Сетевой сервис и сетевые стандарты кратко

Обновлено: 05.07.2024

Протоколы семейства TCP/IP реализуют всевозможные сервисы (услуги) Интернет.

Все услуги, предоставляемые сетью Internet, можно условно поделить на две категории: обмен информацией между абонентами сети и использование баз данных сети.

К числу услуг связи между абонентами принадлежат:

Telnet — удаленный доступ. Дает возможность абоненту работать на любой ЭВМ сети Internet, как на своей собственной. То есть запускать программы, менять режим работы и т.д.

FTP (File Transfer Protocol) — протокол передачи файлов. Дает возможность абоненту обмениваться двоичными и текстовыми файлами с любым компьютером сети. Установив связь с удаленным компьютером, пользователь может скопировать файл с удаленного компьютера на свой или скопировать файл со своего компьютера на удаленный.

NFS (Network File System) — распределенная файловая система. Дает возможность абоненту пользоваться файловой системой удаленного компьютера, как своей собственной.

Электронный переводчик — производит перевод присланного на него текста с одного языка на другой. Обращение к электронным переводчикам происходит посредством электронной почты.

Общее понятие о базах данных. Основные понятия систем управления базами данных. Модели данных

знать: общие сведения о проектировании баз данных; основные свойства, принципы построения и функционирования баз данных, возможности систем управления базами данных; основные модели хранения данных; их достоинства и недостатки; особенности их использования при решении задач

уметь: использовать модели хранения данных и знаний; проектировать структуры таблиц баз данных; устанавливать связи между таблицами базы данных; выбирать СУБД для решения задач построения информационных систем

База данных (БД) – это структурированная совокупность данных, отражающая свойства и состояние объектов конкретной предметной области и связи между ними.

Система управления базами данных (СУБД) – это комплекс программных средств, предназначенных для создания, накопления, обработки и управления БД.

В теории СУБД выделяют три основные типы организации БД: иерархическая (элементы связаны отношением подчиненности, при этом каждый элемент может подчиняться только одному какому-нибудь элементу); сетевая (расширение иерархического – в отличие от иерархического в сетевой модели запись-потомок может иметь любое количество предшествующих записи); реляционная (БД представлена в виде совокупности взаимосвязанных таблиц).

Наибольшее распространение получили СУБД, основанные на реляционной модели данных, предложенной Э.Ф. Коддом.

Одной из наиболее распространенных СУБД является MS Access, входящий в состав профессиональной версии пакеты MicrosoftOffice.

Популярность MS Access во многом объясняется следующими ее свойствами:
- направленность на пользователей самых различных уровней подготовки;
- наличие удобных визуальных средств разработки;
- возможность интеграции с другими программными продуктами пакета Microsoft Office.

СУБД MS Access состоит из шести основных компонентов:
- таблицы – для хранения структуры БД и самих данных;
- запросы – для создания QBE и SQL запросов к БД (для поиска информации в БД);
- формы – для удобства ввода, просмотра и редактирования данных;
- отчеты – для подготовки и оформления данных в виде документа для распечатки на принтере;
- страницы – для обеспечения доступа в БД с Web – страницы;
- макросы – для автоматизации выполнения повторяющихся операций (макрос состоит из последовательности внутренних команд СУБД);
- модули – для автоматизации выполнения стандартных операций и создания новых процедур средствами языка программирования Visual Basic.

Таблица

Таблица состоит из простейших объектов, называемых полем (столбец) и записью (строка). Каждая поле предназначается для хранения данных только одного определенного типа.

Основными характеристиками поля являются его имя (последовательность символов, кроме знаков препинания – должен быть информативным, но кратким) и тип (характеризует содержание данных).

Основные типы полей:

- текстовый – для хранения данных в виде совокупности символов;
- числовой – для хранения числовых данных;
- логический – для хранения логических данных, имеющих только одно из двух значений – истина/ложь;
- Дата/время – для ввода даты или времени;
- MEMO – для обеспечения возможности работы с длинными текстами;
- счетчик – специальное числовое поле для нумерации записей;
- денежный – для удобства работы с числами, обозначающими денежные суммы;
- объект OLE – для обеспечения возможности хранения рисунков, картинок, звука, видеофрагментов.

- вложение(аналог OLE)–создает поле типа "Вложение", и в диалоге вставлять нужные файлы с изображением

- Гиперссылка– для создания Гиперссылки. Гиперссылка может иметь вид пути UNC либо адреса URL. Сохраняет до 64 000 знаков.

- Мастер подстановок– создает поле, позволяющее выбрать значение из другой таблицы или из списка значений, используя поле со списком. При выборе данного параметра в списке типов данных запускается мастер для автоматического определения этого поля.


Одно из полей таблицы назначают ключевым полем (чаще всего называют первичным ключом, обязательно тип - счетчик), т.е. полем, значение которого однозначно определяет запись.

При заполнении строк, т.е. при вводе записей, запрещается допускать в тексте кавычки, но обязательно нужно соблюдать типы полей.

Схема данных

Механизм описания логической связи между таблицами MS Access реализован в виде объекта называемого схемой данных. В данном объекте связи между таблицами организуются через ключевые поля таблиц.

Выделяют несколько типов связи:


Типовые действия, допустимые в Access

ЛКМ – левая кнопка мыши, ПКМ – правая кнопка мыши

Основные понятия реляционных баз данных

знать: основные понятия реляционной модели данных; основные принципы работы с объектами СУБД MS Access; основные возможности СУБД Access

уметь: определять типы данных, назначать ключевые поля в таблицах, создавать связи между таблицами с обеспечением целостности данных

В основе реляционной модели данных лежит понятие отношения.

Отношение представляется в виде двумерной таблицы, на которую накладываются определенные ограничения.

Столбец таблицы соответствует понятию атрибута отношения, строка – понятию кортежа отношения.

Множество возможных значений, которые могут появляться в столбце таблицы, - понятию домена, на котором определен соответствующий атрибут. Понятие домена аналогично типу данных в языках программирования.

Ключ отношения – один или несколько атрибутов, значения которых однозначно идентифицируют любой кортеж отношения.

Спецификации Access 2007

Атрибут Максимальное значение
Размер файла базы данных Microsoft Access (accdb) 2 Гбайт за вычетом места, необходимого системным объектам
Число объектов в базе данных 32 768
Число модулей (включая формы и отчеты, у которых свойство Наличие модуля (HasModule) имеет значение Истина)
Число знаков в имени объекта
Число знаков в пароле
Число знаков в имени пользователя или имени группы
Число одновременно работающих пользователей

Интернет – единая глобальная сеть, соединяющая между собой огромное ко­­личество сетей по всему миру (от англ. InterNet - "межсеть", "сеть се­тей"). Интернет возник в 60-е годы в США в результате экспериментов по созданию жиз­неспособной сети, которую нельзя было бы вывести из строя, уничтожив один или несколько командных пунктов с центральными компьютерами.

Интернет – децентрализованная сеть, не имеющая собственника или органа уп­­равления (хотя у каждой входящей в нее сети есть собственник и системный ад­министратор), функционирующая и развивающаяся путем добровольного (в том числе коммерческого) сотрудничества различных организаций и поль­зо­ва­телей на основе общих соглашений и стандартов (протоколов). Заре­гис­три­ро­ван­ные и пронумерованные стандарты, протоколы, спецификации Интернета образуют систему элек­тронных документов RFC (Request For Comments – запрос для пояснений).

Организации обеспечивающие подключение и предоставление услуг Ин­тер­нета – провайдеры (англ. Internet Service Providers, поставщики услуг Интернет) связаны высокоскоростными ма­ги­с­тральными каналами (кабельными, волоконно-оптическими, спут­ни­ко­вы­ми, радиорелейными). Отдельный компьютер или локальная сеть могут под­клю­чать­ся к провайдеру по выделенной линии (постоянное соединение) или по ком­му­тируемой линии (временное подключение через модем и обычную теле­фон­ную сеть). Первый способ более дорог, но обеспечивает более высокую ско­рость передачи данных.

Сигнал модема может передаваться:

· по обычному телефонному каналу – ком­му­тируемой линии;

· по выделенной телефонной линии;

· на базе техно­ло­гии ADSL (англ. Asymmetric Di­gital Subscriber Line – асимметричная цифровая або­нентская линия) по обыч­но­му те­лефонному каналу, не занимая его и позволяя неза­ви­си­­мо и одно­вре­мен­но вес­ти телефонные переговоры.

Скорость передачи данных через коммутируемую телефонную ли­нию – око­ло 30 Кбит/сек для аналоговых телефонных линий и 60–120 Кбит/сек для циф­ро­­вых. Для выделенных телефонных линий скорость передачи до 2 Мбит/сек, для волоконно-оптических и спутниковых линий связи – сотни Мбит/сек.

Постоянные соединения, в зависимости от используемого сетевого оборудования и вида кабельного канала, обеспечивают скорости передачи данных до 20-40 Мбит/сек и выше.

Работа Интернета основана на базовом протоколе TCP/IP, внедренном в 1983 г. На самом деле TCP/IP представляет из себя набор протоколов и состоит из нескольких основных уровней. Так, транспортный протокол TCP (Transmission Control Protocol – протокол уп­­рав­ления передачей) обеспечивает разбиение данных на небольшие па­кеты (сегменты) перед отправкой и сборку после доставки, а протокол маршрутизации IP (Internet Protocol – меж­сетевой протокол) отвечает за выбор маршрутов по раз­лич­ным узлам и сетям между от­пра­ви­­те­­лем и получателем (возможно, раз­лич­ных для разных пакетов из од­но­го со­­общения). Пакеты данных, под­го­­товленные по этому протоколу, называют дейта­грам­ма­ми IP (или IP-па­кетами). Они вклю­ча­ют сегменты, подготовленные по протоколу TCP, к которым до­бавлены адреса отправителя и полу­ча­теля.

Эти протоколы выполняют и другие задачи, например, протокол TCP включает фун­к­ции не только транспортного, но и сеансового уровня, не укладываясь полностью в разделение по уровням модели OSI, так как были разработаны до ее появ­ле­ния.

Каждая из информационных служб (информационных сервисов) Интернета ре­­шает свои задачи, используя свои прикладные протоколы, опирающиеся на ба­зовые протоколы TCP/IP. Наиболее известные из них:

· Служба передачи файлов между удаленными компьютерами исполь­зу­ет­ся для передачи крупных файлов (ар­хи­вов, книг и т.п.) по протоколу FTP (англ. Fi­le Transfer Protocol – протокол пе­ре­дачи файлов). Для работы с FTP нужен FTP-клиент, который может быть встроен в интернет-обозреватель, файловый менеджер или поставляться отдельным приложением. FTP-клиенты отличаются между собой возможностью использования многопоточности (скачивания частей файлов в нескольких параллельных процессах), поддержкой "докачки" файла после обрыва связи, ограничениями на максимальный поддерживаемый размер файла.

· Служба телеконференций (новостей, новостных групп) UseNet News (News­groups) обес­пе­чи­вает про­­смотр материалов по выбранной тематике, при­­сылаемых на сер­­вер те­­ле­конференции са­ми­ми пользователями. Ис­поль­­­­зуются также списки рассылки, формируемые с учас­ти­ем адми­нис­т­ра­­тора (модератора) кон­фе­рен­ции и рассылаемые подпи­сав­шимся або­нен­­там.

· До повсеместного распространения Интернета функции телеконференций во мно­гом выполняли электронные доски объявлений BBS (англ. Bulletin Board System – сис­­тема электронных бюллетеней), наиболее известной системой которых яв­ля­ет­ся сеть Fi­doNet. Подключение к BBS осуществляется по малым компьютерным сетям с од­ним сервером с по­мощью модемов че­рез теле­фон­ные линии.

· Служба интерактивного общения IRC (Internet Relay Chat – дословно, Ин­­­тернет–трансляция болтовни), которую часто называют чат-кон­фе­рен­циями или просто чатом, поддерживает коллективный разговор, участ­ни­ки которого набирают свои реплики на клавиатуре и видят сказанное дру­ги­ми на мониторе.

· Служба Telnet служит для удаленного управления (по протоколу Telnet) че­рез Интернет другими ком­пьютерами и установленными на них про­г­рам­мами, например, под­клю­ченными к аппаратуре для проведения эк­спе­риментов или вы­пол­ня­ю­щи­ми сложные математические расчеты.

· Важными направлениями использования Интернета являются Интернет-те­ле­фония (IP-телефония) – передача телефонных разговоров и факсов по Интер­не­ту в ко­ди­ровке, соответствующей протоколу IP, трансляция по Интернету ра­дио- и те­ле­визионных передач, беспроводное подключение к Интернету с мо­биль­ных те­ле­фонов: непосредственно по протоколу WAP (Wireless Application Protocol – про­токол бес­про­водных приложений), или через компьютер по протоколу GPRS (General Packet Ra­­dio Ser­vi­ce).

· Шифрование передаваемой по Интернету информации обеспечивается протоколом SSL (Se­cu­red Socket Layer).

Каждый компьютер, подключенный к Интернет, получает уникальный (не­по­в­то­ряющийся) IP-адрес (то есть адрес, соответствующий протоколу IP). При по­с­­тоянном подключении этот адрес закреплен за ним, при временном – вы­де­ля­ется временный (динамический) адрес на сеанс. При этом компьютер, который постоянно подключен к сети и через который подключаются временные по­ль­­зователи, называют хост-компьютером (от англ. host – хозяин).

Физический IP-адрес представляет собой 32-битное (4-х байтовое) двоичное чис­ло, которое принято записывать, переводя каждый байт в десятичное число, и разделяя их точками. Это число кодирует сеть, через которую компьютер вхо­дит в Интернет, и номер компьютера в сети. В зависимости от допустимого чис­ла компьютеров сети разделяются на три класса (табл. 3).

Таблица 3. Классы сетей A, B, C

Класс Адрес сети Адрес ком­пьютера в сети Макс. число ком­пью­те­ров в сети Первое число IP-адреса
A 7 бит 24 бита 2 24 – 2 = 16 777 214 0 – 126
B 14 бит 16 бит 2 16 – 2 = 65 534 128 – 191
C 21 бит 8 бит 2 8 – 2 = 254 192 – 223

Например, адрес 197.98.140.101 соответствует номеру узла 0.0.0.101 в сети 197.98.140.0 класса C.

Чтобы отделить адрес сети от адреса хоста, используется маска подсети, также представляющая собой 32-битное число. По умолчанию сетям класса A соответствует маска 255.0.0.0, класса B – 255.255.0.0, а сетям класса C – 255.255.255.0, то есть, в двоичном представлении маски, позиции, соответствующие адресу сети, закрыты единицами. Маска подсети может использоваться и для других целей, например, для логического разделения локальных сетей на подсети меньшего масштаба.

Пользователям удобнее работать не с физическими адресами, а с доменными име­нами сетей и компьютеров в Интернет. Такое имя состоит из разделенных точ­ками символьных обозначений доменов (от лат. dominium – владение.) – фрагментов сети. Справа налево ука­зываются самый обширный, старший домен (первый или верхний уровень), затем более млад­шие, вложенные один в другой домены, и так далее до самого ле­вого до­ме­на, соот­вет­ст­вующего конечному узлу сети. В начале доменного имени перед именем сервера может указываться служба Интернета, в ко­то­рой работает данный узел сети (например, www. – "всемирная паутина" или ftp. – служба пересылки файлов). Часто домены третьего и ниже уровней называют субдоменами или поддоменами.

Домены верхнего уровня обозначают чаще всего двумя (страна) или тремя (тип ор­га­ни­за­ции) буквами. Некоторые из них приведены в табл. 4.

Однозначное соответствие между физическими и доменными именами обес­пе­чивается специальной системой доменных имен Интернета – DNS (англ. Do­­main Na­me System), состоящей из компьютеров, которые на­зы­ва­ют DNS-сер­ве­рами (у каж­­дого домена есть обслуживающий его DNS-сервер). Поль­зо­ва­тель име­ет де­ло с до­мен­ными именами, а передача данных между ком­пь­ю­те­ра­ми осу­­щест­вля­ет­ся по фи­зическим адресам, автоматически определяемым пу­тем об­ращения к со­от­вет­ст­вующим DNS-серверам.

Таблица 4. Некоторые домены верхнего уровня

Домен верхнего уровня Страна Домен верхнего уровня Тип организации
ca Канада com Коммерческая
de Германия edu Образовательная
jp Япония gov Правительственная (США)
ru Россия int Международная
uk Велико­бри­та­ния net Компьютерная сеть
us США org Некоммерческая

Для доступа к файлу (программе, документу) в Интернете нужно указать URL-адрес (англ. Uniform Resource Locator – унифицированный указатель ресурсов), состоящий из:

· названия протокола, используемого для доступа к файлу и отделенного от по­следующей части дво­ето­чи­ем и двумя косыми чертами;

· доменного имени компьютера, отделяемого от последующего содержимого косой чер­той;

· полного имени файла на компьютере (без указания логического диска), вклю­чающего (возможно) путь доступа (перечень вложенных каталогов), соб­ст­­­венно имя и расширение файла.

В URL-адресе могут использоваться только латинские буквы (строчные и про­писные буквы считаются различными) без пробелов. Путь и имя файла мо­гут от­сутствовать, что соответствует обращению к самому компьютеру (сер­ве­ру).

Для работы с электронной почтой необходимо зарегистрировать на одном из почтовых сер­веров Интернета свой почтовый ящик, которому присваивается адрес элек­трон­­ной почты. Такой адрес состоит из доменного имени сервера и за­пи­сан­но­го перед ним логина (имени почтового ящика, его выбирает пользователь при ре­ги­с­тра­ции). Две эти части адреса разделяются символом @ (читается "эт", в России часто ис­поль­зу­ют жаргонное выражение "собака").

Как указано выше, ведущей и на­и­бо­­лее широко используемой на сегодняшний день службой Интернета является "Всемирная паутина" World Wide Web (www), которая охватила большой объем информационных ресурсов. В этой системе легко найти но­вости, справочные и нормативные материалы, книги, статьи, рефераты, программное обеспечение, мне­ния и советы экспертов практически по любой теме. Также в www содержится огромное количество мультимедийного контента, такого как графика и анимация, видео- и аудиозаписи, онлайн-игры и т.д.

Служба www основана на представлении документов в виде гипертекста – тек­ста, позволяющего не только последовательное прочтение. Суть дела состоит в том, что элементы гипертекста, такие как фразы, отдельные слова, рисунки могут отсылать к другим фраг­ментам это­го же текста или другим документам, расположенным, воз­мож­но, в другом ком­пьютере на другом сервере. Физическое местоположение адресуемого ссылкой сервера не имеет при этом значения. Ссылки (гиперссылки, ги­пер­свя­зи) обыч­но помечаются осо­бым цве­том и шрифтом, а переход по ним вы­пол­ня­­ет­ся ав­то­ма­тически после щел­ч­ка мышью по метке. Таким об­ра­зом, раз­но­об­разная ин­фор­ма­ция оказывается связанной между собой пе­ре­пле­та­ющейся па­утиной ссылок, а введенные в систему коллективные знания че­ло­ве­чества в оп­ределенной мере уподобляются индивидуальной памяти, спле­та­е­мой в одно це­лое ассоциациями и смысловыми связями.

Концепция www на основе гипертекстов была разработана в 1989 г. английским ученым Тимоти Бернерс-Ли для Европейской Лаборатории Физики элементарных частиц, базирующейся в Швейцарии и объединяющей физиков из различных стран мира. Сама кон­цеп­ция гипертекста была предложена американским ученым Теодором Хольмом Нельсоном в 1965 г.

Документ, представленный в WWW называют Web-страницей, а компьютер, на котором расположены такие документы – Web-сервером. Web-страницы соз­да­ются с помощью языка разметки гипертекстов HTML (англ. HyperText Markup Lan­gu­a­ge) или более мощного языка XML (англ. eXtensible Markup Lan­gu­a­ge – расширенный язык разметки), есть и другие форматы разметки.

Как правило, формат разметки позволяет определить гиперссылки и организацию текста, вклю­чая в него управляющие символы – теги (от англ. tag – метка, ярлык). Фор­ма­ти­ро­ва­ние Web-страницы на мониторе определяется как управляющими разметкой тегами, так и конкретными настройками компьютера. На Web-страницы мож­­но помещать рисунки в одном из трех основных гра­фи­чес­ких форматов Web – gif, jpg(jpeg), png, мультимедийные объекты (flash-анимацию, зву­­ковые и видео–файлы), формы для диалога с пользователем, эле­мен­ты уп­рав­­ления (ActiveX), запускающие программы. Такие программы чаще всего составляются на языке программирования Java (Ява), предназначенном для поддержки Web-страниц. Трансляторы с это­го языка являются ин­тер­претаторами, что позволяет писать универсальные про­г­раммы, работающие на разных ком­пь­ютерах и в разных операционных сис­те­мах.

Набор связанных в одно целое гиперссылками и переходами Web-страниц об­разует Web-сайт (он англ. site – место, позиция).

Браузеры постоянно развивались со времен зарождения WWW, становясь все более важной программой типичного персонального компьютера. Современный браузер — это комплексное приложение как для обработки и вывода различных составляющих web‑страницы, так и для предоставления интерфейса между web‑сайтом и его посетителями. Практически все популярные браузеры распространяются бесплатно или в комплекте с другими приложениями, например, браузер Internet Explorer входит в состав операционной системы Windows, браузеры Mozilla Firefox и Opera последних версий являются бесплатными программами, браузер Safari распространяется как часть операционной системы Mac OS.

Управление любым современным браузером достаточно стандартизовано. Как минимум, для комфортной работы в обозревателе необходимы следующие инструменты:

· строка состояния (строка статуса) — нижнее информационное поле окна браузера, содержащее важную дополнительную информацию. Так, в процессе загрузки web‑страницы в строке состояния выводится информация о ее ходе, а при наведении курсора мыши на ссылку в строке состояния показывается соответствующий ссылке адрес URL;

· панель вкладок (иногда панель закладок, Tab bar) — позволяет открывать в текущем окне дополнительные web‑страницы и переключаться между ними. Концепция вкладок позволяет, не отказываясь от возможности открыть ссылку в новом окне браузера, более удобно управлять наборами одновременно открытых web‑страниц.

Указанные панели инструментов обычно включены изначально, а управлять ими можно из меню Вид (View) браузера.

Быстрота поиска информации в таких системах обеспечивается невидимой для пользователя ра­­ботой специальных программ ("поисковых роботов"), непрерывно сканирующих различные web–сайты и обновляющих списки встречающихся на них терминов (индексы поисковой сис­те­мы). Таким образом, реально поиск происходит не по "всем серверам Интернета", что было бы нереализуемо технически, а по базе данных поисковой машины, и отсутствие подходящей информации, найденной по запросу, еще не означает, что ее нет в Сети - можно попробовать воспользоваться другим поисковым средством или каталогом ресурсов. Базы данных поискового сервера пополняются не только автоматически. На любой крупной поисковой машине есть возможность проиндексировать свой сайт и добавить его в базу данных. Преимущество поискового сервера – простота работы с ним, недостаток – низкая степень отбора документов по запросу.

Как поисковыми серверами, так и отдельными разработчиками Web-сайтов формируются также рубрикаторы или каталоги – иерархические структуры тем и понятий, пе­ре­­двигаясь по которым пользователь может найти нужные документы или сайты. Пополнение каталога обычно производится самими пользователями после проверки введенных ими данных администрацией сервера. Каталог ресурсов всегда лучше упорядочен и структурирован, но требуется время для поиска нужной категории, которую, к тому же, не всегда легко определить. Кроме того, объем каталога всегда значительно меньше, чем количество сайтов, проиндексированное поисковой машиной.

Web-сайты также можно классифицировать с точки зрения технологии их разработки. Исторически сложившееся в русском языке словосочетание "язык HTML" не отражает того факта, что HTML и XML не являются языками программирования. Тем не менее, чаще всего современная Web-страница – динамическая, то есть, является результатом работы серверной программы, формирующей страницу в ответ на запрос пользователем того или иного адреса URL (в отличие от статической страницы в разметке HTML, хранящейся на сервере в виде файла с расширением .htm или .html). Основными языками серверного программирования являются PHP, Perl, Python и ряд других. Существуют и клиентские языки Web-программирования, такие как Javascript и VB Script. Программа на таком языке, включенная в текст Web-страницы, выполняется не на сервере, а на компьютере-клиенте, с помощью интерпретатора, включенного в браузер пользователя или отдельно установленного.

Сетевая модель OSI (Open Systems Interconnection Reference Model — модель взаимодействия открытых систем) — абстрактная модель для сетевых коммуникаций и разработки сетевых протоколов.

OSI представляет уровневый подход к сети. Каждый уровень обслуживает свою часть процесса взаимодействия. Благодаря такой структуре совместная работа сетевого оборудования и программного обеспечения становится гораздо проще и понятнее.

В 1978 году Международный комитет по стандартизации (ISO) разработал стандарт архитектуры ISO 7498, для объединения различных сетей. В разработке участвовало 7 комитетов, каждому из них был отведён свой уровень. В 1980 году IEEE опубликовал спецификацию 802, детально описавшую механизмы взаимодействия физических устройств на канальном и физическом уровнях модели OSI. В 1984 году спецификация модели OSI была пересмотрена и принята как международный стандарт для сетевых коммуникаций.

Уровни модели OSI

Модель состоит из 7-ми уровней, расположенных вертикально друг над другом. Каждый уровень может взаимодействовать только со своими соседями и выполнять отведённые только ему функции.

3) Сеансовый – Протоколы: ASP, ADSP, DLC, Named Pipes, NBT, NetBIOS, NWLink, Printer Access Protocol, Zone Information Protocol, SSL, TLS, SOCKS

4) Транспортный – Протоколы: TCP, UDP, NetBEUI, AEP, ATP, IL, NBP, RTMP, SMB, SPX, SCTP, DCCP, RTP, STP, TFTP

5) Сетевой - Протоколы: IP, IPv6, ICMP, IGMP, IPX, NWLink, NetBEUI, DDP, IPSec, ARP, RARP, DHCP, BootP, SKIP

6) Канальный (Звена данных) – протоколы: ARCnet, ATM, DTM, SLIP, SMDS, Ethernet, FDDI, Frame Relay, LocalTalk, Token ring, PPP, PPPoE, StarLan, WiFi, PPTP , L2F, L2TP

7) Физический- протоколы: RS-232, RS-422, RS-423, RS-449, RS-485, ITU-T, xDSL, ISDN, T-carrier (T1, E1), модификации стандарта Ethernet: 10BASE-T, 10BASE2, 10BASE5, 100BASE-TX, 100BASE-FX, 100BASE-T, 1000BASE-T, 1000BASE-TX, 1000BASE-SX


Модель OSI

Сетевая модель OSI (Open Systems Interconnection Reference Model — модель взаимодействия открытых систем) — абстрактная модель для сетевых коммуникаций и разработки сетевых протоколов.

OSI представляет уровневый подход к сети. Каждый уровень обслуживает свою часть процесса взаимодействия. Благодаря такой структуре совместная работа сетевого оборудования и программного обеспечения становится гораздо проще и понятнее.

В 1978 году Международный комитет по стандартизации (ISO) разработал стандарт архитектуры ISO 7498, для объединения различных сетей. В разработке участвовало 7 комитетов, каждому из них был отведён свой уровень. В 1980 году IEEE опубликовал спецификацию 802, детально описавшую механизмы взаимодействия физических устройств на канальном и физическом уровнях модели OSI. В 1984 году спецификация модели OSI была пересмотрена и принята как международный стандарт для сетевых коммуникаций.

Уровни модели OSI

Модель состоит из 7-ми уровней, расположенных вертикально друг над другом. Каждый уровень может взаимодействовать только со своими соседями и выполнять отведённые только ему функции.

3) Сеансовый – Протоколы: ASP, ADSP, DLC, Named Pipes, NBT, NetBIOS, NWLink, Printer Access Protocol, Zone Information Protocol, SSL, TLS, SOCKS

4) Транспортный – Протоколы: TCP, UDP, NetBEUI, AEP, ATP, IL, NBP, RTMP, SMB, SPX, SCTP, DCCP, RTP, STP, TFTP

5) Сетевой - Протоколы: IP, IPv6, ICMP, IGMP, IPX, NWLink, NetBEUI, DDP, IPSec, ARP, RARP, DHCP, BootP, SKIP

6) Канальный (Звена данных) – протоколы: ARCnet, ATM, DTM, SLIP, SMDS, Ethernet, FDDI, Frame Relay, LocalTalk, Token ring, PPP, PPPoE, StarLan, WiFi, PPTP , L2F, L2TP

7) Физический- протоколы: RS-232, RS-422, RS-423, RS-449, RS-485, ITU-T, xDSL, ISDN, T-carrier (T1, E1), модификации стандарта Ethernet: 10BASE-T, 10BASE2, 10BASE5, 100BASE-TX, 100BASE-FX, 100BASE-T, 1000BASE-T, 1000BASE-TX, 1000BASE-SX

В чем разница? В первом случае перед передачей данных устанавливается соединение. После данные перемещаются строго по установленному соединению. Наиболее популярный пример коммутации каналов – телефонная сеть.

коммутация

А вот коммутация пакетов работает несколько иначе, и именно к этому типу относятся современные компьютерные сети. Данные делятся на части, также именуемые пакетами. Эти части не зависят друг от друга и передаются отдельно. Каждый пакет может проходить через сеть разными путями.

коммутация пакетов

Главное преимущество второго типа – отказоустойчивость. Например, если какой-то из промежуточных узлов выйдет из строя, данные будут передаваться через доступные для этого узлы. При поступлении пакета на промежуточную точку (узел) определяется дальнейший путь: это и есть маршрутизация. Задача маршрутизации, которая описана выше, должна решаться на всех промежуточных этапах.

Разделение по технологии передачи:

  • широковещательные сети (данные, переданные в сеть, доступны всем устройствам этой сети);
  • точка-точка (передача от одного устройства к другому, иногда с наличием промежуточных узлов).

компьютерные сети

По протяженности компьютерные сети делятся на:

  • персональные;
  • локальные;
  • муниципальные;
  • глобальные;
  • объединение сетей (пример – сеть Интернет).

Рассмотрим каждую из них более подробно:

протяженности компьютерные сети

Стандарты стали решением таких проблем, как несовместимость сетевого оборудования, разные протоколы и несовместимость программного обеспечения. Именно по этим причинам раньше оборудование от разных производителей не взаимодействовало посредством сети.

Используется 2 типа стандартов:

  1. Dejure (юридические, формальные стандарты).
  2. De Facto (стандарты фактические).

Первые стандарты принимаются той организацией, которая имеет право их принимать (по формальным законам стандартизации). Вторые же никто целенаправленно не принимал: они установились сами собой, как происходит с новыми технологиями, резко набирающими популярность среди пользователей. Хороший пример такой технологии – стек протоколов TCP/IP, который на данный момент является основой сети Интернет.

Самыми важными стандартами являются:

  1. ISO (Международная организация по стандартизации) приняла стандарт на эталонную модель взаимодействия открытых систем.
  2. Консорциум W3C (World Wide Web Consortium) – веб-стандарты.
  3. IAB (Совет по архитектуре Интернета) – протоколы Интернет.
  4. IEEE (Институт инженеров по электронике и электротехнике) – технологии передачи информации.

Стоит отметить, что IEEE также принимает стандарты в различных областях электроники и электротехники. Разработкой для стандартов компьютерных сетей занимается их комитет под номером 802:

IEEE

А вот IAB состоит из нескольких частей:

  • IRTF (Группа исследователей Интернет) – долгосрочные исследования на перспективу;
  • IETF (Группа проектирования Интернет) – занимается выпуском стандартов на сетевые протоколы;
  • RFC (запрос комментариев) – документы, описывающие работу различных протоколов (формально это не стандарты).

Используя другие протоколы, оборудование и программное обеспечение просто не смогут использоваться в сети Интернет.

Каждый из документов RFC обладает своим номером и описывает конкретный интернет-протокол: