Шрути и смрити кратко

Обновлено: 08.07.2024

Веды — это вовсе не религия в привычном смысле, как это представляют себе многие современные обыватели. Веды — это глубокое древнее знание, дающее людям знания, или науку, о:

- истинной природе человека;
- сути откружающего мира;
- Боге;
- и взаимоотношениях человека с ему подобными, окружающим миром и Богом.

ВЕДЫ И ИСТОРИЯ:

Будучи записаны 5 000 лет назад мудрецом Вьясадевой, Веды представляют собой:

ВЕДЫ – ЭТО ЗНАНИЯ:

Обширные разделы Вед дают подробное описание всех областей знаний, какие только могут понадобиться человеку:

градостроительство — Вастушастра;
архитектура — Стхапатьяведа;
грамматика — Вьякарана-Веданга;
математика — Схулба-сутра;
астрономия и астрология — Джьотиша-шастра;
химия — Расаяна-шастра;
медицина — Аюр-Веда;
воинское искусство — Дханур-Веда;
политика и юриспруденция — Ману-самхита;
гражданские законы — Нити-шастра;
этимология — Нирукта-Веданга;
философия — Упанишады, Веданта-сутра;

. а также логика, социология, психология, история и др

Ведические писания (шастры) составляют гармоничное целое и помогают человеку удовлетворить любые свои материальные нужды, развить физические и интеллектуальные способности, и в итоге подняться на высоконравственный уровень. Но главное назначение ведической литературы — поведать науку духовного самопознания, тем самым приведя человека к освобождению от страданий.

Веды утверждают, что цель человеческой жизни не в том, чтобы смириться с бренным и исполненным страданий миром, а в том, чтобы бороться за вечное счастье, осознав себя как духовную душу.

По ведическим представлениям, человек попадает в плен иллюзий тогда, когда начинает отождествлять себя с материальным телом и полагает, что материальный мир является единственной реальностью. Он просто упускает данную ему возможность вопрошать о Высшем.

ПРОИСХОЖДЕНИЕ ВЕД

ИСТОРИЧЕСКАЯ ХРОНИКА:

На заре творения Веды были переданы Брахме, вторичному Творцу материального мира, который в соответствии с их наставлениями и создал эту материальную Вселенную.

Происхождение Вед: Господь Брахма творит материальную Вселенную
в соответствии с наставлениями Всевышнего Господа.

Затем Брахма передал передал Веды в виде наставлений Нараде, своему сыну, который передвигается по всей Вселенной в своём материальном теле, воспевая хвалу Господу. Именно он и является первичной формой ведической литературы.

Происхождение Вед: когда Веды были записаны?
Первоначально существовала только одна Веда, и читать её не было необходимости. Люди были настолько разумны и имели такую хорошую память, что могли понять её, всего лишь однажды услышав из уст духовного учителя. Они могли сразу же постичь смысл сказанного.

Но 5 000 лет назад Вйасадева записал Веды для людей нашего века, Кали-юги. Он знал, что со временем жизнь людей настолько деградирует, что сократится продолжительность их жизни, память ослабеет, а разум притупится.

Вьясадева решил разделить Веды на четыре части:

Риг-веда
Сама-веда
Атхарва-веда
Йаджур-веда

Затем каждую из этих частей передал одному из 4-х своих учеников. Потом он принял во внимание людей, не обладающих сильным разумом.

Для них он составил Махабхарату и восемнадцать Пуран. Затем Вйасадева обобщил всё Ведическое знание для ученых и философов в Веданта-сутре, означающем конец Вед. И все же он не чувствовал удовлетворения. И тогда, по указанию его духовного учителя Нарады, он написал совершенный комментарий к Веданте — Шримад-Бхагаватам.

Чтобы иметь право называться Ведами, или ведическим, произведение должно утверждать ту же цель, что и тексты самих Вед.

Следовательно, мы можем относить к подлинной ведической литературе, или Ведам, любые работы, которые основываются на ведической сиддханте без искажения её смысла, даже если такая работа не является оригинальным Писанием. Таким образом, ведическая традиция предполагает появление новых авторитетных работ, передающих послание Вед так, как того требуют место, время и обстоятельства. Однако, чтобы претендовать на подлинность эти дополнения к Ведам, или ведической литературе, должны строго следовать учению Вед, Пуран и Веданта-сутры.

Таким образом Веды и вся ведическая литература живая, она не мертва и не пережиток старого. И тем не менее, любая литература, древняя или современная, не должна считаться ведической, если она отклоняется от ведической сиддханты. Поэтому буддизм, джайнизм и сикхизм, хотя они, несомненно, выросли из Вед, нельзя рассматривать как ведические учения.

КЛАССИФИКАЦИЯ ВЕД: ШРУТИ И СМРИТИ

К шрути относят 4 Веды.

К смрити принято относить:

Помимо этого есть Кавии, поэтические сборники. Их также иногда относят к разряду ведической литературы, поскольку они основаны на Пуранах, только с более подробной разработкой сюжета и историй, содержащихся изначально в Ведах, а потом записанных в Пуранах.

Хотя души могут обладать бесконечным индивидуальным разнообразием, они, тем не менее, подразделяются на три основные категории:

те, кто стремится заниматься деятельностью ради наслаждения ее плодами (кармой);
те, кто способен воспринять трансцендентное знание (гьяну);
те, кто достоин познать любовное преданное служение Богу (прему).

Также в обществе есть мудрецы, благочестивые люди, ученые и те, кто питает склонность к преданному служению. Поэтому:
для блага общества великие мудрецы написали множество книг, призванных объяснить гимны Вед.
для блага тех, кто занимается благочестивой кармической деятельностью, Ману и другие достойные мудрецы составили дхарма-шастры.
для блага тех, кого влечет к философским размышлениям (гьяна), философы составили книги по логике и философии.
для блага тех, кто питает склонность к преданному служению (бхакти), великие преданные создали Пураны и изначальные Тантры.

Веды: структура
Ведическое знание считается вечным, но из-за того, что материальрный космос находится в постоянном движении, учение Вед нуждается в том, чтобы его постоянно утверждали заново. Ведь и сам материальный космос, хотя и называется вечным, проходит через стадии творения, существования и уничтожения. В давние времена Веды передавались устно, позднее мудрец Вьясадева записал все ведические шастры.

• Риг-Веда - самая большая: в ней содержится 10522 стиха.Риг-Веда состоит из десяти глав, которые называются мандалы. Первые восемь мандал прославляют Индру и Агни-деву. Девятая мандала рассказывает о ритуале сома. В десятой мaндале содержатся мистические мантры и сукты(магические заклинания)

• Сама-Веду, называют Ведой молитв или песен. Она самая маленькая. В ней содержится 1549 стихов. В Сама-Веде содержатся гимны, которые пелись на различных церемониях. Большинство гимнов - это тексты, взятые из Риг-Веды, но здесь они изложены в соответствии с тем, как они используются в различных ритуалах и церемониях.

• Яджур-Веду называют Ведой жертвоприношений. Яджур и ягья, это то же самое.Она является своего рода руководством по проведению жертвоприношений, в ней содержатся различные описания ритуалов и приводится описание различных формул и процедур.

• В Атхарва-Веде содержится 6000 стихов; Это стихи наставлений и мудрости. В ней содержатся различные заклинания и заговоры. в Атхарва-Веде также есть много информации, которую можно отнести к разделу мистицизма. Например правила поклонения различным планетам и молитвы, которые помогают избежать неприятностей, зла, болезней. Там также содержатся правила для совершения жертвоприношений, для предложения определенных подношений.Так как эти знания не используются во время жертвоприношений- то как правило, используется слово триведи.

• В Атхарва-Веде содержится 6000 стихов; Это стихи наставлений и мудрости. В ней содержатся различные заклинания и заговоры. в Атхарва-Веде также есть много информации, которую можно отнести к разделу мистицизма. Например правила поклонения различным планетам и молитвы, которые помогают избежать неприятностей, зла, болезней. Там также содержатся правила для совершения жертвоприношений, для предложения определенных подношений.Так как эти знания не используются во время жертвоприношений- то как правило, используется слово триведи.

• Упаведы. Каждая Веда содержит упаведу. Упаведы - это практические знания, которые даны людям для того, чтобы они могли существовать в этом мире. Они представляют собой подразделы Вед.
В Риг-Веде содержится Аюр-Веда, которая обучает медицине,ее поведал Дханвантари.
В Сама-Веде содержится известная Гандхарва-упаведа-она описывает пение, танцы, музыку и театральное искусство. Гандхарва-Веду поведал Бхарата муни.
В Яджур-Веде содержится Дханур-упаведа. Она описывает военное искусство.
В Атхарва-Веде содержится Стхапатйа-упаведа, которая содержит в себе описание строительства, архитектуры , живописи и ваяния мурти (Божеств).

• Разделы
Каждая Веда состоит из четырех разделов, называемых Самхитами, Брахманами, Араньяками и Упанишадами.

• Самхиты представляют собой сборники мантр. Брахмачари изучают самхиты, то есть мантры, которые содержатся в этих самхитах.

• Брахманы дают указания, каким образом, с какими обрядами и в какое время эти мантры следует произносить. Также Брахманы содержат свод законов, которые должен соблюдать человек, чтобы счастливо жить в этом мире.Грихастхи обычно заучивали брахманы,так как в этом разделе содержатся описания ритуалов различных жертвоприношений карма-канды. У грихастх есть материальные желания и, как правило, они выполняют ритуалы карма-канды.Брахманы содержат суть знания, которое систематически разработано в сутрах (т.е. Сраута, Грихийа, Дхарма). В Сраутах описываются основные обязательные ведические ритуалы, такие как ежедневная агни-хотра и большие публичные жертвоприношения. В Грихийах объясняются ритуалы, предназначенные для домохозяев, особое внимание уделяется самскарам. В Дхарма Сутрах объясняются обязанности, соответствующие системе варнашрамы. Ману-самхита и другие Дхарма Шастры, объясняющие Дхарма Сутры, более доступны для обыкновенных людей. Все эти сутры и шастры составлены различными великими мудрецами, такими как Ману, Нарада и Йагйавалкйа.

Что такое шрути и смрити - Разница Между

Что такое шрути и смрити - Разница Между

Содержание:

Если вам интересно, что такое Шрути и Смрити, эта статья может дать вам правильный ответ. Шрути и Смрити - понятия, с которыми часто сталкиваются те, кто пытается понять индуизм. Эти две широкие категории, на которые разделена священная литература индуизма. Многие ученики путают Шрути и Смрити из-за сходства в священной литературе, относящейся к этим категориям. Шрути и Смрити являются двумя основными формами священного текста в индуизме. Есть некоторые четкие различия между этими двумя типами ведической литературы, которые будут обсуждаться в этой статье.

Что такое шрути

Шрути - это слово на санскрите, которое буквально означает то, что слышно. С другой стороны, Смрити включает ту часть ведической литературы, которая запоминается. Текст, содержащийся в Шрути, - это то, что было открыто самим Богом. Таким образом, это не открыто для суждения или оценки. Священный текст, который называется Шрути, является бесспорным и каноническим по своей природе. В основном он состоит из четырех Вед, которые заключаются в следующем.

Все четыре Веды имеют дело с различными аспектами индуизма, и они имеют форму поэтических гимнов. В целом, священный текст, содержащийся в этих четырех Ведах, можно классифицировать по трем подгруппам. Это,

Араньяки - это философия, содержащаяся в четырех Ведах, тогда как Брахманы - это комментарии к Ведам. Для каждой Веды есть Брахман. Упанишады являются развитием философии, содержащейся в Ведах, и они составляют основную часть более поздней индуистской религии и философии. Таким образом, можно сказать, что Шрути - это та форма ведической литературы, которая является высшим авторитетом и которая является откровением и не подлежит сомнению.


Что такое смрити

Священные тексты, кроме шрути, относятся к категории смрити. Они имеют второстепенную власть и фактически получают свою власть от Шрути. В то время как шрути считаются безвластными и вечными по своей природе, смрити являются творениями древних провидцев и мудрецов. В зависимости от текста, смрити подразделяются на четыре категории.

Веданги - это предметы, которые нужно усвоить, чтобы полностью понять смысл текста, содержащегося в Ведах. Унведы имеют дело с различными искусствами и науками. Дхарма составляет основу Упанги, в то время как даршаны считаются окнами к истине. Если идти по типам, смриты в основном бывают двух типов. Один тип - это тот, который объясняет шастры, в то время как другой тип имеет дело с кодексами поведения.

Эпопея Махабхарата и Рамаяна являются яркими примерами Смрити. Бхагавад-гита - еще один текст, относящийся к категории смрити. Это касается философии жизни. Пураны - это смрити, которые имеют отношение к древним историям и историям, в то время как книги Дхарма Шастры - это смрити, которые можно приблизительно приравнять к книгам по праву прошлого.

Понятно, что и Шрути, и Смрити являются формами ведической литературы, и оба они имеют решающее значение для тех, кто интересуется пониманием индуизма. Если вы читаете Смрити и у вас есть сомнения, вы всегда можете обратиться к Шрути, чтобы очистить свои сомнения, поскольку они остаются последним авторитетом в священной литературе индуизма.

Индусы разделяли всю свою древнюю литературу на две части, в действительности обозначавшие два периода: шрути, то есть слышанное, что не было делом одного человека или какой-либо личности (человеческой или божественной), и смрити, то есть воспоминаемое, которое всегда признавалось делом личности (человека или бога). Шрутам (или шрути) впоследствии получило значение откровения, как мы понимаем это слово; а смритам (или смрити) охватывало все, что признавалось имеющим только человеческий авторитет, так что если происходит столкновение между шрути и смрити, то последнее (предание) должно было сразу уступить шрути (откровение).

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Смрити

Смрити Богооткровенные писания, дополняющие шрути – изначальные ведические писания (Веды и

Шрути

Шрути Знания, приобретенные методом слушания духовного учителя, изначальные ведические Писания (Веды и Упанишады), данные человечеству Самим Верховным

Смрити

Смрити Богооткровенные писания, дополняющие шрути – изначальные ведические писания (Веды и

Шрути

Шрути Знания, приобретенные методом слушания духовного учителя, изначальные ведические Писания (Веды и Упанишады), данные человечеству Самим Верховным

Смрити

Смрити Богооткровенные писания, дополняющие шрути — изначальные ведические писания (Веды и

Шрути

Шрути Знания, приобретенные методом слушания духовного учителя, изначальные ведические Писания (Веды и Упанишады), данные человечеству Самим Верховным

Сомнения в традиционности западного кришнаизма вызывает и следующий факт. МОСК распространяет книги, написанные или его основателем Прабхупадой, или его учениками, но книг, созданных предшественниками Прабхупады, мы не находим. Откуда такая скромность? Например, любой христианин может познакомиться с трудами своих предшественников. Каждый при желании может убедиться в соответствии учения первых отцов Церкви современному учению Православной Церкви. Почему этого нет в МОСК? Так же возникает вопрос: как получилось, что после создания МОСК Прабхупаду перестали приглашать на свои собрания вайшнавы чайтаниты 73 . Может быть, они перестали видеть в нем собрата по вере?

Прабхупада не раз пытался доказать совместимость кришнаизма с христианством, он даже использовал Священное Писание для обоснования своих теорий, о чем ниже мы поговорим подробнее. Но совместимо ли в действительности христианство с кришнаизмом? Можно ли оставаться верным Христу, почитая Кришну? Попытаемся разобраться в данных вопросах.

Подводя итог, можно заключить, что МОСК не имеет никакого отношения к традиционному индуизму, так как его связь с ведической традицией исторически не подтверждена. В рамках мировоззренческих концепций МОСК вполне могут создаваться политические программы пронацистского характера, более того, сам МОСК в настоящее время активно сотрудничает с представителями коммуналистического реакционного движения в Индии, которое ставит своей целью уничтожение христианства и установления индуизма во всем мире. Вывод очевиден: нельзя оставаться верным Христу и при этом поклоняться Кришне, так как они являют собой два совершенно разных образа духовности, несовместимых друг с другом.

О традиции и ее восприятии в обществе читайте: Ивин А.А. Основы теории аргументации. М., Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС. 1997.

Читайте также: