Соборное уложение при петре 1 кратко

Обновлено: 05.07.2024

Какие вообще бывают конституции

Некоторые представляют собой ряд законов, актов или деклараций, как в Великобритании или Швеции, а есть единые документы — как в России. Есть даже неписаные — в той же Великобритании нет даже официального перечня, из каких законов и актов состоит конституция, все зиждется на традиции.

Прообразами современных конституций можно считать учредительные законы, устанавливавшиеся в древнегреческих полисах. В средние века эту роль исполняли своды законов. Один из действующих до сих пор — конституция Сан-Марино: она принята в 1600 году, а базировалась на городском уставе от 1300 года. Правда, Декларацию прав граждан и основных принципов государственного устройства к ней приписали в 1974 году, так что на роль самой старой конституции в мире этот пример не подходит.

А кто же был старшим из ныне актуальных главных законов? Сейчас считается, что первая конституция в нашему понимании слова была принята в США и ратифицирована штатом Делавэр 7 декабря 1787 года. В Европе можно отметить как одни из первых Конституцию Речи Посполитой (3 мая 1791 года) и Конституцию Франции (принята 3 сентября 1791 года). Однако обе перестали действовать достаточно скоро: Польшу разделили между Россией, Пруссией и Австрией, а во Франции все законы смела революция.

Четыреста лет попыток и поправок

Но это не значит, что у нынешнего основного российского закона не было предшественников. Давайте углубимся в нашу историю и начнем аж с века XVII.

Василий Шуйский и корни русской демократии

Первый в России случай ограничения царской власти и гарантированной охраны прав личности.

Первое упоминание о хоть каком-то ограничении власти датируется 1606 годом. Российскому царю Василию Шуйскому присягали с целованием креста и подписывали при этом документ, в котором были предприняты очень робкие попытки как-то ограничить власть царя — а она де юре уже была абсолютной.

В тексте короткой Крестоцеловальной записи есть слова про охрану короны и лояльности подданных, гарантирована охрана прав личности и всех сословий от произвола. Вводился новый суд, который и должен был все права охранять, запрещалось преследование родственников виновных, рассмотрение дел основывалось на конкретных уликах.

Как Романовы порядок в законах навели

Династия Романовых, придя к власти, отметилась в истории законотворчества Соборным уложением 1649 года — сводом всех-всех законов, которые тогда управляли жизнью России. Этот документ стал главным для страны на долгие века. Забегая вперед: радикальные изменения в него внесли только в 1832 году.

Как Петр I пытался не только бороды и столицу, но и Соборное уложение изменить

Уже при первом российском императоре законов стало так много, что в свод они не помещались. Но изменить Соборное уложение не вышло.

В феврале 1700 года была учреждена специальная комиссия — Палата об Уложении, — на которую возлагалась обязанность составить юридический сборник из материала Соборного уложения и принятых после него законов — Новоуложенную книгу. Однако законов было так много, а методы работы комиссии — настолько неэффективными, что ничего у императора не вышло. Так и осталась Россия без петровской Конституции (возможно, нам крупно повезло).

. обещаемся, что понеже целость и благополучие всякого государства от благих советов состоит, того ради мы ныне уже учрежденный Верховный тайный совет в восьми персонах всегда содержать и без оного Верховного тайного совета согласия:

1) Ни с кем войны не всчинять.
2) Миру не заключать.
3) Верных наших подданных никакими новыми податми не отягощать…

Почти на целый день императрицу обязали принимать важные решения только вместе с Верховным тайным советом. Но тут вмешалась армия, и самодержица порвала условия своего правления.

Поначалу самодержица даже подписала эту бумагу, но, опираясь на армию, практически мгновенно — в тот же день — утвердила власть монархини, подписанное порвала — и кондиции потеряли всякий смысл.

Как Екатерина II человеческий фактор не учла

Французское Просвещение чуть было не облагодетельствовало и Россию, но все завязло в комиссиях и бюрократии. Правда, основой нового закона, если бы его приняли, было бы все та же ничем не ограниченная монархия. Зато провозглашалось равенство всех перед правом. Но только уголовным.

Она создала Уложенную комиссию, чтобы сделать систему русского законодательства стройной и непротиворечивой. Для авторов нового Уложения императрица написала знаменитый Наказ, в котором обрисовала вкратце свое видение государственного устройства и права и обязанности подданных.

Все очень просто: монархия — хорошо, власть императора ничем не ограничена, свобода — право делать то, что разрешено законом. Граждане, как видела будущее Екатерина II, делились бы на сословия и единственное, пожалуй, в чем они были бы равны, — в ответственности по уголовным преступлениям. Хорошей новостью было, конечно, провозглашаемое торжество законов и намерение не наказывать за умысел и исправлять, а не уничтожать преступника.

В дальнейшем Екатерина II еще несколько раз пыталась что-то сделать со всем этим хаосом, но результата — Уложения или свода законов — так и не вышло.

Граф Никита Иванович Панин предлагал основать политическую свободу сначала для одного дворянства, в учреждении Верховного Совета, которого часть несменяемых членов назначались бы из избранных дворянством из своего сословия лиц. Синод также бы входил в состав общего собрания Сената. Под ним (то есть под Верховным сенатом) в иерархической постепенности были бы дворянские собрания, губернские или областные и уездные, которым предоставлялось право совещаться в общественных интересах и местных нуждах, представлять об них Сенату и предлагать ему новые законы.

Из письма декабриста Михаила Фонвизина

Как Павел I приобрел стойкую аллергию к реформам

Цесаревич Павел чуть было не принял конституцию для дворянства и не создал Верховный совет, но маменька очень ругалась.

Историк Н. Я. Эйдельман высказал предположение, что в 1773 году дипломат Никита Иванович Панин и литератор Денис Иванович Фонвизин (якобы при участии лучшей подруги императрицы — Екатерины Дашковой) попытались осуществить государственный переворот и возвести на престол царевича Павла.

Поскольку в заговоре участвовало много народу, Екатерина II довольно скоро обо всем узнала. Однако не подвергла заговорщиков репрессиям, а даже щедро некоторых наградила — лишь бы только помалкивали впредь.

В оправдание Екатерине, которая на корню зарубила эту попытку ввести в России конституционный строй, скажем: как раз примерно в это время во Франции, на которую равнялась наша просвещенная монархиня, уже зрел Большой Террор. Или Великая французская революция, как вам будет удобнее называть. Так что, возможно, мы с вами в очередной раз легко отделались.

Предположим заодно совершенно неисторично, что Павел I потому стал тираном, самодуром и деспотом (это и привело его к апоплексическому удару табакеркой), что маменька изволила его сильно ругать за попытки подписывать всякие пакости. Из-за этой юношеской травмы никаких попыток конституционной деятельности Павел I, взошедши на престол, не предпринимал. Следующий шаг к основному закону сделал его сын.

. во всяком благоустроенном государстве должны быть начала законодательства положительные, постоянные, непреложные, неподвижные, с коими бы все другие законы могли быть соображаемы. Сии положительные начала суть коренные государственные законы.

Три силы движут и управляют государством: сила законодательная, исполнительная и судная.

Начало и источник сих сил в народе: ибо они не что другое суть, как нравственные и физические силы людей в отношении их к общежитию.

Карамзин как тормоз конституционной реформы

Александр I хотел ввести в России три ветви власти, а сам их контролировать. Но советники не дали ему воли.

При жизни императора Александра I, даже после разгрома Наполеона в 1812-13 годах и при воцарившейся после победы вольности, никаких попыток создать основной закон для России предпринято не было. Это вызывало недовольство знатной молодежи, некоторые даже создали тайное общество и вышли на Сенатскую площадь в декабре 1825 года с целью установить в России конституционный строй.

В среде декабристов было два подхода: умеренный от Северного тайного общества и радикальный от Южного.

Умеренный Никита Муравьев не поскупился на зарплату императора

Отменить крепостное право, сделать из России федерацию, ввести народное вече (двухпалатное) и назначить императору жалование почти как президенту — таков был план на Севере.

Кроме ограничения прав монарха Муравьев предполагал создать в России федерацию из 13 держав и 2 областей. Петербург, кстати, стал бы центром Волховской державы.

Престол передавался только по прямой мужской линии, женщина не могла наследовать престол или передавать его по браку, а если не получалось соблюсти это условие, то Народное вече должно было избрать новую династию.

Для свободных граждан действовали следующие права: равенство всех граждан перед законом; свобода слова, печати, вероисповеданий; свобода собраний, занятий, передвижения.

Ещё хуже — отдать землю крестьянам. Здесь речь идёт о капитале и просвещении, а крестьяне не имеют ни того, ни другого.

Мнение Павла Пестеля о земельной реформе

А радикальный Пестель из России цыган выгонял

Юг больше внимания обращал на национальный вопрос и даже планировал создать государство Израиль пораньше. А столицу перенести в Нижний Новгород.

В Южном тайном обществе, в полном согласии с жарким климатом и пылом главы П. И. Пестеля, настроения царили куда более радикальные.

По мнению Пестеля, после декабрьского восстания наша страна должна была — лет на 10-15 — стать диктатурой.

Декабрист призывал к свержению монархии и установлению республики. После этого Россия становилась единым и неделимым государством со столицей в Нижнем Новгороде. Его планировалось переименовать во Владимир, а уже существующий Владимир назвать как-нибудь по-другому: например, Клязьмин.

Все сословия сливались в одно гражданское сословие, члены которого были равны перед законом. Предполагался целый ряд свобод: слова, печати, вероисповеданий (но об этом поговорим отдельно), собраний, занятий и передвижения. Новая судебная власть была бы равно справедлива со всеми.

А вот национальный вопрос Пестель решал крайне резко. В России предполагался только один народ, русский, в который сливались все, вне зависимости от национальности. Однако при этом население делилось на три разряда: Племя Славянское; Племена, к России присоединенные; Иностранцы. Последние делились на подданных и неподданных по собственному выбору. Неподданным запрещалось иметь недвижимое имущество и состоять на государственной службе.

Радикально автор предлагал решить еврейский и цыганский вопросы: либо полная интеграция в российское общество, для цыган с непременным переходом в православие (свобода вероисповедания? Ой ли?), либо изгнание из России. Для евреев планировалось бы в этом случае с помощью российских войск создать отдельное государство на территории Турции.

Говорить о том, что декабристы создали бы действительно демократическое общество, не приходится: эпоха была не та. Но, по крайней мере, они хотели свободы для всех и устранения крепостного права.

Причины составления Уложения

Подготовка и принятие Уложения

Публикация Уложения

Источники и содержание Уложения

Для составления Уложения были использованы различные источники: Судебник Ивана Грозного 1550 года, Литовский статут 1588 года, приговоры Боярской думы, коллективные челобитные дворян и посадских людей, указные книги Поместного, Земского, Разбойного и других приказов, в которых записывались поступавшие в эти учреждения законы и распоряжения. Использовались также отдельные нормы и положения из памятников византийского и церковного права, прежде всего, из Кормчей книги. В новом своде законов были разработаны вопросы государственного, церковного, хозяйственного, наследственного, семейного, договорного и уголовного права, судебно-процессуальные нормы. Всего в Уложение вошло 25 глав и 967 статей. Распределены они и названы следующим образом:

Глава I. А в ней 9 статей о богохульниках и о церковных мятежниках.

Глава II. О государской чести, и как его государское здоровье оберегать, а в ней 22 статьи.

Глава III. О государеве дворе, чтоб на государеве дворе ни от кого никакого бесчиньства и брани не было. [9 статей]

Глава IV. О подпищиках, и которые печати подделывают. [4 статьи]

Глава V. О денежных мастерах, которые учнут делати воровские деньги. [2 статьи]

Глава VI. О проезжих грамотах в иные государства. [6 статей]

Глава VII. О службе всяких ратных людей Московского государства. [32 статьи]

Глава VIII. О искуплении пленных. [7 статей]

Глава IX. О мытах и о перевозах, и о мостах. [20 статей]

Глава X. О суде. [287 статей]

Глава XI. Суд о крестьянах, а в ней 34 статьи.

Глава XII. О суде патриарших приказных, и дворовых всяких людей, и крестьян, а в ней 3 статьи.

Глава XIII. О Монастырском приказе, а в ней 7 статей.

Глава XIV. О крестном целовании, а в ней 10 статей.

Глава XV. О вершенных делах, а в ней 5 статей.

Глава XVI. О поместных землях, а в ней 69 статей.

Глава XVII. О вотчинах, а в ней 55 статей.

Глава XVIII. О печатных пошлинах, а в ней 71 статья.

Глава XIX. О посадских людях, а в ней 40 статей.

Глава XX. Суд о холопах, а в ней 119 статей.

Глава XXI. Суд о разбойных и татиных делах, а в ней 104 статьи.

Глава XXII. А в ней 26 статей, указ за какие вины кому чинити смертную казнь, и за какие вины смертию не казнити, а чинити наказание.

Глава XXIII. О стрельцах, а в ней 3 статьи.

Глава XXIV. Указ о атаманах и о казаках, а в ней 3 статьи.

Глава XXV. Указ о корчмах, а в нем 21 статья.

Значение Уложения

Соборное уложение Алексея Михайловича, 1649 г.


Соборное уложение, принятое Алексеем Михайловичем Романовым в 1649 году, - это нормативный документ, который действовал вплоть до 1832 года, определяя правовую систему Российского государства. Это был первый печатный кодекс, самый объёмный по сравнению с предыдущими (25 глав, 967 статей).

Причины принятия Соборного уложения

Созданием нового свода законов занимался Земский собор, созванный в 1648 году. На нём была избрана комиссия во главе с Н.И.Одоевским.

Впервые в Соборном уложение нормы права были распределены по отраслям права.

Содержание Соборного уложения 1649 года

Уголовное право

Гражданское право

Семейное право

Порядок уголовного и гражданского судопроизводства

Розыскной процесс: по уголовным делам, по инициативе государственных учреждений (следствие велось активно: опрашивали свидетелей, проводили обыск, могли применять пытки).

Обвинительно – состязательный процесс : по имущественным делам, мелким уголовным делам ( использовалась присяга, в суд приглашались свидетели и ответчик, большое значение уделяли доказательствам, вёлся протокол заседаний суда).

Отличительной особенностью данного документа было то, что он мог дополняться новыми правовыми актами, переписываться, изменяться, чего не было в предыдущих Судебниках.

После Соборного уложения 1649 года цари и императоры России пытались создать новый законодательный кодекс. Получилось это сделать только при Николае I.

Попытки систематизировать российские законы предпринял уже Пётр I. В 1700 году по его указу была создана комиссия, которая должна была собрать все законы, принятые после 1649 года, и создать единый кодекс, объединив их с Соборным уложением.

В 1720 году царь приказал создать новую комиссию, которая должна была извлечь лучшее из шведских законов и создать новый законодательный кодекс для России.

1.jpg

Проект уложения должен был дать дворянам исключительные права. В частности, они обладали бы полной властью над своими крестьянами только без права их пытать и казнить. Уложение также должно было закрыть путь к обретению дворянского звания разночинцами, продвинувшимся по службе.

Следующую попытку упорядочить законы предприняла Екатерина II, создав Уложенную комиссию. Новая комиссия начала работу в 1767 году. В её составе были выходцы из всех сословий кроме крепостных крестьян, но треть составляли дворяне.

2.jpg

Разные сословия, а также региональные группы дворян, старались закрепить в новых законах свои привилегии. Родовитые дворяне стремились отменить петровский акт, который давал потомственное дворянство выслужившимся разночинцам. Купцы стремились лишить дворян права вести торговлю. В итоге за полтора года комиссия не приняла ни одного закона и была распущена императрицей.

Очередная комиссия работала при Министерстве юстиции в течение правления Александра I. В 1808—1812, а затем с 1821 года в ней работал Михаил Михайлович Сперанский.

Император Николай I и Михаил Сперанский

Работы по кодификации законов империи начались в 1826 году. В январе было создано II Отделение императорской канцелярии, и Николай I рескриптом предписывал собрать и систематизировать существующие законы.

Работой по кодификации законов руководил глава II Отделения юрист Михаил Балугьянский, который ранее преподавал право Николаю Павловичу и его брату Михаилу. Помощником М. А. Балугьянского и фактическим руководителем работы был Михаил Сперанский, не занимавший официально никакой должности в отделении. 4 апреля отделение было укомплектовано чиновниками, в число которых вошли университетские профессора Александр Куницын и Моисей Плисов.

3.jpg

Содержание новой комиссии обходилось казне в 37 тысяч рублей в год в отличие от 95 тысяч, уходивших на комиссию при Александре I. Также 10 тысяч рублей ушло на приобретение всех нужных книг.

В течение 1828−1830 годов прошла работа по публикации всех российских законов, начиная с Соборного уложения 1649 года. В Полное собрание законов Российской империи вошло 30920 актов. Последним шёл манифест о вступлении на престол Николая I. Тридцать тысяч актов уместились в 40 томах, которые дополняло еще 5 томов приложений.

4.jpg

5.jpg

М. М. Сперанский и М. А. Балугьянов удостоились от императора достойных наград за проделанную работу. Михаил Сперанский получил орден Андрея Первозванного, а затем алмазные знаки к нему, что было высшей наградой в империи.

Читайте также: