Смерть рафаэля санти причина кратко

Обновлено: 04.07.2024

Итальянский художник эпохи Ренессанса, гениальный график и мастер архитектурных решений, Рафаэль Санти впитал опыт умбрийской школы живописи. В его полотнах, как в зеркале, отразились идеалы Возрождения. Мир стал добрее и чище, когда на него посмотрели глаза рафаэлевских мадонн – Сикстинской, Конестабиле, Пасадинской, Орлеанской.

Детство и юность

Живописец родился весной 1483 года в 15-тысячном городке Урбино на востоке Италии. Отец Джованни деи Санти работал придворным художником герцога, мать Марджи Чарла растила сына и вела домашнее хозяйство. Семья Рафаэля располагала средствами для оплаты кормилицы, но Джованни настоял, чтобы супруга выкормила малыша самостоятельно. В детстве Рафаэль Санти проявил способности к живописи. Отец заметил это, когда брал мальчика в замок, где работали мэтры, виртуозно владевшие кистью, – герцог привечал искусство, выделяя художников.

Паоло Уччелло, Лука Синьорелли – имена живописцев, известные каждому итальянцу. Мэтры рисовали портреты герцога и его родни, расписывали дворцовые стены. За кистью мастеров пристально наблюдали глаза юного Рафаэля. Вскоре Санти понял, что сын оставит в тени и его, и Уччелло с Синьорелли. Рафаэль Санти рано осиротел: едва ему исполнилось 8 лет, умерла мама. Уход самого дорогого человека оставил след в творческой биографии живописца. Его мадонны и портреты любимых женщин словно светятся материнской любовью, которой художник недополучил в детстве.

Вскоре в доме появилась мачеха Бернардина, для которой сын мужа был чужим ребенком. В 12 художник остался круглым сиротой. Уже тогда подросток демонстрировал удивительное мастерство, и его определили в мастерскую художника Пьетро Перуджино. Живописец учил мальчика до тех пор, пока искушенные знатоки перестали отличать копии Рафаэля от полотен Перуджино. Санти как губка впитывал опыт учителей и оставил позади всех учеников, при этом не заносился и дружил с ними.

Живопись

С 1508 года живописец живет в Риме, куда получил приглашение от папы Юлия II. Наслышанный о юноше священник пригласил Санти расписать станцы – парадные помещения Ватиканского дворца. Увидев эскиз фрески Рафаэля, Юлий II пришел в такой восторг, что отдал живописцу все поверхности, приказав убрать старые рисунки. С 1509 года Рафаэль Санти останется в Вечном городе, разрисовывая станцы, до дня кончины. Станцы Рафаэля – это четыре зала величиной 6 на 9 метров, в каждом из которых по четыре фресковых композиции. Художнику помогали ученики, одна фреска выполнена после смерти живописца по его эскизам.

В Риме Рафаэль Санти продолжил галерею мадонн, доведя количество полотен до 42. Они так же трогательны, и прелесть материнства просвечивает в глазах, руках, каждой линии одежд. Но в римской галерее мадонн с младенцами уже виден авторский почерк живописца, индивидуальность. Лики женщин чувственны, в глазах тревога за ребенка. Усложняются пейзажные композиции на втором плане, внося смысловые оттенки в картину.

Искусствоведы указывают на превалирующий в ранних изображениях мадонн стиль кватроченто: фигуры фронтальны и скованны, лица торжественно-отвлеченные, взгляд спокоен. Кватроченто размывается чувственностью во флорентийский период, а римские мадонны написаны в зарождающемся стиле барокко.

В 1871 году царь Александр II купил миниатюру для жены. Спустя 10 лет картину перевели с дерева на холст, качество изображения пострадало. Зато под верхним слоем обнаружили, что первоначально в руке мадонны была не книга, а гранат – символ пролитой крови Христа. Огромную ценность представляет рама: она одного возраста с картиной и предположительно сделана по эскизу самого Рафаэля Санти.

В 2016 году в России впервые прошла выставка работ Рафаэля Санти. Москвичи и гости столицы увидели 8 картин и 3 рисунка в Государственном музее имени А. С. Пушкина.

Личная жизнь

Талант художника оценили при жизни: покровители, не желая, чтобы мастера переманили французы, оплачивали его труд щедро. У Рафаэля был особняк в античном стиле, построенный по авторскому проекту. Выдать дочь замуж за именитого живописца мечтали купцы и герцоги, но тонкий ценитель женской красоты держался стойко. Кардинал Биббиена, желавший породниться с Санти, добился помолвки Рафаэля с племянницей, но маэстро отказался в последний момент.

Смерть

Причина смерти художника неизвестна. По версии современника Рафаэля, живописца и писателя Вазари, смерть 37-летнего маэстро стала следствием распутства. После бурной ночи Санти вернулся домой и пожаловался на недомогание. Врач сделал кровопускание, которое ухудшило состояние больного, и он скончался. Вторая версия гласит о простуде, которую Рафаэль подхватил в погребальных галереях, где участвовал в раскопках.

Эксперты итальянского университета Milano-Bicocca опубликовали результаты исследования, проливающего свет на обстоятельства смерти Рафаэля Санти, более известного только по имени — Рафаэль. Согласно результатам исследования, причиной смерти художника, умершего в возрасте 37 лет 6 апреля 1520 года, стала пневмония, а также неверно подобранное врачами лечение.

Для того чтобы прийти к этому выводу, ученым пришлось исключить такие диагнозы, как малярия, брюшной тиф и сифилис. Одной из побочных причин смерти называют практику кровопускания, которое, вероятно, ослабило пораженный лихорадкой организм художника.

Результаты исследования были опубликованы в профессиональном медицинском журнале Internal and Emergency Medicine, выпускающемся Итальянским обществом болезней внутренних органов (Società italiana di medicina interna /Simi).

Существует иная версия: художник слишком переживал из-за постоянных измен своей возлюбленной Маргариты Лути (Форнарины) . К тому же его здоровье было подорвано бесконечной работой: любимая была падка до драгоценностей и развлечений . В конце концов сердце гения не выдержало двойной нагрузки.

Что же беспокоило гения в его последние дни? Только одно: как правильно составить завещание, чтобы не обойти никого из близких людей. И какова бы ни была причина болезни, Рафаэль почти все время находился в ясном сознании, прошел последние обряды и привел дела в порядок.

Он продиктовал завещание , в котором оставил верному слуге Бавиере достаточно средств для содержания Форнарины. Студия со всем содержимым, включая эскизы, перешла к двум ученикам — Джулио Романо и Джанфранческо Пенни.

В ночь, когда умер гений, над Римом разразилась страшная гроза. Стихия разбивала стекла и сметала черепицу с крыш, Тибр вышел из берегов. Наутро буря утихла, а по городу пронеслась печальная весть: умер великий Рафаэль .

Фрагмент автопортрета Рафаэля

Причины смерти великих людей прошлого часто оказываются неясными. Слишком отрывочные сведения об их недомоганиях предоставляют нам сохранившиеся источники, да и профессиональные врачи-современники не могли описать симптомы болезни на современном уровне. Зато недостаток информации создает благоприятные условия для появления большого количества гипотез. Поэтому регулярно предлагаются новые диагнозы для Александра Македонского или Юлия Цезаря, Микеланджело или Шопена. Недавно журнал Internal and Emergency Medicine опубликовал письмо группы ученых из Школы медицины и хирургии Миланского университета Бикокка, в котором они пытаются разобраться, от чего умер Рафаэль Санти.

Великий художник умер в Риме 6 апреля 1520 года в возрасте всего 37 лет. Джорджо Вазари описывает смерть Рафаэля так:

…Рафаэль втихомолку продолжал заниматься своими любовными делами, превыше всякой меры предаваясь этим утехам. И вот однажды после времяпрепровождения еще более распутного, чем обычно, случилось так, что Рафаэль вернулся домой в сильнейшем жару, и врачи решили, что он простудился, а так как он в своем распутстве не признавался, ему по неосторожности (per poca prudenza) отворили кровь, что его ослабило до полной потери сил, в то время как он как раз нуждался в их подкреплении. Тогда он составил завещание и первым делом как христианин отпустил из дому свою возлюбленную, обеспечив ей приличное существование, а затем разделил свои вещи между двумя учениками: Джулио Романо, которого он всегда очень любил, и флорентинцем Джованни Франческо, по прозванию Фатторе, а также некиим священником из Урбино, своим родственником. Далее он распорядился, чтобы на его средства в церкви Санта Мариа Ротонда был восстановлен древний каменный табернакль и чтобы там был сооружен алтарь со статуей Богоматери, под которой он выбрал место для погребения и упокоения своего праха после смерти. А всё свое имущество он завещал Джулио и Джованни Франческо, назначив своим душеприказчиком мессера Бальдассаре из Пеши, в то время папского датария. А засим после исповеди и покаяния он завершил свой жизненный путь в день своего рождения, в страстную пятницу, тридцати семи лет от роду. Надо полагать, что душа его украсит собою небесную обитель, подобно тому как он своей доблестью украсил земную.
(пер. А. И. Венедиктова и А. Г. Габричевского)

Признаки, которые указывали бы на вирусный гепатит (например, пожелтение кожи), также никем не упоминаются. Не нашлось и упоминаний о том, что в Риме в год смерти Рафаэля были вспышки чумы или брюшного тифа. В итоге авторы остановились на гипотезе об инфекционном легочном заболевании.

Ученые выдвинули новую версию причины смерти великого художника, по которой его убила не венерическая болезнь, а воспаление легких и кровопускание.

В этом году отмечается 500-летие со дня смерти Рафаэля Санти, величайшего, наряду с Леонардо и Микеланджело, мастера Возрождения. Художник умер в день своего 37-летия – как принято было считать прежде, от сифилиса или другой болезни, передаваемой половым путем. Однако новые разыскания итальянских медиков позволяют предположить, что причина смерти была совершенно иной, сообщает агентство AFP.

Ирина Зиганшина

Исследователи из Миланского университета Бикокка, опубликовавшие работу в издании Internal and Emergency Medicine journal, считают, что причина смерти была иная – обширная пневмония вроде современной коронавирусной болезни. В марте в Риме еще прохладно, и, вероятно, художник простудился во время своих частых посещений любовниц и заболел воспалением легких.

Как пишут исследователи, доктора в то время уже знали об опасности кровопускания при лечении инфекционных заболеваний, но в этом случае они действовали на основе дезинформации. К смерти привели и врачебная ошибка, и то, что Рафаэль скрыл от докторов важную информацию ­– не признался в том, что выходил ночами.

Читайте также: