Социализация это в обществознании 8 класс кратко
Обновлено: 04.07.2024
Социализация индивида – освоение человеком базовых общественных норм, ценностей, культуры, эталонов моделей взаимоотношения в социуме, куда относится индивид. Заключается в принятии и освоении ценностей, морали, норм поведения, знаний, господствующих в обществе. Социализация содержит в себе агентов, институты, которые специализируются на процессах приобщения индивида к обществу.
Социализация разделяется:
- Первичная – овладение базовым комплексом ценностей и моделями поведения в социуме ребёнком;
- Вторичная – овладение новой ценностно-нормативной базой взрослым индивидом.
Уровни социализации
Агенты социализации – специализированные лица, отвечающие за освоение культурных особенностей, ценностей, норм, господствующих в социуме.
Институты социализации – образования, призванные воздействовать на приобщение индивида к обществу.
Агенты первичной социализации – члены семьи, друзья, знакомые, учителя, соседи, группировки.
Семья – главный агент. Положение родителей в обществе задаёт статус ребёнку до 20 лет. Трудовая деятельность семьи задаёт культурный и образовательный уровень.
Спорт – оказывает положительное влияние на физическую и духовную форму, воспитывает волю и дисциплинированность индивида, обеспечивает здоровую психику и бодрость.
Школа – схожий агент с семьёй, но различия заключаются в эмоциональном уровне, где ребёнка оценивают объективно, согласно его уровню, потенциалу и качествам. Школа учит победам, поражениям, преодолению трудностей. В учебный период происходит формирование самооценки, которая зачастую определяет дальнейшую жизни.
Социализация в семье и школе, помимо целенаправленности, имеет нерегулируемый и стихийный характер. Ребёнок наблюдает и перенимает уровень общения учителей со сверстниками, сверстников между собой. Опыт имеет позитивный окрас (когда отвечает целям и методам воспитания) и негативный
Интернет – агент социализации, оказывающий сильное воздействие на мировоззрение, ценности и нормы поведения индивида. Формирует интернет-зависимость, воздействуя на психику.
Агенты вторичной социализации – специализированные лица в высший образовательных учреждениях, правоохранительных органах, сотрудники СМИ. Агенты вторичной социализации представлены институтами, в которые относятся: государство, церковь, университеты, СМИ и т.д.
Стадии процесса социализации
- Адаптация. Возникает с начала жизни и продолжается до подросткового периода. Стадия характеризуется освоением первичного общественного опыта, подражание выступает важным элементом приобщения человека к обществу.
- Идентификация – поступки и мысли, выделяющие человека как личность.
- Интеграция – внедрение человека в общественную жизнь.
- Трудовая стадия – воздействие на окружающую среду с целью получения материального продукта, путём воспроизведения социального опыта.
- Послетрудовая стадия – передача полученного опыта следующему поколению.
Факторы, влияющие на процесс социализации:
- биологические особенности;
- близкое окружение (семья, друзья);
- СМИ;
- интернет;
- организации;
- цивилизация;
- демографические характеристики;
- культура.
Социализация затрагивает каждый слой населения в обществе. Ресоциализация – взамен старым нормам приходят и усваиваются новые ценности. Десоциализация – лишение навыков общественного поведения. Если происходят отклонения в нормах поведения – девиация. Впервые Гоффман выделил характеристики ресоциализации в нетипичных условиях: изоляция от общества; взаимоотношения с одними и теми же индивидами; лишение идентификации; утрата старых привычек, ценностей, норм.
Обучение – процесс обучение формирует определённые способности и навыки: практические (приветствие, способность одеваться) мыслительные (размышление, умение анализировать). Обучение создаёт ролевое поведение, неосознанные ценности и мораль.
Воспитание – целеустремлённое создание в индивиде мотивов; нравов, морали, ценностей, правил, задающих темп жизнедеятельности. Проходит в семье, в близком окружении друзей и знакомых, интернете.
Образование – целенаправленное создание базы знаний о своей личности, окружении, окружающей среде, смысле жизни, которая наделена техническим или бытовым характером. Применяется в средний и высший образовательных учреждениях.
Защита – процессы, происходящие в психике, где человек устраняет внутренние противоречия, которые происходят между потребностями, интересами и ценностями. Воля человека определяет уровень защиты.
Адаптация – процессы, происходящие в психике, где человек устраняет напряженность в ситуации, к которой относятся другие индивиды. Человек предотвращает потерю общения с человеком, интересов. Составляющими элементами адаптации представлены: познание, память и воля.
Средства социализации:
- Подражание модели поведения взрослых людей; базируется на биологической способности запоминания и воспроизведения.
- Ролевые игры, происходящие в ходе обучения; происходит перенос навыков с процесса игры в жизнь.
- Развитие эмпирического и философского познания формирует язык, письменность и речь.
Сторонники поведенческого типа психологии выдвигают идею о стихийности социализации, происходящей случайным образом под влиянием обстоятельств, независимых от индивида.
Теория структурного функционализма изучает социализацию через адаптацию, т.к. в ходе приобщения человека к обществу, индивид интегрируется в социальную систему, где происходит приспособление.
Павлов утверждает, что человеческая психика развивается закономерно, в ней присутствует становление последовательных этапов, которые позволяют управлять социализацией.
Две основные формы взаимодействия личности и среды в процессе социализации:
- Пассивная форма – накопление до социального опыта, который интегрирует индивида в общественную жизнь, систему взаимоотношений.
- Активная форма – созидание или разрушение общественных связей путём активной деятельности.
Проблемы социализации представлены соотношением различных культурных особенностей, ценностей через ряд факторов – социализацию (родственниками, друзьями, знакомыми). В процессе социализации наблюдается компромисс различных ценностей, культурных особенностей и норм. Компромисс распространяется и на взаимоотношения людей. В ходе социализации формируются различные типы личностей.
Осуществление процесса социализации происходит на основе 4 иерархических структур:
Понятие социализации подразумевает под собой процесс усвоения человеком правил поведения, социальных норм, моральных ценностей, умений, навыков, знаний и психологических установок, которые дают ему возможность нормально взаимодействовать с остальными людьми. Если у животных все отношения обусловлены биологическими мотивами, то у человека как биосоциального существа немаловажен процесс развития социальных навыков. Люди постоянно рождаются и умирают, и процесс обновления общества идет постоянно. Новые члены общества изначально не знают ни норм, ни правил поведения в нем. Вот тут и начинается процесс социализации.
Факторы социализации.
Факторы социализации – это механизмы, с помощью которых и происходит процесс социализации. Основных факторов, выделенных социальным педагогом А.В. Мудриком, три:
- Макрофакторы – глобальные механизмы, влияющие на социальное развитие личности (планета, космос, государство, страна, общество, правительство).
- Мезофакторы – условия, влияющие на социализацию, в основном, по территориальному или этническому признаку (место и тип поселения, регион, поселок, город, народ, этническая принадлежность).
- Микрофакторы – факторы, оказывающие непосредственное влияние на социализацию человека (семья, сверстники, школа, место учебы и работы).
В каждом факторе есть действующий элемент, благодаря которому и происходит социализация. Например, в семье – это родители, братья, сестры, в школе – учителя, одноклассники. Эти элементы называются агентами социализации.
Виды и этапы социализации.
Виды социализации, как правило, классифицируются по временному периоду, поэтому их называют этапами социализации.
Остальные виды социализации:
- Групповая социализация. Социализация внутри какой-то конкретной социальной группы. То есть, в какой среде ребенок больше проводит времени (родители, учителя или друзья), правила и нормы той среды он и усваивает в первую очередь.
- Гендерная социализация. Социализация по половому признаку. Мальчики усваивают то, как должны себя вести мальчики, а девочки, соответственно, учатся быть девочками.
- Организационная социализация. Процесс социализации во время трудовой деятельности (как вести себя с коллегами, начальством, подчиненными, как относится к труду, хорошо ли опаздывать на работу и т.д.).
- Досрочная социализация. Вид социализации, который представляет из себя своеобразную репетицию будущей деятельности, приступать к которой еще рано (игра девочек в дочки-матери).
Основными институтами социализации являются:
-
;
- сверстники; ; ; ;
- средства массовой информации.
В социологии существует также такое понятие, как десоциализация. Десоциализация – это утрата человеком какого-либо социального опыта. Десоциализация может быть в виде легкой социальной дезориентации вследствие стресса, либо сильной десоциализацией по причине попадания в экстремальные ситуации (война, концентрационный лагерь, тюрьма, форс-мажорные обстоятельства по вине стихийных бедствий). Таким уровнем десоциализации уже занимаются не психологи, а психиатры.
Социализация – процесс, в котором происходит усвоение норм и ролей, предназначенных человеку. В ходе социализации человек становится личностью. Человек постоянно работает над собой, он может из рабочей специальности обрести знания мудреца.
Процесс социализации
Человек в течение всей жизни изучает происходящее вокруг. Такой процесс называется социализацией. Другими словами – осваивает роли. Их множество, они зависят от окружения, возраста, возможностей, заложенных в индивиде от природы.
- Роль– это модель поведения, способ самовыражения. Социальная роль зависит от положения, статуса человека в обществе.
- Культурные нормы – это требования, правила, позиции. Нормы разработаны обществом, а выполнять их обязан конкретный человек.
Процесс социализации – это усвоение ролей, которые предлагаются человеку или выбираются им самостоятельно.
Периоды процесса
Освоение ролей и изучение норм длится всю жизнь. Начальная стадия занимает периоды взросления, продолженная – зрелую жизнь. На какие этапы делят социализацию:
- рождение;
- детские годы;
- юношество;
- зрелость;
- старость.
С момента рождения и появления на свет до глубокой старости человек осваивает новые социальные роли.
Структура процесса
Понятие ученые описывают по-разному, но общее в определении – это обучение жизни. Социализация заставляет человека приспособиться к условиям, в которых он должен существовать всю свою сознательную жизнь, происходит воспитание индивида.
которые читают вместе с этой
Социализация и воспитание – два взаимосвязанных процесса человеческого формирования. Воспитание предполагает изучение и выполнение культурных навыков. Воспитание создает характер, вносит индивидуальность, отличие одного от другого.
Формы проведения воспитательного процесса
Воспитание проходит по определенным правилам. Ученые выделили сензитивные периоды становления человека. Медики, педагоги и другие научные деятели рассмотрели, в какие периоды, что развивается в человеке:
- речь – до 3 лет;
- пластичность движений – до 8 лет;
- физическое становление – до 18 лет.
Формы воспитания в течение жизни:
- культурные правила и нормы;
- требования бытовых умений и навыков самообслуживания;
- ценности и идеалы.
От форм зависит воспитание и культурный уровень человека. Целенаправленный процесс формирования характера постоянно подвергается стихийным воздействиям.
Усвоение некоторых норм происходит вне желания и создания специальных условий, то есть стихийно.
Методы воспитания
Ребенок начинает формировать свой характер и манеру поведения, подражая своим родителям. Постепенно он начинает проявлять заинтересованность к действиям и происходит распределение действий на две большие группы:
- положительные поступки (правильные);
- отрицательное поведение (плохие дела).
Чтобы помочь детям разобраться, что хорошо, что плохо, педагоги разработали методы воспитания. Какие считаются наиболее популярными:
- авторитет старших;
- умение слышать и воспринимать;
- стремление анализировать и разбираться в содеянном.
Правила воспитания для человека должны быть четкими и понятными. Двусмысленность приводит к ошибкам, характер становится сложным. От невыполнения методов, их несоответствия формируются невоспитанные личности с плохими желаниями и стремлениями. Два типа воспитанности различны по соблюдению правил:
- хорошее воспитание – соблюдение всех норм.
- плохое – демонстрация нежелания подчиняется нормам.
Соблюдение норм под страхом наказания формирует плохое поведение: страх и обман.
Что мы узнали?
В обществознании за 8 класс выстраивается система понятий: социальная роль, воспитание, социализация. Процесс изучается по этапам, характерным для взросления человека. Что является методом воспитания, как быстро проходит социализация, влияние общества на личность – неполный перечень изучаемых проблем.
Личность — система социальных качеств человека, формирующаяся на основе его интеграции в систему социальных отношений.
Личность формируется на биологической основе при усвоении социальных и культурных норм, поэтому для становления личности необходим процесс социализации .
Социализация — это усвоение индивидом социальных и культурных норм, а также освоение им различных социальных ролей.
Человек не может полноценно развиваться в одиночку — только выстраивая взаимоотношения с себе подобными, он сможет достичь необходимых интеллектуальных, моральных и физических показателей.
социализация начинается с первых секунд жизни малыша — это вхождение в семью, первый социальный конструкт на пути развития личности. В детском саду ребёнок получает первые навыки соблюдения социальных норм, правил поведения. Школа развивает в нём интеллектуальные качества для полноценного вхождения в мир общества.
Социализацией называется процесс становления личности, ее обучения, воспитания и усвоения социальных норм, ценностей, установок, образцов поведения, присущих данному обществу. Социализация - это окультуривание человека. Культурная среда формирует в человеке образ себя, тип отношений с миром и другими людьми, потребности и способы их удовлетворения, а также цели, к достижению которых человек стремится.
Наиболее интенсивно социализация осуществляется в детстве и юности. Но и в последующем этот процесс не прекращается. Стимулом социализации в зрелом и пожилом возрасте выступают различные жизненные переживания и кризисы, которые человеку необходимо осмыслить и преодолеть. Личность, застывшая в своем развитии, деградирует. Деградация личности происходит и тогда, когда индивид оказывается полностью подчинен чужой воле и его поступки запрограммированы посредством внушения, идеологического оболванивая, пропаганды, так что не остается места свободе выбора и действия. Лишение человека общения и возможности выбора, известной свободы действий также отрицательно сказывается на развитии личности и ее самочувствии. Не случайно изоляция человека от общества всегда считалась одним из самых суровых наказаний.
Читайте также: