Синкретизм первобытного искусства кратко

Обновлено: 07.07.2024

Синкретизм является ключевым понятием для понимания первобытной культуры.
На раннем этапе развития человеческой культуры ярко выражена нерасчленённость, слитность человека и природы. HOMO SAPIENS, как будто, представляет весь окружающий его мир из родственных частей, так же как он наделённых чувствами, возможностью думать, действовать, говорить и т.д. Такое нерасчленённое видение мира формирует мифологическое сознание первобытного человека, определившее в свою очередь нерасчленённость материальной, духовной и художественной сфер творчества человека. Заметим попутно, что древний человек обладал и стихийно-материалистическим, реалистическим сознанием, например, он мог различать свойства различных природных материалов, знал полезные и ядовитые растения, выбирал место стоянки с учётом ландшафта и т.д. В целом следует отметить, что первобытный человек достаточно быстро осваивал практические , порой очень сложные знания, которые облегчали ему жизнь, в то время как теоретические, не нужные в повседневном быту знания развивались медленно (например, большой счет появляется только на этапе так называемой престижной экономики).
Однако, несмотря на такой гносеологический дуализм, всё-таки именно мифологическое сознание доминировало в творческой, созидательной деятельности человека.
Синкретизм на базе мифологического сознания определил роль и место искусства в жизни первобытного человека.
В настоящее время исследователи первобытного общества располагают колоссальным количеством примеров, артефактов древнейшего художественного творчества человека. Одним из самых ярких открытий первобытного искусства периода палеолита явилось открытие живописи в пещере Альтамира на севере Испании в 1878 году. На потолке пещерного зала были обнаружены прекрасно сохранившиеся и исполненные в цвете около двух десятков изображений бизонов, кабанов и лошадей. Благодаря достижениям в физике и химии, живопись Альтамиры была датирована, что сразу же определило её достоверность и необходимость научного изучения.
Фрагмент живописи в пещере Альтамира.
Археологические находки в настоящее время представляют массу материала, который позволяет обсудить вопрос о причинах возникновения искусства в первобытном обществе.
Очевидно, что первобытный человек знал практически все традиционные виды искусства известные нам. Исследователями обнаружены примеры живописного и скульптурного творчества; многообразие декоративно-прикладных произведений, таких как орнаменты, украшавшие посуду или орудия труда. Сооружение построек из огромных камней – мегалитов свидетельствует о зарождении архитектуры (в этом случае употребляют термин протоархитектура). Наконец, сегодня в распоряжении науки есть находки даже древнейших музыкальных инструментов.

сосуд украшенный орнаментом Женская статуэтка из Виллендорфа (Австрия)

Первобытная живопись в пещере Ласко (Франция).

Реконструкция жилища из кос- Стоунхендж. Англия.
тей мамонта. 23 тыс л.

Причин возникновения искусства в первобытном обществе может быть одновременно несколько. Общее впечатление от анализа художественных произведений первобытности – человек естественным образом вплетает художественное творчество в свою повседневную жизнь. Таким образом, искусство первобытного времени наглядно иллюстрирует синкретизм этой культуры.
Мы можем предположить, что искусство могло возникнуть:
1.Как своеобразная форма освоения мира, проявление любопытства и любознательности человека. Действительно, когда мы рассматриваем бизонов Альтамиры, нас удивляет и восторгает стремление древнего мастера тщательно изобразить и вздыбившуюся шерсть животного, и его настороженный взгляд, и фантастическое умение передать динамическое напряжение этого опасного животного.
2. Познавая и осваивая мир, человек в своей любознательности мог совершать необыкновенные открытия, воплотившиеся с одной стороны в чисто утилитарные вещи, а с другой – в художественный образ. Например, посмотрите на ложку в виде утки. Возможно, кусок корня дерева, попавшего в руки первобытного художника, сразу же напомнил ему хорошо известный образ птицы, и он начал работу по доведению природного материала до похожести.При этом следует заметить, что получилась прекрасная, утилитарная форма, не позволяющая ложке (а может быть и ковшику) утонуть в воде.

Сравните реалистические изображения Альтамиры (1) и неолитическую живопись обнаруженную тоже в Испании(2,3)

Синкретический характер первобытной культуры

Первобытная культура на фоне всей деятельности человека характеризуется нерасчлененностью и синкретизмом, обусловившим создание некоего образа окружающей природы. Данное направление деятельности подразумевает наличие в тот период полного единения человека и сферы обитания, которую только начали осваивать.

Огромное влияние оказало отсутствие развитых форм самосознания на социальном уровне из-за недоразвитости организации, которая базировалась исключительно на чувствах и подсознательном восприятии.

Синкретизм первобытного искусства

Первобытнообщинный строй возник в эпоху позднего палеолита. Искусство, присущее данному периоду, характеризуется оставшимися изображениями образа жизни и мировоззрения первых охотников:

Основными чертами первобытной культуры считается ее неотделимость от человека, который имел непосредственные возможности наблюдать и чувствовать окружающую его природу. Круг простых вещей служил продолжением его собственного сознания, созданными им копиями окружающего мира. Синкретизм первобытного искусства обозначает нерасчлененность и неделимость данной эпохи в области культуры.


На данном этапе своего развития человек олицетворял себя с природой, чувствуя родственную связь со всеми живыми организмами, что выразилось в первобытном тотемизме. Предметы быта воспринимались, как составные части магических ритуалов, связанных с добыванием пищи и охраны своей территории.

Синкретизм на данной стадии культурного состояния первобытного человека является проявлением закономерности и естественного существования, которое облачено в форму нерасчлененности и аморфности. Это своеобразный переход от определения животного биологического образа к образу присутствия человека разумного.

Синкретизм представляет собой своеобразное предзнаменование распада на части чего-то целого. На данном этапе культуру первобытного человека можно охарактеризовать новообразованиями, направленными одновременно по нескольким сторонам:

  • охота;
  • собирательство;
  • производство примитивных орудий.

Первобытная культура — самый длительный этап развития

Свидетельствами возникновения на нашей планете человека как такового могут считаться примитивные орудия, история создания которых насчитывает несколько млн лет. Именно на этом этапе начинается становление человеческого общества. Синкретизм можно назвать отличительной вехой первобытной культуры, ее неразрывное восприятие человеком характеристик окружающей среды на фоне человеческих свойств.

Первобытное мышление и искусство не могли похвастаться контрастным противостоянием объективного и субъективного, материального и духовного. На данном периоде для человека было нормой синкретично воспринимать соотношение неких символов с окружающей реальностью, словами и предметами. Именно поэтому характерной особенностью того этапа развития является причинение зла рисунку или предмету в реальности. Далее такое отношение к окружающей среде стало причиной развития фетишизма — обладания предметами нереальной силой.

В первобытном обществе не было политики

Синкретический характер первобытной культуры

Самыми важными характеристиками первобытной культуры можно считать полное отсутствие каких-либо проявлений индивидуальной собственности и неравенства в имущественном плане. В данном обществе наблюдалось полное отсутствие политических группировок, а социальные отношения базировались на общественном традиционализме. Нехватка письма требовала тесного контакта между членами общества. Более взрослые члены племени являлись носителями культурных ценностей.

Синкретический характер первобытного искусства нашел свое проявление в неразделимости художественной, материальной и духовной частей культуры того периода. Духовное или идеальное понятие в первобытной культуре проявляется на двух стадиях развития сознания первобытного человека: мифологии и реальности.

Мифологический уровень развития нашел свое выражение в бессознательном и художественном способе отображения окружающего пространства. Тогда как реалистическое начало позволило первобытному человеку видеть природные свойства и различия окружающей природы: камни, деревья, опасные растения и прочее.

Культурное развитие первобытного общества носило синкретичный характер, что означает прямую связь религии, мифологии, науки и искусства между собой, и каждый человек того периода являлся носителем всех этих компонентов. Возникновение культуры тесно связано с развитием человека, возраст определяют

Время от времени в результате археологических раскопок ученые обнаруживают останки людей, которые при жизни были ростом более 5м. Данные просачиваются в прессу, но ученые не делают никаких заявлений. Одни утверждают, что это неоспоримые факты, которые подтверждены археологами всего мира.

Пещерная или наскальная живопись – рисунки, которые встречаются на стенах и потолках пещер, поверхностях скал. Сделанные в доисторический период изображения датируются эпохой палеолита, примерно 40 000 лет назад. Некоторые ученые считают, что наскальная живопись первобытных

Дальние районы России – это земли Амурского региона, которые были заселены хозяйственниками только на кону 19 века. Это районы сурового микроклимата и уникальной природной среды. Люди с удовольствием и радостью населили земли Амура для того, чтобы сделать эти места благодатными. На

Синкретизм является основным качеством культуры, которое характеризует процесс перехода от биологического животного бытия к социокультурным формам существования разумного человека.

Синкретизм так же представлялся совокупностью культурных практик, религиозного взгляда и систем общественно-социальных символов.

Данный термин появился в античной культуре, но изучать это явление начали лишь в $19$ веке. Это объясняет тот факт, что ученые до сих пор не пришли к компромиссу по поводу его значения и его характеристики. Но когда дело доходит до анализа исторической базы культуры, искусства, религиозных процессов и всей духовной жизни общества, то обращаются к синкретизму.

Синкретизм выступает стержнем, на котором держится понимание, что вся деятельность первобытных людей, их общественная и культурная жизнь является чем-то единым для всех современных людей, объединяя их в нечто общее.

Синкретизм данного исторического состояния культуры считается естественным и закономерным, поскольку на первичном уровне системная целостность проявляет себя в нерасчленённом и аморфном виде.

Синкретизм следует отличать от синтеза, так как синтез по своей сути является слиянием объектов, которые существуют сами по себе и имеют самостоятельность. Синкретизм же является состоянием, которое предшествует разделению целого на элементы.

Характерные черты синкретизма

Характерными чертами синкретизма являются:

  • Проявления слитности человека с природой, где первобытный человек сопоставляет себя с животными, растениями, явлениями природы. С этими отождествлениями взаимосвязан особый для древней культуры феномен тотемизма, который в переводе с индейского языка племени оджибве, означает – его род, является верой в предков, который являет себя в виде зверя, птицы, растения, дерева и т.д.
  • С синкретизмом связан и первобытный феномен анимизма, что в переводе с лат. означает – душа, является одушевлением природного мира и природных явлений, которые окружают первобытного человека. Вся деятельность человека полагается им в качестве порождения природы. Это устойчивое мировоззрения называют традиционалистским.
  • С развитием ремесел смогло вывести человека на новый уровень миропонимания, дало ему существенное осознание себя и природы, своеобразие своего бытия и бытия природы.

Готовые работы на аналогичную тему

Синкретизм проявляет себя в неразделенности подсистем культуры:

  1. материальной,
  2. духовной,
  3. художественной.

Духовная (идеальная) подсистема первобытной культуры представлялась на 2х уровнях работы человеческого сознания: мифологический и реалистический уровень.

Мифологическая подсистема была бессознательно-художественной способностью работы сознания.

Реалистическая подсистема была стихийно-материальным сознанием. С помощью этого сознания первобытные люди могли различать свойства природных предметов и явлений. Это обыденный, практический тип мышления. Это состояние преднауки.

К проявлению первобытного синкретизма относится художественная деятельность. Она правомерно включалась в материальные и производственные процессы.

Художественная деятельность превращала охоту в поэтически возвышенное действие, а игру в охоту реализовывала в качестве кровожадного ритуала. Из этого вытекает практика жертвоприношения. От степени сложности и опасности охоты повышалась ценность жертвы.

Еда становилась коллективной трапезой и была образом победы, силы, неся в себе праздничный характер. Морфологическая неразделенность так же относится к проявлению синкретизма. В это понятие входит нерасчленённость рода, вида, жанров искусства.

Первобытное художественное творчество представляло из себя песню-сказ-действо-пляску, как говорил А.Н. Веселовский. Зарождалась основная единица художественного мышления – метафора, которая представляла слитность всего сущего.

Синкретизм (от греческого synkretismos - соединение) -

1) нерасчлененность, характеризующая неразвитое состояние какого-либо явления (например, искусства на первоначальных стадиях человеческой культуры, когда музыка, пение, поэзия, танец не были отделены друг от друга);

2) смешение, неорганическое слияние разнородных элементов (например, различных культов и религиозных систем в поздней античности - религиозный синкретизм периода эллинизма)

Уважаемый учебник читать всерьез невозможно, разве что только для стёба. Например:

"Главным объектом творчества палеолитического, мезолитического и неолитического времени были звери.
Первые произведения/бла-бла-бла, про зверей, кстати, ничего не пишет/ относятся к Ориньякской культуре (поздний палеолит) /бла-бла-бла, и опять не про зверей/. С этого времени широко распространились женские фигурки/бла-бла-бла/, так называемые "венеры". /-дальше обширное описание "венер" и мест их распространения/ .
Одновременно с ними появляются обобществленно-выразительные изображения животных, воссоздающие характерные черты мамонта, слона, лошади, оленя. (- стр. 28)

Ну во-первых. Если ты говоришь, что главный объект творчества - звери, хули тут же переходить к женским фигуркам? А заканчивать опять "изображениями мамонта, слона, лошади, оленя" О_о Или это такой симптом синкретизма - где звери, там и женщины, и одно от другого не отделяем, валим в кучу? (синкретизм.. хорошее слово. На кретинизм похоже чем-то. )
А во-вторых, вот это: "палеолитического, мезолитического и неолитического времени" - что, нельзя было одним словом назвать? Разве это не называется "каменным веком"? Зачем так много лишних букв?!
- А зачем нам сейчас разводить вот это критиканство?
- Потому что она, эта авторша, меня злит!
- Ну так не читай.
- А я хочу "читай".
- То есть "мыши ели кактус", получается.. Ну давай не будем "читать" этот дурацкий учебник, будем только на него "опираться" - выискивать "опорные факты" и ключевые слова и искать по ним в интернете.
Ну вот, например: по запросу "синкретизм первобытного искусства" можно найти такую интересную статью Владимира Кабо "Синкретизм первобытного искусства (по материалам австралийского изобразительного искусства)":

И еще вот интересный кусок:

Одним из элементов первобытного художественного творчества является создание орудий труда.
Почти всё, что выходит из рук первобытного творца, даже самые заурядные бытовые предметы, имеет большую художественную ценность, но особое место принадлежит орудиям труда, на создании которых с древнейших времен воспитывалось эстетическое чувство первобытного мастера. Ведь эстетическое отношение к действительности формировалось в самом творческом освоении и преобразовании человеком материального мира. Оно выковывалось исторически, в труде, и значение орудий труда в развитии эстетического чувства было теснейшим образом связано с их основной, производственной функцией. Орудия труда были, вероятно, первыми произведениями прикладного пластического искусства. Усовершенствуясь в практической целесообразности и приобретая вместе с тем эстетическую ценность, орудия труда заложили основы искусства скульптуры (Вельтфиш 1953).

- То есть к первобытному искусству относятся не только изображения зверей на стенах пещер и "палеолитические венеры", но и орудия труда (и оружие, надо понимать), однако автор 2-й главы не посчитала нужным нам об этом сообщить.
- Может, она сама не знала))
- Нет, знала, но забыла)))

-..Ладно, зачем нам злопыхательствовать над автором - мы и ТАК не сможем написать)) Давай лучше картинки поищем.

Самая древняя в мире "венера":

Найдена недавно в пещере Hohle Fehls ("Полые скалы") на юго-западе Германии. Вырезана из бивня мамонта. Возраст 40000-35000 лет. Интересные статьи о ней вот тут: http://elementy.ru/news/431078 и тут: http://oil-paint.ru/archives/v-germanii-najdena-figurka-samoj-drevnej-venery
Кстати, "Швабская венера" будет выставлена в Штутгарте с 18.09.2009 по 10.01.2010 года (газета "Spiegel")

А вот "типичные палеолитические венеры":

Вторую слева мы уже знаем :)) Это Вюллендорфская венера )) А остальных - еще нет.

А это образцы первобытной наскальной живописи:

К сожалению, без подписей, только посмотреть. Потом подробнее про наскальную живопись попробую разобраться, а сейчас пора убегать! ..На охоту за мамонтом)))

Это из пещеры Ласко во Франции, например. Туда, кстати, с 2001 года никого из туристов не пускают, а специалистов - только по 5 человек в день. А почему - об этом следующий пост.

Читайте также: