Шкала суммарных оценок р лайкерта кратко

Обновлено: 05.07.2024

Лейкерт разработал эту шкалу в 1932 году в качестве альтер-нативы шкале Терстоуна. Он первым предложил измерять ла-тентную переменную с помощью построения индекса. Данную шкалу называют методом суммарных оценок. Само построение осуществляется в виде таблицы – кафетерия , в которой строки отражают наблюдаемые переменные, а столбцы – значения этих переменных. Почему "кафетерий"? Потому, что одно и то же свойство измеряется по набору различных индикаторов путем их суммирования.

При построении данной шкалы также формируется большое число суждений, касающихся изучаемого явления. Около 100.

во-первых , должны охватывать весь смысловой континуум;

во-вторых , должны отражать либо положительное, либо от-рицательное отношение респондента к объекту.

Например, отношение мужчин к феномену "умной женщи-ны" (см. табл. 15).

Одни суждения помечены "+", а другие – "–". Плюсы отра-жают согласие респондентов с суждениями, т.е. их хорошее от-ношение к объекту, а минусы – согласие, но показывают плохое отношение. Градации шкалы интерпретируются как баллы. Коли-чество суждений с "+" и "–" в шкале должно быть одинаковым.

Каждое суждение предъявляется репрезентативной группе респондентов и оценивается по 5-ти балльной шкале (полностью согласен, согласен, затрудняюсь ответить, не согласен, полностью не согласен). Степень согласия или несогласия характеризует со-циальную установку респондента (табл. 14).

Балл 5 получают те, кто полностью согласен с позитивными суждениями (+) и те, кто совершенно не согласен с суждениями со знаком (–).

Полученные баллы суммируются (почему шкала и называет-ся шкалой суммарных оценок) по каждому респонденту, по всем суждениям.

Отвечая на вопрос Лайкерта, респонденты указывают уровень своего согласия или несогласия по симметричной шкале согласен-не согласен для серии утверждений. Таким образом, диапазон отражает интенсивность их чувств к данному предмету. [7] Таким образом, шкалы Лайкерта нашли применение в психологии и социальных науках, статистике, бизнесе и маркетинге. [8]

Содержание

Например, формат типичного пятиуровневого элемента Лайкерта может быть следующим:

  1. Категорически не согласен
  2. Не согласен
  3. Ни согласен, ни несогласен
  4. Согласны
  5. Полностью согласен

Шкалы Лайкерта могут искажаться по нескольким причинам. Респонденты могут:

Разработка шкалы со сбалансированным набором ключей (равное количество положительных и отрицательных утверждений и, особенно, равное количество положительных и отрицательных утверждений относительно каждой позиции или рассматриваемой проблемы) может устранить проблему предвзятости уступчивости, поскольку согласие с положительно ключевыми элементами будет уравновешивать уступки по вопросам с отрицательными ключами, но предубеждения в отношении защиты, центральной тенденции и социальной желательности несколько более проблематичны.

После заполнения анкеты каждый элемент может быть проанализирован отдельно или, в некоторых случаях, ответы на вопросы могут быть суммированы для создания баллов для группы вопросов. Следовательно, шкалы Лайкерта часто называют суммативными шкалами.

Можно ли рассматривать отдельные элементы Лайкерта как данные на уровне интервалов или их следует рассматривать как упорядоченно-категориальные данные, является предметом значительных разногласий в литературе [13] [14] с твердыми убеждениями в отношении того, какие методы являются наиболее применимыми. . Это несогласие во многих отношениях можно проследить до той степени, в которой элементы Лайкерта интерпретируются как порядковые данные.

Понятия центральной тенденции часто применимы на уровне заданий, то есть ответы часто показывают квазинормальное распределение. Достоверность таких мер зависит от интервального характера шкалы. Если для сравнения двух групп предполагается интервальный характер, t- критерий для парных выборок не является неприемлемым. [5] Если должны выполняться непараметрические тесты, то рекомендуется использовать модификацию Пратта (1959) [16] для знакового рангового критерия Вилкоксона вместо стандартного знакового рангового критерия Вилкоксона . [5]

Ответы на несколько вопросов Лайкерта можно суммировать при условии, что все вопросы используют одну и ту же шкалу Лайкерта и что эта шкала является оправданным приближением к интервальной шкале, и в этом случае центральная предельная теорема позволяет обрабатывать данные как интервальные данные, измеряющие скрытую переменную. [ необходима цитата ] Если суммированные ответы соответствуют этим предположениям, могут применяться параметрические статистические тесты, такие как дисперсионный анализ . Типичные ограничения для предположения, что это приближение будет приемлемым, составляют минимум четыре, а лучше восемь пунктов в сумме. [6] [14]

Оценка на основе консенсуса (CBA) может использоваться для создания объективного стандарта для шкал Лайкерта в областях, где не существует общепринятых или объективных стандартов. Оценка на основе консенсуса (CBA) может использоваться для уточнения или даже подтверждения общепринятых стандартов. [ необходима цитата ]

Важной частью анализа и представления данных является визуализация (или построение графика) данных. Тема построения рейтинговых данных Лайкерта (и других) подробно обсуждается в двух статьях Роббинса и Хейбергера. [19] В первом они рекомендуют использовать так называемые расходящиеся гистограммы с накоплением и сравнивают их с другими стилями построения. Во второй статье [20] описывается использование функции Лайкерта в пакете HH для R и приводится множество примеров ее использования.

Исследования Лабовица [23] и Трейлора [24] свидетельствуют о том, что даже при довольно больших искажениях воспринимаемых расстояний между точками шкалы, элементы типа Лайкерта работают близко к шкалам, которые воспринимаются как равные интервалы. Таким образом, эти элементы и другие равноправные шкалы в вопросниках устойчивы к нарушениям предположения о равном расстоянии, которое, по мнению многих исследователей, необходимо для параметрических статистических процедур и тестов.

Опять же, не каждый набор элементов, отнесенных к шкале Лайкерта, можно использовать для измерения Раша. Данные должны быть тщательно проверены на соответствие строгим формальным аксиомам модели. Тем не менее, сырые оценки являются достаточной статистикой для мер Раша, сознательный выбор Георга Раша , поэтому, если вы готовы принять необработанные оценки как действительные, вы также можете принять меры Раша как действительные.

Содержание

Структура опросника

Пункты опросника представляют собой простые утверждения, которые испытуемому нужно оценить, исходя из своего личного представления. Обычно используется 5 градаций, например:

  1. Полностью не согласен
  2. Не согласен
  3. Затрудняюсь ответить
  4. Согласен
  5. Полностью согласен.

Построение шкалы Ликерта

Отбор суждений для шкалы производится в процессе пилотного исследования. Для этого создается первоначальный перечень утверждений, который предлагается респондентам из группы, репрезентативной по отношению к той, установки которой планируется исследовать в дальнейшем. Утверждения должны быть непротиворечивы, просты в формулировках, однозначны для восприятия.

Предполагается, что респонденты, набирающие высокие баллы по итоговой шкале, дают более высокие оценки по конкретному пункту опросника, чем те, у кого общий балл ниже.

После того, как получены данные по выборке, из первичного списка отбираются суждения с наибольшей дискриминирующей способностью относительно измеряемой установки. Для этого измеряется степень, с которой суждение разделяет испытуемых с противоположными установками, а также величина корреляции отдельного суждения с той или другой шкалой.

Проблемы

При использовании шкалы Ликерта можно столкнуться с рядом неточностей по причине того, что респонденты зачастую склонны:

Очевидно, что шкала Ликерта является порядковой, в отличие от шкал терстоуновского типа, однако ее часто анализируют как интервальную, предполагая, что различия между соседними баллами можно пренебречь.

Общая информация

Шкалу Ликерта довольно легко построить, она обеспечивает относительную надежность даже при небольшом количестве суждений, при этом полученные данные легко обрабатывать, широко распространена в социологических, социально-психологических исследованиях. Гораздо реже шкала Ликерта используется в маркетинговых и экономических исследованиях.

Литература

  • Малхотра, Нэреш К. Маркетинговые исследования. Практическое руководство, 3-е издание.: Пер. с англ. — М.: Издательский дом "Вильяме", 2002. — 960 с.: ISBN 5-8459-0357-2.
  • Толстова Ю. Н. Измерение в социологии. М., 1998

Ссылки

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Шкала Ликерта" в других словарях:

ШКАЛА ЛИКЕРТА — (Likert scale) методика измерения силы личного отношения или предрасположения к человеку, объекту, идее, явлению и т.д. (Ликерт, 1932). Предполагается, что отношения основаны на простых, противоположных суждениях, простирающихся от одной… … Большой толковый социологический словарь

ШКАЛА УСТАНОВОК — Любой из ряда приемов, разработанных для выявления установок человека. Обычно это бланковые тесты, в которых субъекту предлагается выразить свое отношение (согласие или несогласие) к некоторым утверждениям, для которых установлена определенная… … Толковый словарь по психологии

ШКАЛА ГУТМАНА, ШКАЛОГРАММНЫИ АНАЛИЗ ИЛИ ШКАЛОГРАММНЫИ МЕТОД — (Guttman scale, scalogram analysis or scalogram method) шкала отношений, названная именем своего разработчика Гутмана. На ее основе вначале оценивается, имеет ли изучаемое отношение, например, расовое предубеждение, единое измерение. Если да, то… … Большой толковый социологический словарь

ШКАЛА ОТНОШЕНИЙ — (attitude scale) наиболее распространенный способ измерения отношений, который покоится на отсутствии противоречия между отношениями и ответами. Устные утверждения по отношению, например, к монархии или к неуправляемой иммиграции исчисляются по… … Большой толковый социологический словарь

ШКАЛА ЛАЙКЕРТА (ЛИКЕРТА) — метод шкалирования соц. психологич. характеристик индивидов, представляющий собой адаптацию тестового подхода к задачам измерения установки. Метод был предложен Р. Лайкертом (Ликертом) в 1932 г. и положил начало разработке суммирующих шкал… … Российская социологическая энциклопедия

ШКАЛИРОВАНИЕ — (scaling) метод измерения в социальных науках, который в основном применяется для выявления черт личности и позиций. Центральным в нем является понятие континуумы , согласно которому типы личности могут быть размещены или упорядочены с точки… … Большой толковый социологический словарь

РЕЙТИНГ — (rating) порядок пунктов на основе суждений об абсолютной ценности с использованием числовой шкалы. В результате получаются интервальные данные (см. Критерии и уровни измерения) . См. также Ранжирование; Шкалирование; Шкала Ликерта … Большой толковый социологический словарь

Метод суммарных оценок — шкала выявления и измерения установок Р. Ликерта … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

Диагностические опросники самооценки (диагностические тесты) — (англ. Self report inventory); это вид психологических опросников, разработанных для скрининга различных психических расстройств, таких как депрессия, тревожные расстройства и др. Пункты этих вида психологических тестов задают вопросы,… … Википедия

Шкала Лайкерта: пример

Шкала Лайкерта: часто используемые шкалы

Концепт - Описание

Отношение - Очень плохо - Плохо - Ни хорошо, ни плохо (нейтральное отношение) - Хорошо - Очень хорошо

Важность - Совершенно не важно - Не важно - Затрудняюсь ответить (нейтрально) - Важно - Очень важно

Удовлетворенность - Очень недоволен - Недоволен - Нейтрален - Доволен - Очень доволен

Намерение совершить покупку - Точно не куплю - Скорее всего не куплю - Равная вероятность (затрудняюсь ответить) - Скорее всего куплю -Точно куплю

Частота покупок - Никогда - Редко - Иногда - В большинстве случаев - Всегда

Согласие - Абсолютно не согласен - Не согласен - Затрудняюсь ответить - Согласен - Полностью согласен

Дискретные шкалы: семантический дифференциал

Семантический дифференциал — Шкала оценок с полюсами, имеющими противоположные друг другу смысловые значения

Семантический дифференциал: пример

Самооценка, оценка людей, продуктов, марок, имиджа компании

Синяя кривая — Профили оценок различных объектов / респондентов / сегментов

Оранжевая кривая — Каждая точка соответствует среднему значению или медиане измерений

Семантический дифференциал: пример

Синяя кривая — Идеальный шампунь

Семантический дифференциал: пример

Дискретные шкалы: шкала Стейпла

Шкала Стейпла — Шкала с одним утверждением в середине шкалы и значениями от -5 до +5 без нейтральной точки (нуля). Чем выше выбранное респондентом число, тем точнее утверждение описывает изучаемый объект. Обычно изображается вертикально.

Используется как альтернатива семантическому дифференциалу, особенно когда сложно найти пару противоположных по смыслу прилагательных.

Оценочные шкалы: обзор

Шкала - Базовые характеристики -Примеры - Достоинства - Недостатки

1. Непрерывные шкалы

1.1 Поставить отметку на непрерывной линии

1.2 Реакция на рекламный ролик

1.3 Легкость построения

1.4 Трудоемкость подсчета очков в ручную

Дискретные шкалы

1. Шкала Лайкерта

Указать степень согласия на интервале от 1 (абсолютно не согласен) до 5 (полностью согласен)

Измерение отношений к чему-либо

Легкость построения, понимания респондентами и применения

Требует больше времени

2. Семантический дифференциал

Семибалльная шкала с противоположными по смыслу полюсами

Имидж марки, продукта, компании

Спорно, являются ли данные интервальными

3. Шкала Стейпла

Однополюсная десятибалльная шкала от -5 до +5 без нейтральной точки (нуля)

Легкость построения, и применения в телефонных опросах

Приводит в замешательство и часто сложна в применении

Особенности построения дискретных шкал

количество категорий

Однозначно оптимального числа категорий нет,
традиционно рекомендуется использовать от 5 до 9 категорий.

сбалансированность

Объективные данные можно получить только при использовании сбалансированных шкал.

чётное или нечётное
число категорий

Если нейтральное отношение респондентов к объекту в принципе возможно, то стоит использовать нечетное число категорий.

обязательный или необязательный ответ

Если некоторые респонденты могут не иметь определенного мнения, непринудительный режим ответа может значительно улучшить качество данных.

подписи категорий

Количество категорий в шкале

Количество категорий — Однозначно оптимального числа категорий нет, традиционно рекомендуется использовать от 5 до 9 категорий.

+ Чем больше категорий в шкале, тем более тонкие различия в оценке объектов она может регистрировать.

Уровень знаний и степень вовлеченности

  • Больше категорий, если респонденты заинтересованы в оценке объекта или много знают о нем.

Природа объекта

  • Некоторые объекты сами по себе имеют множество градаций признака.

Метод сбора данных

Анализ данных

  • Меньше категорий для агрегации, обобщений или сравнения групп.
  • Больше для сложных статистических анализов, например корреляционных.

Сбалансированность шкалы

Сбалансированность — Объективные данные можно получить только при использовании сбалансированных шкал.

Сбалансированная шкала:

Ни хорошо, ни плохо

Несбалансированная шкала:

Чётное или нечётное количество категорий

Чётное или нечётное число категорий — Если нейтральное отношение респондентов к объекту в принципе возможно, то стоит использовать нечетное число категорий.

— при нечетном количестве категорий средняя точка – нейтральная категория

— в шкалах измерения отношений эта категория привлекает значительное количество респондентов, неуверенных в своем мнении или нежелающих раскрывать его

Обязательный ответ

Обязательный или необязательный ответ — Если некоторые респонденты могут не иметь определенного мнения, непринудительный режим ответа может значительно улучшить качество данных.

— действительно ли респонденты могут не иметь мнения или они не желают отвечать?

Подписи категорий

— различные варианты описания категорий (словесные, численные, графические) влияют на ответы

— описание категорий должно быть на столько близко к измеряемым значениям, на сколько это только возможно

— прописывание всех вариантов (категорий) ответа не влияет на качество и точность собираемых данных

Читайте также: