Собственность труд и творчество в информационном обществе кратко

Обновлено: 05.07.2024

Информационное общество - это новая историческая фаза развития цивилизации в которой главными продуктами общественного производства являются информация и ее высшая форма – знания.

Готовые работы на аналогичную тему

В самом широком смысле Белл определяет постиндустриальное общество, в котором производство заменяется обособленным и непрерывным процессом обновления посредством непрерывного воздействия на окружающую среду, а каждая область человеческой деятельности тесно связана со всеми другими. В этих случаях информация становится основным источником перехода от полуобразованных рабочих к инженерам и ученым, поскольку совершенствование знаний человека о мире происходит в основном за счет использования абстрактных моделей и системного анализа, кодификации теоретических знаний. При этом долгосрочное прогнозирование социальных и экономических процессов имеет первостепенное и первоочередное значение.

Характеристики информационного общества

Можно выделить несколько основных черт информационного общества и наметить основные положения существующих концепций развития этого типа социальной организации, сочетающих в себе как культурологический, так и философско-прикладной аспекты.

  • общество нового типа, на создание которого повлияла глобальная социальная революция, основанная на эволюции и конвергенции информационных и коммуникационных технологий;
  • общество знаний, где знания, получаемые от бесперебойного доступа к информации и умения работать с ней, являются главным условием благополучия любого человека и любого государства;
  • общество, способствующее культурному взаимодействию, с одной стороны, и открывающее новые возможности самоидентификации для каждого сообщества и личности, с другой.

Уровень знаний, а не собственность, становится решающим фактором социальной дифференциации и социальной мобильности. Профессиональная структура более необходима для социальной стратификации, чем классовая структура. Привилегированный уровень теперь составляют наиболее информированные члены общества. Фокус социального конфликта смещается из сферы экономики в сферу культуры. Результатом конфликта и разрешения конфликтов в сфере культуры является новое развитие и крушение старых социальных институтов.

Лишь на рубеже XX—XI вв. постиндустриальная модель обществен­ного развития приобрела вполне оформившиеся черты. Первоначально ее сердцевиной стал переход от ресурсозатратных к ресурсосберегающим технологиям, затем - компьютерная революция и информатизация экономи­ки. В этих условиях рынок труда претерпел глубокую структурную пере­стройку. Доля занятых в промышленности в ведущих странах Запада снизи­лась примерно с 36 до 31 %. Во многих отраслях индустрии уменьшились и абсолютные показатели занятости. В отраслях нематериального производ­ства, напротив, наблюдался значительный прирост рабочей силы. В США в 1970-1996 гг. число занятых в сфере услуг возросло с 49 млн до 95,6 млн чел., т.е. на 102 %. Это составило 74 % совокупной численности всех занятых в стране. Характерно, что наибольшее количество новых рабочих мест создавалось на предприятиях и фирмах малого й среднего бизнеса. Выросла доля различных гибких форм занятости, в том числе с неполным рабочим днем, надомной работой.

В современной философии информационное общество рассматривается как особая стадия развития общества, экономики и культуры, характеризующаяся доминированием в структуре общественного производства деятельности по производству, хранению, обработке и передаче (реализации) информации и знаний.

Отличительные черты информационного общества:

– увеличение роли информации и знаний в жизни социума;

– возрастание доли информационных коммуникаций, продуктов и услуг в валовом внутреннем продукте;

– создание глобального информационного пространства, обеспечивающего информационное взаимодействие людей, их доступ к мировым информационным ресурсам и удовлетворение их потребностей в информационных продуктах и услугах;

– становление новых технологических укладов, базирующихся на массовом использовании перспективных информационных технологий, средств вычислительной техники и телекоммуникаций;

– создание и развитие рынка информации и знаний как факторов производства в дополнение к рынкам природных ресурсов, труда и капитала;

– повышение уровня образования, научно-технического и культурного развития за счет расширения возможностей систем информационного обмена на международном, уровне;

– повышение роли квалификации, профессионализма и способностей к творчеству как важнейших характеристик личности и ее принципиальных достоинств на рынке труда;

– интеллектуальная собственность постепенно приобретает статус основного вида собственности и основного источника экономического капитала.

Критерии перехода к информационному обществу:

– социально-экономические: процент трудоспособного населения, занятого в информационно-коммуникационной сфере (производство информационных продуктов и услуг);

– технические: достижение высокого уровня информационной вооруженности, удовлетворение широкого спектра информационных потребностей каждого человека;

– инфраструктурные: наличие развитой инфраструктуры, обеспечивающие создание национальных информационных ресурсов в объеме, соответствующем постоянно убыстряющемуся научно-технологическому и социально-историческому прогрессу;




Информационное общество отличается от общества, в котором доминируют традиционная промышленность и сфера услуг тем, что информация, знания, информационные услуги, и все отрасли, связанные с их производством (телекоммуникационная, компьютерная, телевизионная) растут более быстрыми темпами, являются источником новых рабочих мест. То есть информационная индустрия доминирует в экономическом развитии.

Проблемы информационного общества:

– радикальное изменение мировоззрения и психики человека под воздействием информационных технологий. Перемещение все возрастающей доли повседневной жизни в виртуальное пространство. Угроза киберзависимости;

– нарушение личного пространства человека;

– проблема прав интеллектуальной собственности и их нарушения и др. проблемы.

Несмотря на эти проблемы, информационные технологии: расширяют права граждан путем предоставления моментального доступа к разнообразной информации; увеличивают возможности людей участвовать в процессе принятия политических решений и следить за действиями правительств; предоставляют возможность активно производить информацию, а не только ее потреблять; обеспечивают средства защиты частной жизни и анонимности личных посланий и коммуникаций.

Воздействие информационных технологий на гражданское общество Развитие информационных технологий воздействует на все стороны жизни общества: экономику; политику, науку, культуру, образование. Однако самое главное воздействие происходит на гражданское общество и системы государственного управления. Внедрение информационных технологий в государственные органы дает возможность: приблизить их к гражданам, улучшить и расширить услуги, населению; повысить внутреннюю эффективность и сократить затраты на госсектор; стимулировать создание нового информационного оборудования, продуктов и услуг частным сектором путем адекватной государственной политики. Потенциальная возможность граждан непосредственно воздействовать на правительства ставит вопрос о трансформации существующих демократических структур.

В современной философии информационное общество рассматривается как особая стадия развития общества, экономики и культуры, характеризующаяся доминированием в структуре общественного производства деятельности по производству, хранению, обработке и передаче (реализации) информации и знаний.

Отличительные черты информационного общества:

– увеличение роли информации и знаний в жизни социума;

– возрастание доли информационных коммуникаций, продуктов и услуг в валовом внутреннем продукте;

– создание глобального информационного пространства, обеспечивающего информационное взаимодействие людей, их доступ к мировым информационным ресурсам и удовлетворение их потребностей в информационных продуктах и услугах;

– становление новых технологических укладов, базирующихся на массовом использовании перспективных информационных технологий, средств вычислительной техники и телекоммуникаций;

– создание и развитие рынка информации и знаний как факторов производства в дополнение к рынкам природных ресурсов, труда и капитала;

– повышение уровня образования, научно-технического и культурного развития за счет расширения возможностей систем информационного обмена на международном, уровне;

– повышение роли квалификации, профессионализма и способностей к творчеству как важнейших характеристик личности и ее принципиальных достоинств на рынке труда;

– интеллектуальная собственность постепенно приобретает статус основного вида собственности и основного источника экономического капитала.

Критерии перехода к информационному обществу:

– социально-экономические: процент трудоспособного населения, занятого в информационно-коммуникационной сфере (производство информационных продуктов и услуг);

– технические: достижение высокого уровня информационной вооруженности, удовлетворение широкого спектра информационных потребностей каждого человека;

– инфраструктурные: наличие развитой инфраструктуры, обеспечивающие создание национальных информационных ресурсов в объеме, соответствующем постоянно убыстряющемуся научно-технологическому и социально-историческому прогрессу;

Информационное общество отличается от общества, в котором доминируют традиционная промышленность и сфера услуг тем, что информация, знания, информационные услуги, и все отрасли, связанные с их производством (телекоммуникационная, компьютерная, телевизионная) растут более быстрыми темпами, являются источником новых рабочих мест. То есть информационная индустрия доминирует в экономическом развитии.

Проблемы информационного общества:

– радикальное изменение мировоззрения и психики человека под воздействием информационных технологий. Перемещение все возрастающей доли повседневной жизни в виртуальное пространство. Угроза киберзависимости;

– нарушение личного пространства человека;

– проблема прав интеллектуальной собственности и их нарушения и др. проблемы.

Несмотря на эти проблемы, информационные технологии: расширяют права граждан путем предоставления моментального доступа к разнообразной информации; увеличивают возможности людей участвовать в процессе принятия политических решений и следить за действиями правительств; предоставляют возможность активно производить информацию, а не только ее потреблять; обеспечивают средства защиты частной жизни и анонимности личных посланий и коммуникаций.

Воздействие информационных технологий на гражданское общество Развитие информационных технологий воздействует на все стороны жизни общества: экономику; политику, науку, культуру, образование. Однако самое главное воздействие происходит на гражданское общество и системы государственного управления. Внедрение информационных технологий в государственные органы дает возможность: приблизить их к гражданам, улучшить и расширить услуги, населению; повысить внутреннюю эффективность и сократить затраты на госсектор; стимулировать создание нового информационного оборудования, продуктов и услуг частным сектором путем адекватной государственной политики. Потенциальная возможность граждан непосредственно воздействовать на правительства ставит вопрос о трансформации существующих демократических структур.

Ценность творчества в информационном обществе.

Аннотация: в данной работе автор попытался представить место творчества в информационном обществе, обозначил проблему ценности творчества и пришёл к выводу, что информационное общество, как переходный этап на пути к новому обществу, актуализирует творчество, но вместе с тем определяет его кризис, ставящий вопрос о саморазрушении.

Ключевые слова: информационное общество, трансформация ценностей, творчество, интернет.

1. Беляева Е.В. Традиционное творчество и современный креатив // Феномен творчества в образовательном процессе: материалы VIII науч.-метод. конф. фак. филос. и соц. наук БГУ. Минск, 16 марта 2011 г. / Под ред. И. Л. Зеленкова, А. А. Легчилин. – Минск: БГУ, 2011. – с.11-13;
2. Большой психологический словарь / Под ред.Б.Г.Мещерякова, В.Н.Зинченко – М.: ЕВРОЗНАК, 2003 – 632с.;
3. Кузнецов Н.С. Человек: потребности и ценности – Свердловск: Изд.Уральского ун-та, 1992. – 145с.;
4. Мантатова Л.В. Стратегии развития: ценности новой цивилизации – Улан-Уде: Изд.ВСГТУ, 2004 – 242с.;
5. Современная западная философия: Словарь / Под ред. В.Малахова, В.Филатова – М.: ТОН-Остожье, 1998 – 544с.;
6.Философия: Энциклопедический словарь / Под ред. А.А.Ивина – М.: Гардарики, 2004 – 1072с.;
7.Философский энциклопедический словарь / Под ред. Л.Ф.Ильичёв, П.И.Федосеев и др. – М.: Советская энциклопедия, 1983. – 840с.;
8.Фуко М. Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности. Работы разных лет / Пер. с франц. С.Табачниковой – М.: Касталь, 1996. – 448 с.

Лекция 5 Информационная парадигма современного общества

Современные информационные и телекоммуникационные технологии существенно меняют не только способ производства продуктов и услуг, но и организацию, формы проведения досуга, реализацию человеком своих гражданских прав, методы и формы воспитания и образования.

Они оказывают решающее воздействие на социальную структуру общества, экономику, политику, развитие общественных институтов. Взаимосвязь и взаимообусловленность экономических, правовых, социальных, культурных и технологических факторов в становлении информационного общества проявляется в либерализации правил регулирования информационного и телекоммуникационного рынков, в технологической и организационной конвергенции, формировании новых требований к работникам и организации делового процесса, в изменениях в информационном законодательстве, повышении роли государственного регулирования и международного сотрудничества.

Рассмотрим кратко некоторые основные взгляды на современное общество его структуру и способ организации.

Современно общество можно охарактеризовать как информационное.

Информационное общество — концепция постиндустриального общества; новая историческая фаза развития цивилизации, в которой главными продуктами производства являются информация и знания; отличительными чертами являются:

  1. увеличение роли информации и знаний в жизни общества;
  2. возрастание доли информационных коммуникаций, продуктов и услуг в валовом внутреннем продукте;
  3. создание глобального информационного пространства, обеспечивающего
  4. эффективное информационное взаимодействие людей,
  5. их доступ к мировым информационным ресурсам и
  6. удовлетворение их потребностей в информационных продуктах и услугах.

Выделим несколько платформ или основ информационного общества.

Экономической основой информационного общества являются отрасли информационной индустрии (телекоммуникационная, компьютерная, электронная, аудиовизуальная), которые переживают процесс технологической конвергенции и корпоративных слияний, развиваются наиболее быстрыми темпами, оказывают воздействие на все отрасли экономики и конкурентоспособность стран на мировой арене.

Правовой основой информационного общества являются законы и другие нормативные акты, регламентирующие права человека на доступ к информационным ресурсам, технологиям, телекоммуникациям, защиту интеллектуальной собственности, неприкосновенность личной жизни, свободу слова, информационную безопасность. Информационная безопасность общества и личности приобретает новый статус, превращаясь из чисто технологической проблемы в социальную, от решения которой зависит устойчивое развитие человечества.

Технологической основой информационного общества являются телекоммуникационные и информационные технологии, которые стали лидерами технологического прогресса, неотъемлемым элементом любых современных технологий, порождают экономический рост, создают условия для свободного обращения в обществе больших массивов информации и знаний, приводят к существенным социально-экономическим преобразованиям и, в конечном счете, к становлению информационного общества.

Социальной основой является то, что информация выступает в качестве важного стимулятора изменения качества жизни, формируется и утверждается "информационное сознание" при широком доступе к информации.

Политическая основа достигается свободой информации, ведущая к политическому процессу, который характеризуется растущим участием и консенсусом между различными классами и социальными слоями населения.

Культурная основа признание культурной ценности информации посредством содействия утверждению информационных ценностей в интересах развития отдельного индивида и общества в целом.

Увеличение роли информации и знаний в жизни общества, создание и развитие рынка информации и знаний как факторов производства в дополнение к рынкам природных ресурсов, труда и капитала, превращение информационных ресурсов общества в реальные ресурсы социально-экономического развития будет иметь как положительный, так и отрицательный эффект. Среди этих изменений У. Мартин перечисляет следующие:

  1. структурные изменения в экономике, особенно в сфере распределения рабочей силы; возросшее осознание важности информации и информационных технологий;
  2. растущее осознание необходимости компьютерной грамотности;
  3. широкое распространение компьютеров и информационной технологии;
  4. развитие компьютеризации и информатизации общества и образования;
  5. поддержка правительством развития компьютерной микроэлектронной технологии и телекоммуникаций.

При переходе к информационному обществу возникает новая индустрия переработки информации на базе компьютерных и телекоммуникационных информационных технологий.

Кроме положительных моментов прогнозируются и опасные тенденции:

  1. все большее влияние на общество средств массовой информации;
  2. информационные технологии могут разрушить частную жизнь людей и организаций;
  3. существует проблема отбора качественной и достоверной информации;

многим людям будет трудно адаптироваться к среде информационного общества. Существует опасность разрыва между "информационной элитой" (людьми, занимающимися разработкой информационных технологий) и потребителями. В настоящее время западная цивилизация завершает переход от постиндустриального общества к информационному. Деятельность отдельных людей, групп, коллективов и организаций сейчас все в большей степени начинает зависеть от их информированности и способности эффективно использовать имеющуюся информацию. Прежде чем предпринять какие-то действия, необходимо провести большую работу по сбору и переработке информации, ее осмыслению и анализу.

Действительно, в развитии человечества принято выделять несколько революций (качественных скачков) в обработке информации.

Первая информационная революция в истории человечества произошла 30 тыс. лет назад, когда впервые человек стал рисовать рисунки на скалах и деревьях. Так впервые информация была переведена на носитель информации (стена скалы, дерево). Вслед за рисунками появились буквы – возникла письменность, с помощью которой человек стал передавать потомкам все знания.

Вторая информационная революция произошла с появлением ЭВМ в середине XX в. Информация стала храниться в электронном виде, что существенно увеличило легкость хранения и ее обработки.

Третья информационная революция происходит уже сегодня у нас на глазах. Это появление и развитие всемирной компьютерной сети Internet. Она делает всю информацию, накопленную за всю историю развития человечества, доступной любому человеку из любой точки земного шара в считанные минуты. Развитие социальных сетей и микроблоков, сделали интернет по настоящему активным информационных каналом коммуникации.

Последняя информационная революция выдвигает на первый план новую отрасль - информационную индустрию, связанную с производством технических средств, методов, технологий для производства новых знаний. Важнейшими составляющими информационной индустрии становятся все виды информационных технологий, особенно телекоммуникации. Современная информационная технология опирается на достижения в области компьютерной техники и средств связи.

Считается, что концепция информационного общества является разновидностью теории постиндустриального общества, основу которой положили З.Бжезинский, Д.Белл, О. Тоффлер. Рассматривая общественное развитие как “смену стадий”, сторонники теории информационного общества связывают его становление с доминированием “четвертого”, информационного сектора экономики, следующего за сельским хозяйством, промышленностью и экономикой услуг. При этом утверждается, что капитал и труд как основа индустриального общества уступают место информации и знанию в информационном обществе.

Революционизирующее действие информационной технологии приводит к тому, что в информационном обществе классы заменяются социально недифференцированными “информационными сообществами”

Какова же будет роль рекламы в информационном обществе? Что произойдет с рынком рекламы, ее средствами, как они будут использоваться? Сейчас можно строить ряд прогнозов о том, как это будет. Безусловно, расширение мирового рынка и его интеграция на фоне общей мировой глобализации будут способствовать развитию рынка рекламы в целом. Что касается развития изменения долей различных направлений и средств рекламы, то их развитие можно прогнозировать в соответствии с развитием средств массовой информации новыми формами ее передачи.

Согласно экспертным оценкам, наиболее динамично развивающимся информационным сектором остается, и будет оставаться в ближайшее время Интернет. Интернет можно рассматривать как универсальную среду передачи информации и в частности, как средство массовой информации и средство распространения рекламной информации. Новые технологии дают и новые возможности, позволяющие оптимальным путем с минимальными затратами донести необходимую информацию заинтересованным потребителям. Одной из отличительных особенностей жизни в современном обществе является гигантское развитие средств массовой информации (газеты, журналы, кино, телевидение, радио). Поставленные современными научно-техническими разработками на качественно новый уровень и объединенные средствами связи в мировые информационно-коммуникационные сети, они оказывают чрезвычайно сильное влияние на психологию громадной массы людей во всем мире. Особенно сильно и отчетливо это обнаруживается в наиболее развитых странах Западной Европы, США, Японии, Великобритании. С помощью средств массовой информации возможно манипулирование общественным мнением, создание необходимых психологических предпосылок для формирования политических решений в различных сферах деятельности.

Развитию средств массовой информации во многом способствует процесс информатизации общества. Появление новых технических средств, информационных технологий, телекоммуникаций и др. обеспечивает своевременный сбор, накопление, оперативную обработку и передачу информации в любую точку мирового пространства. Как следствие, становится возможным принятие оперативных решений и целенаправленных воздействий на общество. Это одна из причин, вследствие которых правительства наиболее передовых стран в последние годы стали уделять большое внимание развитию информационной сферы производства. Наряду с позитивным влиянием информатизации общества на средства массовой информации существует и негативное. Так, ряд ученых во многих странах заявляют, что технический прогресс в сфере массовой коммуникации служит в некоторых случаях социальному регрессу общества, так как порой разрушает веками создаваемые социальные коммуникационные связи.

В свою очередь, и средства массовой информации могут оказывать влияние на процесс информатизации общества, рекламируя новые информационные продукты и услуги, формируя общественное мнение о приоритетности этого процесса по сравнению с другими, о первостепенной важности проводимых мероприятий по его интенсификации, о роли информационной сферы в модели будущего информационного общества.

Информационное общество предполагает и формирование субъекта, человека носителя новой культуры - информационной.

Информационная культура – умение целенаправленно работать с информацией и использовать для ее получения, обработки и передачи компьютерную информационную технологию, современные технические средства и методы . Для свободной ориентации в информационном потоке человек должен обладать информационной культурой как одной из составляющих общей культуры. Информационная культура связана с социальной природой человека. Она является продуктом разнообразных творческих способностей человека и проявляется в следующих аспектах:

  1. в конкретных навыках по использованию технических устройств (от телефона до персонального компьютера и компьютерных сетей);
  2. в способности использовать в своей деятельности компьютерную информационную технологию, базовой составляющей которой являются многочисленные программные продукты;
  3. в умении извлекать информацию из различных источников: как из периодической печати, так и из электронных коммуникаций, представлять ее в понятном виде и уметь ее эффективно использовать;
  4. во владении основами аналитической переработки информации;
  5. в умении работать с различной информацией;
  6. в знании особенностей информационных потоков в своей области деятельности.

Информационная культура вбирает в себя знания из тех наук, которые способствуют ее развитию и приспособлению к конкретному виду деятельности (кибернетика, информатика, теория информации, математика, теория проектирования баз данных и ряд других дисциплин). Неотъемлемой частью информационной культуры являются знание новой информационной технологии и умение ее применять как для автоматизации рутинных операций, так и в неординарных ситуациях, требующих нетрадиционного творческого подхода.

Для высших учебных заведений социальным заказом информационного общества следует считать обеспечение уровня информационной культуры студента, необходимой для работы в конкретной сфере деятельности. В процессе привития информационной культуры студенту в вузе наряду с изучением теоретических дисциплин информационного направления много времени необходимо уделить компьютерным информационным технологиям, являющимся базовыми составляющими будущей сферы деятельности. Причем качество обучения должно определяться степенью закрепленных устойчивых навыков работы в среде базовых информационных технологий при решении типовых задач сферы деятельности.

Читайте также: