Сохранение единства россии кратко

Обновлено: 05.07.2024

Россия - полиэтническое государство и сохранение единства является для нее приоритетной задачей. После распада СССР новое государство Российская Федерация была вынуждена идеологически легитимировать себя в качестве совершенно нового типа государства. Отказ советской власти от исторической преемственности русского периода, вынудил новую власть ( постсоветскую) искать новую формулу легитимации единства. Что, в свою очередь, стало большой проблемой для всего государства.

Достаточно просто вспомнить события 1990-х годов, когда судьба государства Российского, а именно вопрос о его единстве в 1991-1993 гг., во многом определялась противостоянием республиканских властей и федеративной власти. Причины, вследствие которых произошел распад СССР, также повлияли на нарастание сепаратистских тенденций внутри страны, на желание регионов самостоятельно использовать результаты своего труда. Угроза распада России нависала над страной на протяжении всего 1992 г. Татарстан, Удмуртия, Башкортостан, Якутия, Новосибирская и Тюменская области уже к концу лета прекратили отчисление налогов в бюджет.
Одни субъекты выдвигали новые "модели" и формы власти, такие как конференция, реальный федерализм, где должно происходить четкое разделение полномочий центра и мест, учитывая природно-климатические и политические особенности регионов. Другие требовали полной ликвидации республик, областей, краев и строительства на их местах губерний, которые в свою очередь будут подчиняться центру.
Все эти противоречия республик рано или поздно грозили полным распадом государства и междоусобицей. Сама обстановка требовала коренных преобразований, и правительство проводило крайне непоследовательную национально-государственную политику. Результатом стало объявление в 1991 г. об отделении Чечни от России, что впоследствии привело к кризису в данном регионе. И только в конце октября 1992 г. после начала столкновения между ингушами и осетинами Президент России, преследуя государственные интересы и опасаясь за территориальную целостность страны, впервые не исключил возможности использования силовых методов защиты.
Одним из главных документов о сохранении единства России является федеративный договор, разработка и создание которого начались еще в 1990 г. В ходе обсуждения проекта стало понятно, что за годы существования Советского Союза идея национальной государственности устарела и вернуться к территориальному делению уже просто невозможно. Было отменено возвращение к губернскому устройству на территориальной основе. Таким образом, Федеративный договор, подписанный 31 марта 1992 г. субъектами Российской Федерации, за исключением Татарстана и Чечни, разграничил полномочия общефедеральных органов и органов субъектов. В России снизилось внутриполитическое напряжение. Но национальные проблемы остались и по сей день.

Огромное значение сегодня имеет восстановление нашего культурного и социального наследия. Мы не должны создавать новое, основанное на искусственной общечеловеческой культуре общество, относящееся с нигилизмом к традициям и национальным особенностям, как этого хотят космополиты и глобалисты.
Я считаю, что наша цель на сегодня - возвращение к своим традиционным ценностям, идеям и обычаям. Настоящее возрождение национального самосознания формирует, кроме здоровой самооценки нации, уважение и интерес к другим культурам. Как говорит мудрая русская пословица: "Кто свою мать любит, тот и чужую не обидит".
Ненависть же к другим народам формирует сознание собственной неполноценности.
Нужно более активно сотрудничать с другими коренными народами, населяющими нашу страну, изучать их богатые и уникальные культуры и наоборот посвящать их в свою.
Вряд ли есть хоть одна европейская страна, настолько богатая различными национальностями, сохраняющими свою ярко выраженную индивидуальность.
Лев Николаевич Гумилёв - известный историк, которого называли последним евразийцем, считал, что "Евразийский Восток есть не периферийная территория по отношению к Западной цивилизации, а представляет собой определенный центр этногенеза, культуры, истории и общественного развития".
Я отчасти согласен с мнением Льва Николаевича Гумилёва, однако я больше склоняюсь не в сторону евразийского народа или евразийской цивилизации, а в сторону отдельной Российской цивилизации, куда входят не только народы, проживающие на территории РФ (бывшей РСФСР), но и народы проживающие на территории всей России (бывшего СССР), к такой цивилизации можно отнести если не все народы постсоветского пространства, то большую их часть точно.

Французский писатель Астольф де Кюстин сформулировал фразеологизм "Россия - тюрьма народов", но за весь период присоединения тех или иных территорий не было геноцидов, массовых обращений в свою веру. Даже после присоединения территорий, те народы, которые населяли эту местность, продолжали жить по-прежнему, их внутренняя жизнь не нарушалась. Вадим Кожинов, советский философ, публицист, в свое время резонно ответил на это высказывание следующим образом: если Россия - "тюрьма народов", то европейские страны и США - их "кладбища". И эти высказывания не беспочвенны, достаточно вспомнить испанскую колонизацию, европейскую колонизацию Африки, продвижение американских поселений с запада на восток, все эти мероприятия сопровождались если не полным истреблением коренного этноса, то его изгнанием, либо пленением.

Наше государство с давних пор вело политику примирения народов, было веротерпимым, уважало традиции всех народов и народностей.
По-моему мнению надо продолжать политику, которая проводилось нашей страной долгие годы, и тут не надо придумывать ничего нового, фундамент уже заложен, просто нужно подстроить эту базу под реалии современности и мы избежим многих национальных противоречий. Ведь сила нации в ее единстве.

Вопросы сохранения единства России. Новая конституция

Референдум по проекту Конституции, изготовленному под руководством Б. Н. Ельцина, завершился ее одобрением. Ос­новной закон говорит о том, что Россия является демократиче­ским федеративным правовым государством с республиканской формой правления. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее много­национальный народ. Субъекты РФ не имеют права свободного выхода, но в рамках Федерации получают высокую степень не­зависимости. Конституция признает высшей ценностью челове­ка, его права и свободы; идеологическое и политическое много­образие; равноправие государственной и частной собственности, включая собственность на землю. Согласно Конституции, Рос­сийская Федерация строится как президентская республика. Президент, избираемый всенародным голосованием на 4 года, имеет обширные полномочия: он определяет главные направле­ния внешней и внутренней политики страны; является Верхов­ным Главнокомандующим Вооруженными Силами России; представляет Государственной Думе кандидатуры Председателя Правительства РФ, Генерального прокурора, судей Конституци­онного, Верховного и Высшего арбитражного судов; назначает федеральных министров, принимает решение об отставке Пра­вительства; обладает правом распускать Думу и назначать но­вые выборы, если Дума 3 раза подряд отклонит кандидатуру Председателя Правительства. В Конституции было закреплено обязательное одобрение государственного бюджета и утверж­дение представляемых Президентом кандидатур на высшие государственные посты обеими палатами Федерального Соб­рания.

Сложные процессы, проходившие в России, не могли не за­тронуть отношений центра с автономными республиками, облас­тями, национальными округами, входившими в ее состав. Все ре­спублики, входившие в Российскую Федерацию, провозгласили свой суверенитет и отказались от статуса автономий, автономные области (кроме Еврейской), назвали себя суверенными республи­ками. У некоторых из них были попытки взять курс на последова­тельный выход из Российской Федерации (Татарстан, Башкорто­стан, Якутия), а руководство Чеченской Республики прекратило все связи и отношения с федеральными властями и заявило о го­товности защищать независимость Чечни с помощью оружия. Часть республик России прекратила перечисление налогов в фе­деральный бюджет.

Наряду с принятием новой Конституции на сохранение един­ства страны был направлен подписанный в Москве в марте 1992 г. Федеративный договор, где уточнялись взаимоотношения между субъектами Российской Федерации. Чеченская Республика отка­залась присоединиться к договору. Татарстан одобрил этот доку­мент лишь в 1994 г., оговорив особые условия пребывания в Фе­дерации. Вскоре аналогичные договоры были подписаны с остальными республиками, областями и краями РФ. Однако они не решили всех вопросов взаимоотношений федерального Центра с субъектами Федерации.

Тем временем межнациональные конфликты привели к столкновениям осетин с ингушами. В конце 1992 г. Москве пришлось использовать армию для разведения противостоящих сторон. Через 2 года начался вооруженный конфликт между воен­ными формированиями президента Чечни генерала Д. Дудаева и силами местной оппозиции, поддерживаемыми федеральным правительством. 11 декабря 1994 г. на территорию этого субъекта

РФ вошли войска для восстановления там конституционной за­конности и правопорядка.

Войска столкнулись с ожесточенным сопротивлением. К ис­ходу лета 1996 г. в Чечне погибло около 100 000 военнослужащих, вооруженных сепаратистов и мирных жителей, свыше 240 000 че­ловек получили ранения и контузии. События в Чечне серьезно обострили политическую ситуацию в России.

К середине января 1997 г. территорию Чечни покинули все федеральные воинские части. 27 января здесь состоялись выборы президента Чечни и парламента республики.

Положение это обязывает признать, что жизненным условием для укрепления внешней мощи России и для ее внутреннего процветания является ограждение единства ее политического тыла, сохранение за ее государственным строем исторически сложившегося унитарного характера. Вместе с тем положение это обязывает противодействовать всяким предположениям, направленным прямо или косвенно к расчленению Империи и к замене единого государства государством союзным или союзом государств.

2. Развитие и укрепление начал конституционной монархии с народным представительством, основанном на общем избирательном праве

Это положение обязывает к признанию начала общего избирательного права, открывающего возможность всем русским гражданам участвовать в осуществлении государственной власти. Это положение, далее, призывает к коренному преобразованию нашего государственного строя на началах конституционных и к прочному закреплению за народным представительством дарованных ему манифестом прав деятельного участия, рядом с Монархом, в законодательных трудах и управлении страной.

3. Обеспечение гражданских прав

В политически свободном государстве должна господствовать и гражданская свобода, создающая единственно надежную основу для всестороннего развития, как духовных сил народа, так и естественной производительности страны. Манифест 17 октября на первое место ставит дарование незыблемых основ гражданской свободы. Развитие и укрепление этих начал в законодательстве и правах составляет одну из главнейших задач Союза.

Сюда входит, прежде всего: свобода вероисповеданий, свобода слова, устного и печатного, свобода собраний и союзов. Сюда же относятся обеспечение свободы передвижения, выбора места жительства и рода занятий, обеспечение свободы труда, промышленности, торговли, свободы приобретения собственности и распоряжения ею. Гражданская свобода предполагает также неприкосновенность личности, жилища, переписки, собственности граждан. Все эти права, огражденные законом, имеют один естественный предел в правах других граждан и в правах общества и государства. Никто не может быть арестован, подвергнут какому-либо насилию, обыску, лишению имущества и т. п. без постановления соответственной судебной власти. Всякое лицо, задержанное по какому-либо обвинению, должно в точно определенный и кратчайший срок, например, в 24 часа в городах, быть представлено судебной власти или освобождено. Для ограждения всех этих прав от посягательств, как со стороны частных лиц, так и со стороны лиц должностных, они должны быть поставлены под защиту уголовных законов, при этом должна быть установлена судебная ответственность должностных лиц, каково бы ни было их положение.

4. Неотложность созыва Государственной думы

Дальнейшее развитие политических форм должно находиться в органической связи со всей предшествующей исторической жизнью России. Созыв, как того требуют некоторые партии, учредительного собрания, собственною властью определяющего свою компетенцию, предполагает как бы отсутствие всякого правительства, заключает в себе полный разрыв связи с прошедшим и поведет к пересмотру таких начал нашего политического и общественного быта, кои не могут быть поколеблены без тяжелого революционного потрясения всей страны.

Обусловленная этим отсрочка в созыве Государственной думы отдалит на неопределенное время восстановление нормального хода государственной жизни и законодательной работы, а вместе с тем и разрешение некоторых неотложных вопросов, связанных с жизненными интересами широких масс населения. В виду этого Союз высказывается против созыва учредительного собрания, которое только отдалит столь желанный час успокоения страны.

Государственная дума первого призыва должна взять на себя проведение ближайших на очереди политических реформ, направленных к усовершенствованию народного представительства, как-то: пересмотр положения о Государственной думе, избирательного закона и т. п. Наряду с этим она должна приступить к разрешению таких насущных вопросов экономических, социальных и иных, неотложная необходимость разрешения коих выдвинута самою жизнью.

Приступив к органической созидательной работе, Государственная дума, по мнению Союза, должна себе наметить для разработки и постепенного разрешения следующие вопросы первостепенной государственной важности:

а) крестьянский вопрос

Из насущных реформ на первом месте должны быть поставлены меры к решительному и бесповоротному приобщению крестьян к полноте гражданских прав наравне с остальными гражданами. Сюда относятся: отмена исключительных законоположений, юридически принижающих податные сословия, отмена административной опеки, признание мирского землевладения институтом гражданского права. Помимо настойчивых государственных забот в поднятии производительности земледелия, мерами к подъему благосостояния являются: регулирование мелкой земельной аренды, преобразование деятельности крестьянского поземельного банка, содействие расселению и переселению, признание государственных и удельных земель, фондом для удовлетворения земельной нужды бывших крестьян и других разрядов мелких землевладельцев, разверстание чересполосных крестьянских и помещичьих земель с обязательным отчуждением отрезков, мешающих хозяйственной цельности владений, и, наконец, при недостаточности этих мер, допустимое в случаях государственной важности отчуждение части частновладельческих земель на справедливых условиях вознаграждения, устанавливаемых законодательной властью;

б) рабочий вопрос

Рабочий вопрос является в настоящее время одним из самых острых вопросов и имеет все права на особенные заботы со стороны Государственной думы. Он не может быть, однако, решен удовлетворительно в интересах самого же рабочего или без поддержки промышленности вообще: только правильно развивающаяся промышленность страны может обеспечить рабочего. Союз полагает, что Дума должна поставить себе общую задачу пересмотра, усовершенствования и расширения законодательства о рабочих в соответствии с местными особенностями отдельных производств с началами, принятыми в этой области в наиболее просвещенных промышленных государствах. Сюда также относятся меры по обеспечению рабочих и их семей в случае болезни, инвалидности и смерти, меры к постепенному осуществлению страхования рабочих во всех видах труда, меры к ограничению рабочего времени для женщин и детей в особо вредных для здоровья производствах.

Вполне признавая свободу профессиональных союзов и свободу стачек как средств защиты рабочими своих интересов, следует, однако, признать необходимым законодательным путем регулировать условия этой экономической борьбы. Для этого, с одной стороны, должен быть выработан ряд действительных мер к устранению случаев насилия над личностью и посягательства на имущество, как способ принуждения к вступлению в союз или к участию в стачке, а с другой стороны, должны быть выделены в особую группу такие производства, предприятия и учреждения, от коих зависит жизнь и здоровье населения, важные общественные и государственные интересы, безопасность государства, интересы обороны, а условия работы и службы в таких отраслях, за которыми должно быть признано государственное значение, должны быть подчинены особым узаконенным, ограждающим интересы рабочих и служащих, но подчиняющим их высшему государственному интересу;

в) развитие и укрепление начал местного самоуправления

Необходимым условием для обновления политической и общественной жизни России и для полного проведения провозглашенных манифестом начал свободы, является преобразование местного земского и городского самоуправления с расширением его прав и круга деятельности, с приданием ему должной самостоятельности и упразднением административной опеки, с устройством мелкой земской единицы, с устранением сословности. с распространением начала самоуправления, по возможности, на всей местности Империи и с привлечением к участию в самоуправлении возможно широкого круга лиц. Участие в обновленном самоуправлении будет лучшей школой политической свободы для народа;

г) заботы о народном образовании

Имея в виду, что лишь при повышении умственного уровня народа и при распространении в его среде образования можно ожидать, что он достигает и политической зрелости и хозяйственного благосостояния, что сама судьба выполняемой ныне политической реформы в значительной мере зависит от степени сознательности, с которой население отнесется к осуществлению дарованных ему прав. Союз высказывается за то, чтобы нужды народного просвещения были выдвинуты в законодательных работах Думы на первый план и чтобы на удовлетворение этих нужд были ассигнованы самые широкие средства. В частности, должны быть приняты все меры, чтобы в скорейшем времени могло быть практически осуществлено всеобщее начальное обучение. Рядом с этим должно быть увеличено число средних и высших учебных заведений, особенно технических, в пределах действительной общественной потребности с представлением самой широкой свободы частной и общественной инициативы в деле открытия и содержания учебных заведений. Одновременно должны быть пересмотрены программы, с целью их упрощения и приближения к потребностям жизни и должна быть у станов -
лена прямая, преемственная связь между различными ступенями школ.

д) реформы судебная и административная

е) меры экономические и финансовые

В виду громадных расходов, предстоящих в ближайшие годы государственному казначейству для осуществления неотложных и важных культурных задач, а также в интересах государственной обороны в деле пересоздания наших военных, сухопутных и морских сил, нельзя рассчитывать на сокращение государственной сметы расходов и на облегчение общего податного бремени. Но уже в ближайшее время возможно осуществить еще более рациональную и справедливую налоговую систему и переложить податную тягость с более слабых плеч на плечи более сильные. С целью подъема народного благосостояния, увеличения государственных доходов и в интересах распределения обложенных в соответствии с платежными силами плательщиков, предполагается:

1) меры содействия подъему производительных сил особенно в области сельскохозяйственной промышленности;

2) организация доступного населению сельскохозяйственного, промышленного и торгового кредита;

3) широкое распространение технических знаний с целью поднятия производительности народного труда;

4) меры к наилучшему использованию народных богатств, причем должен быть облегчен доступ к эксплуатации лесных и минеральных богатств, принадлежащих государству;

5) развитие прямых налогов, на основе прогрессивного подоходного обложения с постепенным понижением косвенного обложения предметов первой необходимости;

6) развитие сети железных, а равно водяных, шоссейных и грунтовых дорог.

Как бы, однако, ни были необходимы и действительны все указанные правительственные меры, следует помнить, что подъем народного благосостояния возможен лишь при том условии, чтобы нашему национальному характеру были возвращены те драгоценные качества, которых он лишился под влиянием старого порядка, основанного на правительственном надзоре, правительственной опеке, правительственной помощи. Политическая и гражданская свобода, провозглашенная манифестом 17-го октября, должна пробудить к жизни дремлющие народные силы, вызвать дух смелой энергии и предприимчивости, дух самодеятельности и самопомощи и тем самым создать прочную основу и лучший залог нравственного возрождения.

В 1905 году кадетам были присущи резко оппозиционные настроения в отношении царя. И в дальнейшем они постоянно балансировали между либерализмом и радикализмом. Их программа строилась на западных образцах, была безрелигиозной и рационалистической. Она была принята в конце 1905 года и зафиксировала требования конституционного строя, обеспечения свободы слова, совести собраний, передвижения, неприкосновенности жилища, законодательного регулирования вопросов найма рабочей силы. Особое внимание уделяли кадеты развитию местного самоуправления. Основными пунктами их национальной программы провозглашалась свобода языков и право нацменьшинств на культурно-национальную автономию при единстве территории страны. В аграрном вопросе они избегали категоричности и однозначных решений.

Либеральная интеллигенция считала кадетскую партию своей, у ее истоков стояли известный экономист П.Б. Струве, писатель В.Г. Короленко, в состав руководства входил ученый В.И. Вернадский. Лидером партии был профессор русской истории П.Н. Милюков. Кадеты владели обширной прессой, обслуживаемой квалифицированными журналистами.

Программа октябристов содержала следующие требования:

· сохранение единства и нераздельности Российского государства в виде конституционной монархии;

· всеобщее избирательное право;

· гражданские права, неприкосновенность личности и собственности;

· передача государственных и удельных земель в государственный фонд для продажи безземельным и малоземельным крестьянам;

· развитие местного самоуправления; свобода рабочих союзов и стачек;

· бессословный, независимый от администрации суд;

· подъем производительных сил, развитие системы кредита,

· распространение технических знаний, развитие железных дорог;

Конечная цель, к достижению которой должен стремиться этот союз русского народа — введение строгого, прочного правового порядка на следующих главнейших основаниях:

1) единство и нераздельность Российской империи, и незыблемость основных начал русской государственности, ибо только твердая Царская власть, основанная на непосредственном единении Царя с народом, в лице избранных народом представителей, может дать безусловные гарантии прочного правового порядка в таком разноплеменном государстве, как Россия;

2) учреждение Государственной думы с правом непосредственного доклада Государю, правом запроса министрам, правом фактического контроля над деятельностью министров, правом испрошения Высочайшего соизволения на предание их суду;

3) объединение деятельности министров и установление строгой, фактической ответственности их, равно как и каждого должностного лица, за всякую неправильность в делах службы, по жалобам потерпевших частных лиц, приносимых прокурорскому надзору;

4) допущение евреев в Государственную думу в числе не более трех лиц, выбранных от всего еврейского населения Российской Империи, для доклада Думе о частных нуждах еврейского народа. Такое ограничение необходимо ввиду того, что разрушительная, антигосударственная деятельность сплоченной еврейской массы, ее непримиримая ненависть ко всему русскому и неразборчивость в средствах, слишком наглядно выразились особенно за время настоящего революционного движения;

5) фактическое осуществление дарованной манифестом 17 октября свободы и неприкосновенности личности, т. е. ограждение личности от произвола и насилий со стороны властей, со стороны отдельных частных лиц, а также со стороны всякого рода обществ, союзов, комитетов и т. п., как тайных, так и явных;

6) установление строгой ответственности печати по суду, в ограждение основных начал государственного устройства, на основании особо выработанных законов, применительно к существующему ныне порядку такой ответственности в западноевропейских государствах;

7) самое твердое, строгое и фактическое ограждение права собственности частных лиц, обществ и Государства.
В основу нашего Союза положена братская любовь к ближнему, и уже в силу этого мы не допускаем никаких насилий, никакой лжи, клеветы, фальши, ничего подпольного и вообще таких средств борьбы, какими не брезгуют наши враги, враги Царя и Родины

В противостоянии с оппозицией правительство немалые надежды возлагало на поддержку православной церкви. Она была влиятельной силой: в 1905 году в России действовало 48375 православных церквей, а численность духовенства превышала 123 тысячи человек. Синод призывал православных: "Станьте крепкой, несокрушимой стеной за нашего царя, за землю русскую, за ее старинный христианский уклад жизни". Значительная часть духовенства выступала за прекращение беспорядков и неповиновения властям" напоминала об обязанностях верующих по отношению к царю - единовластителю.

Однако в церкви прослеживались и иные тенденции. Духовенство по социально-имущественному положению было расслоенным. Верхушка церковной иерархии вела очень обеспеченный образ жизни, часто отрываясь от забот и интересов паствы. Рядовые же священники - особенно сельские - были небогаты, а иногда и просто бедны, находились в среде, где прихожане влияли на их настроение. Часть священников оказалась вовлеченной в общий поток крестьянского движения. Некоторые открыто сотрудничали с левыми партиями.

Церковная проповедь во многих местах была официально-формальной или вялой, безынтересной, отвлеченной от реальной жизни. Влияние церкви на многие сферы общественного бытия к началу XX века было ослаблено. Единение верующих оказывалось не столько действительным, сколько желаемым. С антирелигиозной пропагандой выступали революционеры. По поводу социальных противоречий проявились разногласия внутри самой церковной организации: весной 1905 года возник Союз ревнителей церковного обновления (численно небольшой). В целом все же, несмотря на разноречивые тенденции в духовной и церковной жизни, православная традиция оставалась довольно сильной - в немалой степени благодаря именно ей удалось восстановить общественную стабильность после событий 1905 года.


Список использованной литературы

2. История Отечества Л.Н. Жарова, И.А. Мишина Москва, “Просвещение” , 1992 г

Сохранение целостности России стало третьей приоритетной задачей нынешнего руководства страны.

В основе этого процесса лежала та же самая причина, которая предопределила крушение СССР — дальнейшее региональное дробление номенклатуры, на сей раз на российском уровне, желание местных правящих элит вырваться из подчинения центру, стесняющего их самостоятельность.

Тем временем огонь межнациональных конфликтов перебросился через Кавказский хребет на территорию России. Вначале они привели к разделению на две части единой Чечено-Ингушской республики, затем — к кровавым столкновениям североосетин с ингушами. В конце 1992 г. Москве пришлось использовать армию для разведения враждующих сторон. Через два года возник вооруженный конфликт между военными формированиями президента Чечни генерала Д. Дудаева и силами местной оппозиции, поддерживаемыми центральным правительством. 11 декабря 1994 г. на территорию этого субъекта РФ вошли федеральные войска. Они столкнулись с ожесточенным сопротивлением.

К исходу лета 1996 г. в Чечне погибло, по предварительным оценкам, около 80 тыс. военнослужащих, вооруженных сепаратистов и мирных жителей, свыше 240 тыс. человек получили ранения и контузии. Чеченская драма серьезно обострила политическую ситуацию в России.




К середине января 1997 г. территорию Чечни покинули все федеральные воинские части. 27 января там прошли выборы президента Чечни и парламента республики.

Параллельно этим событиям нарастал поток беженцев, хлынувших в Россию с Северного Кавказа, из Закавказья, Средней Азии и Казахстана. С 1991 г. общая их численность превысила 2 млн. человек. Две трети из них — русские по национальности.

Сохранение целостности России стало третьей приоритетной задачей нынешнего руководства страны.

В основе этого процесса лежала та же самая причина, которая предопределила крушение СССР — дальнейшее региональное дробление номенклатуры, на сей раз на российском уровне, желание местных правящих элит вырваться из подчинения центру, стесняющего их самостоятельность.

Тем временем огонь межнациональных конфликтов перебросился через Кавказский хребет на территорию России. Вначале они привели к разделению на две части единой Чечено-Ингушской республики, затем — к кровавым столкновениям североосетин с ингушами. В конце 1992 г. Москве пришлось использовать армию для разведения враждующих сторон. Через два года возник вооруженный конфликт между военными формированиями президента Чечни генерала Д. Дудаева и силами местной оппозиции, поддерживаемыми центральным правительством. 11 декабря 1994 г. на территорию этого субъекта РФ вошли федеральные войска. Они столкнулись с ожесточенным сопротивлением.

К исходу лета 1996 г. в Чечне погибло, по предварительным оценкам, около 80 тыс. военнослужащих, вооруженных сепаратистов и мирных жителей, свыше 240 тыс. человек получили ранения и контузии. Чеченская драма серьезно обострила политическую ситуацию в России.

К середине января 1997 г. территорию Чечни покинули все федеральные воинские части. 27 января там прошли выборы президента Чечни и парламента республики.

Параллельно этим событиям нарастал поток беженцев, хлынувших в Россию с Северного Кавказа, из Закавказья, Средней Азии и Казахстана. С 1991 г. общая их численность превысила 2 млн. человек. Две трети из них — русские по национальности.

Читайте также: