Собор иоанна предтечи ивановского монастыря кратко

Обновлено: 02.07.2024

Легенд гораздо больше, чем фактов. Даже время основания монастыря точно не известно. Предание относит его возникновение к 16 веку, когда Елена Глинская, жена великого князя Василия Третьего, пожелала таким образом отблагодарить небеса за рождение сына - будущего Ивана Четвёртого Грозного. Таким образом, это 30-е годы 16 века.

Монастырь в 16-17 вв.

Как и многие другие монастыри, очень скоро Ивановский стал местом заточения высокородных особ, чем-то не устроивших самую высокую царственную особу. Сюда привезут из Владимира насильно постриженную на Белоозере вторую жену царевича Ивана Ивановича - Феодосию Михайловну Соловую, в постриге наречённую Параскевой. Здесь она и закончит свои дни. Часто можно встретить информацию, что она умерла в Вознесенском монастыре Московского Кремля. Я думаю, это не совсем точно. Вероятно, она была погребена в Вознесенском монастыре, как царственная особа. А жила последние годы и умерла в 1621 году именно в Ивановском монастыре. Вот что пишет об этом "Новый летописец" - русская летопись 17 века, охватывающая события с 1584 по 1630 гг.

"В то же время преставилась царица Прасковья Михайловна [жена] царевича Ивана Ивановича же, а была пострижена на Белоозере, в Девичьем монастыре, а из Девичьего монастыря переведена была во Владимир в Девичий монастырь, а из Владимира переведена была в Москву, и была в Ивановском монастыре, тут и преставилась. А погребена в Вознесенском монастыре с царицами вместе, а постриг её царь Иван Васильевич при [жизни] царевича. Дочь была каширянина Михаила Солового."

Царевич Иван Иванович вообще всё время совершал фатально не устраивавший отца выбор. Две его жены - Евдокия Сабурова и Феодосия Соловая были сосланы в монастырь по воле отца. Надо отметить, что царевич ни разу не сопротивлялся отцовской воле. Особенно ненавистной для Ивана Четвёртого была почему-то третья жена царевича - Елена Шереметьева. Именно это, судя по всему, послужило причиной гибели Ивана Ивановича. Обстоятельства трагедии известны только из более поздних источников. Всё это, по сути, лишь версии. Считается, что царевич бросился защищать от побоев свою беременную жену, в результате чего и получил роковой удар. Елена Шереметьева лишилась ребёнка, а царевич скончался через 5 дней после ссоры. Достоверным фактом можно признать только одно: Иван Четвёртый до конца дней каялся, что виновен в смерти сына. Впрочем, это вовсе не доказывает факт убийства, тем более - преднамеренного. Образ Ивана Четвёртого и так сильно пострадал от тенденциозной пропаганды, поэтому не будем добавлять. Сознательно не называю его всем известное прозвище, пользуюсь нейтральным "Иван Четвёртый".

В 1610 году в Ивановском монастыре была насильно пострижена разлученная с супругом, низвергнутым царем Василием Шуйским, Мария Петровна.

Но вскоре восстановилась и функция монастыря как места заключения.

В 18 веке стены Ивановского монастыря приняли двух, пожалуй, самых известных своих насельниц. Одна из них, разумеется, Дарья Николаевна Салтыкова.

О "кровавой барыне" написано много. Поэтому не буду слишком подробно на ней останавливаться. Преступления её известны, и в народной молве тоже обросли изрядным количеством легенд. Но и установленных фактов достаточно, чтобы ужаснуться.

А вот о второй знаменитой насельнице обители поговорим поподробнее.

Старица Досифея

Загадочная фигура, будоражащая воображение всех интересующихся уже больше 200 лет.

С этим персонажем связана одна давнишняя путаница. Фантазией художника К. Флавицкого прославлена некая "княжна Тараканова", которая якобы погибла в Петропавловской крепости в 1777 году во время наводнения.

Эффектная эта картина из Третьяковской галереи известна, наверное, всем. И это действительно фантазия, поскольку настоящая самозванка, объявлявшая себя дочерью императрицы Елизаветы Петровны и графа Алексея Разумовского, умерла в Петропавловской крепости за два года до знаменитого петербургского наводнения 1777 года. И эта дама никогда не именовала себя "княжной Таракановой". Она себя называла принцессой Елизаветой Владимирской. И была она, судя по всему, авантюристкой, приобретшей эдакий европейский масштаб, благодаря интригам сильных мира сего. В частности, большую роль в этой истории сыграли территориальные и политические претензии Речи Посполитой. Закончилась яркая авантюра скверно: "принцесса Елизавета Владимирская" была арестована Алексеем Орловым в Ливорно по приказу Екатерины Второй и доставлена в Санкт-Петербург. На следствии она вины своей не признала и своего истинного происхождения не раскрыла. Скончалась в заключении в 1775 году.

Что же до легенды о тайном существовании дочери Елизаветы Петровны, то в этом ничего удивительного нет. И не только Алексею Разумовскому приписывали отцовство детей императрицы.

И до Разумовского были у Елизаветы яркие романтические увлечения. Относительно обер-гофмейстера двора Семёна Кирилловича Нарышкина говорили о возможном браке или даже о тайном венчании.

После Нарышкина фаворитом Елизаветы, тогда ещё цесаревны, был прапорщик Семёновского полка Алексей Шубин. Любила она его, судя по всему, очень сильно, даже стихи ему писала. Это могла бы быть прекрасная история любви. Двое были молоды и очень красивы. Да-да, не надо вспоминать поздние парадные портреты императрицы Елизаветы. В молодости она была, по общему мнению, чудо как хороша. Пётр Первый очень хотел выдать её замуж за Людовика Пятнадцатого, однако французский двор с категорическим неодобрением отнёсся к тому, что претендентка была рождена вне законного брака, ещё даже при жизни первого мужа Марты Скавронской - будущей императрицы Екатерины Первой, супруги Петра Первого. Так что не было суждено сбыться этим далеко идущим матримониальным планам Петра.

Однако вернёмся к Елизавете Петровне.

Вот такая она была, молоденькая и прекрасная, когда влюбилась в Алексея Шубина. Да и он, как говорят, был невероятно хорош.

И - да, конечно, Разумовский!

Наверное, самый известный фаворит императрицы и даже, возможно, её тайный супруг. Сегодня сторонники легенды о тайном венчании говорят о нём практически как об установленном факте, хотя никаких документов на этот счёт нет. Называют даже храмы, где произошло венчание. Правда, и здесь есть разночтения. По одной версии, обряд состоялся в Знаменской церкви села Перово, по другой - в церкви Воскресения в Барашах.

Одним словом, оснований предположить наличие у императрицы потомков всегда было более чем достаточно. Понятно, впрочем, что никаких документальных свидетельств, подтверждающих эти предположения, нет. Поэтому всё, что будет рассказано далее о монахине Ивановского монастыря Досифее - не более чем предание. Легенда.

Через год или полтора после тайного венчания у Елизаветы Петровны и Разумовского родилась дочь - Августа. Почему дочь императрицы Елизаветы принцесса Августа получила фамилию Таракановой, достоверно неизвестно. Предполагают, что она произошла от искаженной фамилии Дараган. Известно, что родная сестра Алексея Разумовского Вера Григорьевна была замужем за полковником Малороссийского войска Е.Ф. Дараганом. Дети их были привезены в Петербург и жили при дворе; народ малознакомую фамилию Дараган изменил по созвучию в Тараканову; быть может, принцесса Августа в детстве жила у своей родной тетки Веры Дараган в Малороссии и в Петербурге и, таким образом, вместе с ее детьми прозвана Таракановой. Как бы то ни было, но за принцессой Августой, после Досифеей, в предании и истории упрочилась фамилия Таракановой.

Принцесса Августа воспитывалась за границей. Самой ли матерью она была отправлена туда или после смерти ее 25 декабря 1761 года отцом - графом Разумовским, неизвестно; но несомненно, что она жила там до 1780-х годов. Историк А.А. Васильчиков сообщает, что Разумовский действительно воспитывал за границей, в Швейцарии своих племянников Дараганов (или, как их иначе называли, Дарагановых), Закревских и Стрешенцова.

Собственно, так бы и прожила она свою жизнь в тиши и покое за границей, но каким-то образом стало известно, кто она такая. Принцесса Владимирская умерла, но настоящая княжна Тараканова продолжала существовать и представляла опасность для Екатерины Второй, как возможная легитимная претендентка на престол.

Императрицей было дано повеление хитростью или насилием привезти из-за границы принцессу Августу. Повеление императрицы исполнили. Где и кем взята она, неизвестно; но как взята, об этом впоследствии рассказывала она сама Гликерии Головиной - ученице одной из монахинь Ивановского монастыря в минуту откровенности, взяв с нее предварительно клятву, что она до смерти никому не расскажет о том, что услышит от нее.

«Это было давно, – говорила принцесса, – была одна девица, дочь очень-очень знатных родителей; воспитывалась она далеко за морем в тёплой стороне, образование получила блестящее, жила она в роскоши и почёте, окруженная большим штатом прислуги. Один раз у ней были гости, и в числе их один русский генерал, очень известный в то время; генерал этот предложил покататься в шлюпке по взморью; поехали с музыкой, с песнями; а как вышли в море, там стоял наготове русский корабль. Генерал и говорит ей: “Не угодно ли Вам посмотреть на устройство корабля?”

Это было в 1785 году.

Принцесса Августа была представлена императрице Екатерине Второй. Государыня, как говорят, беседовала с ней долго, откровенно, говорила о недавнем Пугачевском бунте, о смуте самозванки, о государственных потрясениях, могущих и впредь быть, если ее именем воспользуются враги существующего порядка, и наконец объявила, что она должна для спокойствия России удалиться от света, жить в уединении в монастыре и, чтобы не сделаться орудием в руках честолюбцев, постричься в монахини. Возражать императрице было немыслимо. И Августа приняла свою участь, отправилась в монастырь, где и была пострижена под именем Досифеи.

В монастыре Досифея провела 25 лет и приобрела славу очень благочестивой монахини, отличавшейся к тому же чрезвычайной прозорливостью и мудростью.

А теперь немного фактов. Досифея скончалась 4 февраля 1810 года 64 лет от роду. Погребение ее совершено было с особой торжественностью. В связи с болезнью престарелого митрополита Платона, отпевал ее московский викарий, епископ Дмитровский Августин с почётным духовенством. Сенаторы, члены Опекунского совета и доживавшие свой век в Москве вельможи екатерининского времени явились на ее похороны в лентах и мундирах. Тогдашний главнокомандующий Москвы граф Иван Васильевич Гудович, женатый на графине Прасковье Кирилловне Разумовской, которая приходилась двоюродной сестрой почившей, был на похоронах её в полной форме. Предание объясняет это тем, что в высшем тогдашнем светском круге все знали, кто эта почившая. Толпы народа наполняли монастырь и все улицы, по которым проходила процессия. Тело её было погребено в Новоспасском монастыре, издавна служившем семейной усыпальницей Романовых. В 1908 году на могиле её была сооружена часовня; недавно она восстановлена.

Ивановский монастырь так пострадал в пожаре 1812 года, что было решено его упразднить. Кельи превратили в квартиры для служащих Синодальной типографии, той самой, которая по указу Петра открылась в 1721 году рядом с Заиконоспасским монастырем, на Никольской улице, в помещении бывшего Печатного двора.

В 1855 году вступивший на престол Александр Второй повелел монастырь возродить. Строительство монастырского ансамбля было поручено замечательному архитектору Михаилу Быковскому, который посвятил этой работе около 20 лет, с 1860 по 1879 гг. Это он спроектировал вход, обрамлённый двумя величественными башнями-колокольнями, систему арочных галерей во внутреннем дворике и великолепный собор Усекновения главы Иоанна Предтечи, сочетающий в себе черты Ренессанса и романской архитектуры и напоминающий формой купола флорентийский Санта-Мария-дель-Фиоре.

Ивановский Собор в Иоанно-Предтеченском монастыре

Православный Ивановский Собор в Иоанно-Предтеченском монастыре (Москва) – главный действующий соборный храм обители. Адрес: Малый Ивановский переулок, 2 (ближайшая станция метро – Китай-Город).

Другие названия

Собор Усекновения Главы Иоанна Предтечи в Иоанно-Предтеченском монастыре; Собор Усекновения Главы Иоанна Предтечи в Ивановском монастыре; Иоаннопредтеченский собор; Предтеченский собор.

Дата основания

Не позже начала XV века.

Дата постройки

Архитекторы

  • 1860-1879 гг.: Академик Быковский Михаил Доримедонтович (1801-1885 гг.).
  • 1990-е гг.: Бодунова Е.А. — реставрация (росписи).
  • После 2002 г.: Журавлев Д.П.- интерьеры, внутренний/внешний декор (иконостас).
  • 1990-е гг.: Олиференко А.Е. — реставрация (росписи), Проскурова М.В. — интерьеры, внутренний/внешний декор (иконостас), Шитова Л.А. — реставрация (росписи).
  • 2003-2005 гг.: Мясников И. — интерьеры, внутренний/внешний декор (росписи).
  • 2002-2014 гг.: Егорова Н.В. — реставрация (росписи).
  • 2003-2008, 2020-2014 гг.: Тульпа О.С. — реставрация (росписи).

Историческое исповедание

Конфессиональная принадлежность

Русская Православная Церковь, Московский Патриархат.

О месте расположения Собора

Дошедший до наших дней Ивановский Собор построили на месте древнего Ивановского храма, известного с 1585 года.

Пожар и упразднение Монастыря

Обитель существовала на этом месте давно. Это был древнейший Иоанно-Предтеченский монастырь (Ивановский монастырь). Во время сильного пожара 1812 года Монастырь и все его постройки, включая Собор, сгорели дотла. В этой связи женскую обитель упразднили.

Восстановление Монастыря и Собора

Работы по восстановлению Монастыря начали по благословению митрополита Московского Филарета лишь во второй половине XIX века. Строительство Монастыря и Собора вели на средства вдовы подполковника Макарова-Зубачёва – Елизаветой Алексеевной Мазуриной.
При восстановлении Монастыря отстроили заново и нынешнее здание Ивановского Собора. Его воссоздали вместо ранее существовавшего каменного собора 1-ой трети XVI века.

Строительство Собора

Строительство Монастыря, а вместе с ним и Собора, вели 9 лет, с 1860 по 1879 гг. Заложили Собор Усекновения главы Иоанна Предтечи с больничным храмом Елизаветы Чудотворицы 3 сентября 1860 года. При строительстве обнаружили (обрели) мощи блаженной схимонахини Марфы, что явилось для монастыря знаменательным событием.

Использование здания Собора под госпиталь

До завершения строительства Ивановского Собора практически в готовом храме 7 июня 1877 года по просьбе городских властей открыли военный госпиталь. В нём лечили раненых и больных, поступающих с полей сражений русско-турецкой войны 1877—1878 гг. За время существования госпиталя в нем находилось на лечении около 150 человек. После закрытия лазарета, в Соборе провели ремонт.

Освящение Собора

После окончательного завершения строительства 19 октября 1879 года Собор торжественно освятили.

Краткое описание Собора

Согласно проекту архитектора Д.М.Быковского Ивановский Собор соорудили в стиле итальянского ренессанса. Это культовое сооружение занимает Центральное место в уникальном монастырском комплексе. Оно представляет собой однокупольный соборный храм эклектичных форм. Главный купол повторяет формы флорентийского собора. Собор имеет главный престол и два придела: Казанской Божией Матери и Николая Чудотворца. Четыре галереи (аркады) соединяют Собор с корпусами, расположенными по периметру участка Они образуют небольшие внутренние уютные дворики. Ныне основной вход в Собор осуществляется с южной стороны монастырского двора через Южное крыльцо.

В советское время

Возвращение Собора верующим

Лишь в 1990-х гг. Монастырь возвратили Русской Православной Церкви. И только летом 2001 года к празднику Рождества Иоанна Предтечи Ивановский Собор также окончательно передали православным верующим. После чего храм полностью возобновил свою деятельность. В нём провели многолетнюю реставрацию.
14 декабря 2014 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Великое освящение монастырского Собора.

Статус

Ныне Ивановский Собор в Иоанно-Предтеченском монастыре — неотъемлемая часть архитектурного ансамбля женской обители. Как часть ансамбля он также является памятником архитектуры и охраняется государством.

ФОТО — Ивановский Собор в Иоанно-Предтеченском монастыре

ivanovskij-sobor-v-ioanno-predtechenskom-monastyre_01

ivanovskij-sobor-v-ioanno-predtechenskom-monastyre_02

ivanovskij-sobor-v-ioanno-predtechenskom-monastyre_03

ivanovskij-sobor-v-ioanno-predtechenskom-monastyre_04

ivanovskij-sobor-v-ioanno-predtechenskom-monastyre_05

ivanovskij-sobor-v-ioanno-predtechenskom-monastyre_06

ivanovskij-sobor-v-ioanno-predtechenskom-monastyre_07

ivanovskij-sobor-v-ioanno-predtechenskom-monastyre_08

ivanovskij-sobor-v-ioanno-predtechenskom-monastyre_09

ivanovskij-sobor-v-ioanno-predtechenskom-monastyre_10

ivanovskij-sobor-v-ioanno-predtechenskom-monastyre_11

ivanovskij-sobor-v-ioanno-predtechenskom-monastyre_12

ivanovskij-sobor-v-ioanno-predtechenskom-monastyre_13

ivanovskij-sobor-v-ioanno-predtechenskom-monastyre_14

ivanovskij-sobor-v-ioanno-predtechenskom-monastyre_15

ivanovskij-sobor-v-ioanno-predtechenskom-monastyre_16

ivanovskij-sobor-v-ioanno-predtechenskom-monastyre_17

ivanovskij-sobor-v-ioanno-predtechenskom-monastyre_18

ivanovskij-sobor-v-ioanno-predtechenskom-monastyre_19

ivanovskij-sobor-v-ioanno-predtechenskom-monastyre_20

Другие Храмы на территории обители

В настоящее время на территории обители кроме упомянутого Ивановского Собора расположены также:


Первое известие о Московском Ивановском монастыре содержится в летописях под 1415 годом при описании чуда, сопровождавшего рождение великого князя Василия II Темного. В 1530-­е годы после рождения у Василия III долгожданного наследника — будущего царя Иоанна Васильевича, был перенесен на Кулишки. Здесь на новом месте, при сохранении старого посвящения, монастырь стал женским.

На Кулишках, на нынешнем месте монастырь существовал уже в начале XVI века. Древность монастыря подтверждает архитектура его соборного храма, существовавшего до его разборки в 1859 году. Это был бесстолпный одноглавый храм, с тремя сильно выдвинутыми к востоку апсидами; в его архитектуре присутствовали три притвора, придававших его плану крестообразность. Собор Ивановского монастыря был построен одним из итальянских мастеров, работавших в Москве в 1510—1530­е годы.

Во второй половине XVI века собор Ивановского монастыря был обновлен, видимо, на средства царя Иоанна Васильевича IV (Грозного). Монастырь, посвященный ангелу царя Иоанна Васильевича — св. Иоанну Предтече, не имел вотчин и поместий и содержался исключительно на государеву денежную и хлебную ругу.

При царе Михаиле Феодоровиче и царице Евдокии Лукьяновне к Ивановскому монастырю в день Усекновения главы Иоанна Предтечи 29 августа совершались праздничные выходы царя. В эти годы в монастыре подвизалась блаженная схимонахиня Марфа, в миру — девица Дария. Царица Евдокия знала и почитала Марфу. В начале 1640-­х годов был значительно увеличен монастырский собор. С запада, к храму первой трети XVI века пристроили трапезную с приделом свт. Николая Чудотворца. Ее строительство было окончено к 1642 году. Тогда же, видимо, возвели и каменную колокольню, на которую повесили новый колокол, слитый по повелению царя Михаила Федоровича.

Праздничные выходы в монастырь совершались и при царе Алексее Михайловиче. Вероятно, выходы 29 августа к празднику в Ивановский монастырь стали снова более регулярными при царе Иоанне Алексеевиче, брате и соправителе Петра I, именины которого праздновались 29 августа. Царевич родился с 26 на 27 августа 1666 года, а 29 августа был совершен выход его отца, царя Алексея Михайловича в Ивановский монастырь, где была отслужена праздничная литургия и молебен. В этот день крестный ход в монастырь из Кремля был особенно торжественным. Государь провожал в обитель обновленный царскими мастерами храмовый образ св. Иоанна Предтечи.

Ежегодные посещения Ивановского монастыря московскими государями совершались не только 29 августа. В течение Пасхи государи совершали обходы московских монастырей, в том числе и Ивановского. Во время этих обходов раздавалась милостыня и пасхальные яйца.

Ивановский монастырь был не только ружным царским богомольем. Для многих княжеских и служилых московских семей он выполнял функции родовой обители, куда представители этих семейств делали вклады, здесь они хоронили своих умерших сродников. Известно также, что представительницы этих княжеских и дворянских семейств постригались в Ивановском монастыре.


Вид Москвы от Ивановского монастыря. 1850-е годы. Акварель Д. Карташева (ГИМ ИЗО)


К концу XVII века монастырский ансамбль окончательно сложился. Его территория была окружена каменной оградой, сменившей деревянный забор. В конце столетия над каменными Святыми вратами вкладчиком монастыря Василием Савичем Нарбековым была построена надвратная церковь Происхождения честных древ Животворящего Креста Господня. В центре монастыря находился собор, вокруг которого располагался некрополь; здесь были захоронены вкладчики и сестры монастыря.

Изменения, коснувшиеся в XVIII столетии всей монастырской жизни, начались для Ивановского монастыря с перестройки келий. Указ Петра I 1701 года о замене в монастырях деревянных келий каменными повлек за собой строительство их в Ивановском монастыре за счет казны. В течение первой трети XVIII века начинает постепенно меняться социальный состав монашествующих. На смену игумениям из дворянских семейств приходят игумении, происходящие из духовенства и купечества. Первой такой игуменией стала м. Елена (Протопопова), избранная в 1733 году настоятельницей из сестер Ивановского монастыря. Она была дочерью священника храма Трех Святителей на Кулишках.

Как и в другие обители, в Ивановский монастырь отправляли под надзор по императорскому указу особ, нарушивших нравственные законы, по которым жило русское общество XVIII века. Случалось, присылали сюда для вечного содержания и настоящих преступниц. Но в монастырь по указу отправляли на жительство не только преступников. Монастырь принимал лиц, присутствие которых было нежелательно в миру для власть придержащих. Так, в царствование Екатерины Великой, как считают, в 1785 году, при игумении Елисавете, в монастырь по Императорскому указу поступила насельница, монахиня Досифея, бывшая, дочерью императрицы Елизаветы Петровны от тайного, но законного брака с Алексеем Григорьевичем Разумовским.


Битва под Москвой. Французский лубок. 1—я половина XIX века

Несмотря на упразднение обители, число постоянных ее почитателей и жертвователей не уменьшалось. Так, одна из вкладчиц монастыря Екатерина Петровна Толмачева в 1816 году завещала 25 икон, украшенных серебряными ризами с тем, чтобы из них на ее средства был сделан иконостас. Ее завещание подтолкнуло прихожан и причт храма к переносу престола Казанской иконы Божией Матери из разоренной надвратной церкви в бывший соборный храм. Здесь, в трапезной, где находилась зимняя церковь свт. Николая Чудотворца, они решили устроить на средства, завещанные Толмачевой, зимний Казанский придел для служения зимой ранней литургии.

Промыслительно, что сама идея возрождения Ивановского монастыря пришла из Зачатьевского монастыря, куда в 1813 году переселились трое из последних ивановских монахинь. Одна из сестер Зачатьевского монастыря, Алевтина, пришла в дом Елизаветы Алексеевны Зубачевой, которая была родом из известной московской купеческой семьи Мазуриных. Зачатьевская монахиня подала ей мысль стать возобновительницей Ивановского монастыря.

В том, что Зубачева не оставила этот благой помысел, большую роль суждено было сыграть ее невестке Марии Александровне Мазуриной, жене ее покойного брата Николая Алексеевича. Именно она устроила встречу Зубачевой с выдающимся святителем XIX столетия, митрополитом Московским и Коломенским Филаретом (Дроздовым). Непосредственное участие святителя в самом замысле возрождения обители определило ее устав и жизнь. Владыка благословил восстановление монастыря по общежительному уставу. К тому времени в Московской епархии уже были созданы женские монастыри с общежительным уставом: Аносин Борисоглебский в 1823 году, Троице­Одигитриева Зосимова женская пустынь в 1826 году, Спасо­-Бородинский в 1830 году, Спасо­Влахернский в 1854 году, Крестовоздвиженское сестричество с общежительным уставом в 1856 году. Следующим в этом ряду предстояло стать Ивановскому монастырю. Его штат должен был состоять из 25 монахинь и 25 послушниц, причт монастыря — из двух священников, одного диакона и двух причетников. Макарова высказала намерение устроить в монастыре больницу с церковью и кельями престарелых монахинь. По мысли святителя Филарета, в новом монастыре следовало открыть больницу и училище для девиц духовного звания. Елизавета Алексеевна намеревалась пожертвовать на возобновление монастыря 600 тысяч рублей. Владыка предложил разделить капитал на две половины: одну потратить на восстановление самого монастыря, а на другую приобрести дома в Москве, на доход от которых содержать в будущем монастырь и благотворительные учреждения. В разговоре владыки Филарета с Макаровой­-Зубачевой был не только определен характер монашеской жизни будущего общежительного Ивановского монастыря, но и фактически его будущий архитектурный ансамбль.

В следующем, 1857 году у Макаровой-Зубачевой случился легкий удар, после которого она составила завещание, по которому передавала все свое движимое и недвижимое имущество, включая драгоценности, лошадей, экипажи для устроения монастыря. Ее душеприказчица Мария Александровна Мазурина должна была продать имущество, а затем всю сумму употребить на восстановление монастыря. 31 марта 1858 года Елизавета Алексеевна умерла. Ее погребение было совершено на Ваганьковском кладбище митрополитом Филаретом. С этого момента дело восстановления монастыря полностью взяла на себя М.А.Мазурина, которая под духовным водительством митрополита Филарета воплотила в жизнь замысел Е.А. Макаровой­-Зубачевой. В феврале 1859 года митрополиту Филарету был представлен проект приспособления зданий Ивановского монастыря для новой обители.


Архитектор М.Д. Быковский. Портрет 1851 года. Художник М. Скотти


Проект архитектурного ансамбля монастыря был заказан известному московскому зодчему того времени Михаилу Дормидонтовичу Быковскому (1801—1885), уже построившему храмы и колокольни во многих московских монастырях. Практически вся деятельность Быковского осуществлялась во время правления митрополита Филарета. Вероятно, сам святитель благословил М.А.Мазурину обратиться к этому московскому зодчему. В ансамбле Ивановского монастыря, прежде всего, нашел отражение главный принцип монашеского общежития — нестяжание и отвержение своей воли. Вся жизнь сестер, не имевших собственности, равных и в одежде, и в условиях жизни, должна была проходить под руководством настоятельницы. М.Д.Быковский создал единый корпус так, чтобы вся жизнь монастыря проходила в одном месте, — двух соединенных друг с другом корпусах. Горожанин, вошедший в монастырь, оказывался во дворе, окруженном со всех сторон одноэтажными галереями.

Торжественная закладка собора с больничным храмом прп. Елизаветы Чудотворицы была совершена 3 сентября 1860 года. При строительстве собора произошло одно знаменательное для истории Ивановского монастыря событие — обретение мощей блаженной схимонахини Марфы. Гробница, существовавшая в старом соборе, была разобрана и мощи перенесены в существующую и поныне часовню, где они находились во время всего строительства нового соборного храма. В 1875 году мощи блаженной Марфы были перенесены в новый собор и положены на поверхности пола в мраморную гробницу.

Знаменательно отношение к Мазуриной и другого великого святителя XIX века — митрополита Иннокентия. М.А.Мазурина, желавшая продать собственный дом на Воронцовом поле с тем, чтобы быстрее закончить устроение монастыря, обратилась к святителю Иннокентию за благословением на свой переезд в монастырь. Он благословил ее, предложив при этом принять монашеский постриг и стать игумениею монастыря. Считая себя недостойной, Мазурина отказалась.

К 1877 году все работы практически были окончены. Однако последовали события, помешавшие открытию обители. Началась русско-­турецкая война. Городские власти обратились к М.А.Мазуриной с просьбой предоставить уже отделанные корпуса под госпиталь, который и открылся 7 июня 1877 года. Все раненые и больные офицеры, прибывавшие в Москву, находились именно в Ивановском монастыре. Всего, по данным Городской думы здесь побывало 150 человек. Работа госпиталя создала новые проблемы для М.А.Мазуриной: уже готовые к проживанию монашествующих жилые помещения обители снова требовали ремонта.

21 октября 1878 года М.А.Мазурина, силами которой был возрожден Ивановский монастырь, умерла, так и не дожив до открытия обители. В истории монастыря она осталась как храмоздательница, как исполнительница воли своей родственницы Макаровой-­Зубачевой. По смерти душеприказчицы Мазуриной особая роль в устроении и открытии обители принадлежит Николо­Угрешскому архимандриту — прп. Пимену (Мясникову). Денег после смерти Мазуриной не осталось. Для оплаты по счетам и заказам с разрешения Святейшего Синода архимандрит Пимен должен был прибегнуть к займу в 100 тысяч рублей в Московском городском кредитном обществе. К тому же пришлось заложить большой дом на Лубянке, купленный Мазуриной, — единственный источник монастырского дохода.


Собор Ивановского монастыря. Вид на иконостас. Фото кон. XIX века (РГБ)


Аносинские сестры, переселившиеся в Ивановский монастырь действительно превратили его в строгую общежительную обитель, которая за достаточно короткий срок обрела собственную традицию. Из стен монастыря вышли игумении многих монастырей Московской епархии. Первую игумению Ивановского монастыря, м. Рафаилу (Ровинскую) перевели настоятельницей кремлевского Вознесенского монастыря. Ее преемницу, м. Сергию (Смирнову) позже перевели игуменией московского Алексеевского монастыря. Затем игуменией в Ивановский монастырь была назначена казначея Христорождественского монастыря, Вятской Епархии м. Филарета. Благочинная Ивановского монастыря, м. София (Быкова) стала четвертой игуменией Троице­Одигитриевой Зосимовой пустыни. Ризничая Ивановского монастыря Анастасия (Астапова) была поставлена настоятельницей Князе­-Владимирского женского монастыря Подольского уезда Московской губернии. Постриженницей Ивановского монастыря была м. Леонида (Озерова), проходившая послушание на должности настоятельницы сначала Серпуховского Владычного, а затем Московского Новодевичьего монастыря. Она происходила из семьи, находящейся в родственных связях с основательницей Аносиной пустыни игуменией Евгенией Мещерской. В 1907 году на место игумении Ивановского монастыря была впервые избрана уже постриженница этой обители м. Епифания (Митюшина), которой предстояло пережить грядущие гонения на Святую Церковь, изгнание общины из стен обители.

Иоанно-Предтеченский женский монастырь г. Москвы

Иоанно-Предтеченский монастырь — женский ставропигиальный монастырь Русской православной церкви, расположенный в центре Москвы. Основан в XV веке. История монастыря рассказывает о подвижницах обители: св. блж. схимонахине Марфе, Христа ради юродивой, и затворнице монахине Досифее (княжне Таракановой). Духовная старица схимонахиня Марфа почила 1/14 марта 1638 г. и была погребена в древнем соборе монастыря. Монахиня Досифея подвизалась 25 лет в строжайшем затворе, почила 4/17 февраля 1810г. В Отечественную войну 1812 г. монастырь был разорен и упразднен. Восстановлена обитель по благословению свт. Филарета (Дроздова). В 1918 г. монастырь превращен в концлагерь, в 1927 г. окончательно закрыт. В 1992 г. монастырь передан Церкви и приписан к храму св. равноап. кн. Владимира в Старых Садех. 11 августа 2000 г. обитель вновь открыта, в 2002 г. монастырь возглавила игумения Афанасия (Грошева) из Пюхтицкой обители.

Содержание

В 1812 году монастырь оказался в центре пожара и выгорел дотла. После пожара был упразднён и долгое время не восстанавливался; были лишь восстановлены древний собор и корпус келий по западной границе участка. Был заново отстроен в 1860—1879 годах, с использованием подклетов старых зданий[источник не указан 1696 дней], в стиле нео-ренессанс по проекту московского зодчего Михаила Доримедонтовича Быковского (1801—1885), став вершиной творчества архитектора.

Иоанно-Предтеченский женский монастырь, фото 1984 г.

Крупный капитал в 600 тысяч рублей на возрождение в Москве Ивановского монастыря завещала подполковница Елизавета Алексеевна Мазурина, по мужу Макарова-Зубачёва (дочь Алексея Алексеевича Мазурина, московского городского головы в 1828—1831). 31 марта 1858 года Елизавета Алексеевна умерла и была похоронена на Ваганьковском кладбище. Погребение её тела совершал митрополит Московский и Коломенский святитель Филарет (Дроздов) (1783—1867), а душеприказчицей и устроительницей монастыря стала невестка, жена её покойного брата Николая Алексеевича — Мария Александровна Мазурина (ум. 21 октября 1878). Благодаря её трудам Москва получила уникальный архитектурный ансамбль: стены, башни, величественный собор, напоминающий кафедральный собор Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции.

Внутренняя планировка монастыря отличается тем, что стоящий в центре собор соединён с корпусами по периметру участка четырьмя галереями (аркадами), которые рассекают внутреннее пространство на небольшие дворики.

Советское время

Вид от бывшей Мясницкой полицейской части.JPG

Возобновление монастыря

В 2002 году монастырь был возобновлён как ставропигиальный. Часть бывших монастырских зданий до сих пор принадлежит МВД. Там расположен один из корпусов Московского университета МВД России. В подмосковном селе Остров в бывшей дворянской усадьбе строится богадельня — подворье Иоанно-Предтеченского монастыря.

В 2012 году в монастыре были открыты курсы дополнительного образования для насельниц женских монастырей, включённые в образовательную систему Русской Православной Церкви под патронажем Центра образования духовенства Москвы при Новоспасском ставропигиальном мужском монастыре. Первые два года обучения были, в основном, посвящены изучению Священного Писания Ветхого и Нового Завета, параллельно сестры достаточно подробно изучали катехизис, историю Церкви, богослужения и церковного искусства.

Третий год обучения дал возможность углубиться в изучение трудов святых Отцов Церкви и познакомиться с монашеской жизнью Востока и Запада. Четвертый год отведён для лекций по восточной и латинской агиографии, где изучаются жития святых по древним текстам, а также для занятий по патрологии и истории развития монашества на Востоке.

Авторские программы составлены специально для данных курсов. Все преподаватели — ведущие специалисты по истории Церкви, библеистике, Литургике, церковному искусству; сотрудники МДА, ПСТГУ, московских вузов. Настоятельница — игумения Афанасия (Грошева).

Собор Усекновения главы св. Иоанна Предтечи с приделами Казанской иконы Божией Матери и святителя Николая

Домовый храм преподобной Елисаветы чудотворицы, игумении Константинопольской (1879 год, восстановлен в 1995 году).

Часовня святого Иоанна Предтечи (конец XIX в., восстановлена в 1992 году).

Привратные колокольни (западная и восточная (XIX в.)

Частица Животворящего Креста Господня (в алтаре).

Древняя чудотворная икона св. Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна с частицей мощей в соборе монастыря (середина XVI века).

Чтимый список с образа св. Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна (с частицей мощей) с обручем в монастырской часовне.

В домовой церкви престол освящен в честь преподобной Елизаветы, игумении Константинопольской, чудотворицы (V век); в соборе находится ее чтимый образ конца ХIХ века.

Частички мощей

Святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.

Святого апостола и евангелиста Матфея (в алтаре).

Святителя Николая Чудотворца, архиепископа Мирликийского.

Святителя Василия Великого.

Святителя Филарета (Дроздова), митрополита Московского.

Святителя Луки (Войно-Ясенецкого), архиепископа Симферопольского, исповедника (в Елизаветинском храме).

Великомученика и целителя Пантелеимона.

Великомученицы Анастасии Узорешительницы.

Преподобного Сергия, игумена Радонежского.

Преподобного Серафима Саровского.

Преподобного Пимена Угрешского.

Преподобного Амфилохия Почаевского (в алтаре).

Преподобного Кукши Одесского (в алтаре).

Преподобного Алексия, человека Божия.

Преподобных Амвросия, Исаакия, Моисея, Анатолия, Нектария старцев Оптинских.

Преподобных жен Дивеевских: Александры, Марфы, Елены (в алтаре).

Блаженных Параскевы, Пелагии, Марии, Христа ради юродивых Дивеевских.

Частички гроба

Преподобномученицы Великой княгини Елисаветы (в алтаре).

Блаженной Матроны Московской.

Гробница (ранее почивали св. мощи) блаженной схимонахини Марфы Московской, Христа ради юродивой, подвижницы Иоанно-Предтеченского женского монастыря.

Чтимая икона священномученика Алексия (Скворцова) – пресвитера Иоанно-Предтеченской обители (прославлен в лике святых в декабре 2004 г.).

Наперсный крест сщмч. Алексия Скворцова — пресвитера Иоанно-Предтеченской обители (в алтаре).


Собор Усекновения Главы Иоанна Предтечи


Ворота Иоанно-Предтеченского монастыря


Сестры на клиросе


Интерьер (вид на иконостас и алтарь) южной части Собора Усекновения главы Иоанна Предтечи



Интерьер монастырского собора


Южный фасад Собора Усекновения главы Иоанна Предтечи

Адрес: 109028, Россия, город Москва, Малый Ивановский переулок, дом 2.

Проезд: От станции метро "Китай-город" (выход к улице Солянке) пешком по Солянскому проезду и улице Забелина.

Богослужения

совершаются ежедневно в Соборе Усекновения главы святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна или домовом храме преподобной Елизаветы Чудотворицы.

17.00 Вечернее богослужение (9-й час в 16.45)

Воскресные и праздничные дни

17.00 Всенощное бдение

8.30 Литургия (7.30 — исповедь)

Понедельник

17.00 Молебен святому Иоанну Предтече с акафистом и водосвятием (при совпадении с полиелейной службой молебен переносится на следующий день).

16.00 Заказной молебен в часовне св.Иоанна Предтечи.

Часовня Иоанна Предтечи, в которой находится его чудотворный образ с обручем, открыта ежедневно с 8.30 до 20.00.

Читайте также: