Шакарим кудайбергенов биография кратко

Обновлено: 08.07.2024

Я предлагаю вам фильм о Шакариме на русском языке краткий рассказ о нем, наиболее популярные цитаты и стихи. Шакарим Кудайбердиев был одной из самых незаурядных личностей в казахской культуре. Глубокий мыслитель, талантливый поэт, яркая личность, он тем не менее, оказался на долгие годы вычеркнутым из литературы и философии своего народа. Почему? Конечно, главная причина в том, что стареющий поэт попал под жернова истории. Поначалу возлагая надежду на улучшение жизни казахского народа после революции 1917 года, он скоро разочаровался в новой власти, и она стала считать его подозрительным и опасным. Однако таким людям нелегко жилось бы при любом строе, ведь для него самым важным понятием была совесть, а людей власти напоминания о законах нравственности часто раздражают.

Но вокруг его дяди – Абая, собирались люди умные, творческие, и это окажет важное влияние на личность мальчика. Он полюбил поэзию, и в 15 лет начал писать стихи. Юный Шакарим увлекался музыкой. Известно, что в Семипалатинске он учился играть сначала на гармони, а потом на скрипке. А еще он любил рисовать. Однако скоро поэзия, искусство отойдут на второй план: 20-летний Шакарим уйдет в политику.

Им руководили не карьерные мотивы. Молодой человек искренне верил в справедливость, поэтому выставил свою кандидатуру в волостные правители и был избран. Несколько лет он будет пытаться мирить враждующие роды, разбирать жалобы на притеснения со стороны власть имущих, помогать обиженным. За эти годы он хорошо узнает и жизнь простого народа, и среду чиновников, думающих лишь о личной выгоде. Шакарим придет к грустному выводу о том, что бессилен изменить что-то в рамках существующей системы. Освободившись от службы, Шакарим решил заняться своим любимым делом – самообразованием.Он изучал историю, философию, литературу — восточную и западную. Самостоятельно изучил арабский, персидский, турецкий, русский языки. Вот как Шакарим писал о своих годах учения:

Арабский, русский языки
Попали будто под запрет.
По книге тюрка вопреки
Вобрал познание в ответ.
Трактаты древних мудрецов
На тюркском все ж достались мне.
До смысла философских слов
Добрался, хоть и не вполне.

Но тяга к разным языкам
В края те проложила путь.
За чаем умудрился сам
На Мекку мысли обернуть…

Кану я, но будут жить мои стихи,
Молодые все запомнят до строки.
Кто-то с верой примет это, кто-то нет,
Нет, не каждому стихи мои близки.

Так ушедших обсуждаем мы порой,
Все плохое, наносимое молвой,
Отвергаем, чтобы память добрых дел
Не тускнела в стороне его родной.

После смерти отстоять я не смогу
Чувство жизни, что легло в мою строку.
Это мненье в своем сердце сохранив,
Вот что высказать хочу, пока я жив:

Не суди о человеке, не познав,
Не суди, в кругу его не побывав.
И над путником не смейся, тяжкий груз
На свои в дороге плечи не приняв.

Словно в лодке, что на море, — в те года…
Не забыть эпоху эту никогда.
Мое время не похоже на твое,
Если сядешь в эту лодку, что тогда?…

Сам отсек я пуповину, выбрал путь,
Тьму раздвинул, никуда мне не свернуть.
Так что полностью судьбу мою познай,
Верю, что поймешь меня когда-нибудь.

П рекрасно знаешь ты про смерть и ад,
Но так живёшь, как будто ты бессмертен.
В своих грехах не ведаешь преград,
Но будешь за грехи свои в ответе.

А сколько бы добра ты сделать мог?
Но ты лежишь и ленишься без дела.
И пользуешься всем, что дарит Бог,
Его запреты нарушая смело.

Снаружи хочешь быть красив и чист,
А душу бесу глупому доверил.
Хитришь ты, чтобы власть заполучить,
Убить готов соперника, как зверя.

Тебе ни общество, ни совесть — не указ:
Ты продаёшь легко их за бесценок.
Но ведь когда придет твой смертный час, —
Ты превратишься в глину, как и все м ы .

Изречения Шакарима очень актуальны сегодня. Вот некоторые.

Вот еще стихотворные размышления Шакарима о том, каким должен быть человек:

Лень достойна укоризны, не достойна добрых слов,
Не стыдись учиться жизни у поживших стариков.
Если ты познал науку, постарайся передать
Знанья сыну, внуку, другу, чтобы мир могли познать.

А вот что он завещал своему народу:

Ты, несчастное сердце, пылаешь огнем,
Но надежды мои — дым во мраке пустом.
Испарились и воля, и стойкость, и ум,
Стало пусто и грустно на сердце моем.

Не на радость моим ты являлась очам,
И в сетях колдовских я запутался сам.
Ты взглянула — и кругом пошла голова,
Жизнь свою я тебе теперь в жертву отдам.

Ты сияешь лицом, и сам я как свет,
Навсегда в моем сердце останется след.
Увлекли меня черные ягоды глаз,
Я горю, как в аду, и спасенья мне нет.

Когда произошла революция, Шакарим сначала решил, что она принесет народу ту самую справедливую жизнь, о которой он мечтал. Он становится судьей. И что видит? В людях по-прежнему нет ни чести, ни совести. Деятели разных политических направлений говорят о народе, его счастье, а решают свои делишки, творят бесчинства, лгут, убивают
И Шакарим решает уйти от этого мира. С 1922 года старый мудрец жил в местечке Шакпан в горах Чингистау в совершенном одиночестве. Но его уединенная жизнь казалась подозрительной. К старику зачастили работники ГПУ. Его подозревали в связях с отрядами людей, бунтовавших против насильственной коллективизации. Улик не было, старого поэта отпускали, но все же своим существованием он мешал многим людям с нечистой совестью.

2 октября 1931 года, когда аксакал возвращался верхом в свое бедное жилище, в степи его встретил небольшой отряд, и начальник местного отдела ГПУ Абзал Карасартов выстрелил в беззащитного человека. Первый выстрел не был смертельным, раненый старик просил доставить его в город. Он хотел поговорить с руководителями. Но помощник Карасартова Халитов делает второй выстрел — на этот раз поэт был убит. Потом дело представили так, что Шакарим был убит в перестрелке. Ему даже ружье подбросили. Но были свидетели, этой расправы, они видели, что тело Шакарима сбросили в заброшенный колодец.

Старый поэт не был осужден, ему не предъявили никакого обвинения, но после его смерти на стихи был наложен запрет. Наступило полное забвение. Шакарим был вычеркнут из казахской поэзии, и казахская философия забыла своего мудреца. И только люди шепотом говорили, что в заброшенном колодце лежат много десятилетий непогребенные кости Шакарима. Его убийца занимал высокие посты. Казалось, правда не восторжествует никогда.

В 1961 году его сын Ахат отыскал останки отца и похоронил их недалеко от могилы Абая в урочище Жидербай. А в 1995 году, в год 150-летия Абая, там был возведен величественный мемориальный комплекс, который увековечил память двух великих казахских поэтов — Абая Кунанбаева и Шакарима Кудайбердыева.


Казахский поэт, историк, переводчик, путешественник Шакарим Кудайбердиев родился 11 июля 1858 в роду Тобыкты в Кен-булаке Чингизской волости Семипалатинского уезда. Этот 2018 год юбилейный, так как отмечается 160 лет со дня рождения Ш. Кудайбердиева.

В пять лет отец отдал его на учение аульному мулле и мальчик Шакарим быстро обучился персидской и арабской грамоте. В семь лет он осиротел и взял его на свое попечение дед Кунанбай, отец великого Абая Кунанбаева. Абай был младшим братом Кудайберды —отца Шакарима.

Так, детство и юность Шакарима прошли в духовном поиске, развитии, чтении казахской и зарубежной литературы, в русле науки и образования.

Также мыслитель занимался музыкой: играл на музыкальных инструментах и писал музыку.

Он занимался и рисованием, резьбой по камню, моделированием одежды, изготавливал скрипки, домбры, держал скаковых лошадей, охотился с беркутом.

В 14 лет под влиянием Абая он начал писать стихи. О добре и зле, жизни и смерти, духовности. Абай стал его истинным наставником и духовным учителем.

Но вскоре оставил свою должность и стал заниматься творчеством и путешествиями начиная с 1898 года, уже после сорока лет.


Погрузившись в мир науки (изучал труды таких мыслителей Востока, как Хафиз, Физули, Навои, а также произведения Байрона, Пушкина, Толстого) он отправился путешествовать, чтобы ближе познакомиться с народом.

В начале XX века творчество Шакарима охарактеризовалось подъемом. В 1906 году он посетил Мекку, Мысыр, Стамбул, работал в библиотеках, пересылая по почте в Семей приобретенные им книги.

Последний период его жизни был сложным, так как совпал с революцией 1905-1907 гг., столыпинской реакцией, Первой мировой войной, национально-освободительным движением 1916 года в Казахстане, февральской и октябрьской революциями, гражданской войной, установлением советской власти, коллективизацией.

Все эти события оказали огромное влияние на мировоззрение поэта.

Тема духовности и познания человека, его совершенствования является главной в лирических и философских трудах писателя.

В поэзии и философии мыслитель отказывается от резкого изменения личности, рассказывает о необходимости внутреннего постепенного перерождения личности.

Лирика и философские размышления Шакарима Кудайбердиева представляют собой богатое духовное наследие всего казахского народа. Много мудрых мыслей и истин можно почерпнуть в многочисленных баснях, афоризмах и загадках великого мыслителя.

Занимался политикой, был избран в волостные правители. Всерьёз творчеством занялся только с 1898 г., после сорока лет. По определённой системе стал изучать западную и восточную литературу, познакомился с наследием таких поэтов и мыслителей Востока как Хафиз, Физули, Навои, а также с произведениями Байрона, А. С. Пушкина, Л. Толстого. Его перевод Хафиза на казахский остается непревзойденным по мастерству и технике, также как блестящий перевод повести Пушкина "Дубровский". Самостоятельно овладел арабским, персидским, турецким, русским языками. В 1903 г. он был принят членом Западно-Сибирского отделения Императорского русского географического общества.

Когда с приходом большевиков к власти речь пошла о разрушении традиционного уклада жизни казахов, Шакарим недоумевал: ради чего, во имя чего и для чего разрушать, а что взамен? А предлагаемые вещи не имели ничего общего с многовековыми национальными ценностями казахского народа. И потому он социалистическую идеологию не принял. Он также всеми фибрами души не воспринимал государство, построенное на силе. И в этих условиях поэт должен был писать стихи и воспевать новый строй. Он предпочёл уйти из такого общества.

20 интересных фактов о Шакариме Кудайбердыулы

Шакарим Кудайбердыулы – казахский ученый, внесший значительный вклад в развитие казахской литературы, воспитанник великого Абая. В этой связи предлагаем читателям портала познакомиться с интересными фактами из жизни Шакарима Кудайбердыулы.


2. Сын Шакарима – Суфиян, рожденный от первой жены Мауен, скончался в 20-х годах ХХ века.

3. От второй жены Айганша у Шакарима было 5 сыновей и 2 дочки. Без суда и следствия старший сын Шакарима Капыр (Гафур) был заточен в тюрьму. В тюремной камере он сам себе перерезал горло.

5. У Шакарима было 2 жены. Первая жена умерла во время конфискации, а сын от нее умер из-за болезни. От второй жены у Шакарима было 4 сыновей – Капыр, Кабыш, Ахат и Зият.

6. Капыр и Баязит, не вытерпев издевательств в тюрьме, наложили на себя руки.

7. Поэт-композитор Кабыш Шакаримулы скончался от голода. Тело его было найдено в степи. За голенищем сапога Кабыша нашли потрепанную тетрадь, где были записаны его последние стихи. В своих стихах Кабыш пишет, как он хочет повидаться с родственниками и как он хочет вдоволь наесться хлеба.


11. В народе бытует несколько вариантов того, как увидел и как убил Шакарима отряд Абзала Карасартова. По одним сведениям, Шакарим случайно натолкнулся на отряд милиции, когда с группой казахов пытался бежать в Китай. Шакарим отделился от группы и один вышел к отряду милиции. Те не узнали его, был густой туман, и стреляли в Шакарима. Согласно версии, приказ был отдан Абзалом Карасартовым, а стрелял учитель по фамилии Халитов из аула Абай.

12. Кроме этого, существуют еще две версии. По одной из них, ГПУ организовало это гнусное убийство, второго октября убив 70-летнего аксакала; оставили на месте убийства подаренный Абаем винчестер, также рядом уложили убитую лошадь Олжабая Шалабаева. По второй версии поэт-философ погиб от рук чекиста, когда повернулся к нему спиной. Но как бы то ни было, тело Шакарима было сброшено в осушенный колодец.

13. Акт о смерти Шакарима-кажы Кудайбердыулы, руководителя восстания, бывшего волостного, религиоведа, был сфабрикован. Все труды Шакарима были сожжены. Истопник ГПУ сохранил одну-единственную фотокарточку Шакарима.

16. По воспоминаниям Хамита Ергалиева, в 1959 году после реабилитации Шакарима Кудайбердыулы, Абзал Карасартов приходил в Союз писателей Казахстана бил по столу, и требовал привлечь к ответственности лиц, которые хотят реабилитировать главаря банды.

18. Согласно данным за 1914 год, в зимовке Шакарима было несколько юрт на 16 человек и жилые помещения. В его хозяйстве было более 400 голов овец, 8 верблюдов.

20. Он познакомил казахских читателей с образцами лучшей русской, западной литературы. Он высоко ценил творения Льва Толстого, всю жизнь считал себя учеником Толстого. Переписывался с ним. Переводил его труды на казахский язык.

Читайте также: