Сингапурская модель информационного общества кратко

Обновлено: 05.07.2024

Можно привести три основные модели развития информационного общества:

Своеобразной чертой финской модели является сочетание высоких темпов развития технологий информационного общества и социального государства. В Финляндии каждый гражданин имеет право на бесплатное государственное образование, всеобщее медицинское и социальное страхование, и все эти блага финансируются за счет высоких налогов. Эта социальная политика действует при мощной поддержке всего общества. Опыт Финляндии разрушает весьма укоренившийся стереотип о якобы неразрывной взаимосвязи либеральной экономики, основанной на невмешательстве государства в деятельность корпораций, и высоким уровнем технологического развития. В этой связи следует отметить, что Финляндия не так давно была сравнительно бедной страной. Финское социальное государство и финское информационное общество развивались в течение последних 20 лет, причем в 1990-1993 гг. произошел серьезный кризис, поставивший под угрозу это развитие. Однако с помощью активной государственной политики внедрения инноваций и реструктуризации корпораций экономика выправилась, а в 1995 г. Финляндия вступила в ЕС и интегрировала свою информационную экономику с глобальными финансовыми рынками.

Показатели развития информационного общества

ISIустанавливает единый стандарт, по которому измеряются воз можности использования информации и информационных технологий в любой стране мира. На основе данного индекса измеряются национальные информационные возможности и информационный капитал определенной страны. Важнейшей задачей индекса является содействие национальным компаниям в выходе и продвижении на перспективные мировые рынки. В структуре ISIучитываются 23 частных показателя, которые сгруппированы в следующие четыре
группы:

Компьютерная инфраструктура включает в себя следующие
показатели:

- количество ПК на душу населения;

- число домашних ПК, отнесенное к количеству сетей;

- число государственных и коммерческих Г1К, отнесенное к общему количеству несельскохозяйственных работников;

- число образовательных ПК, отнесенное к количеству студентов вузов и колледжей;

- процент подключенных к сетям ПК, находящихся в организациях;

- доля затрат на программное обеспечение по отношению к затратам на компьютерное оборудование.

Информационная инфраструктура включает в себя следующие показатели:

- количество абонентов кабельного телевидения на душу населения;

- количество сотовых телефонов на душу населения;

- стоимость телефонного вызова;

- количество факсов на душу населения;

- количество радиоприемников на душу населения;

- количество ошибок в телефонных линиях;

- количество телефонных линий на одну семью;

- количество телевизоров на душу населения.

Инфраструктура Интернета включает в себя следующие показатели:

- количество бизнес-пользователей Интернета, отнесенное к общему количеству несельскохозяйственных работников;

- количество домашних пользователей Интернета, отнесенное к количеству семей;

- количество пользователей Интернета, отнесенное к количеству студентов;

-доля расходов на электронную коммерцию, отнесенная к общему количеству пользователей Интернета.

Социальная инфраструктура включает в себя следующие факторы и показатели:

- оценка уровня развития гражданских свобод;

- количество газет па душу населения;

- количество людей, имеющих среднее образование;

- количество людей, имеющих высшее образование.

© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.004)

Сингапурская модель информационного общества

Сингапурская модель является наименее исследованной и характеризуется как важный вид авторитарного информационного общества развивающегося на рыночных принципах. Пилотный проект Сингапура по построению электронного правительства - одна из самых известных удачных форм вмешательства государства не только в развитие национальных информационных магистралей, но и контроллинга идеологической направленности информации, распространяемой ей.

В первые годы независимости Сингапура после 1965-го года, премьер-министр Ли Куан Ю - "знаковая" фигура для страны - проводил политику укрепления экономики путем создания импортозамещающих отраслей. В дальнейшем приоритетным стало развитие производств на экспорт. Конкуренция с Южной Кореей, Японией, Тайванем и, определенным образом, с Китаем привела к необходимости переосмысления дальнейшего развития. Правительством было проведено принудительное повышение минимальной заработной платы, чтобы владельцы трудоемких производств разорились и создать благоприятные условия для выпуска высокотехнологичных, наукоемких продуктов.

Сингапурская модель информационного общества

Сингапурский план информатизации предусматривал решение таких трех стратегических задач:

• путем целенаправленных массовых инвестиций в образование сделать Сингапур страной абсолютной компьютерной грамотности;

• провести компьютеризацию государственного аппарата и, таким образом, создать успешный образец для частного сектора;

• построить конкурентоспособное производство компьютерной техники.

Самым интересным в модели является сочетание мер авторитарного просвещенного правительства с преимуществами рыночных механизмов. Сейчас Сингапур является однопартийной системой, где Партия народного единства доминирует в политической жизни, а аскетичность системы национальных ценностей сингапурцев поддерживается на государственном уровне. Правительство проводит жесткие меры по поддержке высокой нравственной и общественной дисциплины.

реальные инвестиции

После смерти Ли Куан Ю, обеспечившему невиданный в мировой истории экономический рост отсталой колонии, будет весьма интересно оценить результаты его деятельности. Для начала приведу несколько цитат основателя современного Сингапура, который смог привлечь внимание и инвестиции со всего мира:

Также был создан независимый орган с целью борьбы с коррупцией в высших эшелонах власти (расследования были инициированы даже против близких родственников Ли Куан Ю). Т.е. по сути был внедрен принцип равенства всех перед законом, унаследованный от английского правления.


С введением интернета все операции осуществляются онлайн с четкой ценой на услуги, что практически исключает возможность взяток; регистрация бизнеса в стране также проводится через интернет. Всемирный Банк поставил Сингапур на первое место по простоте и чистоте ведения бизнеса, дав ему безопасность и уверенность в завтрашнем дне — это привлекает в страну капиталы крупнейших компаний, позволяя преодолеть проблемы с питьевой водой (завозится из Малайзии), продовольствием и энергией. В среднем экономика страны с 1960 года росла почти на 10% в год — жители Сингапура являются на сегодня третьими в мире по доходам на душу населения.

При этом кругом множество камер наблюдения и один из самых низких уровней преступности. За плевок мимо урны штраф 500 местных долларов (на момент статьи 1 SGD = 0.73 USD); нельзя устраивать демонстрации или рисовать граффити. Недавно к девяти месяцам тюрьмы и трем ударам палкой (метод, который Ли предпочитал тюремному заключению) приговорили двух немцев, которые разрисовали вагон поезда — перед законом равны и иностранцы.

По уровню свободы пресса примерно на 140 из 170 мест. В период с 1991 по 2004 год было приведено в исполнение 420 смертных приговоров (в основном по статье оборот наркотиков) — это один из наиболее высоких показателей в мире.

Singapore

В Сингапуре имеется четыре официальных языка, на всех уровнях предписано соблюдать национальную пропорцию. Если хозяин одного из ателье — индус, значит, работники должны быть китайцами и малайцами.

Интересная деталь: нет ни одного памятника Ли Куан Ю, ни улицы его имени, ни даже портрета на банкнотах. Он не позволял создавать вокруг себя культ (кстати, все время занимая только министерские посты), хотя в СМИ его критика была исключена.

Остается открытым вопрос: оправдан ли перенос такой модели на европейские государства? Не думаю. Экономические взлеты были в послевоенной Германии и Европе в целом, вполне обойдясь без жестких мер относительно свободы слова и более привычного для азиатов авторитарного правления.

Можно сказать, что построенная Ли антикоррупционная система держалась большей частью на его воле (выражавшаяся в том числе в отсутствии преследования антикоррупционных комитетов) и более позднем авторитете министра, тогда как в странах Европы и Америке противостояние коррупции (пусть не всегда идеальное) возложено на свободную прессу при разделении властей.

Общественное сознание лучший и более надежный фундамент развития, чем авторитет одного человека; увидим, останется ли со временем Сингапур на столь же низком месте по уровне коррупции. К тому же не стоит забывать и о масштабах страны (40 на 20 километров), где контроль упрощен — попытка переноса сингапурского опыта в Китай с доведением наказания за коррупцию до смертной казни показала, что размер имеет значение. Но в одном Ли определенно прав: при отсутствии должного уровня сознания у граждан коррупция может быть побеждена только действиями сверху — оттуда, где массовая коррупция и находится. Что, разумеется, выглядит почти невозможным.

В отношении экономической составляющей сингапурского опыта в России сам Ли Куан Ю относился скептически, считая единственным преимуществом своей страны положение между торговых путей при полном отсутствии внутренних ресурсов (которые есть у России). Тем не менее именно опыт коммуникации и перенос иностранного бизнеса кажется Ли Куан Ю важным для нас, чтобы не увеличивать технологическое отставание.


от РЕДАКЦИЯ

IT-страны: Сингапур

Содержание статьи

Введение

С момента обретения независимости в 1965 году эта страна сначала проделала путь из числа бедных государств третьего мира до мирового экономического лидера с одним из самых высоких уровней жизни. Сингапур превратился из небольшого сельскохозяйственного острова в одно из самых развитых и конкурентоспособных государств в мире.

Чтобы оставаться конкурентными, они пошли по наиболее сложному и неизведанному пути - пути инноваций. Информационно-коммуникационные технологии начали свое быстрое развитие в 1980-х гг. во многом по инициативе местного правительства, выбравшего отрасль как одну из наиболее перспективных. Однако, они установили акцент на человеческом капитале и направили максимальные усилия на это направление. Это значило, что им нужны граждане с высоким уровнем владения передовой информацией, что в теории должно было привести город-государство к технологическому лидерству. И спустя 40 лет, можно уверенностью сказать, что их расчет оправдался.

Решения

Прежде всего Сингапур увеличил расходы на образование с 2,8% от ВВП 1980 году до 4,1% в 1995 году. Также были модернизированы системы начального образования, а школьные программы сориентированы на подготовку учащихся к продолжению учебы в учебных заведениях, выпускающих технических специалистов. В 1981 году был открыт Национальный технологический институт, в 1979 году учрежден Фонд повышения квалификации рабочих, который использовался для покрытия соответствующих расходов. Для получения высококвалифицированных специалистов, государство может компенсировать до 90% расходов на обучение, оно также содействует привлечению первоклассных исследователей из-за рубежа.

В 1981 году была разработана государственная программа развития ИТ-индустрии, в которой ключевое место отводилось компьютеризации правительства, а также повышению уровня технического образования всех слоев населения. После реализации программы правительство Сингапура разработало в 1986 году Национальный технологический план (National Technology Plan), в ходе выполнения которого был внедрен электронный обмен данными (Electronic Data Interchange) для коммуникации между правительственными системами и промышленностью. Вся отчетность переводилась в электронный формат, а государственные институты были объединены в сеть IDNet.

Национальный технологический план предусматривал:

  • Создание фонда, содействующего развитию НИОКР, в размере 2 млрд долларов
  • Предоставление грантов и налоговых льгот для стимулирования развития НИОКР в частном секторе
  • Подготовку научных кадров
  • Формирование соответствующей инфраструктуры, способствующей ведению НИOКР
  • Создание и поддержку научно-исследовательских институтов и центров.

Национальный компьютерный совет (National Computer Board (NCB)) был основан в сентябре 1981 г. как новый государственный орган, посвященный набирающему силу феномену компьютеризации. Цель создания совета – возможность становления Сингапура как регионального центра компьютерных разработок. По результатам деятельности уже к 1988 г. на каждый вложенный в программы Компьютерного совета доллар государство получило 2,8 доллара.

В середине 90-х был создан Государственный комитет национальной компьютеризации (Committee For National Computerization), в обязанности которого входила поддержка принятых правительством планов развития ИТ-отрасли.

В 1999 году был учрежден Инвестиционный фонд технологического предпринимательства (Technopreneurship Investment Fund) с бюджетом в 1 млрд долларов с целью развития в стране венчурного капитала путем стимулирования ведущих зарубежных венчурных фондов к ведению бизнеса в Сингапуре.

В 1999 г. была запущена программа Fast Track School, чтобы помочь открывать и расширять доступ школ к широкополосной сети: школы поощряли к работе с промышленными предприятиями для развития и тестирования мультимедиа-контента на широкополосной сети. Всего в 2000-х гг. в рамках программы более 120 школ адаптировали возможности интерактивных мультимедиа с использованием широкополосной сети в своих учебных планах. Подобная практика внедрения стала одной из первых в мире.

Для повышения ИТ-грамотности среди населения правительство увеличило доступ к компьютерам населению с низкими доходамb, увеличивало уровень доверия населения к онлайн-услугам. Данная программа стала значимым шагом для ускоренного развития использования компьютеров и интернета среди населения в начале 2000-х гг. К концу 2003 г. в Национальной Программе ИТ-грамотности (National IT Literacy Program) участвовало более 120 тыс. сингапурцев. В 2006 г. благодаря усилиям The Infocomm Development Authority of Singapore (IDA) был достигнут показатель в 45% по уровню владения персональными компьютерами в низко обеспеченных семьях, что являлось одним из самых высоких показателей в мире и стало фактором для ускоренного развития информационных технологий в государстве.

В нулевых Сингапур сконцентрировался на IT-технологиях, сделав ставку на привлечение международного инновационного бизнеса и развитие собственного.

Текущие возможности

Гос.услуги

На портале госуслуг ecitizen доступны около 650 различных онлайн-сервисов. Общение со всеми муниципальными службами можно синхронизировать в один почтовый ящик через платформы Oneinbox. Все данные, удобно структурированные по направлениям, можно найти на информационном портале. Вот лишь некоторые примеры:

  • на едином онлайн-портале новые родители могут зарегистрировать своих детей в школе;
  • можно получить налоговые льготы;
  • оплатить любые государственные услуги;
  • найти всю необходимую информацию и литературу о развитии и обучении детей младшего возраста;
  • онлайн-консультации врачей и другие медицинские услуги;
  • и др.

Была создана национальная система цифровой идентификации, которая использует двухфакторную аутентификацию и может использоваться для доступа ко всем государственным услугам.

Показателен пример того, как власти заботятся о гражданах. Недавно Сингапур запустил приложение под названием MyResponder. Загрузившие приложение медицинские работники могут автоматически получать оповещения, когда в радиусе километра от них у кого-то остановилось сердце. Около 300 000 человек используют MyResponder и это помогло спасти 1700 жизней, а разработка приложения потребовала всего 200 000 долларов США, пять программистов и шесть месяцев.

Вместе с тем, правительство старается не вмешиваться в конфиденциальную информацию людей, проповедуя принцип того, что информация принадлежит человеку, а не государству. Для решения проблем конфиденциальности необходимо дать согласие, прежде чем организация сможет получить доступ к цифровому идентификатору человека, есть контрольный журнал, чтобы мы могли видеть, кто к нему обращался.

Умный город

Сингапур является "умным городом", которые делят на версии: 1.0, 2.0 и 3.0. Умный город 1.0 действует без общей стратегии, в нем автоматизируются отдельные, не связанные между собой элементы. Версия 2.0 интегрирует инициативы, выстраивает взаимосвязи и стремится свести вместе как можно больше источников информации, по сути, это мегаполис, который может предоставить не только технологии, но и практические решения для разных жизненных ситуаций. В умном городе 3.0 проводится комплексное стратегическое сведение, а в инфраструктуру крепко встроены интеллектуальные технологии. К этому и пришел Сингапур.

24 ноября 2014 года премьер-министр Сингапура Ли Сяньлун официально запустил проект Smart Nation и внедрение умных технологий в Сингапуре приобрело масштаб национальной программы. Правительственный проект Smart Nation объединяет предпринимателей, ученых, чиновников и граждан для внедрения технологий в повседневную жизнь и создания прагматичной среды обитания для жителей города-государства.

Сингапур выделил для себя пять основных направлений программы: снижение эффекта от перенаселенности, старение страны, медицинское обслуживание, устойчивая энергетика и транспорт.

В Сингапуре около миллиона автомобилей, а дороги занимают 12% всей территории. Для сравнения: жилье занимает почти столько же — 14% площади города-государства.

Mass Rapid Transit (MRT) — городское метро, большая часть которого полностью автоматизирована и работает в беспилотном режиме. Через приложение можно узнать время прибытия автобуса и количество свободных мест в нем, распространена система каршеринга.

В 2010 году в Сингапуре запустили программу бесконтактной оплаты проезда с помощью специальных карт во всем общественном транспорте. В городе работает программа приоритетного проезда автобусов на светофорах, а на многих переходах установлены устройства, продлевающие зеленый сигнал для пожилых и людей с ограниченной мобильностью после приложения социальной карты. Экономический эффект от сокращения пробок оценивается более чем в $40 млн.

Parking Guidance System (PGS) найдет свободное место на парковке, а система Electronic Road Pricing (ERP) сама спишет деньги за нее. ERP работает от встроенных в авто устройств (In-Vehicle Unit, IU) и также снимает деньги со счета автолюбителя за пользование дорогами и проезд в определенных зонах города. Если автомобиль не оборудован IU, городская система определит это по камерам и вышлет владельцу счет. Один день езды по дорогам города обойдется в пять сингапурских долларов (около $3,5). Эта система позволила добиться снижения трафика в пиковые часы на 15% и повышения средней скорости на 20%.

Предоставление медицинского обслуживания дистанционно. В нескольких городских больницах испытывают системы диагностики, в которых информация передается по беспроводным сетям от датчиков, подключенных к телу пациента. Развитие проекта на государственном уровне даст возможность интегрировать телесвязь с врачами в социальное жилье и национальную систему здравоохранения, а также привлечь различные сообщества для оказания людям эмоциональной и социальной поддержки. Сейчас разрабатывается программа теле реабилитации, когда пациенты общаются с психиатрами по скайпу. Подобные сервисы удобны, а иногда незаменимы и экономят время для обеих сторон.

Автоматическая система контроля санитарии с помощью продвинутой видеоаналитической системы и умных мусорных контейнеров, разработанных сингапурским институтом.

Один из первых в мире технических регламентов, регулирующих размещение полностью автономных транспортных средств без водителя на территории города.

В марте 2016 года Info-communications Development Authority of Singapore запустил программу Smart Nation Fellowship. Она направлена на привлечение в Сингапур ученых, разработчиков и инженеров со всего мира на срок от трех месяцев — для того, чтобы работать в команде города и создавать приложения и технологии, которые способны улучшить жизнь людей и инфраструктуру города.

Стартапы

Сингапур инвестирует в исследования и активно поддерживает талантливых разработчиков в двух ведущих вузах страны — National University of Singapore и Nanyang Technological University. За последние 25 лет Сингапур вложил более $22 млрд в то, чтобы вывести проекты молодых ученых на стадию производства. Попутно в стране открылись филиалы многих известных рейтинговых зарубежных вузов. Разместив свои кампусы в Сингапуре, они обеспечили себя огромным количеством студентов со всей Азии и привлекли тысячи ученых мирового уровня. Только на текущий момент в стране работает 1,7 миллиона иностранцев, что составляет треть от всего населения Сингапура.

Правительство постаралось максимально облегчить жизнь для бизнеса и стартапов. Так, на регистрацию компании через онлайн-сервис уйдет 15 минут, а большие налоги платятся с больших расходов, а с заработной платы налоги низкие.

Страна позиционирует себя как живая лаборатория для тестирования новых идей. Привлечение IT-бизнеса идет как за счет лучших в мире бизнес-условий, так и удачного расположения в центре Юго-Восточной Азии — в радиусе пяти-шести часов перелета проживают 4,2 млрд человек. 95% территории Сингапура покрывает сеть высокоскоростного интернета (1 Гб/с). И это дает результаты: сегодня 40% всех стартапов Юго-Восточной Азии сидят в Сингапуре. Все это позволяет привлекать огромные инвестиции в самые передовые технологии, доступ к которым и имеет такая маленькая страна.

Благодаря этим нововведениям с 2005 по 2014 год число стартапов в стране увеличилось с 24 тысяч до 55 тысяч. В 2013 году сингапурские технологические бизнес-инициативы привлекли $1,7 млрд инвестиций, опередив всех азиатских конкурентов — Японию, Южную Корею, Гонконг. С 2011 года эти инвестиции поддержали 400 стартапов и спровоцировали регистрацию 800 патентов. В этом году правительство вложило $13,8 млрд в новый пятилетний план поддержки исследований.

Экспорт

В конце 2000-х другие страны мира заинтересовались успехами Сингапура по развитию инноваций и информационных технологий в регионе. В результате, Сингапур создал отдельную компанию, которая оказывала консалтинговые услуги другим странам и помогало в развитии международных стандартов для IT-инфраструктуры. Впоследствии, они стал зарабатывать и на экспорте собственных технологий, что значительно увеличило бюджет островного государства.

Данная компания завершила несколько проектов в различных странах. Например, одним из проектов агентства было развитие электронного правительства Омана, которое впоследствии получило признание от Открытой группы корпоративной архитектуры (The Open Group Enterprise Architecture Awards). Через Temasak Foundation с 2012 г. агентство работало с Королевством Бутан для передачи знаний в области электронного правительства для развития ИКТ в Бутане. В ноябре 2012 г. компания подписала стратегическое соглашение с Чжухаем по предоставлению консультационных услуг для городской стратегии Zhuhai's Smart City Plan 2015. Агентство также сотрудничает и с Россией.

Результаты

Решения, принятые еще в 80-х — 90-х годах ХХ века, стали видны в ХХI веке. По многим показателям Сингапур стал самой продвинутой страной в сфере IT-технологий и лучшим местом для ведения бизнеса:

Вывод

Сделав максимальный упор на образовании, кадрах, инновациях на всех уровнях экономики, инфраструктуре и открытости международному рынку, Сингапур стал одним из самых инновационно активных государств в мире и одним из лучших мест для ведения технологического бизнеса.

Читайте также: