Снетогорский монастырь псков история кратко
Обновлено: 05.07.2024
Снетогорский монастырь впервые упоминается в Псковских летописях под 1299 годом, когда 4/17 марта ливонские рыцари совершили внезапное нападение на Псков. Тогда обитель была разорена, а игумен ее, преподобномученик Иоасаф, а также 17 иноков и пресвитер Константин были сожжены в храме. Обитель была создана незадолго до указанной даты в правление и при участии горячо любимого псковичами святого благоверного князя Довмонта-Тимофея. В 1312 году в монастыре завершается строительство собора Рождества Богородицы. Этот прекрасный белокаменный собор псковские мастера украсили дивными фресками, которые по милости Божией сохранились и до наших дней. В XVI веке монастырь украсили еще два прекрасных храма: Никольский с трапезной и погребами (где сейчас совершаются Богослужения) и церковь Вознесения-под-колоколы. Последний храм после перестроек в XVIII-м веке превратился в знаменитый Снетогорский столп высотой 63 м (86 метров от зеркала реки Великой), который мог соперничать с колокольней Ивана Великого в Москве.
За свою более чем 700-летнюю историю обитель пережила не одно вражеское нашествие и разорение. Так, в 1581 и 1612 годах она была разорена польскими войсками, в 1615 — шведской армией короля Густава Адольфа. Несколько раз постигали ее крупные пожары. Но молитвами Пресвятой Богородицы и снетогорских преподобномучеников она возрождалась. Из стен ее вышли основатели псковского пустынножительного монашества: преподобные Евфросин Псковский и Савва Крыпецкий, а также один из русских Патриархов – Иоасаф. Псковские князья и знать принимали здесь постриг.
В послевоенный период продолжил свое существование дом отдыха и детский санаторий. Однако, Рождественский собор был отдан в ведение органов государственной охраны памятников истории и культуры. Уже в конце 1940-х — начале 50-х гг. была проведена его частичная реставрация, продолженная в 1985 г.
В 1993 году в монастыре была возрождена монашеская жизнь.По благословению правящего архиерея архиепископа Псковского и Великолукского Евсевия монастырь стал женским, и его первой настоятельницей была назначена Игумения Людмила (Ванина) (1938 – 2015 гг.).
От учреждений здравоохранения на территории монастыря за годы советской власти остались руины и нежилые помещения.Постепенно были реконструированы жилые келейные корпуса, возведен новый Восточный корпус с домовой церковью прп. Иоасафа взамен старого, сгоревшего в большом пожаре 2002 г. Изменился внутренний облик храма свт. Николая. Собор Рождества Пресвятой Богородицы после многолетних переговоров с властями был, наконец, передан монастырю, и началась его медленная реставрация.
Было обустроено подворье монастыря в д. Замошье с собственным храмом в честь свт. Тихона Задонского, молочной фермой и сельскохозяйственными угодьями.
Настоятельница
Святые и подвижники благочестия
Праздники и чтимые даты
Святыни и святые источники
Храмы и Богослужения
Главная святыня монастыря — Собор Рождества Пресвятой Богородицы — был построен в 1311 году по подобию Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря. В 1313 году храм был расписан. Сохранившиеся, хотя и не полностью, фрески — единственный на сегодняшний день памятник древнерусской монументальной живописи 1-й половины XIV века и яркий образец псковской художественной школы.
Храм повторяет основные черты архитектуры построенного на полтора века раньше собора Мирожского монастыря, но имеет некоторые существенные отличия от последнего. Внутреннее пространство храма решено в форме равноконечного креста с примыкающими к нему по углам меньшими по высоте объемами. В отличие от собора Мирожского монастыря, в интерьере которого есть иерархическое соподчинение центрального и боковых объемов, здесь центральное пространство креста и его ветви сделаны одинакового размера. Восточная ветвь креста образована центральной апсидой алтаря, боковые апсиды по сравнению с ней значительно понижены. Западные углы храма разделены на два этажа. В нижнем северном компартименте первоначально располагался придел или уединенная монашеская молельня, в южном - лестница на второй этаж. Верхнее северное помещение так же служило приделом, здесь сохранились следы малого иконостаса. Верхнее южное помещение было ризницей или хранилищем документов. Помещения-палатки верхнего яруса соединялись узким деревянным настилом, замененным в XVI веке каменным балконом.
В соответствии с внутренним устройством интерьера боковые фасады храма асимметричны. Их восточные прясла оформлены высокими арками, соответствующими высоте ветвей креста. Здесь расположены боковые порталы храма, над ними помещены предназначенные для росписи ниши-киоты и окна. Западные прясла снизу оформлены невысокими арками-нишами, соответствующими нижнему ярусу западных угловых помещений. Восточный фасад с тремя апсидами в основном сохранил свои первоначальные формы. Западный фасад, первоначально завершавшийся тремя закомарами, в настоящее время закрыт возникшими в последующие столетия пристройками к храму. Собор завершен поставленным по центру внутреннего креста куполом, барабан которого снаружи оформлен необычным поясом из стрельчатых арочек, восстановленным при реставрации. В XV веке барабан купола был повышен, а арочный пояс заменен лентами бегунца и поребрика. Форма кровли неоднократно менялась в ходе истории собора. Первоначально храм был покрыт тесом по форме закомар, а глава купола деревянным лемехом-чешуей. В XVI столетии поверх полукруглых закомар были надложены треугольные щипцы, глава купола сделана луковичной. В настоящее время кровля собора имеет позднюю четырехскатную форму с плоским завершением фасадов.
С течением времени собор расширялся. В начале XV века к его западному фасаду уже примыкал притвор. В XVI веке западный фасад притвора и портал имели наружные фресковые росписи. Особенно сильные изменения были привнесены в архитектуру собора в XVII столетии. Первоначальный притвор был перестроен и соединен с основным пространством храма. Западный вход в храм оформлен крыльцом, украшенным зелеными изразцами. Окна притвора были оформлены наличниками с кирпичным беленым узором и так же изразцами. В стенах разделявших внутренние пространства здания прорезаны широкие арки. Интерьер стал более просторным и зрительно цельным. Были значительно расширены окна. В XVIII столетии к собору были пристроены боковые приделы в честь св. Николая Чудотворца и Усекновения главы св. Иоанна Предтечи. Боковые части притвора оказались расширены и обхватили с двух сторон крыльцо XVII века. Оформление приделов и перестроенного притвора соответствовало архитектуре эпохи барокко. Тогда же к южной апсиде храма была пристроена большая ризница (не сохранилась), а древний одноглавый объем украшен по углам четырьмя малыми декоративными главами. Уже в XIX веке декоративные главы оказались убраны (в том числе и главы двух приделов), восстановлена южная апсида. Луковичная глава собора получила железное покрытие. Фасады храма, покрашенные в XVIII веке в яркий терракотовый цвет, вновь были побелены.
Первоначально иконостас храма был невысоким и занимал лишь проем центральной алтарной апсиды. Со временем он был заменен более высоким и широким многоярусным. Иконостас возобновлялся в 1855 году. При этом, в северной палате притвора была устроена ризница, где в частности хранились иконы из старого иконостаса. В XX веке убранство собора было утрачено.
Реставрационные работы конца 40-х - начала 50-х гг. XX века и в особенности комплексная реставрация, начатая в 1985 году, позволили воссоздать архитектурную историю древнего псковского храма.
Вероятно, в первой половине 16 в. близ собора Рождества Богородицы была сооружена новая церковь Вознесения "под колоколы". Колокольня имела восьмигранное основание со стенами пятиметровой толщины. Внутри стены была сооружена широкая винтовая лестница, ведущая во 2-ой ярус, где была устроена церковь с Престолом Вознесению Господа нашего Иисуса Христа, а в 3-ем ярусе - колокольня. Здесь было 6 колоколов и 7 подзвонков; самый большой колокол был отлит в 1526г. тщанием известного московского благодетеля дьяка Мисюря Мунехина. Несколько раз колокольня перестраивалась и в окончательном своем варианте имела высоту около 86м., напоминая своим видом колокольню Ивана Великого в Московском Кремле. Как и Свято-Троицкий собор, Снетогорский столп был виден за много верст, вид на него открывался из Псковского озера. Во второй половине 18в. колокольня Вознесенской церкви была перестроена. Документы фиксируют не шатер, а деревянный, крытый тесом и окрашенный "червленью" (ярко красным) купол. В начале ноября 1904г. поздняя осенняя гроза вызвала пожар на колокольне Вознесенской церкви. Документы свидетельствуют о том, что "огнем были уничтожены или приведены в негодность все деревянные части, каменный же остов колокольни остался невредим". Были проведены работы по укреплению деформированных каменных сводов и замене сгоревших деревянных конструкций шпиля железным каркасом. Сегодня трудно представить, какую потерю понес город - памятник Псков, лишившись этой необыкновенной церкви - колокольни. В 30-е годы двадцатого века было решено разрушить колокольню. На тонкий высокий изящный шпиль были наброшены корабельные канаты, и несколько барж одновременно двинулись вниз по реке Великой, все туже затягивая петлю. Колокольня рухнула. Существует и более прозаическая версия. В те же 30-е годы был открыт дом отдыха для пролетариев. В целях обеспечения коммунальных удобств, колокольню было решено превратить в водонапорную башню. Кровлю разобрали, и на верхний ярус установили огромный металлический бак. Бак опрокинулся, разрушив верхний ярус колокольни. Сколько бы бак не устанавливали, столько же он падал, разрушая ярусы колокольни.
Сейчас от древнего храма Вознесения, знаменитой в свое время Псковской свечи, остались лишь руины. Напоминая всем нам о скорбном и позорном периоде времени богоотступничества. У насельниц монастыря остается надежда, что когда-нибудь возродится Псковская свеча и зазвонят колокола, призывающие людей к покаянию и прославлению Бога.
В 2008 году вместе со строящимся Восточным келейным корпусом было начато строительство домового храма препмч. Иоасафа Снетогорского над аркой Восточного корпуса. В 2009 году, в день памяти св. блгв. князя Довмонта-Тимофея состоялось освящение Креста над храмом прпмч. Иоасафа Снетогорского. Освящение совершил Митрополит Псковский и Великолукский Евсевий в сослужении клира монастыря. В 2014 году был закончен иконостас и поставлены
иконы праздничного ряда. Установлены новые подсвечники, резной аналой. Повесили большое паникадило (хорос) в греческом стиле, привезенное из Греции. 17 марта 2015 года в день празднования памяти прпмч. Иоасафа Снетогорского, Митрополит Евсевий, в знак благословения на совершение служенияв новом храме, подписал Антиминс
для нового Дома Божия. Храм действующий. Богослужения совершаются по благословению монастырского начальства.
В 1515 г. в Снетогорском монастыре была построена церковь Николы "камена с трапезой, теплая на погребах" - наиболее древний из известных псковских монастырских трапезных храмов. Барабан увенчан луковичной главкой. Церковь значительно перестроена в 1805г., но сохранившаяся композиционная структура традиционна для псковских бесстолпных церквей 16в. Древнейшие части Никольской церкви не исследовались. При обмерных работах обнаружено основание светового барабана, надложенное при поздних перестройках. Барабан был украшен керамическим храмозданным поясом, одним из самых ранних подобных поясов. Главная особенность Никольского храма - трехъярусная трапезная. Верхний ярус, связанный с церковью, до переделки представлял собой высокую сводчатую палату со столбом в центре - помещение, где после молитв происходили трапезы. На столбе с двух сторон были установлены иконы Богородицы Одигитрии и Казанской Божьей Матери. Расположенной под трапезной средний и нижний ярусы состоят из сводчатых, укрепленных пониженными подпружными арками подклетов и связаны системой переходов с поварнями. Подклеты трапезной использовались для хранения монастырских запасов.
Снетогорский монастырь, хоть официально и считается расположенным на городской территории, в действительности находится практически за городом, на его северо-западной оконечности.
Снетогорский монастырь в Пскове сейчас выглядит вполне ухоженно, его архитектурный ансамбль, понесший тяжелые потери в советскую эпоху, вновь приобрел цельность и завершенность, хотя об окончании восстановительных работ пока говорить рано — их еще непочатый край.
Насельницы Снетогорского монастыря не без бед и невзгод, но достойно и мужественно преодолели тяжелейшие годы возрождения обители — практически с нуля, на пустом месте. Ныне перед нами отлаженный, четко действующий монастырский организм.
Основание Снетогорского монастыря
Время основания Снетогорского монастыря в окрестностях Пскова, на Снятной горе, неизвестно, но, скорее всего, это вторая половина (или даже последняя четверть) XIII века.
Первое упоминание об обители относится к 1299 году, а первым ее игуменом обычно называется Иоасаф, в том самом году принявший мученическую кончину от рук ливонских рыцарей.
Псковским князем тогда являлся беглец из Литвы Довмонт Псковский (Тимофей), принявший православие и еще в 1266 году избранный псковичами своим предводителем. Он стал надежным защитником Пскова в непростое время, громя литовцев и немцев, то и дело угрожавших городу, — всего на счету Довмонта около десяти успешных походов. Последний свой бой святой князь принял весной 1299 года, когда рыцари в очередной раз приступили к Пскову.
Довмонт с малой дружиной напал на непрошеных гостей, была жестокая сеча, но псковичи своим мужеством повергли в бегство и разгромили нападавших. После этого разгрома ливонские рыцари на сейме в Дерите решили более не воевать ни с новгородцами, ни с псковичами. Впрочем, память рыцарская оказалась коротка — уже спустя четверть века они вновь появились в псковских пределах, однако славы по-прежнему не обрели.
Снетогорский монастырь после бегства ливонских рыцарей представлял собой пепелище.
История Снетогорского монастыря
Древняя часть истории Снетогорского монастыря подробностями не балует — виной тому пожар 1710 года, уничтоживший монастырский архив.
А монастырь был велик и славен — он считался первым среди псковских обителей, ему благотворили русские цари Иван Грозный, Федор Иоаннович, Михаил Федорович, Алексей Михайлович, Петр I.
Псков всегда оставался пограничным городом — его не миновали непрошеные гости, то и дело наведывавшиеся на Русь. В судьбе Снетогорской обители нередки военные сюжеты, она не однажды превращалась в ставку иноплеменных завоевателей, всякий раз, к счастью, оставлявших Псков и возвращавшихся восвояси подсчитывать собственные потери.
Софья Палеолог, сосватанная за великого князя Московского Ивана III, добиралась из Рима в Москву через Псков, где первым делом, в октябре 1473 года, остановилась в Снетогорском монастыре — присутствовала на молебне в Богородице-Рождественском соборе, а потом, надев царские одежды, отправилась в город.
В 1493 году сильнейший пожар сильно навредил собору, однако его фресковый ансамбль уцелел; сам же соборный храм удалось быстро привести в порядок.
Следующая беда пришлась на эпоху Ливонской войны. В финале этой войны, в 1581 году, польский король Стефан Баторий с многотысячным интернациональным войском осадил Псков. Продлившаяся полгода осада не принесла полякам удачи, однако пригородным псковским монастырям, занятым отрядами интервентов, не поздоровилось.
В Снетогорской обители особенно пострадал Богородице-Рождественский собор: в нем поляки держали лошадей, жгли для обогрева костры, царапали свои автографы прямо на драгоценных фресках. После отступления войска Батория стены собора оказались столь испорчены, что их пришлось заново оштукатурить и побелить. Так снетогорские фрески погрузились как бы в небытие — на триста с лишним лет. Вскоре о былом их существовании забыли.
Между тем не прошло и четверти века, как Россию накрыл морок Смуты. О спокойной жизни оставалось мечтать на протяжении десятка лет — сначала в Снетогорском монастыре хозяйничали изменники-казаки, потом — люди небезызвестного пана Лисовского, в 1615 году, здесь устроил свою штаб-квартиру шведский король Густав Адольф.
По окончании Смуты монастырь залечил нанесенные ему раны и вскоре снова расцвел.
Секуляризационная реформа 1764 года лишила обитель доходов, некогда цветущий Снетогорский монастырь пришел в запустение.
В 1804 году в Снетогорский монастырь перенесли архиерейскую резиденцию.
Советскую эпоху трудно назвать счастливым временем для бывшего Снетогорского монастыря. Архиерейский дом был упразднен в 1920 году, в стенах обители организовали санаторий, просуществовавший до 1990-х годов. Часть помещений монастыря в послевоенные годы приспособили под жилье. Пострадал поначалу и соборный храм, однако с 1926 года в нем начали работать ученые. Эта работа продолжалась до новейших времен — с перерывом на годы фашистской оккупации.
Первые насельницы пришли в обитель, возобновленную в качестве женской, летом 1993 года.
В 1299 г. на монастырь напали немецкие рыцари и разграбили его. В огне погибли 17 иноков и основатель монастыря — игумен Иосаф. Псковский князь Довмонт-Тимофей с дружиной разгромил рыцарей и повелел поставить в монастыре новый храм — каменный. Но это был последний год жизни прославленного князя. Строительство храма затянулось. В 1310 -1311 гг. был завершен, а в 1313 г. расписан фресками каменный собор Рождества Богородицы.
Снетогорский монастырь стал традиционным местом пострижения псковских князей — принятия схимы перед смертью. Особо памятным для монастыря было посещение обители невестой Ивана III византийской царевной Софьей Фоминичной Палеолог в 1472 г. по пути в Москву. В Смутное время один из самозванцев, выдававший себя за царевича Дмитрия-Сидорка, был схвачен в Пскове.
Сопровождать его в Москву было доверено игумену Снетогорского монастыря. Побывали под стенами монастыря и войска шведского короля Густава-Адольфа. В 1614 г. здесь стоял шведский лагерь.
Важным строительным этапом в истории монастыря стало возведение каменных храмов и гражданских зданий в первой четверти XVI века. Обновление монастыря связано с переходом Пскова под управление великого московского князя. Близ древнейшей и особо почитаемой местной святыни — собора Рождества Богородицы в 1519 г. была построена Никольская церковь, сохранившаяся до настоящего времени. Около 1526 г. возведена Вознесенская церковь, реконструированная и надстроенная высоким шатром в XVII веке (не сохранилась).
Рождественский собор знаменит своими фресками. Во времена нашествия на Псков Стефана Батория (1581-1582 гг.) собор горел, верхняя часть барабана разрушилась. Сильно пострадали и фрески. Через год барабан был восстановлен, значительно удлинен и украшен пояском с псковским орнаментом, характерным для XIV века. Фрески в центральной части здания были прикрыты новым иконостасом, а в открытых местах забелены. В 1909 г. началась расчистка снетогорских фресок, она продолжается и по сей день.
Настенная снетогорская роспись относится к начальному периоду расцвета псковской фрески. Помимо яркой, живописной манеры, в которой работали мастера, их роспись характеризуется очень вольной трактовкой религиозных сюжетов. Пророки, апостолы, святители не просто символы веры, а живые люди с разными характерами и внешностью. В поисках новых сюжетов псковские живописцы использовали не только канонизированные церковные сюжеты, но и апокрифы, не вполне совпадающие с официальным вероучением.
К нашему времени общая цветовая гамма фресок сильно изменилась, непрочные краски выцвели, изменился лазурный фон. К фрескам нужно присмотреться, и тогда будет понятен замысел ее творцов. Они прекрасны.
На XVII век приходится расцвет монастыря. Жизнь в Пскове способствовала бурному развитию торговли, росту богатства. Монастырю тогда принадлежало около 370 крестьянских дворов. Но пришла Северная война, монастырь опять горел, в огне погиб архив, содержащий документы о времени основания монастыря.
В 1760-х гг. в России происходит секуляризация монастырских и церковных владений. Снетогорский монастырь постепенно пустеет, а в 1804 г. он и вовсе упразднен. Штат его был приписан Спасо-Елизаровскому монастырю. В 1805 г. Снетогорский монастырь был отдан правительством под загородный архиерейский дом.
После революции в 1919 г. бывший Снетогорский монастырь был включен в охранные списки памятников архитектуры, что не помешало древним постройкам медленно разрушаться. До войны там был дом отдыха. Во время войны древние стены были осквернены присутствием гестапо.
Сейчас Снетогорский монастырь возрожден. На его территории находится женский монастырь. В монастыре проживает более 60 сестер, а с трудниками и церковным клиром около 100 человек. Руководство монастыря осуществляет игуменья Людмила. Все ведущие направления деятельности распределены по послушаниям, за которые отвечают сестры. Послушания разные: клирос, просфорная, пекарня, огородницы, швеи, историки, трапезницы, птичницы и пр.
Материалы: Путеводитель "Псковская область". ИД "Симон-Пресс", 2000 г.
Фото: Михаил Глущенко, Антон Дубенской
За свою 700-летнюю историю обитель пережила не одно вражеское нашествие. В 1581 году и 1612 году она была разорена польскими войсками, а в 1615 году шведский армией короля Густава Адольфа. Несколько раз ее постигали крупные пожары. Но трудом и молитвами она снова возрождалась.
Снетогорский монастырь впервые упоминается в летописях в 1299 году, во время нападения на Псков ливонских рыцарей. Тогда немецкие рыцари захватили и разграбили его. Обитель была разорена. Псковский князь Довмонт-Тимофей с дружиной разгромил рыцарей и повелел поставить в монастыре новый храм — каменный собор Рождества Богородицы (1310-1312 год).
Собор Рождества Богородицы |
Вскоре собор Рождества Богородицы был расписан фресками и стал главной святыней монастыря. Образцом для нового собора был псковский Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря. С XIV века Снетогорский монастырь пользуется большим почетом. Фрески Снетогорского монастыря имеют всемирную известность.
Читайте также: