Скульптура собора в шартре кратко

Обновлено: 25.06.2024

Шартрский собор (Cathédrale Notre-Dame de Chartres)

Шартрский собор – сохранившийся в первозданном виде готический католический храм, построенный в начале XIII века в 96 км к юго-западу от Парижа. Возведенное на холме в западной части Шартра величественное здание возвышается над старинным городком.

Сегодня это действующий храм, в который стекаются паломники со всего мира поклониться тунике Девы Марии. По преданию, именно в этом одеянии Богоматерь родила Иисуса. В честь Марии храму дано официальное название собор Шартрской Богоматери, или Норт-Дам-де-Шартр. В 1979 году он был по достоинству оценен мировым сообществом, когда его включили в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Сэкономь на путешествии!

Видео: Шартрский собор

История достопримечательности

По мнению археологов, Шартрский собор, как минимум пятый храм на холме, который облюбовали христиане еще с IV века, изгнав оттуда друидов. В 876 году очередному храму досталась туника Девы Марии, главная святыня Шартра до наших дней. Последнему собору, освященному в 1260 году, поразительно везло. Для начала его статус в глазах общественности повысил Генрих IV Бурбон, первый король после ухода с исторической сцены династии Валуа.В 1594 году он предпочел Шартр традиционному Реймсу, лежащему несколько дальше от Парижа, и короновался здесь.

Фотография Шартского собора в 1910 году

За годы существования готического здания Шартр пережил множество военных конфликтов, в числе последних – массированные бомбардировки союзников, вытеснявших немцев из Франции во время Второй мировой. Город сильно пострадал, но собор не только не был разрушен, но даже не нуждался в реставрации.

Архитектурные особенности

Шартрский собор представляет собой классический образец готической церкви. Единое архитектурное решение воплощали бригады из 300 рабочих примерно в течение 40 лет – срок для XIII века весьма скромный. Массивный при ближайшем рассмотрении, на расстоянии собор кажется парящим в воздухе благодаря устремленным ввысь симметричным башням с ажурными окнами. Максимальная высота здания составляет 113 м, в длину оно вытянуто на 130 м. Гигантский фасад и боковые стены из ценного известняка украшены 200 резными фигурами большой художественной ценности, иллюстрирующими события библейской истории.

Интерьер собора

На трехъярусных стенах расположены 176 витражей в насыщенных ярко-красных и синих тонах. Секрет производства стекла для них утрачен, поэтому в случае разрушения витражей восстановить их в первоначальном виде не удастся. Сюжеты для окон выбирали самые разнообразные: наряду с классическими библейскими сценами на них запечатлены эпизоды из жизни знати, простых горожан и крестьян. Внутри почти нет резных фигур: для облицовки использован местный камень, который сложно обрабатывать. Несмотря на обилие окон, внутри собора царит таинственный полумрак: солнечный свет приглушают цветные витражные стекла. Стекло постоянно реставрируют и очищают, так что оно по-прежнему сияет насыщенными оттенками красного, зеленого и знаменитым оттенком шартрского синего цвета.

Скульптуры на резной стене, отделяющей алтарную часть Фрагмент лабиринта символизирующего путь паломников в Святую землю Внутри собора

Шартр для паломников

Пик паломничества приходился на начало строительства Шартрского собора; после Французской революции до середины XVIII века практика религиозных поклонений была прекращена. В наше время Шартр снова стал центром притяжения католиков со всего мира. В год на поклонение приезжает около 18000 гостей. Верующие мирно соседствуют с обычными туристами, но последних просят соблюдать несложные правила поведения. Дресс-кода не существует, можно заходить в любой опрятной одежде. Туристов просят не шуметь во время мессы, когда осмотр алтарной части может быть затруднен. Вечерняя служба в будни проходит в 19:00, по праздникам и выходным она начинается на час-полтора раньше, утренние мессы проводятся до открытия храма для туристов.

Хор Шартрского собора

Информация для туристов

Время работы и услуги

Астрономические часы Фасад Шартского собора

Как добраться до Шартрского собора

Автомобилем из Парижа до Шартра можно добраться по шоссе А6 в направлении Бордо, затем по шоссе А10 и А11 в направлении Нанта. Время в пути составит чуть более часа, есть платные отрезки дороги. Бесплатная альтернатива проходит через Дрё по N12, по протяженности дорога в полтора раза длиннее. Возле собора есть вместительные парковки.

С парижского вокзала Монпарнас поезда в Шартр отправляются в среднем один раз в час. Туристические автобусы из столицы останавливаются примерно в 300 м от Нотр-Дам-де-Шартр, на Рю Жорж Фессар. Из парижского Орли в Шартр летают самолеты, но экономия времени на дорогу составит всего около 20 минут. Бесплатный местный автобус характерного желтого цвета курсирует по городу с раннего утра до семи вечера между основными достопримечательностями каждые 20 минут.

Готический стиль зародился в XII веке в Северной Франции, откуда распространился по Западной Европе от Испании до Чехии. В каждой стране под влиянием местных традиций новый стиль обретал свои особенности. Наиболее чистым воплощением классических принципов готики заслуженно считается Шартрский собор, один из величайших шедевров средневековой архитектуры Европы. Стройное изящное здание построено на холме и словно парит над городом, за что собор иногда называют Акрополем Франции. В 1979 году он внесён в список Всемирного исторического наследия ЮНЕСКО.

Шартрский собор

Храмы Шартрского холма

Господствующий над Шартром холм всегда был местом размещения культовых сооружений. До римского завоевания город был главным поселением галльского племени карнутов, а на холме располагалось известное на всю Галлию святилище друидов. В IV веке христиане изгнали друидов и построили на месте святилища часовню. Один храм сменял другой, и нынешний собор, по данным археологических раскопок, является минимум пятым христианским культовым сооружением на этом месте.

Первая христианская церковь Шартра пала жертвой междоусобиц – в 734 войска герцога Аквитании разграбили и сожгли город. Сгорел и храм. Церковь была восстановлена, но в 858 году вновь разрушена викингами во время очередного опустошительного набега.

После этого тогдашний епископ Шартра Жильбер решил выстроить на месте старой церкви собор в господствовавшем тогда романском стиле. Строительство длилось не один десяток лет и неоднократно прерывалось. Так, в 862 году всё, что успели построить, погибло при очередном пожаре.

















В 859 году Шартр посетил король Карл Лысый, который вручил епископу святыню – Покров Девы Марии. Предание гласило, что это одеяние было на Богородице при рождении Иисуса. Покров предполагалось поместить в соборный реликварий по завершению строительства.

Святыня неоднократно проявляла свою чудодейственную силу. Так, в 911 году Шартр вновь осадили викинги. В надежде на помощь Богородицы, тогдашний епископ Жантельм вынес Покров на стены города, и норманны неожиданно ушли. Ещё одно чудо было явлено в 1194 году, когда страшный трёхдневный пожар практически уничтожил весь город. Храм выгорел почти полностью, кроме часовни, где находился ларец с реликвией. Уцелели и охранявшие ларец священники.

Возглавивший строительство после 862 года зодчий Бернаже решил строить западный, главный фасад отдельно от основного здания собора. Это было очень необычное решение, но именно оно спасло фасад от пожара 1194 года. Позже к нему пристроили башни, выполненные уже по готическим канонам.


Чудесное спасение реликвии горожане восприняли, как явное указание свыше, и они сразу же с энтузиазмом приступили к строительству нового храма. Весть о чуде молниеносно облетела Францию, и в Шартр из всех уголков страны массами прибывали добровольцы, желавшие поучаствовать в богоугодном деле. Отовсюду текли пожертвования. Возглавляли строительство лучшие архитекторы того времени, присланные из парижского аббатства Сен-Дени.

Всё это объясняет рекордные для средневековья сроки завершения работ. Песчаник, из которого сложены стены собора, доставлялся из каменоломен Бершер в окрестностях Шартра. Уцелевший романский фасад решили встроить в новое здание. К 1220 году собор перекрыли сводами, а в 1225 году завершились работы по внутреннему обустройству храма, появились капеллы, хоры и трансепт.

Церемония освящения храма состоялась в 1260 году. На освящении присутствовал Людовик IX, сделавший собору замечательный подарок. На собственные средства короля было создано великолепное окно-роза с витражом, изображавшим Страшный суд и эпизоды из жизни Богородицы. На витраже были изображены также гербы Франции и Кастилии (мать короля, Бланка, была дочерью короля Кастилии Альфонсо).


Акрополь Франции

Собор представляет собой трёхнефную базилику с коротким поперечным трансептом. Длина здания – 130 м., ширина центрального нефа 16 м., двух боковых – по 8 м. Высота свода главного нефа – 37 м., боковых – 14 м.


Все девять порталов собора щедро украшены скульптурными и рельефными изображениями. Особенно интересен рельеф главного портала южного фасада. Созданный на заре XIII века, он изображает исключительно драматичную картину Страшного суда. Из-за своей напряжённости и выразительности этот рельеф считается самым ярким образцом готического изобразительного искусства в мире.

Несколько особняком стоят скульптуры центрального портала северного фасада. Они явно имеют более древнее происхождение, чем другие статуи, поскольку выполнены в романской традиции. Кроме того, яркие индивидуальные черты многих статуй наводят на мысль, что неизвестный скульптор изображал каких-то конкретных людей, что необычно для романского церковного искусства, скованного строгими канонами.


Количество скульптур, размещённых внутри и снаружи Шартрского собора, превышает 10 тысяч. Таким изобилием не может похвастать ни один храм Европы.

Самая заметная часть собора при взгляде издалека – его башни, которые стилистически отличны друг от друга. Северная, высотой 113 м., построена на романском основании в 1134-1150 годах. Она на 11 метров выше своей соседки, благодаря надстроенному в XVI веке позднеготическому шатру. Доступ на северную башню открыт, и каждый посетитель собора считает своим долгом насладиться великолепным видом Шартра и окрестностей с её вершины.


Интерьеры собора не уступают его внешнему виду по силе производимого на зрителя впечатления. Необычайно просторные хоры потребовали существенно расширить трансепт, алтарь же пришлось переместить глубже в апсиду. Это новшество сделало внутреннее пространство храма более обширным и словно наполненным воздухом и светом.

Своды и арки имеют типичную для готики стрельчатую форму. Своды поддерживаются колоннами, каждая из них дополнительно укреплена четырьмя тонкими полуколоннами.

Поражает своими размерами огромный вырезанный из дерева алтарь. Его сооружение, начатое в 1514 году, продолжалось около двухсот лет. На алтаре насчитывается более сорока сцен из жизни Христа и Девы Марии, выполненных с большим искусством.

Особую атмосферу храма создают витражи. Снаружи они кажутся почти бесцветными, внутри же проникающие сквозь окна солнечные лучи создают непередаваемое буйство красок. Шартрский собор обладает самым большим из сохранившихся средневековых витражных ансамблей — общая площадь его витражей около 2000 кв. м. При этом практически все витражи дошли до нас в первозданном виде, не подвергаясь восстановлению или переделкам.


Очень выразительным элементом архитектуры собора являются окна-розы. Среди них – знаменитая роза Людовика Святого, диаметр которой 13 метров. Всего в соборе 176 витражей, на которых размещено 1359 сцен. Шартрские витражи нередко называют иллюстрированной книгой, благодаря огромному разнообразию сюжетов. Помимо библейских сцен, здесь присутствуют монархи, представители знати и духовенства, купцы и простолюдины.


Достопримечательности Нотр Дам де Шартр

С момента своего создания Шартрский собор притягивал паломников со всей Европы. В первую очередь они шли взглянуть, конечно, на священный Покров. Первоначально он имел длину 5,5 метра, однако в годы Великой французской революции, когда церкви неоднократно подвергались погромам, ткань разрезали на несколько фрагментов и спрятали в разных местах, чтобы уберечь от разбушевавшихся санкюлотов. В 1819 году самый большой фрагмент вернули в собор. Сейчас Покров предстаёт перед зрителем в виде полосы бежевого шёлка, длина его составляет 2 м., ширина 46 см.

В век торжества науки неизбежно нашлись желающие проверить подлинность Покрова. Экспертиза, проведённая в 1927 году, показала, что он куда старше, чем предполагалось. Как выяснилось, ткань была изготовлена в I веке н. э. Решение экспертов было компромиссным – предлагалось считать, что нет доказательств того, будто покров был на Марии при родах Иисуса, но нет и доказательств обратного.

И сегодня в Шартрский собор идут паломники, а также историки, искусствоведы, любители старины, ценители прекрасного, просто туристы. Никого из них встреча с Нотр Дам де Шартр не оставляет разочарованным или безучастным.

Шартрский собор

Менее чем в 100 км от Парижа, в городе Шартр находится собор, признанный шедевром готической архитектуры, - Шартрский собор. Он был возведен в XI в., однако не являлся первым строением на этом месте: в более древние времена здесь находились церкви, а еще раньше - друидское святилище.

К сожалению, первый Шартрский собор, в котором хранилась Святая плащаница Девы Марии, пострадал в пожаре, однако на его месте немедленно было построено новое здание, причем деньги на его строительство собирались по всей Франции. Новый собор, возведенный в 1260 г., сохранился до наших дней без каких-либо изменений: его никогда не реставрировали, не перестраивали и не разрушали.

Шартрский собор, внешний облик которого представляет собой латинский крест, имеет девять порталов, содержащих скульптуры библейских персонажей, выполненных из камня и стекла, - всего около 10 тыс. Храма увенчан двумя непохожими друг на друга башнями — в готическом и романском стиле. Обращают на себя внимание астрономические часы, "умеющие" в прежние времена показывать не только время, в т.ч. восхода и заката Солнца, но и фазы Луны и даже зодиакальные знаки.

Шартрский собор имеет обширный стрельчатый неф, портики, украшенные скульптурами середины XII в., и великолепно сохранившиеся витражи с изображениями Страшного суда, сцен из земной жизни Богоматери и гербов Франции и Кастилии. Именно они в лучах солнца придают зданию неповторимую красоту и поражают взгляд мерцанием цветов.

Потрясающая коллекция реликвий, в частности плащаница Девы Марии, в Средневековье привлекала сюда паломников, которые жертвовали немалые средства для расширения и украшения храма.

Шартрский собор внутри

Сегодня собор считается одним из величайших достижений западной цивилизации в храмовой архитектуре и по праву именуется Акрополем Франции.

Готический лабиринт

Французский Акрополь

Королевский портал

Круглые окна-розы

Факты

  • Общая длина — 155 м.
  • Высота северной башни — 115 м.
  • Высота южной башни — 107 м.
  • Диаметр большого окна-розы — 13,4 м.
  • В 1979 г. собор был внесен в список объектов культурного наследия ЮНЕСКО.

Как добраться

Шартрский собор расположен в одноименном городе. От парижского вокзала Монпарнас поезда туда ходят каждый час.

Когда лучше поехать

Осмотреть собор и окрестности можно в любое время года, но приятнее всего это делать весной и летом.

Королевский портал Шартского Собора

Началом готики во французском искусстве по праву считают хор и западный фасад церкви монастыря Сен-Дени, перестроенные его аббатом Сугерием в 1140-1144 гг. В хоре церкви Сен-Дени впервые была последовательно применена готическая конструктивная система и благодаря ей создано слитное, пронизанное светом пространство.

Королевский портал Шартского Собора

Церковный фасад церкви с парой башен, тремя порталами и розой, отвечающими членению здания внутри на три нефа, стал прототипом всех фасадов готических французских соборов. Скульптура, украшавшая порталы этого фасада, также содержала в себе новшества, которые впоследствии легли в основу готического скульптурного декора. Самым важным из них было появление незнакомых романскому искусству, однако, ставших неотъемлемой и наиболее важной частью каждого готического портала на его откосах статуй-колонн. Новшеством была и разработанная в Сен-Дени иконографическая программа скульптурного декора, обширная и стройная, охватывающая все три портала, подчиняющая скульптурные циклы тимпанов, притолок, архивольтов и косяков одной теме — сопоставлению Ветхого и Нового заветов. К сожалению, почти вся эта скульптура погибла в период Великой французской революции, а то немногое, что осталось, было уничтожено или искажено неумелой реставрацией в конце 30-х годов XIX в. Сохранились лишь рисунки XVIII в., на основании которых можно составить некоторое представление об иконографии статуй, и несколько фрагментов фигур и орнаментов, настолько незначительных, что они позволяют делать какие-то выводы о стиле скульптуры Сен-Дени только при сопоставлении их с другими, лучше сохранившимися памятниками той эпохи.

О зарождении готической скульптуры во Франции ныне можно судить только по одному произведению, возникшему почти одновременно с фасадом Сен-Дени. Это — комплекс из трех порталов на западном фасаде собора в Шартре, еще вначале XIII в. получивший название Королевского портала, очевидно, из-за статуй библейских царей и цариц, украсивших его откосы.

Королевский портал Шартского Собора

Королевский портал в значительной степени возмещает утрату декора порталов Сен-Дени. Он возник вскоре после сооружения фасада Сен-Дени — в 1145-1150 гг. Часть его скульптур, судя по их стилистическому сходству с сохранившимися фрагментами скульптурного декора Сен-Дени, была выполнена теми же мастерами, которые работали для аббата Сугерия. Тесная дружба, связывавшая шартрского епископа с аббатом Сугерием, объясняет художественную близость обоих памятников.

Но Королевский портал представляет интерес не только как повторение порталов фасада церкви Сен-Дени. Создатели шартрской скульптуры сделали следующий шаг по пути сложения готических художественных принципов. Тип трехчастного ансамбля порталов, созданный в Сен-Дени, в Королевском портале шартрского собора отлился в такую четкую формулу, что она сохранила значение образца для всего последующего столетия. Иконографические и пластические идеи, впервые появившиеся в скульптуре Сен-Дени, в Шартре обогащаются, усложняются и приобретают большую определенность. Новый же эстетический идеал человека, физически прекрасного и душевно просветленного, рождается только в скульптуре Королевского портала.

Королевский портал Шартского Собора

Вместе с тем архитектура фасада шартрского собора содержит в себе больше традиционных романских черт, чем архитектура фасада церкви Сен-Дени, и скульптурный декор Королевского портала вобрал в себя больше сюжетных и пластических элементов романского искусства, чем декор порталов церкви Сен-Дени, как будто заказчики, зодчие и скульпторы фасада независимо от искусства Сен-Дени самостоятельно перерабатывали романскую художественную традицию. В известной мере так оно и было. В отличие от церкви Сен-Дени, которая перестраивалась в соответствии с замыслом аббата Сугерия, сооружение фасада и порталов шартрского собора осуществлялось в XII в. гораздо более стихийно. Соборный капитул не стремился к новаторской перестройке здания; его вполне удовлетворяло то, которое существовало с XI в. Предполагалось только восстановить его западное завершение, пострадавшее в 1134 г. от пожара. Помимо восстановительных работ было решено воздвигнуть поодаль от собора колокольню (северо-западную башню). Однако, вскоре этот план получил развитие: в начале 1140-х годов симметрично колокольне заложили фундамент башни с юго-западной стороны здания. Затем боковые нефы собора были продолжены и соединены с башнями, до восточных граней башен был также продлен главный неф. Пространство между башнями занял двухэтажный партекс, завершившийся трехчастным порталом, который встал в один фронт с западными гранями башен. Так создался нижний этаж фасадной стены. Несколько позже построили второй этаж с трехчастным, повторяющим очертания и размеры портала окном. Фасадная стена получилась низкой: в отличие от фасада церкви Сен-Дени, этаж с розой здесь отсутствовал.

В 1194 г. грандиозный пожар уничтожил здание, пощадив только башни и фасад. После катастрофы собор начали строить заново по единому готическому плану. Однако уцелевшие части были сохранены, и Королевский портал сделался непосредственным завершением главного нефа, получившего и в готическом соборе ту же ширину, которую он имел в XI и XII вв.

Таким образом, фасад шартрского собора формировался в XII в. постепенно. Последовательно, один за другим около здания возникли отдельные архитектурные объемы — северная башня, затем симметричная ей южная, и лишь потом образовалась целостная система западного завершения храма, связанная фасадной плоскостью.

В отличие от шартрских клириков Сугерий еще до строительства фасада церкви Сен-Дени представлял себе, каким он должен быть, сознательно стремясь выразить в нем повое символическое содержание. Фасад означать собой должен был врата небесные, навстречу верующему открытые. Эта идея получила соответственное зрительное воплощение в больших по отношению к размерам здания и глубоких порталах и в такой странной детали, как крепостные зубцы по верхнему краю фасада. Зубцы не согласовывались с логикой структуры фасадной плоскости и нигде более не повторились, но очевидно, что они должны были уподобить фасад въездным воротам города.

Заказчики шартрского собора не смогли усвоить идею Сугерия целиком и заимствовали лишь часть фасадной схемы, да и то не сразу. Но в стихийном процессе сложения фасада из нескольких частей проявилась тоже очень характерная для формирования готики тенденция — к собиранию разнообразных элементов, которыми располагало романское искусство, к их синтезированию в новом, более сложном комплексе.

Эта же тенденция проявилась и в скульптурном декоре Королевского портала. Процесс его создания представляется менее осознанным, но зато более органичным, чем концепция фасада церкви Сен-Дени, носившая слишком явственную печать субъективной воли Сугерия. В Шартре новое искусство, проникнутое тем же мироощущением и устремленное к тем же целям, что и программно-новаторское искусство Сен-Дени, создавалось интуитивно, путем ассимиляции и переработки романского художественного наследия.

Королевский портал Шартского Собора

Адрес: Франция, Шартр, улица Клуатр Нотр Дам (Cloître Notre Dame), 16
Начало строительства: 1194 год
Окончание строительства: 1260 год
Координаты: 48°26′50″N,1°29′16″E
Высота башен: северная 113 м., южная 105
Основные достопримечательности: витражи XII-XIII веков

Всего 1 час езды на электричке из Парижа, и пассажир пребывает в тихую очаровательную провинцию — Шартр.

На узеньких улочках Шартра встречаются здания, сохранившиеся со времён римского владычества, и старинные фахверковые дома XII века. Есть и арочные мосты, и живописные виды на канал. Но главная гордость Шартра — это двуглавый красавец-собор, украшенный изумительными синими витражами. Его огромный острый шпиль виден из любого уголка города — за домами, в просветах улиц и из окон ресторанов.

Шартрский собор во Франции

Западный фасад собора

Плащаница Девы Марии — реликвия Шартрского собора

На месте Шартрского собора издавна находилось святилище друидов — кельтских жрецов. В VIII веке здесь уже существовал алтарь, построенный в честь Св. Марии Шартрской, а в 876 году в Шартре появилась одна из самых драгоценных реликвий христианства — плащаница (покров) Богородицы.

Предание гласит, что именно в это одеяние была облачена Дева Мария в момент рождения И. Христа. В Шартре же реликвия оказалась благодаря французскому королю Карлу II Лысому, пожертвовавшему её городскому храму.

Шартрский собор во Франции

Вид на южный фасад здания

В 1194 году в городе случился пожар, который практически полностью уничтожил первый кафедральный собор Шартра, возведенный в 1020 году, но ларец, где хранилась святыня, чудом уцелел, и это событие сочли знамением свыше.

Рекордно короткое строительство

Строительство нового собора началось сразу же после пожара. Пожертвования стекались со всей Франции . На волне энтузиазма городские жители бесплатно работали на каменоломнях. По сравнению с другими готическими храмами, которые возводились веками, Шартрский собор создан в рекордно короткие сроки.

Шартрский собор во Франции

Вид на северную и южную башни Шартрского собора

К 1220 году основная часть здания была готова, а 24 октября 1260 года храм был освящён в присутствии короля Людовика IX. Некоторые источники утверждают, что грандиозную стройку профинансировали рыцари Ордена тамплиеров.

Сторонники этой гипотезы считают, что загадочный лабиринт 1205 года, выложенный мозаикой на полу собора, отмечен символами тамплиеров, которые также присутствуют на некоторых других деталях интерьера.

Скульптуры и витражи — сокровища Шартрского собора

Шартрский собор во Франции

Южное крыльцо Шартского собора

Шартрский собор во Франции

Северное крыльцо Шартского собора

Шартрский собор во Франции

Цветные витражи Шартского собора

Читайте также: