Символизм в скульптуре кратко

Обновлено: 05.07.2024

Искусство вновь стремилось к красоте. Как в России, так и в Европе шли поиски неповторимого национального стиля. Художники обращались к средневековью, к народному творчеству.

Символизм прибегал и к использованию иных стилей - импрессионизма, классицизма. Импрессионистическая световоздушность особенно годилась для создания иной, зыбкой и таинственной реальности, будь то высшая реальность, трансцендентный мир или пограничные состояния психики - сны, грезы, воспоминания, видения - или ирреальная атмосфера мифа, сказки, легенды.

Портрет, сохранив задачу передачи сходства, приобрел новые свойства: более, чем характер и социальное положение модели, художника стала интересовать духовная сущность образа, некая духовная квинтэссенция, итог жизнедеятельности, судьба. Лицо и маска - этот дуализм образа человека или выявление одной из этих составляющих - стали привлекать портретиста.

На всем, о чем бы ни повествовал тот или иной мастер, лежал отпечаток его индивидуальности. Художник постигал душу вещей, опираясь на личный опыт, собственное мироощущение. Отсюда такое богатство и разнообразие результатов творчества, большая или меньшая его глубина. Для иных язык символизма был художественным приемом, расширявшим возможности искусства, для других это были попытки проникновения в иную, высшую реальность.

Русский символизм развивался в русле мирового искусства, но у него были также свои предпосылки возникновения и пути развития, во многом определившие его своеобразие.

Благодаря Александру Иванову христианство стало одним из источников русского символизма. Имеются в виду не только образцы ортодоксальной религии - иконы и церковные росписи, но также картины и скульптуры.

Васнецов, одна из ключевых фигур в Абрамцевском кружке Саввы Мамонтова, стал создателем неорусского стиля.

Врубель отдал дань поискам идеала национальной красоты в майоликах на темы русских сказок и былин, исполненных в Абрамцевской гончарной мастерской. Лиловые, золотые, переливчатые поливы сообщали его работам фантастическую зыбкость и таинственность, в них проявился великий дар декоративиста.

Полный трагического пафоса портрет Саввы Мамонтова (1897) кисти Врубеля оказался своего рода пророчеством о судьбе этого удивительного человека, разносторонне одаренного, проявившего себя во многих областях, блестящего предпринимателя, много сделавшего для России, но погубленного ложным наветом. Подлинного синтеза архитектуры, живописи, прикладного искусства Врубелю удалось достичь в оформлении особняка Саввы Морозова.

Образ Петербурга - прекрасного города, застывшего во времени, вечного, - появился и в гравюрах А. Остроумовой-Лебедевой.

Художники-символисты выразили в своем творчестве тревогу о судьбах России, стремились угадать тайные знаки судьбы, найти указание пути. Символизм не уходит совсем - он становится классикой мирового искусства.

1 Блок А. О современном состоянии русского символизма // Блок А.Собр. соч. Т. 5. м.; Л., 1962.
2 Там же. С. 426.
3 Там же.
4 Там же. С. 421.
5 Там же.
6 Там же.
7 Дягилев С. Сложные вопросы // мир искусства. 1889. № 1-2, 3-4.
8 Там же. С. 432.

В скульптуре начала 1900-х годов новые тенден­ции постепенно приводят к смене живописно-импрессионистической трактовки формы на ее конструктивно-архитектоническое решение и возвращение пластике декоративных качеств. Одним из первых скульпторов, отошедших от импрессионизма, был Матвеев, который, опираясь на традиции русской и мировой классики, обращался к поискам предельно ясной и простой скульптурной формы, считая, что замысел художника может быть передан через раскрытие и постижение выразительности обнаженного человеческого тела.

Созданные Матвеевым под влиянием символизма скульптурные композиции органично вошли в садово-парковый ансамбль крымского имения Я.Е. Жуковского в Кучук-Кое: "Успокоение", "Сон", "Спящие мальчики", "Утро", "Вечер" и другие. Символистскую трактовку образа также можно видеть в работах Голубкиной - Портрет Андрея Белого, "Спящие".

Новаторскими произведениями, выполненными в лучших традициях русской деревянной скульптуры, являются работы Матвеева - "Голова мальчика", "Каменотес", - представляющие уже иное движение в отечественной пластике.

Другая линия в развитии скульптуры, направленная к декоративности и ярко выраженному национальному характеру произведений, наиболее проявилась в творчестве Коненкова и Андреева. С большой фантазией из кусков дерева с природными наростами и корнями, умело используя фактуру и текстуру материала и применяя раскраску, Коненков создает сказочно-фольклорные персонажи: "Стрибог", "Леший", "Старичок-полевичок", "Еруслан Лазаревич".

Много экспериментировал с цветом в скульптуре Андреев, выполнив красочную серию портретов и статуэток представителей крестьянства различных российских губерний: "Мордовка в национальном головном уборе", "Тульская крестьянка", "Панька", "Мордовка с двумя снопами".

Монументальная скульптура и символы

При этом на многих больших старинных кладбищах сохранились надгробные памятники — скульптуры, являющиеся символами или имеющие значение, связанное с усопшим человеком. И очень странно,когда сюжет с кладбища вдруг перекочевывает в чье-то родовое гнездо.

Что нужно знать, прежде, чем заказать скульптуру в дом или на участок? Как не устроить у себя дома кладбище?

Спроси специалиста

Главный вопрос, который волнует любителей монументального искусства — это цена изделия. Гораздо реже заказчики спрашивают у мастера, какой должна быть скульптура. И зря, ведь каждая деталь, отраженная в готовой работе, может символизировать совсем не то, что вы бы хотели рассказать о своей жизни.

Рассмотрим несколько вариантов скульптур, часто встречающихся и на кладбищах и в быту.

Скульптура — ангел

Частый сюжет — скульптура ангела, держащего в руках какой-либо предмет. Если ангел держит скипетр, крест или лилию, он символизирует власть и защиту. Если ангел несет розу — он символизирует чистоту, невинность и утешает скорбящих.

В современном представлении — маленький ангел — символ умершего младенца. Ангел в виде женщины с крыльями — погибшая юная девушка, в виде юноши — молодой человек, не бывший в браке.

Хотите видеть у себя ангелов? Закажите гипсовые фигурки Херувимов. Эти милые ангелочки символизируют любовь.

Скульптура — ангел


Фото: источник

Молодая скорбящая женщина с лилией

Существует много прекрасных статуй, изображающих молодых женщин, несущих лилии. Часто их принимают за ангелов, но это просто женщина — у скульптуры нет крыльев. В Песне Соломона лилия — символ красоты, но в первую очередь цветок связан с библейской Девой Марией.

Символизм горя в такой скульптуре очевиден, такие памятники ставили дети, умершим матерям. Сейчас можно встретить такой же сюжет в частных домах. Избегайте таких решений. Если хочется установить скульптуру, изображающую красивую девушку, выбирайте абстрактные фигуры, героинь легенд и сказок, образы богинь и т.д.

Якоря часто указывают на связь с морем, поэтому они устанавливаются на могилах моряков. Однако якорь был также дохристианским символом безопасности и надежды, поэтому был принят христианами как символ надежды на спасение и вечную жизнь.

В настоящее время якорь — символ надежности и родного дома.

Голубь с оливковой ветвью

Для древних египтян голубь был символом души. Этот символ приняли и первые христиане.

Голубь, сжимающий оливковую ветвь в клюве — универсальный символ мира. В истории потопа, когда ковчег плыл над затопленной землей, Ной послал голубя, и он вернулся с оливковой ветвью в клюве, показывая, что вода отступает и что Божье наказание закончилось. Возможная расшифровка символа: освобождение после долгой болезни или тяжелой жизни.

В гипсе можно воплотить изображение любой птицы, особенно часто заказывают фигурки аиста — символ семейного счастья, совы — символ мудрости, орла или сокола, символизирующих отвагу.

Голубь с оливковой ветвью


Фото: источник

Открытая книга

Книга в старинной скульптуре не означает любовь к чтению. Обычно скульптуры содержат подробности о мертвых или, возможно, библейскую цитату.

Вполне можно заказать себе скульптуру в виде открытой книги, заложив туда важную дату или девиз семьи.

Разбитая колонна

Колонны имеют символику, корни которой лежат в дохристианских временах. Существует три стиля колонн: дорические, ионные и коринфские. Плейские дорические колонны связаны с мужественностью и силой, тонкие ионные колонны связаны с женственностью, ученостью и мудростью.

Часто скульптуры обрамлены цветами или ветвями. Лавр, падуб и плющ являются символом вечности и вечной жизни. Также лавр может быть связан с целомудрием. Розы и лилии символизируют чистоту, а нарцисс символизирует божественную любовь. Пальмовые листья ассоциируются с победой Иисуса над смертью и христианина над грехом и дьяволом.

Заказывая скульптуру в дом или учреждение, нужно узнать у мастера, какое растение лучше выбрать для орнамента. Например, в гипсовой лепнине часто используется виноградная лоза — символ долголетия, изобилия и благополучия.

В гипсовой лепнине часто используется виноградная лоза — символ долголетия, изобилия и благополучия


Фото: источник

Руки, обрамленные плющом

Символизируют супружество и желание пары воссоединиться после смерти. Плющ в этом случае означает верность и вечность.

Раковина морского гребешка связана с паломничеством святого Иакова. Паломники несли с собой ракушки, чтобы черпать питьевую воду из ручьев, которые они проходили.

В дохристианские времена раковина была древним символом возрождения, поэтому такие изображения часто можно встретить на римских гробах.

И в настоящее время раковина является символом паломничества, жизни, ведущей к воскресению и вечной жизни после смерти.

Урна с драпировкой

Есть много разных вариаций на тему урн. Драпировка поверх урны указывает на горе и траур. Цветы или листья в урне или вокруг символизируют смерть. Считается, что скульптуры с урнами — наследие из древней Греции.

Если у вас оптимистичные взгляды на жизнь, не стоит увлекаться предметами, связанными с горем и печалью.

Животное, лежащее у ног человека

С 12-ого столетия пошла мода на статуи с животными, лежащими у ног хозяина. Они символизировали защиту умершего в загробной жизни. В некоторых культурах считалось, что наличие фигуры животного помешает возвращению умершего.

Животное, лежащее у ног человека


Фото: источник

Эта традиция зародилась благодаря архитекторам, создающим скульптуры на порталах церквей. Религиозные персонажи были связаны с изображением реального или мифического животного, представляющего качество или порок, и выглядели очень реалистично.

Символизм — это стиль и направление в изобразительном искусстве, в котором художник использует при написании картины скрытые послания, аллегории и даже шифры с глубоким философским или мистическим смыслом. Таинственные знаки в произведениях воплощают связь между реальным и потусторонним мирами. Они заставляют зрителя активно мыслить, отказаться от упрощенного восприятия сюжета и находить истинную суть замысла автора. Символизм оказал огромное влияние на мировое искусство, стал предтечей многих новых направлений живописи ХХ века.

История развития символизма

Символизм имеет очень глубокие исторические корни. Таинственные знаки мастера использовали в изобразительном искусстве еще в Древнем Египте и Вавилоне при оформлении монументальных сооружений, позже — в эпоху Античности.

Символизм также отчетливо проявил себя в христианстве. На древних иконах с ликами святых хорошо видны намерения их создателей передать глубокий духовный смысл изображения с помощью очевидных символов: нимба, голубя, чаши, священной книги, ключей от рая, креста или пальмовой ветви.

Символизм. Древняя Византийская икона

В эпоху Возрождения многие художники проявляют интерес к символизму. Мастера того времени часто наполняют таинственными знаками картины на религиозную и мифологическую тематику. Но особое уважение символистов заслужил великий голландский живописец Иероним Босх (Jheronimus Bosch). Его гениальные триптихи с аллегорическими образами и множеством причудливых знаков значительно отличаются от стиля его современников. Символику картин Босха и сегодня нельзя толковать однозначно. На эту тему ведут бесконечные споры искусствоведы разных стран.

В XVIII-XIX веках черты символизма можно наблюдать в произведениях многих живописцев пейзажного жанра. Особой духовной глубиной проникнуты картины немецкого художника Каспара Давида Фридриха (Caspar David Friedrich). Символика его полотен проста и понятна, выдержана в лучших традициях европейского романтизма.

Именно романтизм стал колыбелью для формирования символизма как отдельного течения в искусстве. Оба направления объединяет стремление к поиску высокого духовного начала. Но романтисты видели величайшую тайну жизни в познании собственного внутреннего мира человека, а символисты искали ее в абсолютном Бытие. Последние для объединения Миров вещей и идей использовали в своих картинах разные символы: намеки, иносказания, мистические и эзотерические знаки.

Символизму присуща многогранность проявлений в художественных произведениях:

  • поиски нового художественного языка для выражения сложного символического смысла;
  • присутствие упаднических настроений в сюжете;
  • поклонение недостижимым идеалам;
  • культ красоты и таинственности;
  • неприятие реальной буржуазной действительности.

Символами в изобразительном искусстве могут быть самые разные предметы. Например:

  • число 7 — завершенность (семь дней недели, семь смертных грехов, семь цветов радуги);
  • оливковая ветвь — мир;
  • сова — мудрость, сон или смерть;
  • младенец — чистая душа;
  • чаша — искупительная жертва Христа;
  • череп — близость смерти;
  • песочные часы — бренность бытия.

Художники этого течения рассматривали символ в качестве единственно возможного инструмента для выражения своих идей на холсте. Они не стеснялись заимствовать художественные средства и из академического искусства, и из модернистских течений. Среди картин можно встретить как произведения с четкими линиями и строгой композицией, так и работы с декоративными плоскими контурами фигур.

Всплеск интереса к символизму на рубеже XIX-XX веков наблюдался во многих европейских странах: Англии, Бельгии, Польше, России. Символисты предвосхитили экспрессионизм, их идеи нашли отображение в дальнейшем и постепенно растворились в сюрреализме и модерне.

Знаменитые художники-символисты

Картины мастеров символизма легко узнаваемы по характерным чертам этого стиля живописи. Вот список наиболее известных, на наш взгляд, художников-символистов:

    (Gustave Moreau) (1826-1898) — яркий представитель течения, хотя сам мастер решительно не считал себя символистом.
  • Пьер Сесиль Пюви де Шаванн (Pierre Cécile Puvis de Chavannes) (1824-1898) — оказал огромное влияние на развитие стиля ар-нуво.
  • Джордж Фредерик Уоттс (George Frederic Watts) (1817-1904) — британский художник и скульптор, автор монументальных аллегорических картин.
  • Михаил Врубель (1856-1910) — выдающийся русский живописец со сложной судьбой и богатым творческим наследием.

Символизм ярко вспыхнул на рубеже XIX-XX веков в мировой культуре и оставил заметный след в ее истории. Выдающие работы символистов и мастеров других стилей всегда представлены на аукционах портала Very Important Lot. На нашем сайте также можно без посредников купить картины современных художников.

Читайте также: