Смысл жизни в буддизме кратко

Обновлено: 07.07.2024

В принципе, если с конфуцианством и дао все понятно, то с буддизмом возникают затруднения.

Буддизм, на самом деле, довольно разный. Но в основе буддистского учения лежат четыре благородные истины:

  1. Сущность жизни есть страдание.
  2. Причиной страдания являются желания.
  3. Если избавиться от причины страдания, то и страдание исчезнет.
  4. Существует путь (метод), который позволяет избавиться от страданий и обрести нирвану.

Сразу нужно отметить, что буддизм признает идею перевоплощения. Как следствие, простой отказ от жизни, с точки зрения буддизма, не поможет разрешить проблему страдания: поскольку желания и привязанности останутся, то неизбежно человек после смерти воплотится снова, и не исключено, что в худших условиях, если Вы прожили эту жизнь не очень хорошо. Поэтому буддизм предлагает тренировать отрешенность и непривязанность уже в этой жизни, не дожидаясь следующей.

Правда, не все направления буддизма сходятся в том, сможете ли Вы обрести нирвану в этой жизни, и если сможете, то как. Одни полагают, что да, даже если Вы мирянин. Другие считают, что для достижения нирваны необходима жизнь в монастыре, и если в этом воплощении Вы не стали монахом, то Вы можете, тем не менее, прожить свою жизнь хорошо и обеспечить себе более благоприятное рождение в следующей жизни. Третьи добавляют, что если вдобавок ещё и почитать некоторых духовных существ (например, Амитабху), то можно, прожив достойную жизнь, переродиться в их более совершенных мирах.

Точно так же не сходятся направления буддизма и в отношении оптимальных методов достижения нирваны. Некоторые направления акцентируют внимание на специальных секретных духовных техниках, передаваемых от учителя к ученику, другие - на сидячей медитации, третьи - на поклонении боддхисаттвам и т.д и т.п.

При этом буддизм указывают на важность сострадания к другим живым существам, а также на следование определённым этическим нормам, которые делятся на три основные категории: правильная речь (не лгать, говорить с другими уважительно, не пустословить и т.п.), правильное поведение (например, не убивать, не воровать и т.п.) и правильный образ жизни (не зарабатывать на жизнь нечестным путём, например, обманывая людей). Правда, трактоваться эти нормы могут по-разному: не будем забывать, что самураи тоже были буддистами, но воевать им это не мешало (как и другим буддистам в Индии, Китае и Монголии). Но это отдельная тема.

Что касается второй благородной истины, то и здесь нужно понимать, что буддизм не то, чтобы призывает не есть, не пить и превратиться в роботов. Скорее, буддизм видит корень проблемы в привязанности человека к материальным вещам и зависимости внутреннего состояния от удовлетворённости материальных потребностей. Именно это буддизм пытается преодолеть. В одной из дзен-буддистских притч, мастер объясняет суть просветления следующим образом: "Когда я голоден, я ем; когда я устал, я сплю". Когда спрашивающий возражет, что все люди так и поступают, мастер указывает на то, что это не так, потому что:

Когда люди голодны, они едят. Только снаружи, тело ест. Тем не менее, внутри они думают, и они жаждут денег, славы, секса, пищи, и чувствуют злобу. И также когда они устали, из-за этих желаний они не спят.

Собственно, это и есть те "желания", от которых буддизм предлагает избавиться.

Впрочем, как я уже сказал выше, в буддизме много направлений, и все они имеют свою специфику, в том числе, в отношении интерпретации основных положений буддистского учения. Разобрать это подробнее в коротком ответе невозможно, но надеюсь, что он послужит отправной точкой.






Двигатель


Из меня неважный публицист, но попробую сформулировать свою позицию по извечному вопросу о смысле человеческого существования по-возможности прямо и просто, хоть это изначально и абсолютно бесперспективная задача.

Что же прячет человечество от самих себя?

Наше существование и выживание обеспечивается с помощью трех поведенческих доминант:

1. Выживание нас, как отдельного индивидуума. Желание есть, обеспечить себя благами и достатком и т.д;

2. Выживание нашего вида в целом. Сексуальное чувство, половое влечение, желание продолжения рода, забота о потомстве;

Вся наша культура диктуется христианской семантикой греко-латинского толка, иудейского происхождения. Подавляющее количество понятий и смыслов произрастают из культуры аравийских кочевников, символов Византийской империи эпохи увядания и немецкой философией. Человеческий ум оперирует понятиями, не задумываясь о том, чем они являются на самом деле. Для таких слов, как вера, любовь или зло - множество трактовок являются очевидным, и у каждого из нас перед глазами пролетает его собственная жизнь. Любому очевидно, что это абстракции, даже, если в его словарном запасе нет этого понятия. Если вы знаете, что такое Бог, то попробуйте описать это своими словами не пытаясь опереться на авторитеты, на основе жизненного опыта, так сказать…

Язык создан для решения практических задач нашими далекими предками, в первую очередь, для социального общения. Всегда, если вдуматься, мы рассказываем о происходящем, или даём какие-то указания…

Итак может быть сам человеческий ум, сотворен идеально и не имеет огрех? К сожалению и древние мудрецы, и современная наука имеет совершенно другую точку зрения. Культурные установки подхваченные из социального пространства и нервная система обеспечивают наше базовое выживание, и базовое выживание наших близких любой ценой. Поэтому подавляющее количество нервных клеток нашего мозга обеспечивает нам как раз страдание и напряжение. Напрячься, сконцентрироваться и достичь цели любой ценой: в природе качество жизни особи принесено в жертву биологическом выживанию.

Наш ум формирует картинку окружающего мира не в соответствии с тем, какой этот окружающий мир на самом деле, а в соответствии задачами выживания и системой восприятия, что у нас есть. Восприятие внешних объектов, проходящее через сенсорную систему, имеет как минимум 3 ошибки.

1. Это ошибка непосредственно самих сенсоров. Если вдуматься, то каждое животное воспринимает мир абсолютно по-разному: кошка видит только два цвета, но прекрасно видит в ночи.

2. Следующая ошибка - это декодеровка информации от внешних рецепторов, которые загружаются в наш ум, и мы получаем предварительную картинку: ощущение окружающего мира. Для кого-то определяющим является чувство цвета, а условный Иван Иваныч страдает дальтонизмом и любит классическую музыку.

3. Ощущение окружающего мира, каким-то образом интерпретируется, исходя из тех взглядов и представлений, которыми мы в данный момент обладаем. В моем случае это русская культура со всеми плюсами и минусами, Львом Толстым и Виктором Пелевиным.

По большому счету наш ум оперирует сложно построенной иллюзией, которая строится не в соответствии с тем, каким является окружающий мир, а в соответствии с тем, как эта информация воспринимается и интерпретируется, где базовые мотивации во многом скрыты, исходя из того мировоззрения, которое мы имеем в настоящий момент.

Выбор учения, которому я до сих пор следую, во многом происходил, исходя из описанных выше критериев:

понимание ограниченности человеческой природы и невозможности выразить высшую истину при помощи обыденной речи (языка вообще). Принципиально важным является, то, что непосредственное переживание истины должно принципиально менять качество жизни субъекта переживания. Для меня было откровением, что на область религиозного и духовного можно транслировать те же принципы, что и на мир научного. Во многом теоретическая база Буддизма тождественна философии Фрэнсиса Бэкона: вывод скерхъестественного за рамки предмета изучения, практический результат становится критерием истины, понимание наличия базовых предрассудков и принципиальную важность их преодоления.

В основе учения Буддизма лежит четыре благородных истины или наверно правильнее перевести четыре благородных факта (сatvāry āryasatyāni/cattāri ariyasaccāni санскрит/пали).

Во-первых, в этом мире существуют страдания, неудовлетворённость, - пребывание в этом мире, неизбежно сопровождается негативными аспектами. Это факт.

В-четвёртых, есть путь, приводящий к избавлению от страдания и преодолению механического животного реагирования.

Мы все пришли в этот мир по одному, но не в одиночестве. Жизнь в этом мире всегда компромисс, где приходится ставить приоритеты и чем-то жертвовать. Надеюсь это короткое введение в психофизиологический процесс под названием человек поможет посмотреть на привычные вещи под новым углом, отбросить страх и сделать шаг на пути внутренней эволюции.

Золоченые пагоды, гигантские статуи, умиротворяющая музыка – знаменитые буддистские символы. Раньше они ассоциировались исключительно с культурой Востока. Но в последние десятилетия европейцы активно заинтересовались азиатским учением. Почему это происходит? Давайте разберемся, в чем заключается суть буддизма.

Краткая суть буддизма: история и современность

Почти 300 млн жителей Земли называют себя буддистами. Учение принес людям индийский принц Сиддхартха Гаутама, живший 2,5 тыс. лет назад. Легенда рассказывает, что будущий вероучитель провел детство и юность в роскоши, не зная тревог и волнений. В 29 лет он впервые увидел бедность, болезнь и смерть других людей.

Буддизм нельзя считать классической религией. Это своеобразный философский способ жизни. Приверженцы учения соблюдают 3 принципа:

  • жить порядочно и честно;
  • изучать мысли и действия других людей и свои собственные;
  • относиться к окружающим с мудрым пониманием.

Буддисты верят, что, следуя этим идеям, можно избавиться от страданий и прийти к блаженству.

Буддизм для многих является не только религией, но и философией жизни. Учение Будды раскрывает простые, но важные истины, которые помогают освободить разум от страданий и прийти к состоянию просветленного сознания. При этом в поисках смысла бытия философия буддизма предлагает опираться на собственный опыт.

Философия жизни в буддизме

История религии

Буддизм возник в Индии в VI веке до н.э. и является одной из самых древних мировых религий. В процессе распространения учения появилось множество буддийских школ с существенными различиями в концепциях и обрядовых практиках. Большинство последователей насчитывает буддийская школа Махаяна (Великая колесница), где основной упор идет на самопознание, практику медитации и правильный образ жизни. Меньшая часть верующих разделяет ортодоксальные взгляды на буддизм школы Хинаяна (Малая колесница), где проповедуют монашеский образ жизни и стремление попасть в нирвану.

Главная цель буддистов состоит в достижении просветления – состояния покоя, блаженства и понимания сути всех вещей с последующим уходом в нирвану – космический Абсолют.

Наиболее широко религия распространена в странах Юго-Восточной и Восточной Азии, таких как Япония, Китай, Вьетнам, а также Тибет, Таиланд, Шри-Ланка и других.

Путь Будды к Просветлению

Согласно учению, Гаутама Будда вырос в царской семье и должен был унаследовать трон, но произошли несколько встреч, которые перевернули его сознание и дальнейшую жизнь. Дело в том, что отцу Будды заранее предсказали о великой карьере будущего сына, предупредив, что он может стать успешным правителем или известным духовным наставником. Царь, не желая сыну скитаний, оградил его от возможных размышлений о тяготах жизни. Принц вырос в окружении молодых, здоровых и красивых людей, ничего не зная о старости, болезнях и смерти. С Гаутамой Буддой занимались лучшие учителя того времени, обучая его военному ремеслу и искусству правления. Но однажды принц все же столкнулся с действительностью и узнал, что люди могут болеть, умирать и страдать. Эти откровения настолько его потрясли, что он отказался от жизни в роскошном дворце и отправился на поиски истины.

Много времени прошло в скитаниях и лишениях, прежде чем Будда достиг состояния просветления и осознал все тайны бытия. На этом этапе он мог покинуть мир и уйти в нирвану, став частью Бесконечного Разума. Однако Будда решил остаться, чтобы помочь миллионам людей освободить от страданий их разум и постичь истинный смысл жизни.

Принципы буддизма
В основе буддизма лежит принцип перерождения — душа человека после смерти физического тела перерождается в новом теле и проживает следующую жизнь. Согласно закону кармы — воздаяния и наказания, человек ответит за свои поступки в следующей жизни, а, если придерживается праведного пути, тогда получит более счастливую судьбу.

Первая истина гласит, что страдания в жизни неизбежны, и с ними надо смириться.

Во второй истине говорится, что причиной страданий могут быть избыточные желания.

В третьей рассказывается, как можно прекратить бесконечные страдания и оказаться в нирване.

Четвертая истина описывает праведный путь, следуя по которому можно прийти к просветлению.

Учение Будды

Будда обращает особое внимание, что у каждого человека должен быть свой путь к постижению истины и опираться необходимо исключительно на личный жизненный опыт, а его учение лишь подсказывает направление.

Читайте также: