Смысл легенды о великом инквизиторе кратко

Обновлено: 05.07.2024

Людям, ищущим философского освещения жизни, удивительно ценную услугу оказывает русская художественная литература.

Художественное творчество русских писателей, по отзывам и нашей и заграничной литературной критики, все проникнуто религиозно-философской стихией. Наша литература никогда не замыкалась в сфере исключительно художественных интересов, но всегда и везде была кафедрой, с которой раздавалось философское и религиозно-учительное слово.

В этом отношении в ряду других русских писателей Ф.М. Достоевский отмечен исключительным одарением. Это был не только не превзойденный доселе никем в мировой литературе психолог-аналитик, но преимущественно углубленный художник-философ, органически сочетавший в своем лице колоссальную силу вдохновения с пламенной душой пророка и религиозного учителя. Характеризуя его дарование, затруднительно решить, чего в нем было больше: огня ли художественного гения или мощи цельной религиозно-философской мысли.

Несомненно этою особенностью его личных переживаний объясняется то, что проблемы вечности поставлены у него с такою жуткою отчетливостью и разрешаются с такою силою убежденности, что иногда 20–30 страниц его рассуждений (казалось бы, случайно иногда набросанных) стоят доброго тома специальных богословских исследований.

Среди этих проблем центральное положение занимали у Достоевского вопрос о Боге и бессмертии. Ими он болел целую жизнь: к ним прямо или косвенно возвращался с особенной охотой постоянно; и нет, кажется, ни одного его произведения, включая даже публицистические статьи, где бы он так или иначе не касался этих вопросов.

Краткое истолкование этой легенды и имеется в виду настоящим очерком. Делать полный комментарий легенде – вне рамок небольшого доклада. Я остановлю свое внимание только на главных моментах легенды, чтобы показать, что знамения нашего времени до известной степени, по крайней мере, в своих источниках, угадывались уже давно пророческим прозрением Достоевского.

I. Легенда о В. Инквизиторе. Ее история и содержание

– Мы взяли от него то, что Ты с негодованием отверг, тот последний дар, который он предлагал Тебе, показав Тебе все царства земли.. Мы взяли от него Рим и меч Кесаря. Мы будем кесарями и уж тогда помыслим о всемирном счастье людей. Мы взяли меч Кесаря, а взяв его, конечно, отвергли Тебя и пошли за ним.

– Ты гордишься Твоими избранниками, но у Тебя лишь избранники, а мы успокоим всех. Мы дадим (людям) тихое, смиренное счастье, счастье слабосильных существ, какими они и созданы; мы докажем им, что они только жалкие дети, но что детское счастье слаще всякого. Они будут ужасаться на нас и гордиться тем, что мы могучи и умны; они будут расслабленно трепетать гнева нашего, умы их оробеют, глаза их станут слезоточивы, как у детей и женщин, но столь же легко будут переходить они по нашему мановению к веселью и смеху, светлой радости, и счастливой детской песенке.

С одной стороны вы наглядно видите, слушая Инквизитора, что он, выступая против Христа, действует во имя человека и его счастья, как задушевный и сострадательный друг людей. В отдельных случаях вы чувствуете, что он как будто неопровержимо прав, что речь его звучит неподдельною искренностью и подкупающею убежденностью. Ни тени шаржа, ни одной черты рискованной утрировки. Инквизитор, если хотите, друг Христа, по крайней мере был им когда-то; он некогда принял Его подвиг, был в пустыне, питался акридами и кореньями, готовился стать в число избранных; стоял за свободу человека, возвещенную Христом. Но он скоро понял, что это не его дорога, что его дорога – мимо Христа и против Христа. Теперь он, – о, теперь он совсем не то. Он свою позицию прекрасно выяснил: знай, что мы не с Тобой.

С другой стороны, в этих изломах больной души Инквизитора вы сразу же улавливаете какую-то мертвую точку, около которой беспомощно бьется запутавшаяся в противоречиях мысль судьи Христа и пред которой она поникает в полном крушении. Вы чувствуете, что его настроение: то подчас глубокая грусть, то гневные вспышки против Христа, то сострадание к людям, то великое презрение к бестолковой, тупой и жалкой толпе – все это повергает его в бездну внутренних противоречий и отнимает уверенность в собственной, основательно, казалось бы, продуманной правде.

По схеме трех искушений Христа в пустыне уязвимые стороны современного богоборчества открываются у Достоевского в такой последовательности: искушение хлебом, искушение чудом, искушение всемирным господством.

III. Искушение хлебом. Хлеб земной и хлеб небесный. Триумф ума и убыль души. Культура духа и сытость. Цена души человеческой: хлеб за свободу, за совесть и достоинство личности

Глубоким художественным чутьем Достоевский постигал эту роковую власть хлеба удивительно верно. И вот у него в легенде первый ответ на вопрос: какая сила отвлекает людей от Христа и на каких позициях прежде всего чувствуется коренное расхождение евангельского жизнепонимания и человеческого. Ответ такой: хлебу небесному, данному Христом, человек самочинно в качестве самозаконного, бесспорного заправителя жизни противопоставил хлеб земной. И не только противопоставил, но постарался научно-философски поверить в правду этого противопоставления, создавши целую теорию (в социальных доктринах), где проповедуется всемогущество и единопоклоняемость только земным ценностям, – земной вещественный рай без всяких надежд на небо.

Своя доля печальной правды в этой желчной характеристике средней человеческой массы, конечно, есть, но разве можно ее налагать, как безошибочно верное определение на природу человеческую вообще? В массе своей человек, действительно, слаб, порочен, неблагодарен, даже бунтовщик. Но ничтожен ли он в такой абсолютной степени, как клевещет В. Инквизитор?

Верно, что подвиг т.е. сознательное преодоление препятствий в области нравственного совершенствования для среднего характера почти не по силам; верно, что слабый человек нередко малодушно уклоняется от природного властного влечения к свободной работе морального саморазвития? Но абсолютна ли и такая слабость? И отказ от свободного и высокого подвига по слабодушию дает ли человеку забвение его природного дара свободы и ощущение прелести подвига?

Не наоборот ли? Те муки, которыми мучится слабый человек от чувства трудной исполнимости для него свободного подвига, разве они свидетельствуют о роковом и непобедимом противоречии его природы, а не о распущенности его ленивой воли? Чувство неугасимого жгучего стыда, которое испытывается человеком в минуты сознания своих падений, происшедших благодаря нерадением ослабленной воле, не есть ли указание на избыток в человеке великих возможностей в области нравственного роста? Способность понимать моральную красоту в другом, непреодолимая жажда преклонения пред нравственным героизмом, – а эта способность и жажда знакомы всякой, даже глубоко преступной, душе – разве все это не есть печать природной, врожденной каждому человеку богочеловеческой силы?

С этими бесспорными показаниями нравственной психологии как сам Инквизитор, так и его единомышленники (современные проповедники сытого счастья без Бога) не считаются, забывая всюду, при самых даже неблагоприятных условиях, торжествующую истину, что человек живет не одним хлебом. Толпа, презираемая В. Инквизитором и уже определенным образом духовно-искалеченная в его школе, плененная, казалось бы, окончательно соблазнами земного хлеба, – да, она жалка в своем рабском послушании мановению руки старого кардинала, но ведь из нее же (говорит Достоевский) вышли те герои, которых инквизиционный трибунал еще вчера жег на костре и которые предпочли скорее умереть, чем изменить высшей истине. Ведь эта же толпа, даже среди своих грехов и, может быть, именно благодаря их неотвратимому деспотизму, чрез все века истории сумела пронести, как драгоценнейшее достояние, благоговейную веру во Христа, горячую надежду на спасение только от Него и безграничную любовь к Нему, – пусть затаенную, мало осознанную, но всецело заполнившую ее душу, настолько всецело, что вся она задрожала трепетом восторга и забилась в сладостных рыданиях, когда убедилась, что Сам Христос сошел опять на землю увидеть людские страдания и горе ..

Того ли заслуживает (как бы так спрашивает Достоевский) эта многогрешная, слабая, но во грехах и слабостях своих от природы боголюбивая душа человеческая, чтобы ее безжалостно ограбить и вместо хлеба жизни бросить ей черствые, как камни пустыни, хлебы только земного благополучия.

Нет, отвечает легенда, человек стоит бесконечно больше, чем во сколько оценила его безрелигиозная философия великих и малых Инквизиторов нашего времени, – и дело Христа слишком высоко и слишком органически слито всеми своими жизненными творческими силами с нежными тканями духа человеческого, чтобы можно было заменить его всего лишь грубым фальсификатом гуманности.

– Да, Христос не захотел и не мог унизить человека, потому что Он пришел не унизить, а возвысить, поднять человека до Себя; поэтому Он и увеличил его свободу, а не овладел ею. Он возжелал свободной любви человека, чтобы он свободно пошел за Ним, прельщенный и плененный Его светом; чтобы он свободным сердцем решил сам, что добро и что зло, имея в руководство Его образ пред собою, ибо без свободы нет человека.

И конечно, конечно: когда в споре о человеке за душу его дают всего лишь сытый хлеб, то это. чересчур дешевая плата. Если вся правда жизни заключается только в физиологическом существовании, тогда пусть лучше пропадет жизнь совсем.

Борьба с Христом и Его Евангелием в современной антихристианской культуре и ведется именно противопоставлением началам христианской религии мнимых эквивалентов атеистической философии.

Решительно ничего нельзя иметь против восхваления науки. Достойному достойное. Объективная наука, наука деловых, спокойных тружеников мысли и исследования мира благословенна: в ее колоссальном могуществе и победах, в богатстве ее идей, замыслов и учреждений раскрывается необъятное величие человеческой личности, царственная роль человека во вселенной. Здесь – сила научного знания. Но здесь же и ее роковой соблазн. Соблазн в том, что среднее сознание не в состоянии противиться обаянию научной силы, не в силах правильно оценить ее удельный вес, не в силах само указать действительно поразительным научным богатствам настоящего места в сокровищнице своих идей и в процессе построения осмысленного жизнепонимания. Когда нужно сказать: разум дал много, даст еще больше, но никогда не даст всего, говорят: нет, он даст все – в нем чудесный ключ к решению всех мировых загадок. Тут не только очевидная ошибка, но и фатальное искушение. Ошибка в том, будто дух наш живет исключительно только разумом, а не в большей степени чувством и опытом совести, – ошибка в забвении до осязательности простой истины, что сколько бы разум ни открывал великого и нового в области познания вселенной, но самого важного и даже единственно важного – именно вопроса о смысле существования человека и конечном назначении его во вселенной, одними собственными ресурсами он уяснить не может: пред тайной возникновения жизни, пред загадкой смерти, гроба и тления научное знание во всех своих победоносных доспехах стоит в совершенном бессилии. А искушение – в том, что вместо подлинного чуда религиозной веры, которая одна сполна освещает загадку жизни, человека обольщают ослепительным блеском внешне-культурного благополучия и таким образом в гипнозе научных успехов погребают чуткость к запросам вечности, притупляют жажду знать: кто я и зачем я. А в том и другом, вместе взятом, лежит великий обман, унизительный для человеческого достоинства: человеку не показывают всей истины о жизни и ее разумных путях, укорачивают его душу и завораживают ее временно иллюзией внешних чудес, чтобы сделать тем трагичнее переживание той минуты, когда иллюзия исчезнет и человек останется наедине с своей совестью и с жгучими вопросами о последнем, окончательном смысле бытия.

Где искать его, этого смысла? Христос принес ответ на этот вопрос: тайна спасения человека – в Сыне Божием В Его кровавом подвиге любви, в мире вечности, в потустороннем царстве духовного общения с Богом любви – вот где область человеческих стремлений. Земля, ее труды, горе и радость – только пролог к той жизни, которая начнется для всех за чертой гроба.

А если тебя станут спрашивать об основании для такой веры, знай: оно лежит в авторитете тех, кто исследовал самые корни бытия, – в авторитете носителей науки, жрецов положительной мысли. Кто же они?

Тут В. Инквизитор обмолвился недаром. В этих словах основной тезис легенды и основное убеждение самого автора: разрешить проблему жизни вне религиозной плоскости никакой самый тонкий и эластичный ум не может.

Наконец фатальный и самый тяжелый по преступности грех всех атеистически настроенных творцов человеческого счастья – это принятие ими полностью третьего искушения диавола о всемирном владычестве.

В речи об этом соблазне, помимо прямой ссылки на коренное заблуждение римско-католической церкви о папской власти, Достоевский имеет в виду между прочим (а может быть и преимущественно) одно из уродливых порождений антирелигиозной культуры – современные доктрины так называемого научного социализма, с которым Достоевский боролся всю свою жизнь и как художник и как публицист и который он считал самым серьезным несчастием нашего времени.

Источник: Легенда о "Великом Инквизиторе" Ф.М. Достоевского и ее религиозно-исторический смысл : Лекция, прочит. в зале 1 Киев. воен. уч-ща 21 дек. 1914 г. / Прот. Евгений Капралов. - Киев : Скоропеч. 1 Киев. Воен. уч-ща, 1915. - 42 с.

Инквизитору же, наоборот, хотелось, чтобы Иисус ответил ему, пусть даже что-то страшное или горькое. Но то, что совершает Христос, для кардинала является полной неожиданностью: он молча подходит к старому кардиналу и целует его в глаза. После этого инквизитор молча отходит к выходу и просит Христа, чтобы тот уходил и никогда впредь не возвращался. Этим поцелуем Христос показал свою любовь к каждому из людей, даже к тому, кто не желает его ни любить, ни признавать. Тем самым автор утверждает, что такая высшая любовь есть спасение для человечества.

Учитель проверяет на плагиат?
Закажи уникальную работу у наших авторов. Напишем в течение дня!

Связаться с нами:

Он хочет устранить людские страдания и успокоить страдающих. Но осуществляет он это лишь в земной жизни и тем самым предопределяет людей к еще большему несовершенству в посмертном их существовании. Христос же, наоборот, требует от людей ответственности и усилий, направляющих их к совершенству, пусть и обрекающих человека на земное страдание. Этого кардинал святой инквизиции понять и принять не может.

В этом плане позиция Ивана схожа со взглядами вымышленного им инквизитора, который также не видит возможности согласия между людьми и структурой божественного бытия. Оттого Иван устами своего героя критикует и даже презирает Христа, но за этим кроется признание и апология Бога.

Писатель часто обращался к образу Христа, покинутого людьми, утратившими веру в него. Он делал множество попыток в этом направлении.

Жанр

Рассматриваемое произведение относится к жанру притчи и представляет собой аллегорический рассказ христианской свободы воли. Является некой кульминационной точкой последнего романа автора.

Сюжет и тема

Легенда является выдуманной историей, которую сочинил один из главных персонажей романа, Иван Карамазов, и как он рассказывает её своему брату Алексею.

Действия происходят в шестнадцатом веке в Испании, в период массового распространения инквизиции. На площади появляется человек, который исцеляет страждущих, воскрешает умерших. Люди узнают в нем Иисуса Христа, они счастливы, что Бог вновь спустился к ним, посетил Свой народ. Когда Господь воскрешает семилетнюю девочку, к ликующей толпе подходит её отец, великий инквизитор, он отдает приказ своим стражникам арестовать Христа. С наступление темноты кардинал спускается в темницу к неповинному, желая побеседовать с ним.

Далее происходит монолог инквизитора перед Богом, молча слушающего речи кардинала. Инквизитор пытается обвинить собеседника в неправильности, бесполезности его учений, которые требуют от народа усилий к духовному совершенству, при этом обрекая их на земные страдания. Речь инквизитора направлена против поступков Иисуса, призывающего к свободе человека, вместо помощи ему в виде хлеба насущного. Этим кардинал пытался оправдать свои поступки, которые противоречат учению Христа.

Инквизитор теряет дар речи, когда Христос совершает неожиданный поступок, а именно, встает и безмолвно целует мужчину в глаза. Кардинал ошарашен, отпускает спасителя и просит больше не появляться.

При помощи легенды писатель старается передать раздвоенную позицию Ивана Карамазова, который подобно великому инквизитору, не может поверить в возможность человеческого существования в согласии с божественным учением.

Главные герои

Христос – уважал и любил людей, признавал в них возможность достижения вечности, хотел для них достойного счастья.

Великий инквизитор – презирал и отрицал высшую природу человека, его способность идти к вечности. Хотел принудить людей к унизительному счастью.

Композиция

Притча представляет собой рассказ в рассказе, экспозицией является предисловие, в котором Иван повествует о задуманной им поэме.

С момента начала действия развивается завязка. Изначально главным действующим лицом представляется Христос, но позже он уступает место безымянному Великому инквизитору.

Заключением является обсуждение братьями Карамазовыми смысла притчи.

2 вариант

Писатель Достоевский построил роман так, что Иван Карамазов (средний из братьев) создаёт "Легенду. ". Он думает, что это творение - пик его всего творчества. В "Легенде. " мы узнаём, как в 16 веке в Севилье во время ужасной инквизиции появляется Христос. Люди узнали Его, славят и приветствуют. Иисус творит чудеса: больные исцеляются, мертвую девочку воскрешает. Кардинал (представитель инквизиции) сажает Иисуса в темницу. Ночью он решает сходить к Христу. Инквизитору хочется говорить с арестованным. Иисус Христос молча слушал его. Кардинал же вёл свой монолог против учений Спасителя. Он оправдывал себя, свою измену Ему, тем самым, обвиняя во всём этом арестованного Иисуса.

Кардинал ждал, что Он ему ответит, готов был услышать хоть плохое, горькое и страшное. Но тут происходит такое: герой попадает в неожиданную ситуацию. Христос подходит к инквизитору и целует его глаза. Тем самым Он показал свою любовь к каждому человеку. Даже к тому, кто против Него, кто не хочет признавать учений Бога. Вот высшая любовь, которая является спасением для всего человечества. Кардинал идёт к дверям, а потом обращается к Христу, чтобы тот уходил и больше не возвращался.

Старый кардинал противоречив в своих доводах. Он знает, что Христос есть. Верит в то, что именно Христос идеал для народа, но недооценивающий негативную силу человечества. Инквизитор осознаёт, что человек создан быть бунтовщиком, каждый может совершить бунт, который приведёт к осознанию своей абсолютности, а потом к совершенству. Однако признаёт и человеческую неспособность и слабость. Поэтому и имеет сострадание к людям, хочет помочь им, идя против их высшим интересам. У него огромное желание ликвидировать людские мучения, утешить терзающихся. Что он делает это только в жизни на земле, то есть этим предрешает людям ещё больше недостатков в посмертном их существовании.

Христос, напротив, ждёт от людей стараний, ответственности, которые направят их к совершенству, пусть обрекающих человека на муки здесь на земле. Именно это старый инквизитор не хочет принять и понять.

Достоевский Ф.М. вставил "Легенду. " в главу "Бунт", т.к. она пропитана проблемой жизненных трудностей, выявляется и смысл веры рассказчика Карамазова. Иван не верил в Бога, но и не считался атеистом. Так же и отрицать Бога не может, однако отказывается с Его порядками, проявляющиеся в нашем мире.

Иван и вымышленный им древний инквизитор похожи взглядами на жизнь, структуру бытия. Карамазов порицает и пренебрегает Христа. И вот тут-то скрывается слава и восхваление Богу.

Психологический смысл "Легенды о Великом Инквизиторе" - это исповедь Ивана, проявление его сокровенных мыслей, душевных терзаний.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ Легенды о Великом Инквизиторе

Популярные сегодня темы

Остап и Андрей являются сыновьями главного героя повести – Тараса Бульбы. Это красивые и здоровые парни, близкие по возрасту, но по характеру - совершенно разные. Оба брата с двенадцати обучались в киевской академии.

Данное заявление А. П. Чехова только отчасти подтверждается в литературе. Наука является важной сферой жизни человека, которая продвигает человека вперед, совершает разные прорывы

Каждый из нас обладает своей определенной комбинацией тех или иных качеств, которые характеризуют нас с одной или другой стороны. Именно этот набор черт характера может в какой-то мере предугадать наши действия

" Легенда о Великом Инквизиторе " - это притча , вставленная в сюжет романа " Братья Карамазовы " . Притча сочинена Иваном Карамазовым , он рассказывает ее своему брату Алексею в трактире . По сути это мистико-философский трактат , изложенный Достоевским в форме беседы Ивана с целью проверки силы веры в Бога брата Алексея. История случилась в Севилье , в 16 веке , в самое страшное время инквизиции .

Именно в это время и место случилось второе пришествие Христа . Иисус сотворил чудо , оживил мертвую девочку и люди поверили в него . Но Великий Инквизитор приказал арестовать его , Иисуса обвинили в еретичестве и приговорили к смертной казни . Настолько велик был страх людей перед инквизицией , что они не защитили Христа .

Ночью Инквизитор пришел разговаривать с Иисусом .

Инквизитор признался , что они давно уступили искушению и служат Дьяволу . Выступая от лица Власти , он сказал , что люди преклонятся им и отдадут с удовольствием свою совесть и свободу .

Христос считает всех людей свободными богами, а Великий инквизитор слабым, вечно порочным и вечно неблагодарным людским племенем.

Властвовать может только тот, кто умеет подчиняться. То есть желание власти есть оборотная сторона внутреннего рабства. Так кто же мы: свободные боги, или цепные рабы, в которых живет неистребимое желание самим стать рабовладельцами?

Читайте также: