединение нескольких родов, во главе которых стоит совет из родовых старейшин. Известны роды иркит, хаасуут и онхот.



Актуальность темы данного доклада определяется необходимостью изучения быта и традиции малых народов, с целью воссоздания их роли и значения. Она во многом обуславливается тем, что история сойот не была предметом специального исследования, оставаясь фактически белым пятном не только в этнической истории Бурятии, но и самим народам Оки. Письменные источники исследования ХVIII-XIX вв. и даже начало XX века отсутствуют, и остается изучать лишь современный срез.

В истории человечества есть такие люди, где они в современном времени сохраняют свой быт и традицию. И это имеет весьма глубокое значение и играет немаловажную роль в сохранении традиций народа.


Родился в далёкой местности Хан Модон, в многодетной семье. Он с малых лет был приучен к труду. Он свято верит и поклоняется священным местам своих предков. Местность Хан Модон находится севернее от улуса Сорок. Это место также считается священным местом его предков. Сохраняя быт и традиции сойотского народа, он занимается скотоводством, зимует в местности Уроо, а летом переезжает в верховье Сорок в местность Сахюурта, где жили его родители. Он отличный охотник и рыболов. На охоте он соблюдает правила предков, и поэтому он один год охотится, а следующий год отдыхает, чтобы увеличить число животных.


Еще работает с деревом, из дерева делает сани, лыжи, коромысла, сушилки для шкур. В свободное время он делает туески из бересты, туески у него получаются отличные, внутренняя сторона без швов.

В летнее время выделывает кожу на своей деревянной кожемялке и из них плетет узду и треноги для лошадей, шьет сумы и прочие вещи.

Для лечения от разных недугов мой отец использует лечебные травы: рододендрон ( сагаан дали), зверобой (урмэ шаралзаан), мумие ( борогшоной бааhан), каменное масло (шулуунай тоhон) и другие полезные травы.


Каждый раз, когда он куда-то уезжает, молится горам, преподносит на костре белую пищу и сладости. Мне кажется, что для моего отца очень важно сохранить быт и традиции нашего народа, и поэтому он часто дает нам наказы. Он хочет, чтобы его народ жил очень долго, при этом сохранив свои традиционные ценности.

В данном докладе была поставлена задача, описать быт и традиции коренного населения. И рассказать об одном из хранителей сойотского быта и традиции.

В заключение хотелось бы сказать несколько слов о сойотах. Сойоты – коренные жители Оки. И именно они должны сохранить свой быт и традиции своего народа, передавая своему поколению все знания о нашем народе. Мы не должны терять связь с нашими предками, потому что, как в народе говорят, без прошлого нет будущего.

Я верю и надеюсь, что молодое поколение, несмотря на современное время, где каждый год появляются интересные новинки, будут чтить память о своих далеких предках, соблюдая традиции нашего народа.

Узбекистан , Ташкент – АН Podrobno.uz. Мы продолжаем рассказывать о малочисленных коренных народах России в рамках проекта "Среда обитания". Следующая история посвящена сойотам – аборигенам восточных Саянских гор.

Всю свою историю коренные обитатели священных гор Саян боролись за сохранение национальной идентичности и привычного уклада жизни. В средние века сойоты почти полностью растворились в более крупных этносах: сначала подвергшись тюркизации, а затем – бурятизации. В начале прошлого века их насчитывалось всего 246 человек – большинство записывали как представителей бурятского народа.

И только в современной России они добились признания: их внесли в список малочисленных коренных народов, а исконную землю предков сойотов – Окинский район Бурятии – переименовали в Окинский сойотский национальный район. Большинство из представителей субэтноса проживает именно здесь. В ходе Всероссийской переписи населения , проведенной в 2010 году, свыше 3600 человек признали себя потомками этого древнего народа.

Пастухи оленей и снежных верблюдов

Этническая история сойотов, как одного из самодийских племен, берет свое начало в середине 1 тысячелетия до н.э. Они занимали обширные территории с юга от озера Хубсугул до берегов реки Селенги на востоке. Само название народа связано с местом исторического обитания его далеких предков – предгорий Саян. Существует версия, что слово "сойон" означает "острый клык".

Земля, окруженная скалистыми горами, была непригодна для возделывания. Поэтому сойоты традиционно жили разведением оленей и яков. Предки этого народа приручили диких животных и перегоняли свои стада с места на место по несколько раз в год. Шкуры животных использовали для утепления жилища, изготовления одежды и обуви, выделки кож, мясо употребляли в пищу. Олени использовались также в качестве транспорта, что позволяло открывать новые охотничьи угодья.

В советское время оленеводство и яководство были ликвидированы как неперспективные отрасли животноводства, что нанесло большой урон сойотским поселениям. Однако какое-то поголовье этих животных все же удалось уберечь от ножа и скрыть в непроходимых горах.

В современной России окинские аборигены стали возрождать традиционные промыслы как часть своей самобытной культуры. Кроме того, теперь на их пастбищах, помимо оленей и яков, можно встретить еще и хайнака – мохнатую помесь яка и домашней коровы.

Таким образом, современные сойоты, как и их предки, периодически уводят свое рогато-мохнатое хозяйство на подкорм в предгорья, а летом трудятся на добыче "зеленого золота" – так окинцы называют сенокос и заготовку корма для скота.

Другим основным занятием сойотов была и остается охота. При этом у них существует своеобразный кодекс охотника, основанный на древних шаманских верованиях. Например, во время охоты на медведя или кабана они молчат, поскольку верят, что эти животные понимают человеческий язык. Убивать птиц, в особенности лебедей и ласточек, запрещено: первые – парные птицы, и при потере своего партнера оставшийся лебедь проклинает убийц, вторые – общаются с небесными божествами.

Перед тем, как убить животное они просили у него прощения за то, что отнимают его жизнь. По сей день сойоты свято верят, что всё связано между собой незримыми нитями, каждое живое существо имеет душу, а всё окружающее – своего хозяина, духа, который все видит и непременно накажет за вредительство без причины.

Кроме того, сойоты неосознанно применяли свод важных для экологии правил: не убивали зверей целыми выводками, охотились только в сезон и делали перерывы в освоении охотничьих угодий, не использовали железные капканы и силки. Многим из этих заповедей они следуют и сегодня.

Древние сойоты были кочевниками и ввиду своего образа жизни не имели постоянного жилья. Они сооружали из тонких жердей остроконечный шалаш, который летом покрывался корой деревьев, а зимой – оленьими шкурами. С приходом бурят на территорию Саянских гор сойоты переняли для себя навыки строительства монгольской юрты.

Очень интересно жилище было обустроено изнутри: в верхней части размещалось окно, под которым располагали очаг. Хозяйке дома отводилась правая половина, где она хранила свои личные вещи, домашнюю утварь и продовольствие. Левая часть была предназначена для мужского хозяйства – орудий и оружия, шкур и пушнины. Для гостей также было специальное место – на противоположной от входа стороне рядом с домашними идолами.

В древние времена патриархальный уклад жизни не давал сойотским женщинам никаких прав, она занимала зависимое положение. Им запрещалось поворачиваться спиной к гостям, супругу и даже огню, проходить в переднюю часть жилища, считавшуюся наиболее почетной. Есть сведения, что им обривали голову – носить волосы позволялось только мужчинам. Конечно, сегодня жизнь сойотских женщин – намного проще.

В настоящее время сойоты селятся в небольших четырёхугольных домах из дерева или кирпича с треугольной крышей. Не испорченные суетой и нравами развитых населенных пунктов сойоты – очень открытый и добродушный народ. Туристы утверждают, что двери в сойотских поселениях почти никогда не запираются на замок: уезжая по делам, хозяева лишь подпирают дверь толстым поленом, чтобы звери не растащили продукты.

Трапезничая с духами

Так как основными промыслами сойотов были и остаются охота, а также разведение оленей и яков, их основной пищей являются мясо и молоко.

Куски разделанной туши варят, жарят, а также солят, вялят и коптят, заготавливая на зиму. Из высушенного мяса охотники также делают порошок, чтобы было легко хранить и готовить в походных условиях. Используются и субпродукты, в частности, губы и язык оленя считаются деликатесом. В былые времена, заливая в кишки животного кровь с нарезанными кусочками желудка, почек и легкого, готовили колбасы.

Рыбу сойоты стали ловить и употреблять в пищу после появления на окинской земле русских. Прежде считалось, что есть её – грех, поскольку это "водяные черви" – водяные духи.

Из молока оленей и яков сойотки готовят мягкий сыр, водку, сушеный творог и прочие молочные продукты, пекут на его основе лепешки. Одним из традиционных национальных блюд являются "позы" – они похожи на узбекские манты, однако по форме напоминают юрту.

Священной ритуальной пищей считается "саламат" – своеобразная похлебка или каша из муки грубого помола, сваренная в сливочном масле. Несколько ложек этой каши дают ощущение сытости на долгое время. Это блюдо и сегодня готовят по праздникам и прочим торжественным случаям.

Отправляясь на охоту, сойоты готовят "зутаран сай" – питательный напиток из обжаренной на масле муки с солью. При этом, заваривая этот чай, сойоты проводят традиционную церемонию – брызгают приготовленной смесью в стороны света и в небо, чтобы заручиться поддержкой духов природы в своем предприятии.

Аналогичный ритуал жертвоприношения или угощения духов проводят и сойотки, прежде чем занести надоенное молоко в дом. Однако при этом нельзя пролить ни капли больше. Также отпить молока давали отправлявшимся в долгий путь, а затем брызгали им вслед, желая таким образом белой дороги.

Новая страница народной истории

Возрождение обычаев сойотского народа началось в современной России . Одной из восстановленных после долгих лет традиций стал праздник "Жогтаар", что переводится как "встреча". Это своеобразный слет охотников, который проводится каждые два года.

В рамках этого мероприятия сойоты подводят итоги проделанной работы, намечают планы на будущее, а также меряются силами и сноровкой в борьбе и состязаниях по тэбэку (аналог лянги), метанию аркана, стрельбе из лука, прыжкам через нарты (сани для езды на оленях и собаках), ломанию хребтовой кости, переносу камня и перетягиванию каната.

Кроме того, отдельно проводятся конкурсы прикладного искусства, демонстрации традиционного жилища, выставки детских рисунков и фотографий, где можно увидеть как современные работы, так и старинные снимки из семейных архивов – все это исторический материал о жизни сойотов.

Получил надежду на жизнь и древний сойотский язык, который в результате миграции на Саянскую землю тюрков, а затем бурятов практически исчез из обихода. В начале 2000-х годов ученые-лингвисты после многолетних исследований разработали алфавит для сойотского языка, составили русско-бурятско-сойотские словари, по которым в школе села Сорок началось преподавание почти утраченного языка.

Сегодня, кстати, это государственная республиканская школа-интернат. Здесь живут и учатся дети сойотов из разбросанных по округе Окинского района сойотских поселений. При этом их расписание состоит не только из привычных школьных предметов – оно предполагает и всестороннее развитие. Учителя Сорокской школы создали детский этно-экологический центр "Согуун" ("Стрела") с тремя кружками – художественно-эстетическим, печатно-информационным и эколого-краеведческим. Педагоги ставят перед собой ответственную задачу – привить детям любовь к древним обычаям и традициям, воспитать бережное отношение к истории и культуре своего народа.

В свою очередь сойотские дети, не имея сотовых телефонов и компьютеров, прилежно учатся, с удовольствием изучают прыгучие танцы оленеводов и сарлыков (яков), поют о природе, играют на национальных музыкальных инструментах, занимаются народными ремеслами и пошивом национальной одежды, а также участвуют в конкурсах, представляя свой уникальный народ. Собираясь на выходные в родное село, они очень часто пешком преодолевают десятки километров, чтобы помочь своим родителям по хозяйству.

В этой же школе работает музей "Сылтыс" – единственный в районе, который имеет статус "Школьный музей России ". Среди экспонатов здесь можно увидеть уникальные предметы быта, орудия труда и охоты древних сойотов – подвешенную к потолку на кожаных ремнях старинную детскую люльку с прорезью для малой нужды, походный казан на треножнике "ембэ", женское платье, кожаные сумки, берестяные сосуды для хранения продуктов и прочее.

В 2019 году в селе Орлик свои двери распахнул Центр сойотской культуры и народного творчества. В него входят детская школа искусств, музей истории сойотской культуры, мастерская декоративно-прикладного искусства и народного художественного творчества.

Кстати, одним из сохранившихся ремесел древнего народа является создание традиционных свалянных из шерсти яков матрасов и ковров. Немногочисленные мастерицы обучают молодых девушек и туристов этой кропотливой работе: животных пропускают через узкие ворота, полученную в результате этого шерсть отбивают палкой на протяжении целого дня, окуривают можжевельником, приговаривая "волшебные" слова, а потом долгие часы валяют, прикладывая клочки окрашенной шерсти по задуманному орнаменту. Делается все это с песней.

Сегодня представители этноса являются последователями буддизма, который распространился с приходом на эту землю бурят. Однако новое верование тесно сплетено с традиционными взглядами и обычаями – много веков сойоты поклонялись духам окружающей природы. По сей день в поселениях этого народа живут шаманы, которые проводят древние обряды.

Объектом особенного почитания являются горы – для сойотов это центр мироздания, который связывает людей с высшими небесными божествами. Каждая священная гора имеет свое имя, по которому к ее духу обращаются во время ритуалов. Одним из них является традиционный молельный обряд, посвященный вершинам 13 Саянских гор. Для ритуала шаман разводит священный костер на одном из склонов горы и, вознося молитвы духам-покровителям вершин, окуривает окрестности ветками можжевельника. Затем у подножия священной горы выбирают примечательное дерево –"мургэл", на котором вешают ленты, как просьбу о благополучии.

А отправляясь в путь, современные сойоты непременно поспешат остановиться у этого ритуального дерева, чтобы совершить обряд "обо тахилга" – попросить у духов гор благословения, угостив их (побрызгав в стороны) ритуальной пищей и завязав на нем свой лоскуток ткани белого цвета – символ светлой дороги. Охотники вешают на дерево красный лоскуток, чтобы охота была успешной.

Нетронутый уголок первозданной природы

Долгое время земля сойотов оставалась обособленной от внешнего мира. Сегодня туристы называют этот окружённый горным кольцом регион с уникальной природой и сохранившимися национальными традициями Малым Тибетом.

Примечательным местом для гостей региона является священный для сойтов перевал Нуху Дабан, что означает "ворота". Они образовались естественным образом по центру массивной каменной плиты. Однако легенда гласит, что этот проход прорубил своей стрелой эпический герой Гэсэр-хан во время охоты за лисицей. Здесь совершали обряды и "кормили" духов мясом и молоком взамен на их благосклонность, брали камни в качестве талисманов.

Также туристов водят к Долине потухших вулканов, а любителей водных видов спорта могут заинтересовать огромное количество ручьев, рек и озер, которые зарождаются в горах Восточного Саяна. В частности, здесь занимаются экстремальным сплавом по воде – рафтингом.

А высоко в горах Восточного Саяна – на высоте более 1500 метров – расположена туристическая база "Шумак". Горный курорт известен своими целебными минеральными и геотермальными источниками – их здесь более 100, о силе которых слагают легенды. Ежегодно это место с природой первозданной красоты и особой энергетикой привлекает тысячи туристов, желающих восстановить силы и здоровье.

Однако туристы приезжают сюда не только для того, чтобы узреть пейзажи суровой красоты и покорить горные вершины. Их привлекает также история уникального народа, который жил здесь испокон веков. Наведавшись в поселения сойотов, можно посетить ферму по разведению оленей и яков, попробовать себя в верховой езде на олене и надоить кружку молока хайнака (мохнатая помесь коровы с яком), понаблюдать за процессом обработки шкур и их дубления на дыму (это придает коже цвет без химической краски и защищает от насекомых). А главное такое путешествие дает возможность научиться ценить природу и жить с ней в ладу.

Читайте также: