Школа карла мая кратко

Обновлено: 05.07.2024

Немецкая школа с индивидуальным подходом

Небольшая частная немецкая мужская школа открылась в Петербурге 10 сентября 1856 года — на её открытии настояли родители детей, которым не нравилось, что существующие школы оторваны от реальности и не дают никаких практических навыков, ведь после школы многим выпускникам приходилось сразу включаться в деловые предприятия родителей. Занимались ученики на первых порах дома у директора — в квартире молодого учителя Карла Ивановича Мая на 1-й линии Васильевского острова, в доме 56.

Карл Май родился в 1824 году в Санкт-Петербурге, в бедной семье немца и шведки. В четырнадцатилетнем возрасте он остался без средств к существованию — умерли его отец и дядя. С тех пор Карл сам зарабатывал на жизнь. Он окончил Петершуле — пансион, популярный среди выходцев из немецких семей, — был выдающимся учеником, и сам директор помогал ему с работой, искал подработку репетитором. После окончания историко-филологического факультета Санкт-Петербургского университета Карлу Маю повезло стать учителем сына министра юстиции Дмитрия Дашкова.


Но в 1856-м Май решил создать собственную школу и ушёл из института. Сначала учеников было всего 10, а сама школа только начальной. Но она быстро стала популярной: учили в ней отлично, а главное, в ней сразу возникла особая атмосфера. Родителей не смущало даже то, что первые двадцать пять лет школа оставалась немецкой. Все уроки, кроме русского, литературы, истории и некоторых дисциплин, также велись на немецком.

Школа Карла Мая сразу стала особенной. Здесь стремились развивать в равной степени ум, нравственные качества, эстетическое чувство, волю и здоровье ученика

Май искал индивидуальный подход к каждому. С первого же дня пребывания ребёнка в школе он отмечал склонности и способности, старался войти во все обстоятельства, стремился поддерживать связь с семьёй ученика.

Первые годы существования школы Карл Иванович Май преподавал арифметику, всеобщую историю, древние языки и географию. С ростом школы почти все предметы Май передал другим учителям, но с любимой географией Карл Иванович не расстался и учил ей почти 40 лет.


Принципы школы Карла Мая:

  • Давать ученикам только истинные знания.
  • Образование и воспитание — конечная цель всякого преподавания.
  • Нельзя всех и каждого стричь под один гребень.
  • Ум, нравственные качества, эстетическое чувство, воля и здоровье ученика в равной степени должны быть заботой учителя.
  • Те занятия плодотворны, где требуется от учеников самостоятельность, а самые знания приноровлены к их силам.
  • Пример преподавателя — самое действенное средство воспитания.
  • Дисциплина — ещё не воспитание.
  • Воспитание имеет целью не сломить волю ребёнка, а образовать её.
  • От юного существа можно добиться всего доверием.
  • Наказание работает, если оно понятно провинившемуся и вполне соответствует тяжести содеянного проступка.
  • Главная задача — подготовить ученика к труду, полезному для общества.

Обеды с директором, никаких экзаменов и минимум домашки

Несколько позже, в 1868 году, школа была разделена на гимназию и реальное отделение. Обучение в гимназии было гуманитарным, в программу входили древние языки; детей готовили к поступлению в университет. Реалисты учили современные языки, историю, химию, естественные науки.


На переменах было разрешено бегать, прыгать, кричать и бороться друг с другом, но не допуская драк, резкостей и ожесточения


От замкнутого ребёнка к великому учёному. Как Лев Ландау вывел формулу счастья и следовал ей всю жизнь

Ученики часто ходили на экскурсии — на Путиловский и Ижорский заводы, Государственную типографию, писчебумажную фабрику, Императорскую Публичную библиотеку, музеи Петербурга. Ездили в Ригу, Ревель, Киев, Москву, Новгород, Выборг.




Первое правило школы касалось транспорта: если в школу ребёнка везли в экипаже (или автомобиле), то должны были высаживать его за два квартала до школы, чтобы к зданию он подошёл как все — пешком. По утрам у входа стоял директор и здоровался с каждым учеником за руку. Если директор не подал руку, значит, ученик провинился и должен зайти к нему в кабинет на перемене. Именно несостоявшееся рукопожатие было для ученика высшей мерой наказания.

Был в школе и карцер. В нём хранились книги. Если уж ученика сажали туда, то ему ничего не оставалось, как коротать время за чтением



Расцвет и разрушение школы

В период 1910–1917 годов школа достигла расцвета. Здесь учились мальчики всех национальностей: русские, немцы, французы, англичане, татары, евреи, финны, китайцы. За отличные успехи в учёбе 15% гимназистов были награждены золотыми медалями, и 17% — серебряными.


С 1978 года здание на 14-й линии Васильевского острова занимает Санкт-Петербургский институт информатики и автоматизации РАН (СПИИРАН). В 1995 году в нём был открыт музей, посвящённый истории школы.


8 нобелевских лауреатов из России: о чём они говорили в своих речах

Мы коснемся истоков этой школы, которая выпустила столь много знаменитых людей. Ее создатель - талантливый педагог Карл Иванович Май (1820—1895). Он происходил из небогатой семьи петербургских немцев.

В своё время он с отличием окончил Главное немецкое училище Св. Петра (1838 г.) и историко-филологический факультет Императорского Санкт-Петербургского Университета (1845 г.).

По окончании университета он был домашним учителем в семье Дашковых, а позже преподавал географию в Лесном институте. К 30 годам он уже имел репутацию отличного педагога.

По убеждению Карла Мая, на первом месте - воспитание, и только затем — образование, причем во главу им ставилось развитие умственных способностей.

Первые годы существования школы К. Май сам преподавал арифметику, всеобщую историю, древние языки и географию. С развитием училища часть уроков Май передавал другим учителям, но со своей любимой географией Карл Иванович не расстался и преподавал ее почти 40 лет.

В младших классах он начинал с того, что просил детей начертить план их класса. От плана комнаты переходили к плану школы, ее двора, затем к планам Петербурга и, наконец, к географическим картам. Ученики часто рисовали карты наизусть. Николай Рерих вспоминал о том, что они не только рисовали карты, но лепили из пластелина рельефные изображения. Особенно поощрялись большие размеры и новые комбинации ярких раскрасок. К.Май часто спрашивал уроки, уже давно сданные, так ученики привыкали к обобщению текущего материала. Даже покинув пост директора, К.И. продолжал преподавать географию.

Соответственно был создан коллектив одарённых педагогов. В 1860-е годы самой оригинальной личностью был математик Эмиль Шнейдер, гроза учеников. Несмотря на строгость, он был прекрасным преподавателем и в первую очередь следил за тем, чтобы ученики усваивали доказательства и правила, а не зубрили их без толку. Шнейдер часто посылал кого-нибудь из учеников на кухню за репой или картофелем и вырезал из них разные конусы и пирамиды, чтобы доходчивее объяснить ученикам правила геометрии. Шнейдер был вспыльчив и горяч, но не злопамятен. Однажды он пришел в класс, сел на стул и рухнул на пол вместе со стулом под общий хохот класса. От души смеялся и сам Шнейдер. Сторож принес новый стул, Шнейдер хватил его мощной рукой — стул вдребезги. Наконец нашелся стул таких солидных размеров, что даже молодой слон мог бы сидеть на нем без опасности провалиться. Наконец, все в классе успокоились, урок начался, но вдруг один из учеников опять захихикал. "Это что такое?"— крикнул Шнейдер, — все мы смеялись как благородные люди, а теперь ты, негодяй, осмелился опять засмеяться. Это пахнет улицей. Вон из класса. Не будь я Эмиль Шнейдер, если опять войдешь". Следом за дверь полетели и книги несчастного хохотуна. На следующий день гнев прошел, и все было забыто. Шнейдер терпеть не мог, когда ученики оспаривали оценку. Однажды кто-то спросил его обиженным тоном: "Как, только четверку?" "Что-о-о? — крикнул грозный математик, — тройку, двойку, единицу — вон из класса!".

Лучшим учителем древних языков в школе Мая был Ф.Уртель. Этот молодой, но чрезвычайно знающий и способный филолог был выписан из-за границы в 1866 (7) году. Приехав в Россию, он очень скоро изучил русский язык и стал интересоваться русской литературой. На уроках латыни он любил ссылаться на русских писателей и особенно на Пушкина, которого высоко ценил.

Созданная К. И. Маем система воспитания и образования предусматривала взаимное уважение и доверие учителей и учеников, постоянное взаимодействие с семьёй, стремление педагогов учесть и развить индивидуальные способности каждого ученика, научить их самостоятельно мыслить. Всё это в сочетании с высоким качеством образования позволяло год за годом выпускать из стен школы высоконравственных, разносторонне развитых юношей, готовых к труду, полезному для общества.
Состав учащихся как по социальному положению, так и по национальному признаку, был весьма разнообразен: здесь учились дети швейцара и сыновья князей Гагарина, Голицына, графов Олсуфьева и Стенбок-Фермора, представители семей предпринимателей Варгуниных, Дурдиных, Елисеевых, Торнтонов и потомки интеллигенции Бенуа, Римских-Корсаковых, Семёновых-Тяншанских.

Нужно сказать, что школа К.Мая имеет большую и интересную историю, с основными этапами которой можно познакомиться на ее персональной страничке в инете:

Условно историю Школы можно поделить на четыре крупных периода:
- дореволюционный 1856 – 1918 (гимназия и реальное училище)
- предвоенный 1918 - 1937 (советская школа)
- военный 1937 - 1944 (6-я специальная артиллерийская школа)
- послевоенный 1944 – настоящее время (5-я средняя школа).

2016
Фото: почтовая открытка с видом на фасад дома 39 на 14-й линии Васильевского острова Санкт-Петербурга.
Архитектор Г.Гримм (1909-1910).

Дорогая Валентина. Спасибо за чрезвычайно познавательный очерк. В настоящее время пишу очерк о российском немце, гениальном архитекторе Давиде Ивановиче Гримме. Его сыновья, тоже выдающиеся личности, учились в этой школе. На почтовой открытке фото дома, построенного по проекту его сына - Генриха Давидовича. так я это понимаю. У Генриха Давидовича был и сын архитектор Генрих Генрихович. Династия знаменитых архитекторов. О последним сведений не нашла. Умер в 1965-ом году, наверное , и дети остались. Благодарю Вас за Ваш труд на благо российских немцев.

Благодарю Вас, Ирина. "Династия знаменитых архитекторов". Династии, это интересно.
О последним сведения постараюсь поискать. Набрайте под разными углами.

[p]В середине XIX века в Петербурге по инициативе немецкой общины открылась частная школа Карла Мая. Там не было экзаменов, а на переменах разрешали играть в снежки. По утрам учеников встречал директор, а детям из богатых семей не позволяли приезжать на экипажах. [/p]


Никита Благово

основатель и директор музея истории школы Карла Мая

Кто такой Карл Май и зачем он открыл в Петербурге частную немецкую школу

В 1856 году к Маю обратилась группа василеостровских немцев, недовольных российской системой среднего образования, которая не давала прикладных знаний. Ему предложили возглавить новую частную школу — в то время Май уже зарекомендовал себя как педагог прогрессивных взглядов. Он принял приглашение, и 10 сентября 1856 года в надворном флигеле дома № 56 на 1-й линии Васильевского острова открылась школа. Там она находилась до 1861 года, пока не приобрела дом № 13 на 10-й линии.



Как директор школы приветствовал учеников и почему им разрешали играть в снежки на переменах

— Каждый день в школе Карла Мая начинался с того, что директор встречал учеников на первой площадке лестницы и каждому пожимал руку. Этим он выражал свое уважение и доверие. После все принимали участие в общей молитве, и начиналась учеба.

Продолжительность уроков составляла час и пятнадцать минут. Понимая, что детям нелегко так долго слушать педагога, Май разрешал им на переменах всячески резвиться и играть в игры. Зимой во дворе строили снежную крепость, ученики разделялись на два отряда, во главе каждого был педагог. Друг против друга они сражались в снежки, а затем, с новой энергией, возвращались к урокам.



Большая перемена — с 12:00 до 13:00 — делилась на две части. Первые полчаса отводились гимнастике, вторые — обеду. В школе было одно меню на всех: и школьники, и учителя сидели за одним столом и ели, продолжая общаться.

Нагрузки в школе были большие: в расписании могло быть от четырех до восьми уроков. Учитель, проводивший последний урок, спускался с ученикам в раздевалку и следил, чтобы все выходили из школы с аккуратно застегнутой одеждой: это и приучало к полезной привычке, и спасало от простуды.

Почему в школе Карла Мая не было традиционных экзаменов и как наказывали учеников

Главный принцип наказания в школе Мая — его тяжесть никогда не должна превышать тяжести проступка. Например, во время утреннего приветствия директор не пожимал руку провинившемуся ученику. При его приближении он отводил руку за спину, а остальные школьники это видели. После звучала просьба зайти в кабинет директора во время перемены. Когда он приходил туда, дрожа от страха, ему предлагали сесть, а затем спокойно и доброжелательно объясняли, почему он не должен был совершать того или иного поступка.



Ребенка могли лишить сладкого во время обеда. Или оставить после уроков на час или три — но не просто отсиживать, а под руководством педагога выполнять учебные задания. В школе был и карцер, но в нем лежали книги. Если туда на час запирали мальчишку, то сначала он возмущался, а потом начинал читать. В любом наказании должна была быть полезная составляющая.

Кого принимали в школу и как стремились сохранить равенство между учениками

Школа всегда была общедоступной: туда принимали в независимости от принадлежности к сословию. Заведение было платным, но плата позволяла отдавать в нее детей и крестьянину, и извозчику, и, конечно, дворянину или представителю духовного сословия. Не было ограничений и по вероисповеданию: там учились русские, немцы, англичане, французы, китайцы, японцы.

Со временем популярность школы росла, и в нее стали привозить детей не только с Васильевского острова, но и со всего Петербурга. Когда в учебное заведение принимали какого-то мальчика [из богатой семьи], то его родителей просили не привозить сына на собственном экипаже, а высаживать не ближе двух кварталов от здания школы, чтобы он шел пешком вместе с другими учениками из менее обеспеченных семей и не чувствовал над ними никакого превосходства.


Выпускник школы, академик Дмитрий Лихачев рассказывал, что в 1916-м году в их классе был мальчик, отец которого имел автомобиль (это как сейчас иметь аэроплан), но ни разу не привез на нем сына в школу. Это было просто не принято.

Какие предметы изучали в школе и почему перестали преподавать на немецком языке

— Школа состояла из двух отделений — гимназического и реального. Тех, кто имел способность к гуманитарным наукам, после подготовительного класса определяли в гимназию. А те, кто был более склонен к естественным наукам, поступали на реальное отделение и готовили себя к инженерной деятельности.

После 1881 года большая часть предметов стала преподаваться на русском. Это произошло из-за введения нового устава, запрещающего принимать в вузы тех, кто окончил средние учебные заведения, где преподавание велось не по государственной программе.

Май перешел на государственные программы, но написал прошение императору Александру II и получил разрешение на ведение части предметов на немецком. Школа сохраняла свой немецкий уклон до 1914 года, когда началась война и немцев в городе не осталось.


Петербургская школа Карла Мая — учебное заведение Санкт-Петербурга, основанное в 1856 году Карлом Ивановичем Маем. В школе учились целые поколения Рерихов, Римских-Корсаковых, Семёновых-Тян-Шанских, Бенуа. Более 30 её выпускников были избраны действительными членами или членами-корреспондентами Академии наук или Академии художеств [1] .

Изначально школа (тогда гимназия) размещалась во флигеле дома Ершова на 1-й линии Васильевского острова, в доме 56 ; в 1861 году она переехала на 10-ю линию, дом 13 , а в 1910 году переехала на 14-ю линию Васильевского острова, дом 39 , где специально для неё было построено четырёхэтажное здание по проекту архитектора Германа Гримма [2] .

Содержание

История



Вторая половина XIX века и начало XX века

По инициативе нескольких немецких семейств, стремившихся дать детям среднее образование, носившее более прикладной характер, чем в казённых учебных заведениях того времени, в надворном флигеле дома № 56 по 1 линии Васильевского острова 22 сентября 1856 г. была открыта частная немецкая мужская школа. Её возглавил талантливый педагог-практик, последователь передовых педагогических взглядов Н. И. Пирогова и К. Д. Ушинского Карл Иванович Май (1820—1895), в своё время с отличием окончивший Главное немецкое училище Св. Петра (1838 г.) и историко-филологический факультет Императорского Санкт-Петербургского Университета (1845 г.).



Первые двадцать пять лет школа была немецкой, так как уроки по всем предметам, кроме русского языка, литературы и истории, а также некоторых реальных дисциплин, велись на языке Гёте.

С 1861 г. школа располагалась в доме № 13 по 10 линии. Первый выпуск реального отделения состоялся в 1863 г., а гимназического — в 1865 г. В 1890 г. К. И. Май передал бразды правления Василию Александровичу Кракау (1857—1935), выпускнику 1873 г., преподававшему в своей школе историю. При нём была усовершенствована методика преподавания, развито реальное отделение, улучшено оборудование кабинетов.



В 1906 г., после отставки В. А. Кракау, новым директором был избран Александр Лаврентьевич Липовский (1867—1942). В период его руководства учебным заведением произошли два важных события. Во-первых, школа отметила своё пятидесятилетие, выпустив по этому случаю юбилейный сборник воспоминаний бывших учеников. Во-вторых, в связи с тем, что вследствие растущей популярности школы помещений стало не хватать, в 1909 г. был приобретён участок № 39 по 14 линии, где по проекту академика архитектуры Г. Д. Гримма, выпускника 1883 г., было построено новое здание с барельефом майского жука над аркой входной двери. При большом стечении народа 31 октября 1910 г. состоялось освящение. Его проводил епископ Гдовский и Ладожский Вениамин, будущий митрополит Петроградский.

В четырёх этажах школы, помимо классов для 600 учащихся, были устроены 8 прекрасно оснащённых предметных кабинетов (три из них имели аудитории в виде амфитеатра), а также столярная мастерская, библиотека, насчитывающая 12 тысяч книг на русском, немецком, французском, английском, латинском и греческом языках, спортивный зал, столовая.



В период 1910—1917 гг. школа достигла своего подлинного расцвета. Последний, пятьдесят пятый выпуск состоялся 24 февраля 1918 г. С 1856 г. здесь обучалось около 3700 петербургских юношей, почти 1300 из них получили аттестаты этого учебного заведения.

Век XX



Осенью 1918 г. частное учебное заведение К. И. Мая было национализировано и преобразовано в Советскую единую трудовую школу I и II ступени, где, согласно указам новой власти, было введено совместное обучение мальчиков и девочек, а также отменены оценки и аттестаты. Позднее был введён бригадно-лабораторный метод обучения, действовавший до 1932 г.



После снятия блокады Ленинграда, с сентября 1944 г., в здании возобновились уроки, только теперь учебное заведение называлось 5-й мужской средней школой, а с 1954 г., в связи с восстановлением совместного обучения — просто 5-й средней школой. В 1966 г. по инициативе заведующей учебной частью А. С. Батуриной при школе был создан музей, в котором, наряду с экспозицией, посвящённой трудовым и боевым делам бывших учеников школы, был стенд, посвящённый дореволюционному периоду и первому директору К. И. Маю. Однако, этот музей просуществовал недолго, и его экспонаты, к большому сожалению, почти не сохранились.

В связи с тем, что в 1976 г. потребовалось осуществить ремонт потолков, коллектив педагогов и учащихся временно перевели в другое здание по адресу 13 линия, д. 28. Из-за отсутствия средств ремонт выполнен не был, учебный процесс в старом школьном доме не возобновился. На произвол судьбы оказалось брошенным уникальное оборудование кабинетов, мебель, памятные доски с именами выпускников разных лет, бюсты писателей и учёных, украшавшие интерьеры. Всё это вскоре было расхищено и безвозвратно погибло.

С 1978 г. по настоящее время здание бывшей школы занимает Санкт-Петербургский институт информатики и автоматизации РАН (СПИИРАН), руководство которого в лице директора — Заслуженного деятеля науки и техники РФ, доктора технических наук, член-корреспондента РАН Р. М. Юсупова при действенной поддержке тогдашнего начальника Управления по образованию и культуре Василеостровского района Т. И. Голубевой в 1994 г. приняло решение о создании музея истории школы К. Мая.



В ясный прохладный день 12 мая 1995 г. старейший ученик школы академик Д. С. Лихачёв открыл мемориальную доску, возрождённый барельеф майского жука и музей. Вскоре на здании появилась ещё одна доска, увековечившая память о пребывании здесь 6-й Специальной артиллерийской школы. В музее, расположенном в помещении бывшего зала заседаний педагогического совета, создана экспозиция, отражающая все основные этапы развития школы. В последующие годы площадь музея увеличилась в три раза, численность его фондов составляет теперь более 2500 единиц хранения — предметов, документов, фотографий, аудио- и видеокассет. За это время (к 2006 г.) свыше 400 групп, состоящих из школьников, педагогов, учёных, представителей различных объединений, просто жителей Петербурга и других городов России, а также гости из Парижа, Лондона, Линца, Турина, Нью-Йорка, Сеула и Улан-Батора и даже австралийских Сиднея и Брисбена познакомились с историей школы, оставив в книге отзывов благодарные записи.

Читайте также: