Смоленская церковь санкт петербург кратко

Обновлено: 30.06.2024

Церковь Смоле́нской иконы Божией Матери, или Смоле́нская церковь — один из старейших православных храмов Санкт-Петербурга. Находится на Смоленском православном кладбище, на Васильевском острове. Согласно преданию, в постройке церкви участвовала блаженная Ксения Петербургская, тайно по ночам носившая кирпичи на строительные леса.

Храм относится к Санкт-Петербургской епархии Русской православной церкви, является центром Василеостровского благочиннического округа. Настоятель — протоиерей Евгений Шогенов [1] .

Энциклопедичный YouTube

Ксения Блаженная . Смоленское кладбище .Санкт - Петербург.

Санкт-Петербург/Смоленское кладбище: Загадки, легенды, мистика, страшилки

Самые известные могилы Смоленского православного кладбища, включая часовню Ксении Блаженной


Митрополит гор Ливанских вместе с протоиереем Михаилом Славинским и богомольцами у Смоленского храма. 1947 г.


Митрополит Ленинградский и Ладожский Питирим (Свиридов) на богослужении в Смоленском храме, 1959-1960 гг.


Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий на богослужении в Смоленском храме. 2021 г.


Настоятель Смоленского храма протоиерей Евгений Шогенов, 2021 г.


Настоятель Смоленского храма протоиерей Евгений Шогенов, 2021 г.


На службе в храме Смоленской иконы Божией Матери на Васильевском острове


В алтаре храма Смоленской иконы Божией Матери на Васильевском острове

Основные вехи в истории храма

В 1758 году на Смоленском кладбище заложена деревянная Смоленская церковь и освящена 30 сентября (11 октября) 1760 года.

6 (17) ноября 1772 года к деревянному храму пристроили придел Архистратига Михаила.

В 1786–1790 годах по проекту архитектора Алексея Алексеевича Иванова была построена каменная Смоленская церковь.

26 сентября (9 октября) 1790 года был освящен первый придел каменного Смоленского храма — св. ап. и ев. Иоанна Богослова, в котором установили иконостас из упраздненной Иоанно-Богословской церкви на Выборгской стороне на Богословском кладбище. Старинная икона Иоанна Богослова — одна их святынь Смоленского храма.

1 (12) октября 1790 года был освящен главный алтарь во имя Смоленской иконы Божией Матери.

В 1809 году по проекту архитектора Адриана Захарова перестроили северный придел Смоленского храма.

В 1813–1815 годах Смоленский храм стал теплым.

В 1831–1833 годах на средства старосты И.И. Антонова был пристроен с южной стороны отдельный придел пророка Илии, освященный 24 июня 1833 года.

В 1830–1833 годах была построена колокольня Смоленского храма. Самый большой колокол из 12 весил 251 пуд. Освящение колокольни состоялось в 1833 году при настоятеле протоиерее Александре Рождественском.

В 1891 году был освящен правый (южный) придел святого Василия Исповедника.

10 октября 1892 года в северной пристройке, возведенной по проекту академика архитектора К.Н. Вербицкого, был освящен придел во имя св. Иоанна Предтечи, святого Стефана и мученицы Евлампии.

На 1917 год в храме было пять приделов: главный — Смоленской иконы Божией Матери; правый — св. Василия Исповедника; левый — во имя Иоанна Предтечи, св. архидиакона Стефана и мученицы Евлампии, освященный 26 сентября 1790 года; отдельный придел с южной стороны — Пророка Илии, освященный 24 июня 1833 года; отдельный придел с северной стороны —– св. Апостола Иоанна Богослова, освященный 10 октября 1892 года.

С начала 1920-х годов церковь находилась у обновленцев.

В 1938 году в Смоленскую церковь передали Казанскую икону Божией Матери из Казанского собора.

В 1940 году Смоленская церковь была закрыта.

В 1947 году церковь возвращена приходу.

8 марта 1947 года Смоленская церковь торжественно освящена настоятелем Николо-Богоявленского собора протоиереем Павлом Тарасовым.

16 февраля 1989 года митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий (Ридигер) освятил в храме отдельный придел святой блаженной Ксении Петербуржской.

Строители и благоукрасители храма Смоленской иконы Божией Матери на Смоленском кладбище

Алексей Алексеевич Иванов (1749–1802) — русский архитектор эпохи классицизма. Разработал проект храма Смоленской иконы Божией Матери на Смоленском кладбище. В 1757 году был определен в Петербургскую академию художеств, в архитектурный класс. Прошел полный курс обучения, получил серебряные и золотые медали. По возвращени на родину получил академическое звание. Был назначен преподавателем в классе перспективы; 2 сентября 1779 года утвержден в звании адъюнкт-профессора. Он же построил Андреевский собор на Васильевском острове.



Художник Иван Акимович Акимов



Художник Гавриил Игнатьевич Козлов



Архитектор Адриан Дмитриевич Захаров

Карл Николаевич Вербицкий (1824–1897), архитектор, Вольноприходящий ученик Академии художеств с 1842 г. В 1859 г. получил звание академика. По его проекту в 1891 – 1892 годах с юго-восточной и северо-восточной сторон Смоленской церкви пристроили приделы во имя св. Василия Исповедника и Св. Иоанна Крестителя. По его же проекту построены церковные дома Смоленского храма на Камской улице.



Архитектор Василий Антонович Косяков

Василий Антонович Косяков (1862–1921), русский архитектор (гражданский инженер), художник, педагог, директор Института гражданских инженеров (1905–1921), строитель соборов в Санкт-Петербурге, Кронштадте, Петергофе, Либаве, Астрахани, Батуми. Участвовал в работах по реконструкции и благоукрашению приделов св. Иоанна Богослова и св. Пророка Илии Смоленской церкви после ремонта в 1903 г.



Художник Фома Родионович Райлян

Фома Родионович Райлян (1870−1930), художник, окончил Академию художеств. Участвовал в работах по реконструкции и благоукрашению приделов св. Иоанна Богослова и св. Пророка Илии Смоленской церкви после ремонта в 1903 г.

В.В. Васильев, художник, в 1858 году расписал подкупольную часть храма Смоленской иконы Божией Матери в византийском стиле.

Об истории прихода Смоленского храма — краткие биографии всех настоятелей Смоленской церкви с 1783 года.

Церковь Смоленской иконы Божией Матери, Васильевский остров (Санкт-Петербург), Смоленский храм (Санкт-Петербург)

Церковь Смоле́нской иконы Божией Матери или просто Смоле́нская церковь — один из старейших православных храмов Санкт-Петербурга. Находится на Смоленском кладбище, на Васильевском острове. Согласно преданию в постройке церкви участвовала святая блаженная Ксения Петербургская, тайно по ночам носившая кирпичи на строительные леса.

Храм относится к Санкт-Петербургской епархии Русской православной церкви, является центром Василеостровского благочиннического округа.

Содержание

В 1758 году на Смоленском кладбище была заложена деревянная Смоленская церковь. Она была построена за два года и освящена 30 сентября (11 октября) 1760 года. 6 (17) ноября 1772 года к ней был пристроен Михайловский придел.

В 1786—1790 годах по проекту архитектора А. А. Иванова в стиле раннего русского классицизма была построена каменная Смоленская церковь. Деревянная церковь тогда ещё не была разобрана. 9 октября 1790 года был освящён придел во имя Иоанна Богослова. 1 (12) октября 1790 года был освящён главный алтарь во имя Смоленской иконы Божией Матери.

Всего на 1917 год в храме было пять приделов. Главный — Смоленской иконы Божией Матери. Правый — св. Василия Исповедника. Левый — во имя Иоанна Предтечи, св. архидиакона Стефана и мученицы Евлампии, освящённый 26 сентября 1790 года. Отдельный придел с южной стороны — Пророка Илии, освящённый 24 июня 1833 года. Отдельный придел с северной стороны — Апостола Иоанна Богослова, освящённый 10 октября 1892 года.

С начала 1920-х годов церковь находилась у обновленцев.

В 1938 году в нее передали Казанскую икону Божией Матери, происходившую из Казанского собора. В 1940 году Смоленская церковь была закрыта, Казанскую икону Божией Матери передали в Князь-Владимирский собор, где она пребывала 60 лет (в 2001 году возвращена в Казанский собор). Внутреннее убранство храма было уничтожено.

В 1947 году церковь возвращена приходу и 8 марта того же года торжественно освящена настоятелем Николо-Богоявленского собора протоиереем Павлом Тарасовым. В центральном приделе был установлен иконостас, доставленный из закрытого в 1938 году храма Рождества Иоанна Предтечи на Каменном острове.

16 февраля 1989 года митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий (Ридигер) освятил в храме отдельный небольшой придел блаженной Ксении Петербургской.

Церковь построена в стиле раннего русского классицизма. Это прямоугольное в плане здание с двухъярусной колокольней, покрашенное в голубой цвет. С западной стороны к церкви примыкает трапезная. Над входом возвышается двухъярусная колокольня, увенчанная серым шпилем с крестом, в обоих ярусах которой располагаются звонницы. Стена второго яруса декорирована коринфскими пилястрами. Каждая грань яруса завершена треугольным фронтоном. Храм увенчан низким куполом серого цвета, расположенным на низком барабане с арочными окнами византийского стиля. Купол завершает фонарь, увенчанный луковичной главкой с крестом.

Адрес: Санкт-Петербург, Васильевский остров, Камская улица, 24, Смоленское православное кладбище.

Проезд: от ст. м. Приморская 15 минут пешком или от ст. м. Василеостровская наземным транспортом в сторону Малого проспекта Васильевского острова и Смоленского кладбища.

Исповедь: 9.45. Литургия: 10.00; по воскресным дням и двунадесятым праздникам: 7.00 и 10.00.

Вечернее богослужение в 18.00, с ноября по март - вечернее богослужение в 17.00.

Акафисты (вечером): по воскресеньям – св. блаж. Ксении Петербургской и Смоленской иконе Божией Матери попеременно; по вторникам – Животворящему Кресту Господню; по четвергам – Свт. Николаю Чудотворцу. Крещение проходит ежедневно в 12.30 (в воскресенье - в 12.00).

В часовне непрерывно, с промежутком 5-10 минут, совершаются молебны святой блаженной Ксении о здравии и заупокойные молитвы.

Смольный Воскресенский собор – одна из самых живописных построек Санкт-Петербурга и часть архитектурного ансамбля Смольного монастыря, который создали по желанию императрицы Елизаветы Петровны, дочери Петра Великого.

Собор возводили на протяжении 87 лет, и это стало рекордно долгим сроком строительства

Описание собора, наружное убранство

Смольный собор является центром монастырского комплекса. С четырех сторон вокруг него выстроены церкви, а все пространство архитектурного ансамбля образует форму креста.

Описание Смольного собора в кратких фактах и цифрах:

  • автор проекта – Бартоломео Франческо Растрелли (Зимний дворец, Екатерининский дворец)
  • архитектурный стиль – барокко
  • дата основания – 1748 год
  • завершающие отделочные работы – 1835 год
  • высота собора – без малого 94 метра
  • количество куполов — пять
  • вместимость – около 6000 человек

Угловые церкви больше напоминают дворцовые сооружения. Они соединены между собой галереями двухэтажных жилых корпусов с ритмично повторяющимися арками в фасадах. Голубые стены под золочеными куполами, белокаменная лепнина придают сооружению торжественный вид.

История создания

До основания Санкт-Петербурга на левом берегу Невы, около ее излучины, располагалось старинное село Спасское. При Петре I, к 1725 году, на этом месте устроили большой Смольный двор, где хранили смолу и варили деготь для постройки судов.

Рядом с ним был выстроен дворец для дочери Петра Великого, Елизаветы, будущей императрицы, вошедшей на российский престол в 1741 году. Здесь она провела свои юные годы и здесь же впоследствии захотела учредить монастырь, в составе которого были бы храм, домовые церкви, колокольня и институт для девушек благородного происхождения. В 1744 году в Смольном дворце случился пожар, еще спустя два года его разобрали, а территорию расчистили для нового строительства.

В 1751 году, когда были завершены подготовительные работы и установлены фундаменты, началось непосредственное возведение собора, щедро финансируемое из государственной казны. Над воплощением проекта в жизнь ежедневно трудились тысячи солдат и мастеровых, строительство продвигалось достаточно быстро.

Но в 1757 году Россия вступила в Семилетнюю войну, что потребовало отвлечения финансирования на военные нужды. Строительные работы замедлились, а после смерти императрицы Елизаветы Петровны в 1761 году и вовсе прекратились.

Архитектура Смольного собора

Франческо Растрелли в 1762 году вернулся в Италию. После его отъезда главным архитектором назначили Ю. Фельтена, помощника Растрелли еще по сооружению Зимнего дворца. Он работал в Смольном с 1765 по 1775 годы, выпавшие на царствование Екатерины II.

Между тем, сам собор оставался недостроенным на протяжении почти 70 лет, что постепенно ухудшало его состояние

Продолжили достраивать храм лишь в конце 1820-х годов по распоряжению императора Николая I. Утвердили переработанный проект русского архитектора Василия Стасова, согласно которому:

  • очистили подвалы храма от воды
  • заменили поврежденную кирпичную кладку и кровлю
  • купол покрыли цинковым железом и окрасили в лазоревый цвет с золотыми звездами
  • в стенах проложили трубы печей
  • колонны облицевали белым искусственным мрамором
  • установили мраморные ступени и площадки для алтарей
  • на фасаде установили скульптурные украшения, выполненные по рисункам самого Растрелли

Собор освятили во имя Воскресения Христова в 1835 году

Колокольня и звонница

Бартоломео Растрелли при строительстве Смольного монастыря желал воплотить в жизнь проект самой высокой в Европе 140-метровой колокольни из пяти ярусов. Нижняя ее арка должна была служить парадным входом в монастырь, второй ярус – надвратной церковью, а четыре верхних – звонницей. От постройки этого гигантского сооружения пришлось отказаться, а от замысла Растрелли осталась лишь модель, которая хранится в Академии художеств.

Во время достройки собора в городе Валдае отлили 12 колоколов, которые поместили в башнях – звонницах. По желанию Елизаветы Петровны собор выстроили пятиглавым, но лишь один купол из пяти относится непосредственно к храму. Остальные четыре – купола колоколен, в нижнем ярусе которых и располагается звонница.

Смольный собор

Здесь самая высокая смотровая площадка Санкт-Петербурга, с которой открывается панорама излучины Невы, Смольного ансамбля, вид на Большеохтинский мост, Эрмитаж и другие достопримечательности

В 2013 году освятили десятитонный колокол, доставленный из Воронежа, где он был отлит.

На колоколе выполнены иконографические изображения, созданные по эскизам мастеров Санкт-Петербурга, и названия ВУЗов города, отлитые в честь того, что собор считался храмом учебных заведений. Колокол ожидает водружения около ворот Смольного собора.

Колокол Смольного собора

Благоустройство территории монастыря

Архитектор Стасов одновременно с перепланировкой собора завершил весь ансамбль и благоустроил близлежащую территорию. Создал свободный проезд к собору и городскую площадь, названную впоследствии в честь Растрелли.

Пространство вокруг монастырского комплекса архитектор закрыл полукруглой ажурной оградой, которая стала одним из самых выдающихся образцов высокохудожественной ковки.

Совершенство пропорций, выразительность декоративных элементов наружной отделки, позолоченная лепнина и белые колонны делают храм настоящей жемчужиной русского барокко

Колоннада

Смотровая площадка Смольного собора

Въезд на территорию Смольного оформлен колоннами – пропилеями. Они связывают Площадь пролетарской диктатуры и сад, прилегающий к Смольному.

Их проект разработан в 1923 году. Колонны простой, лаконичной формы являются образцом русского классицизма. Два ряда из пяти колонн, где каждый образуют крытые галереи — портики, поставленные с обеих сторон от въезда на центральную аллею сада.

Пропилеи Смольного стали прототипом для колон в московском парке Победы и некоторых других местах.

Смотровая площадка Смольного собора

После основания Смольного монастыря прилегающая к нему территория сначала пустовала, сад здесь разбили в 1810 году:

  • проложили дорожки, устланные дерном
  • подсыпали плодородную землю, на которую высадили деревья
  • установили деревянную изгородь

За последующие годы своего существования сад сильно пострадал. Заново благоустраивали его с середины 20-х и до средины 30-х годов прошлого века. На разрушенной пустующей территории перед Смольным высадили цветы и соорудили четыре фонтана.


Теперь этот сад является памятником садово-паркового искусства. На его центральной аллее, окруженные красными цветами, стоят памятники Марксу и Энгельсу. В 2013 году на одном из участков сада высадили кусты сакуры, подаренные японской королевской семьей к очередной годовщине Санкт-Петербурга.

Внутреннее убранство и святыни собора

Интерьер церковного зала также был оформлен по проекту Василия Стасова:

Читайте также: