Школы для маленьких детей иоганна генриха песталоцци кратко

Обновлено: 05.07.2024

Иоганн Генрих Песталоцци

Иоганн Генрих Песталоцци родился 12 января 1746 г. в Цюрихе. Семья жила не богато. Отец был хирургом (по другим данным – глазным врачом). Мать, в девичестве Хотце, занималась воспитанием детей, их в семье было трое. Иоганн был средним ребёнком.

Когда мальчику было 5 лет, умер отец. Содержать семью матери помогала горничная Барбара Шмид.

В 1751 г. Иоганн начал посещать немецкую начальную школу. Там он обучался чтению, письму, элементарному счёту, заучивал молитвы, библейские тексты и катехизис. В 1754 г. мальчик перешёл в среднюю латинскую школу.

А в 1763 г. Песталоцци продолжил обучение в высшей Цюрихской школе Коллегиум Каролинум, желая стать священником. Он учился у таких известных педагогов как Яков Бодмер и Иоганн Брейтингер, оказавших большое влияние на формирование взглядов юноши.

Дедушка Иоганна был священнослужителем, он навещал прихожан и часто брал с собой внука, когда тот приезжал к нему на праздники. Эти посещения произвели на Песталоцци большое впечатление, его поразила бедность сельских крестьян, их необразованность, ранний детский труд.

Иоганн Генрих Песталоцци в молодости

Краткая биография

Иоганн Генрих Песталоцци (портрет)

Иоганн Генрих Песталоцци (портрет)

Личная жизнь

В 1769 г. Иоганн женился на Анне Шультгес, происходившей из богатой купеческой семьи.

Вскоре у супругов родился единственный сын Жан-Жак Песталоцци. Он был болезненным ребёнком, страдал от эпилептических припадков. Умер Жан-Жак в возрасте 31 года, после себя оставил жену и сына Готлиба.

С женой Анной на занятиях

С женой Анной на занятиях

Вывод

Иоганн Генрих Песталоцци был выдающимся швейцарским педагогом-гуманистом, он внёс огромный вклад в педагогическую теорию и практику.

Он разработал основы первоначального образования и сформулировал теорию природосообразного обучения, т.е. опирающегося на законы природы. Ребёнок должен не просто накапливать знания, но получать их практическим путём из личного опыта, под руководством учителя. Так, постепенно накапливая и анализируя знания, переходя от простого к сложному, у ребёнка формируется логичная и понятная картина мира. Он учится самостоятельно мыслить.

Мемориал в Цюрихе

Мемориал в Цюрихе

Главными составляющими элементарного образования педагог считал чтение, счёт и наблюдение.

Песталоцци первым сказал о необходимости всестороннего гармоничного развития человека. Помимо интеллектуальной деятельности важно уделять внимание физическому и нравственному развитию ребёнка. Идеи великого педагога и сегодня не утратили своей актуальности.

Не так много людей смогло кардинально повлиять на развитие теории и практики обучения. Одним из новаторов стал Иоганн Песталоцци. Кратко о его педагогических идеях говорить сложно, так как они достаточно масштабные. Именно он указал на важность физического, трудового и нравственного воспитания детей. Являлся ярким представителем гуманистической школы.

Педагог песталоцци

Основные принципы

Педагог Песталоцци обладал смелыми взглядами для своего времени. Целью своей жизни он выбрал защиту униженных и оскорбленных. В 1774 году он открыл приют для сирот и бедных детей, но спустя шесть лет он закрылся.

  • развитие органов чувств;
  • дисциплинированность на основе любви к ученику;
  • природосообразность.

Песталоцци педагогические идеи кратко

В произведении рассказывалось о следующих вещах:

  • устройство крестьянских школ;
  • реалистичная картина жизни деревни;
  • вера в то, что просвещение изменит общество.

Педагогическая деятельность Песталоцци основывалась на важном принципе — сначала учитель должен понаблюдать за ребенком, а потом уже делать выводы. Сам процесс обучения же строится на переходах от части к целому. Важно использовать наглядность на уроках — именно она помогает развивать память и мышление.

Песталоцци призывал отказаться от излишних бесед на уроках, которые приводят к появлению болтунов. Педагог написал еще несколько книг, которые стали известны на весь мир. Именно он создал педагогику как науку и выделил ее объект, предмет, методики, проведения исследований.

Особенности воспитания

Вклад Песталоцци в педагогику сложно переоценить. Он заставил людей переосмыслить многие вещи. Так, педагог предлагал воспитывать ребенка с момента его появления на свет. Для этого не нужны дорогие игрушки. Достаточно сформировать у ребенка склонность к самостоятельным рассуждениям и творчеству.

Имеет значение и то, как воспитывается малыш. Он должен с ранних лет видеть, что такое доброта и любовь. Вместе с этим у него вырабатывают чувство собственного достоинства. У ребенка вырабатывают стремление постоянно расширять кругозор.

Песталоцци педагогические идеи

Песталоцци выделял важно физического и трудового воспитания. Первое было важно для поддержания здоровья, а второе нужно для появления желания работать. Педагог сформулировал теорию трех сил. Согласно ей, каждый человек обладает тремя силами — физической, умственной и нравственной. Они тесно связаны, влияют друг на друга и стремятся развиваться.

Песталоцци настаивал на том, чтобы программа школы была расширена. Он добавил уроки чтения и письма, гимнастику, пение и другие предметы. Но самый главный вклад педагог внес в дидактику. Он рассказал о развивающем обучении, которое должно быть направлено на выработку навыков и их совершенствование. Поэтому Песталоцци разработал особую систему упражнений, которые шли от простого к сложному.

Концепция педагога

Педагогическая деятельность песталоцци

Песталоцци задавался вопросом, как определить отношение между развитием, воспитанием и обучением. Педагог сильно психологизировать процесс и поэтому он разработал теорию элементарного образования. Согласно ей, цель школы — гармоничное развитие ребенка. Для этого нужно разными видами деятельности. Все они должны быть направлены на физическое, нравственное и умственное развитие. Только развитие всех составляющих гарантирует достижение хороших результатов.

Идеи педагога повлияли на многих специалистов. Они стали основой для воспитательной системы А. С. Макаренко, учебной программы А. А. Занкова и других. Поэтому вклад Песталоцци в развитии теории и методики обучения сложно переоценить. Он позволил науке значительно продвинуться вперед.

Но самая важная его заслуга заключается в ином: он заговорил о важности воспринимать ребенка как равного себе и достойного уважения по факту рождения. Подобные гуманистические идеи были новыми для общества. Но именно они позволили изменить традиционные взгляды.


Иоганн Генрих Песталоцци – крупнейший педагог-гуманист, реформатор и демократ времен буржуазной революции в Швейцарии и Франции, представитель передовой интеллигенции того периода. Более полувека своей жизни он отдал народному просвещению.

Биография

Иоганн Генрих Песталоцци родился в 1746 г. в Цюрихе (Швейцария), в семье врача. Отец мальчика умер рано. Именно поэтому воспитанием Иоганна занималась мать вместе с преданной служанкой – простой крестьянкой. Обе женщины мужественно и самоотверженно боролись с нуждой. И это оказало на мальчика неизгладимое впечатление. Повлияло на его будущие взгляды и тяжелое положение крестьян, которое он видел, находясь в деревне у деда.

Начальное образование Песталоцци получил в немецкой школе, а среднее – в латинской. Знакомство с убогой программой и низкий уровень профессионализма учителей вызывали у молодого человека крайне негативные эмоции.

Окончив среднюю школу, Песталоцци стал студентом коллегиума Каролинума. В этом высшем учебном заведении он окончил младшие курсы по филологическому и философскому направлению.

памятник Песталоцци

В 1774 г. Иоганн организовал в Нейгофе приют для бездомных детей и сирот. Средства на содержание этого заведения зарабатывали сами дети. Однако мысль о том, что за счет этого источника можно было содержать приют, уже изначально являлась утопией. В 1780 г. его пришлось закрыть из-за отсутствия средств.

В течение 18 последующих лет Песталоцци посвятил себя литературной работе. В 1799 г. он вновь открыл приют. В этом заведении, которое располагалось в швейцарском городе Станце, содержалось 80 детей от 5 до 10 лет. Однако и этот приют просуществовал совсем недолго. Уже спустя несколько месяцев его закрыли. В связи с начавшимися военными действиями помещение было отдано под лазарет.

иоганн генрих песталоцци

Вскоре Песталоцци стал работать учителем, а несколько позже организовал собственный институт, где вместе со своими сотрудниками продолжил опыты упрощенного обучения, начатые им в Станце. Вскоре он создал учебное заведение, которое имело огромный успех. Однако Песталоцци все же не был удовлетворен своей работой, ведь в эту школу ходили не крестьянские дети, а сыновья зажиточных людей, которые готовились к поступлению в университет. В 1825 г. Песталоцци закрыл свой институт, который просуществовал 20 лет. Спустя два года, на 82-м году жизни, великий педагог скончался.

Научные труды

Сущность идей Песталоцци

Вся жизнь великого педагога-демократа прошла в экономически отсталой Швейцарии, которую считали крестьянской страной. Все это не могло не отразиться на мировоззрении Песталоцци. Повлияло его видение мира и на разработанные им педагогические взгляды.

девочка показывает учительнице то, что написано на бумаге

Согласно педагогическим идеям Песталоцци, центром воспитания детей служит формирование личности и нравственного облика человека. Целью такой работы является гармоническое и всестороннее развитие всех способностей и природных сил человека. При этом педагогу нельзя подавлять процесс естественного развития личности. Он лишь должен направлять подрастающего человека по правильному пути и не допускать оказания на него негативного влияния, способного отклонить ребенка в сторону.

Сущность воспитания, как понимает его Песталоцци, заключена в согласии с природой. Однако целенаправленное обучение необходимо каждому ребенку. Ведь если он будет предоставлен сам себе, то развитие пойдет стихийно и не позволит достичь необходимого уровня гармоничного развития личности, который необходим человеку как члену общества.

Теория элементарного образования

Данная концепция является центральной в педагогической практике учителя-демократа. Согласно теории элементарного образования Песталоцци, воспитательный процесс должен быть начат с наиболее простых элементов, а уж затем постепенно направляться к тому, что считается более сложным. При этом в обучении необходимо использовать различные направления.

Это трудовое и физическое, эстетическое и нравственное воспитание, а также умственное образование. Различные стороны воспитательного процесса необходимо воплощать во взаимодействии. Это и позволит человеку развиваться гармонично.

Использование труда

В своих трудах Песталоцци подробно описал все методы и средства процесса обучения. При этом значительное внимание он уделил труду. Именно он, по мнению педагога-демократа, является важнейшим средством процесса воспитания человека. Подобная деятельность способствует развитию не только физических сил, но и ума. Помимо этого, трудовое воспитание ребенка формирует в нем нравственность. У работающего человека создается убеждение в огромном значении совместной деятельности для сплочения людей в общественный союз.

Наиболее ценным направлением деятельности Песталоцци является его стремление к созданию такой школы, которая была бы неразрывно связана с потребностями и жизнью народных масс и способствовала развитию духовных сил детей рабочих и крестьян. А этим ученикам крайне необходимы трудовые знания и умения.

Судя по этому произведению, становится понятно, что Песталоцци отводил народной школе значительную роль в подготовке детей трудящихся к предстоящей деятельности. Но одновременно с этим он постоянно подчеркивал мысль о необходимости достижения высшей цели воспитания, состоящей в формировании личности.

В качестве одной из педагогических идей Песталоцци выступало расширение учебного плана начальной школы. Учитель-реформатор ввел в процесс обучения освоение навыков письма и чтения, измерения и счета, пение, рисование и гимнастику, а также получение некоторых знаний из области истории и географии. Этим Песталоцци значительно расширил границы общего образования, которое существовало в народной школе того периода, ведь в этих заведениях детей обучали лишь элементам чтения и законам божьим.

Введение в учебный план элементов искусства и общенаучных знаний, общественно полезного труда и физического воспитания способствовало подготовке более знающего и культурного труженика.

Будучи пропагандистом и организатором трудовой школы и человеком, тесно связанным с реальной жизнью, Песталоцци был категорически против схоластического словесного обучения. Оно не позволяло детям получить те навыки и знания, которые были им необходимы в жизни.

Физическое воспитание

Основой данного направления обучения великий педагог считал естественное стремление детей к движению, которое и заставляет их быть непоседливыми, играть, всегда действовать и за все хвататься. При этом физическое воспитание по Песталоцци - это то, что способствует развитию волевых качеств, чувств и ума учеников. Игра для детей обеспечивает движение суставов. Причем учитель-демократ считал, что закладывать основы физического воспитания ребенка необходимо еще в семье. Естественная домашняя гимнастика детьми здесь выполняется с помощью матери. Именно она помогает своему чаду вначале стоять на ножках, а после делать первые шаги. После того как ребенок научится самостоятельно делать все движения, на которые способно тело человека, он начнет принимать участие в домашнем труде.

Вся последующая школьная гимнастическая система Песталоцци была построена на основе самых простых упражнений. При их выполнении подразумевались движения, аналогичные тем, которые совершаются людьми, когда они, например, пьют или поднимают тяжести, то есть делают обыденные вещи.

мальчики играют в футбол

По мнению Песталоцци, применение системы таких последовательно проводимых упражнений позволяет развить ребенка физически. При этом такие занятия подготовят детей к труду и сформируют у них необходимые умения.

Большое место при реализации физического воспитания Песталоцци отводит выполнению военных игр, строевых занятий и упражнений. Все эти занятия в его институте тесно сочетались с экскурсиями по Швейцарии, туристическими походами и спортивными играми.

Нравственное воспитание

Педагогические идеи Песталоцци были направлены и на развитие у учеников деятельной любви к окружающим их людям. Самый простой элемент данного направления учитель-демократ видел в любви ребенка к матери. Это чувство возникает у детей на основе их естественных физических потребностей. Мать, заботящаяся о своем дитя, порождает у него любовь и благодарность к ней, что перерастает в тесные духовные связи. Все это, по мнению Песталоцци, возможно и в педагогике. И в том случае, когда школа будет построена на любви учителя к своим ученикам, она сможет успешно проводить их нравственное воспитание.

Задача педагога при этом состоит в постепенном переносе естественно возникшего чувства ребенка – любви к матери, на людей, находящихся в его окружении. Вначале это должны быть отец, сестры, братья, а после и все остальные. В результате ребенок распространит свою любовь в целом на человечество и ощутит, что он является членом общества.

По мнению Песталоцци, нравственность можно выработать у детей благодаря постоянно выполняемым делам, которые приносят пользу другим. Причем основы этого воспитания закладываются в семье. Дальнейшее развитие нравственности должно быть осуществлено в школе. Но сделать это может только то образовательное заведение, в котором имеет место отеческая любовь учителя к детям.

При поступлении в школу ребенок значительно расширяет круг своих социальных отношений. Задачей учителя при этом является их правильная организация, основывающаяся на деятельной любви детей ко всем тем, с кем они общаются.

В трудах по педагогике Песталоцци высказывал убеждение в том, что нравственное поведение ребенка невозможно сформировать путем нравоучений. Сделать это можно лишь благодаря развитию моральных чувств. Он указывал на большое значение для детей нравственных поступков, требующих выдержки и самообладания, что позволяет сформировать волю молодого человека.

Наиболее ценными сторонами теории элементарного образования Песталоцци в отношении нравственного воспитания является указание на неразрывную его связь с физическим развитием. Помимо этого, великой заслугой учителя-реформатора явилось и требование к выработке нравственного поведения без использования моральных проповедей, а с направлением детей на совершение хороших поступков.

Религиозное воспитание

Нравственность Песталоцци тесно связывал с верой. Однако при этом он вовсе не имел в виду обрядовую религию, которую подвергал критике. Он говорил о той естественной божьей силе, которая позволяет человеку любить всех людей. Ведь согласно внутренней религии, их можно рассматривать в качестве братьев и сестер, то есть детей одного отца.

Развитие органов чувств

Педагогические идеи Песталоцци содержательны и богаты. Основываясь на необходимости гармоничного развития личности, они тесно связывают два таких элемента, как нравственное воспитание и умственное образование. При этом учитель-реформатор выдвигает требование о наличии воспитывающего обучения.

Идеи Песталоцци, касающиеся умственного образования, определены в разработанной им гносеологической концепции. Ее основой является утверждение о том, что любой процесс познания непременно начинается с чувственного восприятия, которое в дальнейшем перерабатывается сознанием человека с помощью априорных идей.

Песталоцци также полагал, что любое обучение должно осуществляться с применением наблюдений и опытов, поднимаясь до обобщений и выводов. Результатом такой практики становится получение ребенком зрительных, слуховых и прочих ощущений, побуждающих мыслить и творить.

мальчик смотрит на бабочек

Те представления о внешнем мире, которые человек получает благодаря органам чувств, вначале бывают неотчетливыми и неясными. Задача учителя состоит в их упорядочивании и доведении до конкретных понятий.

Песталоцци подвергал критике школы, которые существовали в тот период. Ведь в них господствовали механические запоминания и догматизм, что притупляло мышление учеников. Среди его идей было построение обучения на основе знаний об особенностях умственного развития ребенка. Исходных моментом для этого Песталоцци считал восприятие детьми внешнего мира посредством органов чувств. При этом он указывал на то, что созерцание человеком природы является фундаментом обучения, так как служит основой, на которой строится человеческое познание.

Принцип природосообразности

Учитель-демократ представлял обучение в виде искусства, которое призвано оказать помощь человеку в его естественном стремлении к развитию. И в этом заключен его принцип природосообразного образования.

В понимании данного вопроса Песталоцци сделал значительный шаг вперед. Ведь до него подобная идея была выдвинута Коменским, но тот пытался ответить на вопрос природосообразности обучения, подбирая аналогии с явлениями природы, порой механически перенося на процесс получения знаний те выводы, которые были сделаны им при наблюдении мира животных и растений. Песталоцци подошел к решению этой проблемы с иной стороны. Природосообразность обучения он видел в раскрытии естественных сил самого ребенка, а также его психологических особенностей. Это в конечном итоге позволяет решить общие задачи педагога, состоящие в воспитании гармонически развитой личности.

Подобная идея, которая возникла еще до написания трудов Песталоцци и была озвучена другими авторами, стала предметом серьезного спора, который возник между сторонниками формального и материального образования.

Основная задача обучения учителем-демократом была высказана исходя из теории формального обучения. Она, по его мнению, состоит в пробуждении способности мыслить и росте духовных сил. Пути познавательных процессов у учеников Песталоцци видел в постоянном движении от смутных и беспорядочных впечатлений, получаемых органами чувств, до ясных представлений и четких понятий. Он был уверен в том, что все обучение должно строиться на конкретных наблюдениях из жизни, а не на словах, которые пусты и бессодержательны.

Песталоцци рассматривал наглядность как исходное начало, дающее толчок развитию духовных сил ребенка, и как то, что позволяет в дальнейшем работать мысли. Он предложил использовать наблюдение в различных областях познания. Это и привело к применению наглядности в изучении счета и языка, а также всех остальных учебных предметов, которая стала средством для развития мышления.

наглядное познание мира

Песталоцци указывал на то, что педагогу необходимо научить учеников наблюдать, со временем расширяя границы их познания. Но при этом задачей школы является формирование у детей правильного понимания предметов окружающего мира. А это, по мнению реформатора, возможно при использовании таких элементарных средств обучения, как слово, число и форма. На них и должно быть построено первоначальное обучение детей, которые должны в первую очередь говорить, считать и измерять.

Песталоцци была разработана методика первоначального обучения. С ее помощью дети познавали измерение, счет и родной язык. Данная методика была настолько упрощена ее автором, что позволяло пользоваться ею любой матери-крестьянке, которая начинала заниматься со своим ребенком.

Преподавание географии

Некоторые идеи Песталоцци касались и изучения нашей планеты. Здесь он направляет детей от близкого к далекому. Так, после наблюдений той местности, которая находилась возле них, ученики переходили к более сложным понятиям.

При знакомстве с участком земли возле школы или со своей деревней дети могли приобрести начальные географические представления. И только позже эти знания постепенно расширялись. В результате ученики получали сведения о всей планете.

девочки сидят за партой и улыбаются

По мнению Песталоцци, соединение начальных понятий естествознания с изучением родных мест было весьма полезным для учеников. Он рекомендовал свою методику, по которой дети должны были при использовании глины лепить знакомые им рельефы, а уж после переходить к изучению карт.

Заключение

В процессе своей профессиональной деятельности Песталоцци были разработаны частные методики и общие основы начального образования. Однако им не был правильно решен вопрос о единстве развития умственных сил учащихся и процесса получения знаний. Порой он переоценивал роль механических упражнений и придерживался направлений формального образования.

Тем не менее идея о развивающем школьном обучении, которую выдвинул Песталоцци, сыграла решающую роль в дальнейшем развитии передовой педагогической практики и теории. Несомненной заслугой учителя-реформатора стала и его мысль о повышении уровня умственных способностей детей для подготовки их к осмысленной деятельности.

Иоганн Генрих Песталоцци (1746-1827) – швейцарский педагог, один из крупнейших педагогов-гуманистов конца 18 – начала 19 века, внесший существенный вклад в развитие педагогической теории и практики.

Разработанная им теория элементарного природосообразного воспитания и обучения продолжает успешно применяться и сегодня.

pestaloczczi

Песталоцци был первым кто призывал к гармоничному развитию всех задатков человека – интеллектуальных, физических и нравственных. Согласно его теории воспитание ребенка следует выстраивать на наблюдении и размышлении растущего индивида под предводительством учителя.

В биографии Песталоцци есть множество интересных фактов, о которых мы расскажем в данной статье.

Итак, перед вами краткая биография Иоганна Песталоцци.

Биография Песталоцци

Иоганн Песталоцци появился на свет 12 января 1746 г. в швейцарском городе Цюрих. Он рос в простой семье со скромным достатком. Его отец был врачом, а мать занималась воспитанием троих детей, среди которых Иоганн был вторым.

Детство и юность

Первая трагедия в биографии Песталоцци произошла в 5-летнем возрасте, когда скончался его отец. На тот момент главе семейства было всего 33 года. В результате воспитание и материальное обеспечение детей легло на плечи матери.

Иоганн учился в школе, где мальчики помимо традиционных предметов изучали Библию и другие священные тексты. Он получал довольно посредственные оценки по всем предметам. Особенно трудно мальчику давалась орфография.

Затем Песталоцци обучался в латинской школе, после чего стал студентом Каролинского коллегиума. Здесь учеников готовили к духовной карьере, а также давали образование для работы в государственной сфере. Изначально ему хотелось связать свою жизнь с богословием, но вскоре он пересмотрел свои взгляды.

В 1765 г. Иоганн Песталоцци бросил учебу и примкнул к буржуазно-демократическому движению, которое пользовалось популярностью среди местной интеллигенции.

Испытывая материальные трудности парень решил заняться сельским хозяйством, однако достичь каких-либо успехов в этой деятельности так и не смог. Именно тогда он впервые обратил внимание на крестьянских детей, предоставленных самим себе.

Педагогическая деятельность

Летом Иоганн обучал ребят полевым работам, а зимой разным ремеслам, которые в будущем помогли бы им получить профессию. Одновременно с этим он преподавал детям школьные дисциплины, а также рассуждал с ними о природе и жизни людей.

В 1780 г. Песталоцци пришлось закрыть школу, поскольку она не окупала себя, а использовать детский труд для погашения займа он хотел. Находясь в стесненных финансовых обстоятельствах он решил заняться писательской деятельностью.

pestaloczczi-6

Позже швейцарские власти обратили внимание на труды педагога, предоставив ему полуразрушенный храм для обучения беспризорников. И хотя Песталоцци был счастлив от того, что теперь он мог заняться любимым делом, ему все же пришлось столкнуться со многими трудностями.

Здание было не пригодно для полноценного обучения, а ученики, число которых возросло до 80 человек, прибывали в приют в крайне запущенном физическом и моральном состоянии.

Иоганну приходилось самостоятельно воспитывать и заботиться о детях, которые были далеко не самыми послушными.

pestaloczczi-s-vospitannikami

Песталоцци с воспитанниками

Тем не менее, благодаря терпению, сострадательности и мягкому характеру Песталоцци удалось сплотить своих воспитанников в одну большую семью, в которой он выполнял роль отца. Вскоре старшие дети начали заботиться о младших, оказывая неоценимую помощь педагогу.

Позже французской армии понадобилось помещение для госпиталя. Военные приказали освободить храм, что привело к закрытию школы.

В 1800 г. Песталоцци открывает Бургдорфский институт – среднюю школу с интернатом, предназначенную для подготовки учителей. Он собирает педагогический коллектив, вместе с которым проводит успешную экспериментальную работу в области методики преподавания счета и языка.

Спустя 3 года институту пришлось перебраться в Ивердон, где Песталоцци приобрел международную популярность. В одночасье он стал одним из самых авторитетных педагогов в своей области. Его система воспитания работала настолько успешно, что в его учебное заведение стремились отдать своих детей многие богатые семьи.

В 1818 г. Иоганну удается открыть школу для бедных на средства, полученные от публикации его трудов. К тому времени биографии его здоровье оставляло желать лучшего.

Основные образовательные идеи Песталоцци

Основным методологическим положением во взглядах Песталоцци выступает утверждение, что нравственные, умственные и физические силы человека склонны к саморазвитию и к деятельности. Таким образом ребенка следует воспитывать так, чтобы помогать ему саморазвиваться в нужном направлении.

Главным критерием в воспитании, Песталоцци называет принцип природосообразности. Свойственные любому ребенку природные таланты следует максимально развивать, начиная от простого к сложному. Каждый ребенок уникален, поэтому педагогу стоит как бы подстраиваться под него, благодаря чему тот сможет в полной мере раскрыть свои способности.

pestaloczczi-2

Таким образом, для каждого человека важно уметь проводить измерения, считать и владеть языком. Данный метод Песталоцци применяет во всех сферах воспитания детей.

Средства воспитания – труд, игра, обучение. Мужчина призывал коллег и родителей обучать детей на основе вечных законах природы, благодаря чему они смогут познать законы окружающего мира и развить мыслительные способности.

Всякое обучение должно опираться на наблюдения и исследования. Иоганн Песталоцци негативно относился к книжному начальному обучению, основанному на заучивании и пересказе материала. Он призывал к тому, чтобы ребенок самостоятельно наблюдал за окружающим его миром и развивал свои задатки, а педагог в этом случае выступал лишь в роли посредника.

Песталоцци уделял серьезное внимание физическому воспитанию, в основе которого лежало естественное стремление ребенка к движению. Для этого он разработал простую систему упражнений, которая способствовала укреплению организма.

В области трудового воспитания Иоганн Песталоцци выдвинул новаторское положение: детский труд благотворно воздействует на ребенка только при условии, что ставит перед собой воспитательные и нравственные задачи. Он заявлял, что ребенка следует приучать к труду путем обучения тех навыков, которые будут актуальны для его возраста.

Религиозно-нравственное воспитание в понимании швейцарца должно формироваться не поучениями, а развитием в детях нравственных чувств и наклонностей. Изначально ребенок на инстинктивном уровне испытывает любовь к матери, а затем к отцу, родственникам, педагогам, одноклассникам и в конечном счете ко всему народу.

По мнению Песталоцци учителя должны были искать индивидуальный подход к каждому отдельно взятому воспитаннику, что для того времени считалось чем-то сенсационным. Таким образом для успешного воспитания подрастающего поколения требовались высококвалифицированные педагоги, которые должны были быть еще и хорошими психологами.

pestaloczczi-3

В своих трудах Иоганн Песталоцци акцентировал внимание на организации обучения. Он считал, что ребенка следует воспитывать уже в первый час после его рождения. Позже семейное и школьное воспитание, построенное на природосообразной основе, должно осуществляться в тесном взаимодействии.

Песталоцци настаивал на совместном обучении мальчиков и девочек. Мальчики, если их воспитывать одних, становятся чересчур грубыми, а девочки замкнутыми и чересчур мечтательными.

Из всего сказанного можно сделать следующий вывод: главная задача воспитания детей по системе Песталоцци состоит в том, чтобы первоначально на природосообразной основе развивать мыслительные, физические и нравственные задатки ребенка, дав ему четкую и логичную картину мира во всех его проявлениях.

Личная жизнь

Когда Иоганну было около 23 лет он взял в жены девушку по имени Анна Шультгес. Стоит заметить, что его супруга происходила из состоятельной семьи, вследствие чего парню пришлось соответствовать ее статусу.

Песталоцци купил неподалеку от Цюриха небольшую усадьбу, где хотел заняться земледелием и приумножением своего имущества. Не достигнув в этой области никаких успехов, он существенно подорвал свое финансовое положение.

pestaloczczi-i-ego-zhena-anna-na-zanyatiyah

Песталоцци и его жена Анна на занятиях

Тем не менее, именно после этого Песталоцци всерьез занялся педагогикой, обратив внимание на крестьянских детей. Кто знает, как бы сложилась его жизнь, если бы он увлекся земледелием.

Последние годы и смерть

Последние годы жизни принесли Иоганну немало беспокойств и огорчений. Его помощники по Ивердону перессорились, а в 1825 г. институт был закрыт по причине банкротства. Песталоцци пришлось покинуть основанное им заведение и вернуться в свою усадьбу.

Фото Песталоцци

pamyatnik-pestaloczczi

Памятник Песталоцци

Читайте также: