Шумеро аккадская мифология кратко

Обновлено: 05.07.2024

ШУМЕ́РО-АККА́ДСКАЯ РЕЛИ́ ГИЯ И МИ­ФОЛ О́ГИЯ, ве­ро­ва­ния на­ро­дов Древ­ней Ме­со­по­та­мии ( Шу­мер , Ва­ви­лон , Ас­си­рия ), рас­про­стра­нён­ные с кон. 4-го тыс. до н. э. до на­ча­ла н. э. Све­де­ния о них дош­ли из кли­но­пис­ных ис­точ­ни­ков, со­став­лен­ных на шу­мер­ском и ас­си­ро-ва­ви­лон­ском (ак­кад­ском) язы­ках. Осн. ин­сти­ту­том Ш.-а. р. и м. был храм (на вы­со­кой плат­фор­ме, к ко­то­рой с 2 сто­рон ве­ли ле­ст­ни­цы или пан­ду­сы; в глу­би­не – ста­туя бо­же­ст­ва). К кон. 3-го тыс. до н. э. в Дву­ре­чье за­сви­де­тель­ст­во­ван ещё один тип хра­ма – зик­ку­рат , храм на не­сколь­ких плат­фор­мах. Хра­мы Древ­ней Ме­со­по­та­мии об­слу­жи­ва­ло жре­че­ст­во. Жре­че­ст­во шу­мер­ско­го пе­рио­да бы­ло в осн. не­гра­мот­ным и вы­пол­ня­ло стро­го оп­ре­де­лён­ные куль­то­вые функ­ции. Жре­цы 2–1-го тыс. по­лу­ча­ли об­ра­зо­ва­ние в шко­ле и не­ред­ко бы­ли со­вет­ни­ка­ми пра­ви­те­лей, со­став­ляя для них ин­ст­рук­ции по пла­ни­ро­ва­нию хо­зяй­ст­ва и го­ро­ско­пы бу­ду­щих со­бы­тий. Жри­цы ли­бо за­ни­ма­лись куль­то­вой про­сти­ту­ци­ей в поль­зу хра­ма, ли­бо да­ва­ли обет без­бра­чия, по­свя­щая се­бя бо­гу. Сре­ди осо­бен­но­стей ме­со­по­там­ской ре­ли­гии, со­хра­нив­ших­ся во все пе­рио­ды её су­ще­ст­во­ва­ния и раз­ви­тия, вы­де­ля­ют­ся: идея ста­биль­но­го ми­ро­во­го по­ряд­ка, сла­бая раз­ра­бо­тан­ность пред­став­ле­ний о за­гроб­ной жиз­ни, по­чи­та­ние не­бес­ных тел и рас­те­ний, ред­кие сви­де­тель­ст­ва зоо­лат­рии , ран­няя ан­тро­по­мор­фи­за­ция бо­жеств, ци­ви­ли­зо­ван­ность ри­туа­лов (кан­ни­ба­лизм и че­ло­вече­ские жерт­во­при­но­ше­ния не встре­чают­ся, ин­цест очень ре­док). Ос­но­вой ре­лиг. куль­та был ка­лен­дар­ный ри­ту­ал. В кон. 4-го – нач. 2-го тыс. для Ш.-а. р. и м. ха­рак­те­рен клас­сич. по­ли ­те­изм с ве­рой как в бо­гов, так и в без­лич­ную ма­гич. си­лу (Ме, судь­ба). Во 2-м – 1-м тыс. поя­ви­лась тен­ден­ция к вы­де­ле­нию вер­хов­но­го бо­же­ст­ва и к по­гло­ще­нию им функ­ций всех ос­таль­ных бо­гов. В этот пе­ри­од воз­ник­ла ре­лиг.-этич. ли­те­ра­ту­ра.

Долина между реками Тигр и Евфрат в истории известна под греческим названием Месопотамия, что значит Междуречье. Здесь возникла цивилизация, которую большинство ученых считают самой древней на Земле.

Шумерам принадлежат многие открытия в области астрономии, математики, медицины, сельского хозяйства, инженерного дела, которыми до сих пор пользуется человечество. Им же приписывается одно из величайших достижении цивилизации — изобретение письменности.

Шумеры писали на глиняных табличках. По сырой глине при помощи квадратной или треугольной в сечении палочки выдавливали различные сочетания линий в виде клиньев — клинописные знаки, а затем глиняные таблички обжигали на огне. Таким образом написанное запечатлевалось навеки.

Наиболее древние записи шумерских мифов и сказаний датируются III тысячелетием до н. э.

К тому же времени относится древнейший систематический перечень шумерских богов.

Во главе пантеона названы верховные боги: Ан, Энлиль, Инанна, Энки, Наннаи, Уту.

Энки — бог мировых пресных вод, среди которых покоится Земля. Позже Энки становится богом мудрости и владыкой человеческих судеб. Как правило, он благожелателен к людям, выступает их защитником перед другими богами. В некоторых мифах Энки приписывается изобретение плуга, мотыги, формы для изготовления кирпича. Он покровитель садоводства и огородничества, выращивания льна и разведения лекарственных трав.

Почти одновременно с шумерами в северной части Междуречья поселились племена аккадцев. Во второй половине III тысячелетия до н. э. аккадский правитель Саргон завоевал крупнейшие шумерские города и создал единое шумеро-аккадское государство Аккадцы издревле находились под сильным влиянием шумерской культуры. Почти все аккадские боги произошли от шумерских или полностью с ними отождествляются. Так, аккадский бог Ану соответствует шумерскому Ану, Эйа-Энки, Эллиль — Энлилю, Иштар — Инанне, Син — Нанне, Шамаш — Уту. Часто в аккадскую эпоху один и тот же бог в пределах одного сказания назывался то шумерским, то аккадским именем.

Хотя и сюжеты, и персонажи аккадской мифологии в основном были заимствованы у шумеров, именно аккадцы придали древним сказаниям художественную законченность, композиционную стройность и драматизм, наполнили их выразительными деталями и философскими размышлениями, доведя до уровня литературных произведений, имеющих мировое значение С течением времени одним из сильнейших государств на Древнем Востоке становится воинственная Ассирийская держава. В XVI — начале XV века до н. э. ассирийцы подчинили своему влиянию Вавилонское царство, но сами восприняли многие черты шумеро-аккадской культуры, в том числе основные религиозные и мифологические представления. Ассирийцы, также как и вавилоняне, почитали Энлиля, Иштар, Мардука.

В столице Ассирии городе Ниневии царь Ашурбанипал, живший в VII веке до н. э., собрал огромную библиотеку, в которой хранилось множество глиняных табличек с записями шумерских и аккадских текстов религиозного, научного и мифологического характера.

Библиотека Ашурбанипала, найденная археологами в середине XIX века, является одним из основных источников современных знаний о шумеро-аккадской мифологии.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

КРАТКИЙ СЛОВАРЬ ИМЕН ОСНОВНЫХ БОГОВ И МИФОЛОГИЧЕСКИХ ГЕРОЕВ ШУМЕРО-АККАДСКАЯ МИФОЛОГИЯ

6. Мифология

6. Мифология 6.1. Как, согласно воззрениям пеласгов, возникла Вселенная?Согласно религиозным представлениям пеласгов (древнейшего населения Греции), в начале творения из Хаоса восстала Эвринома – богиня всего сущего. Первым делом она отделила небо от моря, а затем, танцуя

Мифология

Мифология Как возникла Вселенная согласно олимпийскому мифу творения?По олимпийскому мифу творения, в начале всех вещей из Хаоса возникла Гея (земля), которая сама из себя родила Урана (небо), а затем взяла его в супруги. Под его оплодотворяющим дождем она породила травы,

МИФОЛОГИЯ

МИФОЛОГИЯ (греч. myphos - сказание и logos - рассказ) - тип функционирования культурных программ, предполагающий их некритическое восприятие индивидуальным и массовым сознанием, сакрализацию их содержания и неукоснительность исполнения. Различают: классическую М. как тип

Мифология

Мифология Зачем в Древней Греции покойному клали под язык монетку? По представлениям древних греков, чтобы попасть в царство мертвых, тень умершего должна была пересечь одну из окружающих владения Аида рек – Стикс, Ахеронт, Кокит или Пирифлегетон. Перевозчик теней

Мифология

Мифология

Мифология Альтернативщики и прочие астральные маги оправдываются тем, что, мол, отсутствие эффекта не страшно: в этом и суть, чтобы человек бы исцелился силой

Долина между реками Тигр и Евфрат в истории известна под греческим названием Месопотамия, что значит Междуречье. Здесь возникла цивилизация, которую большинство ученых считают самой древней на Земле.

Шумерам принадлежат многие открытия в области астрономии, математики, медицины, сельского хозяйства, инженерного дела, которыми до сих пор пользуется человечество. Им же приписывается одно из величайших достижении цивилизации — изобретение письменности.

Шумеры писали на глиняных табличках. По сырой глине при помощи квадратной или треугольной в сечении палочки выдавливали различные сочетания линий в виде клиньев — клинописные знаки, а затем глиняные таблички обжигали на огне. Таким образом написанное запечатлевалось навеки.

Наиболее древние записи шумерских мифов и сказаний датируются III тысячелетием до н. э.

К тому же времени относится древнейший систематический перечень шумерских богов.

Во главе пантеона названы верховные боги: Ан, Энлиль, Инанна, Энки, Наннаи, Уту.

Энки — бог мировых пресных вод, среди которых покоится Земля. Позже Энки становится богом мудрости и владыкой человеческих судеб. Как правило, он благожелателен к людям, выступает их защитником перед другими богами. В некоторых мифах Энки приписывается изобретение плуга, мотыги, формы для изготовления кирпича. Он покровитель садоводства и огородничества, выращивания льна и разведения лекарственных трав.

Почти одновременно с шумерами в северной части Междуречья поселились племена аккадцев. Во второй половине III тысячелетия до н. э. аккадский правитель Саргон завоевал крупнейшие шумерские города и создал единое шумеро-аккадское государство Аккадцы издревле находились под сильным влиянием шумерской культуры. Почти все аккадские боги произошли от шумерских или полностью с ними отождествляются. Так, аккадский бог Ану соответствует шумерскому Ану, Эйа-Энки, Эллиль — Энлилю, Иштар — Инанне, Син — Нанне, Шамаш — Уту. Часто в аккадскую эпоху один и тот же бог в пределах одного сказания назывался то шумерским, то аккадским именем.

Хотя и сюжеты, и персонажи аккадской мифологии в основном были заимствованы у шумеров, именно аккадцы придали древним сказаниям художественную законченность, композиционную стройность и драматизм, наполнили их выразительными деталями и философскими размышлениями, доведя до уровня литературных произведений, имеющих мировое значение С течением времени одним из сильнейших государств на Древнем Востоке становится воинственная Ассирийская держава. В XVI — начале XV века до н. э. ассирийцы подчинили своему влиянию Вавилонское царство, но сами восприняли многие черты шумеро-аккадской культуры, в том числе основные религиозные и мифологические представления. Ассирийцы, также как и вавилоняне, почитали Энлиля, Иштар, Мардука.

В столице Ассирии городе Ниневии царь Ашурбанипал, живший в VII веке до н. э., собрал огромную библиотеку, в которой хранилось множество глиняных табличек с записями шумерских и аккадских текстов религиозного, научного и мифологического характера.

Библиотека Ашурбанипала, найденная археологами в середине XIX века, является одним из основных источников современных знаний о шумеро-аккадской мифологии.

Клинопись


Шумерская клинопись,
III тысячелетие до нашей эры

Шумерийцы – племена неизвестного происхождения, в конце IV тысячелетия до нашей эры освоили долину Тигра и Евфрата и образовали первые в Двуречье города-государства. Шумерский период истории Двуречья охватывает около полутора тысяч лет, он завершается в конце III – начале II тысячелетия до нашей эры так называемой династией города Ура и династиями Исина и Ларсы, из которых последняя была уже только частично шумерской. Ко времени образования первых шумерских городов-государств, видимо, сформировалось представление об антропоморфном божестве.

Божества – покровители общины являлись в первую очередь олицетворением творящих и производящих сил природы, с которыми соединяются представления о власти военного вождя племени-общины, совмещающейся (сначала нерегулярно) с функциями верховного жреца. Из первых письменных источников (самые ранние пиктографические тексты так называемого периода Урук III – Джемдет-Наср датируются концом IV – началом III тысячелетия) известны имена (или символы) богов Инанны, Энлиля и других божеств, а со времени так называемого периода Абу-Салябиха (поселения близ Ниппура) и Фары (Шуруппака), то есть с 27-26 веков – теофорные имена и наиболее древний список богов.

Читайте также: