Скульптура древней индии кратко

Обновлено: 05.07.2024

Разные страны, разные культуры, и разные традиции. Знакомиться с особенностями культуры, приоткрывать завесу в прошлое и исследовать – вот, что мы будем делать в рамках наших путешествий. Первая страна – далекая и древняя, непривычная и сказочная, такая непонятная нам и такая уютная Индия. Какие скульптуры использовали? Какие материалы? Почему?

На востоке Индии доминируют скульптуры, сделанные из камня и глины, так как на юге страны используют в основном дерево и металл. Центральные провинции предпочитают железо, а южные — редкие сорта дерева. Всеобщее использование получает клей из измельченных семян тамаринда. В скульптурах присутствуют изображения различных духов и божеств, появляются обрамления для ворот и арок.

Можно выделить несколько отличительных черт индийских изваяний:

1. Реалистичность работ, необыкновенная для древнего мира;

2. Божества либо улыбаются, либо гневаются, но крайне редко грустят. А еще они всегда как-то связаны с землей: либо стоят на ней, либо сидят;

3. Большое количество деталей, даже некоторая их избыточность;

4. В качестве декора второстепенных элементов часто использовали фигуры женщин.

Сегодня, для Индии, производство скульптур стало традицией и неким ритуалом. Каждая статуэтка несет в себе мифический дух индийских богов. Тысячи туристов увозят с собой сувениры и ставят их на полку. Скульптуры становятся элементом декора, а для некоторых, символом поклонения.

Посмотрим на самые необычные современные скульптуры данной страны?

Самая высокая скульптура в мире высотой 182м - "Единство".

Памятник установлен на острове Садху Бет в Гуджарате. Валлабхаи Патель был правой рукой Махатмы Ганди и одним из лидеров освободительного движения против британского колониализма.

Скульптуры из Индии на храме Хойсалесвара в Халебиде

Скульптуры на храме Хойсалесвара в Халебиде

Скульптуры из Индии на храме Хойсалесвара в Халебиде. Источник.

Скульптуры из Индии. Основные этапы развития.

История создания скульптур в древней Индии началась, по мнению историков, с так называемой цивилизации долины Инда (3300-2000 до н.э). Найденные историками предметы содержат в себе рисунки слонов и других животных, которые являются традиционными для Индии. Следующим этапом является период Маурьев (320-185 до н.э.) Раскопки на востоке Индии свидетельствуют о наличии древних останков с металлическими элементами, что говорит о развитой цивилизации. Индийские скульпторы начинают вырезать скульптуры, основанные на различных религиях: индуизм, джайнизм и буддизм. Фигурки имеют направленность на лицо мастера, что является полной картиной внешности изделия. В основном, в виде объекта скульптуры присутствуют молодые женщины (взятые из местных легенд), иногда с открытой грудью или в разнообразных позах, говоря о гибкости и пластике, также появляются колоны и столбы при создании строений. 185-25до н.э. символизируются периодом развития Санг.

Джай Ма Дурге - богиня воительница и защитница мирового порядка

Джай Ма Дурге — богиня воительница и защитница мирового порядка. Латунь. Источник.

В течении времени индуистская культура уходит на второй план, а на первый выходит буддизм. Учение Будды накладывает свой отпечаток на формирование стиля и взглядов в искусстве. На востоке Индии доминируют скульптуры, сделанные из камня и глины, так как на юге страны используют в основном дерево и металл. Центральные провинции предпочитают железо, а южные — редкие сорта дерева. Всеобщее использование получает клей из измельченных семян тамаринда. В скульптурах присутствуют изображения различных духов и божеств, появляются обрамления для ворот и арок.

Древняя Статуэтка из дерева бога Шива Натарджа - короля танца.

Древняя Статуэтка из дерева бога Шива Натарджа — короля танца. Источник.

Древняя статуэтка из бронзы.

Древняя статуэтка из бронзы. Источник.

Индия в наши дни.

Сегодня, для Индии, производство скульптур стало традицией и неким ритуалом. Каждая статуэтка несет в себе мифический дух индийских богов. Тысячи туристов увозят с собой сувениры и ставят их на полку. Скульптуры становятся элементом декора, а для некоторых, символом поклонения.

От тысячи лет, разделяющих Индскую цивилизацию от династии Маурьев, до нас не дошло никаких скульптурных памятников. Это не значит, что скульптур тогда вообще не создавали, просто они были сделаны из недолговечных материалов и безвозвратно исчезли. От эпохи Маурьев остались колонны с высеченными на них эдиктами Ашоки, их капители и множество статуй. Сохранившиеся экземпляры говорят о том, что скульптура была очень развита, причем этот традиционный для Индии вид искусства впитал в себя как западные (в основном персидские и греческие) традиции, что отразилось при возведении колонн и столбов, так и черты Индской цивилизации, которые явственно проступают в облике каменных статуй.


Капитель с сарнатхскими львами времен Ашоки

Колонны, возведенные при Ашоке, выполнены обычно из отшлифованного песчаника; их высота составляет около 13 м. Верх колонны увенчан круглой капителью с абакой[78], украшенной изображениями животных, колес и орнаментом из листьев. Статуи достаточно массивны и по стилю явно напоминают творения Индской цивилизации.

Во II в. до н. э. уже существовала традиция скульптурной резьбы, о чем можно судить на примере произведений искусства, сохранившихся в Бхархуте, Санчи и Гайе. Наверное, самые ранние работы находятся в Бхархуте. Серия рельефных изображений воспроизводит разные эпизоды из жизни Будды, а также сюжеты, описанные в джатаках – рассказах о событиях, случившихся с Буддой, в том числе во время его реинкарнаций в прошлом. Изображения очень естественны, однако техника, скорее, позаимствована не у мастеров, работавших с камнем, а у резчиков по слоновой кости. Хотя нельзя сказать, что она полностью скопирована, – напротив, достаточно своеобразна. В Гайе, однако, мы уже видим совершенно иную, новую технику. Камень высекают глубоко, в некоторых изображениях виден не только анфас, но и три четверти профиля. И хотя в Санчи мы находим образцы старого стиля, но скульптурные изображения, украшающие знаменитые ворота, выполнены с высочайшим мастерством, причем в гораздо более оригинальном и живом стиле, чем творения в Бхархуте. Во всех этих трех буддийских святынях Будда представлен только в виде символов, таких, как колесо, след ноги или пустой трон.


Греческие колонны в скульптурном ансамбле, созданном в Матхуре

Около I в. до н. э. в Матхуре (километров 80 от современного Дели) возникает новая скульптурная школа. Скульпторы создали множество произведений по джайнийским и буддийским легендам, включая изображения самого Будды. Они были выполнены из красного известняка с белыми точками. Из всех работ этой школы самое сильное впечатление производят каменные якши, которые показаны откровенно чувственными и сладострастными, и в этом безошибочно угадывается индийская традиция не отделять мир повседневной жизни от мира богов. Будда и другие божества и полубоги в первую очередь очень напоминают живых людей, а не ассоциируются с глубинами духа. Также стиль Матхуры характерен тем, что на горельефах изображены отдельные эпизоды из мифологии, в то время как в Санчи создаются непрерывные сюжетно-тематические картины. На этих панелях можно явно увидеть и западное влияние, в частности коринфского стиля, когда колонны украшали виноградной лозой и акантом[79]. Другая школа, которую условно можно было бы назвать новой, была представлена в Гандхаре; здесь явно просматривается влияние Рима; встречаются изображения греческих и римских богов. Можно предположить, что и в Гандхаре, и вероятно, в Матхуре работало большое количество западных скульпторов – очевидно, из Сирии или Александрии. Поддержку мастерам Матхуры и Гандхары оказывали правители династии Кушанов (об этом упоминалось в первой главе).

На юге Индии преобладал стиль, уходящий корнями в индийские традиции. Его можно наблюдать в Амаравати, городе на берегах реки Кистны. Расположенная здесь огромная ступа украшена резьбой в традициях Бхархуты и Гайи, хотя в работе и чувствуется влияние мастеров Северо-Западной Индии. Можно сказать, что именно в Амаравати высшего расцвета достигла традиционная индийская скульптура, оказавшая огромное влияние на мастеров Цейлона и Юго-Восточной Азии.

Изображения Будды составляют лишь часть скульптурного наследия времен Гуптов. В Деогархе и других местах встречаются изображения индуистских богов, а также сценки на мифологические сюжеты, украшенные орнаментом из лиан и листьев; в те времена закладывались основы расцвета индийской скульптуры, наступившего в Средние века. В Декане и расположенных южнее районах можно часто встретить след скульптурных традиций Гуптов, хотя влияние местных традиций здесь также вполне очевидно. В вышеупомянутых пещерных храмах в Мамаллапураме просматривается явная связь со скульптурой Амаравати, полной жизни и движения.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Этрусская живопись и скульптура – архаический период

Этрусская живопись и скульптура – архаический период В этрусском пластическом искусстве нас поражает и скудность, и зачастую среднее качество скульптуры на каменных барельефах; в Греции они всегда замечательны. Этрусские художники предпочитали ваять из глины и

Стенная роспись и скульптура

Стенная роспись и скульптура Храмы и дворы Теночтитлана были заполнены скульптурами, а стены храмов и светских зданий украшены фресками и барельефами. Не многие произведения пережили конкисту. Стенные росписи ацтекского периода существенно пострадали, лучше всего

Монументальная каменная скульптура

Монументальная каменная скульптура Один из наиболее интересных и захватывающих предметов языческой Ирландии – это камень из Туро. Некогда он стоял снаружи укрепления во Фриморе, на территории поселка Туро в Голуэе. Камень представляет собой гранитный булыжник,

Скульптура

Скульптура По поводу достижений этрусков в скульптуре и живописи было высказано немало противоречивых суждений. Историки искусства искренне восхищаются некоторыми шедеврами, признают высокое мастерство ремесленников и хороший вкус этрусков, бросивших вызов грекам,

СКУЛЬПТУРА

СКУЛЬПТУРА Искусство Мероэ лучше всего известно по сравнительно небольшому числу произведений скульптуры в этом регионе и по рельефам на храмах и часовнях пирамид. Те немногие скульптуры, которые были здесь обнаружены, являются в своем большинстве изображениями

КРУГЛАЯ СКУЛЬПТУРА

КРУГЛАЯ СКУЛЬПТУРА Хотя ограниченное количество находок не позволяет сделать точные выводы, скорее всего, круглая скульптура в основном представлена небольшими фигурками, как правило сделанными из терракоты. Исключением являются большие культовые статуи из Кеоса и

Религиозная скульптура

Религиозная скульптура Если принять одно из утверждений Тацита буквально, то мы вообще не могли бы ожидать найти религиозную скульптуру в Северной Европе. Согласно римским историкам, германцы считали, что изготовление антропоморфных изображений или статуй божества

Глава 8 Скульптура

Глава 8 Скульптура Повсеместное уничтожение идолов и разрушение языческих храмов после установления христианства лишило нас почти всех следов языческой скульптуры. Бронзовая голова Афродиты, найденная в Эрзинджане, является единственной дошедшей до нас статуей,

Скульптура VII–IX веков

Скульптура VII–IX веков Развитие искусства книжной иллюминации в Англии шло параллельно с возникновением, хотя и в меньшем масштабе, монументального искусства. Об этой группе памятников сэр Томас Кендрик писал в 1938 г.: «Ни одна достопримечательность, доставшаяся там от

Скульптура

Скульптура Скульптура была самым крупным вкладом ацтеков в искусство. Произведение искусства должно оцениваться по своему воздействию, и если смотреть на могущественную и внушающую благоговейный трепет богиню Коатликуэ, ее змеиную голову, ее ожерелье из человеческих

Скульптура могильных курганов

История Искусств

DELETED

DELETED запись закреплена

Эмоциональному состоянию и настроению изображаемого бога, героя или человека соответствовали, согласно канону, четыре основных положения фигуры: самбханга – поза равновесия для стоящей или сидящей фигуры в состоянии покоя и созерцания; абханга – положение с легко изогнутым телом, где центр тяжести перенесен на левую или правую ногу; атибханга и трибханга – сильный изгиб тела, передающий энергичное движение фигуры.

Красивой в каноне было принято считать голову яйцевидной формы; шея и руки фигуры должны быть похожи на хобот молодого слона, пальцы рук – на бобы, подбородок – на зерно манго. Брови сравнивали с листьями, встревоженными порывами ветра. По линии изгиба бровей можно было судить о настроении изображаемого персонажа.
12. Особенности буддийской архитектуры и скульптуры Индии – краткая характеристика.
Превращение буддизма ветви тхеравада в государственную религию (3 век до н.э.) повлекло за собой возникновение каменных культовых сооружений, служивших целям пропаганды идей буддизма. Считается, что за время правления Ашоки Маурья в Индии было возведено в разных местах 84 тыс. Ступ, между которыми были разделены реликвии Будды, ранее хранившиеся в восьми надгробных ступах.

В качестве ступы может выступать как природный предмет (дерево, камень с углублением и пр.), так и искусственное сооружение, различные части которого символизируют все фазы движения Будды по пути к Просветлению и преодолению этого мира. Буддисты полагают, что Будда пребывает вечно – в каждый момент времени – и может проявить себя в мире в разных формах. В этой связи ступа рассматривается как видимая внешняя манифестация Будды. Во время праздничного ритуала у ступы события, происшедшие когда-то с Буддой, интерпретируются верующими как имеющие место здесь и сейчас.

Особенности формы ступы в разных районах Индии определялись местными традициями, но в плане она должна быть обязательно круглой с круглым или квадратным основанием. В системе буддийской символики ступа рассматривалась как вертикальная модель вселенной (квадрат – символ порядка и устойчивости, круг – символ движения и развития).

Прообразом архитектурного сооружения типа ступа могли служить круглые в плане каменные могильные холмы, имевшие круговую ограду с воротами, или индийская хижина в форме улья с шестом внутри, подпирающим перекрытие в зените. В ведические времена подобные хижины были обычны для севера Индии. Сам же Будда, когда его спросили о форме его будущей гробницы, будто бы вместо ответа сложил в несколько раз свой плащ, на который водрузил, перевернув вверх дном, свою круглую чашу для сбора подаяний.

БОЛЬШАЯ СТУПА №1 (3 век до н.э. – 1 век н.э.) в Санчи, штат Мадхья Прадеш. Цоколь ступы представляет собой каменный барабан с мощной оградой по краю и двойной лестницей-всходом. Над цоколем возвышается величественная полусфера из слоев кирпича-сырца, облицованная блоками красного песчаника. В зените усеченной полусферы устроен каменный куб с оградой вокруг. Ступа имеет вертикальную ось в виде мачты от цоколя до вершины, которая завершена пирамидой зонтов. В центре полушария ступы расположена кубическая камера с реликварной урной.

Цоколь ступы символизирует собой землю, мир бога Мары, олицетворяя смерть и разные искушения, которым в миру подвергается человек. Каменная полусфера, согласно древней космологической схеме, являет собой второй уровень Вселенной, мир богов и полубогов, означает нирвану Будды и его самого, утверждая телесность существования учителя. Вдобавок это еще и модель горы Меру, традиционный объект поклонения буддистов. Центральный шест символизирует ось Вселенной, Древо Мировое, победу над невежеством и смертью. Зонты, атрибуты царской власти, и защита от злых промыслов, в буддизме означает ступени восхождения к нирване. Это изображение высшего уровня Вселенной, куда переселяются лишь те существа, которые достигли Просветления.
Скульптура в Древней Индии была культовой. Первым и основным ее назначением было создание изображений для поклонения, почитания и поминания.

Мастеру, создававшему культовые изображения, предписывалось особое сосредоточение, целый ряд предварительных ритуальных действий-очищений. Только после освобождения от впечатлений чувственного мира скульптор мог вызвать в умозрении облик того, кого хотел изобразить.

Скульптурное изображение, зачатое во внутреннем видении и медитации и рожденное в материале, впоследствии снова должно было вести к медитации и постижению высшей реальности, к мысленному слиянию верующего с праобразом.

Рожденная откровением статуя освящалась особой религиозной церемонией и могла быть лишена своей сущности опять-таки специальной молитвенной формулой.

Стволы мемориальных столбов Ашоки древнеиндийской формы, цельные, без граней, каннелюр и баз. Вес полированных пятнадцатиметровых столбов достигал 50 тонн. На стволах имелись тексты указов и проповедей Ашоки Маурья (из 30 найденных столбов полностью сохранились 10).

Мемориальные столбы обычно завершались лотосовидными капителями со скульптурами животных, несущих буддийскую символику: лев, слон, бык и пр. Капители целиком высекали из массивного каменного блока и скреплялись со стволом металлическими болтами.

СКУЛЬПТУРНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ СТУПЫ В БХАРХУТЕ. В 1873 г.
13. Художественная культура Индии исламского периода.
Коран оказал огромное влияние на развитие исламского искусства, поскольку в нем сформулированы главные правила отображения окружающего мира. Ислам признает только одного Творца – Аллаха, поэтому задача архитектора, художника, гончара и других деятелей искусства, - стать инструментом в божественной руке. Человек в руке Аллаха, как перо в руке писца, может создавать только по воле бога, но сам не является творцом. Архитектура – это часть мира, сотворенного Аллахом, человеческие руки и голова способны лишь дополнять эту часть по воле Создателя.

Ислам запрещает изображать живые существа. В Коране говорится, что вырезать идолов и ваять образы человека – дело дьявола. В религиозных преданиях о жизни и деятельности Мухаммеда сказано, что несчастье ждет того, кто будет изображать живое существо. В денб Последнего Суда те, кого изобразил художник, сойдут с картин и будут требовать, чтобы он отдал им их души. Но художник не может наделить свои создания душой, поэтому ему суждено гореть в вечном пламени.

В 8 веке к мечетям стали пристраивать минарет – башню, с которой муэдзин возглашал призыв на молитву. Минарет мог составлять с мечетью единый ансамбль или стоять отдельно. Количество минаретов могло быть различно. Два минарета олицетворяли две руки, возносящие молитву Аллаху.

Внутри мечети в одной из стен есть ниша (михраб), обозначающая направление в сторону Мекки и Каабы. Стоять перед михрабом – все равно что стоять перед лицом Аллаха. Около михраба имеется кафедра для проповедника (минбар).

В архитектуре мечети воплощен космос мусульманина. Верхняя точка купола символизирует Единосущего; пространство купола – Дух; само четырехугольное здание – символ земного бытия.

Архитектура ислама, попав в результате центробежного мусульманского движения на территорию Индостана, встретилась с диаметрально противоположным зодчеством. Мечеть ясна обликом, индуистский храм полон тайн и загадок. Мечеть открыта свету и воздуху, знаменует общедоступность. Индуистских храм имеет толстые и глухие стены, внутри храма царит полумрак, сумрачные переходы и непроницаемые для света камеры святилищ, ревностно охраняемые. Мечеть не нуждается в центральном святилище, здесь молящемуся достаточно повернуться в сторону Мекки. В индуистском храме центром культового притяжения выступает священная целла, глубоко скрытая за лабиринтом коридоров. Мечеть легко обозрима, индуистский храм сложно и тяжело устремлен ввысь. Мусульмане свою религию передают через каллиграфию, цитаты из Корана, узоры из цветной керамической плитки, разработав сложную систему цветовой символики (белый цвет означает ислам, желтый – веру, темно-синий – божественную милость, зеленый – устойчивый покой, красный – интуитивное знание, черный – страстную любовь к богу). Индуисты свою религию передают через антропоморфные формы статуй и рельефов, которые сплошным ковром покрывают стены святилищ. И все же этим принципиально различным формам зодчества предстояло найти область сближения, что началось не ранее 12 века.
МЕЧЕТЬ КУВВАТ-УЛЬ-ИСЛАМ (1193-1199 г) в Дели нередко называют мечетью Кутб-уд-Дина по имени султана, построившего мечеть.

Кутб-уд-Дин Айбек, строя Кувват-уль-ислам, разрушил более 20 индуистских храмов, использовав в своих целях их тесаный камень и колонны. Позднее именно обработанный камень, а не кирпич, как в других мусульманских странах, станет играть главную роль в индо-мусульманской архитектуре.

В убранстве мечети чувствуется рука мастера-индуса. Например, на фризах арабские надписи чередуются с поясами растительного орнамента, а колонны галереи имеют скульптурные элементы. Все это тогда не смущало завоевателей-мусульман.

Над арками входа в мечеть тоже трудились местные строители. Здесь использована древняя индийская техника кладки горизонтальными рядами камня с перекрытием длинными плитами и кладка напуском.

МИНАРЕТ КУТБ МИНАР (1200-1236 г) расположен на территории мечети Кувват-уль-ислам, являясь одной из самых выдающихся построек раннего периода индо-мусульманской архитектуры. Именно здесь наметились возможности синтеза мусульманских и индуистских архитектурных форм.

Читайте также: