Синкретизм первобытной культуры кратко

Обновлено: 05.07.2024

Синкретизм – это неразрывность определённых культурных, религиозных, социальных и других взглядов, систем и структур развития. Возникновение данного понятия относится к периоду античности и одновременно является его характерной чертой. Изучением же явлений и характеристик синкретизма начали заниматься лишь в 19 столетии, поэтому достоверно из всех сторон он до конца не изучен, тем ни менее он важен для изучения исторического происхождения основ искусств, культуры, религии и других направлений. Различают несколько основных видов и направлений проявления синкретизма – религиозный, культурный, лингвистический и самый главный –первобытный в который изначально входили все предыдущие направления, их разделили только в современной культуре недавно.

Файлы: 1 файл

Синкретизм – это неразрывность определённых культурных.docx

1. Основные проявления синкретизма первобытной культуры

Синкретизм – это неразрывность определённых культурных, религиозных, социальных и других взглядов, систем и структур развития. Возникновение данного понятия относится к периоду античности и одновременно является его характерной чертой. Изучением же явлений и характеристик синкретизма начали заниматься лишь в 19 столетии, поэтому достоверно из всех сторон он до конца не изучен, тем ни менее он важен для изучения исторического происхождения основ искусств, культуры, религии и других направлений. Различают несколько основных видов и направлений проявления синкретизма – религиозный, культурный, лингвистический и самый главный –первобытный в который изначально входили все предыдущие направления, их разделили только в современной культуре недавно. Можно выделить следующие проявления синкретизма:

Синкретизм общества и природы. Род, община воспринимались как тождественные космосу, повторяли структуру вселенной. Первобытный человек воспринимал себя как органичную часть природы, ощущая свое родство со всеми живыми существами. Эта особенность, к примеру, проявляется в такой форме первобытных верований, как тотемизм, когда наблюдается частичная самоидентификация людей с тотемом или символическое уподобление ему.

Синкретизм личного и общественного. Индивидуальное ощущение у первобытного человека существовало на уровне инстинкта, биологического чувства. Но на уровне духовном он отождествлял себя не с самим собой, а с общиной, к которой принадлежал; обретал себя в ощущении собственной принадлежности к чему-то внеиндивидуальному. Человек первоначально становился именно человеком, вытесняя свою индивидуальность. Собственно человеческая сущность его выражалась в коллективном “мы” рода. И в наши дни в языке многих примитивных народов слово я вообще отсутствует, а о себе эти люди говорят в третьем лице. Это значит, что первобытный человек всегда объяснял и оценивал себя глазами общины. Слитность с жизнью социума приводила к тому, что худшим наказанием, после смертной казни, являлось изгнание. Оставить в общине человека, который не желает следовать ее нормам, означало до основания разрушить социальный порядок, впустить в мир хаос. Поэтому все, что происходило с каждым членом племени, было важно для всей общины, представлявшейся как неразрывная связь людей. К примеру, во многих архаичных племенах люди убеждены, что охота не будет удачной, если жена, оставшаяся в деревне, изменит своему мужу, ушедшему на охоту.

Синкретизм различных сфер культуры. Искусство, религия, медицина, производящая деятельность, добывание пищи не были обособлены друг от друга. Предметы искусства (маски, рисунки, статуэтки, музыкальные инструменты и т.д.) долгое время использовались главным образом как магические средства. Лечение осуществлялось с помощью магических обрядов. И даже практическая деятельность была связана с магическими ритуалами. К примеру, охота. Современному человеку для успеха охоты нужны только объективные условия. Для древних искусство метать копье и бесшумно пробираться по лесу, нужное направление ветра и другие объективные условия также имели большое значение. Но всего этого здесь явно недостаточно для достижения успеха, ибо главными условиями являлись магические действия. Магия - само существо охоты. Охота начиналась с магических действий над охотником (пост, очищение, причинение себе боли, нанесение татуировки и т.д.) и над дичью (пляски, заклинания, ряжение и т.п.). Цель всех этих обрядов состояла, с одной стороны, в обеспечении власти человека над будущей добычей, а с другой стороны, в обеспечении наличия дичи во время охоты независимо от ее воли. В сам момент охоты также соблюдались определенные ритуалы и запреты, которые имели целью установление мистической связи между человеком и животным. Но и после удачной поимки животного проводилась целая серия обрядов, которые были направлены па предотвращение мести со стороны духа животного.

Основные проявления синкретизма первобытной культуры

Знание жизни и культуры первобытного общества очень важно в нашем современном мире, как дерево не может жить без корней так и человечество не что без корней, которые из поколения в поколение передают соки и живительную силу несломленную веками. Наиважнейшим процессом в формировании культуры, которая составила фундамент истории человечества, является общность становления культуры для которой характерно целостность закономерностей. Именно основным стержнем и чертой первобытного общества и является синкретизм, когда все хозяйственные занятия, общественная жизнь, формы обращения и сознания, искусство и развитие не противопоставлялись друг другу, а считались одним целым и неразрывным. Любое занятие, вид деятельности содержало связку других занятий и видов деятельности. Именно целостность проявления любой культуры считается проявлением синкретизма в первобытном обществе.

2. Обряд и магия в первобытном обществе

Само слово “магия” греческое. В буквальном переводе оно означает “колдовство”, “волшебство”. А по своей сущности магия - это вера людей в наличие у самих себя сверхъестественных возможностей воздействия на природу.

Главный признак - это признак цели, которую сторонники магии ставят перед магическими обрядами. По этому признаку можно выделить следующие девять основных видов магии: производственную, лечебную, любовную, военную, вредоносную, защитную, метеорологическую, разгадывания тайн прошлого, настоящего и будущего, общего назначения (многоцелевую).

Производственная магия - это магия, целью которой является успех в производственной деятельности (на охоте, на рыбной ловле, в земледелии и др.). Производственная магия делилась и делится на разновидности. Эти разновидности определяются характером производства. У охотников была охотничья магия, у рыболовов - рыболовная. Появились земледелие и скотоводство и вместе с ними земледельческая и скотоводческая магия. Появлялись новые виды производственной деятельности и вместе с ними новые разновидности магии. У спортсменов появилась спортивная магия, у студентов - учебная магия. Особой разновидностью производственной магии была появившаяся в первом веке нашей эры в Египте алхимия. Главной целью алхимии было: при помощи химических реакций и магических процедур получить золото из неблагородных металлов (из меди или железа).

Лечебная магия - это магия, целью которой является лечить больных. Древние славяне, чтобы излечить от зубной боли, произносили колдовские слова, или “заговоры”. Отсюда и возникло выражение “зубы заговаривать”. Из лечебной магии возникло слово “врач”. Врач - это тот, кто врал, а врать у древних славян означало не то, что этот глагол означает сейчас. Сейчас “врать” - это говорить неправду. А раньше “врать” означало “очень долго говорить”. Тот, кто лечил заговорами, “врал”, а значит был “врачом”.

Любовная магия - это магия, целью которой является завоевать любовь мужчины или женщины.

Военная магия - это магия, целью которой является обеспечить собственную неуязвимость и победу в военной схватке.

Вредоносная магия это магия, целью которой является причинить вред каким-либо людям.

Защитная магия - это магия, целью которой является оградить себя от неприятностей. Древние финикийцы перед спуском судна на воду окропляли его борта кровью жертвенных животных. Считалось, что этот обряд оберегает судно от кораблекрушения. В дальнейшем строители речных и морских судов заменили кровь животных на “кровь винограда”. В наши дни судостроители перед спуском судна на воду разбивают о его борт бутылку шампанского. По существу эта то же окропление судна “кровью винограда”.

Метеорологическая магия - это магия, целью которой является вызвать или удержать нужную погоду.

Цель магии разгадывания тайн прошлого, настоящего и будущего раск-рывается в её названии. Этот вид магии имеет и другое название: мантика. Мантика - слово греческое и в переводе означает “гадание”. Мантика имела и имеет множество разновидностей, каждая из которых имеет собственное название. Гадание по: руке (хиромантия), огню (пиромантия), картам (картомантия), книгам (библиомантия), полету птиц (орнитомантия), лопаточной кости животного (скапулимантия), цифрам (арифмомантия), звёздам (астрология), сновидениям (онейроскопия), внутренностям животных (гаруспиция) и др. Особый вид гадания называется ясновидением: это, когда люди раскрывают тайны через чудесные озарения (через ответы, пришедшие к людям неизвестно каким образом).

Ритуал - древнейшая форма трансляции культурных ценностей и смыслов, приобщения индивида к сакральным истокам культуры.

Ритуал - коллективное действие, имеющее символическое значение, сакральный смысл которого понятен только членам социума. Это действие, отражающее важные для данного общества социальные и биологические критерии и требующее применения специальных приемов.

В древних религиях ритуал был главным выражением культа высшей силы, т.е. ее почитания, обожествления, умилостивления, поклонения ей, жертвоприношения. Основные темы древнейших ритуалов – это сотворение космоса (миропорядка) из хаоса, природный круговорот жизни и смерти, зимы и лета, дня и ночи.

Ритуал уходит своими корнями в далекое прошлое, обожествляет прошлое, повторяет то, что когда-то уже произошло. Древние ритуалы тесно связаны с мифами, повествующими о начальном периоде творения мира. Люди, участвующие в ритуале, должны повторять действия, которые когда-то совершали боги. Например, свадьба - это повторение акта творения мира, соединение неба (Зевс) и земли (Гера). Новый год - это очищение от грехов и пороков, сопутствующих существованию во времени, и возвращение к первозданной чистоте рождения самого времени. Согласно мифологическому мировоззрению наибольшей ценностью обладают первоначальные действия, совершенные первыми богами и первыми людьми.

Ритуальные темы главных и древнейших мифов в преобразованном, иногда ослабленном и даже не вполне осознаваемом виде присутствуют во всех ритуалах, связанных с жизненным циклом и хозяйственной деятельностью людей. Психологической основой этого переноса было уподобление, которое в мифологическом сознании сливается с отождествлением. Все важные и критические события в жизни первобытного коллектива и его отдельных членов не просто сопровождались некоторыми ритуалами, но переживались путем совершения обряда: встречи и проводы времен года (а это значимые вехи аграрного цикла); сев, жатва, молотьба (дни, которые, по пословице, год кормят); рождение, переход (посвящение) подростка в группу взрослых (обряд инициации), свадьба, смерть (похороны). Обряды помогали социуму противостоять засухе или болезни, переживать опасные, трудные дни (такими, например, считались дни солнцестояния, стык старого и нового года, иногда новолуние), облегчали переход из одной фазы жизненного цикла в другую, задавали должную очередность действий при убое скота, отеле или переселении пчел. Многочисленные в древности праздники специально предназначались для отправления главных ритуалов в честь тех или иных божеств.

Специфической чертой первобытной культуры является синкретизм (слитность, нерасчлененность) когда формы сознания, хозяйственные занятия, общественная жизнь, искусство не отделялись и не противопоставлялись друг другу.

Любой вид деятельности содержал в себе другие виды. Например, в охоте были соединены — технологические приемы изготовления оружия, стихийные научные знания, о привычках животных, социальных связях, которые выражались в организации охоты.

Индивидуальные, коллективные связи, религиозные представления, — магические действия по обеспечению успеха. Они, в свою очередь, включали элементы художественной культуры — песни, танцы, живопись. Именно в результате такого синкретизма характеристика первобытной культуры предусматривает целостное рассмотрение материальной и духовной культуры, четкое осознание условности такого распределения.

Так в концепции акад. Марра синкретизм теряет узко эстетический характер, связываясь с определенным периодом в развитии человеческого общества, форм производства и первобытного мышления.

Проблема синкретизма разработана еще далеко недостаточно. Свое окончательное разрешение она может получить лишь на основе марксистско-ленинского истолкования как процесса возникновения синкретического искусства в доклассовом обществе, так и процесса его диференциации в условиях общественных отношений классового общества .

Мифология как мировоззренческая основа культуры Древности.

Основные хар-ки мифологического сознания как отражающем суть первобытной культуры:

1) Это такой вид сознания, при котором преобладает чувственное, эмоционально-образное восприятие мира. Первобытный человек как представитель типичного мифологического сознания в большей мере не объясняет мир, а переживает его.

2) Человек мифологического сознания не выделяет себя из какой-либо общности – природы, общества, Космоса. Человек в этой системе измерения всегда лишь часть природы или даже часть божества.

3) Однородность и единство всего сущего в мифологическом сознании обеспечивается восприятием всего, что существует, как живого, одушевленного. Для первобытного человека нет ничего мертвого, все обладает жизнью, душою.

4) В мифологическом сознании предмет и его свойства, и его образ слиты воедино. Человек сам по себе не существует, ничего не значит. Имя, вещь, черты характера, поступки, социальные роли слиты с самою сущностью человека. Представление о предмете и сам по себе предмет действительно неразрывны.

5) Мифологическое сознание – это не теоретическое построение, не объяснение мира, а в большей мере практическое, поведенческое, активное состояние человеческого существования. Миф обязательно реализует себя через ритуал и магию. Ритуал призван воспроизвести, восстановить миф на практике. Миф становится живой осязаемой реальностью именно благодаря ритуалу.

6) Магия же дает первобытному обществу и человеку ощущение материальной связи с духами, духовным миром. Некоторые культурологи называют магию праобразом, источником науки и техники. Действительно, магия – это не столько верование, сколько сами обрядовые действия, направленные на мир или людей с целью сверхъестественного воздействия на них, причем в достаточно узких, практических целях. Благодаря феномену магии становится понятно, что обожествлению природы в первобытном обществе нет границ. Магия-ни что иное, как первая попытка людей практически, в своих бытовых (врачебных, промысловых, военных) целях использовать законы природы.

Мифологическое сознание посредством всех указанных верований создавало у человека ощущение целостности и гармонии бытия, всему придавало сверхзначимый глубокий смысл. Вот почему многие отмечают одну из главных особенностей мифа: миф – это смыслообразующее начало культуры, это образное, наглядное воплощение духовного уровня бытия, т. е. адаптация духовного мира к условиям человеческого восприятия.

Мифология как мировоззренческая основа культуры Древности.

Исходным пунктом эволюции религии была магия:

  • Хозяйственная (вызывание дождя)
  • Лечебная (белая)
  • Вредоносная (чёрная)

Иной формой общественного сознания первобытного человека была мифология как способ понимания природной и социальной действительности.

Мифология— исторически первая форма духовной культуры. Она возникает на самой ранней стадии общественного развития. Тогда человечество в форме мифов, т. е. сказаний, преданий пыталось дать ответ на все волнующие людей вопросы. Миф упорядочивает в сознании мир, превращает хаос в космос и тем самым создает возможность постижения мира, представляет его в простой и доступной форме. Миф, как он существовал в первобытной общине, — это не история, которую рассказывают, а реальность, которой живут.

Миф утверждал сверхличные ценности, отсюда и архетипы (т.е. общечеловеческие символы), выражающие объективные представления (мир – вселенная, мать-земля, священный род, герой, старец-мудрец). Пример: Дж. Толкиен и его арехтипы Воина, Мудреца, Врага, Сокровища.

Виды мифов (мифы о):

  • космологические мифы (про устройство мироздания, возникновению наиболее важных явлений природы, животных и людей)
  • различные стадии жизни людей, тайны рождения и смерти
  • достижения людей: добывание огня, изобретение ремесел, развитии земледелия…

Основные виды мифологии – ещё одна классификация мифов:

  • Космологические
  • Этнологические (происхождение людей и животных)
  • О культурном герое (Осирис, Прометей, Христос)

Мифы космологические

А) мифы о генезисе Вселенной (о происхождении)

Первоначально Вселенная представлялась в образе животных, но потом – в образе громадного человеческого организма (антропоморфное представление). Пример: скандинавская мифология, боги создают мир из тела убитого великана, где голова – небо, тело – земля, кровь – море.

Б) мифы о структуре Вселенной

Вселенная – сооружение их трёх миров, скреплённое осью мира.

Пример: “Слово о полку Игореве” орёл – небо, белка – средний мир, волк – преисподняя.

Ось мира в виде:

  • Дерева. Под мировым деревом рождались первые люди. (Пример: Зевс был вскормлен козой у дерева)
  • Горы. (Пример: в мифах Древней Индии – священная гора Меру)
  • Змей/лестница/спираль.

Ось мира и прообразы змея, горы и мирового древа – центральные образы Библии (Пример: ковчег Ноя пристал к горе Арарат после потопа).

Черты мифа:

· отождествление субъективной и объективной реальности. Мифологические образы понимаются как реально существующие. Т.е. миф основан на таком породнении человека с миром, когда человек воспринимает явления природы как одушевленные существа.

· Мифологическое постижение мира носит эмоционально-чувственный характер. Коллективные представления формируются не на основе логического анализа, а на обобщении опыта.

· Содержание мифологического мышления мистично, поскольку оно не отражает объективных свойств и отношений, а базируется на вере в сверхъестественные связи.

· два аспекта в мифе — диахронический (рассказ о прошлом) и синхронический (отношение настоящего и будущего). С помощью мифа прошлое связывалось с настоящим и будущим.

Роль мифологии:

  • Мифы утверждали принятую в данном обществе систему ценностей, поддерживали и санкционировали определенные нормы поведения - были важными стабилизаторами общественной жизни.
  • Устанавливали гармонию между миром и человеком, природой и обществом, обществом и индивидом и таким образом обеспечивали внутреннее согласие человеческой жизни.

Мифология и религия. На самых ранних стадиях развития общества мифология и религия составляли единое целое. Религия на ранних стадиях развития не знает разделения мира на естественный и сверхъестественный. Это разделение появляется лишь на относительно высокой стадии развития религии. Разделение мира на два уровня (естественный и сверхъестественный) присуще и мифологии на довольно высокой стадии развития. Основное различие: культовая система, т. е. система обрядовых действий. И потому всякий миф становится религиозным в той мере, в какой он включается в культовую систему.
Миф жив! Миф рождается и господствует в культуре на стадии архаичного сознания. Но с развитием рефлекторного сознания полностью не уходит со сцены не только в виде сказок и литературных произведений, но периодически воспроизводится в культуре через социально мифологические конструкции. Например, немецкий нацизм возрождал и использовал древнегерманские языческие мифы, а также создавал разнообразные политические мифы. Исследования 3. Фрейда, Г. Юнга показывают, что в развитых обществах, перестав быть единственной и доминирующей формой культуры, миф не исчезает окончательно — он продолжает жить в бессознательных структурах человеческой психики в форме архетипов.

Миф и сказка. Основная функция мифа — объяснительная. Основная функция сказки — развлекательная и морализаторская.

Появляется понятие микрокосма – замкнутой и целостной системы, образованной телом и душой человека и являющейся зеркальным отражением Вселенной.

21) Своеобразные черты культуры ранней цивилизации (на конкретном примере).

На примере Древней Индии.

К наиболее ярким чертам древнеиндийской культуры можно отнести:

• чрезвычайный консерватизм (на протяжении тысячелетий строились одни и те же дома, прокладывались одни и те же улицы, существовала одна и та же письменность и т. п.);

• чрезвычайную религиозность, представление о реинкарнации, т. е. посмертном перевоплощении.

Тяжелые климатические условия: удушающая жара, сменяющаяся сезонами дождей, буйство растительности, постоянное наступление джунглей на крестьянские посевы, изобилие опасных хищников и ядовитых змей рождали у индуса чувство униженности перед силами природы и их грозными богами.

Во II тыс. до н э. здесь возникла строгая, замкнутая сословно-кастовая система, согласно которой люди неравны не только перед обществом, но и перед богами. Понятие прав и обязанностей применялось не к человеку вообще, а к представителю той или иной касты. Такая ограниченность человеческого существования и жесткая иерархия каст создавали предпосылки для своеобразного понимания жизни в ее связи со смертью. Правильная жизнь воспринималась как условие того, что после смерти человек вновь мог родиться в уже более высокой касте, а за глупую, никчемную жизнь мог быть наказан рождением в образе какого-нибудь животного, насекомого или растения. Следовательно, жизнь – награда или наказание, а смерть - избавление от страданий или же их умножение.

Подобные представления породили у древних индусов стремление к анализу, осмыслению каждого поступка. В мире, как и в жизни человека, нет ничего случайного, что не было бы предопределено его кармой. Карма – cложное и очень важное понятие в индийской культуре. Карма – это сумма совершенных всяким живым существом поступков и их последствий, которые определяют характер его нового рождения, т. е дальнейшего существования. Неудивительно, что главным стремлением человека становится желание освободиться, вырваться из пут вечной реинкарнации, череды жизни и смерти.

Плодом этих духовных исканий становится буддизм. Его основоположник Будда (Сиддхартха Гаутама). Свое кредо Будда изложил в так называемой Бенаресской проповеди. Там он говорит, что жизнь есть страдание. Рождение и старение, болезнь и смерть, разлука с любимым и союз с нелюбимым, недостигнутая цель и неудовлетворенное желание – это страдание. За путем к уничтожению страданий лежит полное освобождение – нирвана(угасание, затухание).

Будда учил, что существуют две крайности жизни. Одна – жизнь наслаждений, похоти и удовольствий – это недостойная, низменная жизнь. Другая – жизнь аскета, добровольных страданий, она тоже низменная. Совершенный человек выбирает средний путь – путь, который открывает глаза и ум, который ведет к покою, к познанию, к нирване. Учение Будды глубоко нравственно. Он призывает ориентироваться на четыре нормы поведения: предотвращать зло, пресекать зло, способствовать возникновению добра, поддерживать добро.

Синкретический характер первобытной культуры

Первобытная культура на фоне всей деятельности человека характеризуется нерасчлененностью и синкретизмом, обусловившим создание некоего образа окружающей природы. Данное направление деятельности подразумевает наличие в тот период полного единения человека и сферы обитания, которую только начали осваивать.

Огромное влияние оказало отсутствие развитых форм самосознания на социальном уровне из-за недоразвитости организации, которая базировалась исключительно на чувствах и подсознательном восприятии.

Синкретизм первобытного искусства

Первобытнообщинный строй возник в эпоху позднего палеолита. Искусство, присущее данному периоду, характеризуется оставшимися изображениями образа жизни и мировоззрения первых охотников:

Основными чертами первобытной культуры считается ее неотделимость от человека, который имел непосредственные возможности наблюдать и чувствовать окружающую его природу. Круг простых вещей служил продолжением его собственного сознания, созданными им копиями окружающего мира. Синкретизм первобытного искусства обозначает нерасчлененность и неделимость данной эпохи в области культуры.


На данном этапе своего развития человек олицетворял себя с природой, чувствуя родственную связь со всеми живыми организмами, что выразилось в первобытном тотемизме. Предметы быта воспринимались, как составные части магических ритуалов, связанных с добыванием пищи и охраны своей территории.

Синкретизм на данной стадии культурного состояния первобытного человека является проявлением закономерности и естественного существования, которое облачено в форму нерасчлененности и аморфности. Это своеобразный переход от определения животного биологического образа к образу присутствия человека разумного.

Синкретизм представляет собой своеобразное предзнаменование распада на части чего-то целого. На данном этапе культуру первобытного человека можно охарактеризовать новообразованиями, направленными одновременно по нескольким сторонам:

  • охота;
  • собирательство;
  • производство примитивных орудий.

Первобытная культура — самый длительный этап развития

Свидетельствами возникновения на нашей планете человека как такового могут считаться примитивные орудия, история создания которых насчитывает несколько млн лет. Именно на этом этапе начинается становление человеческого общества. Синкретизм можно назвать отличительной вехой первобытной культуры, ее неразрывное восприятие человеком характеристик окружающей среды на фоне человеческих свойств.

Первобытное мышление и искусство не могли похвастаться контрастным противостоянием объективного и субъективного, материального и духовного. На данном периоде для человека было нормой синкретично воспринимать соотношение неких символов с окружающей реальностью, словами и предметами. Именно поэтому характерной особенностью того этапа развития является причинение зла рисунку или предмету в реальности. Далее такое отношение к окружающей среде стало причиной развития фетишизма — обладания предметами нереальной силой.

В первобытном обществе не было политики

Синкретический характер первобытной культуры

Самыми важными характеристиками первобытной культуры можно считать полное отсутствие каких-либо проявлений индивидуальной собственности и неравенства в имущественном плане. В данном обществе наблюдалось полное отсутствие политических группировок, а социальные отношения базировались на общественном традиционализме. Нехватка письма требовала тесного контакта между членами общества. Более взрослые члены племени являлись носителями культурных ценностей.

Синкретический характер первобытного искусства нашел свое проявление в неразделимости художественной, материальной и духовной частей культуры того периода. Духовное или идеальное понятие в первобытной культуре проявляется на двух стадиях развития сознания первобытного человека: мифологии и реальности.

Мифологический уровень развития нашел свое выражение в бессознательном и художественном способе отображения окружающего пространства. Тогда как реалистическое начало позволило первобытному человеку видеть природные свойства и различия окружающей природы: камни, деревья, опасные растения и прочее.

Культурное развитие первобытного общества носило синкретичный характер, что означает прямую связь религии, мифологии, науки и искусства между собой, и каждый человек того периода являлся носителем всех этих компонентов. Возникновение культуры тесно связано с развитием человека, возраст определяют

Время от времени в результате археологических раскопок ученые обнаруживают останки людей, которые при жизни были ростом более 5м. Данные просачиваются в прессу, но ученые не делают никаких заявлений. Одни утверждают, что это неоспоримые факты, которые подтверждены археологами всего мира.

Пещерная или наскальная живопись – рисунки, которые встречаются на стенах и потолках пещер, поверхностях скал. Сделанные в доисторический период изображения датируются эпохой палеолита, примерно 40 000 лет назад. Некоторые ученые считают, что наскальная живопись первобытных

Дальние районы России – это земли Амурского региона, которые были заселены хозяйственниками только на кону 19 века. Это районы сурового микроклимата и уникальной природной среды. Люди с удовольствием и радостью населили земли Амура для того, чтобы сделать эти места благодатными. На

Синкретизм является ключевым понятием для понимания первобытной культуры.
На раннем этапе развития человеческой культуры ярко выражена нерасчленённость, слитность человека и природы. HOMO SAPIENS, как будто, представляет весь окружающий его мир из родственных частей, так же как он наделённых чувствами, возможностью думать, действовать, говорить и т.д. Такое нерасчленённое видение мира формирует мифологическое сознание первобытного человека, определившее в свою очередь нерасчленённость материальной, духовной и художественной сфер творчества человека. Заметим попутно, что древний человек обладал и стихийно-материалистическим, реалистическим сознанием, например, он мог различать свойства различных природных материалов, знал полезные и ядовитые растения, выбирал место стоянки с учётом ландшафта и т.д. В целом следует отметить, что первобытный человек достаточно быстро осваивал практические , порой очень сложные знания, которые облегчали ему жизнь, в то время как теоретические, не нужные в повседневном быту знания развивались медленно (например, большой счет появляется только на этапе так называемой престижной экономики).
Однако, несмотря на такой гносеологический дуализм, всё-таки именно мифологическое сознание доминировало в творческой, созидательной деятельности человека.
Синкретизм на базе мифологического сознания определил роль и место искусства в жизни первобытного человека.
В настоящее время исследователи первобытного общества располагают колоссальным количеством примеров, артефактов древнейшего художественного творчества человека. Одним из самых ярких открытий первобытного искусства периода палеолита явилось открытие живописи в пещере Альтамира на севере Испании в 1878 году. На потолке пещерного зала были обнаружены прекрасно сохранившиеся и исполненные в цвете около двух десятков изображений бизонов, кабанов и лошадей. Благодаря достижениям в физике и химии, живопись Альтамиры была датирована, что сразу же определило её достоверность и необходимость научного изучения.
Фрагмент живописи в пещере Альтамира.
Археологические находки в настоящее время представляют массу материала, который позволяет обсудить вопрос о причинах возникновения искусства в первобытном обществе.
Очевидно, что первобытный человек знал практически все традиционные виды искусства известные нам. Исследователями обнаружены примеры живописного и скульптурного творчества; многообразие декоративно-прикладных произведений, таких как орнаменты, украшавшие посуду или орудия труда. Сооружение построек из огромных камней – мегалитов свидетельствует о зарождении архитектуры (в этом случае употребляют термин протоархитектура). Наконец, сегодня в распоряжении науки есть находки даже древнейших музыкальных инструментов.

сосуд украшенный орнаментом Женская статуэтка из Виллендорфа (Австрия)

Первобытная живопись в пещере Ласко (Франция).

Реконструкция жилища из кос- Стоунхендж. Англия.
тей мамонта. 23 тыс л.

Причин возникновения искусства в первобытном обществе может быть одновременно несколько. Общее впечатление от анализа художественных произведений первобытности – человек естественным образом вплетает художественное творчество в свою повседневную жизнь. Таким образом, искусство первобытного времени наглядно иллюстрирует синкретизм этой культуры.
Мы можем предположить, что искусство могло возникнуть:
1.Как своеобразная форма освоения мира, проявление любопытства и любознательности человека. Действительно, когда мы рассматриваем бизонов Альтамиры, нас удивляет и восторгает стремление древнего мастера тщательно изобразить и вздыбившуюся шерсть животного, и его настороженный взгляд, и фантастическое умение передать динамическое напряжение этого опасного животного.
2. Познавая и осваивая мир, человек в своей любознательности мог совершать необыкновенные открытия, воплотившиеся с одной стороны в чисто утилитарные вещи, а с другой – в художественный образ. Например, посмотрите на ложку в виде утки. Возможно, кусок корня дерева, попавшего в руки первобытного художника, сразу же напомнил ему хорошо известный образ птицы, и он начал работу по доведению природного материала до похожести.При этом следует заметить, что получилась прекрасная, утилитарная форма, не позволяющая ложке (а может быть и ковшику) утонуть в воде.

Сравните реалистические изображения Альтамиры (1) и неолитическую живопись обнаруженную тоже в Испании(2,3)

Читайте также: