Скептицизм р декарта кратко

Обновлено: 06.07.2024

Лидерами наступающей научной революции становятся уже не философы-мыслители, но, прежде всего, выдающиеся ученые-новаторы, глубоко заинтересованные в разработке проблем методологии и теории познания. Одним из таких лидеров становится Декарт (Descartes) Рене (латинизированное имя – Картезий; Renatus Cartesius (1596, Лаэ, Турень, - 1650, Стокгольм), французский философ и математик, представитель классического рационализма.

Декарт – создатель алгебраической символики, он занимался астрономией, физикой, оптикой, открыл условный рефлекс, создал физическую теорию кровообращения, ему принадлежит закон сохранения количества движения и закон преломления света (Гарвей).

Для Декарта первый вопрос философии - это вопрос о возможности достоверного научного знания и о методе,посредством которого может быть получено такое знание. Философия должна отвечать на вопрос, существует ли достоверное знание, на которое могло бы опереться, как на фундамент, всё здание науки.

Так как, считал Декарт, заранее у нас нет никаких гарантий истины, то начинать исследование необходимо с сомнения решительно во всем, что принято считать истинным. Первый шаг в опровержении скептицизма должен состоять, как ни парадоксально, во всеобщем и полном сомнении.

Начиная во всем сомневаться, я не могу сомневаться в том, что я сомневаюсь. Пусть недостоверна всякая моя мысль и всякое познание. Но как можно отрицать достоверность самого сомнения?

Принцип субъективной достоверности Декарта означал установку не на усвоение чужих мнений, а на создание собственных. Сомнение должно снести здание традиционной культуры и расчистить почву для постройки культуры рациональной.

Аргумент Декарта предполагает убеждение в онтологическом превосходстве умопостигаемого над чувственным исознание ценности субъективно-личного. Не просто принцип мышления как таковой, а именно субъективно пережитый процесс мышления, от которого невозможно отделить мыслящего, был положен Декартом в основание философии.

Однако самосознание у Декарта не замкнуто на себя, а разомкнуто, открыто Богу, выступающему источником объективной значимости человеческого мышления. Все смутные идеи суть продукты только человеческой субъективности, а потому ложны; напротив, все ясные идеи идут от Бога, а потому объективны.

Бог, по Декарту, породил единственный и совершенный мир, создал его раз навсегда и одновременно создалвечные истины: математические законы и начала, по которым всё в мире существует и развивается.

Всё, что чувства показывают нам в предмете, изменчиво и приходящее. Подлинную же сущность вещей составляют лишь такие свойства, которые всегда, при всех обстоятельствах остаются неизменными и от наших чувств не зависящими.

За этим вычетом остаются только свойства предмета, постигаемые разумом: его математические элементы: протяженность предмета в пространстве, фигура, движение. Итак, достоверное и строгое познание возможно, возможно только как сведение (редукция) всех качеств и элементов физического мира к элементам математического познания.

Cogito – это первое достоверное суждение новой науки и в то же время первый, непосредственно данный сознанию её объект – мыслящая субстанция. Существование же другой субстанции – материальной – открывается нам опосредованно. Такая философская позиция называется дуализмом. Мыслящая и телесная субстанции сотворены Богом и поддерживаются его могуществом.

Декарт, по существу, приходит к идее антропного принципа: мир устроен так, что в нем необходимо живет человек, способный познать этот мир. Никакой опыт (всегда конечный) не может привести человека к идее целостности мира, его бесконечности.

Мыслящая субстанция в качестве главного атрибута наделена непротяжённостью и потому неделима. Телесная – имеет величину, т.е. протяжение в длину, ширину и глубину, а потому делима на части, имеет фигуру,движение и определённое расположение частей. Только эти качества действительно присущи телесной субстанции, а все остальные – свет, вкус, запах, тепло, твёрдость и т.д. – Декарт, вслед за Галилеем, называет вторичными: они обязаны своим существованием воздействию первичных качеств на человеческое тело и составляют содержание т.н. смутных идей.

Всякое движение Декарт сводил к пространственному перемещению, а последнее объяснял с помощью механического толчка, поскольку понятие силы (внутренне связанное с понятием цели) было утрачено. Благодаря понятию толчка, предполагающего равенство действия и противодействия, Декарт ввёл понятиемировых вихрей. Строя на его основе свою космогонию. Механическими законами объяснял Декарт и все отправления живого тела, включая человеческое. Источник силы приписан трансцендентному Богу-творцу. В механике Декарта на неизменности Бога основан закон инерции, который был впервые им сформулирован. А из тождества пространства и материи учёный выводил идею безграничности Вселенной. Подобная позиция называется деизмом: Бог признаётся, но его роль ограничивается первоначальным толчком и изначальным установлением законов движения.

В своей космогонии Декарт стремился объяснить нынешнее состояние и строение Вселенной из её прошлого, т.е. из развития. Спустя многие десятилетия космогонические идеи Декарта найдут своё продолжение в т.н. называемой небулярной гипотезе И.Канта.

Инструментом этого конструирования является метод, который должен как бы превратить научное познание из кустарного промысла в промышленность, из спорадического и случайного нахождения истин – в их систематическое и планомерное производство.

Философ, математик, логик и выдающийся мыслитель своего времени Рене Декарт явился одним из основателей философии Нового времени, когда от религиозности, искусственно принесённой в науку, последняя старалась избавиться. Так и Декарт, с отличием закончив иезуитский колледж, был неудовлетворён знаниями, там полученными. Мыслитель, как и большинство великих, обратился к самостоятельному поиску знания в окружающем его мире.

Усмотрев, в многом справедливо, в религиозной философии, например, схоластике спорность, Декарт подвергал её критике. Картезианская (по латинскому произношению Cartesius), читай Декартовская философия Нового времени искала знания твёрдого, достоверного, доказанного, то есть, Рене Декарт искал истины. А для достижения истинного знания, знания доказанного, достоверного мыслитель разработал собственные методы, подходы и принципы поиска, в этом заключается рационализм философии Декарта.

В основу философии Декарта легла математика как устойчивая к спекуляциям и своей неподкупной логикой изобличающая спорность из знания. Но, несмотря на рационализм философии Декарта, изображаемая им наука, которая должна была объять все грани мира и человеческого существования, в корне имела метафизику, развиваясь к физике и делясь на частные науки.

Выступая за развитие методологии науки как важнейшего инструмента исследования, Декарт критиковал философию прошлого в связи с тем, что в прошлом методу и его роли не уделялось должного внимания. В методологии прошлого зачастую использовалось лишь сложение подобного, отсутствовали поиск основ, источника, заявление тезисов и постулатов, а так же иерархия взаимосвязей. Последнее не позволяло выделять в научном поиске важное от несущественного, а критерий и признак от случайности, с этим рационалистическая философия Декарта мириться не могла.

Последнее зависимо от принципа философии Декарта, где в ходе познания интеллектуальной интуицией, к которой редуцируют все остальные виды познания, необходимо ставить под сомнение любое утверждение, ведя поиск очевидности, тогда исследователь не может говорить о истинности чего бы то ни было кроме самого факта сомнения. И это сомнение само в себе несомненно и очевидно, как форма мышления — это один из методов философии Декарта.

  1. В-первых, мыслитель сформулировал основные гносеологические и метафизические идеи, то есть общие принципы своей философии кратко.
  2. В-вторых, размышления о натурфилософии как философские основы картезианской физики, где отходит от основных категорий физики вроде массы, количества, пространства и свойств к движению, сформулировав закон инерции.
  3. В-третьих, мыслитель затрагивает космогонические вопросы, то есть рассуждает о происхождении мира и планеты Земля в частности.

Эти рассуждения, равно как и поиск Декарта на поприще методологии приводят к заявлению о доказательстве существования некоего бога или божественного как необходимого условия всякого эмпирического исследования и материального мира в целом.

Три упомянутых в этой статье произведения Декарта — не все его труды, а лишь основные и наиболее значительные. Например, последнее произведение является по самому признанию мыслителя компиляцией философии Декарта кратко. Важно также отметить, что переводя свой номинально финальный труд с оригинального латинского на родной французский, сам мыслитель переписал некоторые части произведения. Последнее не говорит о ошибках, а намекает на вечный поиск и всеобъемлющее проникновение метода Декарта — сомнения.

Рационалистическая философия Декарта оставляла место дуализму, например, телесного и разумного. Дуализм Декарта заявлял о пространственно протяжённой телесной субстанции и внепространственной метафизической мыслящей, если угодно – душе. А так же дуализм божественного и материального, где, сотворив мир и его организовав, божественное более не вмешивается в него, то есть не осуществляет управление миром. Это деистическая позиция философии Декарта, заявляющая полную независимость мира после акта его сотворения божественным, ставит некоторых исследователей в тупик, так как, в общем, мыслитель был сторонником рационализма и критиком религиозности.

Труды французского мыслителя объёмны и затрагивают обширные области знания, вследствие чего в одной статье трудно описать философию Декарта кратко, не говоря уже о детальном рассмотрении. Однако многие произведения этого философа сохранились и с его взглядами можно познакомиться из первоисточника, что я и советую, если тебя, читатель, заинтересовало то, о чём рассказано в этой статье.

(с) Algimantas Sargelas

Философия Рене Декарта

Исходя из него утверждается крайний субъективизм (Я – субстанция, вся природа или сущность которой состоит только в мышлении).

Из этого тезиса следовал еще один вывод: все вещи, воспринимаемые нами ясно и отчетливо, истинны. Такую отчетливость может дать только разум, ибо ощущения легко изменяются под воздействием внешних обстоятельств.

Достоверное знание может находиться только в самосознании познающего субъекта, в его аналитической деятельности.

Центральное понятие картезианской философии – субстанция. Она позволяет понять смысл дуалистической философии Декарта.

Субстанцией является только Бог. При этом Декарт делил мир на два рода субстанций: духовную и материальную. Духовная субстанция обладает врожденными идеями, к которым он относил прежде всего идею Бога, а также математические и научные идеи.

Материальная субстанция отождествляется с природой, главным свойством которой является протяженность.

Врожденные науки – это еще не готовые истины, а предрасположение разума. Вместе с тем разум неизбежно достигнет истинного знания, если будет исходить из достоверного метода (дедукции), который включает в себя:

• ясность и отчетливость познания, не вызывающего никаких сомнений,

• разделение всякого исследуемого вопроса на столько частей, сколько требуется для лучшего его понимания,

• осмысление предмета исследования по порядку, начиная с вещей наиболее простых и постепенно поднимаясь до самых сложных.

Абсолютизировав роль разума в познании, Декарт полагал, что с помощью дедуктивного метода можно вывести все истинные знания о мире.

Она обошла всю Европу и вызвала ряд возражений, на которые Декарт написал пространные ответы. В этих возражениях и ответах видно, как развертывается целая серия драматических и глубоких дискуссий, в которых такие известные мыслители, как Гоббс, Гассенди и Арно, скрестили шпаги с Декартом.

Хотя Декарт испытал глубокое влияние схоластической философии, которая предшествовала его времени, проблемы, которые он ставил, вопросы, которые он поднимал, и его требования абсолютной субъективной достоверности знания вели к подрыву двухтысячелетних традиций аристотелевского философствования.

В действительности работы почти всех великих философов в течение 150 лет после смерти Декарта можно рассматривать как попытку ответить на вопросы, поднятые блестящим французским иконоборцем.

Философская система Р. Декарта

Жизнь и деятельность Р. Декарта

Одним из гениев эпохи Нового времени был Рене Декарт, который произвел в содержании науки, но особенно в западно-европейской философской методологии суперрадикальный переворот.

Р. Декарт, в латинском написании Картезий (1596-1650) — французский философ, математик и физиолог.

Р. Декарт родился в местечке Лаэ (департамент Турень) в дворянской семье. Учился в иезуитской коллегии Ла Флеш (аристократическое среднее учебное заведении), после окончания которой служил вольнонаемным офицером в войсках различных европейских военачальников, принимавших участие в Тридцатилетней войне в Германии. В 1621г., покинув армию, Декарт много путешествовал, завязывал знакомства с известными европейскими учеными.

Вскоре он переселился в Нидерланды — передовую капиталистическую страну того времени, где провел 20 лет в уединенных научных и философских занятиях, лишь ненадолго приезжая во Францию.

Преследования нидерландских богословов вынудили его переехать в 1649г. В Швецию, где он и умер.

Рационализм Р. Декарта

Р. Декарт в познании естественного Мира не отделял философию от науки.

Но, как справедливо отмечал при этом, и философии, и науке нужны новые методы познания, иные принципы и правила мышления. Причем совсем не важно, если затем они будут более структурированы в одном направлении и менее — в другом. Речь идет о методах, принципах и правилах, которые смогли бы обеспечить сооружение нового, современного здания науки и принципиально иной парадигмы философии.

У Р. Декарта, таким образом, философия как бы сцепляла воедино все теоретические и эмпирические знания. А всех их (философию, научные знания) объединяло стремление к истине, которая легче всего достигалась с помощью строго научного метода.

Таким образом, рационалистический метод Р. Декарта представляет собой, прежде всего, философское осмысление и обобщение тех приемов открытия истин, которыми оперировала математика. Рационализм Декарта сложился, как попытка объяснить свойственную математическому знанию всеобщность и необходимость.

Суть рационалистического метода Р. Декарта сводится к двум основным положениям. Во-первых, в познании следует отталкиваться от некоторых интуитивно ясных, фундаментальных истин, или, иначе говоря, в основе познания должна лежать интеллектуальная истина.

Интеллектуальная истина — это твердое и отчетливое представление, рождающееся в здоровом уме посредством воззрения самого ума, настолько простое и отчетливое, что оно не вызывает никакого сомнения.

Во-вторых, разум должен из этих интуитивных воззрений на основе дедукции вывести все необходимые следствия.

Дедукция — это такое действие ума, посредством которого мы из определенных предпосылок делаем какие-то заключения, получаем определенные следствия.

Дедукция, по Декарту, необходима потому, что вывод не всегда может представляться ясно и отчетливо. К нему можно прийти лишь через постепенное движение мысли при ясном и отчетливом осознании каждого шага.

С помощью дедукции мы неизвестное делаем известным.

Р. Декарт сформулировал следующие три основных правила дедуктивного метода:

1) Во всяком вопросе должно содержаться неизвестное.

2) Это неизвестное должно иметь какие-то характерные особенности, чтобы исследование было направлено на постижение именно этого неизвестного.

3) В вопросе также должно содержаться нечто известное.

Таким образом, дедукция — это определение неизвестного через ранее познанное и известное.

Философия Декарта и его научные идеи оказали значительное влияние на последующее развитие философии.

Современная реакционная буржуазная философия подчеркивает в учении Декарта его идеалистическое учение о боге, о духовной субстанции, а также идеалистические черты его учения о познании.

Передовая общественная мысль, отвергая идеализм и дуализм Декарта, высоко ценит в нем гениального мыслителя, новатора науки — математики, физики, физиологии, одного из творцов материалистического понимания природы.

Учение Р. Декарта о сомнении

Рядом аргументов Р. Декарт доказал, что в составе знания, доставляемого нам ощущениями и мышлением, нет ни одного положения, в истинности которого нельзя было бы усомниться. Можно усомниться даже в существовании внешнего мира и собственного тела.

При этом единственным несомненным фактом, с точки зрения Р. Декарта, остается лишь акт самого сомнения, самого человеческого мышления.

«Поставив под сомнение достоверность всех наших представлений о Мире, мы можем легко допустить, — писал Р. Декарт, — что нет ни Бога, ни неба, ни Земли и что мы не существуем, в то время как сомневаться в истинности всех этих вещей.

Это положение представлялось Р. Декарту тем самоочевидным, неоспоримым принципом, исходя, из которого можно развить всю систему философии и построить достоверное знание.

Таким образом, достоверное познание внешних вещей и явлений природы может и должно осуществляться только разумом, а не чувствами. Однако, анализируя сам умственный процесс познания, мыслитель обнаружил удивительный факт: все, что дано познать мышлению человека, имеет место только в самом его мышлении.

Любые предметы, явления, схватываемые мыслью, всегда есть мыслимый предмет, явление, т.е. единственное, что прямо или непосредственно придано человеческому мышлению, — это и есть само мышление.

Познание простирается лишь настолько, насколько простирается ясное и отчетливое мышление. Поэтому мышление должно быть самостоятельным, уверенным. Всякая зависимость от чужих мнений и особенно позиций есть ложный шаг.

Теоретическое мышление требует системного порядка.

Открытие Р. Декарта означало революционный переворот в философии и стало важным вкладом в новую теорию познания (гносеологию). Оно, правда, противоречило предположению (со времени Платона), превратившемуся в одно из основных допущений философии и науки о том, что предметом познания всегда является объект, т.е. только то, что лежит вне сознания и трансцендентно по отношению к нему, обладает независимым от него существованием.

Расщепление же всей действительности на субъект и объект — это, то принципиально новое, привнесенное Р. Декартом в философию и науку в конечном итоге, как он сам квалифицирует, есть реальность особая, — субъективная, находящаяся внутри познающего субъекта.

Следует отметить, что принцип сомнения применялся в философии и до Р. Декарта в античном скептицизме, в учении Августина, в учении Ш. Монтеня и др. Уже Августин на основе сомнения утверждал достоверность существования мыслящего существа.

Оригинальность же учения Р. Декарта состоит в том, что он приписывает несомненный характер самому сознанию, мышлению и бытию субъекта мышления, обратившись к самому себе, и сомнение по Декарту исчезает.

Декартово сомнение, призвано было снести прежней умозрительной философии или отменить прежний способ познавательного мышления, чтобы тем самым расчистить почву для построения нового здания философии, рациональной в самом истоке.

Р. Декарт был убежден, что сознание нового метода мышления потребует прочного и незыблемого основания, которое должно быть найдено не где-нибудь, а в самом человеческом разуме, т.е. в его внутреннем мире — самосознании.

Физиология Р. Декарта

Будучи родоначальником рационального познания, Р. Декарт стал и отцом научной механики, чьи принципы распространял на все, включая живую природу и человека — физиологию. Р. Декарт осознавал недостаточность анатомических и физиологических сведений своих предшественников и проводил самостоятельные эксперименты.

Он подробно исследовал строение различных органов, а также строение зародышей на различных стадиях развития. Р. Декарт подчеркивал необходимость изучения эмбриогенеза животных.

Р. Декарт объяснял рефлекторным механизмом не только сокращение скелетной мускулатуры, но и многие вегетативные акты. В понятии рефлекса у Р. Декарта выступает идея стимула и причиной связи между действием стимула и ответной реакцией.

Животное — простая машина, полагал Р. Декарт. В этом взгляде, имевшем прогрессивное значение в борьбе со средневековой схоластикой, отобразилась вместе с тем ограниченность науки в эпоху, когда жил Р. Декарт.

Принципы своей физиологии и психофизиологии Р. Декарт распространял и на человека. Значительная доля жизнедеятельности человека объяснялась им, в противоположность господствующим теолого-схоластическим представлениям, механико-материалистическими принципами.

Учение Р. Декарта о страстях заключается в том, что главное действие аффектов и страстей — располагать душу к желанию тех вещей, к которым подготовлено тело.

Однако с позиций механизма Р. Декарт не мог объяснить жизнедеятельности человека. Ни механическая физиология, ни идеалистическая метафизика не позволяли Р. Декарту распространить свою теорию на область «произвольных актов, характерных для человеческого поведения.

Таким образом, человек по Декарту, есть реальная связь бездушного и безжизненного телесного механизма с разумной душой, обладающей волей и мышлением.

Р. Декарт убеждал, что состояние тела и телесных органов обуславливается состоянием души и наоборот.

Заключение

Р. Декарт считается основателем новой философии с точки зрения проблематики и методологии. Для нас сегодня важно, что он не столько открыл некие новые истины, сколько определил сам строй современного мышления, в котором философия и наука стали играть определяющую роль.

Знаменитый ученый — философ и наука стали играть определяющую роль. Знаменитый ученый-философ Б. Рассел (1872-1970) в связи учении апеллируя к разуму, стал основоположником рационализма — философского направления, признающего сугубо умственное познание как единственно верный путь к истине.

Краткая биография Декарта ( REF _Ref264212117 \r \h \* MERGEFORMAT 3 )

Рене Декарт (1596–1650), французский философ, математик и естествоиспытатель.

Метод радикального сомнения для получения достоверного знания

Путь к истинному знание долог и труден, поэтому нужно аналитически подвергать сомнению каждое мнение, встречающееся на этом самом пути. Выделим четыре правила, благодаря которым, можно выделить достоверность знания:

· никогда не принимать за истинное ничего, что нельзя признать таковым с очевидностью, т. е. тщательно избегать поспешности и предубеждения и включать в свои суждения только то, что представляется уму столь ясно и отчетливо, что никоим образом не сможет дать повод к сомнению

· делить каждую из рассматриваемых мною трудностей на столько частей, сколько потребуется, чтобы лучше их разрешить

· располагать свои мысли в определенном порядке, начиная с предметов простейших и легкопознаваемых, и восходить мало-помалу, как по ступеням, до познания наиболее сложных, допуская существование порядка даже среди тех, которые в естественном ходе вещей не предшествуют друг другу

· делать всюду перечни настолько полные и обзоры столь всеохватывающие, чтобы быть уверенным, что ничего не пропущено

Разум в основе бытия и познания

То, что в основе бытия и познания лежит разум, Декарт доказал следующим образом:

1. в мире существует много вещей и явлений, непонятных человеку (есть ли они? каковы их свойства? Например: есть ли Бог? конечна ли Вселенная?);

2. в любом явлении, любой вещи можно усомниться (есть ли окружающий мир? существует ли бессмертие души? и т.д.);

3. значит, сомнение существует, это очевидно и не нужно доказывать

4. сомнение – есть свойство мысли, значит, человек, сомневаясь, - мыслит, а мыслить может реально существующий человек;

5. значит, мышление является основой, как бытия, так и познания;

6. т.к. мышление – есть не что иное, как работа разума, то в основе бытия может лежать только разум

Декарт утверждает, что у него нет достоверного доказательства души и тела, он может быть животным, может быть душой, пребывающей во сне. Содержание мыслей может быть ложным, кажущимся, но есть факт мышления. И если мы сомневаемся в том, что мыслим, мы уже, по крайней мере, сомневаемся.

Сомнение Декарта

Стоит сказать об особенностях декартовского сомнения. Многие полагают, что оно продолжает традицию скептицизма, возможно, но не совсем так. Философия Декарта не ответвление скептической философии, его сомнение не всеобъемлюще и беспредельно. Важно понять, что сомнение Декарта – не сама цель, сомнение является инструментом, путеводной звездой на пути к далекой истине, достоверному знанию. Решительное, универсальное сомнение, только оно может позволить получить верные знания о мире.

Декарт не избегает даже сомнения в Боге: "Итак, я предположу, что не всеблагой Бог, являющийся верховным источником истины, но какой-нибудь злой гений, настолько же обманчивый и хитрый, насколько могущественный, употребил все свое искусство для того, чтобы меня обмануть". (2) Такое сомнение ведет к границе возможного, отсюда не далеко до полного неверия и глобального отрицания. Но именно здесь пролегает трудный путь к истинному знанию.

Сомнение Декарта - это не то сомнение, какое мы ощущаем, например, утром, когда надеваем чужие тапочки, не то сомнение, которое мы ощущаем в метро, когда путаем станции. Декартовское сомнение – более глубокий анализ происходящего, проверка действительности. Не побоюсь сказать, сомнение Декарта – некий фильтр знаний и опыта, отвергающий ложное после тщательной проверки.

Философия Декарта и философия скептиков

Сомневаться – это здраво, сомневаться во всем – это философия Декарта. У него сомнение – помощник познающего разума, прием, способный привести к истине. Бог, природа, математические доказательства и даже собственное существование, все это Декарт подвергает сомнению. Кто-то видит в этом переворот всей философии, кто-то лишь продолжение скептицизма, ясно только одно: декартовское сомнение – новый метод постижения истины, новая попытка получения достоверного знания. Радикальное сомнение Декарта все же не столько радикально, сколько взвешено и целеустремленно. Оно перерабатывает действительность, показывая объективную картину мира.

Рене Декарт (1596 — 1650) — один из выдающихся мыслителей современной эпохи. Во Франции, в то время, когда формировалась философская мысль Декарта, центральное правительство было усилено. Кардиналу Ришелье удалось постепенно ликвидировать все очаги сопротивления гугенотов и создать сильное центральное государство, которое, хотя все еще страдало от внутренних неурядиц, уже функционировало как одно из самых важных на арене европейской политики. Французская буржуазия тогда еще только зарождалась. С одной стороны, централизованное государство с сильной монархической властью создавало благоприятные условия для развития внутреннего рынка. Однако, с другой стороны, абсолютизм заметно закрепил классовые разделения и привилегии. В то же время в культурной и интеллектуальной жизни Франции укреплялись позиции католицизма, под влиянием которого находились все образовательные центры страны. Но он не мог подавить, ни во Франции, ни в других странах Европы, прогресс научных знаний, стимулируемый развитием производительных сил. Именно прогресс в развитии естественных наук оказал большое влияние на формирование взглядов Декарта.

Декарт также много работал в области экспериментальных (в современных терминах) наук, например, он изучал анатомию человеческого глаза в связи с диоптриями. Одно из его выдающихся достижений — в психологии (он первым выдвинул идею условного рефлекса). Как создатель аналитической геометрии, он внес значительный вклад в развитие математики и математического мышления.

Рене Декарт

Основы философии Декарта

Рассуждения о методе

Из этого метода вытекает несколько правил морали

Декарт придерживался этих — возможно, не бесспорных — правил до конца своей жизни. Чтобы лучше понять, почему Декарт пришел к этим правилам, необходимо помнить, что главной целью его жизни был поиск истины в науках. Философ ценил каждую минуту своего времени; он хотел успеть сделать как можно больше.

Аргументы о существовании Бога и бессмертии души, или основы метафизики

Прежде чем перейти к вопросу о существовании Бога, стоит напомнить, что Декарт различает три типа идей: врожденные идеи, которые он обнаруживает в себе вместе со своим сознанием, приобретенные идеи, которые приходят извне, и созданные идеи, которые он конструирует сам.

Согласно Декарту, причина, по которой многие убеждены, что трудно познать Бога или даже собственную душу, заключается в том, что человек никогда не поднимается выше того, что можно познать с помощью органов чувств. Нельзя использовать воображение и органы чувств, чтобы понять природу Бога.

С большой уверенностью в человеке и его способности к познанию Декарт переходит к познанию мира.

Читайте дополнительные лекции:

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Читайте также: