Содружество государство это кратко

Обновлено: 07.07.2024

На первый взгляд договорные федерации близки по смыслу к конфедерациям, но это мнение ошибочно, поскольку их суть совершенно разная.

Определение конфедерации

Конфедерация в переводе с позднелатинского – союз, объединение.

Конфедеративное государство – союз независимых государств, которые объединились для того, чтобы решать совместные политические или военные проблемы.

Черты конфедеративного государства

От федеративного устройства государства конфедерация отличается следующими характерными чертами:

  1. В конфедеративном государстве отсутствуют общие законодательные, исполнительные, а также судебные органы, которые имеются в федерациях. Конфедеративные органы, в состав которых входят представители суверенных государств, отвечают за решение вопросов экономического и оборонного сотрудничества (для чего и была создана конфедерация).
  2. Конфедеративное государственное устройство не подразумевает наличие армии, а также единого государственного бюджета и системы налогообложения. Данный вопрос может решаться членами союза в индивидуальном порядке.

Для укрепления оборонной способности стран-участников конфедерации либо в качестве экономической помощи могут выделяться суммы из общего конфедерального бюджета.

  1. Если страна вступает в объединение такого типа, то ее гражданство будет сохранено. Перемещение между государствами союза становится более упрощенным, без виз и таможенных деклараций.
  2. Гос.органы конфедерации могут договориться о единой денежной и межгосударственной кредитной политике, таможенных правилах на время существования гос. образования. Возможно введение конфедеральных органов, ответственных за регулирование внешнеполитических, оборонных и иных вопросов и координирование общих интересов стран-участников союза в межгосударственных отношениях с другими государствами мира.
  3. Конфедерации – не долговечное образование. Обычно такой союз работает до достижения общей цели и потом распадается или становится федерацией. В истории было достаточно примеров и того, и другого.

Примером обоих случаев можно считать Германский союз (1815-1867), Швейцарский союз (1815-1548) и Австро-Венгерский союз (1867-1918). Классическим примером можно считать США. Из конфедерации, утвержденной в 1781 году, в 1787 превратились в федерацию, которая существует по сей день и закреплена конституцией.

Конфедеративное государственное устройство служит платформой для создания унитарных или федеративных государств.

Содружество независимых государств

Одной из форм конфедерации является Содружество Независимых Государств или, как его еще называют, СНГ. Интересен сам факт появления его, ведь оно появилось из-за распада СССР. Основой объединения государств стали военные, экономические и политические цели, а также этническая, историческая и культурная близость, что не является характерной чертой иных конфедераций.

Бывшие союзные республики СССР стремились получить суверенитет, но в результате совместного развития на протяжении многих лет между ними образовалась хозяйственно-экономическая зависимость. В условиях объединительной и разделительной тенденций, противоречащих друг другу, и образовалось Содружество Независимых Государств. Субъекты СНГ не являются завершенными странами, поскольку ни одна из них не имеет полную самостоятельность, которая должна обеспечивать суверенитет. В то же время Содружество Независимых Государств только находится на этапе формирования, так как у организации отсутствует четкая договорно-правовая природа, из-за чего она не является полноправной конфедерацией.

Содружество – это организованное объединение государств, которые имеют общие признаки и определенную степень однородности.

Признаки, объединяющие страны содружества, могут относиться к сфере:

– экономики (например, тесная интеграция хозяйственных связей и отношений, единая денежная единица и т.д.);

– права (гражданского, уголовного и т.д.);

– языка (единство языкового пространства создает ощущение отсутствия межгосударственных границ, что как бы подталкивает государства к их устранению);

– культуры (культурная общность может иметь единое происхождение либо достигается посредством взаимообогащения);

Однако содружество представляет собой своеобразное объединение суверенных, независимых и самостоятельных государств. Правовую основу содружества могут сформировать: межгосударственный договор, устав и иные юридические акты.

Цели формирования содружества государств могут иметь различную природу. Члены содружества обычно сохраняют свою независимость и суверенность в полном объеме, а также выступают в международных отношениях как самостоятельные субъекты.

Деятельность содружества может сопровождаться созданием и надгосударственных органов с целью обеспечения координации действий государств-членов.

Правотворческая деятельность содружества реализуется в форме нормативных актов, которые принимаются главами государств или уполномоченными на это органами и лицами.

Рассмотрение теорией государства такой формы организационного объединения государств как содружество стало актуальным после крушения СССР и образования СНГ (Содружества Независимых Государств) республиками, которые ранее входили в его состав.

Необходимо отметить, что для некоторых членов СНГ (например, России, Белоруссии, Казахстана) содружество как объединение государств стало переходным инструментом для дальнейшего углубления межгосударственных связей.

На данный момент наиболее продвинутой формой межгосударственного строительства на пространстве СНГ является Евразийский экономический союз, в состав которого входят следующие государства: Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Россия.

Содружество - организационное объединение государств, характеризуемых наличием общих признаков, определенной степенью однородности. Объединяющие их признаки могут касаться, во-первых, экономики (одинаковая форма собственности, единая денежная единица и др.), права (уголовного, гражданского и пр.), в-третьих, языка (например, у славянских стран СНГ), в-четвертых – культуры, в-пятых – религии. Однако содружество – это не государство, а своеобразное объединение независимых государств. В основе содружества могут лежать межгосударственный договор, устав, декларация, иные юридические акты.Межгосударственные образования знают и такую форму, как сообщество государств. В основе сообщества, как правило, лежит "межгосударственный договор. Сообщество является еще одной своеобразной переходной формой к государственной организации общества. Оно в большинстве случаев усиливает интеграционные связи государств, входящих в сообщество, и эволюционирует в сторону конфедеративного объединения (например, Европейские сообщества).

В сообщество могут входить ассоциированные члены — государства, принимающие те или иные правила, действующие в сообществе. Порядок вступления в сообщество и выхода из него устанавливается членами сообщества. В сообществе может быть свой бюджет (формируемый из отчислений членов-государств), надгосударственные органы. Сообщество может иметь цель выровнять экономический и научно-технический потенциал государств, входящих в него, объединить усилия этих государств для достижения глобальных цепей, упростить таможенные, визовые и иные барьеры, (вплоть до их отмены) и.т. д.

Содружество – это весьма редкое, еще более аморфное, чем конфедерация, но тем не менее организованное объединение государств, характеризуемых наличием общих признаков, определенной степенью однородности.

Однако содружество – это не государство, а своеобразное объединение независимых государств. В основе содружества, как и при конфедерации, могут лежать межгосударственный договор, устав, декларация, иные юридические акты.

Цели, выдвигаемые при создании содружества, могут быть самыми различными. Они затрагивают важные интересы государств, что не позволяет их отнести к разряду второстепенных. Для достижения этих целей объединенным государствам приходится иногда ограничивать и свой суверенитет. Как правило, члены содружества – это полностью независимые, суверенные государства, субъекты международных отношений.

В содружестве могут создаваться и надгосударственные органы, но, скорее всего, не для управления, а для координации действий государств. Денежные средства, если это необходимо для целей содружества, объединяются добровольно и в тех размерах, которые субъекты содружества сочтут необходимыми и достаточными.

Межгосударственные образования знают и такую форму, как сообщество государств. В основе сообщества, как правило, лежит межгосударственный договор. Сообщество является еще одной своеобразной переходной формой к иной государственной организации общества. Оно в большинстве случаев усиливает интеграционные связи государств, входящих в сообщество, и эволюционирует в сторону конфедеративного объединения (например, Европейские сообщества).

В сообщество могут входить ассоциированные члены – государства, принимающие те или иные правила, действующие в сообществе. Порядок вступления в сообщество и выхода из него устанавливается членами сообщества.

В сообществе может быть свой бюджет (формируемый из отчислений членов-государств), надгосударственные органы.

Сообщество может иметь цель выровнять экономический и научно-технический потенциал государств, входящих в него, объединить усилия этих государств для достижения глобальных целей, упростить таможенные, визовые и иные барьеры (вплоть до их отмены) и т.д.

Надо подчеркнуть, что не следует федеративные и межгосударственные объединения – конфедеративные, содружественные формы – понимать догматически. В реальной жизни эти формы могут иметь самый широкий спектр, давать, например, такие сочетания, как конфедеративно-федеративные, когда в одних областях между государствами осущесгвляется федеративные, а в других – конфедеративные связи.

Или, например, давать сочетание унитарно-федеративных государственных образований (например, Россия: в ее состав входят республики и вместе с тем она имеет в других регионах четкое административно-территориальное устройство). Как и в других, в данном случае теория государства выделяет и рассматривает самое типичное, основное, что характеризует те или иные реальные формы устройства государства.

Теория государства учитывает, что и в этой сфере, как и в других политико-правовых областях, действует целая система разных факторов, тенденций, которые дают разнообразные и удивительные сочетания национально-государственных и административно-территориальных форм.

Словом, межгосударственные формы делятся на два вида: добровольные и насильственные. Если на начальном этапе развития человечества преобладали насильственные формы межгосударственного объединения, то с развитием цивилизации они уходят в прошлое. Их место занимают добровольные формы международного общежития, объединения. В перспективе интеграционные связи между государствами будут все более и более возрастать. . читать далее .

Читайте также: