Слово не обух а от него люди гибнут значение пословицы кратко

Обновлено: 02.07.2024

В наши дни очень много говорят о культуре русской речи. Русский язык как никакой другой - самый богатый на слова. Недаром его называют великим и могучим. Но правильно ли мы распоряжаемся этим наследием? Ещё 150 лет назад В.И. Даль записал в свой знаменитый словарь поговорку: "Слово не обух, а от него люди гибнут". Слово - не просто набор звуков, выражающих мысль. Оно способно очень много рассказать о нашем духовном состоянии.

Час общения "Жизнь без сквернословия", посвященный одной из самых нужных и важных, но в то же время трудных тем, состоялся в МБУ "Шимановская городская библиотека". Речь на встрече шла об истории возникновения сквернословия и влияния его на здоровье подростка, причинах, побуждающих его сквернословить и, конечно же, как бороться с этой вредной привычкой. В России даже есть такой день - Всемирный день борьбы с ненормативной лексикой. Отмечается он в начале февраля.

В годы войны А. Ахматова написала стихотворение "Мужество", в которых есть строки: "И мы сохраним тебя, русская речь, великое русское слово". С тех пор прошло более 70 лет. Можем ли мы сказать, что сохранили русское слово свободным, чистым, что нам не стыдно передать его будущим поколениям? Судя по тому, как говорит сегодняшняя молодежь и не только, - нет. Многие уже не могут объяснить свою мысль, прибегая к бранным выражениям. Так ли уж безобидна эта вредная привычка? Сегодня "выражаются" школьники, молодые люди, взрослые мужчины и женщины. Нецензурная лексика все больше и больше захлестывает современное общество: мат несется на нас на улице, в школе и дома, из автобусов и с телеэкранов. Сквернословие можно услышать даже в семьях, и не только в общении между взрослыми, но и подчас в разговоре родителей с маленькими детьми. Нецензурная брань приобрела характер эпидемии. Психологи замечают, что употребление мата ведёт к зависимости, похожей на алкогольную, никотиновую, наркотическую. Отмечено, что от этой зависимости избавиться гораздо труднее, чем от курения.

У одного из величайших лирических поэтов Ф. Тютчева есть строки "Нам не дано предугадать, как слово наше отзовётся…". Действительно, обидные замечания глубоко ранят человека. Когда человека грубо обругали - начинает сильно колотиться сердце, кровь приливает к лицу, настроение портится. Обида приводит к стрессам. Стресс - к нервным расстройствам, а последние - к совершенно конкретным болезням.

Человек, используя ненормативную лексику, тем самым проклинает себя и окружающих, призывает все самое плохое на себя, своих детей, призывая зло изо дня в день, из года в год на свою голову, на голову своих близких. Существовало также представление, что матерная брань наказывается стихийными бедствиями, несчастьями и болезнями.

Ребята приняли участие в разговоре и откровенно отвечали на вопросы: как часто ругаются, почему это происходит и как можно обойтись без бранных слов в разговоре. Участвовали в игре "Да", "Нет", "Иногда". Сошлись во мнении, что сквернословие - это не только некрасиво, это еще ведет к проблемам со здоровьем. И пока не поздно, с ним надо бороться, а начинать надо с себя. Не говорить плохих слов самим, продумывать то, что хочется сказать, не копировать других, не стараться быть похожими на кого-то, сохранять индивидуальность и всегда помнить, что речь - это показатель ума.

Разговор получился содержательный, серьёзный, искренний и откровенный. Хочется верить, что каждый, побывавший на этом часе общения, задумается об огромной разрушительной силе скверного слова и никогда не будет его употреблять.

ОБУХ — муж. (обнимающий ухо) тыл всякого острого орудия, тупеё, ·противоп. лезо, лезвие, резь. Обух сабли, косаря, ножа, топора. Обычно разумеют топорный обух, образующий проушину. По сытому брюху, хоть обухом. Его обухом не прошибешь, не проймешь. Он… … Толковый словарь Даля

ЯЗЫК - РЕЧЬ — По разговорам всюды (годится), а по делам никуды. Не та хозяйка, которая говорит, а та, которая щи варит. Я тебе говорю не глум, а ты бери на ум! Кто меньше толкует, тот меньше тоскует. Зарубай, сглаживай, да никому не сказывай! Больше говорить… … В.И. Даль. Пословицы русского народа

м. (обнимающий ухо) тыл всякого острого орудия, тупеё, противопол. лезо, лезвиё, резь. Обух сабли, косаря, ножа, топора. Обычно разумеют топорный обух, образующий проушину. По сытому брюху, хоть обухом. Его обухом не прошибешь, не проймешь. Он на обухе рожь молотит, зерна не обронит, скряга. Наскочил обух на обух, коса на камень, топор на сук. Под обух идти (т. е. на верную гибель). Как обухом в лоб! озадачил. Слово не обух, а от него люди гибнут. С дураком дружись, а обух за поясом держи. Муха не боится обуха. За мухой не угоняешься с обухом. Плетью обуха не перешибешь. Хворостиной обуха не надсадишь. Вол растет до обуха. Бей жену обухом, припади, да понюхай: дышит да морочит - еще хочет! | Обух связи железной, колено, загиб ее; обух стойки, бабки, кулака, железная площадка, на обух похожая. | Тупой, глупый, или | упрямый человек, неслух, околотень. Обуховый, более употребляется обушный, к обуху относящ. Обуховое железо, мягкое. Обушная часть ножа. Обушный деготь, перм. смолистая копоть от лучины, на обухе топора; идет на снадобья, напр. от зубной боли. Обушить кого, бить обухом, лобанить. Рыбу обушить, громить, глушить, бить под тонким льдом обухом. Заобушил сома. Наобушил с десяток. Пойти пообушить. Переобушить бычка. Обушник м. вся проушина топора, с места, где лист его раздвояется. | * Сев. вост. неслух, упрямец. | Кузнечное орудие для выковки топорного обуха. Обушничать, упрямиться, своевольничать, никого не слушаясь. Обушье ср. внешнее ухо, наружная его часть, раковина; вообще край, обвод уха. Обушная железа, за(под)ушная, Раrоtis.

В словаре Ожегова

ОБУХ, -а и ОБУХ, -а, м. Тупая сторона острого орудия, противоположная лезвию (обычно о топоре, колуне). Как обухом по голове (о поразившей неприятной неожиданности; разг.). Плетью обуха не перешибешь (посл.). Под о. идти (на казнь; устар.; также перен.: на большую для себя неприятность; разг.). || уменьш. обушок, -шка, м. || прил. обушный, -ая, -ое (спец.).

В словаре Ефремовой

Ударение: о́бух м. Утолщенная тупая часть острого орудия, находящаяся на противоположной от лезвия стороне. Деревянная колотушка, служащая для вбивания клина или колуна в дерево при его раскалывании. Орудие для откалывания пластов угля в каменноугольных копях. обу́х м. см. о́бух.

В словаре Фасмера Макса

о́бух
род. п. -а, укр. обу́х, др.-русск. обухъ, чеш. оbuсh "обух, дубина", слвц. оbuсh "дубина", польск. оbuсh "вид топора". Обычно объясняют как *оb-uхъ от у́хо, причем под ухом понимается проушина, в которую продевается топорище; см. Юнгман 2, 807; Преобр. I, 632; Голуб 178. Другие, напротив, воспринимают это слово как *о-бух и сближают с бу́хать (Брандт, РФВ 23, 94; Христиани, KZ 36, 592; Горяев, ЭС 235). Мне представляется более удачным последнее объяснение.

В словаре Д.Н. Ушакова

В словаре Синонимов

В словаре Синонимов 3

См. острие
на обухе рожь молотит, зерна не обронит, плетью обуха не перешибешь.

63


Без особой причины не явится желание называть очевидный факт. Кому не известно, что пчела по своему обыкновению далеко удаляется от улья! Не об очевидном тут говорится. Пчела и её работа — лишь пример, а объясняют хотя и сход-ную, но другую ситуацию. При помощи пословицы говоря-щий характеризует, оценивает то, о чём в ней не говорится. Пословица может указать на трудность дела, связанного с до-стижением цели. Пословица может подтвердить мысль и о том, что всё ценное, даже самую малость, люди добывают, когда не жалеют сил и времени. Пословица может раскрыть

и мысль о том, что, если не хотят довольствоваться первым, случайным и неценным, необходимы усилия. Приведёнными толкованиями не исчерпываются возможности переносного смысла пословицы — возможны и другие. Разнообразны от-тенки применения пословицы. Все приложения пословицы к конкретным случаям, ко многим жизненным ситуациям и составляют то, что именуется её настоящим смыслом.

3) Можно ли сказать, что приведённая в тексте пословица мно-гозначна? Какое языковое выразительное средство лежит в основе её переносного смысла?


66.1) Прочитайте пословицы. К каким жизненным ситуациям их можно применить?

На чужой сторонушке рад родной воронушке. 2. Пуга-ная ворона (и) куста боится. 3. Вороне соколом не бывать.

С тобой разговориться — что мёду напиться. 5. Слово — серебро, молчание — золото. 6. Чай пить — не дрова рубить.

Совесть не сосед: от неё не уйдёшь. 8. Где сосна взросла, там она и красна. 9. Родимая сторона — мать, а чужая — ма-чеха. 10. Какова берёзка, такова и отростка. 11. Чужбина — калина, родина — малина.

2) Запишите пословицы группами в зависимости от использован-ных в них языковых выразительных средств.

67.1) Объясните смысл пословиц. В случае затруднений можно ис-пользовать словари русских пословиц и поговорок.



а пустая речь не пословица. Пословица правду всем гово-рит. Поговорка — цветок, по-словица — ягодка. Старинная пословица век не сломится.

Толковый словарь

Ок лица, -ы, ж. 1. В старину: изго-родь вокруг деревни или у края де-ревни; вообще край деревни. 2. Ме-сто вокруг селения, рядом с ним, окружающая местность.

Добрая пословица не в бровь, а прямо в глаз. Пословицами на базаре не торгуют. На рынке пословицы не купишь. Крас-на речь пословицей.

Мал язык, да всем телом владеет.

От доброго слова язык не усохнет.

Ласково слово — что весенний день.

Ласковое слово не трудно, да споро.

ЗА СЛОВОМ В КАРМАН НЕ ПОЛЕЗЕТ.

Родительское слово мимо (на ветер) не молвится.

Слово не стрела, а пуще стрелы (а разит).

Слово не обух, а от него люди гибнут.

Язык везде достанет. ОТ ЯЗЫКА НЕ УЙДЁШЬ.




63


Без особой причины не явится желание называть очевидный факт. Кому не известно, что пчела по своему обыкновению далеко удаляется от улья! Не об очевидном тут говорится. Пчела и её работа — лишь пример, а объясняют хотя и сход-ную, но другую ситуацию. При помощи пословицы говоря-щий характеризует, оценивает то, о чём в ней не говорится. Пословица может указать на трудность дела, связанного с до-стижением цели. Пословица может подтвердить мысль и о том, что всё ценное, даже самую малость, люди добывают, когда не жалеют сил и времени. Пословица может раскрыть

и мысль о том, что, если не хотят довольствоваться первым, случайным и неценным, необходимы усилия. Приведёнными толкованиями не исчерпываются возможности переносного смысла пословицы — возможны и другие. Разнообразны от-тенки применения пословицы. Все приложения пословицы к конкретным случаям, ко многим жизненным ситуациям и составляют то, что именуется её настоящим смыслом.

3) Можно ли сказать, что приведённая в тексте пословица мно-гозначна? Какое языковое выразительное средство лежит в основе её переносного смысла?


66.1) Прочитайте пословицы. К каким жизненным ситуациям их можно применить?

На чужой сторонушке рад родной воронушке. 2. Пуга-ная ворона (и) куста боится. 3. Вороне соколом не бывать.

С тобой разговориться — что мёду напиться. 5. Слово — серебро, молчание — золото. 6. Чай пить — не дрова рубить.

Совесть не сосед: от неё не уйдёшь. 8. Где сосна взросла, там она и красна. 9. Родимая сторона — мать, а чужая — ма-чеха. 10. Какова берёзка, такова и отростка. 11. Чужбина — калина, родина — малина.

2) Запишите пословицы группами в зависимости от использован-ных в них языковых выразительных средств.

67.1) Объясните смысл пословиц. В случае затруднений можно ис-пользовать словари русских пословиц и поговорок.

Читайте также: