Соглашение о сотрудничестве в авиационном и морском поиске и спасении в арктике кратко

Обновлено: 05.07.2024

Результаты заседания, прошедшего в конструктивном, насыщенном и заинтересованном ключе, в целом отразили выход регионального сотрудничества на новый уровень, соответствующий повышению роли Арктики как для самих арктических государств, так и в мировой политике в целом.

Арктический совет — международная организация, созданная в 1996 году по инициативе Финляндии для защиты уникальной природы северной полярной зоны. В Арктический совет входят восемь приарктических стран: Дания, Финляндия, Исландия, Канада, Норвегия, Россия, Швеция и США. Еще ряд стран имеют статус наблюдателей.

В Соглашение о поисково-спасательных операциях в Арктике (формально Соглашение о сотрудничестве в области авиационного и морского поиска и спасания в Арктике) является международный договор заключили между государствами-членами Арктический совет - Канада, Дания, Финляндия, Исландия, Норвегия, Россия, Швеция и США - 12 мая 2011 г. в г. Нуук, Гренландия. [1]

Соглашение о поисково-спасательных операциях в Арктике - первое обязательное соглашение, заключенное под эгидой Арктического совета. Договор отражает растущее экономическое значение Арктического региона в результате его улучшенной доступности благодаря глобальное потепление. [2] [1]

Правительство Канады является депозитарием договора. Он вступил в силу 19 января 2013 года после того, как его ратифицировало каждое из восьми подписавших его государств.


Причины аварий и происшествий на арктическом судоходстве в период 1995–2004 гг. Отображается площадь морского льда за сентябрь 2004 г. [3]

Правительство Королевства Дания, Правительство Исландии, Правительство Канады, Правительство Королевства Норвегия, Правительство Российской Федерации, Правительство Соединенных Штатов Америки, Правительство Финляндской Республики, Правительство Королевства Швеция, далее именуемые "Стороны",

принимая во внимание соответствующие положения Конвенции ООН по морскому праву 1982 года,

являясь Сторонами Международной конвенции по поиску и спасанию на море 1979 года, далее именуемой "Конвенция по поиску и спасанию", и Конвенции о международной гражданской авиации 1944 года, далее именуемой "Чикагская конвенция",

отмечая Руководство по международному авиационному и морскому поиску и спасанию, далее именуемое "Руководство МАМПС",

памятуя об Оттавской декларации 1996 года о создании Арктического совета,

придавая большое значение декларации Тромсе 2009 года по случаю шестой министерской сессии Арктического совета, в которой было утверждено создание целевой группы для организации и завершения переговоров по международному инструменту по сотрудничеству в операциях по поиску и спасанию в Арктике,

сознавая вызовы, обусловленные суровыми арктическими условиями для проведения операций по поиску и спасанию, а также жизненно важное значение предоставления быстрой помощи людям, терпящим бедствие в таких условиях,

учитывая рост морских и воздушных перевозок и других видов деятельности человека в Арктике, включая деятельность как населения Арктики, так и лиц, прибывающих в Арктику,

признавая большое значение сотрудничества между Сторонами в проведении поисково-спасательных операций,

подчеркивая полезность обмена информацией и опытом в области поиска и спасания, а также проведения совместной подготовки и учений,

согласились о нижеследующем:

Статья 1

Термины и определения

1. Для целей настоящего Соглашения применяются термины и определения, содержащиеся в главе 1 Приложения к Конвенции по поиску и спасанию и в главе 1 Приложения 12 к Чикагской конвенции.

2. Для целей настоящего Соглашения "территория Стороны" означает сухопутную территорию государства, его внутренние воды и территориальное море, включая воздушное пространство над этими участками.

Статья 2

Цель настоящего Соглашения

Целью настоящего Соглашения является укрепление сотрудничества и координации в области авиационного и морского поиска и спасания в Арктике.

Статья 3

Сфера применения настоящего Соглашения

1. Разграничения авиационных и морских поисково-спасательных районов, имеющих отношение к настоящему Соглашению, определены в пункте 1 Приложения к настоящему Соглашению. Участок, на котором каждая Сторона применяет настоящее Соглашение, указан в пункте 2 Приложения к настоящему Соглашению.

2. Разграничение поисково-спасательных районов не имеет отношения к установлению любой границы между государствами либо их суверенитету, суверенным правам или юрисдикции и не наносит им ущерба.

3. Каждая Сторона содействует созданию, эксплуатации и поддержанию адекватного и эффективного поисково-спасательного потенциала в пределах своего участка, указанного в пункте 2 Приложения к настоящему Соглашению.

Статья 4

Компетентные органы Сторон

1. Компетентные органы Сторон указаны в Дополнении I к настоящему Соглашению.

2. Каждая Сторона незамедлительно информирует другие Стороны в письменной форме по дипломатическим каналам о любых изменениях, касающихся ее компетентных органов.

Статья 5

Ведомства, ответственные за авиационный и морской поиск и спасание

1. Ведомства, ответственные за авиационный и морской поиск и спасание, далее именуемые "поисково-спасательные ведомства", указаны в Дополнении II к настоящему Соглашению.

2. Каждая Сторона через свои компетентные органы незамедлительно информирует другие Стороны о любых изменениях, касающихся ее поисково-спасательного ведомства или ведомств.

Статья 6

1. Перечень авиационных и/или морских спасательно-координационных центров Сторон, далее именуемых "СКЦ", для целей настоящего Соглашения содержится в Дополнении III к настоящему Соглашению.

2. Каждая Сторона через свои компетентные органы незамедлительно информирует другие Стороны о любых изменениях, касающихся ее СКЦ.

Статья 7

Проведение операций по авиационному и морскому поиску и спасанию

1. В качестве основы для проведения операций по поиску и спасанию по настоящему Соглашению используются Конвенция по поиску и спасанию и Чикагская конвенция.

2. В Руководстве МАМПС содержатся дополнительные рекомендации по реализации настоящего Соглашения.

3. Без ущерба для пункта 1 настоящей статьи Стороны проводят операции по авиационному и морскому поиску и спасанию согласно настоящему Соглашению, в соответствии со следующим:

a. поисково-спасательные операции, проводимые согласно настоящему Соглашению на территории Стороны, осуществляются в соответствии с законами и правилами этой Стороны;

b. если поисково-спасательное ведомство и/или СКЦ Стороны получает информацию о том, что любое лицо терпит бедствие или предположительно терпит бедствие, эта Сторона принимает срочные меры, чтобы обеспечить оказание необходимой помощи;

c. любая из Сторон, имеющая основания полагать, что лицо, судно, иное средство или воздушное судно находится в аварийном состоянии на участке другой Стороны, указанном в пункте 2 Приложения, направляет в кратчайшие сроки всю имеющуюся у неё информацию заинтересованной Стороне или Сторонам;

d. поисково-спасательное ведомство и/или СКЦ Стороны, получившие информацию о ситуации, предусмотренной в подпункте "b" настоящего пункта, может обратиться за помощью к другим Сторонам;

e. Сторона, которой направляется запрос об оказании помощи, незамедлительно принимает решение и информирует обратившуюся с просьбой Сторону о том, в состоянии ли она оказать запрашиваемую помощь, и без промедления сообщает об объеме и условиях помощи, которая может быть оказана;

f. Стороны обеспечивают предоставление помощи любому терпящему бедствие лицу. Они осуществляют это независимо от его национальной принадлежности, статуса или обстоятельств, при которых это лицо было обнаружено; и

g. Сторона незамедлительно предоставляет всю соответствующую информацию о поиске и спасании любого лица заинтересованным консульским или дипломатическим властям.

Статья 8

Запрос на доступ на территорию Стороны для целей проведения операций по поиску и спасанию

1. Сторона, запрашивающая разрешение на допуск на территорию Стороны или Сторон для целей поиска и спасания, в том числе для дозаправки, направляет такой запрос в поисково-спасательное ведомство и/или СКЦ соответствующей Стороны или Сторон.

2. Сторона, получающая такой запрос, немедленно подтверждает его получение. Получающая Сторона через свои СКЦ как можно раньше сообщает о том, разрешен ли допуск на ее территорию, а также об условиях, на которых возможно осуществление миссии, если таковые имеются.

3. Сторона, получающая такой запрос, а также любая Сторона, для транзита через территорию которой требуется разрешение, применяет, в соответствии со своим национальным законодательством и своими международными обязательствами, максимально возможный ускоренный порядок пересечения границы.

Статья 9

Сотрудничество между Сторонами

1. Стороны укрепляют сотрудничество между собой по вопросам, относящимся к настоящему Соглашению.

2. Стороны обмениваются информацией, которая может способствовать повышению эффективности поисково-спасательных операций. Она, среди прочего, может включать следующее:

a. сведения о связи;

b. сведения о поисково-спасательных средствах;

c. перечни имеющихся аэродромов и портов с указанием их функциональных возможностей в плане дозаправки и снабжения;

d. сведения об объектах для заправки, снабжения и медицинского обслуживания; и

e. информацию, полезную для подготовки поисково-спасательного персонала.

3. Стороны содействуют взаимному сотрудничеству в области поиска и спасания, уделяя должное внимание совместным мероприятиям, включая, среди прочего, следующие:

b. предоставление в реальном времени данных метеорологических и океанографических наблюдений, анализов, прогнозов и предупреждений;

c. организацию обмена визитами поисково-спасательного персонала;

d. проведение совместных учений и подготовки по поиску и спасанию;

f. предоставление сведений об информационных системах, процедурах, методах, оборудовании и средствах поиска и спасания;

g. предоставление услуг для обеспечения поисково-спасательных операций;

h. предоставление информации о национальных позициях по вопросам поиска и спасания, представляющих взаимный интерес в рамках настоящего Соглашения;

i. оказание поддержки и реализация совместных инициатив в области научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, направленных, среди прочего, на сокращение времени поиска, повышение эффективности спасания и снижение риска для поисково-спасательного персонала; и

j. проведение регулярных проверок и учений в области связи, включая использование альтернативных средств связи при перегрузке каналов связи во время крупных поисково-спасательных операций.

4. При проведении совместных учений Сторонам следует, насколько это возможно, применять принципы настоящего Соглашения.

Статья 10

Встречи Сторон

Стороны на регулярной основе проводят встречи в целях рассмотрения и решения вопросов практического сотрудничества. На этих встречах следует рассматривать вопросы, включающие, среди прочего:

a. взаимные визиты экспертов по поиску и спасанию;

b. проведение совместных учений и совместной подготовки по поиску и спасанию;

c. возможное участие экспертов по поиску и спасанию в качестве наблюдателей в национальных учениях по поиску и спасанию любой другой Стороны;

d. подготовку предложений по развитию сотрудничества в рамках настоящего Соглашения;

e. планирование, разработку и использование систем связи;

f. механизмы для рассмотрения и, при необходимости, совершенствования применения международных руководств по вопросам поиска и спасания в Арктике; и

g. анализ соответствующего руководства по вопросам метеорологического обслуживания в Арктике.

Статья 11

Совместный разбор поисково-спасательных операций

После проведения крупной совместной поисково-спасательной операции поисково-спасательные ведомства Сторон могут провести совместный разбор такой операции под руководством координировавшей её Стороны.

Статья 12

Финансирование

1. При отсутствии договоренности об ином, каждая Сторона несет свои расходы, связанные с выполнением ею настоящего Соглашения.

2. Выполнение настоящего Соглашения зависит от наличия соответствующих ресурсов.

Статья 13

Приложение

Приложение к настоящему Соглашению является неотъемлемой частью настоящего Соглашения. Все ссылки на настоящее Соглашение означают и ссылку на Приложение.

Арктический совет — межправительственный форум циркумполярных государств, действующий с 1996 года. Это центральная организация сотрудничества в Арктике в сфере охраны окружающей среды и устойчивого развития региона.

Статус постоянного участника Арктического совета имеют шесть организаций коренных народов Арктики, которые участвуют в принятии решений и формировании его политики.

Наблюдателями в АС являются 13 неарктических государств, 13 межправительственных и 12 неправительственных организаций, список наблюдателей постоянно растет.

Постоянный секретариат Арктического совета располагается в норвежском Тромсё.

Заседания Арктического совета на уровне министров иностранных дел проводятся каждые два года страной-председателем (последнее состоялось в 19-20 мая 2021 г. в Рейкьявике, в 2023 гг ожидается в России, далее в Норвегии). Комитет старших должностных лиц (КСДЛ) – представители Министерств иностранных дел — собирается регулярно раз в полгода.

Для решения приоритетных задач в Арктическом совете сформировано шесть рабочих групп: по устранению загрязнения Арктики; по сохранению арктической флоры и фауны; по защите арктической морской среды; по реализации программы арктического мониторинга и оценки; по предупреждению, готовности и реагированию на ЧС; по устойчивому развитию в Арктике. Арктический Совет может также создавать целевые или экспертные группы для выполнения конкретных задач.

Для Российской Федерации указанное Соглашение вступило в силу 19 января 2013 г. (порядок вступления в силу определен пунктом 2 статьи 19 Соглашения).

Третье Соглашение по укреплению международного арктического научного сотрудничества было подписано в Фэрбанксе (Аляска) на Министерской сессии 2017 года.

В 2021-2023 годах в Арктическом Совете председательствует Российская Федерация.

Минтранс России курирует российское участие в деятельности Информационного форума лучших практик в области арктического судоходства при рабочей группе Арктического совета по Программе защиты Арктической морской среды (PAME).

Очередное ежегодное совещание Форума прошло 16-18 ноября 2021 г. под российским председательством в формате видеоконференции с участием более 100 делегатов. В ходе совещания делегация Минтранса России представила информацию о комплексной работе, проводимой в российской Арктике с целью повышения безопасности мореплавания и защиты окружающей среды на Северном морском пути, включая новые инфраструктурные проекты, строительство ледокольного и аварийно-спасательного флота.

Доклады представителей профильных ведомств арктических государств, неправительственных организаций, компаний, обеспечивающих различный спектр услуг для судов в Арктике, представлялись в рамках тематических сессий, посвященных поиску и спасанию в Арктике, планированию арктических рейсов, ледокольной и ледовой лоцманской проводке, обеспечению радио и навигационными услугами, человеческому фактору. Участники также обсудили перспективы разработки унифицированных интерпретаций Полярного кодекса, вопросы совершенствования рекомендаций по оценке эксплуатационных ограничений по движению судов во льдах, перспективы разработки поправок к Полярному кодексу в будущем.

В рамках председательства Российской Федерации Минтранс России совместно с Росавиацией провел Международный семинар по развитию малой авиации в Арктике в период 23 декабря 2021 г.

Представители Арктических стран обсудили перспективы развития эронавигационного обслуживания полетов и маршрутной сети в Арктической зоне, поисково-спасательного обеспечения в Арктической зоне, технологии строительства взлетно-посадочных полос и посадочных площадок в арктических климатических условиях, международное сотрудничество в области гражданской авиации и беспилотной аэродоставке грузов.

Международное взаимодействие в Арктике осуществляется в рамках так называемого Арктического совета, который представляет собой международную организацию, созданную в 1996 г. по инициативе Финляндии.

Учреждение Арктического совета состоялось 19 сентября 1996 г., когда была основана новая организация, представляющая группу арктических государств (Россия, США, Канада, Дания, включая Гренландию и Фарерские острова, Норвегия, Швеция, Финляндия, Исландия) и Европейский парламент.

Арктический совет – это межправительственный форум циркумполярных государств, действующий с 1996 г. Это центральная организация сотрудничества в Арктике в сфере охраны окружающей среды и устойчивого развития региона.

Специальный статус постоянных участников, дающий право принимать решения вместе с правительствами стран-участников Арктического совета, имеют 6 организаций коренных народов Арктики, которые участвуют в принятии решений и формировании его политики: Алеутская международная ассоциация; Арктический совет атабасков; Международный совет гвичинов; Инуитская циркумполярная конференция; Российская ассоциация коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока; Союз саамов.

Согласно учредительной Декларации, в Арктическом совете существует статус наблюдателя. Его могут иметь неарктические страны, межправительственные и межпарламентские организации, а также организации универсального и регионального характера, включая неправительственные.

Страны-наблюдатели: Великобритания, Франция, Германия, Италия, Испания, Нидерланды, Польша, Индия, Китай, Южная Корея, Япония, а также Сингапур.

Международные организации-наблюдатели: Всемирный союз охраны природы, Конференция парламентариев Арктического региона, Международный комитет Красного Креста, Программа ООН по окружающей среде, Программа развития ООН, Северный совет, Северный форум.

Неправительственные организации-наблюдатели: Арктическая программа Всемирного фонда дикой природы, Всемирная ассоциация пастухов северного оленя, Университет Арктики.

Председательство в Арктическом совете переходит каждые 2 года к одному из шести арктических государств. В 2004-2006 гг. председателем Арктического совета была Россия.

Заседания Арктического совета на уровне министров иностранных дел проводятся каждые два года страной-председателем. Комитет старших должностных лиц (КСДЛ) – представители министерств иностранных дел – собирается регулярно раз в полгода.

Для решения приоритетных задач в Арктическом совете сформировано шесть рабочих групп: по устранению загрязнений; по сохранению арктической флоры и фауны; по защите арктической морской среды; по арктическому мониторингу и оценке; по предотвращению, готовности и реагированию на ЧС; по устойчивому развитию.




Кроме этого, Нуукская сессия регламентировала отношения с наблюдателями Арктического совета. Также было зафиксировано основное требование к кандидатам – уважать суверенитет, суверенные права и юрисдикцию арктических государств. Закреплен ряд положений относительно пределов финансирования проектов Арктического совета неарктическими государствами.

В Нуукской декларации отражены результаты около 80 научно-исследовательских проектов Арктического совета. Выводы говорят о том, что через 30-40 лет Северный Ледовитый океан на летний период будет освобождаться ото льда. В активе прибрежных стран региона может появиться долгожданный незамерзающий морской путь через Арктику.

В Декларации также отмечается укрепление позиций Арктического совета в мире и регламентируется завершение первого круга председательствования.

Кроме того, на министерской встрече было принято Соглашение о сотрудничестве в сфере готовности и реагирования на загрязнение моря нефтью в Арктике, в соответствии с которым государства берут на себя ответственность по взаимодействию в борьбе с нефтяными разливами в акватории Арктики.

Постоянный комитет парламентариев арктической области, который ответственен за работу между конференциями, начал свои действия в сентябре 1994 г. Первая парламентская конференция относительно арктического сотрудничества была проведена в Рейкьявике, Исландия в 1993 г. Следующие арктические парламентские конференции были проведены в Йеллоунайфе, Канада; Салехард, Россия; Рованиеми, Финляндия; Тромсё, Норвегия; Нуук, Гренландия; Кируна, Швеция; Фэрбенкс, США и Европейском парламенте в 2010 г. Девятая Конференция в Брюсселе 13-15 сентября 2010, сосредоточился на следующих главных темах: жизнеспособное управление живущими ресурсами в Арктике; образование и исследование – продолжение Международного полярного года; тающий лед – последствия.

В 2013 г. был создан постоянный секретариат Арктического совета в норвежском городе Тромсе.

Также международное взаимодействие в Арктике осуществляется через Совет Баренцева/Евроарктического региона (СБЕР), который был учреждён как форум регионального сотрудничества 11 января 1993 г. на встрече министров иностранных дел России и стран Северной Европы в городе Киркенесе (Норвегия). В него вошли на правах постоянных членов Дания, Исландия, Норвегия, Россия, Финляндия и Швеция, а также Комиссия Европейских сообществ. Девять государств – Великобритания, Германия, Италия, Канада, Нидерланды, Польша, Франция, США, Япония – имеют статус наблюдателей.

Сфера деятельности СБЕР – Баренцев/Евроарктический регион, т.е. территории регионов Баренцева моря, объединённых в международную общественную организацию 11 января 1993 г. с целью развития международного сотрудничества. Территория региона составляет 1,9 млн кв. км. Включает в себя губернии Норвегии: Нурланн, Тромс, Финнмарк, лены Швеции Вестерботтен и Норрботтен, провинции Финляндии: Лапландия, Северная Остроботния и Каинуу, и регионы России: Мурманская область, Архангельская область, Ненецкий автономный округ, Республика Карелия и Республика Коми.

Инициаторами учреждения организации сотрудничества а Арктическом регионе выступили Норвегия и Россия. 8 марта 1992 г. в Осло министры иностранных дел России и Норвегии подписали совместный протокол о рабочей программе контактов и сотрудничества. В нем подчеркивалось желание развивать экономическе сотрудничество между северными регионами обеих стран.

СБЕР собирается ежегодно на уровне министров иностранных дел. Решения по вопросам деятельности организации Совет принимает на основе консенсуса. Председательство в СБЕР осуществляется на добровольной ротационной основе.

Рабочим органом СБЕР является Комитет старших должностных лиц, состоящий из представителей внешнеполитических ведомств стран-членов и наблюдателей СБЕР. Комитет старших должностных лиц готовит сессии министров, осуществляет текущую деятельность СБЕР, курирует рабочие группы Совета. В СБЕР действуют рабочие группы по экономическому сотрудничеству, экологии, энергетике, Северному морскому пути, молодежной политике. Под эгидой рабочей группы по экономическому сотрудничеству функционируют целевые группы по преодолению торговых барьеров и по лесному хозяйству.

В рамках сотрудничества СБЕР с Баренцевым региональным советом действуют также объединенные рабочие группы по культуре, здравоохранению и связанным с ним социальным вопросам, энергетике, образованию и научным исследованиям, туризму.

Международное взаимодействие в Арктике осуществляется в рамках так называемого Арктического совета, который представляет собой международную организацию, созданную в 1996 г. по инициативе Финляндии.

Учреждение Арктического совета состоялось 19 сентября 1996 г., когда была основана новая организация, представляющая группу арктических государств (Россия, США, Канада, Дания, включая Гренландию и Фарерские острова, Норвегия, Швеция, Финляндия, Исландия) и Европейский парламент.

Арктический совет – это межправительственный форум циркумполярных государств, действующий с 1996 г. Это центральная организация сотрудничества в Арктике в сфере охраны окружающей среды и устойчивого развития региона.

Специальный статус постоянных участников, дающий право принимать решения вместе с правительствами стран-участников Арктического совета, имеют 6 организаций коренных народов Арктики, которые участвуют в принятии решений и формировании его политики: Алеутская международная ассоциация; Арктический совет атабасков; Международный совет гвичинов; Инуитская циркумполярная конференция; Российская ассоциация коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока; Союз саамов.

Согласно учредительной Декларации, в Арктическом совете существует статус наблюдателя. Его могут иметь неарктические страны, межправительственные и межпарламентские организации, а также организации универсального и регионального характера, включая неправительственные.

Страны-наблюдатели: Великобритания, Франция, Германия, Италия, Испания, Нидерланды, Польша, Индия, Китай, Южная Корея, Япония, а также Сингапур.

Международные организации-наблюдатели: Всемирный союз охраны природы, Конференция парламентариев Арктического региона, Международный комитет Красного Креста, Программа ООН по окружающей среде, Программа развития ООН, Северный совет, Северный форум.

Неправительственные организации-наблюдатели: Арктическая программа Всемирного фонда дикой природы, Всемирная ассоциация пастухов северного оленя, Университет Арктики.

Председательство в Арктическом совете переходит каждые 2 года к одному из шести арктических государств. В 2004-2006 гг. председателем Арктического совета была Россия.

Заседания Арктического совета на уровне министров иностранных дел проводятся каждые два года страной-председателем. Комитет старших должностных лиц (КСДЛ) – представители министерств иностранных дел – собирается регулярно раз в полгода.

Для решения приоритетных задач в Арктическом совете сформировано шесть рабочих групп: по устранению загрязнений; по сохранению арктической флоры и фауны; по защите арктической морской среды; по арктическому мониторингу и оценке; по предотвращению, готовности и реагированию на ЧС; по устойчивому развитию.

Кроме этого, Нуукская сессия регламентировала отношения с наблюдателями Арктического совета. Также было зафиксировано основное требование к кандидатам – уважать суверенитет, суверенные права и юрисдикцию арктических государств. Закреплен ряд положений относительно пределов финансирования проектов Арктического совета неарктическими государствами.

В Нуукской декларации отражены результаты около 80 научно-исследовательских проектов Арктического совета. Выводы говорят о том, что через 30-40 лет Северный Ледовитый океан на летний период будет освобождаться ото льда. В активе прибрежных стран региона может появиться долгожданный незамерзающий морской путь через Арктику.

В Декларации также отмечается укрепление позиций Арктического совета в мире и регламентируется завершение первого круга председательствования.

Кроме того, на министерской встрече было принято Соглашение о сотрудничестве в сфере готовности и реагирования на загрязнение моря нефтью в Арктике, в соответствии с которым государства берут на себя ответственность по взаимодействию в борьбе с нефтяными разливами в акватории Арктики.

Постоянный комитет парламентариев арктической области, который ответственен за работу между конференциями, начал свои действия в сентябре 1994 г. Первая парламентская конференция относительно арктического сотрудничества была проведена в Рейкьявике, Исландия в 1993 г. Следующие арктические парламентские конференции были проведены в Йеллоунайфе, Канада; Салехард, Россия; Рованиеми, Финляндия; Тромсё, Норвегия; Нуук, Гренландия; Кируна, Швеция; Фэрбенкс, США и Европейском парламенте в 2010 г. Девятая Конференция в Брюсселе 13-15 сентября 2010, сосредоточился на следующих главных темах: жизнеспособное управление живущими ресурсами в Арктике; образование и исследование – продолжение Международного полярного года; тающий лед – последствия.

В 2013 г. был создан постоянный секретариат Арктического совета в норвежском городе Тромсе.

Также международное взаимодействие в Арктике осуществляется через Совет Баренцева/Евроарктического региона (СБЕР), который был учреждён как форум регионального сотрудничества 11 января 1993 г. на встрече министров иностранных дел России и стран Северной Европы в городе Киркенесе (Норвегия). В него вошли на правах постоянных членов Дания, Исландия, Норвегия, Россия, Финляндия и Швеция, а также Комиссия Европейских сообществ. Девять государств – Великобритания, Германия, Италия, Канада, Нидерланды, Польша, Франция, США, Япония – имеют статус наблюдателей.

Сфера деятельности СБЕР – Баренцев/Евроарктический регион, т.е. территории регионов Баренцева моря, объединённых в международную общественную организацию 11 января 1993 г. с целью развития международного сотрудничества. Территория региона составляет 1,9 млн кв. км. Включает в себя губернии Норвегии: Нурланн, Тромс, Финнмарк, лены Швеции Вестерботтен и Норрботтен, провинции Финляндии: Лапландия, Северная Остроботния и Каинуу, и регионы России: Мурманская область, Архангельская область, Ненецкий автономный округ, Республика Карелия и Республика Коми.

Инициаторами учреждения организации сотрудничества а Арктическом регионе выступили Норвегия и Россия. 8 марта 1992 г. в Осло министры иностранных дел России и Норвегии подписали совместный протокол о рабочей программе контактов и сотрудничества. В нем подчеркивалось желание развивать экономическе сотрудничество между северными регионами обеих стран.

СБЕР собирается ежегодно на уровне министров иностранных дел. Решения по вопросам деятельности организации Совет принимает на основе консенсуса. Председательство в СБЕР осуществляется на добровольной ротационной основе.

Рабочим органом СБЕР является Комитет старших должностных лиц, состоящий из представителей внешнеполитических ведомств стран-членов и наблюдателей СБЕР. Комитет старших должностных лиц готовит сессии министров, осуществляет текущую деятельность СБЕР, курирует рабочие группы Совета. В СБЕР действуют рабочие группы по экономическому сотрудничеству, экологии, энергетике, Северному морскому пути, молодежной политике. Под эгидой рабочей группы по экономическому сотрудничеству функционируют целевые группы по преодолению торговых барьеров и по лесному хозяйству.

В рамках сотрудничества СБЕР с Баренцевым региональным советом действуют также объединенные рабочие группы по культуре, здравоохранению и связанным с ним социальным вопросам, энергетике, образованию и научным исследованиям, туризму.

Читайте также: