Северодвинская роспись история кратко

Обновлено: 19.05.2024

Среди произведений XIX в. в собрании отдела народного искусства Русского музея преобладают вещи с Северной Двины. Это закономерно, так как производство всевозможной утвари и роспись как способ украшения деревянных изделий существовали здесь на протяжении более трехсот лет. Его главные центры — Пермогорье, Нижняя Тойма, Пучуга, Борок — расположены по верхнему и среднему течению Северной Двины. Процветание ремесла стимулировала близость к высокоразвитым очагам художественной культуры на Севере, городам Великому Устюгу, Сольвычегодску, Холмогорам и Архангельску. Немало тому способствовали и экономические особенности жизни края: процесс обезземеливания крестьян, вынуждавший их заниматься ремеслами, и активная ярмарочная торговля, главным центром которой был Великий Устюг.

Местные графические росписи XVIII — ХIХ вв. унаследовали характерные признаки этого искусства, сложившиеся еще в XVII в.: плоскостный характер росписей, прорисовку контуров, четко выделявшихся на светло-охристом, белом, иногда зеленом фоне; сочетание растительного узора с геометрическими мотивами кругов, треугольников, характерное начертание цветов типа крин, веерообразных листьев, округлых зубцов в изгибах ветвей. Сохранилась и традиционная цветовая гамма. Внутри контуров узор заполнялся желтой, красной, зеленой, иногда синей краской. Техника росписи также в основном не менялась: работали красками на яичном желтке по грунтовке.

Типовое единство позволило исследователям объединить эти росписи под общим названием северодвинских. Однако каждый из центров можно рассматривать и как отдельную школу графической росписи со своими неповторимыми стилистическими признаками.

Интерес к изображению реальной жизни был так велик у народных мастеров, что жанровые сцены потеснили растительный орнамент, отодвинули его к краям украшаемых поверхностей. К концу XIX в. орнамент вновь обильно покрывает предметы, становится то изощренно-измельченным, то спокойно и уравновешенно раскидывает побеги.

Этот путь развития характерен и для другого старинного центра росписи — Борка. Борецкая роспись отличается от пермогорской большей звучностью красок, особенно в конце XIX в., когда под фоны стали применять сусальное золото, а светлый фон приобрел особую белизну. Огнем загоралась на нем киноварь ветвей и полыхали красные кони, бьющие копытом в узорные рамки, окружавшие сцены праздничных катаний.

Прялки. Пермогорье и Борок. XIX век


Справа: Прялка. Мастер из семьи Амосовых.
1889 год. Борок Архангельской губернии.
Государственный Русский музей

Искусство Борецкой росписи представлено в музее, главным образом, прялочной росписью 1880 — 1920-х гг., исполнявшейся мастерами из семьи Амосовых, дугами 1870 — 1880-х гг. Их, по-видимому, также расписывали Амосовы, в частности, глава этой талантливой семьи живописцев Матвей Гаврилович. Дуга 1886 г. — образец работы этого мастера.

Дуга. 1886 год. Мастер М.Г.Амосов. Борецкая роспись


Дуга. 1886 год. Мастер М.Г.Амосов.
Борок Архангельской губернии.
Государственный Русский музей

Дуга. XIX век. Северодвинская роспись


Дуга. XIX век.
Район Северной Двины
Государственный Русский музей

Роспись согласно местной традиции подчинена плоскости. Графические разделки появляются только в деталях. Роспись дуг показывает, что наряду с графическим стилем на Двине существовало и живописное направление, близкое по характepy к росписям Заонежья и Вятки, откуда в неурожайные годы приходили маляры расписывать избы.

Туеса. XIX век. Верхняя Уфтюга Вологодской губернии


Туеса. XIX век.
Верхняя Уфтюга Вологодской губернии
Государственный Русский музей

Лукошко. 1920-е гг. Красноборский район


Лукошко. 1920-е гг.
Красноборский район Архангельской области
Государственный Русский музей

На притоке Северной Двины — Верхней Уфтюге — был развит промысел по изготовлению берестяных лукошек и туесов. Уфтюгская роспись на этих предметах сочетает приемы свободных кистевых мазков с рисунком тетеревиным пером (современные мастера работают стальными перьями). Живопись и графика, смелое введение цвета, композиционный принцип расположения росписей отдельными группами, ограниченность мотивов (ветвь, птица) определяют своеобразие стиля уфтюгской росписи (ил.53, 54).

Н.В.Тарановская

Росписи Северной Двины. Пермогорская роспись, поднос.

Размеренный уклад жизни северодвинцев влек в эти края переселенцев, искавших спокойствия и мира. Культуры переплетались, традиции наслаивались друг на друга, простое крестьянское творчество превращалось в самобытное искусство. Сегодня северодвинская роспись по праву считается культурным наследием России, история которого не должна быть забыта.

История возникновения

Расписное искусство, зародившееся в северодвинских селах, сопричастно с традициями книжного рукописного издания. Книги в то время были не просто переписью содержания, они оформлялись не без помощи декоративных приемов, дополнялись иллюстрациями, узорами, орнаментами. И этот дух декоративности умельцы-переписчики перенесли на иную платформу – стали расписывать предметы быта, утварь. Так и появилась знаменитая северодвинская роспись.

Название общее, привязанное к географическому центру производства. Иначе именуют его как Северная роспись (или с уточнением – Северная роспись по дереву). В конце 13 столетия в селах, расположенных по течению реки Северной Двины, в Вологодской и Архангельской губерниях зародился промысел расписных и резных работ. Из дерева местные умельцы производили посуду, игрушки, орудия труда, мебель и прялки – и эти предметы украшали рисунки и резьба.

Северодвинский край подарил русской культуре крупнейшее направление отечественного промысла, легко узнаваемое, яркое, самобытное.

Разновидности росписи Северной Двины

Промысел под этим названием принято разделять на три равноценные группы – пермогорская, борецкая, ракульская росписи. Названия направлений связаны с местностью, поселениями, где они зародились. Это важно: несмотря на общие черты росписи Северной Двины, каждое художественное течение имеет существенные отличия.

Ракульская роспись.В деревнях по реке Ракулке, что впадает в Северную Двину, зародилась особая техника. Ее основой был растительный орнамент, представленный декоративными листочками. Птицы, окаймленные черным контуром, доминирующие золотистая охра и черный цвет, различные усики, завитки, прожилки – все это приметы ракульской росписи.Запоминается и базовый орнамент направления – изогнутый стебель с идущими в сторону разноцветными каплями. С цветом мастера работали смело, фоны расписных прялок часто желтые, но локальные цвета (белый, красный, зеленый) создавали общее яркое впечатление.

Ракульская роспись, поднос.

Ракульская роспись, Основные растительные элементы.

Борецкая роспись.Знаменитые борецкие прялки часто сравнивают с иконостасом, но от искусства иконописи мастера из села Борока брали только внешние черты, эстетику. Постепенно из художественных заимствований сформировался свой стиль, неповторимый и изящный.Круг сюжетов направления широк: труд и быт, обряды, праздники. И, конечной, северный промысел делал акцент на сакральности изображения, смысловом богатстве работы.

Борецкая роспись,тарелка.

Борецкая роспись, доска.

Пермогорская роспись

Пермогорская роспись – русский народный промысел Архангельской области. Развит в деревнях Черепаново, Большой Березник и Грединская в 4 км от пристани Пермогорье.

История росписи берет свое начало в Архангельском крае, происходит из Пермогорья — группы деревень Красноборского района под общим необычным названием Мокрая Едома. Это деревни Черепаново, Помазкино, Большой Березник и Гридинская в 4 км от пристани Пермогорье, Красноборского района Архангельской области.

Техника исполнения, её колорит, композиционное построение, сюжеты указывают на непосредственную связь пермогорской росписи с древнерусскими книжными миниатюрами и иконографией.

Росписи Северной Двины., изображение №6

В цветовой гамме преобладают белый фон и красный основной узор. Жёлтый и зелёный цвета являются сопутствующими. Большое значение имеет тонкий чёрный контур. Мастера используют кобальтовый оттенок, а также золотой. В ранних работах пермогорская роспись включала орнаменты, сделанные желтой охрой, насыщенно-бордовым и несколько приглушенным зеленым цветом.

Жанровые сцены и узоры

Пермогорская роспись — графического типа, так как первоначальный рисунок наводится контуром, а затем по нему накладываются цвета. Основными составляющими орнаментами и узорами пермогорской росписи служат трилистник, цветы и ягоды. На волнистую линию многие мастера наносили все эти элементы в произвольной последовательности, заполняя пустующие места отдельным цветком или ягодой. Несколько реже пермогорская роспись изображала человека или птицу, домашнее животное, отдавалось предпочтение все же растительному элементу.

Росписи Северной Двины., изображение №7

Росписи Северной Двины., изображение №8

Наравне с растительными орнаментами были достаточно популярны и сценки из повседневной жизни. На коробах изображали семейную пару или единорогов (мифическое существо, символизирующее целомудрие, в широком смысле духовную чистоту и искания), иногда львов, охотников, ткачих, прядильщиц, сцены чаепития, посиделок. Одновременно с ними на предметах обихода изображали кошку – символическое изображение семейного уюта и где-то даже домового.Часто встречаются кони, запряженные в карету, сани или плуг, всадник на коне или отдельный конь среди растительного орнамента. Также в ранней пермогорской росписи в сценах охоты, сбора ягод, катания в упряжке часто изображался олень. Среди растительного орнамента можно увидеть кабана, лисицу, собаку.

Предметы

Круг расписываемых предметов в Пермогорье велик — деревянная и берестяная посуда, росписью покрывались колыбели, прялки, хлебницы, блюда, туеса, ендовы, ставы, жбаны, чарки, солоницы, вёдра, набирухи, короба, ларцы, сундуки, подголовники и даже санки, телеги, хомуты и ткацкие станки. Больше всего расписывались прялки.

Расписная прялка.

Расписная тарелка.

Расписная утица-ендова.

Расписные туеса.

Расписная шкатулка.

Известные мастера, прославившие пермогорскую роспись на весь мир — династия Ярыгиных, Хрипуновых и Хвостовых.

25c-dvina_0-032

Размеренный уклад жизни северодвинцев влек в эти края переселенцев, искавших спокойствия и мира. Культуры переплетались, традиции наслаивались друг на друга, простое крестьянское творчество превращалось в самобытное искусство. Сегодня северодвинская роспись по праву считается культурным наследием России, история которого не должна быть забыта. Чем знаменит художественный промысел Северной Двины, какие направления его представляют, и почему северная роспись сегодня считается сакральным месседжем предков? Об этом и не только – далее.

История возникновения

Расписное искусство, зародившееся в северодвинских селах, сопричастно с традициями книжного рукописного издания. Книги в то время были не просто переписью содержания, они оформлялись не без помощи декоративных приемов, дополнялись иллюстрациями, узорами, орнаментами. И этот дух декоративности умельцы-переписчики перенесли на иную платформу – стали расписывать предметы быта, утварь. Так и появилась знаменитая северодвинская роспись.

Название общее, привязанное к географическому центру производства. Иначе именуют его как Северная роспись (или с уточнением – Северная роспись по дереву). В конце 13 столетия в селах, расположенных по течению реки Северной Двины, в Вологодской и Архангельской губерниях зародился промысел расписных и резных работ. Из дерева местные умельцы производили посуду, игрушки, орудия труда, мебель и прялки – и эти предметы украшали рисунки и резьба.


Северодвинский край подарил русской культуре крупнейшее направление отечественного промысла, легко узнаваемое, яркое, самобытное. В нем прослеживается тесная связь архаичных крестьянских представлений о мире, опиравшихся, в том числе, и на языческое искусство. Но не обошлось и без влияния художественных мотивов Северной Европы.

Разновидности росписи Северной Двины

Промысел под этим названием принято разделять на три равноценные группы – пермогорская, борецкая, ракульская росписи. Названия направлений связаны с местностью, поселениями, где они зародились. Это важно: несмотря на общие черты росписи Северной Двины, каждое художественное течение имеет существенные отличия.

Общие корни, базирование на древнерусском искусстве, ориентация на книжную миниатюру стали главной характеристикой северных промыслов. Техника исполнения работ напоминает книжное иллюстрирование того времени. Но каждый вид северной росписи опирается на собственную колористику, своеобразие передачи сюжетов и мотивов, акцент на доминирующих элементах и приемах оформления.


Северная роспись – отличия от других

Несправедливы аргументы тех, кто считает роспись прибрежья Северной Двины менее яркой и талантливой, чем знаменитую хохлому, городецкую или петриковскую росписи. В сравнении невозможно идти путем выстраивания иерархии: можно только отметить характерные черты, отображавшие уклад и традиции местного населения, выбор цвета (немало зависящий от климатических особенностей региона), корни техники.

Пермогорская роспись

Колористика промысла – это белофонное искусство с доминированием красного цвета. Желтый и зеленый цвета сопутствуют активному красному, не заслоняют его, а только подыгрывают. Важный отличительный элемент – тонкий черный контур, традиционно наносимый гусиным пером.

Присутствуют в работах графические остатки геометрической резьбы – белые и черные зубчики. Мастера пермогорского направления активно заполняли плоскость, где не находилось места для сюжета. Основные мотивы данного вида северодвинского искусства – птица Сирин и катанье на лошадях. Другие темы также встречаются, но не столь часто. При этом заметно: у художника все же была свобода изображения, бытовые темы они легко связывали с событиями личной жизни.

Ракульская роспись

В деревнях по реке Ракулке, что впадает в Северную Двину, зародилась особая техника. Ее основой был растительный орнамент, представленный декоративными листочками. Птицы, окаймленные черным контуром, доминирующие золотистая охра и черный цвет, различные усики, завитки, прожилки – все это приметы ракульской росписи.

Запоминается и базовый орнамент направления – изогнутый стебель с идущими в сторону разноцветными каплями. С цветом мастера работали смело, фоны расписных прялок часто желтые, но локальные цвета (белый, красный, зеленый) создавали общее яркое впечатление.

Борецкая роспись

Знаменитые борецкие прялки часто сравнивают с иконостасом, но от искусства иконописи мастера из Борка брали только внешние черты, эстетику. Постепенно из художественных заимствований сформировался свой стиль, неповторимый и изящный.

Борецкая техника – это нарядная белизна фона, узор на ножке, продуманные до мелочей растительные мотивы.

Круг сюжетов направления широк: труд и быт, обряды, праздники. И, конечной, северный промысел делал акцент на сакральности изображения, смысловом богатстве работы.

Пичужская роспись

Борецкая техника – это нарядная белизна фона, узор на ножке, продуманные до мелочей растительные мотивы.

На борецких росписях возница одет нарядно, на пичужских – по-крестьянски. Знаменитый трилистник, яркий элемент славянского искусства, в пичужском варианте имеет тонкую нижнюю часть листа, верхняя же переходит в ягоду.

Борецкая техника – это нарядная белизна фона, узор на ножке, продуманные до мелочей растительные мотивы.

Уфтюжская роспись

Промысел, зародившийся в Верхней Уфтюге, прославился сказочностью, виртуозностью растительного орнамента. Фоновые решения могли быть разными: от ярких оранжевых, красных до зеленых и даже редких синих. Фон подкрашивали тонким слоем, дабы сама структура бересты отдавала теплом.

Композиция едина – гибкая веточка с тонким цветком, опущенные реснички листьев, несколько ягодок. Особую известность получили уфтюгские туески, аккуратные, скромные и, на первый взгляд, очень простые. Многие начинающие художники по дереву учатся мастерству именно с уфтюгской техники.

Символика и мотивы Северной росписи

Основной темой промысла Северодвинского края можно назвать опоэтизирование народной жизни. Самые популярные сюжетные линии – свадьба, посиделки, катание на тройках.


Смысловая нагрузка в изображаемых элементах хорошо угадывается:

дерево (древо) – сама жизнь с ее плодами и потерями, сменой вех и периодов;
птица – символ зарождения, начала и надежд, предвестник урожая;
ягоды – плоды, коими полнится и быт, и личная жизнь крестьянина;
трилистник – триединство как жизненная философия (рождение-жизнь-смерть, мужчина-женщина-ребенок, земля-вода-воздух).

Сюжеты брались из жизни: самые яркие, ожидаемые, переломные события становились темой расписных работ.

Основные элементы

Практически в каждом виде росписи Северной Двины встречается веточка с ягодами, отличается же ее написание технически – тонкостью линии, выбором цвета, обращенностью листочка (вверх-вниз) и т.д.

Изящным и отличительным элементом промысла стал тюльпан. На Руси этот цветок был диковинным, но как символ совершенства, красоты и вожделенного идеала он регулярно появлялся в работах художников по дереву. Интересно, что листочки тюльпана походили на листья папоротника или земляники (оригинальных ведь мастера в глаза не видали).

Частый элемент – птицы. Величавые, яркие, властвующие, они не всегда изображались замысловато, но точно играли роль смыслового акцента. Конь – еще один активный персонаж расписных работ, имел разные цветовые варианты и степени декорирования.

Заключение

Дерева и береста, как основной фон для северных промыслов, стали визитной карточкой искусства этих мест. В наше время многовековые традиции продолжаются, современные художники используют более совершенные материалы, нежели темпера и яичный желток, но чтят и берегут аутентичность северодвинской росписи по дереву.

Размеренный уклад жизни северодвинцев влек в эти края переселенцев, искавших спокойствия и мира. Культуры переплетались, традиции наслаивались друг на друга, простое крестьянское творчество превращалось в самобытное искусство. Сегодня северодвинская роспись по праву считается культурным наследием России, история которого не должна быть забыта.

Северодвинская роспись

Роспись Северной Двины: история возникновения промысла, виды, основные мотивы и элементы, изображение №2

Роспись Северной Двины: история возникновения промысла, виды, основные мотивы и элементы, изображение №3

История возникновения промысла

Расписное искусство, зародившееся в северодвинских селах, сопричастно с традициями книжного рукописного издания. Книги в то время были не просто переписью содержания, они оформлялись не без помощи декоративных приемов, дополнялись иллюстрациями, узорами, орнаментами. И этот дух декоративности умельцы-переписчики перенесли на иную платформу – стали расписывать предметы быта, утварь. Так и появилась знаменитая северодвинская роспись.

Туесок, расписанный Северодвинской росписью

Название общее, привязанное к географическому центру производства. Иначе именуют его как Северная роспись (или с уточнением – Северная роспись по дереву). В конце 13 столетия в селах, расположенных по течению реки Северной Двины, в Вологодской и Архангельской губерниях зародился промысел расписных и резных работ. Из дерева местные умельцы производили посуду, игрушки, орудия труда, мебель и прялки – и эти предметы украшали рисунки и резьба.
Северодвинский край подарил русской культуре крупнейшее направление отечественного промысла, легко узнаваемое, яркое, самобытное. В нем прослеживается тесная связь архаичных крестьянских представлений о мире, опиравшихся, в том числе, и на языческое искусство. Но не обошлось и без влияния художественных мотивов Северной Европы.

Разновидности росписи Северной Двины

Промысел под этим названием принято разделять на несколько равноценных групп росписей: пермогорскую, ракульскую, борецкую, пичужскую и уфтюжскую.
Названия направлений связаны с местностью, поселениями, где они зародились. Это важно: несмотря на общие черты росписи Северной Двины, каждое художественное течение имеет существенные отличия.

Общие корни, базирование на древнерусском искусстве, ориентация на книжную миниатюру стали главной характеристикой северных промыслов. Техника исполнения работ напоминает книжное иллюстрирование того времени. Но каждый вид северной росписи опирается на собственную колористику, своеобразие передачи сюжетов и мотивов, акцент на доминирующих элементах и приемах оформления.

Колористика промысла – это белофонное искусство с доминированием красного цвета. Желтый и зеленый цвета сопутствуют активному красному, не заслоняют его, а только подыгрывают. Важный отличительный элемент – тонкий черный контур, традиционно наносимый гусиным пером.
Присутствуют в работах графические остатки геометрической резьбы – белые и черные зубчики. Мастера пермогорского направления активно заполняли плоскость, где не находилось места для сюжета. Основные мотивы данного вида северодвинского искусства – птица Сирин и катанье на лошадях.

Другие темы также встречаются, но не столь часто. При этом заметно: у художника все же была свобода изображения, бытовые темы они легко связывали с событиями личной жизни.

Пермогорская роспись

2. Ракульская роспись

В деревнях по реке Ракулке, что впадает в Северную Двину, зародилась особая техника. Ее основой был растительный орнамент, представленный декоративными листочками. Птицы, окаймленные черным контуром, доминирующие золотистая охра и черный цвет, различные усики, завитки, прожилки – все это приметы ракульской росписи.
Запоминается и базовый орнамент направления – изогнутый стебель с идущими в сторону разноцветными каплями.

С цветом мастера работали смело, фоны расписных прялок часто желтые, но локальные цвета (белый, красный, зеленый) создавали общее яркое впечатление.

Ракульская роспись

3. Борецкая роспись

Знаменитые борецкие прялки часто сравнивают с иконостасом, но от искусства иконописи мастера из Борка брали только внешние черты, эстетику. Постепенно из художественных заимствований сформировался свой стиль, неповторимый и изящный.
Круг сюжетов направления широк: труд и быт, обряды, праздники. И, конечной, северный промысел делал акцент на сакральности изображения, смысловом богатстве работы.

Борецкая техника – это нарядная белизна фона, узор на ножке, продуманные до мелочей растительные мотивы.

Борецкая роспись

4. Пичужская роспись

На борецких росписях возница одет нарядно, на пичужских – по-крестьянски. Знаменитый трилистник, яркий элемент славянского искусства, в пичужском варианте имеет тонкую нижнюю часть листа, верхняя же переходит в ягоду.

Пичужская роспись

5. Уфтюжская роспись

Промысел, зародившийся в Верхней Уфтюге, прославился сказочностью, виртуозностью растительного орнамента. Фоновые решения могли быть разными: от ярких оранжевых, красных до зеленых и даже редких синих. Фон подкрашивали тонким слоем, дабы сама структура бересты отдавала теплом.
Композиция едина – гибкая веточка с тонким цветком, опущенные реснички листьев, несколько ягодок.

Особую известность получили устюфские туески, аккуратные, скромные и, на первый взгляд, очень простые.

Уфтюжская роспись

Основные мотивы

Основной темой промысла Северодвинского края можно назвать опоэтизирование народной жизни. Самые популярные сюжетные линии – свадьба, посиделки, катание на тройках.
Сюжеты брались из жизни: самые яркие, ожидаемые, переломные события становились темой расписных работ.

Основные элементы

Практически в каждом виде росписи Северной Двины встречается веточка с ягодами, отличается же ее написание технически – тонкостью линии, выбором цвета, обращенностью листочка (вверх-вниз) и т.д.

Изящным и отличительным элементом промысла стал тюльпан. На Руси этот цветок был диковинным, но как символ совершенства, красоты и вожделенного идеала он регулярно появлялся в работах художников по дереву. Интересно, что листочки тюльпана походили на листья папоротника или земляники (оригинальных ведь мастера в глаза не видели).

Частый элемент – птицы. Величавые, яркие, властвующие, они не всегда изображались замысловато, но точно играли роль смыслового акцента.
Конь – еще один активный персонаж расписных работ, имел разные цветовые варианты и степени декорирования.

Читайте также: