Шаламов проблематика и поэтика колымских рассказов кратко

Обновлено: 05.07.2024

В числе литературных величин, открытых эпохой гласности, имя Варлама Шаламова, на мой взгляд, – одно из самых трагических имен в отечественной литературе. Этот писатель оставил потомкам поразительное по глубине художественности наследие – “Колымские рассказы”, произведение о жизни и человеческих судьбах в сталинском ГУЛАГе. Хотя слово “жизнь” неуместно, когда речь идет о картинах существования человека, изображенных Шаламовым.

Часто говорят о том, что “Колымские рассказы” – попытка писателя поставить и решить

самые важные нравственные вопросы времени: вопрос о правомерности борьбы человека с государственной машиной, возможности активно влиять на свою судьбу, о путях сохранения человеческого достоинства в нечеловеческих условиях. Мне же представляется иначе задача писателя, изображающего ад на земле под названием “ГУЛАГ”.

Думаю, произведение Шаламова – пощечина обществу, допустившему подобное. “Колымские рассказы” – плевок в лицо сталинскому режиму и всему, что олицетворяет эту кровавую эпоху. О каких путях сохранения человеческого достоинства, о которых якобы говорит Шаламов в “Колымских

рассказах”, можно говорить на данном материале, если сам писатель спокойно констатирует тот факт, что все человеческие понятия – любовь, уважение, сострадание, взаимовыручка – казались узникам “комическими понятиями”. Он не ищет путей сохранения этого самого достоинства, заключенные просто не помышляли об этом, не задавались такими вопросами.

Остается поражаться тому, насколько нечеловеческие были условия, в которых оказались сотни тысяч невинных людей, если каждая минута “той” жизни была наполнена мыслями о еде, одежде, которую можно добыть, сняв ее с недавно умершего.

Думаю, вопросы управления человека собственной судьбой и сохранения достоинства применимы скорее к творчеству Солженицына, который также писал о сталинских лагерях. В произведениях Солженицына персонажи действительно размышляют о вопросах нравственных. Сам Александр Исаевич говорил о том, что его герои поставлены в более мягкие условия, нежели герои Шаламова, и объяснял это разными условиями заключения, в которых оказались они, авторы-очевидцы.
Сложно представить, какого душевного напряжения стоили Шаламову эти рассказы. Хотелось бы остановиться на композиционных особенностях “Колымских рассказов”. Сюжеты рассказов на первый взгляд несвязанны между собой, тем не менее они являются композиционно целостными. “Колымские рассказы” состоят их 6 книг, первая из которых так и называется – “Колымские рассказы”, далее примыкают книги “Левый берег”, “Артист лопаты”, “Очерки преступного мира”, “Воскрешение лиственницы”, “Перчатка, или КР-2”.

Книга “Колымские рассказы” включает 33 рассказа, располагающихся в строго определенном порядке, но не привязанным к хронологии. Это построение направлено на то, чтобы изобразить сталинские лагеря в истории и развитии. Таким образом, произведение Шаламова представляет собой не что иное, как роман в новеллах, несмотря на то, что автор неоднократно заявлял о смерти в XX веке романа как литературного жанра.

Повествование в рассказах ведется от третьего лица. Главные герои рассказов – разные люди (Голубев, Андреев, Крист), но все они чрезвычайно близки автору, поскольку напрямую причастны к происходящему. Каждый из рассказов напоминает исповедь героя. Если говорить о мастерстве Шаламова – художника, о его манере изложения, то следует отметить, что язык его прозы – простой, предельно точный.

Интонация повествования – спокойная, без надрыва. Сурово, лаконично, без каких-либо попыток психологического анализа, даже где-то документально писатель говорит о происходящем. Думаю, Шаламов добивается ошеломляющего воздействия на читателя путем контраста спокойствия неспешного, спокойного повествования автора и взрывного, ужасающего содержания.

Главный образ, объединяющий все рассказы – образ лагеря как абсолютного зла. “Лагерь – ад” – постоянная ассоциация, приходящая на ум во время прочтения “Колымских рассказов”. Это ассоциация возникает даже не потому, что постоянно сталкиваешься с нечеловеческими муками заключенных, но и потому, что лагерь представляется царством мертвых. Так, рассказ “Надгробное слово” начинается со слов: “Все умерли…” На каждой странице встречаешься со смертью, которую здесь можно назвать в числе главных героев. Всех героев, если рассматривать их в связи с перспективой смерти в лагере, можно разделить на три группы: первая – герои, которые уже умерли, а писатель вспоминает о них; вторая – те, которые умрут почти наверняка; и третья группа – те, которым, возможно, повезет, но это не наверняка.

Это утверждение становится наиболее очевидным, если вспомнить о том, что писатель в большинстве случаев рассказывает о тех, с кем встречался и кого пережил в лагере: человека, расстрелянного за невыполнение плана его участком, своего однокурсника, с которым встретились через 10 лет в камере Бутырской тюрьмы, французского коммуниста, которого бригадир убил одним ударом кулака…
Но смерть не самое страшное, что может случиться с человеком в лагере. Чаще она становится спасением от мук, для того, кто умер, и возможностью извлечь какую-либо выгоду, если умер другой. Здесь стоит вновь обратится к эпизоду раскапывания лагерниками из промерзшей земли только что захороненного трупа: все, что при этом испытывают герои – радость оттого, что белье мертвого можно будет завтра поменять на хлеб и табак (“Ночь”),
Основное чувство, которое толкает героев на кошмарные поступки – чувство постоянного голода. Это чувство – самое сильное из всех чувств. Еда – то, что поддерживает жизнь, поэтому писатель обстоятельно описывает процесс принятия пищи: заключенные едят очень быстро, без ложек, через борт тарелки, вылизывая дочиста языком ее дно.

В рассказе “Домино” Шаламов изображает юношу, который ел мясо человеческих трупов из морга, вырубая “не жирные” куски человечины.

Шаламов рисует быт заключенных – еще один круг ада. Жилищем заключенным служат огромные бараки с многоэтажными нарами, где размещаются по 500-600 человек. Заключенные спят на матрасах, набитых сухими ветками.

Везде полная антисанитария и, как следствие, болезни.

Шаламова рассматривает ГУЛАГ как точную копию модели тоталитарного сталинского общества: “…Лагерь – не противопоставление ада раю. а слепок нашей жизни… Лагерь… мироподобен”.
В одной из тетрадей-дневников 1966 года Шаламов так объясняет задачу, поставленную им в “Колымских рассказах”: “Я пишу не для того, чтобы описанное не повторилось. Так не бывает… Я пишу для того, чтобы люди знали, что пишутся такие рассказы, и сами решились на какой-нибудь достойный поступок…”

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Презентация на тему «В. Т. Шаламов. проблематика и поэтика «Колымских рассказ.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Презентация на тему «В. Т. Шаламов. проблематика и поэтика «Колымских рассказ.

«Я жив не единым хлебом А утром на холодке, Кусочек сухого неба Размачиваю в.

Дом в Вологде, где родился В. Шаламов

Дом в Вологде, где родился В. Шаламов

Дом – музей В. Шаламова в Вологде

Дом – музей В. Шаламова в Вологде

Первый срок 9 февраля 1929 года Шаламов был арестован при облаве в подпольно.

«С первой тюремной минуты мне было ясно, что никаких ошибок в арестах нет, чт.

В 1932 году Шаламов возвратился в Москву, работал в ведомственных журналах, п.

В 1932 году Шаламов возвратился в Москву, работал в ведомственных журналах, печатал статьи, очерки, фельетоны.

Второй срок В 1936 году он по совету своего шурина, видного чекиста Б. И. Гу.

Этот срок он провёл в Северо-восточном лагере (Севвостлаге) на Колыме. Прошёл.

Третий срок Он не был освобождён в январе 1942 года, согласно какому-то поста.

С 1946 года, окончив восьмимесячные фельдшерские курсы, стал работать в Лагер.

Творчество В 1932 году Шаламов вернулся в Москву после первого тюремного срок.

«Мы научились смирению, мы разучились удивляться. У нас не было гордости, себ.

 Шаламову досконально известен лагерный быт. Он не питает иллюзий и не внуша.

«Заключенный приучается там ненавидеть труд — ничему другому он и не может т.

Страх, который превращает человека в раба, описан в рассказе «Тифозный карант.

Если в рассказе “Шерри-бренди” Шаламов пишет о жизни поэта, о ее смысле, то в первом рассказе, который называется “По снегу”, Шаламов говорит о назначении и роли писателей, сравнивая ее с тем, как протаптывают дорогу по снежной целине. И Шаламов не идет по протоптанной дороге, он наступает на “снежную целину”. “Писательский и человеческий подвиг Шаламова — в том, что он не только вынес 17 лет лагерей, сохранил живой свою душу, но и нашел в себе силы вернуться мыслью и чувством в страшные годы, высечь из самого долговечного материала — Слова — воистину Мемориал в память погибших, в назидание потомкам”.

Содержание работы
Файлы: 1 файл

Псих худ литры.docx

Санкт-Петербургский институт управления и права

студент 3 курса

заочной формы обучения

Вопрос о художественной принадлежности лагерной литературы заслуживает отдельного исследования, однако, общность темы и личного опыта авторов не подразумевает жанровой однородности. Лагерную литературу следует рассматривать не как единое явление, а как объединение произведений, очень разных и по менталитету, и по жанру, и по художественным особенностям, и - как это ни странно - по тематике.. При этом необходимо учитывать, что авторы лагерной литературы не могли не предвидеть, что большинство читателей воспримет их книги как литературу свидетельства, источник знаний. И таким образом, характер прочтения становится одним из художественных свойств произведения.

“Колымские рассказы” — сборник рассказов, вошедший в колымскую эпопею Варлама Шаламова. Автор сам прошел через этот “самый ледяной” ад сталинских лагерей, поэтому каждый его рассказ абсолютно достоверен.
В “Колымских рассказах” отражена проблема противостояния личности и государственной машины, трагедии человека в тоталитарном государстве. Причем показана последняя стадия этого конфликта — человек, находящийся в лагере. И не просто в лагере, а в самом страшном из лагерей, воздвигнутом самой бесчеловечной из систем. Это максимальное подавление государством человеческой личности. В рассказе “Сухим пайком” Шаламов пишет: “нас ничто уже не волновало “нам жить было легко во власти чужой воли. Мы не заботились даже о том, чтобы сохранить жизнь, и если и спали, то тоже подчинясь приказу, распорядку лагерного дня. Мы давно стали фаталистами, мы не рассчитывали на нашу жизнь далее, как на день вперед. Всякое вмешательство в судьбу, в волю богов было неприличным”. Точнее, чем автор, не скажешь, и самое страшное, что воля государства полностью подавляет и растворяет в себе волю человека. Она же лишает его всех человеческих чувств, стирает грань между жизнью и смертью. Постепенно убивая человека физически, убивают и его душу. Голод и холод делают с людьми такое, что становится страшно. “Все человеческие чувства — любовь, дружба, зависть, человеколюбие, милосердие, жажда славы, честность — шли от нас с тем мясом, которого мы лишились за время своего голодания. В том незначительном мышечном слое, который еще оставался на наших костях. различалась только злоба — самое долговечное человеческое чувство”. Ради того, чтобы поесть и согреться, люди готовы на все, и если они не совершают предательства, то это подсознательно, машинально, так как само понятие предательства, как и многое другое, стерлось, ушло, исчезло. “Мы научились смирению, мы разучились удивляться. У нас не было гордости, себялюбия, самолюбия, а ревность и старость казались нам марсианскими понятиями и притом пустяками. Мы понимали, что смерть нисколько не хуже чем жизнь”. Нужно только представить себе жизнь, которая кажется не хуже смерти. В человеке исчезает все человеческое. Государственная воля подавляет все, остается только жажда жизни, великая выживаемость: “Голодный и злой, я знал, что ничто в мире не заставит меня покончить с собой. и я понял самое главное, что стал человеком не потому, что он божье создание, а потому, что он был физически крепче, выносливее всех животных, а позднее потому, что заставил духовное начало успешно служить началу физическому”. Вот так, вопреки всем теориям о происхождении человека.

2. Михайлик Е. В контексте литературы и истории (статья)

3. Шаламовский сборник / Донин С., [Сост.В.В.Есипов].- Вологда: Грифон, 1997

Жизнь лагерника осуществляется по законам цикличности, но не естественно-природной, предполагающей смену дня и ночи, времен года, а цикличности, в основе которой – смена удач и неудач, подчиненная случайности:

Шаламовым переосмыслено и представление о труде как двигателе эволюции. Каторжный труд не только не способствует развитию человека, но и заставляет эволюционный процесс двигаться в обратном направлении:

Установка на достоверность, на подлинное знание писателем того жизненного материала – еще один важный вывод, сделанный писателем на основе осмысления своего лагерного опыта. Произведения литературы прошлого (в частности, Достоевского) переоцениваются с точки зрения подлинного знания жизни: «Писатель пишет на языке тех, от имени которых он говорит. И не больше. Если же писатель знает материал слишком хорошо, те, для которых он пишет, не поймут писателя. Писатель изменил, перешел на сторону своего материала.

Читайте также: