Собор примирения ивана грозного кратко

Обновлено: 08.07.2024

$27$ февраля $1549$ года был созван Земский собор. Это был первый орган сословного представительства при центральной власти в России в $XVI-XVII$ веке.

Земский собор – высший орган сословно-представительной монархии, в состав которого входят все слои населения, кроме крепостных крестьян.

Инициатором созыва Собора выступал Иван IV Васильевич по совету митрополита Макария, с целью решения важных государственных дел в сложной обстановке после боярского правления и Московского восстания $1547$ г. За время боярского правления в государстве произошел некий разлад, участились беспорядки в боярской среде, распри между знатными родами. Каждый удельный князь стремился обладать большей властью, что привело к сложной обстановке в стране.

Функции Собора определялись как решение административных, экономических и политических вопросов. На первом Земском соборе рассматривалось два основных вопроса: отмена кормлений, злоупотребления чиновников на местах.

Кормление - система содержания должностных лиц за счет местного населения, просуществовало до середины $XVI$ столетия.

Земский собор давал возможность царю лавировать между боярами и дворянами.

Готовые работы на аналогичную тему

Иван Васильевич ограничивал права крупных феодалов путем расширения прав дворянства, тем самым добавляя его вес в обществе.

Назначение Челобитной избы заключалось не только в рассмотрении жалоб на имя государя от служилых людей и простого люда, но и принятие решения по ним.

Служилые люди - лица, осуществляющие государственную службу

С середины $XVI$ столетия они подразделялись на несколько категорий:

Изба выполняла функции контрольного органа, являлась своего рода апелляционным ведомством, которое осуществляло надзор над остальными государственными органами.

Кружок молодых мечтателей, приближенных к царю, вынашивал планы переустройства России, сулившие ей великое будущее. В своих пламенных проповедях протопоп придворного Благовещенского собора Сильвестр призывал к покаянию в грехах. Костромской дворянин Алексей Адашев, вместе с отцом съездивший в Турцию, рассказывал о порядках в Османском султанате.

К началу 1549 г. влияние Алексея Адашева и Сильвестра значительно усилилось. Они представляли интересы не только боярства, но и широкого круга феодалов. Состав Боярской думы был расширен почти в три раза, что должно было свести на нет влияние нескольких аристократических фамилий, монопольно распоряжавшихся ею в годы малолетства Ивана IV. Однако это было половинчатой мерой — в Думу попадали представители знатнейших боярских и княжеских фамилий — Нагих, Захарьиных-Юрьевых, а в 1549 г. ее пополнили И. В. Шереметев, Д. И. Курлятев, М. Я. Морозов и др.

Программу Избранной рады четверть века спустя изложил Андрей Курбский, до смерти считавший себя верным ее идеалам. Праведный суд и оборона страны — вот обязанности монарха. 3 Резкая критика иосифлянского большинства с его стремлением к наживе сочеталась у деятелей Избранной рады с заботой о рядовом воинстве. Избранная рада надеялась упорядочить законы и управление страной, укрепить государственный аппарат, подорвать основы экономического могущества церкви, расширить источники поступления доходов в казну в интересах дворянства и боярства, создать новые возможности для борьбы с растущим народным сопротивлением.

Земский собор был (по мысли Н. И. Павленко) тем органом, который позволил верховной власти лавировать между дворянством и боярством. Он ограничил права крупных феодалов, расширив права дворянства. 28 февраля был принят приговор, согласно которому в ведении наместников остался суд над детьми боярскими только по самым главным уголовным преступлениям (убийству, краже и разбою с поличным). По всем остальным вопросам дети боярские освобождались от суда наместников. Этим временем можно датировать начало оформления сословных привилегий дворянства.

Крест примирения

Крест примирения Для ветеранов 124-й стрелковой дивизии 21 января – особая дата. В этот день в 1944 году ее бойцами была освобождена Мга, за что дивизия и получила наименование Мгинской. По сложившейся традиции администрация Санкт-Петербурга выделяет ветеранам дивизии

Дорогами примирения ( часть вторая)

Роль литературы в процессе примирения

Роль литературы в процессе примирения Большую пользу в движении по примирению оказало творчество бывших солдат, ставших в мирной жизни крупными писателями-гуманистами. В первую очередь это относится к выдающемуся петербургскому писателю Даниилу Гранину. Он лично

Деяния как попытка примирения

Деяния как попытка примирения Тем не менее некоторые критики обвиняли автора Деяний в том, что он намеренно фальсифицировал историю в интересах мира между сторонниками Петра и сторонниками Павла в церкви. Эту книгу называют соборным компромиссом, вероятно, опирающимся

Петропавловский собор (собор во имя первоверховных апостолов Петра и Павла)

Петропавловский собор (собор во имя первоверховных апостолов Петра и Павла) Среди петербуржцев живет твёрдое убеждение, что ангел на шпиле Петропавловки, самого высокого собора России, – это ангел-хранитель города.Всем привычное название Петропавловка официально

Исаакиевский собор (собор преподобного Исаакия Далматского)

Исаакиевский собор (собор преподобного Исаакия Далматского) Золотой купол Исаакия сверкает над городом, как шлем могучего витязя. Да и сам собор-исполин с его нерушимой гранитной мощью ассоциируется с образами русских чудо-богатырей из былинного эпоса.У русских церквей

Владимирский собор (Собор Владимирской иконы Божией Матери)

Владимирский собор (Собор Владимирской иконы Божией Матери) У этого величественного храма, стоящего в центре города, до сих пор не установлено авторство. Но таков уж Петербург, что здесь могут случаться разные, в том числе и самые невероятные, события. Собор принадлежит к

Собор примирения

Собор примирения 1 ПСРЛ, Л., 1925, т. IV, ч. 1, вып. 3, с. 620.

Собор Санта Мариа дель Фьоре (Флорентийский собор)

ДОКТОР НАДЖИБ И ЕГО ПОЛИТИКА НАЦИОНАЛЬНОГО ПРИМИРЕНИЯ

ДОКТОР НАДЖИБ И ЕГО ПОЛИТИКА НАЦИОНАЛЬНОГО ПРИМИРЕНИЯ С 1986 г. Генеральным секретарем ЦК НДПА, а затем и президентом страны стал Наджибулла. Наджибулла происходил из зажиточной семьи – его отец был вождем племени. Он окончил медицинский факультет Кабульского

ОЧЕРЕДНАЯ ПОПЫТКА ДОБИТЬСЯ ПРИМИРЕНИЯ

ОЧЕРЕДНАЯ ПОПЫТКА ДОБИТЬСЯ ПРИМИРЕНИЯ О своей встрече они рассказывали по-разномуВсе же менее чем через месяц произошла еще одна попытка добиться примирения. 11 ноября состоялась важная встреча Горбачева и Ельцина. Прошлись почти по всему кругу вопросу, накопившихся к

Инициатором проведения первого Земского собора 1549 г. был царь Иван IV (Грозный).

Что представлял из себя Земский собор?

Это было собрание, на котором присутствовали представители всех слоёв населения, кроме крепостных крестьян. На собраниях обсуждались административные, экономические и политические вопросы государства, в том числе избрание на царство.

Всего в России было проведено около 60 Земских соборов на протяжении 135 лет. Точное их количество назвать сложно, т.к. не все древние документы сохранились, а некоторые из соборов имели спорную мотивировку проведения: они проводились в кризисных ситуациях.

Земские соборы представляли собой прообраз современного парламента. Это кажется странным, но именно Ивану Грозному, которого считают самым деспотичным царём, принадлежит демократическая инициатива Земских соборов.

Причины и предпосылки первого Земского собора

Иван Васильевич венчался на царство в 1547 г. Как обычно, с появлением нового лидера меняется обстановка в государстве, а молодой царь в начале своего правления проявил себя реформатором.

Положение в стране было сложным. После смерти Елены Глинской (матери Ивана Грозного) в 1538 г. обострились противоречия, усугубившиеся в результате засухи, а затем сильнейших пожаров 1547 г. Начавшиеся московские бунты подогревались слухами о поджигателях. Обвиняли князей из рода Глинских, был убит один из них, Юрий Глинский.

Главные вопросы первого Собора:

  • злоупотребления наместников царя и отмена кормлений;
  • самоуправство бояр.

Кормление – содержание должностных лиц за счет местного населения.

Земский собор давал возможность царю лавировать между боярами и дворянами.

Царь Иван Васильевич публично покаялся в своих грехах перед народом и выступил с критикой представителей боярства.

Было решено, что все жалобы населения будет рассматривать царский суд. Для этого была создана Челобитная изба. Сюда поступали всевозможные жалобы (челобитные) на имя царя, и по ним принимались решения. Это был прообраз высшего апелляционного ведомства и контрольного органа.

Но это был не законодательный, а совещательный орган власти . Он лишь поддерживал ту политику, которую проводил царь.

Тем не менее, Земский собор стал прообразом модели государственного управления.

На этом же Соборе было принято решение о создании нового Судебника, утвержденного в июне 1550 г.

Земские соборы обсуждали и решали важнейшие вопросы государства: введение новых налогов, объявление войны, заключение мира и др.

Вначале соборы созывались очень часто, а затем обсуждение внутренних проблем отошло на второй план, и соборы стали созываться только для решение важных внешнеполитических вопросов.

Таким образом, почти 150 лет символом единства царя и русского народа являлся Земский собор.

В 1682 г. был созван последний Земский собор. Через 2 года он был упразднен. Началась эпоха Петра Великого и абсолютной монархии.

Первый Земский собор

По мнению одних, этот собор был созван царем для борьбы с боярами, против которых Грозный искал опоры в народе8. Это мнение не поддерживается историческими свидетельствами. Напротив, именно в 1550 г. царь всего менее мог думать о борьбе с боярством. К тому времени при посредничестве митрополитов Макария и Сильвестра он сблизился с лучшими людьми из боярства и составил из них круг советников и сотрудников, которые помогали ему в его смелых внешних и внутренних предприятиях. Чувствуя это затруднение, другие исследователи поправляют догадку, прибавляя, что первый земский собор дал царю твердую почву для будущей борьбы с боярством9. Но когда настала эта ожиданная борьба, царь не искал опоры в твердой почве земского собора, а создал для этого новое учреждение совершенно противоземского характера, опричнину. Все, что известно о целях первого земского собора от самого верховного виновника и руководителя его, также не поддерживает догадки о боевых демократических побуждениях, будто бы его вызвавших. […]

Другие исследователи указывают другие причины созыва первого земского собора; эти причины повторяют иногда как подкрепление своей догадки и сторонники противобоярского происхождения этого собора. То были: возникшая с объединением Руси Москвой потребность в общем органе для всей Русской земли, при помощи которого она могла бы заявлять о своих нуждах и желаниях перед образовавшеюся общею верховною властью, необходимость дать общее направление интересам и стремлениям отдельных земщин Московского государства, чтобы могло выработаться сознание целостной общерусской земщины, необходимость для царя вступить в союз с землею, отстранив бояр с пути, который вел к единению царя и земли, ясно понятая царем необходимость непосредственного общения своего с народом, чтобы иметь в нем твердую опору в правительственной деятельности, и т. п.10 Нельзя не признать того удобства этих соображений, что они касаются происхождения соборного представительства вообще, а не первого только собора; трудно объяснить происхождение первого собора отдельно от дальнейших, особенно когда для суждений о первом соборе так мало данных.

ВНУТРЕННЯЯ РЕФОРМА ГОСУДАРСТВА

Одновременно с казанскими походами Грозного шла его внутренняя реформа. Начало ее связано с торжественным "собором", заседавшим в Москве в 1550—1551 гг. Это не был земский собор в обычном смысле этого термина. Предание о том, будто бы в 1550 г. Грозный созвал в Москве представительное собрание "всякого чина" из городов, признается теперь недостоверным. Как показал впервые И. Н. Жданов, в Москве заседал тогда собор духовенства и боярства по церковным делам и "земским". На этом соборе или с его одобрения в 1550 г. был "исправлен" Судебник 1497 г., а в 1551 г. был составлен "Стоглав", сборник постановлений канонического характера. Вчитываясь в эти памятники и вообще в документы правительственной деятельности тех лет, мы приходим к мысли, что тогда в Москве был создан целый план перестройки местного управления. […] Так как примитивная система кормлений не могла удовлетворять требованиям времени, росту государства и усложнению общественного порядка, то ее решено было заменить иными формами управления. До отмены кормления в данном месте кормленщиков ставили под контроль общественных выборных, а затем и совсем заменяли их органами самоуправления. Самоуправление при этом получало два вида: 1) Ведению выборных людей передавались суд и полиция в округе ("губе"). Так бывало обыкновенно в тех местах, где население имело разносословный характер. В губные старосты выбирались обыкновенно служилые люди, и им в помощь давались выборные же целовальники (т. е. присяжные) и дьяк, составлявшие особое присутствие, "губную избу". Избирали вместе все классы населения. 2) Ведению выборных людей передавались не только суд и полиция, но и финансовое управление: сбор податей и ведение общинного хозяйства. Так бывало обыкновенно в уездах и волостях со сплошным тяглым населением, где издавна для податного самоуправления существовали земские старосты. Когда этим старостам передавались функции и губного института (или, что то же, наместничьи), то получалась наиболее полная форма самоуправления, обнимавшая все стороны земской жизни. Представители такого самоуправления назывались разно: излюбленные старосты, излюбленные головы, земские судьи. Отмена кормлений в принципе была решена около 1555 г., и всем волостям и городам предоставлено было переходить к новому порядку самоуправления. "Кормленщики" должны были впредь оставаться без "кормов", и правительству надобны были средства, чтобы чем-либо заменить кормы. Для получения таких средств было установлено, что города и волости должны за право самоуправления вносить в государеву казну особый оброк, получивший название "кормленаго окупа". Он поступал в особые кассы, "казны", получившие наименование "четвертей" или "четей", а бывшие кормленщики получили право на ежегодные "уроки" или жалованье "из чети" и стали называться "четвертчиками".


Созыв первого Земского собора стал одним из ключевых событий правления царя Ивана IV Грозного. Дело в том, что с этого момента идет отсчет сословно-представительной монархии в России. Дата первого Земского собора – 1549 год.

Созыв земского собора при Иване IV

Царствование Ивана IV началось в специфических условиях. Дело в том, что его отец Василий III умер в 1533 году и до 1547 года продолжался период регентства при малолетнем царевиче.

Первый земский собор

Рис. 1. Первый земский собор.

Первый Земский собор также называли “собором примирения”. Причиной созыва стало восстание в столице в 1549 году. Заседание продолжалось всего два дня, 27-28 февраля. Среди его участников были: царь, бояре, Боярская дума, а также выборные представители от других сословий. Они рассматривали вопросы государственного управления, например, отмену кормлений и борьбу со злоупотреблениями на местах. С этого момента можно датировать возникновение в России сословно-представительной монархии.

Одновременно с созывом этого собора начались реформы. Иногда историки называют их “реформы Избранной Рады”. Последствием реформ стали улучшения в военной сфере, а также в законодательстве, сборе налогов, церковных делах и управлении. В войске была усилена артиллерия и появились инженеры, которые делали подкопы. Это очень помогло во время похода на Казань в 1552 году.

Также вскоре после созыва первого Земского собора Иван IV провел церковную реформу в 1551 и к 1556 году были завершены еще две реформы: губная и земская. Их результатом стало улучшение работы органов местной власти и отмена устаревшего способа содержания администрации на местах – кормлений.

1549 год в истории России запомнился вторым походом Ивана IV на Казань, но успехов он не принес. Бунт в Москве в 1547 году связан с засухой и пожарами. Толпа восставших граждан убила родственника царя – Юрия Глинского.

Земский собор

Рис. 2. Земский собор.

Реформы середины XVI века

Государство нуждалось в реформировании, в соответствии с требованиями времени. Еще в период регентства были начаты две реформы – денежная и губная. В 1550 году в царстве Русском появился новый Судебник. Согласно его пунктам, в государстве вводилась новая единица сбора налогов – большая соха. Такое наименование получили 400-600 десятин земли. Данный порядок налогообложения просуществовал до 1678 года.

К 1550 году относится и начало военной реформы. Вместо прежних пехотинцев-пищальников были сформированы шесть стрелецких полков, по 500 человек каждый. Позже численность стрельцов выросла более чем в десять раз. Также Иван IV раздал земли вокруг Москвы, в радиусе 70 километров, “избранной тысяче” московских дворян.

Последний Земский собор был созван в 1684 году и поводом стало заключение Вечного мира с королем Речи Посполитой Яном Собеским.

Иван IV

Рис. 3. Иван IV.

Что мы узнали?

Значение создания Земского собора для истории России XVI века в том, что в стране начался 135-летний период сословно-представительной монархии, а также были проведены различные реформы.

Читайте также: