Славой жижек биография кратко

Обновлено: 12.05.2024

Славой Жи́жек (словен. Slavoj Žižek , р. 21 марта 1949, Любляна) — словенский культуролог и социальный философ фрейдомарксистского толка. Живёт и работает в г. Любляна.

Содержание

Библиография

Примечания

Ссылки

Статьи

  • Персоналии по алфавиту
  • Родившиеся 21 марта
  • Родившиеся в 1949 году
  • Родившиеся в Любляне
  • Философы по алфавиту
  • Учёные по алфавиту
  • Философы Словении
  • Марксисты

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Жижек, Славой" в других словарях:

Жижек Славой — Славой Жижек Жижек, Славой (словенск. Slavoj Žižek, р. 21 марта 1949, Любляна) словенский культуролог и социальный философ фрейдо марксистского толка. Живет и работает в г. Любляна. Переводчик и интерпретатор Жака Лакана. Глава Школы… … Википедия

ЖИЖЕК Славой (р. в 1949) — философ, уроженец Словении. Президент люблянского Общества теоретического психоанализа. Основные сочинения: Все что вы хотели знать о Лакане, но боялись спросить Хичкока (1988), Возвышенный объект идеологии (1989), Возлюби свой симптом (1992),… … История Философии: Энциклопедия

Жижек С. — Славой Жижек Жижек, Славой (словенск. Slavoj Žižek, р. 21 марта 1949, Любляна) словенский культуролог и социальный философ фрейдо марксистского толка. Живет и работает в г. Любляна. Переводчик и интерпретатор Жака Лакана. Глава Школы… … Википедия

Жижек — Жижек, Славой Славой Жижек Slavoj Žižek Дата рождения: 21 марта 1949 … Википедия

ЖИЖЕК — ЖИЖЕК (Zizek) Славой [род. 21 марта 1949, Любляна] словенский философ и психоаналитик. Учился в университетах Любляны и Парижа. Сотрудник Института социальных наук (Любляна). В качестве приглашенного профессора сотрудничал с университетами в… … Философская энциклопедия

ЖИЖЕК — (Zizek) Славой (р. в 1949) философ, уроженец Словении. Президент люблянского Общества теоретического психоанализа. Основные сочинения: ‘Все что вы хотели знать о Лакане, но боялись спросить Хичкока’ (1988), ‘Возвышенный объект идеологии’ (1989),… … История Философии: Энциклопедия

Славой Жижек — … Википедия

ЖИЖЕК (ZIZEK) Славой — (р. 1949) социальный философ, уроженец Словении. Президент люблянского Общества теоретического психоанализа. Основные сочинения: Все, что вы хотели знать о Лакане, но боялись спросить Хичкока (1988); Возвышенный объект идеологии (1989); Возлюби… … Социология: Энциклопедия

Идеология — (греч. ιδεολογία, от греч. ιδεα прообраз, идея; и λογος слово, разум, учение) система концептуально оформленных взглядов и идей, выражающая интересы различных социальных классов, групп, обществ, в которой осознаются и… … Википедия

Список философов — Это служебный список статей, созданный для координации работ по развитию темы. Данное предупреждение не ус … Википедия

Детство и юность

Славой Жижек появился на свет 21 марта 1949 года в словенской столице Любляне. Его родители были атеистами, что позже отразилось на мировоззрении философа. Мать мальчика работала бухгалтером на государственном предприятии, а отец был экономистом и мечтал, что сын пойдет по его стопам.

Ранние годы биографии культуролога прошли в городе Порторож, где он увлекся кино и литературой. Славой зачитывался детективными романами на английском, что позволило в совершенстве выучить язык. Позже семья вернулась в Любляну, и подросток начал посещать Bežigrad High School, где познакомился с философией европейских мыслителей.

После школы юноша поступил в Люблянский университет, в котором изучал социологию и философию. Он интересовался творчеством французских структуралистов и в 1967 году представил перевод статьи Жака Дерриды. Жижек окончил бакалавриат и подготовил магистерскую диссертацию, которая была раскритикована за недостаточно марксистские взгляды.

В итоге парень не получил место в аспирантуре и был вынужден зарабатывать на жизнь подработками — делал переводы и писал статьи для журналов. Только в 1975 году он удостоился степени магистра, а затем получил работу в марксистском центре ЦК СКС. Славой занимался написанием протоколов и тратил все свободное время на изучение философии кино.

Следующим местом работы ученого стал Институт социологии Словении, где он исследовал влияние бессознательных фантазий на формирование личности. В начале 1980-х годов он защитил докторскую диссертацию, при написании которой опирался на труды Георга Гегеля.

Личная жизнь

Жижек был женат 4 раза и является отцом двоих сыновей от разных женщин. Первая попытка наладить личную жизнь была с Ксенией Пожар, затем его женой стала философ Рената Салецл, после чего мужчина связал себя узами брака с моделью Аналией Хани.

В 2013 году он сыграл свадьбу с журналисткой Елой Кречич, которая младше него на 30 лет.

Кинематограф и философия

Центральным понятием философии Славоя является реальность, которая не имеет смысла и чувственно непознаваемая. Она представляет собой некий разрыв в символическом измерении, который не имеет онтологической устойчивости. В качестве примера реальности автор приводит болезни, которые существуют по факту, вне зависимости от приписываемых причин.

Славой Жижек сейчас

Изображение в информационном окне.

Lycée Bežigrad ( en )
Университет Любляны ( бакалавр гуманитарных наук , магистр гуманитарных наук и доктор филологических наук )
Парижский университет-VIII ( доктор наук )

Луи Альтюссер , Ален Бадью , Г.К. Честертон , Божидар Дебеньяк ( en ) , Зигмунд Фрейд , Георг Вильгельм Фридрих Гегель , Мартин Хайдеггер , Фредрик Джеймсон , Жак Лакан , Эрнесто Лаклау , Ленин , Карл Маркс , Максимилиан де Робеспьеринг , Вильгельм , Максимилиан де Робеспьеринг , Эммануэль Кант , Фридрих Ницше , Вальтер Беньямин , Теодор В. Адорно , Сорен Кьеркегор

Рената Салекл
Джела Кресик ( в ) (с 2013 )

Посол наук Республики Словения ( d )
Золотая медаль Círculo de Bellas Artes ( 2018 г. )

Славой Жижек [ s l a ʋ ɔ j ʒ i ʒ ɛ k ] , род. 21 марта 1949 г. из Любляны , Словения , - словенский философ- марксист, на которого оказал влияние психоанализ .

Стажировался в Словении и Франции, в 2012 году он работает исследователем в Институте социологии Университета Любляны и регулярно приглашается в зарубежные университеты, особенно в США ( Колумбия , Принстон , Новая школа социальных исследований , Нью-Йорк и Мичиган). ).

Он известен своим использованием работ Жака Лакана с точки зрения массовой культуры, а также своим анализом Гегеля .

Личность словенских альтернативных движений, он баллотировался в 1990 году в качестве кандидата от Словенской партии либеральной демократии ( Liberalna Demokracija Slovenije , в центре слева) на первых свободных президентских выборах, которые предшествовали независимости его страны в 1991 году . Он свободно говорит на сербохорватском , английском , французском , немецком и словенском языках .

Резюме

биография

Родом из семьи среднего класса, Славой Жижек изучал философию в Университете Любляны и получил степень бакалавра в 1971 году (философия и социология), затем степень магистра в 1975 году ( Теоретическая и практическая значимость французского структурализма ). Но, несмотря на некоторые обещания, он не получил должности в университете, так как его диссертация тогда считалась политически подозрительной.

С 1975 по 1977 год он проходил национальную службу и зарабатывал на жизнь переводами с немецкого языка. Однако в 1977 году он стал сотрудником Центрального комитета Коммунистической партии Словении, написав речи для партийных лидеров. В то же время он участвует в кружке лаканистов. В 1979 году он получил должность исследователя в Институте социологии Университета Любляны, а в 1981 году получил степень доктора философии. В том же году он впервые приехал в Париж; он встречает Жака-Алена Миллера , зятя Жака Лакана . Позже Миллер дает ему должность преподавателя в Парижском университете VIII , где он поддерживает докторский цикл 3 е в 1986 году. В этот период он также натирает Франсуа Рено .

В 1990 году он баллотировался в качестве кандидата от Словенской партии либеральной демократии ( Liberalna Demokracija Slovenije ), нового названия молодежной организации Лиги коммунистов Словении (ZKS), на первых свободных президентских выборах, которые предшествовали независимости его страны. страна в 1991 году . Он занимает пятое место.

В 2015 году в интервью газете Liberation он заявил:

Частная жизнь

После первого брака в 1970-х годах Славой Жижек женился на философе Ренате Салекл (род. 1962), затем, в 2005 году, на аргентинской модели Аналии Хуни (род. 1979).

Философия

Вы можете помочь, добавив ссылки или удалив неопубликованный контент. Смотрите страницу обсуждения для более подробной информации.

Помимо Гегеля и Лакана, Жижек часто цитирует французских левых философов, таких как Жак Рансьер , Этьен Балибар , Жиль Делез или Ален Бадью , и сформулировал критику Карла Шмитта .

Формирование темы

Жижек пишет об идентичности - его работа во многом обязана объяснению формирования идентичности психоаналитика Жака Лакана .

Жижек объясняет этот небольшой объект - то, что Хичкок называет MacGuffin - таким образом:

«МакГаффин - это маленький объект, чистый и простой: отсутствие, воспоминание о реальном, которое символическое движение интерпретации производит в движении, дыра в центре символического порядка, единственный аспект секретов, который необходимо объяснить., Интерпретировать , так далее. "

- Люби свой симптом как самого себя , Люби свой симптом как самого себя [исх. неполный]

Онтология и политика

В спорном расширении своего референциального анализа идеологии Жижек утверждает, что доминирующие идеологии структурируют восприятие реальности субъектами. Однако реальное не является эквивалентом реальности, которую субъекты воспринимают как упорядоченную и полную смысла. По словам автора, Реальное указывает на точки на онтологической ткани, которые сплетают гегемонистские системы репрезентации и воспроизводства, хотя эти места сопротивляются полному соблюдению условий этих систем, так что могут возникнуть активные очаги политического сопротивления.

Реальное, символическое и воображаемое

Реальность

Со времен Лакана реальное не следует путать с действительностью . Реальность построена символически; однако реальное - это твердое ядро, травма, которую нельзя символизировать, то есть выразить словами. Реальное не имеет положительного существования; он существует только перечеркнутым.

Не вся реальность может быть разоблачена как вымысел; только вещи - неопределенные точки - которые имеют отношение к социальному антагонизму , жизни, смерти и сексуальности. Они должны поддерживаться при обозначении символов. Реальное - это не какая-то реальность, стоящая за реальностью, а скорее пустота, которая делает реальность неполной и непоследовательной. Это экран фантазий, единственный настоящий экран, который искажает наше восприятие реальности. Триада символического-воображаемого-реального воспроизводится в каждой части подразделения. Следовательно, есть три модальности реальности:

Психоанализ учит, что (постмодернистская) реальность не рассматривается как повествование, а скорее, что пациент должен признать, вытерпеть и сделать фиктивным твердое ядро ​​реальности в своей собственной художественной литературе.

Символический

  • реальное символическое является означающим сводится к безумной формуле;
  • символическое изображение в качестве символического Юнга ;
  • символический символизм в качестве содержательной речи и языка.

Символические сети - это наша (социальная) реальность.

Воображаемый

Согласно Лакану (в Семинаре XX ), все уровни взаимосвязаны в форме колец Борромео , то есть как три кольца, соединенных вместе таким образом, что разъединение одного из колец приводит к разъединению других.

Постмодернизм

Отзывы

Чтобы улучшить его, добавьте проверяемые ссылки [ как это сделать? ] или шаблон > для отрывков, требующих источника.


Славой Жижек (21 марта 1949, Любляна) - словенский культуролог и социальный философ фрейдо-марксистского толка.Учился на философском факультете Люблянского университета. С 1979 по 1989 год работал научным сотрудником Института социологии и философии, потом перешел на философский факультет университета. Одновременно с академической карьерой со второй половины 70-х годов стал интересоваться психоанализом, исследуя и переводя тексты французского психоаналитика Жака Лакана. В начале 80-х основал и в.


В 1979 году Жижек получил место исследователя в Институте социологии и философии Люблянского университета, место, которое он занимает и по сей день. В 1981 году Славой Жижек вместе с Младеном Доларом отправляется в Париж и присоединяется к работе семинаров Жак-Алэна Миллера в Школе фрейдовой причины. Жижек проходит анализ у Миллера.

Люблянская Школа – школа психоанализа, и под психоанализом понимаются Фрейд и Лакан. Эти два имени составляют синоним психоанализа. Тех, кто так или иначе имеет отношение к Школе, объединяет нацеленность на этику, на желание, на реальное, этику реального, желания. Но также объединяет их и онтология, психоаналитическая онтология, или, если воспользоваться словом ученика Жижека, Лоренцо Кьезы, параонтология. Это онтология расширенная, включающая в себя измерение реального. Да, Лакан называет себя антифилософом, да, он высмеивает господские претензии философии, но теперь речь идет совсем о другой философии, о той, которая появилась уже после Фрейда и Лакана. И Гегеля с Кантом, и Эмпедокла с Демокритом мы читаем сегодня, т. е. уже после Фрейда и Лакана.

Особенность Люблянской школы – чтение Лакана сквозь призму немецкой классической философии, Канта, Шеллинга, Фихте и в первую очередь Гегеля. Гегель, для Жижека, занимает в истории положение Лакана до Лакана. Иначе: после Лакана Гегель стал Лаканом. Почему? По крайней мере, по той причине, что психоанализ – это в первую очередь диалектика, и Гегель – на её вершине. Напомним в этой связи о фундаментальной идее Лакана: возврат к Фрейду означает не просто обращение к его понятиям, а возврат к организующему эти понятия принципу – к диалектике, которая лежит в основании психоанализа. Здесь как раз уместно прийти к формуле: возврат к Фрейду совершается через возврат к Гегелю.

Для Жижека и психоанализ, и философия отнюдь не пытаются давать ответы не вопросы о бытии и субъекте. И психоанализ, и философия – вопрошающие дисциплины. И один из самых страшных вопросов, пожалуй, заключается в том, почему человек хочет, чтобы ему кто-то другой дал готовый ответ, указывающий, как ему жить и что ему делать? Почему человек обращается к другому, к авторитету политика или психолога, почему он ожидает от других людей решения своих проблем? Не идет ли речь сегодня, в эпоху телемедиакратии, о торжестве интерпассивности?[5] Интерпассивность захватывает внимание, переносит его на сторону объекта. Вместо людей смеются экраны. Вместо людей думают машины. Вместо людей верят вещи.

Дело не просто в необходимости читать Маркса, дело в прагматике того, о чем он пишет. Дело в практическом чтении. Иначе говоря, последователи Маркса, так же как и последователи Фрейда-Лакана, не могут быть просто теоретиками. Они практикуют, практикуют дискурс. Жижек – политический активист. В 1990-м году, во время обретения Словенией независимости от Югославии, Жижек баллотируется на пост президента Республики Словении. К активизму можно отнести и то, что Жижек предпочел академической карьере, например, стабильной позиции в каком-либо университете, непрестанное движение по миру, выступления, следующие одно за другим на самых разных площадках – в университетах, музеях, галереях, театрах самых разных городов, стран, континентов.

Субъект всегда уже подчинен идеологии, и название книги, содержащее кантовское возвышенное, указывает на то, насколько мощной, неподвластной и безграничной является идеология[13]. Занять некую гипотетически нейтральную дискурсивную позицию невозможно, поскольку, согласно теории дискурсов Лакана, такой позиции не существует. Позиция предписана местом в том или ином дискурсе, и субъект всегда уже субъективируется в определенной дискурсивной позиции. К тому же, идеология, подобно фантазму, задает дистанцию между субъектом и травмой; она делает реальное наслаждения пригодным для жизни, вводя разрыв между фасадом общественного закона и прибавочным элементом непристойного сверх-я. Во многих книгах Жижека мы находим анализ – через Фрейда, Маркса, Лакана – того, как работает идеология, в частности идеология потребительского капитализма, а порой и шире – идеология капитализма и коммунизма[14].

Вслед за Марксом и Фрейдом дискурс его нацелен не на описание мира, а на его созидание, на его возможную реорганизацию. Жижек – образец постоянной психоаналитической нацеленности на пересечение всегда уже идеологического фантазма реальности. Ещё раз: Славой Жижек – не просто теоретик, а теоретический активист. Своей речью, своим письмом он то и дело говорит: мысль не противоположна бытию, она скорее резонанс бытия в себе.

Регулярное появление в текстах Жижека Маркса, Ленина[20], Альтюссера неизбежно связано с вопросом идеологии. Реальность – всегда уже идеологична, и нет того нейтрального места, которое можно было бы в ней занять. Понять это можно и через Лакана с его теорией четырех дискурсов, которая также исключает возможность какой бы то ни было дискурсивной нейтральности. Жижек подчеркивает отсутствие нейтральности не только через позицию субъекта, но и через положение отдельно взятого понятия, например, понятия свобода, значение которого никогда не остается нейтральным, всегда уже зависит от точки пристежки, которая может меняться.

К тому же, если истина обретается в вымысле, то к этому fiction и стоит в первую очередь обращаться, если мы, конечно, хотим понять, как существует человеческий субъект. Мы настаиваем на том, что истины о человеке куда больше в книгах Достоевского, чем в книгах Павлова, Фрейда куда больше в книгах Д. М. Томаса, чем в научных статьях, психоанализа куда больше у Софокла или Э.Т.А. Гофмана, чем в учебниках по психоанализу, выходящих в одной отдельно взятой стране.

Ссылки на литературные произведения у Жижека повсеместны. Он успевает читать и бульварные романы, и интеллектуальную литературу. У тройки лидеров Люблянской школы психоанализа своя тройка великих писателей: Франц Кафка, Самуэль Беккет и Андрей Платонов. Как видим, в тройке нет места ни Прусту, ни Джойсу, при всем том, что о них тоже речь то и дело заходит. Психоанализ – работа с языком. Литература – работа с языком, и Андрей Платонов совершает настоящую революцию в языке. Неудивительно, что и Славой Жижек, и Младен Долар, и Аленка Зупанчич столь высоко ценят непереводимый платоновский язык.

Когда мы говорим о культуре, то следует отметить близость Славоя Жижека NSK, Новому словенскому искусству, объединению, возникшему в 1984 году и объединившему театр Scipion Nasice Sisters, группу художников Irwin, группу Laibach[30]. NSK – культурная среда, если и не непосредственно среда Люблянской школы психоанализа, то параллельная среда, с которой психоаналитикам невозможно не пересекаться.

При всем том, что Жижек постоянно ссылается на романы, трактаты, диссертации, привилегированную позицию среди его примеров, иллюстрирующих те или иные психоаналитические положения, занимает кинематограф. Кино для психоаналитиков – родная тема. Интерес к кино у Жижека с детства. В подростковом возрасте, будучи жителем социалистической Югославии, он немало времени провел в зале кинотеатра, специализировавшегося на западном кино.

Напомним одну из стратегий Лакана: использовать математику, лингвистику, кибернетику… ради прояснения психоанализа и интенсификации прагматики аналитического дискурса. Лакан следит за событиями не только в искусстве, но и в науке, и – еще раз – не просто следит. Славой Жижек обращается к астрофизике, биологии, теории множеств… и вновь возвращается к Гегелю. Науки о мозге Жижек просматривает сквозь призму Гегеля. Это что, шутка? Отнюдь.

  1. ОСТРОУМНЫЙ ОРАТОР ПРИЗВАН РАСШЕВЕЛИТЬ ПУБЛИКУ

Жижек – потрясающий оратор. Неудивительно, что после Лакана он первый, кому удается собирать огромные аудитории, причем по всему свету, в Шанхае и Нью-Йорке, Буэнос-Айресе и Бомбее, Берлине и Санкт-Петербурге. Да и книги его представляют собой коллаж мыслей, пропитанных диалектическими поворотами и переворотами. Нет ничего странного, что Жижек сегодня уже не просто авторитетный интерпретатор Лакана, а самостоятельный и чуть ли ни самый влиятельный мыслитель[45]. Во всяком случае, ни одна статья о Жижеке, будь то анализ его творчества или рецензия на новую книгу, не обходится без слов, что он – самый популярный философ нашего времени.

Жижек настаивает на психоаналитической мысли. Когда ученые доказали, что Фрейд устарел, что он жил в XVIII веке, Жижек продолжает настаивать на более чем актуальности психоаналитического дискурса.

Значит, есть мыслители и в начале XXI века, отстаивающие психоаналитическую мысль как насущную; значит, есть те, кто понимает жизненную необходимость теории во времена дискредитации любой не подчиняющейся власти университетских стандартов теории вообще, и психоанализа в частности.

Славой Жижек – психоаналитик, который имеет смелость ставить вопросы и мыслить во времена системной глупости, во времена, идеология которых строится на том, что нужно не думать и не желать, а просто наслаждаться: Enjoy it! Думать – не модно, а, главное, согласно господствующим сегодня медикалистским представлениям, опасно: если много думать, может заболеть мозг. Нельзя слишком тренировать эту мышцу во времена нейроцентризма.

Жижек – оратор. Он не выступает по заранее написанному тексту. Его уносят свободные ассоциации. Он зачастую выглядит как анализант незримого психоаналитика, место которого занимает Аудитория, место субъекта якобы знающего.

Расшевелить мысль слушателя! Одна из стратегий, позволяющая это сделать, – рассказывать забавные истории, анекдоты, остроты. Например, для начала рассказать анекдот, а затем привести слушателя (читателя) к фундаментальным проблемам бытия и существования субъекта.

Мысль Жижека живая и полемичная. С кем только он не полемизирует на страницах своих книг?! С Аленом Бадью по поводу марксизма, с Шанталь Муфф и Эрнесто Лакло по поводу универсалий, демократии и гегемонии[50], с Квентином Мейясу по поводу корреляционизма и спекулятивного реализма; с Джудит Батлер по поводу роли половых различий…

Известно, что многие ходы мысли Жижека, примеры, остроты кочуют из одной книги в книгу. В этой связи стоит учитывать не только стратегию повторения рассказчика, но и психоаналитическое понимание повторения. Согласно Лакану, перечитывающему Кьеркегора, повторение не столько обращено в прошлое, сколько в будущее, и повторение открывает новизну различия. Кочующие эпизоды текста всякий раз оказываются в другом контексте. Можно ли здесь говорить о расхожем понимании повторения?

Так уж всегда случается, что Славой Жижек, следуя виражам мысли, совершенно неожиданно вспоминает фразы, сказанные кем-то в частной беседе, эпизоды из кинофильмов, фрагменты из книг, газет и журналов… Можно сказать, здесь мы сталкиваемся с диалектикой самоанализа, анализа себя как субъекта Другой сцены. И на этом пути не избежать повторений. Кто проходил анализ, да и не только, тот знает, что повторение повторяется.

Парадокс повторения в психоанализе заключается в том, что оно неповторимо. Жижек знает – тем более, на сцене, где повторение неизбежно, – сколько бы он не повторял одну и ту же историю, один и тот же анекдот, одну и ту же цитату, то же самое окажется иным. Как сказал бы Лакан, точки пристежки меняют значение означающего. Как сказал бы Кьеркегор, повторение требует смелости, готовности встретить новое, неповторимое. И Славой Жижек призывает: учиться, учиться и учиться.

Аватар: упражнение в политически корректной идеологии (№ 4)

В защиту лжи и мазохизма (№ 15)

Перверсивный субъект политики: лакановское прочтение Мухаммеда Буайери (№ 11)

Почему Laibach и NSK не фашисты? (№ 12)

Мазин В. «Отчет о чтении книги Славоя Жижека “Сначала трагедия, затем фарс” (№ 4).

[1] Иан Паркер в своем введении в теории Жижека первую главу полностью посвящает Югославии, Словении, Любляне (Паркер И. Славой Жижек: критическое введение. Ижевск: ERGO, 2010). Мы лишь напомним, что Югославия в социалистическом лагере занимала промежуточное положение между лагерями, социалистическим и капиталистическим, а Словения в свою очередь – была республикой между Австрией и остальными республиками Югославии, между двумя мирами, Западом и Востоком.

[6] Žižek S. Sex and the Failed Absolute. L., N.Y.: Bloomsbury, 2020. P. 32.

[9] Žižek S. Pandemic!: COVID-19 Shakes the World. N.Y.: Polity Press, 2020.

[11] Žižek S. The Sublime Object of Ideology. L.: Verso, 1989. Жижек С. Возвышенный объект идеологии. Перевод Владислава Софронова. М.: Художественный журнал, 1999.

[12] Жижек С. Возвышенный объект идеологии. С. 24. Эта параллель дальше развивается в книге: Žižek S. (2017) Incontinence of the Void. The MIT Press. Р. 184-5.

[15] Формулу Декарта cogito, ergo sum Жижек в деталях анализирует в книге: Žižek S. Tarrying with the Negative. Duke University Press, 1993.

[16] Жижек С. Щекотливый субъект: отсутствующий центр политической онтологии. М.: Издательский дом ДЕЛО, 2014. С. 24.

[17] Жижек С. Щекотливый субъект: отсутствующий центр политической онтологии. С. 24.

[18] Жижек С. Возвышенный объект идеологии. С. 28.

[20] Ленину Славой Жижек посвящает отдельную книгу: Жижек С. 13 опытов о Ленине. Перевод Артема Смирнова. М.: Ad Marginem, 2003.

[22] См. Жижек С. Власть и цинизм // Кабинет: Картины мира А. Перевод Виктора Мазина. СПб.: Инапресс, 1998. С. 165.

[25] Žižek S. (1994) The Metastases of Enjoyment. L., N.Y.: Verso. Р. 54.

[26] Лакан Ж. (1972-1973) Ещё. Семинары. Книга 20. Перевод Александра Черноглазова. М.: Гнозис/Логос, 2011. С. 9.

[32] Žižek S. (1991) Looking Awry. An Introduction to Jacques Lacan through Popular Culture. MIT, 1991. В бумажном виде по-русски эта книга так и не вышла, хотя перевод ее был сделан Анной Матвеевой, и книгу можно найти в Интернете.

[33] Žižek S. (2001) Did somebody say totalitarianism? L., N.Y.: Verso. P. 250.

[35] Жижек С. Щекотливый субъект: отсутствующий центр политической онтологии. С. 90.

[36] Žižek S., Dolar M. (2002) Opera’s Second Death. N.Y., L.: Routledge. P. vii.

[39] Жижек С. (2020) Гегель в подключенном мозге. Перевод Я. Микитенко. СПб.: Скифия-принт, 2020.

[40] Жижек С. Возвышенный объект идеологии. С. 15.

[41] SOS – так называется первый (из двух) раздел книги: Žižek S. Incontinence of the Void. MIT, 2017.

[42] Žižek S. Less Than Nothing. L., N.Y.: Verso, 2012. P. 794-802.

[43] Le Gaufey G. Le pastout de Lacan. P.: EPEL, 2006

[44] Žižek S. Less Than Nothing. Р. 796.

[47] Славой Жижек: Шутки Жижека. Слышали анекдот про Гегеля и отрицание? М.: Рипол-классик, 2019.

[48] См. Мазин В. Младен Долар и Славой Жижек выступают в Европейском Университете // Лаканалия, № 11, 2012.

[49] Младен Долар. Из частного разговора.

[51] Žižek S. Organs without Bodies. London: Routledge, 2004. P. 24.

[53] Wood K. Žižek S. A Reader’s Guide. Wiley-Blackwell, 2012.

[54] Mazin V. Slavoj Žižek auf einer anderen Bühne // Žižek S. Der gottliche Todestrieb. Wien-Berlin: Turia + Kant, 2016. S. 22.

[56] Текст английского издания и русского не всегда совпадает. Данное место см.: Žižek S. (2006) The Parallax View. The MIT Press. P. 7.

[57] Жижек С. Устройство разрыва. Параллаксное видение. С. 14

Читайте также: