Синодальный хор история кратко

Обновлено: 08.07.2024

Синодальный хор, один из старейших профессиональных хоров России, был создан в Москве в 1721 году. Основой Синодального хора послужил хор Патриарших певчих дьяков, возникший в конце XVI века. Первоначально в состав Патриаршего хора входили только певцы-мужчины духовного звания. До середины XVII века пение было одноголосным, позже хор начал исполнять многоголосные партитуры, в связи с чем в его составе появились детские голоса (альты и дисканты).

На рубеже XIX-XX веков репертуар хора значительно расширился за счет привлечения светской музыки и обработок русских народных песен. Многие московские композиторы специально сочиняли для синодального хора. В свое время действенное участие в судьбе хора принял и Петр Ильич Чайковский. После восстановления в России патриаршества в 1917 году, хор сохранил свое, ставшее уже историческим, имя. На Пасху в 1919 году Кремлевские соборы были закрыты, Синодальное училище упразднено, а хор прекратил существование.

Приняв послушание регента возрожденного хора Скорбященского храма, А. Пузаков остался также руководителем созданного им в 1994 году хора храма Святителя Николая при Третьяковской галерее, а также регентом храма Святителя Николая на Трех Горах в Новом Ваганькове. Это позволило объединить творческие усилия 80 певцов. Состав хора делится для одновременного участия в богослужениях этих храмов и собирается вместе на регулярные репетиции, особо торжественные богослужения и концертные выступления.

3 января 2010 года, в день памяти святителя Московского Петра, после богослужения в Успенском соборе, где пел объединенный состав хора, Патриарх Кирилл благословил возродить историческое имя Московского синодального хора на базе церковного коллектива под управлением А. Пузакова. Целью хора является сохранение и развитие лучших традиций богослужебного церковного пения в московских храмах, а также популяризация этого искусства среди самых широких слоев общества: работа с детьми и молодежью, сотрудничество с государственными музыкальными учебными учреждениями, проведение концертов, фестивалей и конкурсов в разных возрастных группах.

один из старейших рус. проф. хоров. Был создан в 1710 (по др. данным, в 1721) на базе муж. хора патриарших певчих дьяков (Москва). Основанный в кон. 16 в., он славился превосходными певцами, отобранными из др. церк. хоров; наряду с пением в церкви выступал и на придв. празднествах. С. х. первоначально состоял из 44 певцов-мужчин, в 1767 были введены и детские голоса. В 1830 при С. х. было открыто Синодальное уч-ще (см. Московское синодальное училище церковного пения), в к-ром стали обучаться малолетние певчие, принятые в состав хора. В 1874 уч-ще возглавил регент Д. Г. Вигилев, много сделавший для муз. развития певчих. Переломным моментом в истории С. х. явился 1886, когда к руководству пришли хор. дирижёр В. С. Орлов и его помощник А. Д. Кастальский. Директором Синодального уч-ща в этот же период был С. В. Смоленский, при к-ром уровень подготовки юных певчих значительно повысился. Энергичная работа трёх видных муз. деятелей способствовала росту исполнит. мастерства хора. Если прежде деятельность С. х. ограничивалась рамками церк. пения, то теперь он стал принимать участие в светских концертах. Орлов и Кастальский приобщали молодых певцов к рус. народно-песенной традиции, знакомили их с образцами знаменного распева, не тронутого позднейшей гармонич. обработкой.
Уже на первых концертах, состоявшихся в 1890 под упр. Орлова, С. х. показал себя замечат. исполнит. коллективом (в его составе к этому времени было 45 мальчиков и 25 мужчин). В репертуар С. х. входили произв. Палестрины, О. Лассо; он принимал участие в исполнении соч. И. С. Баха (месса h-moll, "Страсти по Матфею"), В. А. Моцарта (Реквием), Л. Бетховена (финал 9-й симфонии), а также П. И. Чайковского, Н. А. Римского-Корсакова, С. И. Танеева, С. В. Рахманинова. Большое значение для художеств. развития коллектива имело творч. общение с ним моск. композиторов - С. И. Танеева, Вик. С. Калинникова, Ю. С. Сахновского, П. Г. Чеснокова, создававших многие свои произв. в расчёте на исполнение их С. х. В 1895 хор выступил в Москве с циклом историч. концертов рус. духовной музыки от В. П. Титова до Чайковского. В 1899 с большим успехом прошёл концерт С. х. в Вене. Пресса отмечала редкую слаженность ансамбля, красоту нежных детских голосов и мощную богатырскую звучность басов. В 1911 С. х. под рук. H. M. Данилина гастролировал в Италии, Австрии, Германии; его выступления были подлинным триумфом рус. хор. культуры. Восторженно отозвались о С. х. А. Тосканини и Л. Перози, руководитель Сикстинской капеллы в Риме. В С. х. получили художеств. воспитание известные сов. хормейстеры М. Ю. Шорин, А. В. Преображенский, В. П. Степанов, А. С. Степанов, С. А. Шуйский. С. х. существовал до 1919.

Литература : Разумовский Д., Патриаршие певчие дьяки и поддьяки, в его кн.: Патриаршие певчие дьяки и поддьяки и государевы певчие дьяки, СПБ, 1895, Металлов В., Синодальные, бывшие патриаршие, певчие, "РМГ", 1898, No 10-12, 1901, No 17-18, 19-26; Локшин Д., Выдающиеся русские хоры и их дирижеры, М., 1953, 1963. См. также лит. при ст. Московское синодальное училище церковного пения.

Т. В. Попова.

Музыкальная энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, Советский композитор . Под ред. Ю. В. Келдыша . 1973—1982 .

Полезное

Смотреть что такое "Синодальный хор" в других словарях:

Синодальный хор — один из старейших профессиональных хоров в России. Создан в Москве в 1721 (по другим данным, в 1710). Основой Синодального хора послужил хор , возникший в конце XVI в. Первоначально в состав патриаршего хора входили только певцы мужчины духовного … Москва (энциклопедия)

Синодальный хор — один из старейших профессиональных хоров России. Создан в 1710 (по другим данным, в 1721) в Москве на основе хора патриарших певчих дьяков и поддьяков (существовавшего с конца XVI в.). Участвовал в торжественных богослужениях, придворных… … Энциклопедический словарь

СИНОДАЛЬНЫЙ ХОР — – ведет свое начало от патриарших певчих дьяков (См.), которых он заменил с 1721. Местом служения хора исстари является московский Успенский собор ( впрочем Капелла придворная ). Дисканты и альты мальчики появляются в хоре в половине XVIII в … Музыкальный словарь Римана

Синодальное училище церковного пения и Синодальный хор в Москве — учреждены в 1892 г. Цель училища усовершенствование С. хора, назначенного для пения в Московском Успенском соборе и церкви 12 апостолов и для участия во всех крестных ходах, и образование искусных руководителей церковно певческими хорами и… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

синодальный — ая, ое. synodal adj. Отн. к синоду. Синодальные чиновники. ♦ СинодАльное училище церковного пения. До революции музыкальное училище, готовившее хоровых дирижеров и учителей пения. ♦ Синодальный хор, состоявший первоначально из певчих дьяков. БАС… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

синодальный — см. синод 1); ая, ое. С ая библиотека. Синода/льный хор (старейший русский профессиональный хор, состоящий из певчих дьяков) … Словарь многих выражений

ДАНИЛИН Николай Михайлович — Николай Михайлович (21.11.1878, Москва 6.02.1945, там же), хоровой дирижер (регент), педагог, автор духовно муз. сочинений. Род. в семье рабочего картонажной фабрики. В 1890 г. при поступлении в малолетние певчие Синодального хора Н. М. Данилин.… … Православная энциклопедия

музыкальная жизнь Москвы — Первые сведения о музыкальной жизни Москвы относятся к рубежу XV—XVI вв., когда, предположительно, был создан хор государевых певчих дьяков для участия в царских богослужениях и придворных церемониях. В придворный быт с конца XV в. проникают … Москва (энциклопедия)

ГРЕЧАНИНОВ Александр Тихонович — Александр Тихонович (13.10.1864, Москва 4.01.1956, Нью Йорк), рус. композитор, один из ведущих деятелей Нового направления в рус. духовной музыке кон. XIX нач. ХХ в. А. Т. Гречанинов. Фотография. 50 е гг. XX в. А. Т. Гречанинов. Фотография. 50 е… … Православная энциклопедия

Церковная музыка — (нем. Kirchenmusik, итал. musica sacra, musica da chiesa, франц. musique d eglise, musique sacrйe, англ. church music) музыка христианской церкви, предназначенная для сопровождения службы или исполнения в т. н. внеслужебные часы. Понятия… … Музыкальная энциклопедия

2019-1

Синодальный хор был одним из старейших профессиональных хоров в России. До 1589 года он был хором киевских, затем владимирских и московских митрополитов. В XV веке кафедра русских митрополитов была перенесена из Владимира в Москву и основным местом службы митрополичьих певчих дьяков стал Успенский собор Московского Кремля. При учреждении в России патриаршества (1589 г.) хор переименовали в Патриарший. Наряду с хором Государевых Певчих дьяков, Патриаршие певчие дьяки участвовали как в торжественных богослужениях, так и в важнейших государственных церемониях. С упразднением патриаршества и учреждением Синода в 1721 году Патриаршие певчие дьяки были переименованы в Синодальный хор, который продолжал петь за службами в Успенском соборе.

С переходом столицы из Москвы в Петербург, первенство надолго закрепляется за другим старейшим хором – Придворной Певческой капеллой, преобразованной при Петре I из хора Государевых певчих дьяков. В истории же Синодального хора наступает период упадка, на его содержание выделяются весьма скудные средства. К 1763 году количество певцов по указу императрицы Екатерины II снизилось до 26 человек, однако в 1767 году в Синодальный хор были официально введены детские голоса, а состав увеличился до 38 человек. В то время, когда репертуар Придворной певческой капеллы отражал музыкальные вкусы двора, Синодальный хор сохранял старинные традиции Успенского собора, имевшего свой богослужебный устав и свод распевов.

Обучение певчих велось при Синодальном хоре с давних времен. Младшие певчие дьяки учились у дьяков-мастеров. В первой половине XIX века было решено обучать малолетних певчих общеобразовательным, церковным и музыкальным наукам в училище при хоре под наблюдением педагога и регента. В 1886 году училище было преобразовано в среднее восьмиклассное духовно-певческое учебное заведение, учрежден наблюдательный совет, регентом Синодального хора стал В.С. Орлов. Основу успешного реформирования училища заложил С.В. Смоленский, назначенный на пост директора в 1889 году. Этот ученый, знаток древнерусского церковного пения, талантливый педагог объединил вокруг себя, вдохновил и воспитал целое поколение музыкантов – исполнителей и композиторов духовной музыки Московской школы или Нового направления. Среди них А.Д.Кастальский, Н.М.Данилин, П.Г. и А.Г.Чесноковы, А.В.Никольский, Вик.С.Калинников, Н.С.Голованов, К.Н.Шведов, А.Т.Гречанинов, С.В.Рахманинов и многие другие. Основой Нового направления в духовной музыке стало возвращение к мелодизму древних распевов, освоение и претворение его в современных формах. Большинство композиций были написаны специально для исполнения высококвалифицированным Синодальным хором.

Директорами училища и хора после С.В.Смоленского были В.С.Орлов, С.Н.Кругликов, А.Д.Кастальский, регентами хора после В.С. Орлова – А.Д.Кастальский и Н.М.Данилин. Под их руководством училище и хор достигли своего расцвета.

В составе хора в 1890 году были 25 мужчин и 45 мальчиков. В 1895 году Синодальный хор выступил в Москве с циклом исторических концертов из духовных сочинений русских композиторов от В.П.Титова до П.И.Чайковского. В репертуар хора входили также и сложнейшие произведения светской музыки, в том числе Месса си-минор И.С.Баха. В 1910-х годах прошли триумфальные гастроли хора в Западной Европе.

После восстановления в России Патриаршества в 1917 году, хор сохранил своё, ставшее уже историческим имя. На Пасху в 1918 году Кремлёвские соборы были закрыты, Синодальное училище упразднено, хор прекратил существование.

К тому времени сама преемственность церковно-певческой традиции была на грани исчезновения. Многие храмы были разрушены или закрыты. Регенты и певчие – кто репрессирован, кто сменил профессию, и казалось бы, некогда процветавшее искусство церковного пения оставалось в основном в воспоминаниях современников. В разгар гонений в Москве практически не осталось профессиональных церковных хоров. Некоторые из выпускников Синодального училища – К.А.Пасхин (1900-1970), Н.С.Данилов (1895-1971), И.М. Харитонов (1887-1973) – продолжали своё служение в приходских храмах старой Москвы, сохраняя исполнительские традиции, заложенные в Синодальном хоре.

Основу репертуара нового хора составили духовные произведения в основном Московской школы Нового направления. Хор Матвеева возродил старую традицию Синодального хора – ежегодное исполнение Литургии П.И.Чайковского в день кончины великого композитора.

СИНОДА́ЛЬНЫЙ ХОР, соз­дан в 1721 в Мо­ск­ве на ос­но­ве хо­ра Пат­ри­ар­ших пев­чих дья­ков и под­дья­ков. См. так­же Пев­чие дья­ки . Пер­во­на­чаль­но в со­став хо­ра вхо­ди­ли пев­цы-муж­чи­ны ду­хов­но­го зва­ния, с 1767 офи­ци­аль­но вве­де­ны дет­ские го­ло­са. В 1830 при С. х. от­кры­то Си­но­даль­ное учи­ли­ще цер­ков­но­го пе­ния . Рас­цвет дея­тель­но­сти С. х. в кон. 19 – нач. 20 вв. свя­зан с име­на­ми его ру­ководи­те­лей – ре­ген­тов В. С. Ор­ло­ва, С. В. Смо­лен­ско­го , А. Д. Кас­таль­ско­го , Н. М. Да­ни­ли­на (гл. ре­гент в 1910–1918). Ос­но­ва ре­пер­туа­ра – рус. ду­хов­ная му­зы­ка, на ру­бе­же 19–20 вв. ре­пер­ту­ар рас­ши­рил­ся за счёт при­вле­че­ния свет­ской му­зы­ки, об­ра­бо­ток рус. нар. пе­сен; бы­ли ис­пол­не­ны со­чи­не­ния С. И. Та­нее­ва , С. В. Рах­ма­ни­но­ва и др. рус. и зап.-ев­роп. ком­по­зи­то­ров. В 1919 С. х. пре­кра­тил су­ще­ст­во­ва­ние.

Читайте также: