Шамшуренков самобеглая коляска кратко леонтий
Обновлено: 30.06.2024
В летописи о самодвижущихся экипажах появлялись все новые и новые имена талантливых умельцев. В 1791 году знаменитый русский механик-самоучка Иван Петрович Кулибин продолжил идею Шамшуренкова в области строительства самоходных мускульных экипажей.
Бесспорно, Кулибин знал о работах своего предшественника Шамшуренкова, и свою самокатку он сделал значительно легче и рассчитал ее так, чтобы приводилась она в движение не двумя, а только одним человеком.
Хотя люди научились передавать усилие колесу через систему рычагов, постоянно велись поиски создания более облегченного экипажа, который мог бы передвигаться быстрее.
Леонтий Лукьянович Шамшуренков родился в деревне Большепольская Казанской губернии в 1687 году. О его жизни мало что известно – разве что был хорошим столяром и механиком, да механизмами сложными интересовался зело. Человеком он был честным – даже отсидел в тюрьме за то, что пожаловался на воеводу-коррупционера, расхищавшего казенный спирт с винокуренного завода.
В 1736 году Шамшуренков предложил Московской конторе Сената две лично разработанные машины для облегчения работ по подъему царь-колокола на колокольню храма Ивана Великого (хотя его некто об этом не просил – да и как он вообще об этом узнал?!). Машины были признаны успешными.
(*) Юмор юмором, а солдат к изобретателю был приставлен из-за того, что везли его в Сенат прямиком из Нижегородской тюрьмы, где тот обретался.
Постройка обошлась казне в 90 рублей 5 копеек (Сам Леонтий Лукьянович просил всего лишь 30 рублей). В награду императрица Елизавета Петровна одарила изобретателя пятьюдесятью рублями и, сверх того, деньгами на проезд до дома и пропитание.
Родина Леонтия Шамшуренкова затерялась на границе Нижегородской области и Марий Эл. Там у деревень двойные названия и до сих пор шумят священные марийские деревья.
Механик из Большого Поля
Сегодня любой желающий может побывать на родине крестьянина-изобретателя Леонтия Лукьяновича Шамшуренкова (1687-1758). Для этого достаточно сесть в автомобиль и поехать севернее Нижнего Новгорода, за реку Ветлугу, в село Большое Поле, или по-марийски - Когоцари, Воскресенского района. Дорога - приличный лесной грейдер, на который нанизаны полуживые деревеньки с потемневшими от дождей и времени избами и колодцами-журавлями. Большое Поле будет в самом конце этой дороги, среди таинственных Килемарских лесов. В 1687 году, когда и родился механик, эта земля относилась к Яранскому уезду Казанской губернии.
Сейчас в селе больше одного двора. Чувствуется былой размах - около больших изб с резными наличниками стоят видавшие виды лесовозы. Здесь не помнят Шамшуренкова - слишком много прошло времени. И на сельском погосте не найти его могилы.
Поднять Царь-колокол
Историки предполагают, что механик Шамшуренков был грамотным, наверняка умел писать и мог рисовать модели своих изобретений. Очевидно, в молодости он занимался ремеслом и привлекался для работ дворцовым ведомством, к которому относилось его родное село.
Самобеглая коляска: чертежи из тюрьмы
Коляску Сенат изучал около года. Диковинка понравилась. Однако в бумагах был найден черновой лист, где в именовании императрицы было допущено зачеркивание, и изобретатель оказался опять в тюрьме за неуважение к правительнице. Потом гнев сменили на милость, и прожектёр получил свободу. Весной 1753 года механику было велено выдать наградных 50 руб. и сверху - на проезд до дома и пропитание. Весьма солидная сумма по тем временам!
Метро и речные каналы
Так как столица потрясла Шамшуренкова количеством экипажей и обозов, он предложил также прорыть подземные улицы для движения, куда и стоило бы загнать все экипажи. Это было практически метро!
И если к этому отнеслись как к фантазии, то вот планы изобретателя соединить реку Москву с Верхней Волгой через рытьё каналов повлекли за собой обвинение в святотатстве - реки, мол, прокладывать может только Господь Бог. Шамшуренкова опять заковали в кандалы и тут же отправили в тюрьму. Кто ж знал, что и метро, и канал имени Москвы будут радовать москвичей на пару веков позже?
Как механик освободился из острога - неизвестно. Он был уже весьма пожилым человеком, много болел. Шамшуренков успел вернуться в родное село и умереть в окружении родных и близких в 1758 году.
Древний город Испании - САРАГОСА Столица автономного региона Арагон Zaragoza расположена .
Старинные часы.Мир невозможен без времени. Время уносит все: длинный ряд годов умеет.
Ничего не прошу, ни о чём не жалею… Кони жизни летят — остановки не жди. За оставшийся миг мож.
Памяти Зинаиды Кириенко: Какую тайну хранила актриса и почему раскрыла её только Сергею Герасимову .
-Ссылки
-Метки
-Резюме
Браило Ирина Викторовна
-Рубрики
-Поиск по дневнику
-Друзья
-Сообщества
-Трансляции
-Статистика
Человечество уже давно мечтало создать подобие самоходных колясок, которые способны передвигаться без тягловых животных. Это отчетливо видно в различных былинах, сказаниях и сказках.
В Петербурге царило праздничное настроение, воздух пронизан тонкими ароматами весны, прячущееся солнце посылало последние лучи. Летний сад был заполнен людьми. По мостовым разъезжали нарядные коляски, и вдруг среди всех экипажей появляется один странный.
Храповой механизм между педалями и маховиком давал возможность педалям совершать холостой ход. Переднее колесо было управляемым, ведущими служили два задних колеса
Интересно
Леонтий Лукьянович Шамшуренков
(1687 — 1758) — русский крестьянин, механик, изобретатель
Леонтий Лукьянович Шамшуренков – так звучит имя русского героя, известного изобретением в XVIII веке самодвигающейся повозки. Сведений о нём, обычном крестьянине из деревни Большаково Яранского уезда Нижегородской губернии, сохранилось мало, да и те весьма отрывочны.
Императорская семья использовала коляску для развлечения, а затем про нее забыли, и она сгнила в одном из темных углов каретного двора.
Известно также, что Шамшуренков выступал и с другими, самыми разнообразными проектами, в том числе и грандиозными.
Считается, что Леонид Шамшуренков был изобретателем первого автомобиля, именно поэтому в настоящее время Яранск считается неофициальной родиной этого транспортного средства.
\
Читайте также: