Социология в советский период кратко

Обновлено: 05.07.2024

Развитие социологии в СССР имело свои особенности. В годы Октябрьской революции (1917-1921 гг.), в значительной мере под влиянием сложившейся прежде социокультурной традиции, продолжалось развитие социологической науки. В 1920 г. в Петербурге был создан социологический факультет, возглавляемый П. Сорокиным. Социологические кафедры были также открыты в ряде университетов страны, работали различные исследовательские лаборатории социологической ориентации.

Содержание

Общие сведения о социологии в СССР………………………………………3 Особенности развития социологии 20-30-х гг…………………………………7 Особенности развития социологии с 50-60-х гг……………………………….11 Список литературы………………………………………………………………14

Прикрепленные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (6).docx

Министерство образования и науки

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

Факультет Энергетики и Автоматики

Кафедра энергетики и электротехники

Особенности развития социологии в СССР

ст. гр. ЭП-09 Кустовский Е.А.

Проверил: Волкова Н.Н.

Общие сведения о социологии в СССР………………………………………3 Особенности развития социологии 20-30-х гг…………………………………7 Особенности развития социологии с 50-60-х гг……………………………….11 Список литературы…………………………………………………… …………14

Общие сведения о социологии в СССР

Развитие социологии в СССР имело свои особенности. В годы Октябрьской революции (1917-1921 гг.), в значительной мере под влиянием сложившейся прежде социокультурной традиции, продолжалось развитие социологической науки. В 1920 г. в Петербурге был создан социологический факультет, возглавляемый П. Сорокиным. Социологические кафедры были также открыты в ряде университетов страны, работали различные исследовательские лаборатории социологической ориентации. Продолжали публиковаться труды известных социологов Н. И. Кареева, 3. М. Хвостова, П. А, Сорокина, К. М. Тахтарева и др.

Однако в 1922 г. начинается крестовый поход против буржуазных ученых-обществоведов, к числу которых причислялась большая часть прежнего профессорско- преподавательского корпуса, а затем изгонялась из учебных заведений и насильно депортировалась за границу. Среди эмигрантов, ставших известными на Западе, социологи - П. Сорокин, Ж. Гурвич, Н. Тимашов. Русская духовная культура таким образом понесла невосполнимый урон, К сказанному следует добавить, что в последствии ряд известных ученых-обществоведов, в том числе признанные во всем мире имена - Кондратьев, Чаянов были репрессированы. Определенная часть обществоведов, позитивно оценивших мар-ксистко-ленинскую теорию (Н. И. Кареев, К. М. Тахтарев, 3. М. Хвостов), остались на прежних местах и сумели сохранить свой авторитет.

Характерной особенностью первой половины 20-х годов явилась дискуссия о статусе теории исторического материализма, развернувшаяся в печати после выхода в свет книги Н. И. Бухарина "Исторический материализм. Популярный учебник марксистской социологии", в которой предпринималась попытка выделить социологию в качестве частной научной дисциплины, независимой от философии. Эта концепция подверглась критике со стороны ортодоксальных марксистов, обвинивших Н. И. Бухарина в механицизме, позитивизме, недооценке роли философии диалектического материализма. Итогом этой дискуссии, продолжавшейся на протяжении 20-х годов, было появление официальной точки зрения, согласно которой социология рассматривалась в качестве составной части марксистско-ленинской философии, что фактически означало отождествление социологии с социальной философией, отрыв ее от эмпирических социальных исследований.

Другой негативной стороной указанной дискуссии явился тот факт, что марксистская социология объявлялась в качестве единственно научной, выражающей мировоззрение передового рабочего класса. Эта идеологическая позиция вела к искусственной изоляции отечественной социологии от мировой общественной мысли, вносила односторонний классовый подход в оценку достижений западной социологии, что в итоге негативно отразилось на дальнейшем развитии социологии в СССР.

Усиление идеологического контроля над духовной жизнью общества в целом, возвеличивание культа Сталина, начавшееся в середине 20-х гг., привело к тому, что в результате проведения ряда идеологических кампаний была осуществлена полная идейная переориентация обществоведов на рельсы марксистско-ленинской идеологии. Социология была объявлена буржуазной лженаукой, а сам термин на многие годы был исключен из научного обихода.

В значительной мере под влиянием дореволюционных традиций проведения в России социально-статистических исследований, а также потребности государственной власти в получении объективной информации о происходящих в стране процессах, в 20-е годы проводилось немало интересных эмпирических социальных исследований. Среди них следует назвать исследования в области методологии и методики социальных исследований (С. Г. Струмилин, С. Г. Василевский, А. В. Чазов, А. П. Болтунов и др.), изучение бюджета времени рабочих (С. Г. Струмилин, Е. О. Кабо и др.), социальных проблем города и деревни, духовной культуры и др. Однако в 30-е годы в связи с усилением культа личности Сталина, навязывания авторитарных и бюрократических методов управления, превращения страны в закрытую тоталитарную систему, конкретные социальные исследования проводились в очень ограниченном объеме.

Новый этап развития социологии в СССР начинается лишь в 60-е годы. Либерализация тоталитарного режима, начатая в годы правления Н. С. Хрущева, стимулировала потребность управленческих структур в получении объективной информации о различных сторонах жизни общества, что и послужило первопричиной развертывания эмпирических социальных исследований, охвативших в первую очередь сферу производства, а затем и другие области - социальную структуру общества, город и село, культуру, печать, телевидение. Среди этих исследований следует особо отметить

работу ленинградских социологов под руководством В. А. Ядова и А. Г. Здравомыслова "Человек и его работа", на многие годы ставшую своеобразной социологической классикой, моделью проведения эмпирического социологического исследования с хорошо продуманной процедурой, методикой и методологией. Помимо ленинградской школы значительный вклад в развитие отечественной социологии внесли исследования новосибирских ученых в области экономической социологии (Заславская Т. И„ Рывкина Р. В.), социологии образования и молодежи (Шубкин В. Н,) и др. В Москве и других городах страны предпринимаются попытки изучения общественного мнения и деятельности средств массовой коммуникации (Грушин Б. А., Коробейников В. С,). В 1968 г. создается Институт конкретных социальных исследований, а в 1974 г. начинает выходить в свет журнал "Социологические исследования". В ряде университетов, в различных исследовательских учреждениях гуманитарного профиля создаются лаборатории, отделы, службы социологии.

Нарождавшиеся позитивные тенденции развития социологии были прерваны в конце 60-х годов идеологической кампанией, развернутой по инициативе ряда академиков-сталинистов вокруг вышедшей в свет книги Ю. А. Левады "Лекции по социологии". Результатом этой кампании явилась травля многих известных социологов, фактический разгром Института конкретных социальных исследований, оголтелая критика буржуазной социологии, которой, якобы, подвержены советские социологи. Началась эпоха застоя не только в экономике, но и культуре, духовной жизни общества.

В 70-80-е годы конкретные социальные исследования продолжали развиваться в стране, но проводились под жестким контролем со стороны партийных органов, а и х результаты подвергались строгой цензуре и не доводились до общественности. Тем не менее, конкретные социальные исследования осуществлялись во многих сферах общества . советские социологи развивали международные связи, участвовали в международных социологических конгрессах. Однако результаты социологических исследований значительно обесценивались в силу того обстоятельства, что их необходимо было подводить под расхожие идеологические клише типа "расцвета наций при социализме", "сближения города и деревни", "преимущества социалистического образования" и др. В угоду этим идеологическим стереотипам социологи были вынуждены игнорировать изучение негативных аспектов жизни - преступности, пьянства, наркомании и т.д. В то же время большая часть проводимых исследований имела сугубо прикладную ориентацию. Вопросами теории и методологии занимались, главным образом, представители научного коммунизма, так как господствовавшая идеологическая догма отождествляла социологическую теорию с историческим материализмом и научным коммунизмом.

Наконец, третий этап развития социологии в СССР начинается во второй половине 80-х годов в эпоху перестройки. Политическая и экономическая реформа, осуществляемая сейчас в нашей стране, создает благоприятные условия для развертывания социологических исследований. Свидетельством этому служит отсутствие идеологических запретов, широкое изучение общественного мнения, формирование системы социологического образования, подготовка к выпуску нового поколения учебной литературы.

Однако процесс институационализации социологии как самостоятельной науки об обществе находится только на самом начале по причине отсутствия теоретических разработок, недостатка высокопрофессиональных кадров, дают о себе знать старые тенденции приверженности марксистской теории.

После окончания Первой мировой войны направление развития социологии как науки в нашей стране стал существенно отличаться от западного. Толчком к развитию социологии в России стали революции, свершившиеся в начале 20 века и послужившие источником значительного числа работ, посвященных анализу революционных изменений, последствиям и путям преодоления последствий гражданской войны, специфике процесса становления советской власти.

Этапы становления социологии

В истории становления социологии в советское время можно выделить три этапа:

I этап - с 1918 года – по 1938 год. Данный этап характеризуется благоприятными условиями для развития социологии в стране. В октябре 1918 года был основан Социобиблиографический институт, который ставил своими задачами популяризацию социологических знаний и библиографизацию всех явлений в области изучения социологии, всех событий представляющих интерес с точки зрения развития социологической мысли в стране. В 1919 году был реорганизован в Социологический институт, который занялся разработкой и следованием различных вопросов социального характера.
В этот период проводилось множество эмпирических исследований в области условий жизни, труда, быта простых граждан, влияния на их жизнь последствий революции, гражданской войны. Однако вскоре наступил период догматизации инициированной Иосифом Сталиным, социология была объявлена запрещенной буржуазной наукой, враждебной марксизму и исследования были прекращены.

II этап - с конца 50-х годов ХХ века - до 1988 года; Толчком к возрождению социологии в СССР стала конференция Международного института социологии по проблемам мирного сосуществования, которая проходила в Москве в 1956 году. Именно участие в ней заставило ученых задуматься о существовании общественной науки отличной от философии и научного коммунизма. После советских ученых пригласили на III Всемирный социологический конгресс в Амстердам и в августе 1956 г. состоялась поездка за границу.
Именно эти события оказали решающее влияние на дальнейшую судьбу социологии в Советском государстве. Партийные лидеры страны были заинтересованы в получении возможности выезда за рубеж, а сделать это было возможно только в составе какой либо профессиональной организации. Так появилась Советская социологическая ассоциация. К началу 60 – х годов в стране стали появляться социологические центры, основной официальной функцией которых было информационное обеспечение реформ, происходящих в стране. Однако относительная свобода развития социологии продолжалась недолго. Сменившейся после Хрущева бюрократической системе власти социология была не нужна, и её развитие было прервано.

III этап длился с 1989 года по 1991 год. Новый этап возрождения и развития социологии начался в середине 80 х годов. Именно в этот период был поднят вопрос о возобновлении и дальнейшем функционировании социологии как самостоятельной науки и использовании социологических исследований в решении задач социально-экономического развития страны. Данный вопрос был поднят до общегосударственного уровня.

Развитие философской мысли в России после Октябрьской революции 1917 г. претерпело кардинальные изменения. Видные представители религиозно-философских течений конца XIX - начала XX в. были высланы или эмигрировали из страны. Разработку идей всеединства, персонализма, интуитивизма, экзистенциальной философии они продолжали за рубежом. Материалистическая же традиция в философии и социологии получила благоприятные возможности для своего развития. Сторонники марксистского мировоззрения развернули фронтальное наступление на различные идеалистические школы, объявив их "буржуазными", т.е. сразу же став на идеологические позиции. Впервые за свою историю марксистское мировоззрение получило государственную поддержку, было объявлено теоретической основой развития общественного бытия и сознания, внутренней и внешней политики государства.

С начала 1920-х гг. диалектико-материалистическая проблематика формируется и рассматривается в качестве философской дисциплины, самостоятельного предмета изучения и преподавания. В результате сложилась советская версия философии диалектического и исторического материализма, называемого также марксистско-ленинской философией. В соответствии с этой версией предмет, структура, задачи и функции философии трактовались слишком расширительно. Она призвана была мировоззренчески обосновывать политическую линию партии, развитие всех сфер культуры, наук и т.д. Критическая функция философии трансформировалась в апологетическую. Вследствие многочисленных идеологических кампаний был установлен жесткий партийный контроль за философскими исследованиями. Утвердились догматизм, доктринерство и вульгаризация.

59 Возрождение советской социологии (50-60-е годы XX века).

Философские исследования проблем человека до 1960-х гг. фактически не проводились. Преобладала точка зрения, что человек должен рассматриваться не как объект специального познания, а в контексте соотношения личности и общества и лишь в его > форме (как "совокупность" общественных отношений, "элемент" производительных сил, продукт антропо- и социогенеза, человеческий фактор производства и т.д.). Сторонники новых подходов к изучению человека подвергли критике механистические попытки растворить индивида в обществе и тем самым снять саму проблему изучения человека как личности и индивидуальности. Таким образом, формирование философской антропологии как относительно самостоятельного направления исследований проходило в конфронтации с теми, кто стоял на позициях ортодоксально-догматического марксизма.

Начавшийся с 1960-х гг. "поворот к человеку" был вызван потребностью противостоять доминировавшей установке рассматривать человека как "винтик" государственной машины, а также развитием частнонаучных исследований человека, возникновением таких дисциплин и направлений, как генетика человека, дифференциальная психофизиология, аксиология, эргономика и др.

С 6 по II января 1958 г. в Москве состоялась Международная конференция социологов, которая была организована ЮНЕСКО и Международной Социологической Ассоциацией.

В июне 1958 г. была создана Советская социологическая ассоциация (ССА), и уже в октябре 1958 г. Советский Союз вступил в Международную Социологическую Ассоциацию.

- общая социологическая теория как философская наука (исторический материализм), она являлась методологической основой всего обществознания;

- частные социологические теории (они рассматривались как разделы научного коммунизма, также считающегося философской наукой);

- конкретные социологические исследования выступали в качестве прикладного инструментария сбора эмпирической информации.

Данная трехуровневая концепция стала своеобразным компромиссом, получилось некое полуфилософское знание: социологическим исследованиям дали право гражданства, а социологии как самостоятельной науке — нет. Хотя эта концепция и способствовала утверждению статуса конкретных социологических исследований, в то же время она затруднила включение отечественной науки в мировой процесс развития социологии.

Несмотря на широкое распространение утверждения — исторический материализм есть общесоциологическая теория, многие ученые (В.А.Ядов, А-Г.Здравомыслов, Б.А.Грушин, Ю.АЛевада, В.Э.Шляпентох и др.) считали, что социология должна иметь свой собственный категориальный аппарат, так как для нее характерно рассмотрение общества в более специфических понятиях, чем фи-лософские абстракции. Кроме того, для социологии очень важно, чтобы ее понятия можно было соотнести с эмпирически проверяемыми фактами. Ученые понимали, что философия не в состоянии непосредственно перерабатывать данные общественной жизни, только социологии под силу осуществить эту задачу, используя свои соответствующие уровни. И только с помощью социологии можно решать проблему человека конкретно-исторически, а не абстрактно [см.: 233. С.351].

В эти годы были проведены новые важные исследования, среди которых следует отметить исследования, посвященные проблемам крестьянства. Стали анализироваться реальные проблемы: неравенство уровня жизни в городе и селе, причины бегства крестьян из деревни, упадок крестьянской культуры и возрождение религиозности и т.п.

Но следует отметить, что в основной массе в проводимых в этот период работах анализировались лишь отдельные аспекты общественного развития: бюджеты времени трудящихся, влияние технического прогресса на образ жизни и т.д. Они были направлены на укрепление политической партии. В это время также большое распространение получает так называемое социальное планирование, Т.е. составление планов социального и экономического развития промышленных предприятий, колхозов, совхозов и некоторых городов.

Большим и совершенно новым шагом в процессе институционализации социологии в России стало создание в конце 80-х годов Всесоюзного центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ). Активное участие в создании Всесоюзного (ныне Всероссийского) центра общественного мнения сыграла Т.И.Заславская, ставшая с 1988 г. директором, а затем и президентом данного центра. Т.И.Заславская с 1972 г. по 1986 г. была вице-президентом ССА и председателем ее Сибирского отделения. С 1986 по 1991 гг. она была выбрана президентом ССА, в связи с чем ей пришлось вернуться из Новосибирска в Москву и найти себе новое поле деятельность. Ю.АЛевада с момента организации Центра был заместителем директора, а с 1992 г. стал директором ВЦИОМа.

В области социологического знания Богданов разработал теорию социальной адаптации, считая, что последняя существенно не отличается от биологической, показал, как изменения в естественной среде вызывают изменения социальных форм, большинство из которых не выживает в борьбе за существование. Он выделил два типа социальной адаптации - относящуюся к знанию и к идеологии. Оба типа тем социальнее, чем больше они пронизаны "социальным инстинктом", силой, заставляющей человека находиться среди других людей, поступать, как они, что особенно полно проявляется в имитации. Социальный прогресс - это развитие обеих форм адаптации.

Важным этапом развития социологической мысли в России стала публикация двухтомного капитального труда Максима Максимовича Ковалевского (1851-1916) "Социология". В своем подходе к социологии как системе научного знания Ковалевский придерживался точки зрения, согласно которой психология - не область биологии, а подразделение социологии. Конкретные науки - этнография, статистика, политическая экономия и др. - обеспечивают социологию необходимыми данными, в свою очередь, эти науки "должны опирать свои эмпирические обобщения на те общие законы сосуществования и развития, какие призвана установлять социология как наука о порядке и прогрессе человеческих обществ". Однако социология должна не заимствовать у конкретных дисциплин свои основные посылки, а вырабатывать их сама, принимая во внимание разнообразие человеческих чувствований и потребностей.

Начало юридической социологии в России положил Николай Михайлович Коркунов (1853-1904). Его значение и заслуга заключается в том, что он успешно развил правовую систему с позиции социологического знания. Главная работа Коркунова по общей теории права была переведена на несколько языков.

В области социологии преступности русские ученые много сделали для установления взаимосвязи между различными видами преступлений и социальными, физическими, биологическими причинами, их обусловливающими.

Питирим Александрович Сорокин (1889-1968) - один из крупнейших социологов XX в. В книге "Социальная мобильность" он рассматривал понятия горизонтальной и вертикальной мобильности. Горизонтальная мобильность - это фактическое перемещение в физическом пространстве, миграция; вертикальная - изменение социального статуса, "движение вверх и вниз по социальной лестнице". В разных типах общества это движение различно по виду и скорости. В каждом обществе существуют так называемые лифты, посредством которых осуществляется это движение. Классическими примерами таковых является армия, школа, бюрократия, профессиональные и богословские организации. Они также необходимы социальному организму, как органы контроля кровотока в сложном биологическом теле. Сорокин пришел к выводу, что мобильность способствует развитию умственной гибкости и разносторонности интеллекта вообще, но, в свою очередь, порождает скептицизм, цинизм, приводит к патологической изоляции, моральному падению и самоубийству.

В 1922 г. П. А. Сорокин вместе с другими русскими интеллигентами был выслан из России, работал в Гарварде (США), опубликовал ряд работ по проблемам динамики культуры, социологической теории, теории конвергенции.

Подводя итоги развитию социологии дореволюционной России, можно констатировать, что в целом она развивалась в русле мировой социологии, хотя, конечно, русская социология заметно отставала от европейской и американской. В России лишь в 1908 г. с большим трудом удалось открыть первую кафедру социологии при частном Психоневрологическом институте, так как прежде преподавание социологии было запрещено. Не было отечественных периодических изданий и организационных структур. Правда, труды ведущих западных социологов очень оперативно переводились на русский язык.

Особенности развития социологии в Советском Союзе

Развитие социологии в СССР имело свои особенности. В годы Октябрьской революции (1917-1921 гг.), в значительной мере под влиянием сложившейся прежде социокультурной традиции, продолжалось развитие социологической науки. В 1920 г. в Петербурге был создан социологический факультет, возглавляемый П. Сорокиным. Социологические кафедры были также открыты в ряде университетов страны, работали различные исследовательские лаборатории социологической ориентации. Продолжали публиковаться труды известных социологов Н. И. Кареева, 3. М. Хвостова, П. А, Сорокина, К. М. Тахтарева и др.

Однако в 1922 г. начинается крестовый поход против буржуазных ученых-обществоведов, к числу которых причислялась большая часть прежнего профессорско-преподавательского корпуса, а затем изгонялась из учебных заведений и насильно депортировалась за границу. Среди эмигрантов, ставших известными на Западе, социологи - П. Сорокин, Ж. Гурвич, Н. Тимашов. Русская духовная культура таким образом понесла невосполнимый урон, К сказанному следует добавить, что в последствии ряд известных ученых-обществоведов, в том числе признанные во всем мире имена - Кондратьев, Чаянов были репрессированы. Определенная часть обществоведов, позитивно оценивших мар-ксистко-ленинскую теорию (Н. И. Кареев, К. М. Тахтарев, 3. М. Хвостов), остались на прежних местах и сумели сохранить свой авторитет.

Характерной особенностью первой половины 20-х годов явилась дискуссия о статусе теории исторического материализма, развернувшаяся в печати после выхода в свет книги Н. И. Бухарина "Исторический материализм. Популярный учебник марксистской социологии", в которой предпринималась попытка выделить социологию в качестве частной научной дисциплины, независимой от философии. Эта концепция подверглась критике со стороны ортодоксальных марксистов, обвинивших Н. И. Бухарина в механицизме, позитивизме, недооценке роли философии диалектического материализма. Итогом этой дискуссии, продолжавшейся на протяжении 20-х годов, было появление официальной точки зрения, согласно которой социология рассматривалась в качестве составной части марксистско-ленинской философии, что фактически означало отождествление социологии с социальной философией, отрыв ее от эмпирических социальных исследований.

Другой негативной стороной указанной дискуссии явился тот факт, что марксистская социология объявлялась в качестве единственно научной, выражающей мировоззрение передового рабочего класса. Эта идеологическая позиция вела к искусственной изоляции отечественной социологии от мировой общественной мысли, вносила односторонний классовый подход в оценку достижений западной социологии, что в итоге негативно отразилось на дальнейшем развитии социологии в СССР.

Усиление идеологического контроля над духовной жизнью общества в целом, возвеличивание культа Сталина, начавшееся в середине 20-х гг., привело к тому, что в результате проведения ряда идеологических кампаний была осуществлена полная идейная переориентация обществоведов на рельсы марксистско-ленинской идеологии. Социология была объявлена буржуазной лженаукой, а сам термин на многие годы был исключен из научного обихода.

В значительной мере под влиянием дореволюционных традиций проведения в России социально-статистических исследований, а также потребности государственной власти в получении объективной информации о происходящих в стране процессах, в 20-е годы проводилось немало интересных эмпирических социальных исследований. Среди них следует назвать исследования в области методологии и методики социальных исследований (С. Г. Струмилин, С. Г. Василевский, А. В. Чазов, А. П. Болтунов и др.), изучение бюджета времени рабочих (С. Г. Струмилин, Е. О. Кабо и др.), социальных проблем города и деревни, духовной культуры и др. Однако в 30-е годы в связи с усилением культа личности Сталина, навязывания авторитарных и бюрократических методов управления, превращения страны в закрытую тоталитарную систему, конкретные социальные исследования проводились в очень ограниченном объеме.

Новый этап развития социологии в СССР начинается лишь в 60-е годы. Либерализация тоталитарного режима, начатая в годы правления Н. С. Хрущева, стимулировала потребность управленческих структур в получении объективной информации о различных сторонах жизни общества, что и послужило первопричиной развертывания эмпирических социальных исследований, охвативших в первую очередь сферу производства, а затем и другие области - социальную структуру общества, город и село, культуру, печать, телевидение. Среди этих исследований следует особо отметить работу ленинградских социологов под руководством В. А. Ядова и А. Г. Здравомыслова "Человек и его работа", на многие годы ставшую своеобразной социологической классикой, моделью проведения эмпирического социологического исследования с хорошо продуманной процедурой, методикой и методологией. Помимо ленинградской школы значительный вклад в развитие отечественной социологии внесли исследования новосибирских ученых в области экономической социологии (Заславская Т. И„ Рывкина Р. В.), социологии образования и молодежи (Шубкин В. Н,) и др. В Москве и других городах страны предпринимаются попытки изучения общественного мнения и деятельности средств массовой коммуникации (Грушин Б. А., Коробейников В. С,). В 1968 г. создается Институт конкретных социальных исследований, а в 1974 г. начинает выходить в свет журнал "Социологические исследования". В ряде университетов, в различных исследовательских учреждениях гуманитарного профиля создаются лаборатории, отделы, службы социологии.

Нарождавшиеся позитивные тенденции развития социологии были прерваны в конце 60-х годов идеологической кампанией, развернутой по инициативе ряда академиков-сталинистов вокруг вышедшей в свет книги Ю. А. Левады "Лекции по социологии". Результатом этой кампании явилась травля многих известных социологов, фактический разгром Института конкретных социальных исследований, оголтелая критика буржуазной социологии, которой, якобы, подвержены советские социологи. Началась эпоха застоя не только в экономике, но и культуре, духовной жизни общества.

В 70-80-е годы конкретные социальные исследования продолжали развиваться в стране, но проводились под жестким контролем со стороны партийных органов, а и х результаты подвергались строгой цензуре и не доводились до общественности. Тем не менее, конкретные социальные исследования осуществлялись во многих сферах общества . советские социологи развивали международные связи, участвовали в международных социологических конгрессах. Однако результаты социологических исследований значительно обесценивались в силу того обстоятельства, что их необходимо было подводить под расхожие идеологические клише типа "расцвета наций при социализме", "сближения города и деревни", "преимущества социалистического образования" и др. В угоду этим идеологическим стереотипам социологи были вынуждены игнорировать изучение негативных аспектов жизни - преступности, пьянства, наркомании и т.д. В то же время большая часть проводимых исследований имела сугубо прикладную ориентацию. Вопросами теории и методологии занимались, главным образом, представители научного коммунизма, так как господствовавшая идеологическая догма отождествляла социологическую теорию с историческим материализмом и научным коммунизмом.

Наконец, третий этап развития социологии в СССР начинается во второй половине 80-х годов в эпоху перестройки. Политическая и экономическая реформа, осуществляемая сейчас в нашей стране, создает благоприятные условия для развертывания социологических исследований. Свидетельством этому служит отсутствие идеологических запретов, широкое изучение общественного мнения, формирование системы социологического образования, подготовка к выпуску нового поколения учебной литературы.

Однако процесс институационализации социологии как самостоятельной науки об обществе находится только на самом начале по причине отсутствия теоретических разработок, недостатка высокопрофессиональных кадров, дают о себе знать старые тенденции приверженности марксистской теории.

Заключение

Развитие социологии в СССР проходило волнообразно, периоды расцвета сменялись временами гонений и творческой депрессии. Положение социологии во многом определялось отношением к ней власти и политического лидера государства.

Упадок социологической науки в 20-м веке связан с именами И.Сталина и Л.Брежнева, тогда как В.Ленин, Н.Хрущев, М.Горбачев видели в социологии важнейший источник информации для будущих реформ.

В СССР социологические дискуссии были возможны в рамках марксистской социологии и решали практические проблемы построения социалистического общества. Прикладная социология в 20-е, 60-е годы и в конце 80-х развивалась стремительно, наращивала все новые знания об актуальных проблемах советского общества и предлагала рецепты для их решения. В эти годы советской социологии дозволялось перенимать опыт западных коллег, наладить общение и обмен опытом.

Социологическая мысль в России развивалась как интегральная часть европейской культуры. Выдающиеся деятели русской социологии (М. М. Ковалевский, Л. И. Мечников, Н. К, Михайловский, Е. В. де Роберти и др.) оказали существенное влияние на ее становление как самостоятельной науки об обществе, вышедшей за пределы национальных границ. В то же время она испытывала заметное влияние концепций западных социологов: О. Конта, Г. Спенсера, Г. Зиммеля, М. Вебера, Э.Дюркгейма и др.

Список литературы

Бабосов Е.М. Прикладная социология: Учебное пособие.- М.: Тетрасистемс, 2000.-496 с.

Кравченко А.И. Введение в социологию - М.: Просвещение, 1996.-190 с.

Энциклопедический социологический словарь. под ред. Г.В. Осипова; 1995 г.

Читайте также: