Шпенглер о цивилизации кратко

Обновлено: 05.07.2024

1) докультурный, этнографический этап, когда создаются основы будущего развития культурного организма, связан с мифотворчеством, с религиозными ценностями и идеалами;

2) собственно культурный, когда получают высшее развитие все формы и сферы культуры, прежде всего философия, наука, искусство;

3) цивилизация – это кризис и распад культурного организма. Наблюдается резкий рост индивидуализма, техницизма, массовости. Искусство, уникальность ценностей развития культуры вытесняются зрелищами и спортивными соревнованиями.

По мнению О. Шпенглера культуры не могут передавать культурные начала друг другу, эту же мысль поддерживал российский исследователь Н.Я. Данилевский. Однако далеко не все ученные разделяли подобное мнение, например, В.С. Соловьев считал, что эволюция истории главным образом осуществляется в передаче культурного опыта. Например, такая религия как буддизм в первые зародись в Индии, в последствии она была передана представителям монголоидной расы, и этот факт коренным образом повлиял на историю и культуры народов Серверной и Восточной Азии. Народы передней Азии и северной Африки, по мнению. Н.Я. Данилевского относятся к другому типу. Изначально некоторое влияние на этот культурно-исторический типа оказал эллинизм, затем христианство, а затем ислам.

Концепциям О. Шпенглера и Н.Я. Данилевского противоречат также и другие примеры. Например, еврейский народ передал христианство греческому и римскому народу, оттуда христианство перешло к романо-германскому и славянскому народам. Согласно теории эти народы перед тем как принять христианство должны были сотворить свои собственные религии, однако этого не произошло. Кроме того, согласно концепциям Данилевского и Шпенглера, христианство должно было предстать перед человеком в качестве единой религии, но на самом деле христианство разделилось на несколько направлений, у романо-германских народов христианство поделилось на две ветви: католицизм и пространство, а у славянских народов на католицизм и православие. Более того православие славянского народа не было создано им самим, оно пришло уже сформированным из Византии, совершенно иного культурно-исторического типа.

Готовые работы на аналогичную тему

Точно так же, как и Данилевский, Шпенглер был не согласен с идеей о том, что весь мировой исторический процесс следует делить на три периода: древний, средневековый и новый. По мнению этих ученых история вовсе не является единым процессом, мировая история состоит из множества историй различных культур.

Цивилизация как итог культуры

Шпенглер сравнивал культуру с организмами, а мировую историю с коллективной биографией. Культуры как любое живое существо рождаются, расцветают, выполняю то, что им предназначено выполнить и после этого умирают. По мнению ученого культуры, тоже наделены душой. Когда зарождается некая культура, происходит пробуждение души. Когда душа культуры умирает, культура становится цивилизацией. Цивилизация имеет ряд отличительных черт:

  • космополитизм
  • города-гиганты
  • научный атеизм или мертвая метафизика
  • Массовость вместо народности

Шпенглер выделял восемь основных культурных типов:

  • египетский
  • вавилонский
  • индийский
  • китайский
  • классический или аполлоновский (греко-римский)
  • арабский или магический
  • мексиканский
  • западный или фаустовский

Шпенглер допускал выделение русской культуры как самостоятельной культурной ветви.

Базой каждой культуры является парасимвол, он определяет характеристики каждой культуры:

  • образ мысли
  • характер науки и философии
  • характер искусства
  • верование

В своих работах О. Шпенглер так же говорит об общественных формах и системах, которые соответствуют определённым этапам развития культур. Предкультурная стадия характеризуется плотоядностью, кочевым образом жизни, противостоянием природе. Когда начинается процесс освоения земледелия, человек начинает вести оседлый образ жизни, природа становится для него кормилицей. Таким образом племена кочевников и крестьян –земледельцев являются основой для появления культуры.

Ранний культурный период представлен двумя этапами:

  • феодализм
  • аристократическое государство

Культуру определяют два важных явления: появление городов и классов аристократии и священнослужителей. Постепенно город начинает возвышаться над деревней. Урбанистические ценности становятся главенствующими. Появляется буржуазия, ее влияние постепенно крепнет. Данный этап имеет три ступни:

  • становление государства;
  • становление абсолютной монархии, такие классы как буржуазия, аристократия и духовенство объединяются в единую нацию;
  • падение абсолютизма, революция, власть народа.

Последняя стадия культуры по Шпенглеру как было указано выше называется цивилизацией, в этот период происходит распад государства, народ превращается в разнородную массу. Человек становится рабом машин и технологий, устав от этого, он стремится снова воссоединиться с природой, наступает вторая волна духовного подъёма.

Демократия в последствии начинает заменятся властью тиранов. В государстве идет ориентация на массовость. Средства массовой информации говорят людям лишь то, что по мнению политиков людям необходимо слышать, происходит манипуляция правдой. Устав от подобной ситуации, народ готов променять свои иллюзии свободы на правопорядок и безопасность, наступает последняя стадия цивилизации, которая называется Цезаризм.

Согласно данной теории, историю развития человечества составляет совокупность историй развития локальных культур, не поддающихся оценке и сравнению. Это означает, что любая культура имеет право на жизнь.

Когда культура становится цивилизацией

Термины цивилизации и культуры часто называют синонимами. Неудивительно, ведь данные понятия имеют широкое поле для интерпретации. Однако чаще всего говорят, что культура — это все духовные и материальные ценности, созданные человеком, а цивилизация — это высокоразвитое культурное общество.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Культура становится цивилизацией, когда:

  • появляется упорядоченный общественный строй;
  • возникает государство;
  • появляется классовое деление и частная собственность.

Таким образом, культура — это вопрос нравственности, а цивилизация — практичности.

Авторы теории

Три самые известные концепции были разработаны О. Шпенглером, Н. Данилевским и А. Тойнби.

Теория Шпенглера

Теория Шпенглера заключалась в том, что существование многообразия культур — это единство проявления культуры, а не единство мировой истории.

Кратко о труде автора

Основные положения

Основные положения из теории Шпенглера:

Книга была раскритикована современниками из-за подхода, который исключал воздействие диалога культур на развитие цивилизаций.

Теория Данилевского

Данилевский утверждал, что каждая цивилизация имеет свою непередаваемую культуру жизнедеятельности, которая формируется самостоятельно.

Основные элементы работы

Этапы развития локальной культуры

Социолог вывел шесть этапов развития локальной культуры:

  1. Рост.
  2. Культурное и политическое самоопределение.
  3. Расцвет.
  4. Исчерпание сил.
  5. Накопление неразрешимых противоречий.
  6. Утрата веры.

Также он выделил двенадцать культурно-исторических типов, которые уже прошли все стадии или были уничтожены раньше.

Теория Тойнби

Теория гласит, что цивилизация — это историко-культурная целостность, связанная с территорией.

В отличие от Шпенглера, Тойнби допускает возможность взаимосвязи между цивилизациями, а также считает, что цивилизация — это лишь один из этапов развития культуры, а не ее крах.

Описание труда автора

В своем монументальном труде Тойнби определяет около двадцати цивилизаций, из которых живы только пять: западная, православно-христианская, исламская, индуистская, дальневосточная.

Основные положения работы автора

Можно выделить несколько основных элементов:

  • циклическая схема развития цивилизации (генезис, рост, надлом, упадок, разложение);
  • надлом — это прямое следствие нарастания общественных противоречий;
  • цивилизация становится уникальной под влиянием своей географической среды.

Принцип локальных цивилизаций в работах современных ученых

Современные ученые считают, что не существует строгого цикла развития локальных культур и цивилизаций. Бывают подъемы и спады, но они нерегулярны. К тому же, в связи с ростом глобализации и появлением массовой культуры уже нельзя утверждать об изолированном развитии отдельных культур, поэтому сегодня эти теоремы претерпевают значительные изменения.

1. Проблема типологии истории: формационная и

2. Понятие цивилизации и культуры в современном мире

3. Взаимосвязь культуры и цивилизации в концепции Освальда

4. Гибель Европейской цивилизации – это миф или реальность?

ВложениеРазмер
referat._lokalnye_tsivilizatsii_shpengler.doc 77.5 КБ

Предварительный просмотр:

Концепция локальных цивилизаций

Реферат по культурологии

Выполнила Тищенко ТМ

1. Проблема типологии истории: формационная и

2. Понятие цивилизации и культуры в современном мире

3. Взаимосвязь культуры и цивилизации в концепции Освальда

4. Гибель Европейской цивилизации – это миф или реальность?

В конце XX века, когда глобальные кризисы мировой цивилизации поставили под вопрос ее будущее, опыт развития локальных цивилизаций приобрел особое значение, предлагая новые стратегии выживания, которые западноевропейская культура не знает.

Данная работа посвящена изучению концепции О.Шпенглера о локальных цивилизациях.

Прежде, чем приступить к изучению авторской работы, нами были рассмотрены наиболее известные взгляды ученых на пути развития человеческого общества – это формационный и цивилизационный подходы [1], [8], [9].

Шпенглер утверждал, что бессмысленно говорить о человечестве в целом, т.к. у истории нет целей, нет никакой направленности. Надо изучать отличные друг от друга индивидуальные культуры. В действительности немецкий теоретик создал свой метод исследования истории, в рамках которого рассматривал ряд культурных формаций древности, и, на основе проводимых им параллелей с современностью, пытался определить судьбу Запада.

1. Проблема типологии истории:

формационная и цивилизационная модели

XX век стал временем, когда многие философы, социологи, историки, обращаясь к опыту прошлого и исследуя тенденции настоящего, пытались создать свои периодизации истории, дать ответ на вопрос о том, как развивается история, каков ее смысл, как разработать модели исторического развития.

На первый взгляд нет ничего проще, чем назвать периоды всемирной истории: древний мир, средние века, новое время, новейшее время – вот те периоды, которые многие называют безошибочно.

Авторство теории общественно-экономических формаций принадлежит К.Марксу. Маркс исходил из очень простого для любого человека факта: прежде чем заниматься наукой, искусством и т. д., люди должны есть, пить, одеваться, иметь кров над головой, а для этого необходимо трудиться. Труд – основа общественной жизни. Без трудовой деятельности общество не могло бы ни возникнуть, ни существовать. Развитие общества Маркс рассматривал как закономерный исторический процесс.

Страны могут различаться уровнем развития производительных сил, языком, традициями, но если в них сложились одинаковые производственные отношения, то они находятся на одном и том же историческом этапе, в одной общественно-экономической формации [1] .

В истории человечества известны пять последовательно сменявших друг друга общественно-экономических формаций: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая.

В основе смены формаций лежат последовательно сменяющие друг друга господствующие формы собственности: племенная, античная, феодальная, буржуазная, всеобщая. Смена формаций происходит в результате классовой борьбы и социальных революций [4, с.194].

Весьма значительным направлением в западной социально-философской мысли является концепция исторического круговорота (или теории культурно-исторического типа). Основные представители этого направления О. Шпенглер, А. Тойнби и П. Сорокин.

При всем разнообразии их подходов и взглядов им свойственно то общее, что они опираются на учение Дж. Вико, который утверждал, что каждый народ, развиваясь, проходит три эпохи (божественную, героическую и человеческую), аналогичные периодам жизни человека – детству, юности и зрелости. После этого процесс развития увядает и идет по нисходящей, уступая место новому круговороту.

Для всех этих концепций характерны такие особенности, как: утверждение об одинаковом значении всех культур в историческом процессе, вывод о существовании множества культур и цивилизаций, для которых характерны локальность и разнокачественность.

Теория цивилизаций имеет множество достоинств, помогающих раскрыть механизмы исторического развития, выявить его пути и особенности. Ее сторонники особое внимание уделяют непрерывности, эволюционности общественного прогресса. Отсюда можно сделать вывод, что революции – это вынужденный, нежелательный акт.

Цивилизационный подход помогает увидеть в истории поливариативность, не отбрасывая некие варианты, как не отвечающие критериям какой-то одной культуры. С его помощью можно выделить ряд социально-культурных различий современной восточной и западной цивилизаций [9, c. 62].

Если понятие общественно-экономической формации раскрывает, прежде всего, логику истории, ее единство, закономерности, повторяемость и особенности каждой стадии (формации), то понятия культуры и цивилизации характеризуют многообразие и гуманизм исторического процесса, уникальность и неповторимость жизнедеятельности его субьектов.

2. Понятие цивилизации и культуры в современном мире

Что же такое цивилизация?

У философов XX века разные взгляды на это:

Что же следует понимать под культурой?

  • Культура представляет собой определенный уровень производства и воспроизводства общественной жизни (технологический подход);
  • Культура рассматривается как способ и результат жизнедеятельности человека, который отражается во всем обществе (деятельностный подход);
  • Культура подчеркивает роль и значение идеальной модели жизни – должного в жизни общества, и культура в ней рассматривается как воплощение, реализация должного в сущее, реальное [3. с. 13]..

В широком смысле слова культура есть совокупность проявлений в жизни, достижений и творчества народа или группы народов [9, с. 229].

3.Взаимосвязь культуры и цивилизации

в концепции О. Шпенглера

Первым, кто провел границу между культурой и цивилизацией, был немецкий философ Иммануил Кант (1724-1804). А в начале XX века другой немецкий философ Освальд Шпенглер и вовсе противопоставил цивилизацию (как совокупность технико-механического) культуре (как царству органически-жизненного), утверждая, что культура в ходе ее развития низводится до уровня цивилизации и вместе с ней движется к своей гибели [9. с. 508].

На основе этой динамики О.Шпенглер выделяет два главных этапа в общем развитии любой культуры:

1) этап восхождения, который он назвал культурой,

2) этап нисхождения, называемый им цивилизацией.

В созданной теории замкнутых культур О.Шпенглер, подчеркивая самобытность каждой культуры, отрицал их диалог, возможность их познания, их взаимодействие друг на друга, отрицал существование общих исторических законов. Однако сама книга, в которой он рисует картины ушедших и современных ему культур, опровергает его теорию.

На этапе цивилизации не может возникнуть ничего принципиально нового. Цивилизация означает конец науки, искусства, творчества. Процесс развития прекращается, постепенно дух угасает, культура гибнет, наступает застой, ведущий, в конце концов, к распаду.[8, с. 406.]

4.Гибель европейской цивилизации – это миф или реальность?

Шпенглер нетрадиционно подошел к вопросу противопоставления цивилизации и культуры, гармонически объединив терминологию со своей концепцией о локальных цивилизациях. Немецкий теоретик под цивилизацией понимает итог, завершение, исход всякой культуры. О.Шпенглер называл цивилизацией одряхлевшую культуру, реализовавшую свои цели, подошедшую к концу своего существования.

Любая культура имеет локальный (местный) характер, имеющей влияние только в пределах данного народа, нации, страны. Отсюда можно сделать поправку на содержание книги Шпенглера – это не теория локальных цивилизаций, а теория локальных культур. И независимо, в какой части света эта культура процветает, перейдя в стадию цивилизации, она в свое время погибнет, уступая место новому. Отсюда, цивилизация – исход и завершение развития культуры. Вот только наперед не известно, каким будет это новое, что принесет новая культура – расцвет или падение, созидание или уничтожение существующего общества.

Но сама жизнь опровергла это учение. Античные формации погибли, не пройдя путь феодализма и социализма, социалистическая Европа приказала долго жить, а о коммунистической формации сегодня не приходится даже и мечтать.

Относительно Римской, Греческой, Египетской культур правильнее было бы применить концепцию О.Шпенглера о локальных цивилизациях. Да, действительно, эти народы, страны прошли схожий путь от рождения, развития и расцвета культуры к закату цивилизации. Исследуя пути их развития, анализируя закономерности и причины гибели цивилизации, можно обойти острые углы в решении проблем сегодняшнего властелина природы – homo sapiens – человека разумного.

Общество – это сложная по своей сущности, структуре, социальным функциям живая, развивающаяся система. Социальная потребность осмысливать закономерности многообразных проявлений общественной жизни породила многочисленные теоретические модели общественного развития. Каждая из этих моделей имеет в наше время право на существование, ибо разнообразие подходов к анализу общества дает возможность исследовать его наиболее полно и цельно.

Итак, налицо поистине феноменальное и даже парадоксальное явление: впервые за свою многовековую историю люди создали средства, способные уничтожать человеческую цивилизацию; человечество в процессе своей деятельности разрушает свою среду обитания, способствуя деградации рода человеческого. Неужели сбываются мрачные прогнозы немецкого философа О.Шпенглера, еще до первой мировой войны предсказавшего конец европейской культуры?

Однозначного ответа на этот вопрос нет. Существуют лишь различные точки зрения, прогнозы на будущее. Пессимисты предрекают упадок и гибель культуры и цивилизации; оптимисты лелеют надежду на то, что человечество, преодолев все кризисы и опасности, выйдет на новый уровень своего существования.

Читайте также: