Социализированность и воспитанность кратко

Обновлено: 05.07.2024

Социализированность как сформированность черт, задаваемых статусом и требуемых данным обществом. Условия успешной социализации.

Воспитанность как результат воспитания, общий уровень развития личности.

В рез-те воспитания, самовоспитания и позитивного влияния других социальных факторов происходит естественный процесс интеграции ребенка в общество, т.е. его социализация.

От того, как происходит это взаимод-е в стихийной, относительно направляемой и относительно социально контрол-й социализации, во многом зависит самоизменение человека на протяжении его жизни и в целом – его социализированность.

О мере адаптации человека в обществе свидет-т ряд признаков:степень овладения ролевыми ожиданиями и предписаниями, характерными для общества в различных сферах жизнедеят-ти (семейной, профес-й, соц-й, досуговой и др.), а также знаниями, умениями и установками, необходимыми для их реализации;наличие и мера оформленности реалистических в данном обществе жизненных целей и представлений о социально-приемлемых путях и способах их достижения (т.е. мера согласованности самооценок и притязаний с его возможностями и реалиями социальной среды);необходимый на данном возрастном этапе уровень образования.

Процесс социализации личности проходит в своем развитии 3 основные фазы: 1освоение социальных ценностей и норм, в результате чего личность учиться соответствовать всему обществу.2фаза стремление личности к собственной персонализации, самоактуализации и определенном воздействии на других членов общества.3интеграция каждого человека в определенную социальную группу, где он раскрывает собственные свойства и возможности.

Сам процесс социализации включает основные этапы социализации личности.1- процесс протекает с самого рождения до становления самой личности;2– на данном этапе происходит перестройка личности в период зрелости и пребывания в социуме.

Сущность социальной дезадаптации, её признаки и причины

Сущность: Социальная дезадаптация — это полная или частичная потеря субъектом способности адаптироваться к условиям социума, т.е. это нарушение взаимосвязей человека со средой, которое характеризуется неосуществимостью им своей положительной социальной роли в определенных социальных условиях, соответственной его потенциалу.

Причины:Основными причинами дезадаптации человека являются группы факторов. К ним относятся: личностные (внутренние), средовые (внешние), либо и те и другие.
Личностные (внутренние) факторы дезадаптации человека связаны с недостаточной реализацией его социальных потребностей как личности.

Социализированность как результат социализации. Различные подходы к интерпретации понятия.

Общее определение:Социализированность как сформирова-нность черт, задаваемых статусом и требуемых данным обществом. Условия успешной социализации.

Воспитанность как результат воспитания, общий уровень развития личности.

В самом общем виде воспитание - это целенаправленный процесс, способствующий развитию и формированию нравственных качеств личности, тем самым влияющий на социализацию ребенка. Воспитание имеет свои особенности. Этот процесс, в отличие от других, всегда целенаправлен и осуществляется сознательно настроенными на него или специально подготовленными для этого людьми: родителями, учителями, воспитателями, социальными педагогами и др. В процессе воспитания учитывается также индивидуальная самобытность каждого ребенка.

Влияние воспитания на развитие ребенка динамично меняется с течением времени. Чем меньше ребенок, тем сильнее воспитательное воздействие на становление и развитие личности. По мере взросления ребенка его доля уменьшается, зато возрастает степень самостоятельности ребенка в выборе и предпочтении тех или иных социальных ценностей и ориентиров, его собственного влияния на свое развитие.

В результате воспитания, самовоспитания и позитивного влияния других социальных факторов (культурно-исторических и религиозных традиций, средств массовой информации, детских общественных объединений, школьного коллектива, друзей и др.) происходит естественный процесс интеграции ребенка в общество, т.е. его социализация.

Процесс социализации таких детей также происходит прежде всего через воспитание. Однако при этом для каждой категории детей должны быть разработаны свои методики и технологии воспитательного процесса, позволяющие активизировать позитивные факторы и нейтрализовать негативные.

Основные факторы социализации.А.В. Мудрик выделил основные факторы социализации, объединив их в три группы:

1) макрофакторы (космос, планета, мир, страна, общество, государство), которые влияют на социализацию всех жителей планеты или очень больших групп людей, живущих в определенных странах;

2) мезофакторы - условия социализации больших групп людей, выделяемых по национальному признаку (этнос как фактор социализации); по месту и типу поселения, в котором они живут (регион, село, город, поселок); по принадлежности к аудитории тех или иных сетей массовой коммуникации (радио, телевидение, кино и др.);

3) микрофакторы, к ним относятся те, которые оказывают непосредственное влияние на конкретных людей: семья, группы сверстников, микросоциум, организации, в которых осуществляется социальное воспитание - учебные, профессиональные, общественные и др.

3. Основные научные теории коррекционной педагогики. Составьте план консультативно-диагностической работы с учащимися.

Современная отечественная педагогика довольно активно (и иногда не совсем корректно) пытается использовать опыт западноевропейской педагогической науки без учета своеобразия социокультурной ситуации, временных параметров развития, национальных особенностей построения педагогических систем. Вместе с тем бесспорным является тот факт, что пренебрежение предшествующим опытом развития педагогической науки и практики ведет к крупным просчетам в построении адекватной современной российской действительности системы коррекционно-педагогической деятельности.




Теоретическое обоснование целенаправленной воспитательной работы с детьми и подростками, имеющими отклонения в развитии и поведении, предупреждение и преодоление педагогической запущенности и правонарушений среди несовершеннолетних, исследование легких или пограничных форм отклонений в психическом развитии ребенка в западноевропейской психолого-педагогической науке происходило на фоне развивающихся философских теорий экзистенциализма и прагматизма, философско-педагогических теорий технократизма и педоцентризма о формировании человеческой личности.

Философско-педагогические теории социализации и адаптации личности (Т.Вильгельм, Э.Дюркгейм, Г.Парсонс) поднимают вопросы о возможностях приспособления человека к ценностям общества, об эффективности освоения им социальных ролей. Адаптация личности рассматривается в качестве ведущей цели массовой школы, где основополагающими идеями выступают индивидуализация и дифференциация обучения и воспитания ребенка, исследуются причины, приводящие к нарушению адаптивных процессов в школе и обществе.

В научно-организаторской деятельности, направленной на развитие психолого-педагогической и дефектологической науки, в начале столетия активное участие принимали известные российские ученые В.М.Бехтерев, П.П.Блонский, Л.С.Выготский, В.П.Кащенко, П. Ф. Каптерев, А. Ф. Лазурский, А. С. Макаренко, А. П. Нечаев, В.Н.Сорока-Росинский, С.Т.Шацкий и др. Они были не только инициаторами и организаторами проведения съездов и общественно-педагогического движения, но и создателями различных экспериментальных площадок, научных лабораторий, институтов и академий, разработчиками новых педагогических идей и теорий.

В начале века в Петербурге создается первая в России лаборатория экспериментальной педагогической психологии (1901). В 1907 г. в Петербурге были созданы Педагогический и Психоневрологический институты (по инициативе В.М.Бехтерева), в которых предусматривалась подготовка психологически образованных педагогов, врачей и юристов. А в Москве в этом же году создается Педагогическая академия (при участии А.П.Нечаева), главной целью которой была подготовка высококвалифицированных педагогов, экспертов по вопросам народного образования, организаторов воспитательной работы с детьми и подростками.

Одним из наиболее активных сторонников защиты и воспитания дефективных детей, педагогически запущенных и социально заброшенных подростков был В. П. Кащенко. Он, по существу, явился основоположником российской дефектологической науки, создателем коррекционной (лечебной) педагогики.

Значимость вклада В. П. Кащенко в разработку проблем коррекционной педагогики неоценима. Уже в своих ранних работах, в выступлениях на психолого-педагогических форумах он отмечает, что все увеличивающаяся преступность детей говорит о том, что на воспитание детей должно быть обращено самое серьезное внимание, а заботы о недоразвитых детях должны лечь на плечи государства.

Социализированность как результат социализации. Различные подходы к интерпретации понятия.

Общее определение:Социализированность как сформирова-нность черт, задаваемых статусом и требуемых данным обществом. Условия успешной социализации.

Воспитанность как результат воспитания, общий уровень развития личности.

В самом общем виде воспитание - это целенаправленный процесс, способствующий развитию и формированию нравственных качеств личности, тем самым влияющий на социализацию ребенка. Воспитание имеет свои особенности. Этот процесс, в отличие от других, всегда целенаправлен и осуществляется сознательно настроенными на него или специально подготовленными для этого людьми: родителями, учителями, воспитателями, социальными педагогами и др. В процессе воспитания учитывается также индивидуальная самобытность каждого ребенка.

Влияние воспитания на развитие ребенка динамично меняется с течением времени. Чем меньше ребенок, тем сильнее воспитательное воздействие на становление и развитие личности. По мере взросления ребенка его доля уменьшается, зато возрастает степень самостоятельности ребенка в выборе и предпочтении тех или иных социальных ценностей и ориентиров, его собственного влияния на свое развитие.

В результате воспитания, самовоспитания и позитивного влияния других социальных факторов (культурно-исторических и религиозных традиций, средств массовой информации, детских общественных объединений, школьного коллектива, друзей и др.) происходит естественный процесс интеграции ребенка в общество, т.е. его социализация.

Процесс социализации таких детей также происходит прежде всего через воспитание. Однако при этом для каждой категории детей должны быть разработаны свои методики и технологии воспитательного процесса, позволяющие активизировать позитивные факторы и нейтрализовать негативные.

Основные факторы социализации.А.В. Мудрик выделил основные факторы социализации, объединив их в три группы:

1) макрофакторы (космос, планета, мир, страна, общество, государство), которые влияют на социализацию всех жителей планеты или очень больших групп людей, живущих в определенных странах;

2) мезофакторы - условия социализации больших групп людей, выделяемых по национальному признаку (этнос как фактор социализации); по месту и типу поселения, в котором они живут (регион, село, город, поселок); по принадлежности к аудитории тех или иных сетей массовой коммуникации (радио, телевидение, кино и др.);

3) микрофакторы, к ним относятся те, которые оказывают непосредственное влияние на конкретных людей: семья, группы сверстников, микросоциум, организации, в которых осуществляется социальное воспитание - учебные, профессиональные, общественные и др.

3. Основные научные теории коррекционной педагогики. Составьте план консультативно-диагностической работы с учащимися.

Современная отечественная педагогика довольно активно (и иногда не совсем корректно) пытается использовать опыт западноевропейской педагогической науки без учета своеобразия социокультурной ситуации, временных параметров развития, национальных особенностей построения педагогических систем. Вместе с тем бесспорным является тот факт, что пренебрежение предшествующим опытом развития педагогической науки и практики ведет к крупным просчетам в построении адекватной современной российской действительности системы коррекционно-педагогической деятельности.

Теоретическое обоснование целенаправленной воспитательной работы с детьми и подростками, имеющими отклонения в развитии и поведении, предупреждение и преодоление педагогической запущенности и правонарушений среди несовершеннолетних, исследование легких или пограничных форм отклонений в психическом развитии ребенка в западноевропейской психолого-педагогической науке происходило на фоне развивающихся философских теорий экзистенциализма и прагматизма, философско-педагогических теорий технократизма и педоцентризма о формировании человеческой личности.

Философско-педагогические теории социализации и адаптации личности (Т.Вильгельм, Э.Дюркгейм, Г.Парсонс) поднимают вопросы о возможностях приспособления человека к ценностям общества, об эффективности освоения им социальных ролей. Адаптация личности рассматривается в качестве ведущей цели массовой школы, где основополагающими идеями выступают индивидуализация и дифференциация обучения и воспитания ребенка, исследуются причины, приводящие к нарушению адаптивных процессов в школе и обществе.

В научно-организаторской деятельности, направленной на развитие психолого-педагогической и дефектологической науки, в начале столетия активное участие принимали известные российские ученые В.М.Бехтерев, П.П.Блонский, Л.С.Выготский, В.П.Кащенко, П. Ф. Каптерев, А. Ф. Лазурский, А. С. Макаренко, А. П. Нечаев, В.Н.Сорока-Росинский, С.Т.Шацкий и др. Они были не только инициаторами и организаторами проведения съездов и общественно-педагогического движения, но и создателями различных экспериментальных площадок, научных лабораторий, институтов и академий, разработчиками новых педагогических идей и теорий.

В начале века в Петербурге создается первая в России лаборатория экспериментальной педагогической психологии (1901). В 1907 г. в Петербурге были созданы Педагогический и Психоневрологический институты (по инициативе В.М.Бехтерева), в которых предусматривалась подготовка психологически образованных педагогов, врачей и юристов. А в Москве в этом же году создается Педагогическая академия (при участии А.П.Нечаева), главной целью которой была подготовка высококвалифицированных педагогов, экспертов по вопросам народного образования, организаторов воспитательной работы с детьми и подростками.

Одним из наиболее активных сторонников защиты и воспитания дефективных детей, педагогически запущенных и социально заброшенных подростков был В. П. Кащенко. Он, по существу, явился основоположником российской дефектологической науки, создателем коррекционной (лечебной) педагогики.

Значимость вклада В. П. Кащенко в разработку проблем коррекционной педагогики неоценима. Уже в своих ранних работах, в выступлениях на психолого-педагогических форумах он отмечает, что все увеличивающаяся преступность детей говорит о том, что на воспитание детей должно быть обращено самое серьезное внимание, а заботы о недоразвитых детях должны лечь на плечи государства.

Социализация человека осуществляется в процессе его взаимодействий с многообразными и многочисленными факторами, группами, организациями, агентами с помощью различных средств и механизмов.

От того, как происходит это взаимодействие в стихийной, относительно направляемой и относительно социально контролируемой социализации, во многом зависят самоизменение человека на протяжении его жизни и в целом его социализированность.

В рамках проблемы социализированности как результата социализации на каждом возрастном этапе особняком стоит вопрос о воспитанности как результа­те относительно социально контролируемой социализации.

Все известные попытки охарактеризовать воспитан­ность с помощью эмпирических показателей вызыва­ют те или иные возражения. Более или менее корректно это делается по отношению к таким аспектам воспи­танности, как образованность, профессиональная подготовка, установки и ценностные ориентации в различных сферах жизнедеятельности и пр. Однако выявленный уровень образованности человека или его социальные установки, например, в сфере межэтнического взаимодействия, далеко не всегда соответствуют его реальному социальному поведению.

Иной взгляд на социализированность у других ис­следователей, но тоже в русле субъект-объектного подхода к социализации. Суть их позиции в том, что, поскольку человек заранее не может быть подготов­лен к тем разнообразный требованиям, с которыми ему предстоит встретиться в жизни, постольку социа­лизированность должна основываться на усвоении им не просто суммы различных ролевых ожиданий, а самой сущности этих требований.

С этой точки зрения залогом успешной социализа­ции можно считать формирование у человека пове­денческих моделей, включающих основные элементы институциональных требований и предписаний. Аме­риканский психологи педагог Л. Колберг подчерки­вал, что такой тип социализированности предотвра­щает ролевые конфликты в будущем, в то время как конформное приспособление к своей среде в случае ее изменения делает их неизбежными.

В многочисленных исследованиях все больше вни­мания уделяется выявлению не тех обстоятельств и характеристик, которые обеспечивают соответствие человека требованиям, предъявляемым на данном этапе его развития, а тех, которые обеспечивают ус­пешную социализацию в дальнейшем.

Происходящие в обществе коренные или весьма существенные изменения, приводящие к ломке или трансформации социальной и (или) профессиональной структур, что влечет за собой измене­ния статуса больших групп населения, превращают их социализи­рованность в неэффективную для новых условий. Переезд челове­ка из страны в страну, из региона в регион, из села в город и на­оборот также делает социализированность проблематичной.

Изменение ролей, ожиданий и самоожиданий в связи с перехо­дом человека с одного возрастного этапа на другой, о чем шла речь выше, также может сделать неэффективной сформировавшуюся социализированность у детей, подростков, юношей.

Работа с семьей

Работу с семьей соц. педагог начина­ет с ее изучения. Попробуем рассмотреть не­сколько разновидностей семей, с которыми чаще всего сталкивается социальный педагог. Это неблагополуч­ные семьи, где ребенок живет в постоянных ссорах родителей, где родители пьяницы или наркоманы, хронически больные или инвалиды. Современные условия добавили еще и безработицу ро­дителей.

Именно в таких семьях у ребенка наблюдаются отклонения в поведении. Когда в семье нет контактов, когда родители к ребен­ку относятся формально, обеспечивая его только материально.

Социальный педагог семье необходим, так как современная школа занимается только обучением, а 2 /3 родителей испытывают трудности в воспитании детей.

Социальному педагогу приходится сталкиваться с различными проблемами семьи. Это:

больные дети, дети-инвалиды;

пожилые родители, инвалиды, пенсионеры;

половая распущенность и проституция;

алкоголики и наркоманы;

Несомненно, первоочередная задача социального педагога в работе с семьей — это разрешение кризисных ситуаций. Кроме того, следует обратить внимание и на их своевременное предуп­реждение и нейтрализацию.

Социальный педагог кроме педагоги­ческих проблем, работая с семьей, решает социальные, эконо­мические, медицинские и психологические задачи.

Главная цель — мобилизовать внутренние силы семьи на пре­одоление кризиса. Для этого, во-первых, необходимо проанали­зировать проблемы. Во-вторых, следует проконсультироваться со специалистами, в-третьих, определить пути выхода из кризиса.

В чем состоит работа социального педагога по оказанию помо­щи семье?

1-е. Проконсультировать семью в возможности получения раз­личных пособий и социальных льгот, о порядке их получения. Для этого проконсультироваться, какие льготы может получить мно­годетная семья.

2-е. Помочь увеличить доходы семьи, помочь в заработке и взрос­лых, и детей, в получении кредита, если семья решит открыть какое-нибудь предприятие.

3-е. Помочь матери, которая оказалась одна с детьми и без ра­боты. Ей нужна такая работа, чтобы она надолго не оставляла детей одних.

4-е. Многие родители нуждаются в помощи педагога. Консуль­тации можно проводить и индивидуальные, и групповые.

5-е. Работая с семьей, следует обращать внимание на положе­ние ребенка в семье. Предварительно необходимо собрать всю ин­формацию о семье: в школе, у соседей, в поликлинике.

6-е. Работая с семьей алкоголиков или наркоманов, полезно решить в первую очередь вопрос об определении детей в детские дома или в дом ребенка. При лишении родителей родительских прав — передачу детей в благополучные семьи. Затем решать воп­рос о принудительном лечении родителей.

изучение семьи. Изучение отно­шений внутри семьи и их обсуждение помогут педагогу представить положение в ней ребенка.

После изучения семьи перед социальным педагогом стоит за­дача — создать в семье новые отношения. Это можно решить, вов­лекая семью в различные клубы, группы здоровья, советы, быто­вые объединения, труд в саду, в огороде, в быту.

Методом убеждения педагог может достичь успеха, если он до­статочно владеет правовыми знаниями, чтобы убедить ребенка в последствиях его антиобщественного поведения.

Социальному педагогу важно учитывать все взаимоотношения внутри семьи, отношения взрослых между собой, между взрослы­ми и детьми, родственников и неродственников, которые живут в семье. Следует учитывать и особую ситуацию, когда в семье появ­ляется первоклассник или пенсионер.

Понятие семьи

Семья - это основанная на браке или кровном род­стве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаи­мопомощью; в ней вырабатываются совокупность норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаи­модействие между супругами, родителями и детьми, детей между собой.

Семья является главным агентом социализации во всех обществах. Именно в ней дети усваивают основ­ные знания, необходимые для исполнения ролей взрослых.

Семья - важнейший институт социализации под­растающих поколений. Она являет собой персональную среду жизни и развития детей, подростков, юношей, ка­чество которой определяется рядом параметров конк­ретной семьи. Это следующие параметры:

Демографический — структура семьи (большая или нуклеарная, включающая лишь родителей и де­тей; полная или неполная; однодетная, мало- или многодетная).

Социально-культурный - образовательный уро­вень родителей, их участие в жизни общества.

Технико-гигиенический - условия проживания, оборудованность жилища, особенности образа жизни.

Современная семья весьма существенно отлича­ется от семьи прошлых времен не только иной эконо­мической функцией, но и коренным изменением своих эмоционально-психологических функций. Отношения детей и родителей в течение последних десятилетий меняются, становясь все более эмоционально-пси­хологическими, т. е. определяемыми глубиной их при­вязанности друг к другу, ибо для все большего числа людей именно дети становятся одной из главных ценностей жизни. Но это, как ни парадоксально, не упрощает семейную жизнь, а лишь усложняет ее. На­зовем лишь некоторые причины этого процесса.

Во-первых, большое количество семей однодетны и состоят из двух поколений - родителей и детей. В ре­зультате родители не имеют возможности повседневно пользоваться опытом и поддержкой предыдущего поколения, да и применимость этого опыта часто проблема­тична. Таким образом, исчезло разнообразие, вносимое в межличностные отношения пожилыми, сиблингзми (братьями - сестрами), тетками, дядьями и др.

В-третьих, поскольку отношения супругов все более определяются мерой и глубиной их привязан­ности друг к другу, постольку резко повышается их уровень ожиданий по отношению друг к другу, реали­зовать которые многие не могут в силу традиций куль­туры и своих индивидуальных особенностей.

В-четвертых, сложнее, проблематичнее стали отношения детей и родителей. Дети рано приобретают высокий статус в семье. Дети нередко имеют бо­лее высокий уровень образования, они имеют возмож­ность проводить большую часть времени вне семьи. Это время они наполняют занятиями, принятыми сре­ди сверстников, и далеко не всегда заботятся об одобрении их времяпрепровождения родителями. Авторитет родительской власти сегодня часто не сра­батывает - на смену ему должен прийти авторитет личности родителей.

Социализированность и воспитанность

Первый слайд презентации: Социализированность и воспитанность

План Понятие воспитанности и социализированности Издержки социализации Социальная педагогика как отрасль знания

Социализированность и воспитанность

Слайд 2: Как определяют, социализирован человек или нет?

Слайд 3: 1. Понятие воспитанности и социализированности

К.Д. Ушинский: Воспитанность – это образование в человеке такого характера, который противостоял бы напору всех случайностей жизни, спасал бы человека от их вредного, растлевающего влияния и давал бы ему возможность извлекать отовсюду только добрые результаты. К.Д. Ушинский (1824-1870гг.)

1. Понятие воспитанности и социализированности

Слайд 4

Социализированность и воспитанность

Слайд 5

Социализированность и воспитанность

Слайд 6

Слайд 7: Механизмы ориентации в непредвиденных социальных ситуациях

Механизмы ориентации в непредвиденных социальных ситуациях

Слайд 8: Черты социализированной личности:

способность изменения своих ценностных ориентаций; умение находить баланс между своими ценностями и требованиями роли; ориентация не на конкретные требования, а не понимание универсальных моральных человеческих ценностей; уважение к себе, к людям, к природе; умение прогнозировать, творчески подходить к жизни.

Черты социализированной личности:

Слайд 9: Признаки адаптации человека в обществе:

Степень овладения ролевыми ожиданиями и предписаниями, характерными для общества в различных сферах жизнедеятельности, знаниями, умениями и установками, необходимыми для их реализации. Наличие и мера оформленности реалистических жизненных целей и представлений о социально-приемлемых путях и способах их достижения. Необходимый на данном возрастном этапе уровень образования.

Слайд 10: Признаки обособления человека в обществе:

наличие собственных взглядов, способность изменять их и вырабатывать новые; наличие и характер Я-концепции, уровень самоуважения и самопринятия, чувства собственного достоинства; реализация избирательности в эмоциональных привязанностях, их сбережение и сменяемость; мера готовности и способности самостоятельно решать собственные проблемы, противостоять жизненным ситуациям, которые мешают самоизменению, самоопределению, самореализации, самоутверждению; гибкость и креативность.

Признаки обособления человека в обществе:

Слайд 11

В чем преимущества и недостатки сформировавшейся социализированности?

Социализированность и воспитанность

Слайд 12: 2. Издержки социализации

Виды жертв социализации: Латентные жертвы неблагоприятных условий социализации: те, кто не смог реализовать заложенные в них задатки в силу объективных обстоятельств Потенциальные жертвы неблагоприятных условий социализации: инвалиды; сироты; лица с пограничными психическими состояниями и акцентуациями характера; мигранты из страны в страну, региона в регион, из села в город и из города в село; дети из семей с низким экономическим, моральным, образовательным уровнем; метисы и представители инонациональных групп в местах компактного проживания другого этноса

2. Издержки социализации

Слайд 13: Объективные факторы превращения человека в жертву неблагоприятных условий социализации:

Объективные факторы превращения человека в жертву неблагоприятных условий социализации:

Слайд 14: Факторы виктимизации человека

Природно-климатические условия той или иной страны, региона, местности, поселения Общество и государство: уровень социально-культурного развития общества и государственной политики катастрофы, травмирующие события периоды нестабильности Специфические особенности тех поселений, конкретных микросоциумов, в которых живут групп населения: экономические условия жизни населения, производственная и рекреативная инфраструктуры, социально-профессиональная и демографическая структуры населения, его культурный уровень, социально-психологический климат; семья

Факторы виктимизации человека

Слайд 15

Что выступает в качестве субъективных предпосылок превращения человека в жертву неблагоприятных условий социализации?

Социализированность и воспитанность

Слайд 16: Субъективные предпосылки превращения человека в жертву неблагоприятных условий социализации

Индивидный уровень : темперамент и иные характерологические черты, генетическая предрасположенность к саморазрушительному поведению Личностный уровень : степень устойчивости и мера гибкости человека, развитость у него рефлексии и саморегуляции, его ценностные ориентации Субъективное восприятие определяется не только индивидуальными особенностями, но и отношением ближайшего окружения, в первую очередь референтных групп, а также возрастными особенностями

Субъективные предпосылки превращения человека в жертву неблагоприятных условий социализации

Слайд 17

Как помочь жертвам или потенциальным жертвам неблагоприятных условий социализации?

Социализированность и воспитанность

Слайд 18: Коррекционное воспитание

создание условий для приспособления к жизни в социуме, преодоления или ослабления недостатков или дефектов развития отдельных категорий людей в специально созданных для этого организациях Задачи - зависят от степени тяжести и характера аномалии в развитии ребенка. Пример: элементарное приспособление ребенка к жизни, развитие компенсаторных механизмов в их деятельности. Цель - адаптация к социальной среде как способность человека активно взаимодействовать с нею и использовать ее потенциал для собственного развития.

Слайд 19: Категории жертв неблагоприятных условий социализации

определенные группы инвалидов; дети, лишенные речи, зрения, слуха или имеющие тяжелые недостатки в их развитии, а также имеющие тяжелые формы недоразвитости мозга и существенные задержки или дефекты психического развития; отдельные категории правонарушителей

Категории жертв неблагоприятных условий социализации

Слайд 20

Где осуществляется коррекционное воспитание?

Социализированность и воспитанность

Слайд 21: Содержание коррекционного воспитания

Развитие дефектных функций и параллельно адаптация ребенка к жизни в доступных пределах; переориентация отношения человека к своей судьбе Коррекция личностных свойств, установок, ценностных ориентации ряда категорий правонарушителей и адаптация их к просоциальной жизнедеятельности – перевоспитание Вовлечение в участие в различных сферах социальной практики

Слайд 22: Социально-педагогическая виктимология

отрасль знания, являющаяся составной частью социальной педагогики, изучает различные категории людей – реальных или потенциальных жертв неблагоприятных условий социализации Задачи : изучение развития людей с физическими, психическими, социальными и личностными дефектами и отклонениями, их статуса в конкретном обществе; разработка общих и специальных принципов, целей, содержания, форм и методов профилактики, минимизации, компенсации, коррекции тех обстоятельств, вследствие которых человек становится жертвой неблагоприятных условий социализации.

Социально-педагогическая виктимология

Слайд 23: 3. Социальная педагогика как отрасль знания

Научная дисциплина, раскрывающая социальную функцию общей педагогики, исследующую воспитательный процесс во всех возрастных группах (Мискес, Германия). Помощь молодежи в быстрой адаптации к социальной системе, противостоянии негативным отклонениям от норм поведения (Молленхауер, Германия). Наука о воспитательных влияниях социальной среды (Семенов, Россия).

3. Социальная педагогика как отрасль знания

Слайд 24

Виды воспитания: социальное семейное религиозное коррекционное диссоциальное Предмет социальной педагогики - исследование воспитательных сил общества и способов их актуализации, путей интеграции возможностей государственных, общественных и частных организаций в создании условий для самореализации человека.

Социализированность и воспитанность

Слайд 25: Разделы социальной педагогики:

Философия социального воспитания – рассматривает фундаментальные вопросы методологического и мировоззренческого характера, дает трактовку сущности социального воспитания и его задач, разрабатывает общие подходы к соотношению развития, социализации и воспитания. Социология социального воспитания - исследует социализацию как контекст социального воспитания и социальное воспитание как составную часть социализации. Социально-педагогическая виктимология - исследует категории людей, которые стали жертвами неблагоприятных обстоятельств, определяет направления социальной и педагогической помощи им. Психология социального воспитания - выделяет психологические условия эффективности взаимодействия субъектов социального воспитания.

Разделы социальной педагогики:

Слайд 26: Разделы социальной педагогики:

Теория социального воспитания - описывает, объясняет и прогнозирует функционирование социального воспитания – субъектов индивидуального, группового и социального уровней, их взаимодействие, содержание жизнедеятельности воспитательных организаций, характер индивидуальной помощи человеку. Методика социального воспитания - отбирает из практики и конструирует новые способы целесообразной организации социального воспитания. Экономика и менеджмент социального воспитания - исследует потребности общества в определённом качестве человеческого капитала, а также экономические ресурсы общества, которые можно использовать для организации социального воспитания, вопросы управления социальным воспитанием.

Разделы социальной педагогики:

Слайд 27: Функции социальной педагогики

Теоретико-познавательная - накопление знаний, синтезирование их, составление наиболее полной картины изучаемых процессов, явлений современного общества, описание и объяснение их, вскрытие их глубинных отношений. Прикладная - поиск путей и способов, выявление условий эффективного совершенствования социально-педагогического влияния на процесс социализации в организационно-педагогическом и психолого-педагогическом аспектах. Гуманистическая - разработка целей совершенствования социально-педагогических процессов, создающих благоприятные условия для развития личности и её самореализации.

Функции социальной педагогики

Слайд 28: Контрольные вопросы

Чем отличается понимание социализированности в субъект-объектном подходе к социализации от субъект-субъектного? Охарактеризуйте соотношение социализированности и воспитанности. В чем сущность и каковы причины мобильного характера социализированности? В чем различия между жертвой социализации и жертвой неблагоприятных условий социализации? Что понимается под неблагоприятными условиями социализации?

Контрольные вопросы

Слайд 29: Контрольные вопросы

Охарактеризуйте основные типы потенциальных и реальных жертв неблагоприятных условий социализации. Какие субъективные обстоятельства способствуют виктимизации человека? В чем сущность коррекционного воспитания и каковы его возможности (на примере конкретного типа жертв)? Раскройте задачи и основные направления исследований в рамках социально-педагогической виктимологии.

Читайте также: