Шамшуренков самобеглая коляска кратко леонтий

Обновлено: 30.06.2024

В летописи о самодвижущихся экипажах появлялись все новые и новые имена талантливых умельцев. В 1791 году знаменитый русский механик-самоучка Иван Петрович Кулибин продолжил идею Шамшуренкова в области строительства самоходных мускульных экипажей.

Бесспорно, Кулибин знал о работах своего предшественника Шамшуренкова, и свою самокатку он сделал значительно легче и рассчитал ее так, чтобы приводилась она в движение не двумя, а только одним человеком.

Хотя люди научились передавать усилие колесу через систему рычагов, постоянно велись поиски создания более облегченного экипажа, который мог бы передвигаться быстрее.

Леонтий Лукьянович Шамшуренков родился в деревне Большепольская Казанской губернии в 1687 году. О его жизни мало что известно – разве что был хорошим столяром и механиком, да механизмами сложными интересовался зело. Человеком он был честным – даже отсидел в тюрьме за то, что пожаловался на воеводу-коррупционера, расхищавшего казенный спирт с винокуренного завода.

В 1736 году Шамшуренков предложил Московской конторе Сената две лично разработанные машины для облегчения работ по подъему царь-колокола на колокольню храма Ивана Великого (хотя его некто об этом не просил – да и как он вообще об этом узнал?!). Машины были признаны успешными.

(*) Юмор юмором, а солдат к изобретателю был приставлен из-за того, что везли его в Сенат прямиком из Нижегородской тюрьмы, где тот обретался.

Постройка обошлась казне в 90 рублей 5 копеек (Сам Леонтий Лукьянович просил всего лишь 30 рублей). В награду императрица Елизавета Петровна одарила изобретателя пятьюдесятью рублями и, сверх того, деньгами на проезд до дома и пропитание.

Леонтий Шамшуренков с моделью самобеглой коляски. Рисунок неизвестного автора.

Родина Леонтия Шамшуренкова затерялась на границе Нижегородской области и Марий Эл. Там у деревень двойные названия и до сих пор шумят священные марийские деревья.

Н. Лобачевский родился в Нижнем, но памятник ему до сих пор не поставили.

Механик из Большого Поля

Сегодня любой желающий может побывать на родине крестьянина-изобретателя Леонтия Лукьяновича Шамшуренкова (1687-1758). Для этого достаточно сесть в автомобиль и поехать севернее Нижнего Новгорода, за реку Ветлугу, в село Большое Поле, или по-марийски - Когоцари, Воскресенского района. Дорога - приличный лесной грейдер, на который нанизаны полуживые деревеньки с потемневшими от дождей и времени избами и колодцами-журавлями. Большое Поле будет в самом конце этой дороги, среди таинственных Килемарских лесов. В 1687 году, когда и родился механик, эта земля относилась к Яранскому уезду Казанской губернии.

Сейчас в селе больше одного двора. Чувствуется былой размах - около больших изб с резными наличниками стоят видавшие виды лесовозы. Здесь не помнят Шамшуренкова - слишком много прошло времени. И на сельском погосте не найти его могилы.

Реконструкция самобеглой коляски Шамшуренкова.

Поднять Царь-колокол

Историки предполагают, что механик Шамшуренков был грамотным, наверняка умел писать и мог рисовать модели своих изобретений. Очевидно, в молодости он занимался ремеслом и привлекался для работ дворцовым ведомством, к которому относилось его родное село.

Механик придумал, как поднять Царь-колокол на звонницу в Кремле, да великий пожар 1737 года помешал.

Самобеглая коляска: чертежи из тюрьмы

Коляску Сенат изучал около года. Диковинка понравилась. Однако в бумагах был найден черновой лист, где в именовании императрицы было допущено зачеркивание, и изобретатель оказался опять в тюрьме за неуважение к правительнице. Потом гнев сменили на милость, и прожектёр получил свободу. Весной 1753 года механику было велено выдать наградных 50 руб. и сверху - на проезд до дома и пропитание. Весьма солидная сумма по тем временам!

Шамшуренков под надзором офицера за работой.

Метро и речные каналы

Так как столица потрясла Шамшуренкова количеством экипажей и обозов, он предложил также прорыть подземные улицы для движения, куда и стоило бы загнать все экипажи. Это было практически метро!

И если к этому отнеслись как к фантазии, то вот планы изобретателя соединить реку Москву с Верхней Волгой через рытьё каналов повлекли за собой обвинение в святотатстве - реки, мол, прокладывать может только Господь Бог. Шамшуренкова опять заковали в кандалы и тут же отправили в тюрьму. Кто ж знал, что и метро, и канал имени Москвы будут радовать москвичей на пару веков позже?

Как механик освободился из острога - неизвестно. Он был уже весьма пожилым человеком, много болел. Шамшуренков успел вернуться в родное село и умереть в окружении родных и близких в 1758 году.

Древний город Испании - САРАГОСА Столица автономного региона Арагон Zaragoza расположена .

Старинные часы.Мир невозможен без времени. Время уносит все: длинный ряд годов умеет.

Ничего не прошу, ни о чём не жалею… Кони жизни летят — остановки не жди. За оставшийся миг мож.

Памяти Зинаиды Кириенко: Какую тайну хранила актриса и почему раскрыла её только Сергею Герасимову .

-Ссылки

-Метки

-Резюме

Браило Ирина Викторовна

-Рубрики

-Поиск по дневнику

-Друзья

-Сообщества

-Трансляции

-Статистика


Человечество уже давно мечтало создать подобие самоходных колясок, которые способны передвигаться без тягловых животных. Это отчетливо видно в различных былинах, сказаниях и сказках.

В Петербурге царило праздничное настроение, воздух пронизан тонкими ароматами весны, прячущееся солнце посылало последние лучи. Летний сад был заполнен людьми. По мостовым разъезжали нарядные коляски, и вдруг среди всех экипажей появляется один странный.

1 (700x464, 173Kb)

361724_900 (700x503, 440Kb)



1 (2) (700x524, 480Kb)

Храповой механизм между педалями и маховиком давал возможность педалям совершать холостой ход. Переднее колесо было управляемым, ведущими служили два задних колеса

Интересно

Леонтий Лукьянович Шамшуренков

(1687 — 1758) — русский крестьянин, механик, изобретатель

Шамшуренков под надзором офицера за работой.

Леонтий Лукьянович Шамшуренков – так звучит имя русского героя, известного изобретением в XVIII веке самодвигающейся повозки. Сведений о нём, обычном крестьянине из деревни Большаково Яранского уезда Нижегородской губернии, сохранилось мало, да и те весьма отрывочны.



Императорская семья использовала коляску для развлечения, а затем про нее забыли, и она сгнила в одном из темных углов каретного двора.

Известно также, что Шамшуренков выступал и с другими, самыми разнообразными проектами, в том числе и грандиозными.

Считается, что Леонид Шамшуренков был изобретателем первого автомобиля, именно поэтому в настоящее время Яранск считается неофициальной родиной этого транспортного средства.

1 (3) (594x446, 154Kb)


\

1 (4) (700x466, 405Kb)

Читайте также: